Актуальность проблемы региональной экономикив мире и России. Опыт региональной политики развитых и развивающих странах
Проблемы регулирование регионального развития в России можно и нужно проводить с учетом богатейшего мирового опыта.
Большие развитые страны (США, Канада, Австралия, Германия и Франция) дают много примеров решения региональных проблем, являющихся актуальными для России. Это такие проблемы:
ü изменения территориального разделения труда и усиления межрегиональной кооперации;
ü реструктуризации старопромышленных и аграрных регионов;
ü сближения регионов по уровню социально-экономического развития;
ü освоения периферийных регионов с богатыми природными ресурсами;
ü ограничения чрезмерного роста крупных городов и промышленных агломераций;
ü регулирования миграции между городами и сельской местностью;
ü модернизации инфраструктурных систем, оздоровления экологической ситуации в регионах;
ü стабилизации социально-экономического положения малочисленных народностей и многие другие.
В настоящее время западная региональная политика внедряется почти во всех экс-социалистических странах (в тех из них, кто претендует на вхождение в Европейский Союз). Уже полученный при этом опыт представляет интерес и для России, ибо показывает возможность реализации западной модели региональной политики в переходный период.
Научная база региональной политики находится на несравненно более высоком уровне, нежели в России (что и понятно, учитывая «государственный заказ» и щедрое финансирование). Свидетельство этого — поток публикаций (монографий, сборников, статей), многочисленные конференции, интернетовские сайты. Широко развиты и прикладные исследования. Суммарно можно говорить о развитой научно-аналитической базе региональной политики.
Анализ истории развития и современного состояния западной региональной политики позволяет сделать ряд выводов, имеющих практическое значение и для России (при «построении» собственной). Основной — о возможности развития региональной политики только в условиях достижения в обществе консенсуса о ее необходимости. Последний аргументируется соображениями социальной справедливости и сохранения единства страны (не только и не столько политического). Региональная политика воспринимается населением и политической элитой как деятельность» усиливающая «равенство», пусть даже и в ущерб «эффективности».
В рамках общегосударственной региональной политики (в том числе и реализуемой в федеративных государствах) Центр имеет право напрямую регулировать развитие избранных территориальных единиц. Последние, кстати, не всегда есть административно-территориальные единицы того или иного ранга. Региональная политика не должна следовать «сверху — вниз» по всем «этажам» государственного устройства. Выделяемые в ее рамках территориальные единицы должны обладать определенной экстерриториальностью. В послевоенной Великобритании новые города, на первой фазе — ускоренного развития, вообще выводили, в значительной мере, из юрисдикции даже местных властей. Территориальные структуры общества и экономики очень инерционны, перемены в них требуют десятилетий. Естественно, что именно этими временными масштабами оперирует и региональная политика. Некоторые ареалы находятся в сфере ее действия еще с 30-х годов. Программы регионального развития принимаются как минимум на 5 лет. Попытки прекратить предоставление помощи сразу после улучшения социально-экономических показателей приводили лишь к «рецидиву» кризиса.
Источник
Региональная политика в развитых странах
В развитых странах ситуация кардинально отлична. Масштабная региональная политика уже много лет существует во всех развитых странах. Преимущественно она направлена на выравнивание пространственных диспропорций в уровне социально-экономического развития, что и официально декларируется государством. Только в ее рамках достижение региональных целей и смягчение указанных диспропорций осознанно ставится государством на первый план, и она является наиболее эффективным, хотя и не единственным инструментом выравнивания.
Региональная политика является такой же «политикой», как внешняя, макроэкономическая, экологическая и т.д., со своей институциональной инфраструктурой и законодательной базой. В ее рамках осуществляется перераспределение между регионами огромных средств (до нескольких процентов валового внутреннего продукта страны). При этом региональная политика осуществляется центральными органами власти, ибо только они могут сопоставить ситуацию в различных регионах/ареалах (и «покрыть» всю страну) и решить, какие из них «заслуживают» помощи и в каких размерах.
