Развитие транспорта для путешествия

История развития транспорта и туризма.

По мере расширения устойчивых трансатлантических транспортных связей рос поток путешествующих лиц. К концу века из США выезжало тыс. человек в год. В это же время появляются первые межконтинентальные групповые туры. В 1866 г. были организованы поездки двух групп английских туристов в США, а на следующий год пароход «Квейкер Сити» оправился в пятимесячное морское путешествие, взяв на борт 60 человек. Среди них находился Марк Твен, описавший свои дорожные впечатления в книге «Простаки за границей».

Но вершиной всех преобразований в производстве стал железнодорожный транспорт на паровой тяге.

В Великобритании в 1814 г. Дж. Стефенсон изобрел паровоз, и в 1825 г. была проложена первая железная дорога. Бурный промышленный подъем сопровождался и ускорялся интенсивным строительством густой сети путей сообщения. Если в 1835 г. общая протяженность железных дорог в мире уставила 2,5 тыс. км, то к 1900 г. она увеличилась в 250 раз и достигла 617 тыс. км. Однако технические нововведения на транспорте были восприняты обществом неоднозначно. Неистовая кампания против железных дорог, увенчавшаяся физической расправой над их строителями, велась в английской прессе, а Е.Ф. Канкрин, в то время министр финансов России, отнюдь не глупый человек, заявлял, что железные дороги «подстрекают к частым путешествиям без всякой нужды и, таким образом, увеличивают непостоянство духа нашей эпохи».

Укрепление транспортной системы способствовало дальнейшему развитию туризма вширь и вглубь.

Один из первых русских путешественников по железной дороге вспоминал: «Туда ехал мы с умеренной скоростью 21 версту в 32 минуты, но отту-да 22 минуты: почти по версте в минуту, то есть по 60 верст в час… страшно подумать!» А английская печать отмечала «Много деловых людей настолько страдали от быстрого переезда из Манчестера в Ливерпуль или Лондон, что нередко забывали цель своей поезд-ки и им приходилось писать домой, чтобы узнать, зачем они поехали».

Читайте также:  Путешествие как можно перенести

Важное зна-чение для роста туризма имела комфортабельности механизированных транспортных пе-ревозок. Преимущество рельсовых путей перед грунтовыми дорогами становилось наибо-лее очевидным во время путешествий по России, всегда «славившейся» своим бездорожь-ем. Даже иностранные послы, чтобы добраться из Москвы в Петербург, задерживались до двух месяцев в пути из-за грязи, поломанных мостов, по неделе ожидая сменных лошадей на станциях.

В отличие от грунтовых железные дороги, по свидетельству первых пассажиров, обеспечивали поразительно ровное движение, почти без толчков, так что можно было читать или даже писать. Значительно улучшилось и качество обслуживания пассажиров в пути. Пассажирские вагоны, первоначально представлявшие собой повозки без крыши с установленными поперек скамейками, были усовершенствованы в США — стране с изнуряющей протяженностью перевозок и повышенными требованиями к комфорту со стороны пассажиров дальнего сообщения. Конкуренция, развернувшаяся между железнодорожными компаниями за клиента, привела к появлению в начале 70-х годов XIX в. роскошно оборудованных спальных вагонов первого класса с организацией питания в пути.

Одним из ключевых вопросов развития туризма была и остается безопасность передвижения. Борьба за безопасность движения; по рельсовому пути началась еще до испытания первого паровоза. Благодаря техническому усовершенствованию и предосторожностям движение по железной дороге было гораздо безопаснее, чем при ямской гоньбе по гу-жевым дорогам. Статистические данные свидетельствуют, что с развитием железнодорожного сообщения безопасность путешествия увеличилась в 15 раз. Иначе говоря, чтобы один раз попасть в железнодорожную катастрофу, пассажир должен был; ездить в курьерском поезде, не выходя из вагона, ровно 100 лет. Но самым убедительным доказательством надежности технической системы стал стремительный рост объема пассажироперевозок. Если в 1825 г. при открытии линии Стоктон — Дарлингтон в Англии, положившей начало железнодорожному сообщению в мире, кроме груза, паровоз смог перевезти 450 пассажиров, то к концу века только один 1881г. услугами железнодорожного транспорта воспользовались 623 млн. человек.

