Региональная политика стран евросоюза

Региональная политика Европейского союза

Региональная политика Европейского союза (часто называемая политикой сплочения, англ. Cohesion Policy ) — система мер, направленная на повышение благосостояния регионов ЕС и на сокращение межрегионального экономического разрыва. На преодоление экономического и социального отставания, поддержку территорий с проблемами в промышленности и сельском хозяйстве используется от трети бюджета ЕС. Цель региональной политики — повышение конкурентоспособности регионов путём благоприятствования экономическому росту и занятости, поддержки программ в области защиты окружающей среды и энергической безопасности.

Содержание

История

История региональной политики началась вместе с историей Единой Европы: с принятия Римского договора в 1957 году одной из главных задач сообщества стало содействие гармоничному экономическому развитию. Необходимость исправления региональных дисбалансов была признана в отчётах Еврокомиссии в 60 годах. Первое расширение ЕС заставило страны-члены согласиться на создание Европейского фонда регионального развития в середине 70 годов. На этом настаивала Великобритания, которая, во-первых, была крупным импортёром товаров из стран, не входивших в ЕС (импортные пошлины поступают в бюджет ЕС, а не принимающему государству), во-вторых, из-за сравнительно малоразвитого сельского хозяйства не была заинтересована в участии в Единой сельскохозяйственной политике (на которую уходил почти весь бюджет ЕЭС).

На 1975—1977 фонд получил 1,4 миллиарда счётных единиц (используемая тогда валюта), что составляло около 4 % европейского бюджета. Государства-члены должны были представлять проекты фонду, а затем специальный комитет выбирал, на какой выделить помощь.

После присоединения Греции (1981), Испании и Португалии (1986) региональный дисбаланс в ЕЭС сильно увеличился. До присоединения один из восьми европейцев имел годовой доход ниже 30 % среднего по сообществу, в 1986 году уже один из пяти. Желая завершить процесс формирования внутреннего рынка и выровнять экономическую ситуацию, Еврокомиссия выступила с пакетом реформ (получившим название «Пакет Делора I»), предлагая среди прочего ввести новую процедуру формирования бюджета и усилить бюджетную дисциплину. 29 июня 1988 года Еврокомиссия, Совет и Европарламент заключили соглашение, согласно которому впервые вводился пятилетний финансовый план (1988—1993). Также в «Пакет Делора I» входило перераспределение средств с Единой аграрной политики в пользу политики сплочения и других областей деятельности сообщества. Годовые отчисления на политику сплочения, увеличились с 6,4 миллиарда ЭКЮ в 1988 до 20,5 миллиарда ЭКЮ в 1993 году (16 и 31 % бюджета ЕС соответственно).

Увеличение финансирования происходило одновременно с изменением принципов региональной политики. Если раньше деньги выделялись под проекты, подготовленные странами, то теперь комиссия стала разрабатывать проекты на более автономной основе. Были выработаны руководящие принципы политики: концентрация на ограниченном количестве целей с приоритетом на наименее развитые регионы, создание многолетних программ развития на основе анализа обстановки и стратегического планирования, партнёрство в разработке и применении программ с национальными и общеевропейскими игроками, включая неправительственные организации.

Пять приоритетных направлений были согласованы в 1988 году: • Помощь регионам с отставанием в развитии; • Преобразования в регионах, страдающих от спада в промышленности; • Борьба с долгосрочной безработицей; • Содействие трудоустройству молодёжи • Ускорение реформ в сельском хозяйстве и содействие развитию сельских территорий

64 % всех средств (43,8 миллиарда) уходили на первую цель, так как примерно 25 % территорий союза, где проживали 86,2 миллиона человек, могли претендовать на помощь по первой цели. Больше всех получила Испания (10,2 миллиарда ЭКЮ), где 57,7 % населения жили в регионах, попадавших под действие цели 1. После Испании — Италия (8,5 миллиарда; 36,4 % населения), Португалия (8,45 миллиарда; 100 %), Греция (7,5 миллиарда, 100 %) и Ирландия (4,46 миллиарда, 100 %). Меньше получила Германия для развития восточных регионов после 1990 года, Франция для Корсики и Великобритания для Северной Ирландии.

