Региональная интеграционная группировка стран латинской америки

Основные интеграционные группировки стран Латинской Америки.

Задачи наиболее общего характера решает учрежденная в 1980 г. Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) 2 , заменившая Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли (ЛАСТ), образованную в 1960 г.

Основные направления работы ЛАИ заключаются в:

Ø расширении и регулировании двусторонней торговли;

Ø содействии взаимодополняемости национальных экономик;

Ø полномасштабном развитии экономического сотрудничества и создании общего рынка латиноамериканских стран.

Аналогичные задачи лежат и в основе деятельности Латиноамериканской экономической системы (ЛАЭС), созданной в 1975 г. на основе Панамского договора.

Она играет важную роль — вырабатывает общие позиции и стратегию государств Латинской Америки по экономическим и социальным вопросам в международных организациях и форумах и в переговорах с третьими странами и объединениями стран.

политическая и экономическая интеграция в Латинской Америке осуществляется функционированием Общего рынка Южного конуса (МЕРКОСУР), Андского сообщества (АС), Центральноамериканского интеграционного сообщества (ЦАИС), Ассоциации карибских государств (АКГ), Карибского сообщества (КАРИКОМ) и Группы Трех.

На сегдняшний день к крупнейшим и наиболее динамичным торгово-политическим союзам Латинской Америки следует отнести Южноамерикан­ский общий рынок в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР) с населением 200 млн. человек и более 1 трлн. Долл

Договором о создании МЕРКОСУР, заключенным в 1991 г., предусматривалась отмена в перспективе всех пошлин и тариф­ных ограничений во взаимной торговле между четырьмя страна­ми установление единого таможенного тарифа в отношении тре­тьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы, коор­динация политики в области промышленности, сельского хозяй­ства, транспорта и связи, согласование стратегии в валютно-финансовой сфере. Крупнейший из союзов, наиболее динамично развивающийся и влиятельный — МЕРКОСУР, созданный в 1991 г. на основе Асунсьонского договора . По размерам и экономическому потенциалу МЕРКОСУР представляет собой второй (после ЕС) таможенный союз и третью (после ЕС и Североамериканской зоны свободной торговли) зону свободной торговли. Организационная структура МЕРКОСУР отличается гибкостью, простотой и практичностью, которая предусматривает обязательное представительство правительства каждой из четырех стран-участниц, но не предполагает создания какого-либо наднационального органа. Все решения принимаются на основе консенсуса. МЕРКОСУР придает большое значение вопросам создания системы, гарантирующей выполнение взятых странами-участницами обязательств как непременного условия успешного продвижения интеграционных начинаний.

Итоги функционирования МЕРКОСУР свидетельствуют об определенных успехах интеграционной группировки, несмотря на незавершенность становления таможенного союза. Объем внутри блокового экспорта в 1991-1997 гг. увеличился почти в четыре Раза, в то время как суммарный экспорт государств — участников итерационной группировки в третьи страны за этот период воз­рос немногим более, чем на 30%.

Другим крупным субрегиональным объединением в Латинской Америке является Андская система интеграции (АСИ), (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор) которая известна как Андское сообщество (АС).

Основными целями АС являются ускорение экономического развития стран-участниц, совместное финансирование общерегиональных проектов, координация экономической политики, введение единого таможенного режима, а в перспективе — и общего рынка.

В качестве третьего центра сосредоточения интеграционных процессов в Латинской Америке следует выделить регион бассейна Карибского моря и Центральной Америки. Здесь функционируют сразу четыре интеграционные группировки. Наиболее структурированной и дипломатически организованной является КАРИКОМ— включает14 анг­лоязычных стран Карибского бассейна , учрежденная в 1973 г

Главными целями организации являются достижение экономической интеграции через создание общего рынка; координация внешней политики государств-членов; сотрудничество в областях образования, здравоохранения, культуры, туризма и др. В рамках КАРИКОМ действуют ассоциированные институты: Карибский банк развития, Карибский инвестиционный фонд, Карибская метеорологическая организация, Совет правового образования, Вест-Индский университет, Вест-Индская судоходная компания, Ассамблея парламентариев Карибского сообщества и Карибский суд.