Читайте также:  План урока виды путешествий

Революция на транспорте с открывшейся вслед за ней перспективной количественного роста путешествий одновременно породила проблему, решение которой явилось важной вехой на пути становления туризма. Тот факт, что железнодорожный транспорт как сфера прибыльного вложения капитала вскоре был поделен между многими компаниями, существенно осложнил передвижение пассажиров, главным образом дальнего сообщения. Совершить путешествие по дорогам нескольких компаний они могли только при наличии проездных билетов на каждый участок пути в отдельности. Потребность в единой транспортной системе, а также пониженные требования к условиям проживания и увеселениям на отдыхе вызвали к жизни специализированные предприятия по организации туров, включающих в себя комплекс услуг. Первое бюро путешествий «Томас Кук и сын» было открыто в Англии в 1851 г., и со второй половины XIX в.

XX век произвел подлинный переворот в сфере досуга, во многом обусловленный новым стремительным рывком в развитии технических средств массовой коммуникации. После Первой мировой войны роль катализатора туризма перешла от железнодорожного к автомобильному транспорту. К этому времени железные дороги утратили значение стимулирующего фактора и превратились в сдерживающее начало международного туризма. Туристское пространство было ограничено от-дельными небольшими участками, строго привязанными к железнодорож-ным магистралям. Дальнейшее его расширение требовало мобильных средств передвижения, позволяющих проникать в глубь территории. Таким средством стал автомобиль.

Первые автомобили не отличались высокой скоростью. Но благодаря своей мобильности они делали доступной любую точку заселенного пространства, способствуя рассредоточению туристских потоков.

К 20-м годам XX в. в США каждый населенный пункт с численностью жителей более 5 тыс. человек был соединен с общей сетью магистральных путей сообщения дорогой с твердым покрытием и таким образом вовлечен в сферу туристской деятельности.

Автомобиль имел и другие преимущества перед железной дорогой. Он обеспечивал не только свободу перемещения, но гибкую организацию туристских поездок. Путешествующее лицо само определяло маршрут, места остановок и время нахождения в пути. Постепенно автомобиль превратился в главное средство передвижения на короткие и средние расстояния, существенно потеснив железнодорожный транспорт. С началом автомобилизации и строительством благоустроенных дорог в США и Великобритании объем пассажироперевозок по железным дорогам уменьшился наполовину. Все, больше людей отправлялись за город на уик-энд на личных автомашинах.

Одновременно с автомобильным развивался другой, новый вид транспорта— авиационный, которому суждено было занять доминирующее место в перевозках туристов на дальние расстояния свыше 500 км. К концу 30-х годов авиакомпании мира обслуживали линии общей протяженностью более 560 тыс.

Вторая мировая война прервала международные туристские, связи и нанесла значительный ущерб материально-технической базе, туризма. После ее окончания потребовался не один год, для того чтобы восстановить разрушенное, достигнуть и превзойти довоенный уровень туристских обменов. Ряд факторов содействовал ускорению этого процесса, среди них — внедрение достижений научно-технического прогресса на транспорте.

С середины 50-х годов гражданская авиация вступила в эпоху реактивной техники. Советский Союз явился пионером в эксплуатации летательных аппаратов новейшей конструкции. В 1956 г. на отечественные регулярные линии вышел первый реактивный пассажирский самолет ТУ-104 вместимостью от 70 до 100 посадочных мест и скоростью 900 км/час. Вскоре реактивная авиация за-владела воздушным пространством. В 1964 г. почти 3/4 авиапарка в мире составляли лайнеры с реактивным двигателем.

