Основные международные объединения в Азии
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии(АСЕАН), Аssociation of South East Asian Nations создана в 1967 году министрами иностранных дел Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин, которые подписали Бангкокскую декларацию. Собственно договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларация согласия АСЕАН были заключены только в 1976 г. В настоящее время членами АСЕАН являются десять государств: Бруней (с 1984), Вьетнам (с 1995), Камбоджа (с 1998), Лаос и Мьянма (с 1997), Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Индонезия (1967). Статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.
В рамках АСЕАН действует Региональный форум АСЕАН по проблемам безопасности, в деятельности которого участвуют девять стран-членов, два наблюдателя, два консультативных партнера и партнеры по диалогу с АСЕАН, среди которых 10 стран, 1 международный союз и 1 международная организация: Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Пакистан, США, Республика Корея, Россия, Япония, ЕС, Программа ООН по развитию. На ежегодных встречах министров иностранных дел стран-участников форума обсуждаются меры по укреплению мира и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
При создании целью организации было провозглашено содействие региональному сотрудничеству в экономической, социальной и культурной сфере между некоммунистическими странами Юго-Восточной Азии для укрепления мира в регионе. Впоследствии были провозглашены собственно экономические цели: ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместных действий в духе равноправия и партнерства.
Высший орган АСЕАН – встреча глав государств и правительств, которая проводится каждые три года. Исполнительным и координационным органом является Постоянный комитет, в состав которого входят послы стран АСЕАН, аккредитованные в стране председателя. Председатель избирается поочередно из числа министров иностранных дел. Штаб-квартира находится в Джакарте (Индонезия).
Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива, Guls Cooperation Counsil был создан в 1981 году для содействия внутрирегиональному сотрудничеству в социально-экономической сфере, политических и военных делах. В него входят шесть арабских стран: Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия.
Штаб-квартира находится в Эр-Рияде – Саудовская Аравия.
Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии, South Asian Association for Regional Cooperation (СААРК) создана в 1985 году для обеспечения сотрудничества стран региона в социально-экономической и культурной сфере. В настоящее время в её состав входят семь стран: Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка.
Штаб-квартира находится в Катманду – Непал.
Организация экономического сотрудничества(ОЭС), Есоnomic Соорегаtion Organization (ЕСО)создана в 1985 году для обеспечения регионального сотрудничества в области транспорта, связи, туризма, культуры и экономики. В 2007 году членами организации были десять стран: Афганистан, Азербайджан, Иран, Казахстан, Киргизия, Пакистан, Таджикистан, Туркмения, Турция, Узбекистан. Статус ассоциированного члена имела не признанная международным сообществом Турецкая Республика Северного Кипра. Штаб-квартира находится в Тегеране – Иран.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) была создана в 2001 году в процессе преобразования из представительной комиссии России, Китая, Казахстана и Киргизии по вопросам демаркации границ для совместных действий в военно-политической области, борьбы с терроризмом с перспективой расширения сотрудничества на область экономики. В 2007 году в составе организации: шесть государств: Россия, Китай, страны Центральной Азии Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан. 10 июля 2015 года было объявлено о начале процедуры вступления в ШОС Индии и Пакистана.
ШОС не является военным блоком, как, например, НАТО. Или открытым регулярным совещанием по безопасности, как, например, Региональный форум Ассоциации государств Юго-Восточной Азии по безопасности (АРФ). Организация занимает промежуточную позицию. Главными её задачами провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнёрства, научного и культурного взаимодействия.
При этом Совет глав государств (СГГ) является высшим органом ШОС. Он определяет приоритеты и основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы её внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы. Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательство на заседании СГГ осуществляет глава государства-организатора очередного заседания. Место проведения встречи определяется, как правило, по алфавитному порядку (русскому) списка государств-членов ШОС. Совет может принять решение и о создании других органов ШОС, которое оформляется в виде дополнительных протоколов к Хартии.
Совет глав правительств (СГП) принимает бюджет ШОС, который формируется на основе принципа долевого участия, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим, сферам развития взаимодействия в рамках Организации. Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательство на заседании Совета осуществляет глава правительства государства, на территории которого проводится заседание.
Совет министров иностранных дел (СМИД)рассматривает и решает вопросы текущей деятельности ШОС, включая подготовку заседания СГГ, предпринимает меры по реализации решений Организации и проведению консультаций в рамках ШОС по международным проблемам. Председательство в Совете осуществляет министр иностранных дел государства-члена Организации, на территории которого проводится очередное заседание СГГ. Председатель СМИД при осуществлении внешних контактов представляет Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета.
