Государственное регулирование внешнего долга
Внешний долг –это задолженность правительства страны перед иностранными кредиторами.
Методы управления внешним государственным долгом подразделяются на финансовые и административные. Как правило, набор используемых методов управления является сочетанием административных и финансовых методов. Необходимо разумное ограничение административных методов.
В основе административных методов управле- мХ:ГаТвИлеГя ния государственным долгом лежит админист-
государственным рирование, распорядительство, опирающееся
долгом на приказы, распоряжения, спускаемые сверху
установки. Административным критерием эффективности является способность наиболее оперативно выполнять распоряжения и приказы любыми возможными средствами без учета экономической целесообразности и выгоды.
Основные административные методы урегулирования внешней задолженности включают:
• рефинансирование;
• аннулирование долга (отказ от выплаты долгов);
• списание (прощение) долга;
• реструктуризацию.
Идея рефинансирования заключается в том, чтобы стимулировать должника выплачивать долги обещанием новых кредитов. Согласно этому представлению достаточное количество новых займов даст странам-должникам и стимул, и средства к выплате по своим предшествующим долгам.
Аннулирование может проводиться по двум причинам: в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства; вследствие прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.
Прекращение платежей может быть представлено как отсутствие возможности платить из-за неполадок экономики — спада производства, ухудшения условий торговли, стихийных бедствий, войн и т.д.
Негативные последствия аннулирования долга для экономики страны-должника следующие:
• потенциальное отключение от международных финансовых рынков, т.е. дальнейшее заимствование может стать невозможным, а импорт может быть сокращен;
♦ потенциальная экспроприация финансовых и реальных активов в других странах.
Сравнительно с методом одностороннего аннулирования долга метод списания отличается тем, что значение естественных издержек нового внешнего заимствования будет менее высоким, чем после аннулирования долга.
Если затраты списания для кредитора меньше, чем выгоды, то кредитор, скорее всего, спишет долг; если издержки от аннулирования по долгам меньше, чем выгоды, то заемщик, скорее всего, откажется платить.
Реструктуризация означает составление нового, более приемлемого дзя должника графика выплаты долга, нежели это вытекает из оригинальных схем кредитных соглашений. При этом продлевается льготный период, когда выплачиваются только проценты, а не основная сумма долга, увеличивается сам период выплат основного долга. Платежи по долгу, приходящиеся на какой-то короткий период, как правило, до одного года, переносят на более поздние сроки (10 и более лет). Эго дает краткосрочное облсшение странс-должнику, хотя ее общий долг не сокращается, но даже возрастает за счет дополнительных процентов в новый период его погашения.
Реструктуризация долга дает некоторую передышку, время для экономического выздоровления и поддержки экономического роста и инвестиций, чтобы усилить будущую способность страны обслуживать долг.
В долгосрочной перспективе долг будет все равно расти, поскольку реструктуризация не включает списание или аннулирование всех долгов, а просто изменяет условия обслуживания долга: срок погашения, период отсрочки, процентные ставки.
В основных финансовых методах урегулиро-
ФИ«прНг^пыплЫ вания кризиса внешней задолженности глав-
урегулирования ^
кризиса внешней ными критериями являются финансовые по-
задолженности казатели и расчеты.
Финансовые методы включают:
• конверсию;
• полное обслуживание долга путем привлечения частных ссуд и инвестиций;
• обслуживание долга при использовании процентных платежей для финансирования развития.
Под конверсией внешнего долга принято понимать все механизмы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики государства-должника. Сюда входят конверсия долга в инвестиции, погашение товарными поставками, обратный выкуп долга самим заемщиком на особых условиях, обмен на долговые обязательства третьих стран, взаимозачет, обмен долга на собственность, на облигации, долг в обмен на развитие, обмен долга на инфраструктурные свопы и др.
Управление внешним долгом осуществляется в зависимости от типа кредиторов (официальных и частных) и должников. Разработано несколько вариантов управления, предлагаемых разными кредиторами. Один из них — реструктурирование межправительственных займов и займов, гарантированных правительством в рамках Парижского клуба официальных кредиторов. Такое реструктурирование базируется на так называемом меню, допускающем выбор между уменьшением долга или сокращением его обслуживания.
