- Реформация в Западной Европе XVI – XVII веков
- Причины Реформации
- Предпосылки
- Распад феодального общества
- Церковь перестала быть центром науки и культуры
- Страны и социальный состав реформаторских течений
- Реформация в Европе
- Деятели Реформации
- Итоги Реформации и контрреформация
- Значение Реформации
- РЕФОРМА́ЦИЯ
- Реформация в странах Европы
- Реформация в Швейцарии
- Реформация в Англии
- Реформация в Скандинавских странах
- Реформация во Франции
- Контрреформация
Реформация в Западной Европе XVI – XVII веков
Реформация (от лат. reformation – «преобразование», «превращение», «исправление») – масштабное церковное, политическое и общественное движение в Западной Европе XVI – XVII веков, целью которого было реформирование католической церкви.
Началом реформации принято считать поступок Мартина Лютера – тогда ещё обычного католического священника, доктора богословия. В 1517 году он прикрепил к дверям виттенбергской Замковой церкви листок, содержащий «девяносто пять тезисов». В этом документе он подверг критике нарушения и злоупотребления католической церкви, включая продажу индульгенций.
Концом эпохи Реформации принято считать подписание Вестфальского мира в 1648 году, который явился итогом Тридцатилетней войны. Согласно этому соглашению, лютеранские, кальвинистские, прочие протестантские и католические князья разделяли сферы влияния в Европе, и это разделило европейский мир на «католическую» и «протестантскую» части.
Причины Реформации
Духовенство занимало высшие посты в социальной иерархии, подчиняя себе светские сословия;
Католический догматизм не приветствовал рациональное мышление;
Католическая церковь постепенно отошла от «дел духовных» и превратилась в крупного земельного собственника, властителя и угнетателя.
Деградация католического духовенства, его распущенность, коррумпированность и нежелание жить по тем принципам, которые оно проповедовало.
Возобновление интереса к науке, изобретение книгопечатания, открытие Америки, а также «воскрешение» античной культуры.
Предпосылки
Предпосылки Реформации довольно многочисленны и лежат, так сказать, в нескольких плоскостях.
Распад феодального общества
Католическая церковь, будучи оплотом средневекового общества, существовала в условиях феодального строя, и её идеология этот строй «обслуживала». Между тем ещё с XIV века в различных странах Западной Европы набирает влияние новый класс – буржуазия, состоящий из торговцев и ремесленников. Изначально будучи низшими сословиями, купцы и ремесленники накапливали материальные богатства; а где богатства, там влияние и власть. По мере своего укрепления буржуазия осознала, что ей нужна новая религиозная доктрина, отражающая их взгляды и интересы.
Церковь перестала быть центром науки и культуры
Ещё одна причина Реформации – культурно-образовательная. Католическая церковь была не только культовым, но и образовательным центром – в её стенах изучались история, философия, риторика, точные и естественные науки, музыка. В то же время церковная интеллигенция была достаточно закрытым классом, что обеспечивалось и культовым языком – мёртвой латынью, которая была непонятна простым людям. Отсюда становятся понятными намерения первых реформаторов, в первую очередь Лютера.
Во-первых, в числе главных пунктов Реформации был перевод религиозных книг и богослужения на живые европейские языки. Объяснялось это тем, что буржуазия, не получавшая церковного образования, была уверена, что священники обманывают людей, нарочно скрывая истинное содержание «священного писания» и искажая «послание бога». Поэтому в первую очередь перед реформаторами стояла задача – сделать так, чтобы содержание церковных книг стало понятно всем людям, а не только закрытой «касте» церковных интеллектуалов.
Во-вторых, понятно, почему Реформация в собственном смысле началась именно в Германии. Во Франции, Италии, Испании, Португалии говорили на романских языках, произошедших из латыни; поэтому частично церковные книги могли быть понятны жителям этих стран, особенно это касалось Италии, язык которой наиболее близок классической латыни. Германские же языки не являются близкими родственниками латинского, и в этих странах (Германия, Фландрия, Англия, скандинавские страны) человек без специальной подготовки практически ничего не понимал в «священных текстах». Поэтому в германоязычных странах в народе было сильнее распространено убеждение, что священники обманывают людей. Предтечей Лютера был английский мыслитель Джон Виклиф, который в XIV веке возглавил народное движение против папства; он же известен и как первый переводчик Библии на английский язык. Сходную деятельность осуществлял в славянской Чехии Ян Гус – ещё один предшественник реформаторов.
