Репрессии были вызваны общими тенденциями политического развития страны с 1917 г

ЕГЭ. История. Кратко. Сталинские репрессии

Сталинские репрессии

Памятник жертвам сталинских репрессий.

Москва. Любянская площадь. Камень для памятника взят с территории соловецкого лагеря особого назначения. Установлен 30 октября 1990г.

Авторы: художник-архитектор С. И. Смирнов, конструктор В. Е. Корси

Репрессия – это карательная мера наказания государственными органами с целью защиты государственного строя, общественного порядка. Часто репрессии проводятся по политическим мотивам против тех,кто угрожает своими действиями, выступлениями, публикациями в СМИ обществу.

В период правления Сталина проводились массовые репрессии

(с конца 1920-х до начала 1950-х годов)

Репрессии рассматривались как необходимая мера в интересах народа и строительства социализма в СССР. Это было отмечено в «Кратком курсе истории ВКП(б)», который переиздавался в 1938-1952г.

Уничтожение противников и их сторонников

Переложить ответственность за неудачи в политике на «врагов народа»

Установление единовластного правления Сталина

Использование бесплатного труда заключённых на строительстве производственных объектов в период форсированной индустриализации

Репрессии были следствием борьбы с оппозицией, которая началась уже в декабре 1917г.

Июль 1918г.- положен конец блока левых эсеров, установление однопартийной системы.

Сентябрь 1918- проведение политики « военного коммунизма», начало «красного террора», ужесточение режима.

1921- создание ревтрибуналов ® Верховного революционного трибунала, ВЧК ® НКВД.

Создание Государственное политическое управление (ГПУ). Председатель — Ф.Э.Дзержинский. Ноябрь 1923 г. — ГПУ ® Объединенное ГПУ при СНК СССР. Пред. — Ф.Э.Дзержинский, с 1926 г. — В.Р.Менжинский.

Август 1922 г., XIIконференция РКП (б) — все антибольшевистские течения признаны антисоветскими», т.е. антигосударственными, поэтому подлежат разгрому.

1922 — Постановление ГПУ о высылке из страны ряда крупных учёных, литераторов, специалистов народного хозяйства. Бердяев, Розанов, Франк, Питирим Сорокин — «философский пароход»

Основные события

1 период: 1920-е годы

Конкуренты Сталина И.В.(с 1922 г.- генеральный секретарь )

Троцкий Л.Д.- нарком военных и морских дел, председатель РВС

Зиновьев Г.Е. – Глава ленинградской партийной организации, председатель Коминтерна с 1919г.

Каменев Л.Б. – глава московской партийной организации

Бухарин Н.И. – редактор газеты « Правда», главный партийный идеолог после смерти Ленина В.И.

Все они – члены Политбюро ЦК ВКП (б).

Годы

Процессы

Против кого направлены репрессии. Причины.

1923-1924

Борьба с троцкистской оппозицией

Троцкий и сторонники были против нэпа, против форсированной индустриализации.

Противники: Сталин И.В., Зиновьев Г.Б., Каменев Л.Б.

Итог: Троцкий снят со всех постов.

1925-1927

Борьба с «новой оппозицией»- возникла в 1925г.( Каменев + Зиновьев)

и « объединённой оппозицией»- возникла в 1926 г.( Каменев+ Зиновьев +Троцкий)

Зиновьев Г.Е ., Каменев Л.Б.

Выступали против идеи строительства социализма в одной стране, которую выдвинул Сталин И.В.

Итоги: за попытку организации альтернативной демонстрации в ноябре 1927 –все лишены постов и исключены из партии.

Троцкий в 1928 г. выслан в Казахстан. А в 1929-за пределы ССР.

1928-1929

Борьба с «правой оппозицией»

Бухарин Н.И , Рыков А.И.

Выступали против форсирования индустриализации, за сохранение нэпа.

Итоги: исключены из партии и лишены постов. Принято решение об исключении из партии всех, поддерживающих когда-либо оппозицию.

