- Основные проблемы экономики в России — почему наша страна не развивается?
- Что мешает социально-экономическому развитию России?
- №1 Проблема низкого МРОТ в России
- №2 Отказ от введения «Прогрессивного налога»
- №3 Коррупция и участие государства
- Вывод
- ВУЗРУ
- «Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России»
- Проблемы экономики России и их решение
- 1. Поиск проблем
- 2. Возможные решения проблем экономики России
- 3. Роль экономических агентов в становлении российской экономики
- 4. Основные проблемы экономики и механизмы их решения.
Основные проблемы экономики в России — почему наша страна не развивается?
Краткое содержание:
Здравствуйте дорогие читатели, сегодня мы рассмотрим ряд ключевых проблем, из-за которых экономика нашей страны практически не развивается.
Что же, давайте вместе разберемся в этом вопросе и выясним — что мешает динамичному развитию нашей экономики и социума?
Что мешает социально-экономическому развитию России?
Первое, на что бы хотел обратить ваше внимание, что я использовал не «экономическому» развитию в названии главы, а именно: «социально-экономическому».
Суть в том, что развитие любой экономики государства напрямую связанно с человеческим ресурсом (социумом).
И в каком-то смысле, именно этот фактор можно назвать первым, который сильно сдерживает развитие нашей экономики.
А если быть немного точнее, я бы перефразировал его немного по иному.
№1 Проблема низкого МРОТ в России
Я уже не раз на своём канале касался тематики низкого размера МРОТ, но давайте тезисно разберемся, почему низкий МРОТ замедляет развитие отечественной экономики
1. Низкий МРОТ снижает стоимость оплаты труда по всему рынку вакансий (по вертикали)
Вся парадигма стоимости рынка труда, так или иначе, выстраивается на определенном «фундаменте». И в каждой стране, этим «фундаментом» выступает минимальный размер оплаты труда (МРОТ).
То есть, чем ниже МРОТ в конкретной стране, тем ниже стоимость оплаты труда на всех последующих вакансиях.
Логика работодателя тут вполне очевидна: «А зачем платить больше, если можно платить меньше?».
Типичный пример, хороший программист в России имеет зарплату 120-150 т.р., а в США и Европе — уже от 3-5 тысяч долларов и выше.
2. Трудовые мигранты обесценивают рынок труда
Это не совсем относится в проблематике низкого МРОТ, но опосредованно, те же мигранты, соглашаясь на более низкие зарплаты, обесценивают рядовой (неквалифицированный) труд местных жителей.
И глубина данной проблемы весьма ощутима. Суть в том, что мигрант приезжает сюда на заработки, из менее благополучных стран, но не остается на ПМЖ.
Но мигрант «приехал и уехал» с заработанными деньгами к себе на родину, где эти 20-25 тысяч рублей имеют куда более высокую «покупательную способность», нежели в России.
Проще говоря, там он на заработанные деньги будет жить как «средний класс» в своей стране, а вот в России — на такие деньги достойно жить практически невозможно.
3. Чем ниже доходы — тем меньше налогов в казну
В развитых странах, уже давно поняли, что основная ценность государства, это не ресурсы и территории — а люди.
Именно «человеческий капитал» позволил таким странам как Япония развиться до уровня сильнейших экономик Мира.
Чем меньше зарабатывают рядовые граждане — тем меньше денег поступает в казну государства на социально важные проекты.
Та же проблема маленьких пенсий напрямую связана с низкими доходами граждан РФ.
Поэтому, для активного развития страны просто жизненно необходимо делать ставку не на углеводороды, а на «человеческий капитал».
Если в развитых странах, показатель МРОТ находится в районе 50-60% от средних зарплат, то в России это цифра не превышает показатель в 30%.
№2 Отказ от введения «Прогрессивного налога»
И эту тематику я уже не раз рассматривал. Проблема в том, что в России очень высока диверсификация граждан по уровню доходов.
А прогрессивное налогообложение позволит:
- Снизить НДФЛ для тех, кто имеет низкий доход (до 45% населения)
- Повысить налоговые поступления в казну
Из-за того, что Россия практически в своём составе не имеет «среднего класса», получается такая ситуация, что у нас живут только «бедные и богатые».
Мои грубые подсчеты — как изменятся налоги и поступления в казну страны, при применении прогрессивного налога.
Данную расчетную таблицу я делал еще в 2019 году, но даже в моём грубом подсчете, налоги для большей части населения — станут меньше, а поступления в казну страны — вырастут в полтора раза.
Как можно заметить из таблицы, до половины от всех налогов (НДФЛ) можно получать всего от 10% самого состоятельного населения.
Данный вопрос уже давно решен во всех развитых странах, так как ценность денег для богатого и бедного — разная.
Кому-то не хватает на еду и оплату жилья, а кому-то на новый самолёт или яхту.