57,3 миллиона человек жили на территории, попадавшей под вторую цель, на которую выделили 6,1 миллиарда ЭКЮ. 2 миллиарда из них получила Великобритания, 1,5 миллиарда — Испания. По 3 и 4 целям выделили 6,67 миллиарда. Великобритания получила 1,5 миллиарда, Франция 1,44 миллиарда и Германия 2,05 миллиарда ЭКЮ.

В начале 90 годов Еврокомиссия выступила с новыми предложениями («Пакет Делора II»), включавшими детали создававшегося Маахстрихтским договором Фонда сплочения и увеличение финансирования региональной политики. В 1992 году Европейский совет разработал бюджет на 1994—1999 годы. 153 миллиарда ЭКЮ выделялись старым фондам региональной политики, 15 миллиардов — Фонду сплочения. Фонд сплочения используется для стран, чей ВНП меньше 90 % общесоюзного, при условии, что они представят программы экономического развития, соответствующие критериям экономического и монетарного союза, изложенным в договоре о ЕС. Приоритетные направления региональной политики остались неизменными, но в 1995 году к ним добавилась помощь регионам с крайне малой плотностью населения, по которой Швеция и Финляндия получили 697 миллионов ЭКЮ.

В 1999 году было принято новое законодательство в отношении фондов, проводящих региональную политику. Наряду с формальными и процессуальными вопросами было сокращено с шести до трёх количество целей региональной политики:

Цель 1: содействие развитию отстающих регионов;

Цель 2: поддержка экономических и социальных преобразований на территориях, сталкивающихся со структурными проблемами;

Цель 3: модернизация систем образования, профессиональной подготовки и политики занятости.

Бюджет региональной политики 2000—2006 годов основывался на этих трёх принципах. 15 государств-членов в рамках политики сплочения получили 213 миллиардов евро. В 2004 году произошло самое крупное расширение ЕС за всю историю. Новым странам выделили дополнительно 22 миллиарда на период 2004—2006.

В бюджете на 2007—2013 годы на региональную политику заложили 347 миллиардов евро. В 2006 году принципы политики сплочения были снова пересмотрены. Теперь они выглядят так:

Цель 1 — Сближение: содействие развитию отстающих государств и регионов, чей ВВП на душу населения меньше 75 % среднего по союзу.

Цель 2 — Региональная конкурентоспособность и занятость: применяется ко всем другим европейским регионам.

Цель 3 — Европейское территориальное сотрудничество: поддержка межграничного и межрегионального сотрудничества.

Количество фондов, из которых ведётся финансирование региональной политики, было сокращено с 6 до 3: Европейский фонд регионального развития, Европейский социальный фонд (англ.) русск. и Фонд сплочения (англ.) русск.

Цель «Сближение» затрагивает 84 региона в 17 странах (170 миллионов человек) и на основе постепенного прекращения ещё 16 регионов, чей ВВП слегка превысил средний из-за вступления в союз новых членов. В целом на первую цель потрачено 282,8 млрд евро. 168 регионов в 19 странах попадают под действие второй цели, на которую выделено 54,9 миллиарда евро. По третьей цели, которая затрагивает 181,7 млн человек, живущих в приграничных районах, выделено 8,7 млрд евро.

Больше всего от политики сплочения 2007—2013 годах получили: Польша (67,3 млрд евро), Испания (35,2 млрд евро), Италия (28,8 млрд.), Чехия (26,7), Германия (26,3), Венгрия (25,3).

Бюджет 2014—2020

Согласно бюджету на 2014—2020 годы политика сплочения получит 325 миллиардов евро в ценах 2011 года (366,8 миллиарда в текущих ценах). Они будут направлены на повышение экономического роста и создание новых рабочих мест, борьбу с изменением климата, энергетической зависимостью и социальными проблемами. Инвестиции будут направлены во все регионы ЕС, но с учётом уровня их развития. Страны разделены на три группы:

  • Наименее развитые (ВВП менее 75 % среднего)
  • Переходные (ВВП между 75 % и 90 % среднего по союзу)
  • Развитые (ВВП более 90 %)

Деятельность Европейского фонда регионального развития сосредоточится на 4 приоритетах: инновациях и исследованиях, развитии цифровых технологий, поддержке малых и средних предприятий и низкоуглеродной экономике. Ресурсы из этого фонда не обязательно должны использоваться только на эти четыре цели. Но в группе развитых государств не менее 80 % выделенных средств необходимо потратить на по крайней мере 2 указанных приоритета из 4, в переходных регионах не менее 60 %, а в малоразвитых не менее 50 %. Также установлен минимальный процент средств, которые нужно вложить в развитие низкоуглеродной экономики [1] .

