Ресурсообеспеченность стран
Выбранный для просмотра документ Тема урока.doc
Тема урока: «Географическая среда как сфера взаимодействия общества». Практическая работа по теме: «Ресурсообеспеченность стран» (Слайд1)
Цель урока: (Слайд2-Слайд3)
Сформировать у учащихся понятие «ресурсообеспеченность», основные закономерности размещения природных ресурсов, главные районы их концентрации на земном шаре.
2. Развивать умение учащихся давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами природных ресурсов. Определять по таблице и картосхемам размеры запасов соответствующего вида полезных ископаемых, выделять главное в содержании изучаемого материала.
3. Стимулировать экологическое воспитание учащихся в системе рационального природопользования.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Географическая среда как сфера взаимодействия общества», атласы, контурные карты, рабочие тетради.
Планета Железяка. Полезных ископаемых нет.
Воды нет. Растительности нет. Населена роботами.
Наша Земля имеет уникальные запасы природных ресурсов. Они также разнообразны как и эти удивительные камни. На предыдущих уроках вы изучили особенности формирования и размещения природных ресурсов. Сегодня на уроке мы закрепим с вами классификацию природных ресурсов, выявим проблемы и перспективы развития.
Закрепление изученного материала
1.Скажите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите выражение «Природные ресурсы»? (Обсуждение).
2. В каких случаях обычно говорят о ресурсах? Какие проблемы с ними связывают?
3. На какие группы можно подразделить природные ресурсы?
4. Как природные ресурсы подразделяются по происхождению?
5. Назовите классификацию природных ресурсов по применению.
6. Как вы думаете в чем главная особенность рекреационных ресурсов мира (Слайд 8)
7. Перечислите классификацию природных ресурсов по исчерпаемости.
8. Достаточно часто в географии встречается термин «Ресурсообеспеченность». Как вы считаете, что он обозначает? (Слайд 10)
Выполнение практической работы
Под запись: Ресурсообеспеченность это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования, которое выражается количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами на душу населения.
9. Перечислите страны с максимальными и минимальными запасами нефти и каменного угля
Проанализируйте картосхему и объясните распределение экспорта и импорта нефти и природного газа в странах мира.
10. Как вы считаете от чего будут зависеть запасы природных ресурсов?
Под запись: природопользование: рациональное и нерациональное.
Задание: Рассчитать Ресурсообеспеченность стран мира. (Слайд15)
Источник
Урок географии 10 класс. Тема: Оценка ресурсообеспеченности минеральными топливными, природными ресурсами отдельных регионов мира. Нетрадиционные источники топлива»
Информационная карта урока географии 10 класс
Тема: Оценка ресурсообеспеченности минеральными топливными, природными ресурсами отдельных регионов мира. Нетрадиционные источники топлива»
формировать понятия «Природные ресурсы» и «Ресурсообеспеченность»;
формировать представление об основных закономерностях размещения минеральных ресурсов мира и обеспеченности стран и регионов топливными полезными ископаемыми;
формировать умение определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран и регионов мира;
развивать умение и навыки работы с картами и текстом
Уметь объяснять понятия «Природные ресурсы» и «Ресурсообеспеченность»
Выяснить закономерности размещения природных ресурсов, выделить главные районы их концентрации на земном шаре.
Рассчитать и оценить обеспеченность регионов и отдельных стран мира минеральными (топливными) ресурсами
Познакомиться с нетрадиционными источниками топливных ресурсов.
По результатам проделанной работы сделать выводы
Оборудование: политическая карта мира, учебник, атласы, презентация, задания группам.
Тип урока: изучение нового материала, практическая работа.
1. Организационный момент.
Вводная беседа
Ознакомление обучающихся с целями и задачами и планом урока.
2. Изучение нового материала.
Объяснение учителя
Теоретическая часть Природные ресурсы и ресурсообеспеченность
Природные ресурсы – это совокупность естественных тел и явлений природы, которые использует человек в своей деятельности, направленной на поддержание своего существования.
