Региональная интеграция стран латинской америки

Региональная интеграция стран Латинской Америки

В последние годы новую динамику Латинской Америке придают интеграционные процессы, которые шли в двух измерениях. США пытались взять эти процессы под свой контроль, стремясь распространить наработки Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) на общеконтинентальное поле. В 1994 г. в Вашингтоне был запущен проект создания Всеамериканской зоны свободной торговли (АЛКА). По этому проекту в АЛКА должны были войти все государства региона (кроме Кубы). Эта «инициатива для Америки» буксовала с самого начала, прежде всего, из-за сопротивления латиноамериканских лидеров, главным образом Бразилии.

Вторым измерением континентальной интеграции стал «латиноамериканский проект». Его основным инициатором стала Бразилия, которая активно способствовала созданию в 1991 г. «Общего рынка южного конуса» (в испанской аббревиатуре – МЕРКОСУР). Вначале в него вошли Аргентина, Бразилия, Уругвай и Парагвай. В 2012 году было приостановления членства Парагвая за нарушение демократических ценностей. 31 июля 2012 года в МЕРКОСУР вступила Венесуэла. На правах ассоциированных членов в союз входят Боливия, Чили, Эквадор, Перу.

Андское сообщество (группа, пакт; исп. Сomunidad andina, CAN, или англ. Andean Community) создано 26 мая 1969 года на основе Картахенского соглашения в составе Боливии, Колумбии, Перу, Эквадора и Чили (вышла из группы в 1976 году). В 1973-2011 гг. членом этой организации была Венесуэла. Картахенское соглашение предусматривает создание общего рынка, согласование экономической политики в отношении иностранного капитала, посредством совместного программирования развития производственных отраслей и инфраструктуры, мобилизацию внутренних и внешних финансовых ресурсов, предоставление специальных льгот менее развитым членам союза – Боливии и Эквадору.

В октябре 2004 г. было создано «Южноамериканское сообщество наций» (ЮАСН) в составе 12 государств, которое позднее получило наименование «Союз южноамериканских наций» (УНАСУР). В неё вошли государства-члены Южноамериканского общего рынка МЕРКОСУР, Андского сообщества, а также Чили, Гайана и Суринам. В настоящее время МЕРКОСУР и УНАСУР рассматриваются как чисто латиноамериканские, без участия США, образования, проводящие самостоятельную внешнюю политику.

Читайте также:  Организация банков зарубежных стран

В начале 2016 года под руководством США подписано соглашение о создании Транстихоокеанского партнёрство (ТТП; англ. Trans-Pacific Partnership, TPP) – международная торгово-экономическая организация, целью которой является создание зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Из латиноамериканских стран в организацию вошли Мексика, Перу, Чили, а Колумбия заявила о заинтересованности.

Данная структура должна стать альтернативой АСЕАН и АТЭС, её создание является продолжением американской политики по сохранению контроля над Тихоокеанской зоной, созданию экономического блока для противостояния растущему влиянию Китая и России.

По прогнозам, доля стран ТТП (вместе с Японией) в мировом ВВП может достигнуть 40% и четверть оборота мировой торговли (при этом лидируя по объёму доли в ВВП, но уступая в обороте мировой торговли торговому блоку АСЕАН+6 при условии участия Китая в АСЕАН).

Источник

Интеграция в Латинской Америке

Габарта А.А., к.э.н., МГИМО

Интеграция в Латинской Америке имеет длинную историю. На протяжении всего постколониального латиноамериканская интеллигенция и политические деятели продвигали данную идею. На современном этапе истории (с 1945 г. по настоящее время) интеграционные процессы в странах Латинской Америки принято условно делить на два периода: «закрытый регионализм» и «открытый регионализм» (характеризуется усилением экономического взаимодействия стран Западного полушария с внерегиональными игроками).

Период «закрытого регионализма», иногда называемого «старым регионализмом», охватывает 1960-1980 гг. Цели интеграции и стратегия ее воплощения в жизнь были подчинены господствующей в тот период в большинстве латиноамериканских стран экономической модели, главными чертами которой были импортозамещающая индустриализация, протекционизм, закрытость экономик. Важнейшей целью интеграции было расширение внутренних рынков за счет рыков других латиноамериканских стран. Но выгоды от участия в интеграционных объединениях стали распределяться неравномерно, в большем выигрыше оставались более крупные и развитые экономики.