Для РФ особый интерес представляет опыт стран Западной Европы (и общая региональная политика Европейского Союза). Для Западной Европы характерны большие, чем в Северной Америке, пространственные диспропорции. Традиционна для Западной Европы и большая «вера» в регулирующие возможности государства (чем для США). И, наконец, у этого региона и РФ много общего в экономической истории. В развитых странах целенаправленное вмешательство государства в процессы регионального развития, т.е. региональная политика, начинается, когда пространственные социально-экономические диспропорции становятся чрезмерными (что рассматривается как неизбежные негативные последствия деятельности рыночных механизмов). Понятие
«чрезмерные» никак не параметризовано и каждой страной определяется самостоятельно, исходя из уровня и истории развития, господствующей идеологии, существования «национальных территорий» и т.д.
Региональная политика развитых стран решает, прежде всего, социальные, а не экономические проблемы (правда, действуя только через экономику). Государство вмешивается в ход регионального развития из соображений социальной справедливости, заботясь о реальном единстве страны. Априори полагается, что государство обязано заботится обо всех гражданах страны (в том числе и живущих в кризисных районах) и что страна не может быть реально едина при слишком заначительных пространственных различиях в уровне развития и качестве жизни населения.
Лишь очень богатые и относительно внутренне однородные страны (как, например, Нидерланды или Дания) могут позволить себе обходится без «выравнивающей» региональной политики социальной направленности (и то периодами), делая упор на помощи наиболее развитым районам — для усиления их конкурентоспособности на мировых рынках.
Региональная политика не может быть реализована без «позитивной дискриминации» кризисных регионов. Им и только им дается от государства дополнительная помощь (в различных видах). И хотя помощь идет от центральных органов власти, все в странах Запада понимают, что в их пользу перераспределяются средства, «изъятые» из более благополучных регионов. Региональная политика, таким образом, предполагает неравенство районов. И сама идея необходимости такого перераспределения средств между регионами не встречает оппозиции на Западе (хотя о его масштабах много спорят): предполагается, что оно является разумной платой за единство страны.
Коренной для региональной политики западных стран вопрос — какая институциональная модель будет избрана. Известны случаи создания своего рода специализированных министерств региональной политики и ее передачи иным институтам государственной власти. При создании отдельного органа для управления региональной политикой он может распределять «собственные» средства или лишь осуществлять контроль за деятельностью других институтов. Западный опыт свидетельствует о предпочтительности наличия отдельного государственного органа, ответственного за региональную политику (как DATAR во Франции).
Западный опыт свидетельствует о предпочтительности использования формальных количественных критериев при выделении кризисных территорий. В большинстве случаев нескольких показателей вполне достаточно: душевой валовой внутренний продукт, уровень безработицы, размеры заработной платы и доходов на душу населения. Правда, определенные возможности для учета качественных характеристик часто намеренно оставляются.
Если до середины 70-х годов в развитых странах в качестве таких объектов выделяли весьма обширные территории (вполне сопоставимые с нашими субъектами Федерации), то позднее идет переход к значительно меньшим по площади ареалам, вплоть до отдельных частей городов. Так, в систему региональной политики Европейского Союза входит программа «URBAN». Она направлена на социальное и экономическое возрождение кризисных городов и пригородов в странах Союза. Переход к ограниченным по площади кризисным территориям связан как с попытками сэкономить государственные средства, так и с реально идущей фрагментацией пространства. Весьма благополучные ареалы возникают в классических кризисных районах (например, в Руре или Уэльсе), очаги кризиса — в традиционно благополучных регионах (например, в центральных частях столиц).
Виды помощи, которые может предоставить государство в рамках региональной политики, весьма немногочисленны. Оно может дать что-то ареалу (дотации, льготные займы, создание инфраструктуры) или не взять что-то у него (налоговые льготы). Искусство региональной политики состоит в том, чтобы, сочетая указанные меры, дать ареалу минимум, но достаточный для его развития.
Источник
Общие и особенные проблемы региональной экономики в зарубежных странах
Парадокс современного мира заключается в том, что различия между странами в целом (по суммарным или средним характеристикам) сочетаются со значительным сходством между определенными типами регионов в разных странах. Следовательно, и наличие многих общих черт в подходах государств к своим внутренним региональным проблемам. Проблемы регулирование регионального развития в России можно и нужно проводить с учетом богатейшего мирового опыта.