Использование высокоскоростных машин большой вместимости привело к значительному сокращению удельных эксплуатационных расходов (на один пассажиро- километр). Резко снизились тарифы. Если в середине 50-х годов стоимость перелета из Америки в Европу туда и обратно превышала 1 тыс. ам. долл., то в начале 60-х годов она уменьшилась в 3 — 4 раза.

Перемены на воздушном транспорте, обеспечившие экономию времени и денег людей на перевозку, сопровождались бумом международного туризма. Отдаленные дестинации стали доступны более широкому кругу путешествующих лиц. По данным Международной организации гражданской авиации, авиапутешествия растут опережающими темпами, за период с 1981 по 1990 г. в среднем на 6% в год. Расширение рынка авиаперевозок и международных туристских потоков — два взаимосвязанных процесса, которые лучше всего характеризуют современное состояние мирового туризма.

Благодаря непрерывному совершенствованию подвижного состава, стационарных транспортно-технических сооружений и проведению продуманной тарифной политики, авиация заняла лиди-рующие позиции на рынке транспортных услуг. Она оттеснила на второе место железные дороги, притормозила развитие автомобильного транспорта и причинила огромный ущерб морским пассажирским перевозкам. За 10 лет, с 1961 по 1971 г., число лиц; путешествующих по морю, уменьшилось с 21 до 2%.

В острой конкурентной борьбе с воздушным транспортом железные дороги смогли отстоять поездки на расстояния, не превышающие 1000 км. Во избежание простоев высвобождающихся пассажирских вагонов активизировался поиск новых форм обслуживания клиентов. Так возникла идея туристских поездов, одновременно используемых как средство передвижения, размещения, питания, развлечений и т.д. По аналогии с железными дорогами на водном транспорте получили распространение морские и речные путешествия — круизы (подробнее см. гл. VII, § 4).

Источник

История развития транспорта

Транспортные компании и организации — одна из пяти главных движущих сил современного международного туристского рынка. Основными видами транспорта в туризме в настоящее время являются: авиация, автобусы и автомобили, теплоходы морские и речные, железнодорожные поезда. Самыми ранними видами транспорта были: упряжки, лодки и колесные повозки.

Автобусный транспорт. Почтовые кареты, изобретенные в Венгрии в XV в., стали предшественниками автобусов. Первые автобусы были изобретены в Англии в 1830 г. Они предназначались для перевозки небольших групп пассажиров, приводились в движение паровым двигателем и назывались омнибусами. Корни этого слова уходят в латинский язык, где оно означало «транспорт для всех». В 1885 г. в Германии был сооружен восьмиместный автобус с одноцилиндровым двигателем мощностью 6 лошадиных сил. К 1915 г. автобус стал доступным общественным городским транспортом во многих городах мира. В США первый автобус классической конструкции был построен в 1922 г. В послевоенные годы автобусостроение стало активно развиваться и превратилось в мощную самостоятельную индустрию. Для автобусов стали использоваться дизельные и бензиновые двигатели мощностью от 200 лошадиных сил и более. Автобусы изготавливались большой вместимости — до 50 человек. В Англии была изобретена конструкция двухэтажного автобуса. К 1980 г. в мире эксплуатировалось более 3 млн автобусов. Появились автобусные фирмы-гиганты. Так, компания «Greyhound» (США) владела более чем 12 тыс. однотипных комфортабельных пассажирских и туристских автобусов.

