Республиканская форма правления страны сша

Конституционное право зарубежных стран

Форма правления и государственный режим в США

По форме правления США, как отмечалось, — президентская республика. Прямого указания о том, что данное государство представляет собой республику, в Конституции страны нет. Она гарантирует республиканскую форму правления лишь штатам. Однако наличие избираемого на определенный срок Президента, выполняющего функции не только главы исполнительной власти, но и главы государства, обременение его юридической ответственностью перед парламентом в форме импичмента служат неопровержимыми доказательствами существования в США именно республиканской формы правления.

При этом разработанная отцами-основателями (по образу и подобию дуалистической монархии в тогдашней Великобритании) американская модель разделения властей обусловила установление особой разновидности республиканской формы правления, которая в теории получила наименование президентской республики.

В своей твердой приверженности принципу разделения властей отцы-основатели руководствовались опасением концентрации власти в любом ее проявлении. Так, стремясь не допустить централизации власти, творцы Конституции поделили ее между федерацией и штатами. В осуществлении же государственной власти на федеральном уровне участвуют различные органы — Конгресс, Президент и Верховный суд, олицетворяющие три ее ветви со строго разграниченными функциями и механизмами взаимоконтроля.

Поскольку наибольшую тенденцию к возвышению имеет власть исполнительная (американцы того времени испытали это на себе в виде злоупотреблений со стороны английских монархов и их губернаторов в колониях), ее сделали выборной, обязанной следовать предписаниям законов, принимаемых Конгрессом. Но творцы Конституции опасались и чрезмерной власти законодательного органа. Поэтому он был разделен на две во многом равноправные палаты и в нормальной ситуации отстранен от выборов Президента.

Читайте также:  Страны которых мужчин больше женщин

Далее, остерегаясь «тирании большинства» и «выборного деспотизма», разработчики американской Конституции приняли меры и против «сговора» двух выборных органов, уравновесив демократические, «политические» ветви власти невыборной, а значит, не демократической и «не по-литической» судебной властью в лице прежде всего Верховного суда США.

Указанная схема, в основу которой легли идеи Ш. Монтескье, была дополнена (и этим сделан огромный шаг вперед в развитии теории и практики разделения властей) механизмом взаимоконтроля всех трех ветвей власти. Каждая из них стала как бы «сторожем» других, предостерегая их от попыток злоупотреблений, тирании и стремления к диктатуре, а также пресекая такие попытки. Указанный комплекс институтов взаимоконтроля получил название системы сдержек и противовесов (checks and balances) и впоследствии в различных модификациях чрезвычайно широко распространился в мировом конституционном пространстве.

В американском же, собственно первозданном, варианте конституционная система сдержек и противовесов выражается в том, что Президент «сдерживает» Конгресс правом вето на принятые палатами законы и некоторыми другими, не столь радикальными правомочиями. Конгресс «сдерживает» Президента правом преодоления его вето, возможностью выступить в отношении него в качестве суда посредством импичмента.

Последнее правомочие распространяется на всех гражданских должностных лиц вообще, включая судей. Тем самым право импичмента выступает как парламентский противовес и по отношению к судебной власти. Кроме того, Президент и Конгресс (в лице Сената) могут оказывать влияние на Верховный суд, обладая правом совместного формирования его персонального состава. Наконец, Верховный суд «сдерживает» Конгресс и Президента правами признавать их акты неконститу-ционными (это право в Конституции не записано, но возникло в ходе ее применения), разрешения споров между ними, а также толкования Конституции.

Использование принципа разделения властей в качестве основополагающей идеи, с которой сообразуется вся конституционная организация государственного механизма, породило концепцию «смешанной конституции» («mixed constitution»), которая не дает преимуществ ни одной из ветвей власти, а путем сочетания и взаимоконтроля их деятельности делает государственную власть ограниченной в своих притязаниях и наименее опасной для человека. Именно «смешанный» тип конституции, по утверждению американских специалистов, является на сегодня самым желательным и адекватным правовому демократическому государству.

Следует отметить, что система сдержек и противовесов изначально делала невозможным полное, абсолютное размежевание трех ветвей власти. Со временем происходило все большее переплетение их деятельности и полномочий. Так, исключительность права Конгресса законодательствовать существенно поколеблена.

