Развития стран мира послевоенное развитие сша

Развития стран мира послевоенное развитие сша

Послевоенное развитие США.

XX век вошел в историю как эпоха, породившая две мировые войны, в которой участвовали десятки стран и миллионы людей. «Войны. Революции беспрестанно охватывают все пункты земного шара; бури едва отвращенные, возрождаются из своего пепла точно так же как головы гидры множились под ударами Геркулеса. Мир – лишь проблеск, лишь сновидение на несколько мгновений…» — говорил Ш. Фурье. Так Вторая мировая война нанесла большой урон странам участницам. Многое было разрушено, а Европа вовсе после войны лежала в руинах. И после войны единственным процветающим государством являлось США.

Из второй мировой войны США вышли, значительно усилив свое политическое влияние в мире. Поставляя союзникам оружие, продовольствие, США поддерживали свою промышленность и сельское хозяйство, и одновременно становилось кредитором всего мира. Доля США в промышленном производстве в 1946 году составляла 59,1%.

При президенте Дж. Кеннеди одной из главных задач стало ускорение темпов экономического роста, государство при этом контролировало уровень цен и заработной платы. В сфере производственных отношений поддерживалась идеи «классового сотрудничества». Учитывая, что в результате автоматизации производства в тот период возросла безработица, правительство увеличило расходы на помощь безработным, а так же поддерживало программы переквалификации, дополнительного обучения рабочих.

В экономической политике американских правительств произошли серьёзные колебания от кейнсианства до неоконсерватизва. В 70-е годы широкое развитие получила система вспомоществования: семьи с доходами ниже официальной границы бедности имели право на получения специальных пособий от государства.

С 1983 года американская экономика выходит из кризиса и начинается ее ускоренное развитие на путях внедрения новых технологий и научных разработок. Безработица снизилась. Курс Рейгана был направлен на подъем производства путём активизации предпринимательства в условиях свободной рыночной экономике. Для этого было проведено снижение подоходных налогов.

Читайте также:  Наибольшее внимание конституции зарубежных стран уделяют

После войны, чтобы избежать социальных потрясений, Трумэн принял закон «Солдатский билль о правах». Он предоставил демобилизованным льготы в области образования, в получении кредитов на строительство жилья. В 1946 году был принят «закон о занятости», по которому президент добивался только полной занятости населения. В 1948 году Трумэн добился увеличения минимальной заработной платы, расширения системы социального обеспечения и принятия программы строительства дешевых жилищ.

Республиканцы приняли в 1947 году новую версию закона о трудовых отношениях. Рабочим разрешалось проводить коллективную защиту и стачку, кроме организационной и стачки солидарности. Стачки государственных служащих были запрещены.

В 50-е годы жители США впервые вкусили плоды «государства благоденствия». Она воплощала в себе идеи улучшения уровня жизни простых американцев (дешевое жильё, работа для всех, пособия).

Дж. Кеннеди придавал особое значение совершенствованию среднего и высшего образования. Л. Джонсон поставил задачу ликвидировать бедность в США. Он провёл ряд социальных реформ, улучивших жизнь беднейших слоёв населения.

Так же в 50-е и 60-е годы во многих штатах развернулась борьба темнокожих американцев против расовой дискриминации, за гражданские права (отдельно учились дети, специально обозначались места «для белых» и «для черных» в транспорте, в сфере услуг). Итогом борьбы было законодательное запрещение всех видов расовой дискриминации.

При Рейгене свыше сотни социальных программ (сокращения социальных расходов на образование, медицину, пенсионное обеспечение и т.д) были переданы в ведение штатов и унифицированы. Однако свёртывание социальной политики не произошло.

Внешняя и внутренняя политика.

Раз в четыре года американцы избирают президента страны. Главных кандидатов выдвигают две партии: демократическая и республиканская. Это не единственные, но самые влиятельные партии в стране. Приход к власти представителей одной или другой партии определял изменения политического курса в США.

В апреле 1961 года была совершена подготовленная ЦРУ попытка вооруженного вторжения американских наёмников на Кубу. Она закончилась полным провалом.

В октябре 1962 года произошел так называемый Карибский кризис. Он возник из-за размещения на Кубе советских ракет и бомбардировщиков. Мир оказался на грани войны, но Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущев урегулировали конфликт путём переговоров.

В 1965 году Джонсон направил американские войска во Вьетнам.