1960-е гг. ознаменовались запуском четырех интеграционных проектов: Центральноамериканского общего рынка (1960 г.), Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (1961 г.), Карибской ассоциации свободной торговли (1968 г.) и Андского пакта (1969 г.). Считается, что самым успешным интеграционным объединением стал Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), в который вошли Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Сальвадор и Коста-Рика. В самом начале своего функционирования более 95% пошлин во взаимной торговле стран-участниц были обнулены, а к 1966 г. почти все ограничения сняли. К 1970 г. объем внутрирегиональной торговли достиг 28%, который на 96% состоял из промышленных товаров. Интеграционное объединение послужило мощным толчком для процессов индустриализации в странах Центральной Америки. Однако из-за экономических и политических разногласий среди стран-участниц организация распалась в 1970 г.

Соглашение об образовании Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), которое было подписано 7 государствами Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили), а позже к нему присоединились Боливия, Венесуэла, Колумбия и Эквадор. ЛАСТ первоначально задумывался как общий рынок, однако воплотить в жизнь удалось только зону свободной торговли, но и либерализация взаимной торговли стала пробуксовывать. Одной из попыток придать импульс интеграционным процессам стало преобразование Латиноамериканской ассоциации свободной торговли в 1980 г. в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ). Новый договор стал более гибкой структурой, которая стала представлять собой скорее набор двусторонних соглашений о полных или частичных торговых преференциях, чем полноценное интеграционное объединение.

Средние и малые по размеру экономики стран Южной Америки, недовольные результатами интеграции в рамках ЛАСТ и распределением ее выгод, образовали новый интеграционный блок – Андский пакт. В новое объединение вошли все страны тихоокеанского побережья Южной Америки: Боливия, Колумбия, Перу, Чили, Эквадор, а затем к Андскому пакту присоединилась Венесуэла. Однако и здесь, несмотря на то, что в 1970-е гг. величина таможенных пошлин, применяемых во взаимной торговле, сократилась на треть, объем внутренней торговли за 1970-1980 гг. вырос незначительно — с 2% до 4%. За исключением нефтехимической промышленности странам региона не удалось наладить межотраслевое сотрудничество. Общий таможенный тариф на импортные товары из третьих стран так и не был имплементирован.

В целом результаты интеграционных процессов 1960-1980 гг. в странах Латинской Америки были ограниченными. Странам региона не удалось в значительной мере сблизить уровни развития, увеличить взаимную торговлю, а также активизировать перемещение национального капитала.

Второй этап интеграции в странах Латинской Америки начался в начале 1990-х гг. и продолжается по настоящий момент. Приход неолиберальной модели развития на смену импортозамещающей способствовал свертыванию протекционистской политики, ускорению темпов вовлечения стран региона в мировую экономику, либерализации внешнеэкономической деятельности, снятию ограничений во взаимной торговле, притоку иностранного капитала. Кроме того, страны Латинской Америки перестали рассматривать региональную интеграцию как защитный инструмент от конкуренции со стороны развитых стран. Характерной чертой этапа «открытого регионализма является направленность интеграционных процессов не только на латиноамериканский регион, но и также на развитые страны. Начиная с 1990 г., резко увеличилось количество региональных торговых соглашений, заключенных между странами региона и внерегиональными участниками, прежде всего США и ЕС.

Период «открытого регионализма» качественно отличается от периода «закрытого регионализма», который своей основной целью видел проведение индустриализации на основе импортозамещения. «Открытый регионализм» ставит перед собой совсем противоположные задачи. Будет более корректно сказать, что в 1990-2000 гг. интеграция рассматривалась как один из инструментов проведения структурных реформ. В отличие от «старого регионализма», который фокусировал свое внимание на торговле товарами, «новый» поставил себе цель значительно расширить область экономического сотрудничества стран Латинской Америки между собой и с внешним миром (торговлю товарами, услугами; защиту прав интеллектуальной собственности и инвестиций, а также допуск к участию в государственных закупках). В «открытом регионализме» кардинально изменилось отношение к прямым иностранным инвестициям и ТНК — на смену враждебности пришла политика поощрения притока иностранного капитала.