С одной стороны, в законотворческой деятельности все более активное участие принимает исполни-тельная власть: в ежегодных посланиях Президента фактически формулируется программа предстоящей законодательной работы Конгресса; все более широкое распространение приобретают первичное нормотворчество Президента и делегированное законодательство, необходимость которых выводится из конституционных полномочий Президента.

С другой стороны, правотворчеством по сути можно, видимо, считать и деятельность Верховного суда по толкованию правовых норм (особенно Конституции и законов), посредством которой формулируются прецеденты, имеющие значение конституционно-правовых и законодательных норм.

Не остается неприкосновенной и сфера деятельности исполнительной власти. Суды посредством системы приказов могут обязывать органы и должностных лиц исполнительной власти выполнить те или иные действия либо воздержаться от их совершения. Воздействие на администрацию осуществляет и Конгресс, принимая резолюции и частные билли.

Юридические и фактические возможности ветвей власти по взаимовлиянию обусловили их неодинаковое соотношение в различные исторические периоды. Разумеется, речь идет прежде всего о борьбе за лидерство между Конгрессом и Президентом. Истории США известны времена возвышения то одного, то другого в зависимости от сочетания экономических, политических, социальных и иных факторов. Правда, чаще чаша весов склонялась в пользу президентской, то есть исполнительной, власти.

Периоды некоторого нарушения равновесия ветвей власти в пользу одной из них не меняют общей оценки президентской республики как формы правления, позволяющей наиболее полно и глубоко осуществить принцип разделения властей и установить баланс между различными ветвями власти. Благодаря этому в США прочно утвердился дуалистический государственный режим. Конечно, здесь сказался и общий сравнительно высокий уровень правовой культуры и политических сил, и должностных лиц государства.

Несмотря на определенную трансформацию юридического содержания и практической реализации принципа разделения властей в процессе исторического развития страны, несмотря на его оценку многими политологами как фактора снижения эффективности центрального правительства, этот принцип продолжает оставаться одним из основополагающих начал и в доктрине, и в практике американского конституционализма.

Во многом благодаря этому, как отметил американский исследователь Дуглас Леттер, «ни разу за двухсотлетнюю историю Соединенных Штатов не возникало серьезной угрозы, что какой-либо индивидуум или орган правительства станет настолько доминирующим, что сможет подорвать нашу демократическую систему управления».

Источник

VIGIL Journal Россия в Новом Свете

Соединённые штаты Америки — это государство, расположенное на Северо-Американском континенте и занимающее площадь в 9,5 млн км². В настоящее время в стране проживает 325 850 000 человек. В литературе и СМИ встречаются названия — Соединённые Штаты, Северная Америка или просто Америка.

По форме правления США представляют собой федеративную президентскую республику. Она состоит из 50 штатов, которые делятся на округа — административные единицы, которые имеют статус менее штата, но не меньше города. У каждого штата есть своя столица, гимн и конституция, законодательная и исполнительная власть. Все штаты, наряду со столичным округом Колумбия, являются равноправными субъектами федерации.

Конституция США принята в 1787 году. Она передаёт множество полномочий по управлению Федеральному правительству США, но другими правами, не отражёнными в Конституции, оно не обладает. Свою работу Федеральное правительство осуществляет на основе принципа разделения властей. Таким образом образуются три независимые ветви — законодательная, исполнительная и судебная. В них входят различные федеральные агентства. В исполнительной ветви власти они обычно организуются в виде департаментов, но существуют и Независимые агентства Правительства США. Отличие в том, что главы департаментов входят в кабинет Президента США.

Если в Конституции какие-то полномочия не отражены в качестве тех, какими наделяется Федеральное правительство, то они автоматически передаются в сферу компетенции правительства штата.

Законодательная ветвь власти

Её высшим органом является Конгресс США, состоящий из двух палат:

Палата представителей — нижняя;

В реальности по представительскому принципу формируется состав обоих палат Конгресса. В Сенате каждый штат всегда представляется двумя сенаторами. Общее их количество меняется в том случае, если меняется количество штатов, входящих в государство. В Конгрессе число представителей от штата устанавливается заново каждые 10 лет, и зависит от числа жителей одного штата по отношению к другим штатам. Но хотя бы один представитель должен быть у каждого штата. Члены верхней палаты переизбираются один раз в шесть лет, а нижней — раз в два года. При этом Конституция оставляет за гражданами возможность быть конгрессменами неограниченное количество раз.