Весной 1968 года правительство США впервые объявила о готовности вступить в переговоры с представителями Северного Вьетнама. В 70-х годах началось болезненное переживание поражения во Вьетнаме («вьетнамский синдром»). В 1973 году войну во Вьетнаме пришлось прекратить, не добившись победы.

С 1945-1990 шла «холодная война» между США и СССР. Но 70-е годы произошли существенные изменения в советско-американских отношениях. В Москве были подписаны Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений. Позднее было заключено соглашение о сокращении стратегических вооружений.

Во второй половине 80-х годов Рейган в результате нескольких встреч и переговоров с Горбачевым, согласился заключить договоренности об уничтожении обеими державами части своих ядерных вооружений.

Мы считаем, в послевоенные десятилетия в США было сделано немало для того, чтобы укрепить экономическую и военную мощь страны, ее позиции в мире, сохранить внутреннюю стабильность, повысить жизненный уровень населения. Социальные выступления и движения во второй половине XX века показали, что высокий уровень развития, богатство и демократические основы общества сами по себе не устраняют вся жизненные противоречия и проблемы людей. Говоря об идеалах и принципах, важно каждый раз соотносить их с практическими действиями.

На протяжении 45-ти лет велась «холодная война» между США и СССР. И в 1985 году президент Рейген сел за стол переговоров с Горбачевым, и тем самым открыл новую главу в мировой политике, завершившейся окончанием «холодной войны». Этот поворот сказался в дальнейшем и на отношениях между Российской Федерации и США.

Таким образом, мы просмотрели 45-летней истории США. Многое было сделано: уровень жизни людей повысился, экономика пришла в норму, настало более или менее мирное время.

Источник

Послевоенное развитие США (1945-1990гг.)

Послевоенное развитие США.

XX век вошел в историю как эпоха, породившая две мировые войны, в которой участвовали десятки стран и миллионы людей. «Войны. Революции беспрестанно охватывают все пункты земного шара; бури едва отвращенные, возрождаются из своего пепла точно так же как головы гидры множились под ударами Геркулеса. Мир – лишь проблеск, лишь сновидение на несколько мгновений…» — говорил Ш. Фурье. Так Вторая мировая война нанесла большой урон странам участницам. Многое было разрушено, а Европа вовсе после войны лежала в руинах. И после войны единственным процветающим государством являлось США.

Из второй мировой войны США вышли, значительно усилив свое политическое влияние в мире. Поставляя союзникам оружие, продовольствие, США поддерживали свою промышленность и сельское хозяйство, и одновременно становилось кредитором всего мира. Доля США в промышленном производстве в 1946 году составляла 59,1%.

При президенте Дж. Кеннеди одной из главных задач стало ускорение темпов экономического роста, государство при этом контролировало уровень цен и заработной платы. В сфере производственных отношений поддерживалась идеи «классового сотрудничества». Учитывая, что в результате автоматизации производства в тот период возросла безработица, правительство увеличило расходы на помощь безработным, а так же поддерживало программы переквалификации, дополнительного обучения рабочих.

В экономической политике американских правительств произошли серьёзные колебания от кейнсианства до неоконсерватизва. В 70-е годы широкое развитие получила система вспомоществования: семьи с доходами ниже официальной границы бедности имели право на получения специальных пособий от государства.

С 1983 года американская экономика выходит из кризиса и начинается ее ускоренное развитие на путях внедрения новых технологий и научных разработок. Безработица снизилась. Курс Рейгана был направлен на подъем производства путём активизации предпринимательства в условиях свободной рыночной экономике. Для этого было проведено снижение подоходных налогов.

После войны, чтобы избежать социальных потрясений, Трумэн принял закон «Солдатский билль о правах». Он предоставил демобилизованным льготы в области образования, в получении кредитов на строительство жилья. В 1946 году был принят «закон о занятости», по которому президент добивался только полной занятости населения. В 1948 году Трумэн добился увеличения минимальной заработной платы, расширения системы социального обеспечения и принятия программы строительства дешевых жилищ.

Республиканцы приняли в 1947 году новую версию закона о трудовых отношениях. Рабочим разрешалось проводить коллективную защиту и стачку, кроме организационной и стачки солидарности. Стачки государственных служащих были запрещены.

В 50-е годы жители США впервые вкусили плоды «государства благоденствия». Она воплощала в себе идеи улучшения уровня жизни простых американцев (дешевое жильё, работа для всех, пособия).

Дж. Кеннеди придавал особое значение совершенствованию среднего и высшего образования. Л. Джонсон поставил задачу ликвидировать бедность в США. Он провёл ряд социальных реформ, улучивших жизнь беднейших слоёв населения.