Главные виды природных ресурсов: минеральные, земельные, водные, биологические, рекреационные, ресурсы мирового океана, агроклиматические.
Классификация природных ресурсов: По происхождению, по исчерпаемости, по применению.
Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.
3. Практическая работа . Оценка ресурсообеспеченности минеральными топливными природными ресурсами отдельных стран и регионов мира.
Пример расчета на сколько лет хватит природного ресурса
Р=З/Д — где Р – ресурсообеспеченность угля весь мир, З — запасы, Д — добыча
Запасы – 1100 млрд т (запасы угля в мире)
Добыча — 4625млн т/в год. (добыча угля в мире)
Р = 1100 000 000 000 : 4 625 000 000 =238 лет
Пример расчета природного ресурса из расчета на душу населения
Р=З/Н — где Р – ресурсообеспеченность З – запасы данного ресурса Н – население данной страны, региона, мира
Запасы – 1100 млрд т ( запасы угля в мире)
Население – 7, 125 млрд ( население мира)
Р =1100 000 000 000 :7 125 000 000= 154 тонны / на одного жителя планеты.
Работа в группах. Группы работают по инструктивным карточкам в течении 15 минут, по окончании работы представитель группы , докладывает результат работы и делает выводы.
1 группа : Расчет ресурсообеспеченности стран углем, на какое количество лет хватит данного ресурса в отдельных странах.
2 группа : Расчет ресурсообеспеченности стран углем, из расчета угля на душу населения в отдельных странах.
3 группа : Расчет ресурсообеспеченности стран нефтью , н а какое количество лет хватит данного ресурса в отдельных странах.
4 группа : Расчет ресурсообеспеченности стран нефтью, из расчета нефти на душу населения в отдельных странах.
5 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран природным газом , н а какое количество лет хватит данного ресурса.
6 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран природным газом, из расчета природного газа на душу населения.
7 группа: Расчет ресурсообеспеченности мира и крупных регионов минеральными топливными природными ресурсами, на сколько лет хватит минеральных топливных ресурсов и из расчета на душу населения Мира.
Инструктивная карточка 1 группы
1 группа : Расчет ресурсообеспеченности стран углем , на какое количество лет хватит данного ресурса в отдельных странах.
Задание № 1 Определите ресурсообеспеченность стран углем, используя данные таблицы 5 «Страны мира, обладающие самыми большими запасами углей и железных руд» (приложение, стр 384 ) и данные блока 7 , рисунок 27 (карта — схема) стр 128.
Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран углем по плану.
1. Как высока ресурсообеспеченность данным топливом?
2. Развитые или развивающиеся страны богаты ресурсообеспеченностью?
3. Какие регионы обеспечены топливом?
4.Назовите страны с самой высокой ресурообеспеченностью?
Таблица № 1. Ресурсообеспеченность стран углем.
Пример : Р=З/Д — где Р – ресурсообеспеченность угля весь мир
Запасы угля – 1100 млрд т (запасы данного ресурса)
Добыча угля — 4625млн т. (добыча данного ресурса)
Р = 1100 000 000 000 : 4 625 000 000 =238 лет
Задание № 2 . Ответьте на вопросы
Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?
Какие страны имеют наибольшую обеспеченность углем?
От чего зависит ресурсообеспеченность стран углем?
Если страна находится в холодном северном полушарии как это отражается на ресурсообеспеченности топливными ресурсами?
Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут в двух направлениях в «глубь» и «вширь»
Инструктивная карточка 2 группы
2 группа : Расчет ресурсообеспеченности стран углем, из расчета угля на душу населения в отдельных странах.
Задание № 1 Определите ресурсообеспеченность стран углем на душу населения, используя данные таблицы 5 «Страны мира, обладающие самыми большими запасами углей и железных руд» (приложение, стр 384 ).
Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран углем по плану.
1. Как высока ресурсообеспеченность данным топливом?
2. Развитые или развивающиеся страны богаты ресурсообеспеченностью?
3. Какие регионы обеспечены топливом?
4.Назовите страны с самой высокой ресурообеспеченностью?
