Региональные проблемы развитых стран

Актуальность проблемы региональной экономикив мире и России. Опыт региональной политики развитых и развивающих странах

Проблемы регулирование регионального развития в России можно и нужно проводить с учетом богатейшего мирового опыта.

Большие развитые страны (США, Канада, Австралия, Германия и Франция) дают много примеров решения региональных проблем, являющихся актуальными для России. Это такие проблемы:

ü изменения территориального разделения труда и усиления межрегиональной кооперации;

ü реструктуризации старопромышленных и аграрных регионов;

ü сближения регионов по уровню социально-экономического развития;

ü освоения периферийных регионов с богатыми природными ресурсами;

ü ограничения чрезмерного роста крупных городов и промышленных агломераций;

ü регулирования миграции между городами и сельской местностью;

ü модернизации инфраструктурных систем, оздоровления экологической ситуации в регионах;

ü стабилизации социально-экономического положения малочисленных народностей и многие другие.

В настоящее время западная региональная политика внедряется по­чти во всех экс-социалистических странах (в тех из них, кто претендует на вхождение в Европейский Союз). Уже полученный при этом опыт представляет интерес и для России, ибо показывает возможность реали­зации западной модели региональной политики в переходный период.

Научная база региональной политики находится на несравнен­но более высоком уровне, нежели в России (что и понятно, учиты­вая «государственный заказ» и щедрое финансирование). Свидетель­ство этого — поток публикаций (монографий, сборников, статей), многочисленные конференции, интернетовские сайты. Широко развиты и прикладные исследова­ния. Суммарно можно говорить о развитой научно-аналитической базе региональной политики.

Анализ истории развития и современного состояния западной ре­гиональной политики позволяет сделать ряд выводов, имеющих прак­тическое значение и для России (при «построении» собственной). Основной — о возможности развития региональной политики только в условиях достижения в обществе консенсуса о ее необходимости. По­следний аргументируется соображениями социальной справедливости и сохранения единства страны (не только и не столько политическо­го). Региональная политика воспринимается населением и политиче­ской элитой как деятельность» усиливающая «равенство», пусть даже и в ущерб «эффективности».

В рамках общегосударственной региональной политики (в том чи­сле и реализуемой в федеративных государствах) Центр имеет право напрямую регулировать развитие избранных территориальных единиц. Последние, кстати, не всегда есть административно-территориальные единицы того или иного ранга. Региональная политика не должна сле­довать «сверху — вниз» по всем «этажам» государственного устройства. Выделяемые в ее рамках территориальные единицы должны обладать определенной экстерриториальностью. В послевоенной Великобрита­нии новые города, на первой фазе — ускоренного развития, вообще выводили, в значительной мере, из юрисдикции даже местных властей. Территориальные структуры общества и экономики очень инерци­онны, перемены в них требуют десятилетий. Естественно, что именно этими временными масштабами оперирует и региональная политика. Некоторые ареалы находятся в сфере ее действия еще с 30-х годов. Про­граммы регионального развития принимаются как минимум на 5 лет. Попытки прекратить предоставление помощи сразу после улучшения социально-экономических показателей приводили лишь к «рецидиву» кризиса.

Источник

Региональная политика в развитых странах

В развитых странах ситуация кардинально отлична. Масштабная региональная политика уже много лет существует во всех развитых странах. Преимущественно она направлена на выравнивание простран­ственных диспропорций в уровне социально-экономического развития, что и официально декларируется государством. Только в ее рамках до­стижение региональных целей и смягчение указанных диспропорций осознанно ставится государством на первый план, и она является наиболее эффективным, хотя и не единственным инструментом вырав­нивания.

Региональная политика является такой же «политикой», как внеш­няя, макроэкономическая, экологическая и т.д., со своей институ­циональной инфраструктурой и законодательной базой. В ее рамках осуществляется перераспределение между регионами огромных средств (до нескольких процентов валового внутреннего продукта страны). При этом региональная политика осуществляется центральными органа­ми власти, ибо только они могут сопоставить ситуацию в различных регионах/ареалах (и «покрыть» всю страну) и решить, какие из них «заслуживают» помощи и в каких размерах.