Водный транспорт. Начало морского туризма можно отнести к середине XIX в. Первые сообщения о специально организованных рейсах морских пассажирских судов с целью отдыха относятся к 1835 г., когда в Англии были объявлены регулярные прогулочные рейсы между северными островами Британии и Исландии. В 1837 г. была основана судовладельческая компания «Р&О». Наряду с морскими путешествиями активно развивались и речные маршруты. В 1843 г. Томас Кук организовал лодочные экскурсии по Темзе; одновременно на другом континенте «Америкэн Экспресс» выполняла экскурсии по Миссисипи. Обострившаяся в начале XX в. конкуренция вынуждала судовладельцев постоянно улучшать условия проживания на судне, отделку кают и всю систему обслуживания пассажиров в рейсе, что быстро превратило суда в высококомфортабельные плавучие гостиницы. В 1907 г. на воду были спущены трансатлантические лайнеры «Сириус», «Лузитания», «Мавритания» водоизмещением по 30 тыс. тонн и скоростью 26 узлов в час; в 1912 г. — «Титаник», 52 тыс. тонн; в 1914 г. — «Император» и «Фатерланд», по 50 тыс. тонн, которые пересекали океан практически за неделю. Начала совершать регулярные рейсы «Куин Мери», водоизмещение которой равнялось 80 тыс. тонн, а скорость составляла 30 узлов в час. История советского морского туризма начинается с 1957 г., когда Всесоюзное акционерное общество «Интурист» начало осуществлять на арендуемых пассажирских судах «Победа» и «Грузия» морские путешествия из Одессы в Ленинград, вокруг Европы, а на «Петре Великом» — по Черному морю для туристов из соцстран. В 1960 г. был организован первый круиз с советскими туристами на «Адмирале Нахимове» вдоль Крымско-Кавказского побережья; в 1962 г. — на теплоходе «Григорий Орджоникидзе» вдоль Дальневосточного побережья продолжительностью 20 суток. В этот же период морской туризм начал развиваться на Балтике.

Железнодорожный транспорт. Появление железных дорог произвело настоящую революцию в путешествиях. Обширные сети железных дорог Северной Америки и Европы сделали железнодорожные станции центрами близлежащих районов. Лошадь (как самое распространенное средство передвижения до 1830 г.) не могла сравниться с «железным конем» в скорости и стоимости перевозок. Успех железных дорог был моментальным и распространялся повсюду. Пионером и крупнейшей фирмой в мире, имеющей более чем вековую историю и профессионально занимающейся железнодорожным туризмом до сего времени, является компания «International Company of Wagons-Lit», основанная братьями Пульман в 1872 г. в США. В 1884 г. была основана компания «International Company of Wagon Lit and Grand Express of Europe» для сообщения между столицами европейских стран. С конца XIX и в начале XX в. эта компания построила и ввела в эксплуатацию практически все классные именные маршруты, значительная часть которых существует и в наше время: «Orient Express» (1883 г.), «Trans-siberien» (1898 г.), «Train Bleu» (1922 г.), «Golden Arrow» (1926 г.). Это был «золотой век» для «Вагон-Лит». Маршруты поездов соединили Париж со Стамбулом, Москву с Владивостоком и т. д. В 1918 г. Россией было национализировано более 160 классных вагонов, принадлежавших компании. После второй мировой войны компания реорганизовалась и стала называться «International Company of Wagon Lit & Tourism». Она вновь восстановила свои маршруты и стала создавать свою туристскую индустрию, связанную с туристскими железнодорожными маршрутами, — занялась строительством отелей, ресторанов, созданием туристских агентств. Россия имеет самую большую в мире систему железных дорог, которым уже более полутора столетий. В 1913 г. общая эксплуатационная длина железных дорог России составляла 71,7 тыс. км и по протяженности занимала второе место в мире, после США. Первая значительная железная дорога Петербург -Москва вступила в эксплуатацию в 1851 г., до нее в 1837 г. была открыта железная дорога Петербург — Павловск (27 км). В 1864 г. открылась железная дорога Москва — Нижний Новгород. Основные железные дороги строились в центральных и южных районах Европейской части России. На рубеже XIX-XX вв. была проложена Транссибирская магистраль (от Челябинска до Владивостока). Однако к середине XX в. интенсивность железнодорожных перевозок в мире резко сокращается из-за увеличения числа автомобилей и развития авиаперевозок.