Большие развитые страны (США, Канада, Австралия, Германия и Франция) дают много примеров решения региональных проблем, являющихся актуальными для России. Это такие проблемы:
ü изменения территориального разделения труда и усиления межрегиональной кооперации;
ü реструктуризации старопромышленных и аграрных регионов;
ü сближения регионов по уровню социально-экономического развития;
ü освоения периферийных регионов с богатыми природными ресурсами;
ü ограничения чрезмерного роста крупных городов и промышленных агломераций;
ü регулирования миграции между городами и сельской местностью;
ü модернизации инфраструктурных систем, оздоровления экологической ситуации в регионах;
ü стабилизации социально-экономического положения малочисленных народностей и многие другие.
Примеры решения региональных проблем в этих странах не всегда достойны подражания, но во всех случаях они дают полезные для новой практики знания.
Многие средние и даже малые по территории страны также обладают ценным опытом решения региональных проблем. Уместно заметить, что главное здесь не масштаб страны, а ее региональное многообразие и степень активности региональной политики государства. Например, в Германии особенно интересен опыт реструктуризации новых восточных земель и их экономической интеграции с западными землями, в Италии поучительна политика преодоления социально-экономических контрастов между Севером и Югом, в Японии особого внимания заслуживают деконцентрация промышленного производства, сохранение рекреационных территорий и создание системы технополисов, в Испании — разрешение конфликтов между центром и национальными автономиями, в Нидерландах — осушение и освоение больших участков моря. И перечисленные, и многие другие страны обладают ценным опытом территориального обустройства на уровне агломераций, городов, сельских местностей, санации депрессивных территорий, «рассеивания» безработицы, рационального использования земли, охраны окружающей среды.
В развитых странах стабильное развитие регионов и надежное функционирование систем «центр — регионы» во многом определяются четким разделом предметов ведения между центральной, региональной и муниципальной властями, отлаженной системой бюджетного федерализма, применением разнообразных форм и инструментов государственного регулирования. Все это отнюдь не означает полного устранения коллизий в отношениях между центром и регионами, периодических вспышек радикального регионализма, этнорегионального сепаратизма и ответных реакций центра, о чем свидетельствуют факты из современной истории Канады, Бельгии, Великобритании, Италии и других развитых стран. Тем большее значение имеет изучение практики последовательной корректировки правовых основ, институциональных структур и экономических механизмов в соответствии с меняющимися ситуациями.
Не должно быть иллюзий, что внешне процветающие страны уже полностью решили свои региональные проблемы. Как правило, традиционные проблемы сглаживаются, переходят в новое качество, но не исчезают. Вместе с тем в мире возникают принципиально новые региональные проблемы, связанные с переходом к постиндустриальному, информационному обществу и глобализацией экономики. И для России очень важно не упустить из виду назревающие качественные перемены, иначе страна останется в положении вечно догоняющей.
Современная Россия имеет много общих региональных проблем не только с развитыми, но и с развивающимися странами, которые уже достигли довольно высоких масштабов развития экономики и сохраняют динамизм социально-экономических преобразований, в том числе в региональном разрезе. Это прежде всего такие большие страны, как Китай, Бразилия, Мексика. Особое значение для заинтересованного изучения имеют достигнутые этими странами результаты по активному включению регионов в международное экономическое сотрудничество (свободные экономические зоны Китая, приграничный пояс Мексики), экономическому освоению новых регионов (Бразилия), транспортному и энергетическому строительству (Бразилия, Китай), стимулированию межрегиональной интеграции, продвижению промышленности (особенно малых предприятий) в сельские местности и др.
Главная задача изучения мирового опыта регионального развития состоит не просто в том, чтобы лучше понимать суть тех или иных региональных проблем в той или иной стране, а в овладевании и способами их решения с целью использования в российских условиях. Нельзя надеяться на возможность копирования и переноса опыта какой-либо одной страны. Успех может принести только тщательная селекция мирового опыта.
Источник
Вопрос №2 Основные региональные проблемы развитых стран
Основные региональные проблемы развитых стран.
