Религиозные источники конституционного права зарубежных стран

Источники конституционного права в зарубежных странах

Рассмотрим источники конституционного права в зарубежных странах, состав которых имеет различное наполнение.

Источники конституционного права – это внешняя форма для выражения общих правил поведения субъектов, которая регулирует отношения конституционного характера.

К источникам конституционного права в зарубежных странах относят:

– другие нормативные правовые акты (указы главы государства, распоряжения органов исполнительной власти);

– судебно-правовые акты (прежде всего, прецеденты в англосаксонском праве);

– публично-правовые договоры (международные и внутригосударственные);

В каждом государстве имеется собственная национальная система источников права. По этой причине некорректно говорить об источниках конституционного права зарубежных стран как о едином целостном образовании.

В федеративных государствах источники права характеризуются огромным разнообразием, так как на уровне субъектов имеются свои акты конституционного права (например, все штаты США имеет собственную конституцию). Местные (региональные) законы создаются и представительными органами отдельных автономных образований, которые существуют в пределах унитарной государственности. Подобный подход характерен для Италии, Испании и Португалии.

Высшей юридической силой в большинстве зарубежных стран обладает конституция как основной источник права, который имеет универсальный характер, так как устанавливает важнейшие институты национального права. Все иные действующие источники права должны соответствовать конституции. Она занимает ведущее и основополагающее место в правовой системе страны, а также оказывает предопределяющее воздействие на все остальные правовые источники.

Другим важным источником права является закон как нормативный акт, принимаемый в особом порядке органами законодательной власти. Он отражает волю народа, обладает наибольшей (после конституции) юридической силой и регламентирует значимые, типичные и устойчивые общественные отношения.

Выделяют следующие виды законов:

конституционные законы (вносят изменения и дополнения в конституцию; либо законы, принятие которых предусмотрено конституцией);

органические законы (они принимаются в усложненном режиме посредством бланкетных норм, которые содержатся в конституции);

обычные (ординарные) законы: регулируют менее важные общественные отношения (в сравнении с конституционными или органическими законами) и образуют предмет конституционного права;

чрезвычайные законы: позволяют приостанавливать действие отдельных положений конституции (принимаются только на определенный срок в установленном порядке).

Нормы конституционного права содержатся и в отдельных постановлениях и регламентах парламента. Регламенты устанавливают внутреннюю структуру и механизм деятельности представительного органа власти.

Источником конституционного права в зарубежных странах являются многочисленные подзаконные акты (указы, декреты главы государства, постановления правительства и т.п.). Между ними имеется определенная субординация: нормативные акты нижестоящих органов должны соответствовать актам вышестоящих органов.

Многие ученые к подзаконным актам причисляют и акты органов местного самоуправления: уставы городов, районов, поселений, уездов, а также регламенты местных представительных органов.

Нормы конституционного права присутствуют и в отдельных нормативных договорах как международных, так и внутригосударственных.

Внутригосударственные договора применяются в зарубежных странах для регламентирования конституционных либо политически значимых отношений.

Ряд международных договоров (например, о защите прав человека) могут регулировать по сути конституционные отношения. В большинстве зарубежных стран после ратификации их парламентом они вступают в действие и обладают приоритетом в сравнении с внутренним законодательством.

В странах англосаксонской правовой системы большое распространение приобрел судебный прецедент. Он представляет собой образцовое правило поведения, которое вырабатывается высшими судебными органами, официально публикуется и является обязательным при рассмотрении схожих дел как для участников конкретного дела, так и для нижестоящих инстанций.

К характерным чертам судебного прецедента следует отнести:

– формируется лишь высшими судебными институтами при соблюдении закона;

– непосредственно увязан с судебной практикой и создается в процессе судопроизводства;

– при его разработке огромна роль свободного усмотрения;

– должен быть официально опубликован;

– является обязательным для участников рассматриваемого спора и для остальных судебных органов.

В государствах с континентальной правовой системой (Франция, Германия, Италия и остальные) его роль менее заметна.

К судебно-правовым актам в зарубежных странах относят и нормативные решения органов конституционной юрисдикции (конституционных и верховных судов, конституционных советов), которые дают официальное толкование конституции и признают оспариваемые нормативные акты конституционными либо неконституционными.

В англосаксонских правовых системах и государствах большое распространение приобрел правовой обычай.

Под правовым обычаем понимается сложившиеся на практике правила поведения субъектов права, которые в официальных изданиях не оформлены в качестве таковых, однако в течение долгого времени применяемые повсеместно, признаваемые и по этой причине молчаливо одобряемые (санкционируемые) государством.

Конституционно-правовой обычай имеет устный характер, а также является обязательным для соблюдения и направлен на урегулирование конституционных отношений. В странах с континентальной системой права значение и роль правового обычая в целом незначительна.

Источник

dvorkin

Личный блог и сайт обо всем на свете

Источники конституционного права зарубежных стран.

