Развитие внешнеэкономических связей России со странами ближнего зарубежья
Вхождение России в мировой рынок и укрепление ее внешнеэкономических позиций в значительной степени зависят от восстановления и развития связей со странами СНГ.
Длительное существование Советского государства способствовало глубокой экономической взаимозависимости входивших в нее республик. Степень интеграции республик СССР была много выше, чем у стран, входящих в ЕЭС. В межреспубликанском обмене продукцией положительное сальдо имели Россия, Азербайджан и Туркмения. Остальные республики больше получали, чем отдавали. Распад СССР сопровождался резким спадом экономики во всех постсоветских республиках. Спад почти на 30% объемов производства промышленной продукции в России вызван разрушением сложившихся традиционных кооперационных связей. Значительный спад производства отмечается и в других постсоветских республиках. Сложившееся состояние экономики обусловливает необходимость реинтеграции стран СНГ на новой экономической и политической основе.
Даже в относительно более благополучной и более способной к самостоятельному экономическому развитию России политика реинтеграции в рамках СНГ представляется единственно правильной. Будет обеспечено некоторое сглаживание негативных последствий распада СССР, значительно обостривших кризисные процессы во всех странах СНГ Ближнее зарубежье является традиционным рынком российских товаров, где они конкурентоспособны и на них приходится половина внешнеторгового оборота России. Кроме того, ввоз сырья и комплектующих изделий из стран СНГ не может быть быстро заменен ни собственным производством, ни импортом из других стран. Сложившуюся экономическую ситуацию реально оценивают и страны СНГ.
Внешнеторговый товарооборот России со странами СНГ в 1996 г. составил 35,5 млрд долл. и возрос по сравнению с 1992 г. на 89%. В то же время удельный вес государств содружества в общем объеме товарооборота России с зарубежными странами составил всего лишь 23,5%. При этом экспорт продукции и услуг увеличился на 53,5% — с 11,2% до 17,2 млрд долл. Объем импорта возрос за этот же период почти в 3 раза и составил 18,3 млрд долл. В торгово-экономических взаимоотношениях России со странами СНГ основными партнерами остаются Украина, Казахстан, Белоруссия. На долю этих государств приходится 87% внешнеторгового товарооборота, при этом в товарной структуре экспорта наибольший удельный вес приходится на топливно-энергетические ресурсы, хотя их поставки по сравнению с 1982 г. значительно сокращены.
В структуре импортных товаров, поступающих в Россию из стран СНГ, преобладают продовольствие, сырье для пищевой промышленности, рудное сырье, металлопродукция и продукты нефтепереработки.
Вместе с тем, необходимо отметить, что до настоящего времени не отрегулированы до конца двухсторонние экономические отношения России с большинством стран СНГ. Несмотря на тяжелое экономическое и финансовое положение Россия продолжает оставаться основным кредитором государств содружества. Сумма задолженности по кредитам России к 1996 г. возросла до 5,8 млрд долл. Ни одна из стран СНГ своевременно не погашает кредиты, вызывает сомнение и их возврат в установленные сроки. Кроме того, большая задолженность стран СНГ России, исчисляемая по состоянию на 1 января 1996 г. в сумме 15,6 трлн руб., сохраняется за поставку электроэнергии. Это свидетельствует о неэквивалентном обмене во внешнеторговом товарообороте РФ со странами ближнего зарубежья. В связи со сложностью выплаты долгов все соглашения о поставках энергоносителей со странами СНГ и Молдавией будут обеспечиваться собственностью на территории посредников. Подписав кредитное соглашение на 20 млрд руб. на покупку энергоносителей и запасных частей в России, Грузия отдала под залог этого кредита 25% акций АО «Электровозостроитель» и 10% акций по «Чиатурмарганец». Украина и Белоруссия получили предложения об обеспечении новых кредитов проходящими по их территориям магистральными нефте- и газопроводами.