Развитие трансъевропейских транспортных сетей и проектов экологической направленности в области энергетики и транспорта — приоритет Фонда сплочения (его используют только в государствах, где ВВП на душу населения меньше 90 % среднего по союзу). В этом бюджете фонд получил около 75 миллиардов евро.

Через Европейский социальный фонд ЕС будет достигать свои цели в сфере занятости и борьбе с бедностью. ЕСФ может использоваться в любой стране ЕС в зависимости от нужд конкретного государства. На период 2014—2020 этому фонду выделено 74 миллиарда евро [2] .

В целом наименее развитые страны получат в 2014—2020 годах 185,37 млрд евро, переходные страны 36,16 млрд, развитые 55,52 млрд. В дополнение малонаселённым и удалённым районам выделено 1,56 млрд, на межрегиональное развитие 10,23 млрд. Все суммы выражены в текущих ценах и не учитывают распределение Фонда сплочения.

Больше других из указанных средств получит Польша (82,27 млрд евро), за ней Италия (33,08 млрд.) и Испания (28,31 млрд.) [3] .

Источник

Региональная политика стран евросоюза

Политика сплочения – это региональная политика Евросоюза, направленная на сглаживание диспропорций в социально-экономическом развитии стран и регионов ЕС, осуществляемая с 1957 года.

Специфика регионализации ЕС

Осуществление успешной наднациональной региональной политики должно опираться на ясные представления и объективный анализ состояния регионов стран, входящих в наднациональное объединение. При этом зачастую прямое сопоставление между собой административно-территориальных единиц различных государств (например, Германии и Польши или Литвы) является крайне грубым и неэффективным, поскольку Германия с населением 83 миллиона жителей разделена на 16 земель, в то время как Литва с населением в 3 миллиона человек имеет 10 уездов, в связи с чем разница в одной лишь населенности административно-территориальных единиц данных стран колоссальна.

Готовые работы на аналогичную тему

В тоже время даже в рамках «старых» западноевропейских стран, ситуация с региональным делением внутри них самих далеко не однозначная. Европейская региональность имеет многоуровневый характер, который далеко не всегда адекватно отражен в существующем административно-территориальном разделении.

Так, в Бельгии территориальное разделение организовано по лингвистическому и этнически-историческому принципу на три федеративных региона – Валлонию, Фламандрию и Брюссельский регион, в которых проживает франкоязычное-валлонское, фламандское и германоязычное население страны. Между данными регионами существует значительная не только культурно-языковая, но также и социально-экономическая специфика, уровень ВВП на душу населения во Фландрии и Валлонии отличается практически в два раза, а на уровне более мелких субъектов, данная разница возрастает многократно.

Аналогично в Испании, Италии, Франции, Германии, Великобритании, население ассоциирует себя с местными этническими группами. В тоже время экономические, культурно-исторические и административные границы территорий зачастую не совпадают между собой, в особенности в странах восточной Европы, где не так много государств имеют длительную историю, а в некоторых перераспределение границ регионов было проведено сознательно. Сочетание сложных этнических факторов с неравномерностью социально-экономического развития, в перспективе способно порождать проблему сепаратизма (как например, движение на автономию Каталонии в Испании), предупреждение которой также является одной из перспективных, хотя и не заявленных целей региональной политики.

Для осуществления эффективного управления региональной политикой Евростат еще в 70-х годах разработал Номенклатуру территориальных единиц для статистического учета (NUTS), согласно которой выделяется три уровня регионов:

  • NUTS-1 от 3 до 7 млн. жителей;
  • NUTS-2 от 800 тыс. до 3 млн. жителей;
  • NUTS-3 от 150 тыс. до 800 тыс. жителей.