Таблица № 1. Ресурсообеспеченность стран углем.
Ресурсообеспеченность (на душу населения)
Пример : Р=З/Н — где Р – ресурсообеспеченность угля весь мир
Запасы – 1100 млрд т ( запасы угля мира )
Население – 7, 125 млрд ( население мира)
Р =1100 000 000 000 :7 125 000 000= 154 тонны / на одного жителя планеты.
Задание № 2 . Ответьте на вопросы
Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?
Какие страны имеют наибольшую обеспеченность углем на душу населения?
От чего зависит ресурсообеспеченность стран углем?
Если страна находится в холодном северном полушарии как это отражается на ресурсообеспеченности топливными ресурсами?
Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут в двух направлениях в «глубь» и «вширь»
Инструктивная карточка 3 группы
3 группа : Расчет ресурсообеспеченности стран нефтью , н а какое количество лет хватит данного ресурса в отдельных странах.
Задание № 1 Определите ресурсообеспеченность стран нефтью, используя данные таблицы 3 «Страны мира, обладающие самыми большими запасами нефти» (приложение, стр 383 ) и данные блока 7 , рисунок 24 (карта — схема) стр 127.
Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран нефтью по плану.
1. Как высока ресурсообеспеченность данным топливом?
2. Развитые или развивающиеся страны богаты ресурсообеспеченностью?
3. Какие регионы обеспечены топливом?
4.Назовите страны с самой высокой ресурообеспеченностью?
Таблица № 1. Ресурсообеспеченность стран нефтью
Пример : Р=З/Д — где Р – ресурсообеспеченность нефти весь мир
Запасы нефти – 140 млрд т (запасы данного ресурса)
Добыча нефти — 3450 млн т. (добыча данного ресурса)
Р = 140 000 000 000 : 3 450 000 000 = 40,5 лет
Задание № 2. Ответьте на вопросы
Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?
Какие страны имеют наибольшую обеспеченность нефтью?
Какие страны имеют наименьшую обеспеченность нефтью?
От чего зависит ресурсообеспеченность стран нефтью?
Если в стране хорошо развита промышленность как это отражается на ресурсообеспеченности топливными ресурсами?
Инструктивная карточка 4 группы
4 группа : Расчет ресурсообеспеченности стран нефтью, из расчета нефти на душу населения в отдельных странах.
Задание № 1 Определите ресурсообеспеченность стран топливными нефтью на душу населения используя данные таблицы 5 «Страны мира, обладающие самыми большими запасами нефти» (приложение, стр 383 ).
Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран нефтью по плану.
1. Как высока ресурсообеспеченность данным топливом?
2. Развитые или развивающиеся страны богаты ресурсообеспеченностью?
3. Какие регионы обеспечены топливом?
4.Назовите страны с самой высокой ресурообеспеченностью?
Таблица № 1. Ресурсообеспеченность стран нефтью.
Пример : Р=З/Н — где Р – ресурсообеспеченность нефти весь мир
Запасы – 140 млрд т ( запасы угля мира )
Население – 7, 125 млрд ( население мира)
Р =140 000 000 000 :7 125 000 000= 20 т на одного жителя планеты.
Задание № 2 . Ответьте на вопросы
Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?
Какие страны имеют наибольшую обеспеченность углем на душу населения?
От чего зависит ресурсообеспеченность стран углем?
Если страна находится в холодном северном полушарии как это отражается на ресурсообеспеченности топливными ресурсами?
Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут в двух направлениях в «глубь» и «вширь»
Инструктивная карточка 5 группы
5 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран природным газом , н а какое количество лет хватит данного ресурса.
Задание № 1 Определите ресурсообеспеченность стран природным газом, используя данные таблицы 4 3 «Страны мира, обладающие самыми большими запасами природного газа» (приложение, стр 383 ) и данные блока 7 , рисунок 26 (карта — схема) стр 128.
Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран природным газом по плану.
1. Как высока ресурсообеспеченность данным топливом?
2. Развитые или развивающиеся страны богаты ресурсообеспеченностью?
3. Какие регионы обеспечены топливом?