Так же в 50-е и 60-е годы во многих штатах развернулась борьба темнокожих американцев против расовой дискриминации, за гражданские права (отдельно учились дети, специально обозначались места «для белых» и «для черных» в транспорте, в сфере услуг). Итогом борьбы было законодательное запрещение всех видов расовой дискриминации.

При Рейгене свыше сотни социальных программ (сокращения социальных расходов на образование, медицину, пенсионное обеспечение и т.д) были переданы в ведение штатов и унифицированы. Однако свёртывание социальной политики не произошло.

Внешняя и внутренняя политика.

Раз в четыре года американцы избирают президента страны. Главных кандидатов выдвигают две партии: демократическая и республиканская. Это не единственные, но самые влиятельные партии в стране. Приход к власти представителей одной или другой партии определял изменения политического курса в США.

В апреле 1961 года была совершена подготовленная ЦРУ попытка вооруженного вторжения американских наёмников на Кубу. Она закончилась полным провалом.

В октябре 1962 года произошел так называемый Карибский кризис. Он возник из-за размещения на Кубе советских ракет и бомбардировщиков. Мир оказался на грани войны, но Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущев урегулировали конфликт путём переговоров.

В 1965 году Джонсон направил американские войска во Вьетнам.

Весной 1968 года правительство США впервые объявила о готовности вступить в переговоры с представителями Северного Вьетнама. В 70-х годах началось болезненное переживание поражения во Вьетнаме («вьетнамский синдром»). В 1973 году войну во Вьетнаме пришлось прекратить, не добившись победы.

С 1945-1990 шла «холодная война» между США и СССР. Но 70-е годы произошли существенные изменения в советско-американских отношениях. В Москве были подписаны Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений. Позднее было заключено соглашение о сокращении стратегических вооружений.

Во второй половине 80-х годов Рейган в результате нескольких встреч и переговоров с Горбачевым, согласился заключить договоренности об уничтожении обеими державами части своих ядерных вооружений.

Мы считаем, в послевоенные десятилетия в США было сделано немало для того, чтобы укрепить экономическую и военную мощь страны, ее позиции в мире, сохранить внутреннюю стабильность, повысить жизненный уровень населения. Социальные выступления и движения во второй половине XX века показали, что высокий уровень развития, богатство и демократические основы общества сами по себе не устраняют вся жизненные противоречия и проблемы людей. Говоря об идеалах и принципах, важно каждый раз соотносить их с практическими действиями.

На протяжении 45-ти лет велась «холодная война» между США и СССР. И в 1985 году президент Рейген сел за стол переговоров с Горбачевым, и тем самым открыл новую главу в мировой политике, завершившейся окончанием «холодной войны». Этот поворот сказался в дальнейшем и на отношениях между Российской Федерации и США.

Таким образом, мы просмотрели 45-летней истории США. Многое было сделано: уровень жизни людей повысился, экономика пришла в норму, настало более или менее мирное время.

Источник

Особенности развития США в первое послевоенное десятилетие.

США в первые послевоенные десятилетия

План:

1. Особенности развития США в первое послевоенное десятилетие.

2. Влияние НТР на экономику страны. Развертывание социальных программ во второй половине 60-х гг.

Особенности развития США в первое послевоенное десятилетие.

Соединенные Штаты Америки закончили Вторую мировую войну, будучи бесспорным лидером западного мира. Еще до войны они располагали огромнейшей экономической мощью и являлись самым богатым государством. Однако именно Вторая мировая война способствовала усилению могущества США, привела к их господству в послевоенном мире.

За годы войны национальный доход США удвоился, более чем вдвое возросло промышленное производство. В стране был создан хорошо отлаженный производственный механизм, опирающийся на емкий внутренний и международный рынок. Поставки сырья, продовольствия и военного снаряжения союзникам, финансируемые государством, стимулировали обновление основного капитала. Сумма военных подрядов составила 175 млрд. долларов, а чистая прибыль американских монополий – 70 млрд. долларов. Усилился процесс концентрации производства: количество крупных предприятий с числом рабочих свыше 10 тыс. увеличилось в 7 раз.

Война ускорила процесс интенсификации сельского хозяйства: механизация и химизация производства стимулировались огромным спросом на американское продовольствие, что позволило фермерам резко увеличить свои доходы.