Значимым событием второго этапа интеграции стало образование в 1991 г. Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР), в состав которого вошли Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, а с 2012 г. — Венесуэла (временно ее членство приостановлено из-за внутреннего конфликта). Модель интеграции в МЕРКОСУР значительно отличается от моделей интеграции в андском и центральноамериканском регионах своей продвинутостью. Так, хотя основой принятия решений в МЕРКОСУР является взаимодействие между правительствами стран-участниц, наднациональным органам делегированы некоторые, хотя и ограниченные, полномочия. В интересах промышленных кругов Бразилии (в меньшей степени Аргентины) в 2010 г. был введен единый (хотя и достаточно высокий, особенно на импорт промышленных товаров) таможенный тариф, что позволяет классифицировать МЕРКОСУР как таможенный союз. Тем не менее товарный экспорт внутри МЕРКОСУР составляет около 12% совокупного экспорта государств-членов интеграционного объединения, что гораздо ниже так называемого минимального порога интеграционной устойчивости – 25%.

С образованием МЕРКОСУР страны Южного конуса связывали большие надежды. Но ожидания стран-участниц блока, что открытие бразильского рынка придаст динамизм их собственному экономическому развитию, не до конца оправдались. Для самой Бразилии МЕРКОСУР становится скорее политическим проектом, экономические соображения переходят на второй план. Возможности Бразилии выступать в роли «локомотива» экономического развития ограничены. Ввиду большой обеспеченности Бразилии минеральным сырьем, ее потребность в импорте сырьевых ресурсов, за исключением энергоресурсов, постепенно снижается. Ее интерес к латиноамериканским партнерам сдерживается и низкой конкурентоспособностью их продукции, что мешает бразильским ТНК организовывать с ними производственные цепочки. Наконец, возможности Бразилии в качестве источника инвестиций для стран Латинской Америки недостаточно велики.

На современном этапе латиноамериканской интеграции наряду с центростремительными тенденциями сильны и центробежные. Наглядным примером являются страны Андского сообщества, где наблюдается значительный рост экспорта в страны Азии, прежде всего в Китай, при снижении уровня взаимной торговли. В связи с возрастающим значением стран АТР в торговле со странами Латинской Америки в 2012 г. Колумбия, Мексика, Перу и Чили образовали новое интеграционное объединение – Тихоокеанский альянс с целью развития и интенсификации внешнеэкономических связей с восточными и юго-восточными азиатскими рынками.

Доля внутрирегиональной торговли в странах Америки в 2018 г., %

Источник

Международная экономическая региональная интеграция стран Латинской Америки

Экономическая интеграция латиноамериканских стран имеет свою специфику. Для Латинской Америки на первом этапе (70-е гг.) было характерным создание многочисленных экономических группировок с целью либерализации внешней торговли и защиты внутрирегионального рынка посредством таможенного барьера. Многие из них формально существуют и сейчас.

К середине 90-х гг. интеграционные процессы усилились. В результате заключенного в 1991 г. и вступившего в силу с 1 января 1995 г. торгового пакта между Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем (МЕРКОСУР), образовался новый крупный региональный торгово-экономический блок, в котором около 90% взаимной торговли освобождается от любых тарифных барьеров и устанавливается единый таможенный тариф в отношении третьих стран. Здесь сосредоточено 45% населения Латинской Америки (более 200 млн человек), свыше 50% совокупного ВВП. Эта четвёрка сразу заявила о себе как о динамичном союзе, способном ставить задачи не только торгово-экономического, но и социального и даже политического характера, в том числе не всегда совпадающие с нормами и правилами ВТО и других мировых властных структур.

МЕРКОСУР имеет определенную систему управления и координации интеграционными процессами. В нее входит Совет общего рынка в составе министров иностранных дел, Группа общего рынка —исполнительный орган и подчиняющиеся ему 10 технических комиссий. Деятельность МЕРКОСУР способствует стабилизации экономического развития входящих в него стран, в частности, сдерживанию инфляции и спада производства. Вместе с тем имеются и нерешенные проблемы: валютное регулирование, унификация налогообложения, трудового законодательства.