Вторая структура — ЦАИС — (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор). Сформирована зона свободной торговли, предусматри­вается ликвидация пошлин внутри блока и введение ОТТ в отношении третьих стран;действует в Центральной Америке. Главные элементы этого дипломатического механизма — совещание глав государств и правительств (собирается раз в год); совет министров, в том числе иностранных дел, который созывается по мере необходимости; исполнительный комитет, включающий представителей президентов стран-участниц, и Генеральный секретариат со штаб-квартирой в Гватемале.

Основные задачи ЦАИС:

Ø ускорение экономического развития стран Центральной Америки;

Ø координация экономической политики;

Ø развитие политического диалога;

Ø устранение торгово-экономических и валютных ограничений;

Ø создание зоны свободной торговли.

В регионе Карибского моря и Центральной Америки функционирует еще одно объединение латиноамериканских государств — Группа Трех (Мексика, Венесуэла, Колумбия), учрежденное в 1989 г. Его руководящие органы — ежегодное совещание глав государств, совещание министров иностранных дел и других отраслевых министров и Временный секретариат, возглавляемый поочередно странами-участницами.

Главная задача Группы Трех — создание свободного рынка товаров и услуг с возможным участием стран Центральной Америки и подключение его в более отдаленной перспективе к САЗТ.

Самой представительной структурой бассейна Карибского моря, объединившей все государства этого региона, включая Кубу, стала Ассоциации карибских государствАКГ. Договор о ее создании был подписан в 1994 г. в Картахене (Колумбия). АКГ создавалась как многофункциональный дипломатический механизм взаимодействия в политической, экономической, социальной и гуманитарной областях. Однако опыт первых пяти лет ее работы продемонстрировал, что основной акцент в ее деятельности делается на содействие экономическому сотрудничеству, устойчивому развитию и интеграции стран субрегиона.

Источник

Интеграция в Латинской Америке

Габарта А.А., к.э.н., МГИМО

Интеграция в Латинской Америке имеет длинную историю. На протяжении всего постколониального латиноамериканская интеллигенция и политические деятели продвигали данную идею. На современном этапе истории (с 1945 г. по настоящее время) интеграционные процессы в странах Латинской Америки принято условно делить на два периода: «закрытый регионализм» и «открытый регионализм» (характеризуется усилением экономического взаимодействия стран Западного полушария с внерегиональными игроками).

Период «закрытого регионализма», иногда называемого «старым регионализмом», охватывает 1960-1980 гг. Цели интеграции и стратегия ее воплощения в жизнь были подчинены господствующей в тот период в большинстве латиноамериканских стран экономической модели, главными чертами которой были импортозамещающая индустриализация, протекционизм, закрытость экономик. Важнейшей целью интеграции было расширение внутренних рынков за счет рыков других латиноамериканских стран. Но выгоды от участия в интеграционных объединениях стали распределяться неравномерно, в большем выигрыше оставались более крупные и развитые экономики.

1960-е гг. ознаменовались запуском четырех интеграционных проектов: Центральноамериканского общего рынка (1960 г.), Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (1961 г.), Карибской ассоциации свободной торговли (1968 г.) и Андского пакта (1969 г.). Считается, что самым успешным интеграционным объединением стал Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), в который вошли Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Сальвадор и Коста-Рика. В самом начале своего функционирования более 95% пошлин во взаимной торговле стран-участниц были обнулены, а к 1966 г. почти все ограничения сняли. К 1970 г. объем внутрирегиональной торговли достиг 28%, который на 96% состоял из промышленных товаров. Интеграционное объединение послужило мощным толчком для процессов индустриализации в странах Центральной Америки. Однако из-за экономических и политических разногласий среди стран-участниц организация распалась в 1970 г.