Совещания руководителей министерств и/или ведомств проводятся для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС. К настоящему времени сформировался механизм проведения совещаний генеральных прокуроров, министров обороны, министров экономики и торговли, министров коммуникаций, министров культуры, а также совещаний руководителей правоохранительных органов и ведомств по экстренному оказанию помощи пострадавшим от бедствий. Председательство осуществляет руководитель соответствующего министерства и/или ведомства государства-организатора совещания. Место и время проведения совещания согласовываются предварительно.
Секретариат является постоянно действующим административным органом ШОС. На него возложены: организационно-техническое обеспечение мероприятий, проводимых в рамках ШОС, участие в разработке и реализации документов всех органов в рамках Организации, подготовка предложений по ежегодному бюджету. Секретариат возглавляет Генеральный секретарь, который утверждается СГГ. Генеральный секретарь назначается из числа граждан государств-членов ШОС на основе ротации, в порядке русского алфавита названий государств-членов сроком на три года без права продления на следующий срок. До 2006 года должность Генерального секретаря отсутствовала, вместо неё существовал институт исполнительного секретаря, который формально мог действовать только от имени Секретариата ШОС.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество(АТЭС),Asia-Pacific Economic Cooperation, (APEC) – форум 21 экономики Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. Целью АТЭС является повышение экономического роста, процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества.
В экономиках-участницах проживает около 40% мирового населения, на них приходится приблизительно 54% ВВП и 44% мировой торговли.
Источник
Региональные экономические организации интеграционного типа
В 90-х годах в регионе действовало более 15 официальных и неофициальных организаций интеграционного типа. Главная из них — АСЕАН. Это субрегиональная организация, охватывающая зону девяти стран Юго-Восточной Азии. Одна из ее основных конкретных задач — создание к 2008 г. зоны свободной торговли в ЮВА. Учредители АСЕАН — Индонезия, Малайзия, Таиланд, Сингапур и Филиппины. В 1984 г. в АСЕАН вступил Бруней, в 1995-м — Вьетнам, в 1997-м — Лаос и Мьянма, а в 1999 г. — Камбоджа. С 1989г. статус наблюдателя в АСЕАН имеет Папуа-Новая Гвинея,
Ежегодно страны АСЕАН проводят встречи на уровне министров иностранных дел, после закрытия которых с 1979 г. проводятся так называемые постминистерские конференции (ПМК) — встречи представителей стран АСЕАН с государствами, имеющими статус официальных партнеров АСЕАН. В их число входят США, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Южная Корея, а с 1997 г. — Россия (в качестве гостя и наблюдателя Россия участвовала в работе ПМК с 1991 г.) и КНР.
С 1971 г. страны АСЕАН на совещании в Куала-Лумпуре (Малайзия) провозгласили своей целью создание в ЮВА Зоны мира, свободы и нейтралитета (ЗОПФАН) и Зоны, свободной от ядерного оружия. Но до начала 90-х годов вопросы военно-политического взаимодействия не занимали в работе АСЕАН большого места.
В 1991 г. на постминистерской конференции АСЕАН впервые был обсужден военно-политический вопрос — предстоявший вывод американских военных баз с Филиппин. В 1992 г. на аналогичной конференции ставился вопрос о положении, создавшемся в связи с территориальным спором вокруг архипелага Спратли, на который претендуют одновременно КНР, Тайвань и несколько стран АСЕАН. После этого в 1994 г. и было принято решение учредить региональный диалог по вопросам безопасности в качестве постоянного, для чего с 1995 г. в рамках постминистерских конференций стал проводиться упоминавшийся выше региональный форум АСЕАН по вопросам безопасности.
Следующим по важности является Азиатско-тихоокеанский экономический совет (АТЭС или АРЕС — Asia Pacific Economic Cooperation ). Это единственная общерегиональная экономическая организация межгосударственного характера. Ее цель — создание в 2010 г. зоны, свободной и открытой для торговли и инвестиций (Азиатско-тихоокеанского экономического сообщества) для индустриально развитых стран, а к 2020 г. — для развивающихся стран — участниц АТЭС. В состав АТЭС входят страны АСЕАН (кроме Бирмы и Лаоса), США, Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, КНР, Гонконг и Тайвань (тайваньские представители не участвуют во встречах на уровне глав правительств), Россия (с 1997 г.), Мексика, Чили, Папуа-Новая Гвинея и ряд тихоокеанских островных государств. С 1993 г. ежегодно проводятся совещания АТЭС на уровне глав правительств. Прием в АТЭС новых членов заморожен до 2007 г.
Помимо этой межгосударственной структуры в регионе действует ряд других организаций. С 1990г. в качестве азиатской подгруппы АТЭС функционирует Восточноазиатский экономический совет ( East Asian Economic Caucus ), в который входят страны АСЕАН, Япония, Южная Корея, Новая Зеландия, Тайвань и Гонконг. Кроме того, действуют Тихоокеанская конференция по торговле и экономическому развитию ( PAFTAD — Conference on Pacific Trade and Economic Development ), Экономический совет бассейна Тихого океана (РВЕС — Pacific Basin Economic Council ), Совет тихоокеанского экономического сотрудничества (РЕСС — Pacific Economic Cooperation Council ). Россия является участницей двух последних организаций.