Итог: вся власть сосредоточилась в руках Сталина И.В.

Причины:

Умелое использование должности генерального секретаря- выдвижение на посты своих сторонников

Использование разногласий и амбиций конкурентов в свою пользу

2 период: 1930-е годы

Год

Процессы

Против кого направлены репрессии. Причины.

«Шахтинское дело»

На шахтах Донбасса во вредительстве и шпионаже обвинялись инженеры

Дело «промпартии»

Процесс о вредительстве в промышленности

Дело «контр-

революционной эсеровско-кулацкой группы Чаянова — Кондратьева»

Обвинялись в саботаже в сельском хозяйстве и индустрии.

Дело «Союзного бюро»

Процесс над бывшими меньшевиками, которых обвиняли в саботаже в области планирования хозяйственной деятельности , в связи с иностранными разведками.

Убийство Кирова С.М.

Использовано для репрессий против противников Сталина

1936-1939

Массовые репрессии

Пик- 1937г.-1938, «большой террор»

1936, август

Процесс против «объединённой троцкистско-зиновьевской оппозиции»

обвинялись Зиновьев Г.Е. , Каменев Л.Б. и Троцкий

1937, январь

«антисоветского троцкистского центра»

Радек К.Б.

1937, лето

Процесс «о военном заговоре»

1938, март

Процесс «правой оппозиции»

Рыков А.И.

1938. лето

Второй процесс « о военном заговоре»

Егоров А.И.

1938-1939

массовые репрессии в армии

40 тыс. офицеров( 40%), из 5 маршалов- 3. Из 5 командующих- 3. И т.д.

ИТОГ: укреплён режим неограниченной власти Сталина И.В.

3 период: послевоенные годы

Подверглись гонениям деятели культуры.

Постановление ЦК ВКП(Б)

« О журналах «Звезда» и «Ленинград». Гонениям подверглись Ахматова А.А. и Зощенко М.М.Их резко критиковал Жданов

«Ленинградское дело»

Вознесенский Н.А.- председатель Госплана,

Родионов М.и. – Председатель Совмина РСФСР,

Кузнецов А.А. – секретарь ЦК партии и др.

1948-1952

«Дело еврейского антифашистского комитета»

Михоэлс С.М. и др.

Проведение Сталиным антисемитской политики и борьба с космополитизмом.

«Дело врачей»

Ряд видных советских врачей обвинялись в убийстве ряда советских лидеров.

Прекращено со смертью Сталина И.В. 5 марта 1953г.

Итог: культ личности Сталина И.Ф достиг апогея, то есть наивысшей точки.

Таков далеко не полный список политических процессов, в результате которых было осуждено много видных учёных, политический и военных деятелей страны.

Итоги политики репрессий:

Осуждение по политическим мотивам, обвинению во «вредительстве, шпионаже. Связи с иностранной разведкой2 более мол. Человек.

На долгие годы- период правления Сталина И.В.- установился жёсткий тоталитарный режим, происходило нарушение Конституции, посягательство на жизнь, лишение свобод и прав народа.

Появление в обществе страха, боязни высказать своё мнение.

Усиление единовластного правления Сталина И.В.

Использование многочисленной бесплатной рабочей силы на строительстве промышленных объектов и др. Так Беломоро-Балтийский канал был построен силами заключённых ГУЛАГА (Государственного управления лагерей) в 1933

Сталинские репрессии – одни из самых мрачных и страшных страниц советской истории.

Реабилитация

Реабилитация – это освобождение, снятие обвинений, восстановление честного имени

Процесс реабилитации начался уже в конце 1930-х годов, когда во главе НКВД вместо Ежова стал Берия. Но это было небольшое количество людей.

1953г.- Берия, придя к власти ,проводит масштабную амнистию. Но большинство из примерно 1 млн. 200 тысяч человек – это осуждённые за уголовные преступления.

В 1954-1955 прошла следующая массовая амнистия. Было освобождено примерно 88 200 тыс. человек- граждане, осуждённые за сотрудничество с оккупантами в годы Великой Отечественной войны.