То есть, ценность денег для каждой группы граждан (по уровню доходов) определяется тратами на «первичные потребности» (отсылка к МРОТ).
Если первым не хватает денег на самые примитивные первичные потребности, то вторая группа — просто «бесится с жиру».
Именно по этой причине, в США и Европе очень высокие налоги для состоятельных граждан и крупных фирм.
№3 Коррупция и участие государства
Думаю, касательно проблемы коррупции в России — говорить особо нечего.
Это одна из главных причин, почему к нам не идут западные инвесторы — они просто не понимают как можно работать в стране, где не работают законы.
Я лично общался с представителем крупного французского банка и задал ему этот вопрос, и он сказал, что они (французы) просто не понимают, как работать в России, если вроде как, всё по закону, но «на лапу» кому-то дать надо всё-равно.
Именно из-за коррупции, иностранный капитал крайне неохотно идет в Россию, так как они не понимают как здесь работать.
Там все привыкли работать «по закону», а у нас все работают «по договоренности». Западным инвесторам — этого не понять.
А вот с «участием государства» немного отдельная ситуация.
Проблема в том, что государство не в состоянии идти «в ногу со временем» и имеет куда меньшую финансовую мотивацию, нежели собственник бизнеса.
В бизнесе воровать не получится, так как есть прямые заинтересованные лица (совет директоров и инвесторы), в развитии проекта. А вот в гос. сегменте — ситуация иная.
В предприятиях, где доминирующее большинство акций принадлежит государству, чиновник ищет варианты для «личного обогащения».
Что и порождает взяточничество, посредничество и распродажу государственных проектов и тендеров.
Вывод
По моему мнению, просто необходимо решить эти три фундаментальных вопроса:
- Повышение МРОТ до адекватного уровня
- Введение прогрессивного налога
- Борьба с коррупцией и возможность капиталу развиваться
Решение хотя бы первых двух пунктов уже позволит увеличить налоги и улучшить качество жизни граждан в стране, что в свою очередь, стимулирует нашу экономику к дальнейшему развитию.
Источник
ВУЗРУ
«Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России»
Проблемы экономики России и их решение
1. Поиск проблем
Проанализировав актуальную информацию на интернет-ресурсах о современной ситуации в микроэкономике России, были выявлены следующие проблемы:
-
- Чрезмерный упор государства на сырьевой сектор и продажу сырьевой продукции. С одной стороны, это в какой-то мере подавляет развитие других отраслей хозяйства. С другой стороны, это также не позволяет в полном размере обеспечивать доступными энергоресурсами своих граждан, так как большая часть топлива уходит за границу;
-
- Монополизированный рынок, который неустанно ведет к повышению среднего уровня цен практически во всех отраслях экономики. За этим неизбежно следует снижение качества товаров и предоставляемых услуг и высокий уровень инфляции;
-
- Излишняя централизация экономики России. В этом случае одна часть населения зарабатывает капитал, другая – его перераспределяет. Как итог, предприниматели не заинтересованы в повышении качества продукции и росте производства;
-
- Недостаточные темпы развития, которые не позволяют угнаться за странами Европы и США. К тому же, слабая защита денежно-расчетной системы страны. Страдает бюджетная сфера, касающаяся обслуживания физических лиц;
-
- Отсутствие стабильности в законодательной сфере, которая позволяет двояко трактовать многие законы в определенной ситуации;
-
- Чрезмерный отток капитала за границу, который производится под совершенно «необычными предлогами». (Что важно, отток не только денежного, но и человеческого капитала);
-
- Высокий уровень коррумпированности чиновников, а также регулярные правонарушения во всех отраслях деятельности, в том числе и на высшем уровне;
-
- Смешивание государственной и коммерческой экономики;
-
- Проблемы с трудоустройством. В особенности, молодых специалистов и людей после 50 лет;
-
- Нерациональное использование средств и факторов производства предпринимателями/бизнесменами/коммерческими структурами;
-
- Низкий уровень подготовки специалистов, в особенности, рабочих профессий;
-
- Низкий уровень развития здравоохранения в стране;
- Недостаточный контроль со стороны государства за деятельностью или бездеятельностью госслужащих.
2. Возможные решения проблем экономики России
Путь России к восстановлению экономики и роста прямо зависит от темпов проведения реформ.
Решение проблем экономики России лежит исключительно в реформах, которые должны проходить в трех направлениях:
— экономическом. Особое внимание должно уделяться сглаживанию условий конкуренции, определению порядка лицензирования, упрощению проверок и так далее;
— административном. Налаживание работы «верхушки» в управленческой сфере, борьба с коррупцией;
— социальном. Реформы в сфере здравоохранения, образования.