Источники конституционного права зарубежных стран – это нормативные акты суверенных государств, международно-правовые акты и иные источники, которые содержат нормы регулирующие конституционно-правовые отношения.

Наряду с понятием юридических источников конституционного права существует понятие социальных источников. Социальными источниками правовых норм служат как объективные материальные условия жизни общества в конкретно-исторический период в определенной стране, так и субъективные – особенности политической и правовой культуры, идеологические, религиозные и другие воззрения.

Иерархия источников права выстраивается по критерию юридической силы. Для определения места того или иного юридического источника права в правовой иерархии используют два критерия: материальный и формальный. Материальный критерий предполагает прежде всего установление содержания источника, т. е. того, какие именно отношения он регулирует. Это позволяет выяснить реальную соподчиненность юридических источников, действительное значение того или иного источника права и его место в существующей системе источников конкретной страны. Использование формального критерия означает, что решающее значение придается тому, каким образом приобрел юридическую силу тот или другой источник права. Например, для нормативных актов, изданных государством, с формальной точки зрения важно то, каким способом и каким органом принят определенный правовой акт.

Источники конституционного права:

  1. Конституция (основной закон) суверенного государства.
  2. Законы суверенного государства.
  3. Нормативные акты органов государственной власти.
  4. Акты органов конституционного контроля.
  5. Судебные прецеденты.
  6. Регламенты парламентов государств.
  7. Акты органов местного самоуправления.
  8. Правовые (политические) обычаи.
  9. Религиозные источники.
  10. Правовая доктрина.
  11. Международно-правовые акты.

Источник

Источники конституционного права в зарубежных странах

Аннотация. В статье исследуются виды конституционно-правовых источников в различных зарубежных странах. Автор называет существующие источники, выделяя их по юридической силе, а также по типам государств (по действующим в них правовых системах).

Прежде чем речь пойдет об источниках конституционного права, которые действуют в зарубежных государствах, следует определиться с самим общим понятием таких источников. Так, в литературе под источниками понимают внешнюю форму, в которой выражаются общеобязательные правила поведения.

Применительно к конституционно-правовым источникам, отметим, что таковыми могут являться конституции, законы, различного рода регламенты, правовые обычаи, договоры, а также религиозные нормы (например, в исламских странах).

Основная масса государств (за исключением некоторых стран, исповедующих ислам), основной закон – Конституция, которая наделена высшей юридической силой[1]. При этом иные НПА должны соответствовать ей, иначе они утратят свое действие. Следует отметить, что характер основного закона могут носить не только те НПА, которые исходят от государства, но также и обычаи, религиозные нормы.

Иные источники конституционного права представлены следующими актами:

1) Законы, которые подразделяются на конституционные и органические. В первом случае такие НПА не являются составными элементами Конституции, они лишь изменяют или дополняют ее, регулируя наиболее важные государственные вопросы. Во втором – законы имеют сложный порядок принятия, а предметом их регулирования выступают определенные институты рассматриваемой нами отрасли. По своей силе они стоят над простыми законами, но ниже, чем Конституция.

Ряд авторов также выделяют еще обыкновенные и чрезвычайные законы. Такие НПА регулируют конкретные вопросы, например, о выборах в парламент и т.д. Кстати, обычные парламентские законы содержат наиболее важные положения государственного права, иногда они, однако, противоречат основному закону. Что касается второй из упомянутых групп, то ее законы носят, как правило, временный характер, несмотря на их отступление от конституции, но у парламента есть право их продления;
2) публично-правовые договоры внутреннего характера. Таковым, например, является национальный пакт 1943 г. в Ливане[2];
3) акты, посвященные деятельности палат парламентов – регламенты. По форме принятия они могут быть постановлениями (в Германии), либо в форме закона (Китай);
4) акты, издаваемые главами государств, исполнительной власти. Например, таковыми могут быть указы, декреты, постановления и т.п.;
5) акты, исходящие от органов конституционного контроля (конституционные суды, советы и пр.). Указанные органы осуществляют толкование конституции, выявляя соответствие ей всех иных НПА;
6) судебные прецеденты, являющиеся одним из значимых правовых источников, так как представляют собой решения судов. Указанные решения в дальнейшем могут служить образцами для принятия решения по аналогичной ситуации;
7) конституционные обычаи. Данные источники особенно широко используются в странах англосаксонской правовой системы. Научная литература отмечает такие источники как конвенционные нормы или конституционные соглашения;
8) религиозные источники, которые применяются в монархических государствах, сохранивших феодальные пережитки;
9) доктринальные источники. Данный вид в современной практике встречается крайне редко, так как по сути – это труды выдающихся специалистов в области права, а суды лишь отдельных стран основывают на них свои решения;
10) акты международного значения. Ярким примером является Европейская конвенция о правах человека 1950 г.[3] Некоторые развивающиеся страны установили акты, в которых регулировались отдельные значимые вопросы: так, например, происходила реорганизация федерации в Нигерии, менялась форма правления в Эфиопии.