Альбигойцы – ещё одни предшественники Реформации. В Западной Европе они появились ещё в XII веке; считается, что альбигойское учение принесли в Европу болгарские «богомилы» — крестьянская еретическая секта. Альбигойцы также говорили о падении и коррумпированности католической церкви и проповедовали более простое и, по их мнению, справедливое учение.
Страны и социальный состав реформаторских течений
Реформацией были охвачены в первую очередь представители буржуазии, а также мелкие дворяне. Им нужна была более «дешёвая» церковь, которая не требовала бы за свои услуги много денег и не обманывала прихожан. Но реформаторские течения были распространены и в крестьянской среде, которая также была недовольна «феодальной» стороной церковного учения, поборами и оправданием крепостничества со стороны духовенства. Самый известный пример крестьянской Реформации – движение Томаса Мюнцера в Германии.
Реформация в Европе
- 1520-е годы – начало Реформации в Германии;
- 1525 – её распространение в Пруссии и Ливонии;
- 1530-е годы – в Англии;
- 1527 – 1544 – в скандинавских странах (Швеция, Дания, Норвегия, Исландия);
- 1518 – 1520 – в Швейцарии;
- С 1520-х годов – лютеранство и анабаптизм приходят во Францию;
- 1550-е годы – появление кальвинизма во Франции;
- 1540 – 1560-е годы – в Нидерландах.
Деятели Реформации
- Германия: Мартин Лютер, Филипп Меланхтон, Томас Мюнцер;
- Франция: Жан Кальвин, Ж. Лефевр, Г. Бриссоне;
- Англия и Шотландия: Томас Кранмер, Джон Нокс;
- Дания: Ганс Таусен;
- Швеция: Олаус Петри.
Итоги Реформации и контрреформация
Реформаторское движение вызвало серьёзную реакцию со стороны католической церкви и королевских правительств. Католической духовенство инициировало контрреформацию – движение, направленное на борьбу с «еретиками» — не только физическую, но и идейную. Так, ещё в XII веке, задолго до собственно Реформации, католическая церковь основала нищенствующие монашеские ордена, которые заимствовали «имидж» у альбигойцев и, подобно им, демонстрировали интерес к крестьянству и его проблемам, так сказать, «ходили в народ»; единственным их отличием от альбигойцев было то, что они проповедовали учение официальной католической церкви и подчинялись ей.
Контрреформация (1543 – 1648) – деятельность католической церкви, направленная на борьбу с Реформацией. Деятельность церкви заключалась в отказе от индульгенций (документов об отпущении грехов, продаваемых за деньги), основании новых семинарий и монашеских орденов, установлении единообразной литургии и единого григорианского календаря. Также это были силовые действия – подавление Реформации в некоторых странах (Польша, Франция).
Значение Реформации
Реформация в Европе ознаменовала собой не только падение влияния католической церкви, но и кризис религиозного мировоззрения в целом. Верующие поняли, что религиозные истины следует проверять разумом и практическим опытом; в таких условиях стало ясно, что средневековая феодальная иерархия противоречит самой сути «христианского вероучения».
Реформация разделила верующих в Европе на католиков и протестантов. Это дало толчок развитию культуры, науки и искусства, в рамках которых осуществлялась борьба идей.
В странах, где победил протестантизм, начали активно развиваться капиталистические отношения.