Формирование рациональной системы экономических связей стран СНГ может быть лишь результатом совместной работы всех государств содружества. Главными задачами, требующими решения в первую очередь, являются: определение и согласование стратегической цели социально-экономического развития стран СНГ; оценка объемов ресурсов, необходимых для реализации поставленных целей; установление принципов формирования цен на основные товары межгосударственного обмена, а также порядка расчетов в условиях существования различных национальных валют; разработка механизма поэтапного сближения межстрановых различий хозяйственного механизма.
Значительную роль в развитии процессов интеграции стран СНГ сыграла встреча глав правительств стран содружества в Москве, прошедшая в октябре 1996 г. В результате были рассмотрены и приняты конкретные решения по вопросам формирования транснациональных промышленных групп, создание общей транспортной системы, торгово-экономического и платежно-расчетного механизма. Сформирован таможенный союз между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Россией. В ближайшее время ожидается присоединение к нему Узбекистана и Таджикистана.
В октябре 1996 г. был создан Совет министров финансов. Главной задачей межгосударственного органа стран Содружества являются координация и осуществление налоговой и бюджетной политики, определение принципов взаимодействия на рынке ценных бумаг и унифицирование национальных законодательных актов в этой области.
За 1992-1996 гг., прошедшие со времени создания СНГ, на уровне глав государств и правительств было подписано более 800 совместных документов о координации и сотрудничестве в различных сферах деятельности. Благодаря достигнутым между странами СНГ как многосторонним, так и двусторонним соглашениям в пределах их территорий налажено движение различных видов транспорта: в основном осуществлен раздел армии и имущества, а также раздел долгов СССР. Был создан Координационно-консультативный комитет для согласования действий в сфере экономического развития; достигнуто соглашение о формировании единой экономической системы Содружества и создании Межгосударственного экономического комитета (МЭК). Завершается переходный период в рамках СНГ к формированию общего рынка со свободным перемещением товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Происходит процесс юридического оформления единого торгового пространства стран Содружества. И как результат этих мероприятий — рост товарооборота.
С середины 1990-х годов начался новый этап в развитии интеграционных процессов. В марте-апреле 1996 г. возникли два новых государственных образования — «Союз четырех» в составе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии и «Союз двух», созданный Россией и Белоруссией. В апреле этого года был также заключен союз между Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном.
В четырехстороннем и двухстороннем договорах основное внимание уделяется дальнейшему углублению интеграционных процессов в сфере экономики, в частности согласованию направлений экономического развития.
Особенность двухстороннего договора между Россией и Белоруссией состоит в том, что эти государства создают совместные межгосударственные и надгосударственные органы, решение которых обязательно для правительств обоих государств. Кроме того, предусматривается формирование совместного бюджета за счет ежегодных отчислений из государственных бюджетов сторон для финансирования общих программ и содержания совместных органов. Новым в договоре является то, что с 1997 г. начнет осуществляться единая структурная политика в промышленности, которая позволит обеспечить взаимное дополнение экономик двух стран. Предполагается завершить работу по адаптации денежных систем.
За последний период отмечаются положительные сдвиги в отношениях со странами СНГ в области научно-технического сотрудничества. Подписаны соглашения с Украиной, Молдавией, Узбекистаном, Туркменией, Азербайджаном. Создан межгосударственный научно-технический совет. Однако результаты этой деятельности незначительны, так как наука в странах СНГ в настоящее время находится в еще более тяжелом положении, чем в России.
В концепции среднесрочной программы Правительства Российской Федерации на 1997-2000 гг. «Структурная перестройка и экономический рост», утвержденной на заседании Правительства 13 декабря 1996 г., значительное внимание уделено вопросу сотрудничества России со странами СНГ. В ней приоритетная роль отводится развитию внешнеэкономических связей со странами СНГ. Намечается рост удельного веса стран СНГ во внешнеторговом обороте России, что предполагает активные действия как в направлениях, предусмотренных в Договоре о создании экономического союза, так и по линии углубления двухсторонних связей с каждой из стран Содружества. При этом будут учитываться возможности демократических преобразований и продвижения по пути экономической интеграции стран СНГ и курс их экономической политики по отношению к России.