Для РФ особый интерес представляет опыт стран Западной Евро­пы (и общая региональная политика Европейского Союза). Для Запад­ной Европы характерны большие, чем в Северной Америке, простран­ственные диспропорции. Традиционна для Западной Европы и большая «вера» в регулирующие возможности государства (чем для США). И, наконец, у этого региона и РФ много общего в экономической истории. В развитых странах целенаправленное вмешательство государства в процессы регионального развития, т.е. региональная политика, на­чинается, когда пространственные социально-экономические диспро­порции становятся чрезмерными (что рассматривается как неизбежные негативные последствия деятельности рыночных механизмов). Понятие

«чрезмерные» никак не параметризовано и каждой страной определя­ется самостоятельно, исходя из уровня и истории развития, господству­ющей идеологии, существования «национальных территорий» и т.д.

Региональная политика развитых стран решает, прежде всего, социальные, а не экономические проблемы (правда, действуя только через экономику). Государство вмешивается в ход регионального разви­тия из соображений социальной справедливости, заботясь о реальном единстве страны. Априори полагается, что государство обязано забо­тится обо всех гражданах страны (в том числе и живущих в кризисных районах) и что страна не может быть реально едина при слишком заначительных пространственных различиях в уровне развития и качестве жизни населения.

Лишь очень богатые и относительно внутренне однородные стра­ны (как, например, Нидерланды или Дания) могут позволить себе обходится без «выравнивающей» региональной политики социальной направленности (и то периодами), делая упор на помощи наиболее развитым районам — для усиления их конкурентоспособности на ми­ровых рынках.

Региональная политика не может быть реализована без «позитив­ной дискриминации» кризисных регионов. Им и только им дается от государства дополнительная помощь (в различных видах). И хотя помощь идет от центральных органов власти, все в странах Запада понимают, что в их пользу перераспределяются средства, «изъятые» из более благополучных регионов. Региональная политика, таким обра­зом, предполагает неравенство районов. И сама идея необходимости такого перераспределения средств между регионами не встречает оппо­зиции на Западе (хотя о его масштабах много спорят): предполагается, что оно является разумной платой за единство страны.

Коренной для региональной политики западных стран вопрос — какая институциональная модель будет избрана. Известны случаи со­здания своего рода специализированных министерств региональной политики и ее передачи иным институтам государственной власти. При создании отдельного органа для управления региональной политикой он может распределять «собственные» средства или лишь осуществлять контроль за деятельностью других институтов. Западный опыт сви­детельствует о предпочтительности наличия отдельного государствен­ного органа, ответственного за региональную политику (как DATAR во Франции).

Западный опыт свидетельствует о предпочтительности использова­ния формальных количественных критериев при выделении кризисных территорий. В большинстве случаев нескольких показателей вполне достаточно: душевой валовой внутренний продукт, уровень безработицы, размеры заработной платы и доходов на душу населения. Правда, определенные возможности для учета качественных характеристик ча­сто намеренно оставляются.

Если до середины 70-х годов в развитых странах в качестве таких объектов выделяли весьма обширные территории (вполне сопоставимые с нашими субъектами Федерации), то позднее идет переход к значи­тельно меньшим по площади ареалам, вплоть до отдельных частей городов. Так, в систему региональной политики Европейского Союза входит программа «URBAN». Она направлена на социальное и экономическое возрождение кризисных городов и пригородов в странах Союза. Переход к ограниченным по площади кризисным территориям связан как с попытками сэкономить государственные средства, так и с реально идущей фрагментацией пространства. Весьма благополуч­ные ареалы возникают в классических кризисных районах (например, в Руре или Уэльсе), очаги кризиса — в традиционно благополучных регионах (например, в центральных частях столиц).

Виды помощи, которые может предоставить государство в рамках региональной политики, весьма немногочисленны. Оно может дать что-то ареалу (дотации, льготные займы, создание инфраструктуры) или не взять что-то у него (налоговые льготы). Искусство региональной политики состоит в том, чтобы, сочетая указанные меры, дать ареалу минимум, но достаточный для его развития.

Источник

Общие и особенные проблемы региональной экономики в зарубежных странах

Парадокс современного мира заключается в том, что различия между странами в целом (по суммарным или средним характеристикам) сочетаются со значительным сходством между определенными типами регионов в разных странах. Следовательно, и наличие многих общих черт в подходах государств к своим внутренним региональным проблемам. Проблемы регулирование регионального развития в России можно и нужно проводить с учетом богатейшего мирового опыта.