Реабилитация происходила и в 1954-1961 г. и в 1962-1983г.

При Горбачёве М.С. возобновилась реабилитация в 1980-х г., реабилитировано более 844 700 человек.

18 октября 1991 года вступил в силу Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» до 2004 года было реабилитировано свыше 630 тысяч человек. Некоторые репрессированные (например, многие руководители НКВД, лица, причастные к террору и совершившие неполитические уголовные преступления) были признаны не подлежащими реабилитации — всего было рассмотрено свыше 970 тысяч заявлений о реабилитации.

30 октября с 1990 г.- День памяти жертв политических репрессий

9 сентября 2009 года роман Александра Солженицына „Архипелаг ГУЛАГ“ внесли в обязательную школьную программу по литературе для старшеклассников.

Памятники жертвам сталинских репрессий

Маска скорби. Магадан, 1996.

Авторы: скульптор Эрнест Неизвестный, архитектор Камиль Казаев.

Скорбящий ангел. Тольятти, 2005г.

Авторы: скульптор Бурмистенко В., Прокопенко И.Н.

Соловецкий камень в Санкт-Петербурге, 2002.

Автор проекта: Евгений Ухналёв.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

1. Могут быть указаны следующие основные итоги февральских событий 1917 г. В Петрограде:

— отречение Николая II

— приход к власти либералов

— установление режима «двоевластия»

— развал российской армии

— начало распада Российской империи

2. Могут быть названы следующие новые органы власти:

— Временное правительство (Временный комитет Государственной Думы в начале революции)

— Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов

— Всероссийский съезд Советов (с июня 1917 г.)

Указания к оцениванию Баллы

Указаны 2 основных итога февральских событий 1917 г. в

Петрограде и названы 2 новых органа власти 4

Указаны 2 итога и назван 1 орган власти

ИЛИ указан 1 итог и названы 2 органа власти 3

Указаны 2 итога, органы власти не названы

ИЛИ указан 1 итог и назван 1 орган власти

ИЛИ итоги не указаны, названы 2 органа власти 2

Назван 1 любой элемент ответа 1

Все элементы ответа названы неверно 0

Максимальный балл 4

С4 Назовите не менее двух основных экономических задач, которые решало советское правительство в 1918–1920 гг. Приведите не менее трех примеров действий советского правительства, предпринимавшихся для решения этих задач.

С4 Укажите не менее двух основных черт, характеризующих новую экономическую политику (нэп). Назовите не менее трех реформ, преобразований, проведенных в рамках новой экономической политики.

1. Могут быть указаны следующие черты, характеризующие новую экономическую политику:

— частичное возвращение к механизмам рыночной экономики

— возрождение частного сектора экономики

— появление слоя новых предпринимателей – нэпманов

— сохранение за государством «командных высот» (крупной промышленности, транспорта, монополии на внешнюю торговлю)

— ограничение насильственных действий по отношению к деревне

— привлечение иностранного капитала

2. Могут быть названы следующие реформы, преобразования, проведенные в рамках новой экономической политики:

— замена продразверстки продналогом

— снятие запрета на внутреннюю торговлю

— денационализация мелких и части средних предприятий

— передача предприятий в аренду частным лицам

— предоставление концессий иностранным предпринимателям

— отмена всеобщей трудовой повинности, создание бирж труда

— денежная реформа, введение золотого червонца

(Возможно указание и других, менее значимых реформ)

Указания к оцениванию Баллы

Указаны 2 основные черты, характеризующие новую

экономическую политику, и названы 3 реформы,

преобразования, проведенные в рамках этой политики 4

Указаны 2 черты и названы 2 реформы

ИЛИ указана 1 черта и названы 3 реформы 3

Указаны 2 черты и названа 1 реформа

ИЛИ указана 1 черта, названы 2 реформы

ИЛИ черты не указаны, названы 3 реформы 2

Указаны 2 черты, реформы не названы

ИЛИ указана 1 черта, названа 1 реформа

ИЛИ черты не указаны, названы 2 реформы 1

Назван 1 любой элемент ответа

ИЛИ все элементы ответа названы неверно 0

Максимальный балл 4

С5 Ниже приведены две из существующих (существовавших) точек зрения на участие России в Первой мировой войне:

1. Царское правительство должно было, следуя национальным интересам, избежать участия России в войне.