Источник
РЕФОРМА́ЦИЯ
В книжной версии
Том 28. Москва, 2015, стр. 443-446
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕФОРМА́ЦИЯ (от лат. reformatio – преобразование, исправление), религиозное, общественно-политич. и идеологич. движение в Зап. Европе в 16 – 1-й пол. 17 вв., направленное на преобразование Римско-католич. церкви и приведшее к возникновению протестантизма . Начавшись почти одновременно в Германии и Швейцарии, Р. распространилась в Англии, Шотландии, Сканд. странах, Франции, Нидерландах, Австрии, Венгрии, Прибалтике, Польше. Осн. события Р. связаны с теоретич. и практич. деятельностью М. Лютера , Ж. Кальвина , У. Цвингли , Ф. Меланхтона , М. Буцера (1491–1551), Т. Кранмера (1489–1556), Дж. Нокса . Заявленная цель Р. – «возвращение христианства к апостольским временам», реформирование Церкви в духе евангельских идеалов. Однако в ходе Р. религ. мотивы переплелись с нерелигиозными: требованием социальных преобразований, расширением прерогатив светской власти в духовной сфере, переменами в экономике, связанными с кризисом феодальных и развитием капиталистич. отношений.
Источник
Реформация в странах Европы
Реформация (от лат. Reformatio — преобразование) широкое общественное движение в Западной и Центральной Европе в XVI в., направленное на реформирование христианской доктрины. Дата начала Реформации — 31 октября 1517 г. связано с обнародованием т.н. «95 тезисов» М. Лютера в Виттенберг (Саксония).
Основные направления Реформации:
- бюргерское (М. Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли);
- народное (Т. Мюнцэр, анабаптисты);
- королевско-княжеское.
Реформация была идейно связана с крестьянских войн 1524 — 1526 гг. в Германии, Нидерландах и Английской революцией. Реформация является продолжением Ренессанса, однако противоречит некоторым ренессансном тенденциям.
Идеологи протестантизма фактически отрицали права церкви на земельную собственность, оспаривали католическое Священное Писание. В протестантство значение церковной организации сводилась к минимуму. Главным в деле спасения признавалась индивидуальная вера, которая основывается на личных отношениях человека с Богом. Спасение не заслуговваецца, а простится произвольно Богом. Молитвы, поклонение иконам, почитание святых, церковные ритуалы протестанты считают напрасными в деле спасения. Верить в искупительную жертву и воскресение Иисуса Христа, следовать высокоморальных поведения, активно действовать на профессиональной и общественной ниве все вместе является путем спасения. Свидетельство избранности успех в карьере, семейной жизни. Источник религиозной истины Священное Писание. Мнения Святых Отцов, богословов и Папы Римского не рассматриваются протестантами как авторитетные. Священник в протестантизме выборная должность. Идеологи протестантизма ориентировали человека на земные реалии работу, семью, самосовершенствование. Протестантская этика, по мнению Макса Вебера, сформировало у европейцев «дух капитализма», для которого характерны трудолюбие, бережливость, профессиональная добросовестность.
Ранние реформаторы были сторонниками невмешательства церкви в государственные дела. Однако доктрина кальвинистов давала идейные основания в отдельных случаях не подчиняться власти. Реформаторы первыми переводили Библию на современные языки (Уиклиф в Англии, Гус в Чехии, Лютер в Германии).
Реформация, начавшись в Германии, быстро распространилась в европейских странах. Ее сторонников стали называть протестантами (от лат. protectans — возражающий, несогласный).
Реформация в Швейцарии
Центром реформационного движения Швейцарии стал Цюрих, где начал свои проповеди сторонник Лютера священник Ульрих Цвингли (1484 — 1531), не признававший церковную иерархию, индульгенции, поклонение иконам. После его смерти в стычках с католиками Реформацию возглавил француз Жан Кальвин (1509 — 1564), вынужденный покинуть Францию из-за преследований. Центр Реформации переместился в Женеву, где обосновался Кальвин. Он изложил свои взгляды в сочинении «Наставление в христианской пере», основным содержанием которого стала идея о предопределении. Бог предопределил одних людей к спасению, других — к погибели, одним уготован рай, другим — ад. Никто из живущих не знает об этом, но, ведя добродетельную жизнь, человек может надеяться на спасение. Верным признаком избранности человека при этом является его успех в земных делах. Важнейшим правилом провозглашалось уважение к собственности как дару божьему, которую следует приумножать. Кто не проявляет трудолюбия и бережливости, тот впадает в грех.