Судебная ветвь власти

Её высшей инстанцией является Верховный суд. Он обладает максимальной властью и может отменить любые законы, указы Президента США и поправки к различным статьям Конституции. Пожизненное избрание членов суда создаёт условия для того, чтобы они были неуязвимы для давления тех или иных политических сил. Всего в Верховном суде 9 членов. Все они номинируются Президентом и утверждаются Конгрессом. Однако власть Верховного суда фактически ограничена тем, что рассматривать он может только апелляции. Это означает, что до начала делопроизводства в Верховном суде иск должен пройти все предписанные законом инстанции.

Исполнительная ветвь власти

Возглавляется тем же лицом, которое руководит всем государством — это Президент США. Он избирается на срок в 4 года и не может занимать пост более двух сроков. К одному из них приравнивается исполнение обязанностей в течение более двух лет.

По Конституции США, Президент страны обладает очень серьёзными полномочиями. Он может издавать указы, которые имеют фактическую силу законов, обладает правом наложения вето на законопроекты Конгресса и является главкомом ВС государства. Он представляет страну на международной арене, назначает федеральных судей и номинирует членов Верховного суда. При необходимости президент может собрать внеочередную сессию Конгресса и обладает максимумом полномочий для принятия решений в период, когда происходит кризис в политической или экономической жизни. Президенту подчиняется его собственный исполнительный офис, который возглавляет глава аппарата Белого дома.

Выборы президента проводятся непрямым тайным голосованием. В каждом штате избираются выборщики, которые впоследствии образуют свою коллегию. Законодательное собрание каждого штата может назначить строго определённое их количество, такое же как и число конгрессменов в палате представителей. За Законодательными собраниями штатов сохраняются права менять процедуру назначения выборщиков от штата, но в настоящее время во всех они выбираются всеобщим тайным голосованием. Это происходит в первый ноябрьский вторник, идущий после первого понедельника в год, деление которого на 4 не даёт остатка. Так записано в Конституции США.

Выборщики голосуют за президента и вице-президента в начале декабря. Случалось, что в ходе своей предвыборной кампании они обещают одно, но потом голосуют за другого кандидата, поэтому в ряде штатов имеются законы, которые предписывают выборщикам отдавать свой голос так, как этого требует штат.

Вторым по степени важности лицом в государстве является вице-президент, который выбирается одновременно с президентом. Формально он возглавляет Сенат и верхнюю палату Конгресса, а основная его роль — сменить президента, в случае если тот тяжело заболеет или скончается, уйдёт в отставку или будет отстранён в результате проведения каких-то легитимных процедур. Фактическое отношение вице-президента к исполнительной ветви власти является спорным в силу его роли в парламенте страны. Однако необходимо учитывать, что в Сенате она более формальна, чем реальна, поскольку его возглавляет собственный председатель. Голос вице-президента имеет силу лишь в том случае, если голоса сенаторов разделились пополам.

Другими органами исполнительной власти являются независимые агентства, корпорации Федерального правительства, различные советы, комиссии и комитеты, включая консультативные.

Возможный результат внутриполитических разногласий

В случае, если различные эшелоны государственной федеральной власти не могут принять устраивающих всех решений, и между ними возникает непреодолимое противоречие, то федеральные агентства могут полностью или частично закрываться. При этом ряд сотрудников, соответствующих определённым критериям, отправляется в бессрочный отпуск без содержания. Поскольку политика и экономика часто оказываются очень тесно связанными между собой, наиболее значимой причиной разногласий является принятие статей государственного бюджета. Согласно Конституции, это должно произойти до 30 сентября, в противном случае работа федеральных служб приостанавливается.

Дело в том, что принцип разделения власти требует, чтобы проект бюджета прошёл утверждение в обоих палатах Конгресса. После этого он попадает к президенту, но тот может наложить вето, после чего документ вновь возвращается в Конгресс. Тот же может отменить вето лишь собрав две трети голосов. Если в ходе работы над проектом исполнительная и законодательная власть не находят общего языка, то начинается приостановка работы правительственных департаментов. Такое наблюдалось в 1995-96 годах и в 2013 году, в ходе президентского срока Обамы. В последний раз представители различных ветвей власти не смогли найти компромисса по проблемам реформы здравоохранения и защиты пациентов. При этом основное противостояние происходило между демократами в Сенате и республиканским крылом в палате представителей.

Источник

Оцените статью