Стремление стран Центральной Америки (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор) к экономическому взаимодействию получило правовое выражение в заключенном между ними еще в 60-е гг. договоре, который предусматривал создание зоны свободной торговли, а затем Центральноамериканского общего рынка (ЦАОР).

Однако сложившаяся в дальнейшем экономическая и политическая ситуация в этом регионе значительно затормозила процесс интеграционного взаимодействия.

С середины 90-х гг. на базе ЦАОР, деятельность которого к тому времени значительно ослабла, создается с помощью Мексики зона свободной торговли. В результате внутрирегиональный товарооборот значительно возрос. Для интеграционных процессов, происходящих в Латинской Америке, характерно, что ряд стран одновременно входят в различные экономические объединения. Так, страны, входящие в МЕРКОСУР, одновременно с другими государствами (всего 11 государств) являются членами крупнейшего интеграционного объединения Латинской Америки — Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАИ), в рамках которой в свою очередь функционирует с 1969 г. Андская субрегиональная группировка, включающая Боливию, Колумбию, Перу, Чили, Эквадор, Венесуэлу. Боливия и Чили в то же время имеют статус ассоциированных членов блока МЕРКОСУР.

Достаточно развитой интеграционной группировкой Латинской Америки является КАРИКОМ, или Карибское сообщество, объединяющее 15 англоязычных стран бассейна Карибского моря. Цель этой группировки — создание Карибского общего рынка.

В рамках всех интеграционных группировок Латинской Америки приняты программы либерализации внешней торговли; разработаны механизмы промышленного и финансового сотрудничества, определены методы регулирования отношений с иностранными инвесторами и система защиты интересов наименее развитых стран.

6. Особенности международной экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском районе

Роль международных интеграционных процессов в АТР велика. МЭИ способствовала экономическому развитию стран региона, росту потребления и производства и т. д. В регионе сложился «азиатский четырехугольник»: Япония – Китай – НИС – АСЕАН.

АСЕАН – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, созданная в 1967 г. субрегиональная организация. В нее вошли Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Сингапур, позже – Бруней и Вьетнам. В экономических публикациях, в ряде материалов ЮНКТАД, МБРР, встречается понятие АСЕАН-4, имеются в виду первые четыре страны.

Значительным фактором развития экономических связей в АТР становятся усиливающиеся настроения в пользу азиатской солидарности, поиска общеазиатских ценностей. Рассмотрение внутрирегионального взаимодействия и в особенности связей в рамках «азиатского четырехугольника» происходит в первую очередь в таких областях, как торговля, прямые инвестиции, межфирменное партнерство, а также на межрегиональном уровне.

Были разработаны три наиболее важных направления региональной интеграции на базе и в рамках АСЕАН. Первое из них – рыночное. Выбор отдается зоне свободной торговли происходит поэтапное снижение тарифов во взаимной торговле для того, чтобы в итоге наряду с теорией сравнительных преимуществ и для более эффективного использования ресурсов снабдить полную свободу размещения производства в одной из стран АСЕАН.

Либерализация внутрирегиональной торговли осуществляется или путем потоварного снижения тарифа или с помощью всеобщих их сокращений. Это, по идее, ускоряет процесс. Такой схемы придерживался» Сингапур.

Рыночно-институциональное – второе направление региональной интеграции. Отличительной особенностью его является сочетание выборочной торговой либерализации с использованием некоторых форм межгосударственного регулирования.

Этот путь использовался сторонниками целенаправленно регулируемой индустриализации. Такая стратегия опирается на общерегиональное промышленное сотрудничество, также координирование планов развития стран АСЕАН на международном уровне, осуществление совместных проектов и подкрепляется административными и политическими мерами. Данная направленность разработана в Индонезии, которая считает, что интеграционному процессу и введению рыночного режима в рамках группировки должны предшествовать индустриализация всех ее членов, вырабатывание компенсационных механизмов.

Третье направление намеревает реализовать отдельные проекты регионального масштаба и. выступить против комплексных схем хозяйствования. Направляющей силой региональной интеграции является частный сектор, предусматривавшей создание условий для благоприятного роста крупных многонациональных компаний, которые бы были способны позаимствовать главное место в региональном бизнесе.

