Регионализация экономики понятие регион экономическое районирование страны

Регион и районирование в региональной экономике

Регион явл. основным объектом исследования. Это объект хозяйствования и управления, по мнению Колосовского, это такое же исходное понятие в рег. экономике как учение о числе в математике, клетке в биологии, материи и энергии в физике.

Процесс возникновения районов и регионов называется районообразование и носит объективный характер. Районирование – процесс выделения и описания уже существующих районов.

Регион – территория, по совокупности насыщающих её элементов отличающая от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанность, при чём это единство – объективное условие и закономерный результат развития территории.

Признаки выделения регионов: степень освоенности, административно-территориальное устройство, комфортность условий жизни.

Отличия района и региона:

1. Район имеет чёткую привязку к муниципальному устройству

2. Понятие регион характеризуется масштабным критерием. Минимальная территория под названием регион – субъект РФ.

Экономическое районирование

Наличие внутренних терр. различий в стране определяет необходимость районирования, предполагает их учёт при разработке сетки админ.-терр. деления.

Экономический район – территориально и экономически целостная часть хозяйства страны, характеризующаяся своеобразием природных, исторических и экономических устоев, а также сложившейся специализацией хозяйства.

Первые работы по делению страны на части были проведены в 18 веке. В 19 веке большую роль сыграли Арсеньев (разделил Россию на 10 пространств), Огарёв (заложил методологические основы экономического районирования), Семёнов-Тян-Шанский (разделил Россию на 12 районов, провёл перепись населения).

После революции советское правительство стало уделять внимание районированию. В стране была создана районная школа экономической географии. В 1920 году в рамках плана ГОЭЛРО было осуществлено районирование страны с точки зрения перспектив развития электроэнергетики. В 1921 году Госплан создал сетку из 21 района.

Принципы экономического районирования:

1. Экономический (территория благодаря использованию сочетания местных ресурсов становится звеном в народном хозяйстве страны и способствует достижению максимального экономического эффекта в масштабах государства)

2. Национальный (границы районов должны совпадать с границами нац. образований)

4. Наличие крупного центра

Сетка районов за период советской власти неоднократно корректировалась. Современная сетка районирования сформировалась в 1963 году. Было сформировано 18 крупных экономических районов: 10 в России, 3 на Украине, отдельный район Прибалтийский, Закавказский, Белорусский, Казахстанский, Молдавия. В 1982 году была установлена окончательная сетка экономического районирования.

Выделяются уровни экономического районирования:

1. Экономические зоны – группы эк. районов. Западная зона (8 эк. районов), восточная зона (3 эк. района).

2. Экономические районы и фед. округа. Эк. район – мощные хоз. образования с численностью жителей от 5 до 30 млн. ч. Самый большой по населению – центральный, самый маленький – северный. Самый маленький по площади –центральный чернозёмный (Воронеж, Курск, Липецк), самый большой – дальневосточный. Все районы сформированы из субъектов РФ.

3. Субъекты федерации

4. Микрорайон – часть субъекта федерации

Единый Кавказ был разделён на северный Кавказ и Закавказье. Единый Донбасс был разделён на украинскую и российскую части. Башкирия в западной и равнинной части – Поволжье, восточная часть – Урал. Вологодская область: западная часть – северо-западный район, восточная часть – север.

Ряд авторов предлагает создать новые экономические районы: из республик Поволжья, волго-вятского района, Урала; из республик Северного Кавказа; отнести Нижегородскую область к Центру; Орловскую и Пензенскую область к центрально-чернозёмному району.

В 90-е гг. существовали ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ. Социально-экономические изменения, несоответствие экономического районирования реалиям периода экономических реформ послужили причиной создания в 2000 году 7 фед. округов. Границы фед. округов частично совпадали с границами эк. районов.

Дальневосточный федеральный округ – единственный, который совпал с эк. районом (центр — Хабаровск). Фед. округ, состоящий из 2 эк. районов – центральный (центральный и центрально-чернозёмный районы)

В 2010 году появился северо-кавказский федеральный округ.

Округа создавались в период реальной угрозы распада страны, главная цель создания – централизация власти, усиление контроля на территории столицы; важный принцип политики – разделяй и властвуй. Нужно было разорвать сложившиеся между регионами политические связи, которые они сами налаживали. В округах организуется деятельность полномочных представителей президента. В каждом субъекте федерации назначается главный федеральный инспектор.