Военные действия и разрушения не коснулись территории США, и ресурсы с населением почти в 150 млн. человек в несколько раз превосходили ресурсы других западных государств. В результате после войны США давали 60 % промышленной продукции западного мира. На их долю приходилось 50 % мировой добычи угля, 64 % — нефти, 53 % — выплавки стали, 17 % — производства зерна, 63 % — кукурузы. Соединенные Штаты сосредоточили в своих руках 2/3 золотого запаса и 1/3 экспорта западного мира.

Экономическое превосходство США базировалось на их финансовой мощи. На Бреттонвудской конференции 1944 г., учредившей систему золотодолларового стандарта, за долларом была закреплена роль мировой конвертируемой валюты, его золотое содержание определилось в 35 долларов за 1 унцию золота. Доллар стал расчетной и резервной денежной единицей, наравне с золотом он являлся гарантом стоимости банкнот. Одновременно были созданы Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), которые в значительной степени зависели от США, предоставивших им первоначальный капитал.

С окончанием войны перед страной встала проблема реконструкции, т.е. перевода экономики с военных на мирные рельсы. Она предполагала проведение военной демобилизации и демонтаж системы чрезвычайного военного контроля и регулирования. Реконверсия проходила под контролем государства. В ноябре 1945 г. президент Г. Трумэн подписал закон, сокращавший налоги на 6 млрд. долларов. Была ускорена продажа государственный военных заводов и запасов продовольствия частному бизнесу. С помощью правительства крупные корпорации в относительно короткий срок перевели военные предприятия на производство мирной продукции. Увеличился спрос на новейшее оборудование, которое постепенно заменяло изношенное или устаревшее за годы кризиса и войны. Мелким и средним предпринимателям удалось воспользоваться ситуацией реконверсии и включиться в те сферы, где ранее им было трудно конкурировать с крупным бизнесом. Аналогичной была ситуация в сельском хозяйстве, где в 1945-1947 гг. сохранялась благоприятная рыночная конъюнктура.

Наступление мирного времени повлекло за собой свертывание органов чрезвычайного регулирования. Однако это не означало уменьшения воздействия государства на экономику, которое приняло другие формы. В 1946 г. был принят закон о занятости, который официально провозглашал ответственность государства за состояние экономики страны. Оно должно было обеспечить «максимальные занятость, производство и покупательную способность». В соответствии с законом при президенте США создавался Совет экономических консультантов (СЭК), обязанный следить за хозяйственным пульсом страны и представлять ежегодный доклад президенту. Глава государства должен был в свою очередь направлять ежегодные экономические послания вместе с документами СЭК Конгрессу США. В докладах следовало анализировать состояние экономики и давать рекомендации как государственным органам, так и частным предпринимателям. Конгресс учреждал Объединенный экономический комитет по изучению послания президента и составлению необходимых законодательных предложений.

Одной из проблем реконверсии стала быстро растущая инфляция. Она была вызвана ростом цен, который последовал после отмены в конце 1946 г. государственного контроля над ценами и заработной платой. Пресечение инфляции президент назвал первостепенной задачей в экономическом послании Конгрессу в январе 1948 г.

В этом же году экономика США, исчерпав стимулирующее воздействие военной и послевоенной конъюнктуры, вступила в стадию экономического спада. В 1949 г. промышленное производство сократилось на 6 %. Безработица увеличилась с 2 млн. человек в 1948 г. до 3,4 млн. в 1949 г., что составило 5,5 % рабочей силы. Стремясь не допустить кризиса, республиканская администрация Г. Трумэна предложила программу реформ, получивших название «справедливый курс». Она предусматривала:

— повышение минимума заработной платы;

— строительство дешевого жилья для семей с низкими доходами;

— оказание помощи фермерам;

— финансовую поддержку штатам на цели образования;

— введение системы медицинского страхования и др.

Выполнение программы было направлено на расширение платежеспособного спроса, который рассматривался неокейнсианцами как один из «стабилизаторов» американской экономики. Некоторые меры были проведены в жизнь. Так, минимум заработной платы увеличился с 40 до 75 центов в час, возрос объем страховых пособий, система пенсионного обеспечения дополнительно охватила 10 млн. человек, был принят закон о строительстве 800 тыс. квартир для низкодоходных семей в течение шести лет.