Первоочередная роль отводится реализации договоренностей о начале интеграционных процессов с Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Для этого необходимо решение следующих основных задач:
· · углубления взаимодействия в производственной и инвестиционных сферах;
· · формирования общего научно-технологического пространства, объединения научных и образовательных потенциалов государств содружества с целью проведения совместных исследовательских программ и программ подготовки специалистов для хозяйственного комплекса;
· · последовательного формирования таможенного союза государств — участников СНГ;
· · создания эффективной системы платежно-расчетных отношений, а в перспективе и валютного союза;
· · последовательного сближения хозяйственных механизмов путем скоординированного проведения реформенных преобразований и унификации хозяйственного законодательства.
Источник
Развитие внешнеэкономических связей россии со странами ближнего зарубежья
Внешнеторговый оборот России со странами указанных регионов в период с января по август 2019 года составил 359,9 млрд. долл. США (- 3,3 %), в том числе, экспорт составил 232 млрд. долл. США (- 4,2 %), импорт – 127,9 млрд. долл. США (- 1,7 %). Положительное сальдо России в торговле со странами Азии, Америки, Африки, Ближнего Востока, Европы и Австралией в период с января по август 2019 г. составило 104 млрд. долл. США. При этом доля стран в объеме экспорта России выросла на 0,02 %. Ведущими российскими торговыми партнерами (порядка 61,8 % объема торговли) по-прежнему являются Китай (16,2%), Германия (8 %), Нидерланды (7,71 %), Турция (4,1 %), США (4,05 %), Республика Корея (3,88 %), Италия (3,82 %), Польша (2,5 %), Финляндия (2,16 %), Великобритания (2,16 %), Франция (2,11 %), Индия (1,55 %), Бельгия (1,45 %), Чехия (1,28 %) и Египет (0,93 %).
В большинстве стран этих регионов реализуются крупные государственные программы, проекты, направленные на модернизацию и развитие отдельных отраслей экономики – энергетики, транспортной инфраструктуры, машиностроения, добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства. Это определяет интерес к выходу на данные рынки российских компаний, обладающих необходимой востребованной продукцией, технологиями и компетенциями.
Важными составляющими этой работы являются разработка двусторонних стратегий сотрудничества, совершенствование нормативно-правовой базы, выявление и снятие ограничений и барьеров в торговле, проведение международных мероприятий и решение «точечных» проблемных вопросов в интересах отечественного бизнеса.
С крупнейшими зарубежными экономическими партнерами активно развиваются специальные форматы сотрудничества:
- С Китаем – Соглашение о Евразийском экономическом партнерстве, сопряжение строительства ЕврАзЭС и концепции «ОПОП».
- С Республикой Корея – дорожная карта реализации концепции «Девяти мостов».
- С Индией – Экономический стратегический диалог, Стратегии действий по активизации российско-индийского экономического сотрудничества на период 2019-2021 гг.
- С Египтом – стратегическое партнерство.
- Со странами Африки – новая концепция экономического взаимодействия.
- С Германией – Декларация о двусторонней инициативе «Партнерство для эффективности».
- С Францией – дорожная карта по реализации Совместного заявления Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства экономики и финансов Французской Республики по «новому российско-французскому партнерству для экономики будущего».
Универсальным механизмом постоянного взаимодействия в торгово-экономической сфере с иностранными партнерами, а также средством сопровождения проектов российских экономических операторов является деятельность межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК).
В настоящее время Департамент развития двустороннего сотрудничества обеспечивает функционирование секретариатов 95 МПК. С января 2019 года проведено 35 заседаний МПК (9 высокого уровня) и 26 встреч сопредседателей МПК.
Источник
Развитие внешнеэкономических связей России со странами ближнего зарубежья
Вхождение России в мировой рынок и укрепление ее внешнеэкономических позиций в значительной степени зависят от восстановления и развития связей со странами СНГ.