Соглашение об образовании Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), которое было подписано 7 государствами Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили), а позже к нему присоединились Боливия, Венесуэла, Колумбия и Эквадор. ЛАСТ первоначально задумывался как общий рынок, однако воплотить в жизнь удалось только зону свободной торговли, но и либерализация взаимной торговли стала пробуксовывать. Одной из попыток придать импульс интеграционным процессам стало преобразование Латиноамериканской ассоциации свободной торговли в 1980 г. в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ). Новый договор стал более гибкой структурой, которая стала представлять собой скорее набор двусторонних соглашений о полных или частичных торговых преференциях, чем полноценное интеграционное объединение.

Средние и малые по размеру экономики стран Южной Америки, недовольные результатами интеграции в рамках ЛАСТ и распределением ее выгод, образовали новый интеграционный блок – Андский пакт. В новое объединение вошли все страны тихоокеанского побережья Южной Америки: Боливия, Колумбия, Перу, Чили, Эквадор, а затем к Андскому пакту присоединилась Венесуэла. Однако и здесь, несмотря на то, что в 1970-е гг. величина таможенных пошлин, применяемых во взаимной торговле, сократилась на треть, объем внутренней торговли за 1970-1980 гг. вырос незначительно — с 2% до 4%. За исключением нефтехимической промышленности странам региона не удалось наладить межотраслевое сотрудничество. Общий таможенный тариф на импортные товары из третьих стран так и не был имплементирован.

В целом результаты интеграционных процессов 1960-1980 гг. в странах Латинской Америки были ограниченными. Странам региона не удалось в значительной мере сблизить уровни развития, увеличить взаимную торговлю, а также активизировать перемещение национального капитала.

Второй этап интеграции в странах Латинской Америки начался в начале 1990-х гг. и продолжается по настоящий момент. Приход неолиберальной модели развития на смену импортозамещающей способствовал свертыванию протекционистской политики, ускорению темпов вовлечения стран региона в мировую экономику, либерализации внешнеэкономической деятельности, снятию ограничений во взаимной торговле, притоку иностранного капитала. Кроме того, страны Латинской Америки перестали рассматривать региональную интеграцию как защитный инструмент от конкуренции со стороны развитых стран. Характерной чертой этапа «открытого регионализма является направленность интеграционных процессов не только на латиноамериканский регион, но и также на развитые страны. Начиная с 1990 г., резко увеличилось количество региональных торговых соглашений, заключенных между странами региона и внерегиональными участниками, прежде всего США и ЕС.

Период «открытого регионализма» качественно отличается от периода «закрытого регионализма», который своей основной целью видел проведение индустриализации на основе импортозамещения. «Открытый регионализм» ставит перед собой совсем противоположные задачи. Будет более корректно сказать, что в 1990-2000 гг. интеграция рассматривалась как один из инструментов проведения структурных реформ. В отличие от «старого регионализма», который фокусировал свое внимание на торговле товарами, «новый» поставил себе цель значительно расширить область экономического сотрудничества стран Латинской Америки между собой и с внешним миром (торговлю товарами, услугами; защиту прав интеллектуальной собственности и инвестиций, а также допуск к участию в государственных закупках). В «открытом регионализме» кардинально изменилось отношение к прямым иностранным инвестициям и ТНК — на смену враждебности пришла политика поощрения притока иностранного капитала.

Значимым событием второго этапа интеграции стало образование в 1991 г. Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР), в состав которого вошли Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, а с 2012 г. — Венесуэла (временно ее членство приостановлено из-за внутреннего конфликта). Модель интеграции в МЕРКОСУР значительно отличается от моделей интеграции в андском и центральноамериканском регионах своей продвинутостью. Так, хотя основой принятия решений в МЕРКОСУР является взаимодействие между правительствами стран-участниц, наднациональным органам делегированы некоторые, хотя и ограниченные, полномочия. В интересах промышленных кругов Бразилии (в меньшей степени Аргентины) в 2010 г. был введен единый (хотя и достаточно высокий, особенно на импорт промышленных товаров) таможенный тариф, что позволяет классифицировать МЕРКОСУР как таможенный союз. Тем не менее товарный экспорт внутри МЕРКОСУР составляет около 12% совокупного экспорта государств-членов интеграционного объединения, что гораздо ниже так называемого минимального порога интеграционной устойчивости – 25%.