Внедрение структурных изменений имеет особенно большое значение для стремления России одновременно реализовать демографическую и экономическую трансформацию в долгосрочной перспективе. Для осуществления реформ необходимо будет провести приватизацию отдельных секторов (например, текстильную), прозрачное и эффективное государственное инвестирование, усовершенствование таможенного управления, а также минимизировать торговые барьеры для повышения эффективности внутреннего рынка.
3. Роль экономических агентов в становлении российской экономики
В российской экономике государство всегда будет играть важную роль в качестве, как и экономического агента, так и института общественной жизни.
Переход от административно-плановой экономики времен СССР к рыночной современной экономике не прошел бесследно. Существует множество отголосков прошлого века в современной ситуации российской экономики.
Например, такое яркое событие экономической (и не только) истории России, как приватизация. Из-за подавляющего преобладания в нашей стране государственной собственности этот процесс был необходимым для демонополизации экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора, повышения эффективности функционирования предприятий, для стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояния государственных финансов и снижения инфляции.
В начале приватизации предполагалось, что сформировавшаяся структура собственности будет носить переходный характер и должна в дальнейшем трансформироваться в более эффективную структуру, и главным фактором в ходе приватизации станет приход на предприятия новых внешних инвесторов, в том числе иностранных, которые через биржевой и внебиржевой фондовые рынки будут инвестировать средства в развитие этих предприятий в обмен на участие в акционерном капитале. Однако эти ожидания не оправдались – очень многие предприятия не смогли привлечь реальные инвестиции в обмен на участие в акционерном капитале.
В качестве положительного результата следует отметить тот факт, что параллельно процессу приватизации шло интенсивное образование новых частных предприятий.
Приватизация, один из важнейших шагов, предпринятых государством за последние 20-30 лет, который кардинально повлиял на современное состояние экономики России.
Роль домохозяйств как экономических агентов в становлении российской экономики прослеживается невооруженным взглядом. Рассмотрим события последнего десятилетия.
Как известно, домохозяйства могут вносить свой вклад различными способами. Один из них — это создание индивидуального предпринимательства (ИП). Собрав все документы, любое домохозяйство может организовать свою деятельность. Перед тем как организовать ИП домохозяйство должно определиться с тем, что оно будет производить или какие услуги оказывать в роли ИП. Домохозяйства имеют огромные перспективы для открытия своего дела, так как могут оказывать большое количество самых разнообразных услуг. Как итог, развитие в национальной экономике малого и среднего бизнеса. Как мы знаем, постепенное развитие малого и среднего бизнеса в стране приведет к эволюции сферы услуг от минимальной доли рынка до превалирующей. А по мнению ученых, развитая сфера услуг – показатель развитой страны.
Источник
4. Основные проблемы экономики и механизмы их решения.
Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов порождают необходимость выбора:
«Какие потребности удовлетворить?
Какие ресурсы, где и каким образом использовать?
Кому достанутся произведенные продукты?.»
П.Самуэльсон сформулировал экономический выбор в виде трех проблем:
Для кого производить?
Осуществление экономического выбора, решение основных проблем экономики требуют координации людей в их повседневной хозяйственной деятельности.
Хозяйственная система — это особым способом упорядоченная система связи между производителями и потребителями материальных благ.
Традиционная система — система координации людей, при которой, основные проблемы экономики решаются на основе традиций, освященных временем. Т.е. из поколения в поколение традиции определяют какие продукты производить, каким образом их производить и как следует распределить полученные продукты.
Рыночная система — это система стихийного безличностного регулирования, координирования поведения людей, на основе рынка.
Рынок — это универсальная форма связи между производителями потребителями благ, основанная на купле — продаже, возмездном эквивалентном обмене.
В рыночной системе никто сознательно не ставит, и не решает основные проблемы экономики, они сами по себе, случайно, спонтанно разрешаются в результате многочисленных актов купли — продажи. Поэтому такой порядок называют стихийным или спонтанным. Главными инструментами этого механизма являются: спрос, предложение, цена, прибыль, убытки, деньги, конкуренция.
Что производить? Решается просто. Производиться будет все, что пользуется спросом, т.е. то, что желает и может купить потребитель — покупатель. Голосование за или против того или иного блага, осуществляется безлично, деньгами. Производиться будут блага, которые покупаются. Удовлетворяться будут только обеспеченные доходом (деньгами), оплаченные потребности, безразлично какие первичные или вторичные, в предметах потребления или роскоши.
Проблема: «как производить?» решается производителем. Выбор ресурсов и способ их использования осуществляется при помощи цен и конкуренции. Производиться будет все, продажа чего обеспечивает доход. Ресурсы будут использоваться там и таким образом, где обеспечивается максимальный доход их владельцам. Борьба за ресурсы, за потребителей, за доходы — конкуренция, вынуждает производителей — продавцов продавать как можно больше товаров, по более низкой цене.