Регионализация – тенденция мировой экономики. Интернационализация хозяйства на региональном уровне. Проявляется через региональную интеграцию: формируются региональные интернациональные группировки, объединяющие соседние страны на основе глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хоз-вами.
Бурное развитие связей между фирмами интегрирующих стран вызывает необходимость межгос. или надгос. Регулирования с параллельным развитием единого рынка.
региональная политика западных стран сводилась преимущественно к государственной поддержке экономической активности в депрессивных или отсталых районах, что на практике означало передачу ресурсов от динамично развивающихся регионов к менее развитым.
Важной сферой, в которой законы функционирования мирового рынка непосредственно влияют на географию мирового сообщества, является также региональная экономическая межгосударственная интеграция.
Например – 2000 г Европейский союз включал все страны Европы, кроме Норвегии, Исландии, Лихтенштейн; НАФТА – Североамер. Соглашение о свободной торговле, заключенное между США, Канадой и Мексикой с 1 янв 1994г, население 390 млн. чел. На 2000 г.
При формировании региональных интегративных группировок возникает множество проблем, возникающих из столкновения интересов стран в их экономическом взаимодействии. Например, на протяжении ряда лет шло рассмотрение Евросоюза о включении в ЕС слаборазвитых восточноевропейских стран, а принятие более слабых партнеров означает серьезные внутренние проблемы. Кроме того, вхождение восточноевр. Стран в аграрный рынок ЕС, во-первых, означало бы автоматическое выравнивание цен на уровне еще более высоких внутренних цен ЕС, который совершенно неприемлем для менее платежоспособных покупателей стран вост. Евр. Во-вторых, это стало бы непосильным бременем и для самого ЕС, который в 1992 г и так уже провел значительное снижение уровня цен. Проблемы противоположного типа возникли в отношении интегрирования в аграрный рынок ЕС новых стран Зап.Евр.:Австрии и Скандинавских стран, которые имеют более мощные системы государственной поддержки своего с/х. При вхождении в ЕС их должны были заменить общей единой системой, что вызвало негативное отношение со стороны фермеров.
Региональная политика развитых стран.
1.глубокое научное обоснование политики
2.страны используют имеющиеся органы государственного управления с распределением между ними полномочий создают специальные органы
4.тщател-ая диагностика регионов и региональных проблем
5.особенности регулирования политики:
— осуществление проблемного районирования по степени кризисных ситуаций
— установление очередности региональной социально-политической. И экономические задачи
— создание ответственного органа управления (вновь созданный спец. орган/сущ-емому органу устан-ся допол-ая компет-ция)
— обеспечение более полного использования ресурсов путем содействия развитию малого и среднего бизнеса
Особенности реализации региональной политики:
1).четкое определение региональных органов управления своим приоритетом:
— в отношении с центром
— с другими регионами
— с отдельными территориями за рубежом
2).высокая активность региона:
— повышение роли региона
— в экономической и социальной жизни страны в решении экологических задач
3).высокий уровень регионального самосознания людей
Основные направления региональной политики развитых стран:
1.развитие кризисных и отсталых регионов
3.освоение новых территорий(Канада, Италия, США)
4.содействие развитию периферии региона
5.сод-ие развитию региона (проб-м молодежи, научно-технической Политики)
6.реализация отраслевых программ
7.развитие практики «зеленых» планов
8.меры экологической политики
ЮРА ОЧКУЕТ И ДИКО СОМНЕВАЕТСЯ, ПОЭТОМУ НА ЭТОТ ВОПРОС НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ ОТВЕТОВ
Воздействие НТР на территориальную структуру промышленно-развитых стран.
В настоящее время роль одного из важнейших факторов размещения производства
приобрела научно-техническая революция (НТР). Весь ход развития общества — это история
Техническое совершенствование общества может идти двумя путями. Эволюционный —
совершенствование уже существующих техники и технологий — научно-технический прогресс. Революционный путь – создание принципиально новых видов техники и технологий, например, изобретение паровой машины, двигателя внутреннего сгорания и т.д. – НТР.
Необходимыми предпосылками НТР являются — накопление сведений о природе
явлений и процессов, а также потребность общества в новых знаниях.