Большие развитые страны (США, Канада, Австралия, Германия и Франция) дают много примеров решения региональных проблем, являющихся актуальными для России. Это такие проблемы:

ü изменения территориального разделения труда и усиления межрегиональной кооперации;

ü реструктуризации старопромышленных и аграрных регионов;

ü сближения регионов по уровню социально-экономического развития;

ü освоения периферийных регионов с богатыми природными ресурсами;

ü ограничения чрезмерного роста крупных городов и промышленных агломераций;

ü регулирования миграции между городами и сельской местностью;

ü модернизации инфраструктурных систем, оздоровления экологической ситуации в регионах;

ü стабилизации социально-экономического положения малочисленных народностей и многие другие.

Примеры решения региональных проблем в этих странах не всегда достойны подражания, но во всех случаях они дают полезные для новой практики знания.

Многие средние и даже малые по территории страны также обладают ценным опытом решения региональных проблем. Уместно заметить, что главное здесь не масштаб страны, а ее региональное многообразие и степень активности региональной политики государства. Например, в Германии особенно интересен опыт реструктуризации новых восточных земель и их экономической интеграции с западными землями, в Италии поучительна политика преодоления социально-экономических контрастов между Севером и Югом, в Японии особого внимания заслуживают деконцентрация промышленного производства, сохранение рекреационных территорий и создание системы технополисов, в Испании — разрешение конфликтов между центром и национальными автономиями, в Нидерландах — осушение и освоение больших участков моря. И перечисленные, и многие другие страны обладают ценным опытом территориального обустройст­ва на уровне агломераций, городов, сельских местностей, санации депрессивных территорий, «рассеивания» безработицы, рационального использования земли, охраны окружающей среды.

В развитых странах стабильное развитие регионов и надежное функционирование систем «центр — регионы» во многом определяются четким разделом предметов ведения между центральной, региональной и муниципальной властями, отлаженной системой бюджетного федерализма, применением разнообразных форм и инструментов государственного регулирования. Все это отнюдь не означает полного устранения коллизий в отношениях между центром и регионами, периодических вспышек радикального регионализма, этнорегионального сепаратизма и ответных реакций центра, о чем свиде­тельствуют факты из современной истории Канады, Бельгии, Великобритании, Италии и других развитых стран. Тем большее значение имеет изучение практики последовательной корректировки правовых основ, институциональных структур и экономических механизмов в соответствии с меняющимися ситуациями.

Не должно быть иллюзий, что внешне процветающие страны уже полностью решили свои региональные проблемы. Как правило, традиционные проблемы сглаживаются, переходят в новое качество, но не исчезают. Вместе с тем в мире возникают принципиально новые региональные проблемы, связанные с переходом к постиндустриальному, информационному обществу и глобализацией экономики. И для России очень важно не упустить из виду назревающие качественные перемены, иначе страна останется в положении вечно догоняющей.

Современная Россия имеет много общих региональных проблем не только с развитыми, но и с развивающимися странами, которые уже достигли довольно высоких масштабов развития экономики и сохраняют динамизм социально-экономических преобразований, в том числе в региональном разрезе. Это прежде всего такие большие страны, как Китай, Бразилия, Мексика. Особое значение для заинтересованного изучения имеют достигнутые этими странами результаты по активному включению регионов в международное экономическое сотрудничество (свободные экономические зоны Китая, приграничный пояс Мексики), экономическому освоению новых регионов (Бразилия), транспорт­ному и энергетическому строительству (Бразилия, Китай), стимулированию межрегиональной интеграции, продвижению промышленности (особенно малых предприятий) в сельские местности и др.

Главная задача изучения мирового опыта регионального развития сос­тоит не просто в том, чтобы лучше понимать суть тех или иных региональных проблем в той или иной стране, а в овладевании и способами их решения с целью использования в российских условиях. Нельзя надеяться на возможность копирования и переноса опыта какой-либо одной страны. Успех может принести только тщательная селекция мирового опыта.

Источник

Вопрос №2 Основные региональные проблемы развитых стран

Основные региональные проблемы развитых стран.