С образованием МЕРКОСУР страны Южного конуса связывали большие надежды. Но ожидания стран-участниц блока, что открытие бразильского рынка придаст динамизм их собственному экономическому развитию, не до конца оправдались. Для самой Бразилии МЕРКОСУР становится скорее политическим проектом, экономические соображения переходят на второй план. Возможности Бразилии выступать в роли «локомотива» экономического развития ограничены. Ввиду большой обеспеченности Бразилии минеральным сырьем, ее потребность в импорте сырьевых ресурсов, за исключением энергоресурсов, постепенно снижается. Ее интерес к латиноамериканским партнерам сдерживается и низкой конкурентоспособностью их продукции, что мешает бразильским ТНК организовывать с ними производственные цепочки. Наконец, возможности Бразилии в качестве источника инвестиций для стран Латинской Америки недостаточно велики.

На современном этапе латиноамериканской интеграции наряду с центростремительными тенденциями сильны и центробежные. Наглядным примером являются страны Андского сообщества, где наблюдается значительный рост экспорта в страны Азии, прежде всего в Китай, при снижении уровня взаимной торговли. В связи с возрастающим значением стран АТР в торговле со странами Латинской Америки в 2012 г. Колумбия, Мексика, Перу и Чили образовали новое интеграционное объединение – Тихоокеанский альянс с целью развития и интенсификации внешнеэкономических связей с восточными и юго-восточными азиатскими рынками.

Доля внутрирегиональной торговли в странах Америки в 2018 г., %

Источник

34 Основные интеграционные группировки в Латинской Америке.

В Латинской Америке существует 6 интеграционных группировок, включающих 29 стран из 33 стран региона.

1. Латиноамериканская ассоциация (ЛАИ). Создана в 1980 г. на базе ЛАСТ (1960 г.). и включает 11 стран: Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла, Аргентина, Уругвай. Находится на этапе создания общего рынка.

2. Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР). Он создан в 1961 г. 5 странами: Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа. Находится на этапе создания таможенного союза.

3. Андское сообщество наций (1969 г.). включает 5 стран: Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла. Цель – создание общего Андского рынка.

4. Сообщество Карибских государств (КАРИКОМ). Создано в 1973 г. в составе 14 стран: Багамы, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Тринидад и Тобаго, Антигуа и Барбуда, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, СентЛюсия, Сент-Винсент и Гренадины. Находится на этапе создания общего рынка и представляет собой одну из наиболее развитых интеграционных объединений развивающихся стран. Имеет систему межгосударственных органов.

5. Общий рынок стран Южного Конуса (МЕРКОСУР). Образован в 1991 г. 4 странами: Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Соответсвует уровню общего рынка.

6. Организация восточнокарибских государств (1981г.). Включает 7 государств:

Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Винсент и Гренадины, , Сент-Китс и Невис, СентЛюсия. Соответствует этапу общего рынка.

Предполагается, что в Латинской Америке может появиться аналог Евросоюза. Договор о создании нового политико-экономического союза – Южно-Американского Сообщества наций (ЮСН) – подписан 12 странами 9.12.2004 г. ЮСН создано на основе двух торговых объединений – Сообщества Анд и Южноамериканского общего рынка, а также с участием Чили, Суринами и Гайаны. Строиться ЮСН должен по примеру ЕС и в перспективе должен привести к полному экономическому и политическому единству стран Южной Америки. У граждан всего союза со временем появится единый паспорт, своя валюта, парламент, суд.

Источник

Читайте также:  Стран которые совершенно ним связаны
Оцените статью