Распад Советского Союза в 1991 г.
Длительное существование Советского государства способствовало глубокой экономической взаимозависимости входивших в нее республик. Степень интеграции республик СССР была много выше, чем у стран, входящих в ЕЭС. В межреспубликанском обмене продукцией положительное сальдо имели Россия, Азербайджан и Туркмения. Остальные республики больше получали, чем отдавали. Распад СССР сопровождался резким спадом экономики во всех постсоветских республиках. Нарушение сложившихся традиционных кооперационных связей вызвало спад производства промышленной продукции почти на 30%. Сложившееся состояние экономики обусловливает необходимость реинтеграции стран СНГ на новой экономической и политической основе.
Даже в относительно благополучной и более способной к самостоятельному экономическому развитию России политика реинтеграции в рамках СНГ представляется единственно правильной. Будет обеспечено некоторое сглаживание негативных последствий распада СССР, значительно обостривших кризисные процессы во всех странах СНГ. Ближнее зарубежье является традиционным рынком для российских товаров, где они конкурентоспособны и на них приходится половина внешнеторгового оборота России.
За последние годы в развитии внешнеэкономической деятельности стран СНГ возросло значение таких факторов, определяющих направления внешней торговли, как географическая близость или общность языка и культурных традиций. Так, Азербайджан более 80% экспортной продукции направляет в Иран, а свыше 60% его импорта приходится на Иран и Турцию; Беларусь почти 30% экспорта направляет в Германию и Польшу, а 40% импорта получает из этих государств; в Кыргызстане 50% экспорта и около 40% импорта торгового товарооборота приходится на Китай и Турцию, в Молдове около 50% экспорта и 30% импорта приходится на Румынию.
Внешнеторговый товарооборот России со странами СНГ за 1992—2004 гг. возрос с 25,4 млрд долл. до 32,6 млрд долл. В то же время удельный вес государств Содружества в общем объеме товарооборота России с зарубежными странами составил лишь 15,0%. При этом экспорт продукции и услуг увеличился в 2,9 раза с 11,6 до 33,5 млрд долл. Объем импорта возрос за этот же период в 3,6 раза и составил 21,8 млрд долл. против 6 млрд долл. в 1992 г. В торговоэкономических взаимоотношениях России со странами СНГ основными партнерами остаются Украина, Казахстан, Беларусь. На долю этих государств приходится 88,7% внешнеторгового товарооборота со странами СНГ, при этом в товарной структуре экспорта наибольший удельный вес приходится на топливно-энергетические ресурсы, хотя их поставки по сравнению с 1992 г. значительно сокращены.
В структуре импортных товаров, поступающих в Россию из стран СНГ, преобладают продовольствие, сырье для пищевой промышленности, рудное сырье, металлопродукция и продукты нефтепереработки.
Следует отметить, что до настоящего времени не отрегулированы до конца двухсторонние экономические отношения России с большинством стран СНГ. Несмотря на тяжелое экономическое и финансовое положение, Россия продолжает оставаться основным кредитором государств Содружества.
Формирование рациональной системы экономических связей стран СНГ может быть лишь результатом совместной работы всех государств Содружества. Главными задачами, требующими решения в первую очередь, являются: определение и согласование стратегической цели социально-экономического развития стран СНГ; оценка объемов ресурсов, необходимых для реализации поставленных целей; установление принципов формирования цен на основные товары межгосударственного обмена, а также порядка расчетов в условиях существования различных национальных валют; разработка механизма поэтапного сближения межстрановых различий хозяйственного механизма.
Значительную роль в развитии процессов интеграции стран СНГ сыграла встреча глав правительств стран Содружества в Москве, прошедшая в октябре 1996 г. На ней были рассмотрены и приняты конкретные решения по вопросам формирования транснациональных промышленных групп, создание общей транспортной системы, торгово-экономического и платежно-расчетного механизма.