Виды районирования

Районирование проводится в соответствии с поставленными целями, т.е. всегда явл. целевым.

1. Административно-территориальное районирование. В России выделяется 8 фед. округов, 83 субъекта РФ. Границы админ.-терр. единиц не всегда совпадают с границами хозяйственных образований. Границы субъектов РФ подвержены изменению, при этом чем лучше освоена территория, выше уровень соц.-эконом. развития, тем административно-терр. образования компактнее и устойчивее в части изменения границ.

2. Общеэкономическое районирование. Характеризует территориальную дифференциацию разных по территории экономик страны. Примеры: экономическое районирование, проблемное районирование (осуществляется по основополагающим районам. Выделяются слаборазвитые, депрессивные, приграничные районы, особые экономические зоны, зоны севера)

Источник

Регионализация экономики и экономическое районирование страны

Развитие экономики сопровождается все более интенсивным разделением труда вообще и территориальным разделением труда в частности, закрепляющим различные производства за определенными районами страны.

Важнейший элемент структуры народного хозяйства, образуемый устойчивыми пространственными связями и обеспечивающий его целостность, — территориальная структура. Она не только результат сложившегося развития и размещения производительных сил. Это — важная предпосылка дальнейшего развития экономики и уровня жизни населения, обеспечения национальной безопасности страны, а также действенный инструмент сохранения и улучшения сферы обитания человека.

Наиболее крупные элементы территориальной структуры народного хозяйства — экономические зоны: европейские районы, включая Урал, восточные районы и Север. Эти территориальные образования обычно используются при формировании стратегических территориальных пропорций.

Следующий элемент в иерархии экономического районирования страны — экономические районы, представляющие собой исторически устойчивые социально-экономические территориальные образования, объединяющие несколько субъектов Федерации, взаимосвязанных общностью производственной специализации и интересов комплексного развития. Рассмотрение их в качестве объекта региональных кризисных ситуаций определяется такими особенностями, как высокий уровень комплексности и внутренней связанности хозяйства на их территории, устойчивость экономического профиля, межрайонных и внутренних экономических связей. Поэтому если кризисная ситуация достигает большой глубины в какой-либо жизненно важной сфере экономического района, то это — угроза экономической безопасности страны. Главное затруднение при устранении таких угроз — отсутствие соответствующих законодательных и исполнительных органов на этом таксономическом уровне. Его не в состоянии преодолеть образующиеся под влиянием объективных потребностей экономики межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия. Необходимые мероприятия можно осуществить только через федеральные целевые программы и через субъекты Федерации.

Экономические районы долгое время были и остаются инструментом государственного регулирования территориального развития страны. В современных условиях практика выдвинула новый вид крупных территориальных образований — ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации. Этим ассоциациям субъекты Федерации делегируют некоторые свои полномочия, направленные на регулирование хозяйственной деятельности, исходя из общих интересов.

Созданные Президентом РФ федеральные округа представляют собой четвертую форму крупных административно-территориальных образований, выдвинутую практикой управления страной. Система федеральных округов учитывает не только устоявшееся экономическое районирование и территориальные образования, сформированные ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Федерации, но также стратегические интересы национальной безопасности.

Состав федеральных округов в большей мере определяется экономическими факторами, чем интересами экономических районов. Это особенно явно в составе Уральского федерального округа, объединяющего как нефтегазодобывающие, так и производящие для них основные средства производства субъекты Федерации.

Так же как экономические районы и ассоциации экономического взаимодействия, федеральные округа — инструмент федерального государственного регулирования территориального развития, но в отличие от экономических районов и ассоциаций федеральные округа, их руководящие органы законодательно наделены определенными полномочиями и функциями, делегированными им Президентом РФ. В экономической сфере на федеральные округа возложены разработка программ социально-экономического развития на их территории и контроль за их исполнением.

Создание новых хозяйственно-политических территориальных образований по инициативе как федеральных, так и региональных органов государственного управления свидетельствует не только об объективной потребности в них, но и о необходимости совершенствования административно-территориального устройства федеративного государства, а также об устойчивости тенденции к укрупнению территориальных образований.

Федеральные округа, как и экономические районы, включают в свой состав субъекты Федерации, весьма различные по природному, экономическому и трудовому потенциалу, структуре хозяйства и уровню развития, производственной специализации и социальному составу. Но федеральные округа экономически более сопоставимы между собой, чем экономические районы.