Регионализация – тенденция мировой экономики. Интернационализация хозяйства на региональном уровне. Проявляется через региональную интеграцию: формируются региональные интернациональные группировки, объединяющие соседние страны на основе глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хоз-вами.

Бурное развитие связей между фирмами интегрирующих стран вызывает необходимость межгос. или надгос. Регулирования с параллельным развитием единого рынка.

региональная политика западных стран сводилась преимущественно к государственной поддержке экономической активности в депрессивных или отсталых районах, что на практике означало передачу ресурсов от динамично развивающихся регионов к менее развитым.

Важной сферой, в которой законы функционирования мирового рынка непосредственно влияют на географию мирового сообщества, является также региональная экономическая межгосударственная интеграция.

Например – 2000 г Европейский союз включал все страны Европы, кроме Норвегии, Исландии, Лихтенштейн; НАФТА – Североамер. Соглашение о свободной торговле, заключенное между США, Канадой и Мексикой с 1 янв 1994г, население 390 млн. чел. На 2000 г.

При формировании региональных интегративных группировок возникает множество проблем, возникающих из столкновения интересов стран в их экономическом взаимодействии. Например, на протяжении ряда лет шло рассмотрение Евросоюза о включении в ЕС слаборазвитых восточноевропейских стран, а принятие более слабых партнеров означает серьезные внутренние проблемы. Кроме того, вхождение восточноевр. Стран в аграрный рынок ЕС, во-первых, означало бы автоматическое выравнивание цен на уровне еще более высоких внутренних цен ЕС, который совершенно неприемлем для менее платежоспособных покупателей стран вост. Евр. Во-вторых, это стало бы непосильным бременем и для самого ЕС, который в 1992 г и так уже провел значительное снижение уровня цен. Проблемы противоположного типа возникли в отношении интегрирования в аграрный рынок ЕС новых стран Зап.Евр.:Австрии и Скандинавских стран, которые имеют более мощные системы государственной поддержки своего с/х. При вхождении в ЕС их должны были заменить общей единой системой, что вызвало негативное отношение со стороны фермеров.

Региональная политика развитых стран.

1.глубокое научное обоснование политики

2.страны используют имеющиеся органы государственного управления с распределением между ними полномочий создают специальные органы

4.тщател-ая диагностика регионов и региональных проблем

5.особенности регулирования политики:

— осуществление проблемного районирования по степени кризисных ситуаций

— установление очередности региональной социально-политической. И экономические задачи

— создание ответственного органа управления (вновь созданный спец. орган/сущ-емому органу устан-ся допол-ая компет-ция)

— обеспечение более полного использования ресурсов путем содействия развитию малого и среднего бизнеса

Особенности реализации региональной политики:

1).четкое определение региональных органов управления своим приоритетом:

— в отношении с центром

— с другими регионами

— с отдельными территориями за рубежом

2).высокая активность региона:

— повышение роли региона

— в экономической и социальной жизни страны в решении экологических задач

3).высокий уровень регионального самосознания людей

Основные направления региональной политики развитых стран:

1.развитие кризисных и отсталых регионов

3.освоение новых территорий(Канада, Италия, США)

4.содействие развитию периферии региона

5.сод-ие развитию региона (проб-м молодежи, научно-технической Политики)

6.реализация отраслевых программ

7.развитие практики «зеленых» планов

8.меры экологической политики

ЮРА ОЧКУЕТ И ДИКО СОМНЕВАЕТСЯ, ПОЭТОМУ НА ЭТОТ ВОПРОС НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ ОТВЕТОВ

Воздействие НТР на территориальную структуру промышленно-развитых стран.

В настоящее время роль одного из важнейших факторов размещения производства

приобрела научно-техническая революция (НТР). Весь ход развития общества — это история

Техническое совершенствование общества может идти двумя путями. Эволюционный —

совершенствование уже существующих техники и технологий — научно-технический прогресс. Революционный путь – создание принципиально новых видов техники и технологий, например, изобретение паровой машины, двигателя внутреннего сгорания и т.д. – НТР.

Необходимыми предпосылками НТР являются — накопление сведений о природе

явлений и процессов, а также потребность общества в новых знаниях.