Проблема: «для кого производить» решается в пользу тех групп потребителей — покупателей, которые имеют возможность (доход) и готовы заплатить наибольшую цену. Никто не решает кому достанутся произведенные блага, все происходит стихийно на рынке.
Рынок — это спонтанный порядок, основанный на механизме колебания цен.
К достоинствам этого механизма следует отнести его личностную нейтральность (независимость от социальной принадлежности), возможность обеспечить наиболее разнообразный набор потребительских и инвестиционных благ, стимулирование экономической и творческой активности, технического прогресса. Главными недостатками можно было бы назвать нестабильность и непредсказуемость (колебание цен, доходов, коньюктуры, занятости и т.п.), не способность обеспечить производство общественных благ (безопасность, социальная инфраструктура), приоритет частных интересов, безразличие к неплатежеспособным потребностям.
Третий механизм координации — это командная или административная система — это система централизованного личностного регулирования, построенная на принципах соподчиненности — иерархии.
Что производить? Как производить? Для кого производить? В административной системе решается на основе выбранных долговременных приоритетов, разработанных программ и планов.
Механизм иерархии может иметь место как на уровне страны (государства, национальной экономики), так и на уровне отдельной фирмы.
Достоинствами административной системы является стабильность, предсказуемость; гарантированность удовлетворения потребностей на определенном уровне, независимо от платежеспособности.
К недостаткам можно отнести ограниченность в выборе благ и потребностей подлежащих удовлетворению, низкая социальная и творческая активность людей, предопределенность деятельности и результатов иерархией, слабая восприимчивость к новому, техническому прогрессу.
Достоинства и недостатки механизмов предопределяют их сосуществование, сочетание. Пределы действия стихии рынка устанавливаются трансакционными издержками, связанными с куплей — продажей (сделкой). Сюда войдут, во-первых, издержки сбора и обработки информации (цена, предмет, партнеры и т.п.), во-вторых, издержки ведения переговоров и принятия решения (разработка соглашения, придание ему юридической формы); в-третьих, издержки контроля, выполнения контракта (защита прав собственности, соблюдения условий соглашения и т.п.).
Пределы действия административного механизма, распространения иерархии устанавливаются административными издержками: во-первых, затраты на информационное обеспечение (состояния управляемых объектов, обработка получаемой информации), во-вторых, затраты на подготовку административных решений (разработка проектов, программ, нормативов, законов, приказов и т.п.), в-третьих, издержки исполнения (доведение решений до подчиненных, распределение полномочий, контроль со стороны вышестоящих органов, разработка системы стимулов и санкций).
Решение проблем с помощью того или другого механизма определяется минимальными издержками. Комбинация рыночного и административного механизма характеризует экономическую систему страны. Наглядно это можно представить следующим образом.
Стихия регулируемая рыночная
0 0
чистый капитализм государственный
Крайними случаями являются: чистый капитализм, где беспредельно господствует рынок; государственный социализм, где все решения по основным экономическим проблемам принимает государство.
Возможны различные варианты сочетания, которые реализуются в тех или иных странах. На выбор модели влияют и географическое положение, и природные ресурсы, и исторические условия, и традиции, и уровень развития производительных сил, и господствующая идеология.
Можно назвать несколько моделей:
1) американская или «либеральная модель капитализма». (приоритет рыночного механизма, минимальная регулирующая роль государства, резкая социальная дифференциация).
2) японская или «регулируемый корпоративный капитализм» (высокий уровень государственного воздействия на экономику, широкое использование индикативного планирования, социальная направленность).
3) шведская модель или социальная модель экономики. (значительная роль государства, государственного сектора в экономике, выраженная социальная направленность, защита малообеспеченных).
4) китайская модель или рыночный социализм (в отличие от перечисленных моделей господствующее положение занимает государство, подчиненную роль выполняет рыночный механизм.
5) германская модель или социальное рыночное хозяйство (сочетание рынка и социальной политики государства). Социальная инфраструктура смягчает недостатки рынка.
Экономическая система России может быть названа переходной от командно-административной к социально-ориентированной рыночной экономике.
1. Курс экономической теории / Под. ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров.: Изд-во «АСА»,1995. гл.3, гл.4.
2. Экономическая теория. Учебник для Вузов. / Под ред. Камаева В.Д. — М.:
Гуманит. изд. центр Владос, 1998. гл.2,3.
3. Экономика. Учебник / Под ред. Булатова А.С. — М.: Изд-во БЕК, 1997 гл.1,2.
4. Макконелл К., Брю С. Экономикс. М.: ИНФРА — М., 1999. гл.2.
5. Экономическая теория. Учебник / Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. СПб: Изд. СПб ГУЭФ, Изд. «Питер Паблишинг», 1997.
Источник