В октябре 1996 г. был создан Совет министров финансов. Главными задачами этого межгосударственного органа стран Содружества являются координация и осуществление налоговой и бюджетной политики, определение принципов взаимодействия на рынке ценных бумаг и унифицирование национальных законодательных актов в этой области.
За прошедший со времени создания СНГ период на уровне глав государств и правительств было подписано более 800 совместных документов о координации и сотрудничестве в различных сферах деятельности. Благодаря достигнутым между странами СНГ как многосторонним, так и двухсторонним соглашениям в пределах их территорий налажено движение различных видов транспорта, осуществлен раздел армии и имущества, а также раздел долгов СССР. Был создан Координационно-консультативный комитет для согласования действий в сфере экономического развития; достигнуто соглашение о формировании единой экономической системы Содружества и создании Межгосударственного экономического комитета (МЭК). Завершается переходный период в рамках СНГ к формированию общего рынка со свободным перемещением товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Происходит процесс юридического оформления единого торгового пространства стран Содружества и как результат этих мероприятий — рост товарооборота.
С середины 1990-х годов начался новый этап в развитии интеграционных процессов. В марте-апреле 1996 г. возникли два новых государственных образования — «Союз четырех» в составе России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана и «Союз двух», созданный Россией и Республикой Беларусь. В апреле 1999 г. был также заключен союз между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном.
Основные положения договоров развиты и конкретизированы в многосторонних соглашениях. Создан Таможенный союз Беларуси, Казахстана, Кыргыстана и России и присоединившегося в 1998 г. Таджикистана. В 2000 г. учредили международную организацию Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Разработана необходимая правовая база для устранения препятствий на пути экономической интеграции. За 2000—2003 гг. товарооборот стран экономического сообщества вырос с 14,1 до 18,6 млрд долл., или на 32,0%, и составил 4,5% внешнеторгового товарооборота страны.
19 сентября 2003 г. в Ялте было подписано соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) между Беларусью, Казахстаном, Россией и Украиной.
В четырехстороннем и двухстороннем договорах основное внимание уделяется дальнейшему углублению интеграционных процессов в сфере экономики, в частности, согласованию направлений экономического развития.
Основные принципы ЕЭП предполагают обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы через границы государств участников, а также согласование макроэкономической политики и общей политики по отдельным отраслям. Формирование и деятельность единого экономического пространства осуществляется с учетом норм и правил ВТО.
Особенность двухстороннего договора между Россией и Беларусью состоит в том, что эти государства создают совместные межгосударственные и надгосударственные органы, решения которых обязательны для правительств обоих государств. Кроме того, предусматривается формирование совместного бюджета за счет ежегодных отчислений из государственных бюджетов сторон для финансирования общих программ и содержания совместных органов. Новым в договоре является то, что в нем предусматривается осуществление единой структурной политики в промышленности, которая позволит обеспечить взаимное дополнение экономик двух стран. Предполагается завершить работу по адаптации денежных систем.
Сотрудничество в области науки и технологии между государствами СНГ осуществляется по следующим направлениям: совместное использование уникальных научно-технических объектов и комплексов; формирование и реализация совместных научно-технических программ; обмен научно-технической информацией.
В последнее время отмечаются положительные сдвиги в отношениях со странами СНГ в области научно-технического сотрудничества. Подписаны соглашения с Украиной, Молдовой, Узбекистаном, Туркменистаном, Азербайджаном. Создан межгосударственный научно-технический совет. Однако результаты этой деятельности незначительны, так как наука в странах СНГ в настоящее время находится в еще более тяжелом положении, чем в России.
Современное экономическое положение в странах СНГ свидетельствует о различиях социально-экономических преобразований, возможностях осуществления в короткие сроки глубоких политических и социально-экономических преобразований.
Возникшие объективные и субъективные трудности перехода к рыночным преобразованиям (отношениям), ошибки при проведении экономических реформ вызывают кризисные и конфликтные обострения и дальнейший распад сложившихся экономических, политических, социальных и культурных связей между странами СНГ.