2. У царского правительства не было иного выхода, кроме участия в войне.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку

Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например:

При выборе первой точки зрения:

— русская армия была не готова к войне

— к войне были не готовы российская промышленность и транспорт

— было опасно вступать в войну в условиях нерешенности важнейших социальных вопросов

— неизбежные неудачи в войне грозили революцией (что в итоге и произошло)

— война, как способ решения накопившихся проблем, больше соответствовала интересам других стран, а не России

— цели в этой войне были или непонятны народу, или далеки от его жизненных интересов

При выборе второй точки зрения:

— Россия была фактически втянута в войну политикой кайзеровской Германии и Австро-Венгрии, которые своими действиями провоцировали конфликт на Балканах

— Россия защищала сербов как братьев-славян и православных

— отказ от поддержки Сербии привел бы к крушению международного авторитета России

— проявленная нерешительность могла привести к разрушению русско-французского союза

— победа Австро-Венгрии над Сербией привела бы к утрате надежд России на укрепление позиций на Балканах

— в случае победы в войне Россия могла рассчитывать на решение Восточного вопроса (приобретение Босфора и Дарданелл)

— отказ в поддержке Сербии мог серьезно повредить авторитету царя внутри страны

Указания к оцениванию Баллы

Приведены 3 аргумента, подтверждающие выбранную точку зрения 3

Приведены 2 аргумента 2

Приведен 1 аргумент 1

Все элементы ответа названы неверно 0

Максимальный балл 3

С5 Ниже приведены две из существующих (существовавших) точек зрения на Белое движение в ходе Гражданской войны:

1. Участники Белого движения руководствовались патриотическим чувством, желанием блага для своего Отечества.

2. Участники Белого движения руководствовались в первую очередь узкокорыстными и сословными интересами.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

С5 Ниже приведены две из существующих (существовавших) точек зрения на результаты коллективизации конца 1920-х – начала 1930-х гг.:

1. Коллективизация способствовала развитию советской деревни, усилению эффективности сельского хозяйства.

2. Коллективизация привела к катастрофическим последствиям для деревни, ее жителей.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например:

При выборе первой точки зрения:

— коллективизация способствовала механизации сельского хозяйства

— коллективизация позволила увеличить площадь обрабатываемых земель

— коллективизация способствовала распространению в деревне бесплатной медицины и образования

— коллективизация способствовала распространению агротехнических знаний, привела к увеличению числа агрономов и других специалистов на селе

— создание в колхозах клубов, кружков и др. способствовало повышению культурного уровня деревни

При выборе второй точки зрения:

— коллективизация привела к перекачке средств из деревни в город, к установлению несправедливой системы обмена между деревней и городом (через низкие закупочные цены на продовольствие)

— в ходе коллективизации были репрессированы миллионы крестьян — от коллективизации пострадали наиболее хозяйственные крестьяне

— колхозники, работавшие за трудодни, оказались незаинтересованными в результатах своего труда

— производительность в колхозных хозяйствах оказалась ниже производительности в крепких индивидуальных хозяйствах

— в первые годы после коллективизации произошло значительное сокращение валового сбора зерна

— в первые годы после коллективизации случился страшный голод, унесший жизни миллионов крестьян

— коллективизация привела к массовому забою скота вступавшими в колхоз крестьянами

— введенная в 1932 г. паспортная система фактически прикрепила колхозников к колхозам, ограничила их гражданские права

Указания к оцениванию Баллы

Приведены 3 аргумента, подтверждающие выбранную точку зрения 3

Приведены 2 аргумента 2

Приведен 1 аргумент 1

Все элементы ответа названы неверно 0

Максимальный балл 3

С5 Ниже приведены две из существующих точек зрения на партийно-государственную политику в отношении науки в 1920-х – 1940-х гг.:

1. Забота партии и государства способствовала успешному развитию советской науки и дала блестящие результаты в 1920-х – 1940-х гг.