Основным содержанием НТР является превращение науки в середине ХХ в. в
непосредственную производительную силу общества. Как никогда ранее ускорились темпы
научно-технических преобразований, т.е. сокращается временной разрыв между научным
открытием и внедрением его в производство.
Влияние НТР на размещение производства заключается и в том, что по мере
прогресса в области техники и технологии производства изменяется соотношение между
другими факторами размещения, обусловливающими пространственную ориентацию
отраслей хозяйства в совокупности. Например, в электроэнергетике на первых порах
господствовал потребительский фактор, что объяснялось слабым развитием линий
электропередач. В дальнейшем по мере расширения границ передачи электроэнергии, роль
потребительского фактора стала относительно снижаться, а топливно-энергетического,
В эпоху научно-технической революции высокая территориальная концентрация
производства сохраняется, но изменяются ее формы. Так, развитие и совершенствование
транспорта стало одной из причин смещения производства на побережья морей и океанов,
что привело к формированию мощных промышленно-портовых комплексов. В Японии такие комплексы концентрируют почти весь промышленный потенциал страны.
По мере развития и углубления НТР широкое распространение стали получать такие
формы территориальной концентрации производства как промышленный парк и
технополис. Промышленный парк — участок территории, удобный для размещения
предприятий. Он специально застраивается строительными фирмами, которые создают
общую инфраструктуру (здания, транспортные пути, энерго- и водоснабжение). Затем такой парк сдается в аренду. Промышленные парки получили широкое распространение в странах Западной Европы, Северной Америки и даже во многих развивающихся странах — Индии, Мексике, Аргентине, Нигерии, Малайзии.
Технополис представляет собой научно-промышленный комплекс, включающий
лаборатории, экспериментальные, опытные и производственные предприятия
наукоемких отраслей промышленности, которые создаются на специально отведенных и
заранее оборудованных площадках. Он ориентируется на разработку новейших технологий и
внедрение их в производство, поэтому размещаются поблизости от университетов или
других научно-исследовательских центров. Технополисы появились в
США в 1950-е годы, а теперь общее их число в стране превышает 150. Среди них есть
известные во всем мире. Это «Силиконовая долина» в окрестностях Сан-Франциско,
возникшая на базе Стэнфордского университета. Затем подобные структуры стали возникать в Западной Европе. Крупнейшие из них: «Изар Велли» в ФРГ, созданная на базе Мюнхенского университета, Кембриджский в Великобритании — на базе старейшего Кембриджского университета. Также они постепенно появляются в Новых индустриальных странах – Корея.
Воздействие НТР на отраслевую структуру промышленно-развитых стран.
Современная промышленность состоит из более чем 300 отраслей
Для эпохи НТР характерно объединение разных отраслей и образование межотраслевых комплексов — ТЭК, АПК, ЛПК и т. д. Изменилась техника и технология производства товаров, увеличились единичные мощности, созданы новые искусственные материалы, превосходящие по качествам натуральные. Используются новые мощности на производствах, альтернативные источники энергии и т. д.
В промышленно развитых странах наступает этап постиндустриального развития, существенно возрастает доля сферы услуг и уменьшается доля первичного и вторичного секторов.
В сельском хозяйстве изменения происходят медленно. Но возрастает доля животноводства, которое дает 3/4 валовой продукции этой отрасли. В растениеводстве увеличивается роль технических и кормовых культур, овощей и фруктов.
В транспорте — роль железнодорожного уменьшилась. Он имеет значение в массовых перевозках промышленных и сельскохозяйственных грузов, пассажиров на средние расстояния. Автомобильный лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках. Морской обеспечивает международную торговлю, а воздушный — перевозку пассажиров на средние и дальние расстояния.
Доля обрабатывающей промышленности в ВВП стабилизируется и остается постоянной с конца 60 — начала 70-х гг. XX в. (до этого наблюдалось ее повышение), а доля сферы услуг постоянно возрастает. Увеличивается количество занятых в сфере образования, здравоохранения, туризма.
В сфере услуг самым динамично развивающимся сегментом является сектор кредитно-финансовых услуг, тогда как транспорт уже пережил «бум» своего развития.
Источник