Регионы NUTS в целом стремятся сопоставить с существующими территориально-административными единицами стран, однако подобное не всегда возможно. Так, каждая из Прибалтийских стран представляет собой один или два NUTS-2 региона, в силу малой численности их населения. В тоже время Берлин, одновременно включает в себя несколько регионов NUTS, хотя это и не отражено в его административном делении. В ряде стран, в частности Финляндии даже были осуществлены территориальные реформы реорганизации земель в соответствии с системой NUTS. Данная система лежит в основе как сопоставления территорий между собой по социально-экономическим показателям, так и для распределения средств в рамках региональной политики ЕС.

Эволюция региональной политики ЕС

Официально региональная политика, направленная на выравнивание социально-экономического развития регионов была инициирована после подписания Римских соглашений 1957 года, в рамках политики «общего рынка». Однако на тот момент соглашение затрагивало наиболее развитые страны Европы, интерес которых к региональной политике был достаточно низок (за исключением Италии) и основные средства реализовывались в рамках Единой сельскохозяйственной политики.

Однако по мере расширения Евросоюза, особенности присоединения к нему менее развитых стран юга Европы (Португалии, Испании, Греции), а также Великобритании, не заинтересованной в аграрной политике, привело к постепенной переориентации усилий на осуществление поддержки социально-экономического развития регионов. Также, помимо расширения ЕС за счет экономически проблемных стран, другим фактором переориентации и усиления региональной политики стало постепенное превращение промышленных регионов западноевропейских стран, бывших в послевоенное время локомотивами развития экономики в депрессивные из-за все возрастающей конкуренции с развивающимися странами на мировом рынке.

Увеличение степени интеграции экономик членов союза, также требовало принятия мер по смягчению дисбаланса. В 1988 году был принят первый пятилетний план (1988-1993 год), региональная политика в котором была представлена «пакетом Делора I» предполагавшим переориентацию средств с аграрной на региональную политику для решения пяти целей:

  • Помощь экономически отсталым регионам;
  • Переориентация промышленных регионов;
  • Устранение безработицы;
  • Трудоустройство молодежи;
  • Развитие сельского хозяйства и сельских территорий.

На реализацию «пакета Делора I» было выделено 20 млрд. ЭКЮ в год. На «пакет Делора II» уже было выделено 153 млрд. ЭКЮ суммарно, кроме того 15 млрд. ЭКЮ получил Фонд сплочения. В дальнейшем объемы финансовой поддержки, выделяемой на региональную политику только росли. Масштабное расширение ЕС в 2004-2007 годах не только привели в союз 12 новых стран, но и значительно усилили его дисбаланс, потребовав пересмотра объема и структуры расходов на региональную политику.

Число основных целей было сокращено до трех:

  1. Сближение (содействие развитию экономически отсталых стран и регионов),
  2. Региональная конкурентоспособность и занятость,
  3. Территориальное сотрудничество.

Основными получателями помощи стали страны Центральной и Восточной Европы, однако вместе с тем в рамки регионального развития были внесены проекты инвестиционного развития и поддержки для благополучных стран, которые позволили бы поменять их позицию в региональной политике как исключительно «доноров», а также предотвратить возможную «депрессивность» наиболее экономически-активных регионов в будущем.

Результаты региональной политики

В настоящее время сложно вынести однозначную оценку результативности региональной политики. С одной стороны, ее многолетние проведение в одних и тех же регионах, и странах, не влечет за собой значительного изменения их состояния, в следствии чего политику сплочения достаточно часто критикуют в неэффективности, а также в превращении стран восточной Европы в исключительно «дотационные» регионы существующие за счет поддержки еврофондов, в то время как экономически-активное население данных стран (Польши, Прибалтики, Болгарии, Румынии и т.д.), активно мигрирует в более благополучные страны пользуясь свободой передвижения и трудоустройства в рамках ЕС.

Также далеко не всегда соблюдаются основные принципы региональной политики, такие как партнерство работы органов ЕС и местных органов власти, дополняемость наднациональной региональной политики местной (многие страны полностью передали свою региональную политику на наднациональный уровень), а также программного характера инвестиций, которые не редко используются местными властями не для тех целей, под которые были заявлены.

С другой стороны, сторонники региональной политики говорят о том, что без экономической поддержки состояние отсталых регионов было бы еще более депрессивным и бесперспективным, что повлекло бы за собой проблемы уже социально-политического характера.

Источник

Читайте также:  Человек любящий свою страну преданный ей
Оцените статью