Автомобильный транспорт. Начало XX в. связано с возникновением и развитием принципиально нового вида транспорта — автомобильного. Так, в 1904 г. в Англии было всего 8465 автомашин, а в 1914 г. их число достигло 132 315. Автомобили взошли на туристскую сцену США, когда в 1908 г. Генри Форд представил свою известную модель «Т». Этот относительно дешевый автомобиль революционизировал путешествия в стране, создал спрос на хорошие дороги. В 1920 г. сеть дорог стала доступной, что привело к доминированию ходовых автомобилей в туристской индустрии. Сегодня автомобиль используется в 84 % всех международных поездок. Автотуристы стали причиной появления первых туристских площадок (1920-е годы), которые впоследствии превратились в мотели.

Авиационный транспорт. О полете человек мечтал еще с глубокой древности. Одно из свидетельств тому — легенда о Дедале и его сыне Икаре, поднявшихся в небо на крыльях из перьев, скрепленных воском. Неудачность попыток оторваться от земли с помощью искусственных крыльев не останавливала человека. Он пытался осуществить полет, прыгнув с высоты. Но каждый эксперимент кончался увечьем или гибелью испытателя. Неизвестный изобретатель предпринял полет на крыльях из слюды и кожи (документальное свидетельство об этом относится к 1695 г.), но подняться в воздух он, конечно, не смог. Научный подход к решению проблем полета стал возможен со становлением в XVIII в. фабричного производства, с интенсивным развитием науки и техники. Разработки великого русского ученого М. В. Ломоносова в области воздушной среды впоследствии легли в основу аэродинамики. Создание летательного аппарата легче воздуха известило об открытии эры воздухоплавания. Простота конструкции воздушных шаров способствовала началу практических работ в этой области. Первый полет на воздушном шаре выполнен в Москве в 1805 г. В 1852 г. состоялся первый полет на аэростате с паровым двигателем, построенном французом А. Жиффаром. В начале XIX в. английский ученый и изобретатель Д. Кэйли построил и испытал модель планера, который до начала XX в. оставался единственным типом летательного аппарата тяжелее воздуха. В России возможность полета на планере впервые обосновал Н. А. Арендт в 70-80-е годы XIX века. Разработка идеи летательного аппарата тяжелее воздуха с неподвижным крылом, развитие техники, вызванное становлением капитализма в России, способствовали появлению проектов самолетов. Артиллерийский офицер Н. А. Телешов первый в России и один из первых в мире предложил применить на самолете реактивный двигатель (1867 г.). Практически проект был невыполним, но представлял интерес как прообраз современных многоместных пассажирских самолетов. Модели первых самолетов с неподвижным крылом сконструировал русский изобретатель Д. Ф. Можайский. В 1882 г. первый в мире самолет поднялся в воздух. В 1910 г. совершил полет самолет конструкции инженера А. С. Кудашева. Вскоре поднялись в воздух самолеты конструкции Я. М. Гаккеля, И. И. Сикорского и др. Несмотря на значительный успех русских ученых, авиаторов, царское правительство не уделяло должного внимания развитию собственного воздушного флота. Русские летчики летали на самолетах, купленных за границей. Регулярные воздушные перевозки впервые появились в Германии. Это был маршрут «Берлин — Лейпциг — Веймар», а перевозчик позднее стал известен как «Lufthansa». Создание гражданской авиации России началось после Октябрьской революции. В 1921 г. был подписан декрет «О воздушных передвижениях в воздушном пространстве над территорией РСФСР и ее территориальными водами». Начали развиваться первые транспортные перелеты, международные авиационные связи. Скорость, комфорт и относительная безопасность сделали авиапутешествия лидирующим видом транспорта в туристских перевозках.

Источник

Оцените статью