Важное значение также имели в некоторых странах такие источники, как национальная хартия, акт правящей партии (Конго, Алжир, Мадагаскар,).

Вместе с тем, уточним, что каждое государство индивидуально в вопросах выбора системы правовых источников, а потому было бы неверным рассуждать о конституционно-правовых источниках всех зарубежных стран в целом.

Возьмем, к примеру, федеративные государства. Особенность их конституционных источников права в их многообразии. Дело в том, что уровень субъектов также предусматривает в таких странах создание собственных актов (конституции штатов США, в России – конституции республик – для сравнения). Для унитарных государств характерно издание местных законов представительными органами автономий. Такими государствами являются Италия, Португалия и Испания.

Выше уже коротко упоминалось о том, что конституционно-правовые нормы иногда содержатся в парламентских постановлениях, регламентах. Такими нормами организуется процедура работы указанного представительного органа.

Также выше мы говорили о том, что подзаконные акты могут выступать конституционно-правовыми источниками. Они представлены в виде не только указов, декретов и постановлений, но также и ордонансов правительства и пр. Было также отмечено и о субординации названных НПА: низшие акты по юридической силе не должны противоречить вышестоящим, а все подзаконные акты – должны соответствовать конституции. Однако некоторые страны издают такие акты исполнительной власти, которые наделены силой закона: например, в Италии, Франции и Великобритании[3].

Эксперты в области конституционного законодательства выделяют среди подзаконных НПА акты, которые издают органы местного самоуправления: районные и городские уставы, местные регламенты представительных органов. Международные и внутренние договоры также включают в себя конституционные нормы.

Если речь идет о внутренних договорах, то в практике зарубежных стран они применимы для того, чтобы регулировать политически важные и конституционно значимые отношения. Приведем несколько примеров.

В испанской конституции закреплено положение о возможности автономных сообществ заключать между собой соглашения по вопросам сотрудничества. Такое право им предоставлено статьей 145 Конституции данного государства. Аналогичное положение закрепляет и Конституция Австрии, но только в отношении специальных субъектов – земель. Несколько особенными представляются соглашения, заключаемые в Канаде и США: в этих странах правительство для решения вопросов экологии и землепользования заключает такие соглашения с коренным населением[4].

Как уже говорилось ранее, судебный прецедент получил наибольшее распространение в англосаксонских государствах. Будучи обязательным в дальнейшем для всех судов при рассмотрении аналогичных дел, он обладает рядом специфических черт:

— в основе его создания лежит закон, а органы, его формирующие – это суды различных инстанций;
— прямая взаимосвязь с судебной практикой и формирование во время производства в суде;
— значительная роль свободы усмотрения в его разработке;
— обязательность опубликования в официальных источниках;
— обязательный характер для всех судов (касается не только участников конкретного дела).

Но если взять страны с континентальной правовой системой, например – Германию, Францию, Италию (и Россию), то роль рассмотренного правового источника весьма незначительна.

Вновь возвращаясь к странам англосаксонской правовой системы, а также странам, которые восприняли англосаксонское право, кроме судебного прецедента, получили распространение правовые обычаи[5]. Их особенность заключается в том, что в отличие от официальных источников, они – неписаные. Но, тем не менее, они за длительное время прочно укоренились в практике как установленные правила поведения. Их повсеместное применение привело к тому, что они стали одобряться со стороны государства. Поскольку конституционно-правовые обычаи неписаные, то они устанавливаются устно, однако при этом — обязательны и имеют своей направленностью регулирование конституционно-правовых отношений. И точно так же, как и с судебным прецедентом, значение обычая в странах континентальной правовой системы невелико.

Таким образом, рассмотрев виды источников конституционного права за рубежом, мы пришли к выводу, что наибольшим многообразием таких источников обладают страны романо-германской (континентальной) правовой системы: от Конституции до различного уровня НПА и указов, постановлений, декретов. Самыми необычными (нетипичными) источниками конституционного права можно считать доктрины, религиозные нормы, различные революционные хартии. В основном, такие источники используются в африканских, либо мусульманских странах.

В целом, выбор тех или иных источников рассмотренной в статье отрасли права, зависит от правовой системы государства.

Список литературы
1. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник.-7-е изд., перераб. и доп.- М.: НОРМ ИНФРА-М, 2012. – 608с.
2. Алебастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юрайт, 2010. – 192 с.
3. Осавелюк А. М. Конституционное право зарубежных стран: учебник. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 512 с.
4. Алебастрова И.А. Основы американского конституционализма. М.: Юриспруденция, 2001.
5. Якушев А. В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. Особенная часть (50 государств): учеб. пособие. – М.: А-Приор, 2010. – 400 с.

Источник

Читайте также:  Политический режим зарубежных стран понятие виды
Оцените статью