Смягчению послевоенной рецессии способствовали осуществление «плана Маршала» и война в Корее. «План Маршалла», или программа возрождения Европы, был предложен государственным секретарем США Дж. Маршаллом в его выступлении в Гарвардском университете в июне 1947 г. Он предусматривал оказание помощи европейским государствам при условии использования ее для роста производства и финансовой стабилизации, сотрудничества с другими странами в снижении торговых барьеров, поставки в США дефицитных материалов, сохранения и поощрения частных американских инвестиций и предоставления ежегодных отчетов Конгрессу США. В «плане Маршалла» согласились участвовать 16 европейских стран, в том числе Великобритания, Франция, Италия, Западная Германия и др. В течение 4-х лет действия «плана Маршалла» Конгресс США выделил 13 млрд. долларов, 2/3 из которых было истрачено на закупки американских товаров. Благодаря «плану Маршалла» США избавились от излишков продукции, не находившей сбыта внутри страны, а также смогли увеличить инвестиции в экономику европейских стран.

Стимулирующее воздействие на американскую экономику оказала война в Корее, начавшаяся в январе 1950 г. Закон о военном производстве, принятый в сентябре этого же года, расширял вмешательство федерального правительства в экономику и социальные отношения. Он давал президенту право устанавливать очередность решения производственных проблем, распределять ресурсы, строить новые заводы, предоставлять налоговые льготы частному капиталу в целях поощрения военного производства, вводить контроль над ценами, заработной платой. В декабре 1950 г. В стране было введено чрезвычайное положение и уже в течение первого года войны в Корее численность вооруженных сил США увеличилась более чем в 2 раза, производство военных самолетов – в 5 раз, танков, бронетранспортеров и других видов вооружения – в 4,5 раза и т.д. расходы на производство атомного и разработку термоядерного оружия в 1952-1953 гг. составили 5 млрд. долларов, что более чем в 3 раза превышало затраты предыдущих лет.

За время войны в Корее в промышленность США было инвестировано до 30 млрд. долларов, т.е. больше, чем за всю Вторую мировую войну. Ускорилась амортизация новых промышленных предприятий и оборудования. В полную собственность монополий перешло в 2,5 раза больше предприятий, чем в первые послевоенные годы, хотя новые заводы строились в расчете на смешанное военное и гражданское производство в основном на государственные средства. В связи с войной в Корее объем промышленности в 1953 г. увеличился по сравнению с 1948 г. на 37 %, расширилась занятость, повысились заработки за счет увеличения основных ставок и сверхурочных работ.

Несмотря на благоприятную экономическую конъюнктуру, война в Корее, принесшая США 54 тыс. погибших и 103 тыс. раненых, была непопулярна в стране. Она предопределила поражение демократов на выборах 1952 г. Президентом страны стал герой Второй мировой войны генерал Д. Эйзенхауэр, с которым широкие массы связывали надежды на прекращение корейской авантюры. В июле 1953 г. Война в Корее была прекращена.

Республиканская администрация придерживалась курса на умеренное государственное вмешательство в экономику, опираясь на монетаристскую политику. Весной 1953 г. Были отменены все меры экономического контроля, введенные трумэновской администрацией. Для преодоления экономического спада 1953-1954 гг. правительство прибегло к финансовым рычагам регулирования: был понижен обязательный уровень резервов в банках ФРС с целью поощрения выхода денежных средств на рынок; была сокращена с 3 до 1,75 % учетная ставка для облегчения доступа к кредиту; правительство выбросило на рынок часть валютных запасов для активизации бизнеса. В целях стимулирования инвестиций были сокращены налоги на корпорации и личные доходы. Еще более мобильно эти рычаги применялись в период третьей послевоенной рецессии 1957-1958 гг.

Вместе с тем для правительства Эйзенхауэра было очевидно, что для поддержания расширенного воспроизводства и сохранения мира в стране необходимы мероприятия в социальной сфере. Была принята программа широкомасштабного дорожного и жилищного строительства, в соответствии с которой к 1960 г. было проложено 7,5 тыс. миль шоссейных дорог. В 1955 г. был принят закон о строительстве 45 тыс. квартир и домов для малоимущих семей. Однако осуществление социальных программ в эти годы не вышло за рамки крайне необходимого.

Таким образом, в течение первого послевоенного десятилетия Соединенные Штаты сохранили и упрочили свои позиции в мире. Усилилась роль государства в регулировании хозяйственной жизни страны, что особенно проявилось в период реконверсии и послевоенных циклических спадов производства. Вместе с тем подстегивающим фактором экономического роста стали рост военных расходов, милитаризация экономики, осуществляемая в условиях соперничества великих держав и «холодной войны».

Источник

Оцените статью