2. Партийно-государственное вмешательство наносило урон развитию научного знания в эти годы.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку

Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например:

При выборе первой точки зрения:

— наука в СССР в 1920-х – 1940-х гг. находилась на полном государственном обеспечении

— государство создавало ученым условия для успешных занятий наукой, предоставляя им необходимые социальные блага

— в эти годы было открыто множество новых научных учреждений

— было создано много конструкторских бюро

— развитию науки способствовали заботы государства о развитии системы образования (рост числа вузов, создание специализированных учебных заведений и др.)

— в эти годы появилась целая плеяда молодых ученых, вышедших из народной среды

— в 1920-е – 1940-е гг. советские ученые совершили ряд открытий, достигли успехов в математике, физике и других науках

— наука была тесно связана с производством, научные открытия и конструкторские разработки внедрялись в народное хозяйство (гидротурбины, угольные комбайны и др.)

— научные достижения активно использовались для усиления военной мощи СССР, разработки новых образцов военной техники

При выборе второй точки зрения:

— в результате государственной политики была фактически уничтожена бόльшая часть дореволюционной интеллигенции, частично разрушена культурная связь поколений

— в результате репрессий пострадали многие известные ученые

— разгрому подверглась генетика – перспективное направление отечественной науки

— партийно-государственное вмешательство не позволило развить кибернетику в СССР

— развитие получили псевдонаучные взгляды (например, «лысенковщина»)

— под жесточайшим партийным контролем находились гуманитарные науки, особенно история (создание «Краткого курса истории ВКП(б)»)

Указания к оцениванию Баллы

Приведены 3 аргумента, подтверждающие выбранную точку зрения 3

Приведены 2 аргумента 2

Приведен 1 аргумент 1

Все элементы ответа названы неверно 0

Максимальный балл 3

С5 Ниже приведены две из существующих точек зрения на политические репрессии 1930-х гг.:

1. Репрессии 1930-х гг. связаны с личностью И.В. Сталина, с его преступными деяниями.

2. Репрессии были вызваны общими тенденциями политического развития страны с 1917 г.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например:

При выборе первой точки зрения:

пик репрессий пришелся на период установления фактически абсолютной власти Сталина

— через репрессии Сталин стремился упрочить личную власть

— репрессии обрушились на соперников Сталина в политической борьбе (Зиновьева. Каменева, Бухарина)

— посредством репрессий Сталин уничтожал возможных политических конкурентов («дело военных» и др.)

именно И.В. Сталин в своих выступлениях, речах создавал образ внутреннего врага, с которым призывал беспощадно бороться

— многие из репрессированных пострадали за критику культа личности Сталина

— с помощью репрессий Сталин перекладывал с себя ответственность за ошибки и недочеты в руководстве (высокая цена за индустриализацию, недостатки в модернизации армии)

При выборе второй точки зрения:

— с самого прихода большевиков к власти они развязали репрессии против «эксплуататорских классов» и своих политических противников

— еще с декабря 1917 г. стали создаваться репрессивные органы (ВЧК)

— Гражданская война, в ходе которой осуществлялся «красный» и «белый террор», крайне обесценила человеческую жизнь

— репрессиям способствовало отсутствие в СССР демократии, существование (с июля 1918 г.) однопартийной диктатуры

— еще в 1921 г. была принята резолюция «О единстве партии», позволившая уничтожить внутрипартийную демократию

— еще до установления личной диктатуры Сталина проводились политические процессы (процесс над партией эсеров, 1922 г.)

— в глазах народа репрессии оправдывались существованием реальных внутренних и внешних врагов советского государства

Указания к оцениванию

Приведены 3 аргумента, подтверждающие выбранную точку зрения

Источник

Читайте также:  С каким странами граничит куба
Оцените статью