Кальвинизм оказался привлекательным для буржуазных слоев, так как преуспевание в жизни, обогащение объявлялись богоугодным делом, а происхождение и сословные привилегии теряли значение. Протестантизм в форме кальвинизма сравнительно быстро утвердился в Швейцарии.
Реформация в Англии
Реформация в Скандинавских странах
Реформация в Швеции и Дании нашла поддержку со стороны королевской власти и была проведена в основном в первой половине XVI в.
В Финляндии, Норвегии, Исландии Реформация проходила сложно, так как соединялась с укреплением чужеземной королевской власти. Реформация здесь завершилась в конце XVI в. «сверху». Главой церкви, в которой утвердились евангелическо-лютеранские принципы, стал король.
Реформация во Франции
Уже в 20-е гг. XVI в. среди буржуазии и ремесленного населения юго-запада Франции стали популярны взгляды Лютера.
Королевская власть вначале занимала позицию веротерпимости, но по мере роста активности сторонников Реформации прибегла к репрессиям. Была учреждена «Огненная палата», вынесшая около 500 обвинительных приговоров «еретикам». Однако Реформация продолжала распространяться, к ней примкнула часть дворянства, надеявшаяся на секуляризацию церковных земель. Лютеранство стало вытесняться кальвинизмом, не исключавшим борьбы против тирании. Кальвинистов стали называть гугенотами. С 1560 г. начались открытые столкновения католиков и гугенотов, переросшие в религиозные войны. Они продолжались 30 лет. В религиозные войны во Франции были втянуты англичане, помогавшие гугенотам, и испанцы, поддерживающие католиков.
В 1570 г. между королем и представителями реформационного движения был подписан мир, по которому допускалось кальвинистское богослужение. Однако уже вскоре началось новое наступление на гугенотов. Одним из самых страшных событий этих войн стала Варфоломеевская ночь.
На день Святого Варфоломея с целью примирения враждующих сторон была назначена свадьба лидера гугенотов Генриха Наваррского с сестрой короля Маргаритой Валуа. Была приглашена гугенотская аристократия южных районов. Католики решили использовать это событие для расправы со своими противниками. Они пометили дома, где остановились гости, и в ночь с 23 на 24 августа 1572 г. устроили резню. Многие были убиты в постелях. Расправа с гугенотами продолжалась три дня, убийства перекинулись в другие города, погибло не менее 30 тыс. человек. Война возобновилась с новой силой.
В начале 90-х гг. крестьянство, измученное грабежами солдат и налогами властей, пришло в движение под кличем «На грызунов!». Восстание кроканов охватило до 40 тыс. крестьян и вынудило дворянство и зажиточную часть буржуазии объединиться вокруг королевской власти, пойти на прекращение гугенотских войн с целью подавления восставших крестьян. Генрих Наваррский, чтобы примирить враждующие стороны, пошел на компромисс, принял католичество. Только после этого ему открылись ворота Парижа.
Ему приписывают слова: «Париж стоит мессы» (месса — католическая церковная служба). Генрих Наваррский был провозглашен королем Франции и положил начало династии Бурбонов.
В 1598 г. был издан Нантский эдикт — закон о веротерпимости. Он объявил католичество официальной религией, но сохранил за гугенотами право свободы вероисповедания и одинаковых с католиками прав на занятие государственных должностей. Это был первый в Европе закон о свободе веры. Религиозные войны принесли французам много страданий и лишений, которые заставили учиться жить в согласии независимо от религии.
Контрреформация
Успехи реформационных движений вынудили католическую церковь и поддержавшие ее феодальные силы реорганизоваться и повести борьбу против Реформации. Наступательным орудием в их руках стал основанный испанским дворянином Игнатием Лайолой Орден иезуитов. Главным направлением в деятельности иезуитов стало проникновение во все слои общества, и особенно в правящие, с целью подчинения их воли и целям Ордена и католической церкви, воспитания молодежи в духе ортодоксального католицизма, проведения политики римских пап и борьбы с ересями.
Тридентский собор католической церкви, заседавший с 1545 по 1563 г., предал анафеме все сочинения и учения протестантов, подтвердил верховенство папы над епископатом, светскими властями, признал его авторитет в делах веры, отверг все попытки внести изменения в догматы и организацию католической церкви.
Источник