Другой вариант — реструктурирование коммерческого долга. Переоформление задолженности коммерческим кредиторам осуществляется двумя основными способами: сокращением задолженности в результате выкупа долговых обязательств с дисконтом со вторичного рынка странами с низким уровнем дохода и за счет средств Фонда сокращения задолженности Международной ассоциации развития.
Источник
Государственное регулирование внутреннего и внешнего долга.
Государственный долг РФ – долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг РФ включает в себя задолженность по ГКО (государственным краткосрочным обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа),реструктурированную задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями. Правительство РФ публикует ежегодно сведения о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год.
Государственным внешним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в основном в евро и долларах США. Внешний государственный долг РФ включает в себя задолженность по кредитам правительств иностранных государств (в том числе официальным кредиторам Парижского клуба и бывшим странам СЭВ), по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм (кредиторы Лондонского клуба), по кредитам международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР) и государственные ценные бумаги России.
Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).
После распада СССР, в 1993 году, Российская Федерация взяла на себя долги СССР, взамен на отказ бывших союзных республик от причитавшейся им доли в зарубежных активах СССР. Длительное время долг СССР составлял большую часть внешнего долга России. В 90-е годы, практически прекратив погашать долги СССР, Россия начала набирать новые долги. Таким образом внешний долг России неуклонно возрастал и достиг локального максимума в 188 млрд долларов сразу после кризиса 1998 года. После кризиса 1998 года государственный долг начал сокращаться, уменьшая и общий внешний долг. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).
Очередного максимума общий долг достиг к лету 2014 года, превысив 700 млрд. USD. Летом 2014 года в рамках санкций в связи с событиями на Украине, западным финансовым институтам запретили предоставлять кредиты резидентам Российской Федерации. Размер долга стал стремительно уменьшаться. В 2008 году внешний долг составлял всего 5 % ВВП страны. На 19 декабря 2013 года — 55,8 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 5-10 % от объёма ВВП страны. Государственный внешний долг РФ остаётся очень низким, в пределах 10 % к ВВП страны.
Методы регулирования (из лекции):
1. Реструктуризация (изменение условий погашения долга)
2. Пролонгация (продление срока)
3. Новация (видоизменение долга в иное долговое обязательство или его перевод на другого должника)
4. Уступка правил требования
5. Секьюритизация (выпуск ценных бумаг, обеспеченных активами, генерирующими стабильные денежные потоки (например, портфель ипотечных кредитов, автокредитов, лизинговые активы, коммерческая недвижимость))
7. Консолидация (объединение всех текущих обязательств в одно для выплаты общей суммы задолженности по сниженной ставке)
8. Рефинансирование (перекредитование, получение в банке нового займа на более выгодных условиях для полного или частичного погашения предыдущего)
Источник
Регулирование внешней задолженности
Национальный долг – это неспособность страны исполнять свои заёмные обязательства перед внешними кредиторами (как суверенными, так и частными). Внешний долг страны делится на долг государственного сектора (государственный или официальный долг) и долг частного сектора (частный долг). Государственный (официальный) внешний долг состоит из внешних обязательств государственных органов (включая местные власти), а также гарантированных государством внешних обязательств частного сектора. У частного сектора внешний долг образуется из обязательств банков и фирм (корпоративный внешний долг) перед иностранными кредиторами.
Поиски путей взаимного выхода из кризиса задолженности обычно ведутся по следующим направлениям:
а) ведение двухсторонних переговоров между странами кредиторами и заёмщиками (постепенный путь выхода из кризиса);
б) облегчение долгового бремени страны-заёмщика (единовременная мера – например, списание части задолженности в счёт кредитора);
в) трансформация долгов страны-заёмщика (реструктуризация долга – например, долги страны в обмен на акции предприятий или в обмен на другие формы платежей).
В целом, процесс реструктуризации внешнего долга страны может проходить на базе следующих мер:
а) перенос платежей (изменение сроков платежей по основному долгу, части долга или процентам на долговые обязательства);
б) сокращение суммы долга (снижение долговых обязательств либо путём прямого прощения, либо путём продажи на вторичном рынке, либо путём конверсии в национальные активы должника);
в) рекапитализация (обмен долгов на другие финансовые агрегаты или предоставление целевых кредитов на погашение долга).