По численности населения округа и районы различаются в 5,1 раза. При этом наиболее крупные по численности населения — Центральный и Приволжский округа. Второе место занимают Южный и Сибирский округа, на третьем месте — Уральский и Северо-Западный федеральные округа. Меньше всего заселен Дальневосточный округ.

Однако по величине произведенного валового регионального продукта (ВРП), промышленной и сельскохозяйственной продукции федеральные округа соответственно различаются в 4,7; 3,6 и 5,2 раза, тогда как экономические районы различаются между собой соответственно в 6,7; 4,1 и 4,6 раза. Только по уровню развития аграрного сектора экономические районы различаются меньше, чем федеральные округа.

Перспективность образованных Президентом РФ крупных территориальных органов управления определяется потребностями не только оперативного воздействия на территориальное развитие, но и долгосрочного государственного регулирования территориальных пропорций. Они создают более уравновешенную систему управленческих связей. Сетка экономических районов предпочтительна при решении проблем комплексного развития хозяйства на их территории, а сетка федеральных округов — для решения крупных межрайонных проблем экономической и политической интеграции, обеспечения реализации стратегических установок, федерального законодательства и других федеральных нормативных актов.

Широкие конституционные права и полномочия законодательных и исполнительных органов субъектов Федерации, являющихся основой федерального государственного устройства России, наличие самостоятельного бюджета и возможности активного воздействия на экономическое и социальное развитие по широкому кругу вопросов, находящихся в исключительном или совместном с федеральными органами ведении, значительные размеры экономического, научного, природно-ресурсного потенциала и проживающего населения, наличие систематической информационной базы и тесная связь с федеральными органами, регулирующими социально-экономическое развитие страны, определяют особое положение субъектов Федерации в территориальной структуре экономики, в реализации мероприятий по выходу страны на траекторию устойчивого экономического роста.

В федеративном устройстве России (89 равноправных субъектов) явно преобладает национальный принцип над экономическим. По численности населения субъекты Федерации даже без учета автономных округов в 2001 г. различались в 43 раза, по стоимости основных фондов — в 270 раз, по производству ВРП — в 360 раз. С учетом субъектов Федерации — автономных округов — эти различия еще больше. Значительные различия сохраняются даже когда исключается влияние масштабного фактора в показателях, характеризующих уровень экономического развития, рассчитанных на душу населения регионов. Оснащенность основными фондами различается в 15,5 раза, производство ВРП — в 16 раз.

Многократные различия экономического потенциала и возможностей развития субъектов, чрезмерно большое число объектов управления затрудняют государственное управление страной как единым целым. Создается основа для противостояния интересов субъектов Федерации, для развития сепаратистских тенденций.

Кризисные процессы, угрожающие региональной экономической безопасности, могут охватывать экономику и социальную сферу не всей территории субъекта Федерации, а отдельные территориально-производственные комплексы и промышленные узлы, города и сельские поселения, закрытые административно-территориальные образования, территории, пострадавшие от стихийных бедствий и экономических катастроф. Принимая во внимание наличие органов управления, информацию об экономическом и социальном развитии регионов такого ранга, возможном определяющем влиянии на экономическую безопасность региона и даже страны, целесообразно при исследовании кризисных ситуаций в субъектах Федерации выделить и эти элементы территориальной структуры.

Выбор конкретного объекта анализа деструктивных процессов, угрожающих экономической и национальной безопасности России, связан с ролью того или иного блока в системе национальной безопасности. Это означает, что наиболее предпочтительным территориальным уровнем анализа и рекомендаций выступает тот, который позволяет учесть, с одной стороны, наибольший спектр деструктивных процессов различного рода, локализованных и ярко выраженных на данной территории, а с другой стороны, тот, который имеет наивысший уровень реальных полномочий исполнительных органов власти в регионах по воздействию на факторы, вызывающие дестабилизацию.

В табл. 35.1 представлена основная направленность анализа факторов дестабилизации по регионам различного ранга. Наиболее полно они проявляются по регионам — субъектам Федерации, а также закрытым территориальным образованиям. В то же время, учитывая текущее состояние исходной информационной базы анализа и сравнительно высокую степень участия органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации в экономическом развитии и государственном строительстве, их большие права и возможности активного участия в регулировании процессов, обеспечивающих

Источник

Читайте также:  Национальный доход страны реферат
Оцените статью