В январе 1991 г. на Сингапурском совещании в верхах стран АСЕАН стороны еще раз высказались за развитие сотрудничества. Поставлена задача организовать до 2007 г. зону свободной торговли, снижая постепенно внугриасеановские тарифы.

В настоящее время в АТР прикладываются достаточно активные усилия для развития сотрудничества в рамках Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), созданной в 1989 г.

Первая министерская конференция АТЭС состоялась в декабре 1989 г. в Канберре (Австралия). В ней приняли участие 12 стран-учредителей (Австралия, США, Япония, Канада, Новая Зеландия, Южная Корея и шесть стран АСЕАН. В дальнейшем в АТЭС вошел целый ряд новых государств-участников.

В 1998 г. в эту организацию вступила Россия. По своему характеру, целям, концепциям, даже по составу участников АТЭС выглядит довольно нетипичной для сегодняшнего мира региональной группировкой. Такое экономическое объединение основано государствами, весьма различающимися между собой условиями и уровнями хозяйственного развития, структурами экономик, традициями, психологией. Но развитые и развивающиеся страны выступают как равноправные партнеры.

В Осаке в ноябре 1995 г. была принята программа действий АТЭС. Данная программа действий направлена на достижение долгосрочной цели обеспечения свободной и открытой торговли и инвестирования не позднее 2010 г. для промышленно развитых стран и 2020 г. – для развивающихся стран. Согласно принятому документу процесс либерализации и содействия в рамках АТЭС будет носить всеобъемлющий характер и соответствовать стандартам ВТО.

Данный документ содержит положения о постепенном сокращении тарифов, о сокращении нетарифных мер, о необходимости развития сотрудничества в области энергетики, транспорта и т. д.

Из этого следует, что АТЭС – это организация, находящаяся в начале пути. Пока приняты меры лишь декларативного характера, необязательные. В настоящее время эта экономическая группировка не связана плотным взаимодействием, взаимопроникновением, взаимовлиянием. Чтобы данное объединение стало интеграционным с экономической точки зрения, необходимо время.

В своей деятельности АТЭС опирается на уже существующие формирования, например на АСЕАН, а также на группировки, которые могут возникнуть или пока работают вяло, например Совет по тихоокеанскому сотрудничеству (СТЭС) – неправительственная организация, привлекающая к работе научных деятелей, бизнесменов и др.

В 1989–1992 гг. высшим руководящим органом АТЭС были проведены ежегодные встречи министров иностранных дел и экономики стран-участниц. С 1993 г. высшим органом встречи стали главы государств и главы правительств стран-членов данной организации. Однако ежегодные министерские встречи сохранились, на них, заслушиваются отчеты рабочих органов АТЭС, утверждается ежегодный бюджет организации.

Текущее руководство АТЭС осуществляется группой полномочных представителей стран-членов этой организации, которые собираются ежеквартально. Они формируют Совет директоров, руководство Секретариата АТЭС и рабочих групп этой организации. Председатель Совета директоров избирается попеременно из числа членов АСЕАН и нечленов АСЕАН. Он назначает Исполнительного директора АТЭС сроком на 1 год.

Секретариат АТЭС (штаб-квартира в Сингапуре с 1992 г.) занимается оперативными вопросами, ведет переписку, публикует материалы и документацию АТЭС, координирует деятельность рабочих групп АТЭС.

В рамках АТЭС действует десять рабочих групп: по торговле; инвестициям и промышленным технологиям; развитию человеческих ресурсов; энергетике; ресурсам моря; телекоммуникации; транспорту; туризму; рыболовству; информации и статистике.

АТЭС поддерживает активные деловые связи с частным бизнесом. В ряде рабочих групп частные деловые круги имеют своих представителей.

Статус наблюдателя в АТЭС получил Тихоокеанский экономический совет (ТЭС). В 1993 г. торговые палаты Австралии и Индонезии создали еще одну международную организацию – Азиатско-Тихоокеанский бизнес, которая занимается вопросами стимулирования мелких и средних предприятий и подключилась к деятельности АТЭС.

Источник

Оцените статью