Поэтому координация экономических и инвестиционных процессов в СНГ становится все более актуальной. Важное значение придается созданию финансово-промышленных групп (ФПГ), в том числе на межстрановом уровне, что способствует объединению финансовых средств участников ФПГ, расширяет их инвестиционную деятельность и обеспечивает проведение единой технической, структурной и финансовой политики и эффективное использование ресурсного и трудового потенциала.
Главная цель создания межгосударственных ФПГ (МФПГ) состоит в укреплении экономического потенциала стран-участниц и СНГ в целом, освоении новых рынков.
Основным документом по формированию ФПГ является Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых и смешанных транснациональных объединений, подписанное правительствами государств СНГ. В соответствии с этим документом подписаны договоры о создании МФПГ между правительствами России, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана.
Для создания и совершенствования объединенной системы ПВО стран — участниц СНГ формируется МФПГ «Гранит» на базе российского концерна «Гранит». В нее входят специализированные радиотехнические предприятия Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, России и Украины.
В 1997 г. подписано соглашение о создании белорусско-российской ФПГ «БелРусавто», в состав которой вошли Минский автомобильный завод (МАЗ), Белорусский автозавод (БелАЗ), Могилевский автозавод (МоАЗ), Минский завод колесных тягачей (МЗКТ), а также ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод — ЯМЗ), ОАО «Тутаевский моторный завод (ТМЗ), ОАО «Ярославский завод топливной аппаратуры» (ЯЗТА). Предприятиями был подписан протокол о создании центральной компании ФПГ.
Развивающиеся интеграционные процессы будут благоприятствовать повышению и выравниванию уровней экономического развития и благосостояния населения стран СНГ, совершенствованию производственной, социальной и финансовой инфраструктуры, эффективной внешнеэкономической деятельности, привлечению дополнительных иностранных инвестиций.
На постсоветском пространстве возникли региональные экономические объединения с различной внешней стратегией. Одни из них ориентированы на дальнейшее сотрудничество с Российской Федерацией: это Союз Беларуси и России, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), в которое вошли Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Единое экономическое пространство создано между Россией, Беларусью, Казахстаном, Украиной.
Основные цели создания ЕЭП — это: эффективное функционирование общего внутреннего рынка товаров, услуг, капитала и труда; создание условий для эффективной перестройки экономики в интересах повышения жизненного уровня населения; проведение согласованной налоговой, кредитно-денежной, валютнофинансовой, торговой, таможенной, тарифной политики; формирование единых энергетических, транспортных, информационных систем; создание оптимальных условий государственной поддержки приоритетных отраслей экономики, производственной и научнотехнологической кооперации. Реализация этих договоренностей позволит увеличить товарооборот между странами на 50—70% и повысить темпы роста ВВП на 1—2%.
В концепции программы Правительства Российской Федерации значительное внимание уделяется вопросу сотрудничества России со странами СНГ, в частности развитию внешнеэкономических связей. Намечается рост удельного веса стран СНГ во внешнеторговом товарообороте России, что предполагает активные действия по углублению двухсторонних связей с каждой из стран Содружества. При этом будут учитываться возможности демократических преобразований и продвижения по пути экономической интеграции стран СНГ и курс их экономической политики по отношению к России.
Первоочередная роль отводится реализации договоренностей о начале интеграционных процессов с Беларусью, Казахстаном и Кыргызстаном. Для этого необходимо решить ряд основных задач. Активизировать взаимодействие в производственной и инвестиционных сферах с использованием новых форм интеграции. Сформировать общее научно-технологическое пространство, объединить научные и образовательные потенциалы государств Содружества с целью проведения совместных исследовательских программ и программ подготовки специалистов для хозяйственного комплекса. Последовательно формировать таможенный союз стран — участниц СНГ. Создать эффективную систему платежно-расчетных отношений, а в перспективе и валютный союз. Последовательно сближать хозяйственные механизмы путем скоординированного проведения реформенных преобразований и унификации хозяйственного законодательства.
Источник