Новая роль Китая
В 90-х годах произошло укрепление экономических и военно-политических позиций КНР. Благодаря реформе, начатой в 1978 г. под руководством лидера Компартии Китая Дэн Сяопина (1904 -1997), китайская экономика вышла из кризиса. В стране была решена продовольственная проблема, а к началу 90-х КНР стала одним из крупнейших мировых экспортеров. В стране осуществляются «очаговая модернизация» и индустриализация на современной технологической основе. По оценкам, Китай вышел на третье место в мире по объемам ВНП, уступая США и Японии.
Правда, абсолютные цифры не указывают на эффективность экономики КНР. Из-за огромного населения Китай нельзя отнести к числу передовых стран по показателю дохода на душу населения. Страна страдает от неравномерности развития: передовые производства сосредоточены в прибрежной зоне, а основная часть глубинных районов остается отсталой и бедной, что порождает социальную напряженность. Бременем для страны остается демографический рост. С учетом этих и других обстоятельств часть специалистов полагает, что Китай не сможет удерживать высокие темпы роста. Тем не менее КНР располагает достаточными ресурсами для военного строительства и активной внешней политики в географически приближенных к ней районах.
В 1989 г. на площади Тяньаньмэнь в Пекине произошли выступления китайского студенчества под демократическими лозунгами. Выступления были жестоко подавлены. Международное сообщество осудило действия китайских властей, а американский конгресс ввел санкции против КНР в связи с нарушениями прав человека. В качестве меры давления последовало решение конгресса отложить на год предоставление КНР режима наибольшего благоприятствования в торговле.
Однако ухудшения отношений КНР с индустриальными странами не произошло. Вскоре после указанных событий США в неофициальном порядке провели переговоры с КНР об урегулировании ситуации. Президент Дж. Буш принял меры по ограничению эффекта санкций, и режим наибольшего благоприятствования для КНР был восстановлен. После этого он ежегодно продлевался, хотя всякий раз американская сторона увязывала свое решение с уступками КНР по конкретным правозащитным вопросам (освобождение диссидентов, упрощение эмиграции и т.п.).
Тайваньская проблема
Вопрос о воссоединении КНР с Тайванем или о национальном объединении остается одной из самых сложных проблем региональных отношений. Истоки проблемы уходят к последним месяцам гражданской войны в Китае осенью 1949 г., когда бывшее центральное правительство Китайской Республики во главе с лидером Национальной партии (гоминьдан) Чан Кайши под давлением коммунистических отрядов Мао Цзэдуна отступило на Тайвань. С тех пор каждое правительство — новое, коммунистическое, в Пекине и старое, гоминьдановское, в Тайбэе — претендовало за легитимность и считало себя единственным законным общекитайским правительством. Советский Союз признал КНР, а США и их союзники — Чан Кайши.
В 1972 г. США признали КНР и разорвали дипломатические отношения с Тайванем, сохранив неофициальные отношения с правительством Чан Кайши и продолжив оказание ему военной помощи на основании Закона 1979 г. об отношениях с Тайванем. В 1975 г. Чан Кайши умер. Его преемники продолжали исходить из формулы существования «одного Китая» и признавали значимость задачи национального объединения. Однако с течением времени ситуация осложнилась. Внутри Тайваня росло влияние местных уроженцев — сторонников отказа от единства с «большим Китаем», требовавших провозглашения независимости острова. Поэтапная демократизация на Тайване позволила сепаратистам получить представительство в парламенте и оказывать влияние на внешнюю политику.
КНР болезненно реагирует на рост влияния сторонников независимости на Тайване. Учитывая неформальные гарантии США, руководство КНР не идет на применение силы для объединения. Однако оно систематически дает понять, что применение силы против острова в чрезвычайных обстоятельствах, под которыми понимается принятие Тайванем решения об объявлении независимости, не исключается.
При этом представители КНР и Тайваня поддерживают полуофициальные контакты для обсуждения условий возможного объединения. Позиция Пекина сводится к формуле «одно государство — две системы», которая предполагает, что после объединения Тайвань станет одной из провинций КНР, сохранив рыночную модель экономики и автономную административную систему, но передав Пекину руководство своей внешней и оборонной политикой. Тайваньская сторона не считает эти условия приемлемыми. Она не исключает объединения, но видит его как длительный демократический процесс слияния двух равноценных политических субъектов. Исходной точкой объединительного процесса в Тайбэе считают признание Пекином Тайваня в качестве равного партнера. Тайвань поддерживает дипломатические отношения с 29 странами мира.
Источник