Механизм реструктуризации внешнего долга включает в себя ряд этапов:
а) принятие заинтересованной страной программы стабилизации и проведение ею экономических реформ на основе рекомендаций МВФ и МБРР на основе их концессионных кредитов;
б) согласие Парижского клуба официальных кредиторов не программу реструктуризации чистых потоков тех средств, которые связаны с обслуживанием внешнего долга;
в) проведение страной-должником двухсторонних переговоров с теми странами, которые не входят в Парижский клуб, о предоставлении ей таких же условий реструктуризации долга, какие предоставляются участникам Парижского клуба стран-кредиторов;
г) списание на двусторонней основе тех долгов, которые возникли в результате получения страной-должником по линии официальной помощи её экономическому развитию – при условии проведения страной рекомендованных для неё экономических и структурных реформ.
Проблема внешней задолженности была характерна для России после распада СССР, когда она как правопреемник взяла на себя все оставшиеся советские долги. На конец 1991 года общий внешний долг СССР распределялся следующим образом: Россия – 61,3%, Украина – 16,3%, Белоруссия – 4,1%, Казахстан – 3,9%, Узбекистан – 3,3%, Латвия – 2,2%, Грузия – 1,6%, Азербайджан – 1,6%, Литва – 1,4%, Молдавия – 1,3%, Армения – 0,9%, Таджикистан – 0,8%, Туркмения – 0,7%, Эстония – 0,6%. С того времени Россия, практически, погасила всю задолженность собственно государства перед странами-кредиторами Парижского клуба, но долг России перед кредиторами Лондонского клуба с тех пор даже вырос в 1,5 раза – прежде всего, за счёт внешних заимствований отечественных предприятий и банков под гарантию Правительства РФ. Именно по этой причине в 2010 году ЦБ РФ призвал российских функциональных заёмщиков ограничить на время окончательного выхода мировой экономики из финансового кризиса размещение первичных займов под свои ценные бумаги на зарубежных биржах. Это касается ряда отечественных системных банков (ВТБ, Сбербанк) и сырьевых гигантов (Газпром, Роснефть).
Тема 8
Дата добавления: 2017-04-20 ; просмотров: 464 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Отправить по почте
Нормативно-правовая база
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 12.11.2020 № 1032 «Об эмиссии облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации»
Дата публикации: 07.12.2020
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 12.11.2020 № 1031 «Об эмиссии облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации»
Дата публикации: 07.12.2020
Приказ Минфина России от 20.06.2019 № 304 «Об эмиссии облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации дополнительного выпуска с государственным регистрационным номером 12840086V»
Дата публикации: 28.06.2019
Приказ Минфина России от 20.06.2019 № 303 «Об эмиссии облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации дополнительного выпуска с государственным регистрационным номером 12840080V»
Дата публикации: 28.06.2019
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 21.03.2019 № 128 «Об эмиссии облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации дополнительного выпуска с государственным регистрационным номером 12978082V»
Дата публикации: 28.03.2019
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 21.03.2019 № 127 «Об эмиссии облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации»
Дата публикации: 28.03.2019
Об опубликовании информации об эмиссии облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации
Дата публикации: 05.12.2018
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 27.11.2018 № 3167 «Об эмиссии облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации с государственным регистрационным номером выпуска 12978082V»
Дата публикации: 30.11.2018
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 16.03.2018 № 152 «Об эмиссии облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации»
Дата публикации: 22.03.2018
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 16.03.2018 № 151 «Об эмиссии дополнительного выпуска облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации с регистрационным номером 12840079V»
Дата публикации: 22.03.2018
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 07.03.2018 № 127 «Об обмене государственных ценных бумаг Российской Федерации»
Дата публикации: 07.03.2018
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 20.09.2017 № 854 «Об эмиссии дополнительного выпуска облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации с регистрационным номером 12840079V»
Дата публикации: 21.09.2017
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 20.09.2017 № 853 «Об эмиссии дополнительного выпуска облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации с регистрационным номером 12840078V»
Дата публикации: 21.09.2017
Приказ Минфина России от 20.06.2017 № 465 «Об эмиссии облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации»
Дата публикации: 20.06.2017
Приказ Минфина России от 20.06.2017 № 464 «Об эмиссии облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации»
Источник