Основным содержанием НТР является превращение науки в середине ХХ в. в

непосредственную производительную силу общества. Как никогда ранее ускорились темпы

научно-технических преобразований, т.е. сокращается временной разрыв между научным

открытием и внедрением его в производство.

Влияние НТР на размещение производства заключается и в том, что по мере

прогресса в области техники и технологии производства изменяется соотношение между

другими факторами размещения, обусловливающими пространственную ориентацию

отраслей хозяйства в совокупности. Например, в электроэнергетике на первых порах

господствовал потребительский фактор, что объяснялось слабым развитием линий

электропередач. В дальнейшем по мере расширения границ передачи электроэнергии, роль

потребительского фактора стала относительно снижаться, а топливно-энергетического,

В эпоху научно-технической революции высокая территориальная концентрация

производства сохраняется, но изменяются ее формы. Так, развитие и совершенствование

транспорта стало одной из причин смещения производства на побережья морей и океанов,

что привело к формированию мощных промышленно-портовых комплексов. В Японии такие комплексы концентрируют почти весь промышленный потенциал страны.

По мере развития и углубления НТР широкое распространение стали получать такие

формы территориальной концентрации производства как промышленный парк и

технополис. Промышленный парк — участок территории, удобный для размещения

предприятий. Он специально застраивается строительными фирмами, которые создают

общую инфраструктуру (здания, транспортные пути, энерго- и водоснабжение). Затем такой парк сдается в аренду. Промышленные парки получили широкое распространение в странах Западной Европы, Северной Америки и даже во многих развивающихся странах — Индии, Мексике, Аргентине, Нигерии, Малайзии.

Технополис представляет собой научно-промышленный комплекс, включающий

лаборатории, экспериментальные, опытные и производственные предприятия

наукоемких отраслей промышленности, которые создаются на специально отведенных и

заранее оборудованных площадках. Он ориентируется на разработку новейших технологий и

внедрение их в производство, поэтому размещаются поблизости от университетов или

других научно-исследовательских центров. Технополисы появились в

США в 1950-е годы, а теперь общее их число в стране превышает 150. Среди них есть

известные во всем мире. Это «Силиконовая долина» в окрестностях Сан-Франциско,

возникшая на базе Стэнфордского университета. Затем подобные структуры стали возникать в Западной Европе. Крупнейшие из них: «Изар Велли» в ФРГ, созданная на базе Мюнхенского университета, Кембриджский в Великобритании — на базе старейшего Кембриджского университета. Также они постепенно появляются в Новых индустриальных странах – Корея.

Воздействие НТР на отраслевую структуру промышленно-развитых стран.

Современная промышленность состоит из более чем 300 отраслей

Для эпохи НТР характерно объединение разных отраслей и образование межотраслевых комплексов — ТЭК, АПК, ЛПК и т. д. Изменилась техника и технология производства товаров, увеличились единичные мощности, созданы новые искусственные материалы, превосходящие по качествам натуральные. Используются новые мощности на производствах, альтернативные источники энергии и т. д.

В промышленно развитых странах наступает этап постиндустриального развития, существенно возрастает доля сферы услуг и уменьшается доля первичного и вторичного секторов.

В сельском хозяйстве изменения происходят медленно. Но возрастает доля животноводства, которое дает 3/4 валовой продукции этой отрасли. В растениеводстве увеличивается роль технических и кормовых культур, овощей и фруктов.

В транспорте — роль железнодорожного уменьшилась. Он имеет значение в массовых перевозках промышленных и сельскохозяйственных грузов, пассажиров на средние расстояния. Автомобильный лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках. Морской обеспечивает международную торговлю, а воздушный — перевозку пассажиров на средние и дальние расстояния.

Доля обрабатывающей промышленности в ВВП стабилизируется и остается постоянной с конца 60 — начала 70-х гг. XX в. (до этого наблюдалось ее повышение), а доля сферы услуг постоянно возрастает. Увеличивается количество занятых в сфере образования, здравоохранения, туризма.

В сфере услуг самым динамично развивающимся сегментом является сектор кредитно-финансовых услуг, тогда как транспорт уже пережил «бум» своего развития.

Источник

Читайте также:  Размер груди по странам мира
Оцените статью