4.Назовите страны с самой высокой ресурообеспеченностью?
Таблица № 1. Ресурсообеспеченность стран природным газом.
Пример : Р=З/Д — где Р – ресурсообеспеченность природного газа весь мир
Запасы природного газа – 150 трлн м3. (запасы данного ресурса)
Добыча природного газа — 220 млрд м3. (добыча данного ресурса)
Р = 150 000 000 000 000 : 220 000 000 000 =681 год
Задание № 2 . Ответьте на вопросы
Какие страны имеют наибольшую обеспеченность природным газом?
От чего зависит ресурсообеспеченность стран природным газом?
Каким топливом мир наименее обеспечен?
Если страна имеет большую протяженность территории отражается ли это на ресурсообеспеченности топливными ресурсами?
Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут в двух направлениях в «глубь» и «вширь»
Инструктивная карточка 6 группы
6 группа: Расчет ресурсообеспеченности стран природным газом, из расчета природного газа на душу населения.
Задание № 1 Определите ресурсообеспеченность стран природным газом на душу населения, используя данные таблицы 5 «Страны мира, обладающие самыми большими запасами природного газа» (приложение, стр 383 ).
Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран природным газом по плану.
1. Как высока ресурсообеспеченность данным топливом?
2. Развитые или развивающиеся страны богаты ресурсообеспеченностью?
3. Какие регионы обеспечены топливом?
4.Назовите страны с самой высокой ресурообеспеченностью?
Таблица № 1. Ресурсообеспеченность стран природным газом.
Пример : Р=З/Н — где Р – ресурсообеспеченность угля весь мир
Запасы – 150 трл м 3 ( запасы природного газа мира )
Население – 7, 125 млрд ( население мира)
Р =150 000 000 000 000 :7 125 000 000= 21053 м 3 / на одного жителя планеты.
Задание № 2 . Ответьте на вопросы
Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?
Какие страны имеют наибольшую обеспеченность природным газом на душу населения?
От чего зависит ресурсообеспеченность стран углем?
Если страна находится в холодном северном полушарии как это отражается на ресурсообеспеченности топливными ресурсами?
Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут в двух направлениях в «глубь» и «вширь»
Инструктивная карточка 7 группы
7 группа: Расчет ресурсообеспеченности мира и крупных регионов минеральными топливными природными ресурсами, на сколько лет хватит минеральных топливных ресурсов и из расчета на душу населения Мира
Задание № 1 Определите ресурсообеспеченность крупных регионов и топливными ресурсами из расчета на сколько лет хватит и из расчета на душу населения в мире.
Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различны и х стран топливными ресурсами по плану.
1. Как высока ресурсообеспеченность топливом?
2. Развитые или развивающиеся страны богаты ресурсообеспеченностью?
3. Какие регионы обеспечены топливом хорошо и каким?
4.Назовите страны с самой высокой ресурообеспеченностью?
Таблица № 1. Ресурсообеспеченность крупных регионов и мира в целом природными ресурсами.
Пример : Р=З/Д — где Р – ресурсообеспеченность природного газа весь мир
Запасы природного газа – 150 трлн м3. (запасы данного ресурса)
Добыча природного газа — 220 млрд м3. (добыча данного ресурса)
Р = 150 000 000 000 000 : 220 000 000 000 =681 год
Пример : Р=З/Н — где Р – ресурсообеспеченность угля весь мир
Запасы – 1100 млрд т ( запасы угля мира )
Население – 7, 125 млрд ( население мира)
Р =1100 000 000 000 :7 125 000 000= 154 тонн / на одного жителя планеты.
Задание № 2 . Ответьте на вопросы
Какие страны имеют наибольшую обеспеченность топливом?
От чего зависит ресурсообеспеченность стран топливом?
Каким топливом мир наименее обеспечен?
Почему в странах происходит неравномерное истощение топливными природными ресурсами?
Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут в двух направлениях в «глубь» и «вширь»
В связи с проделанной работой учащиеся делают выводы о проблемах использования природных ресурсов и о особенностях их использования, предлагают решение проблем.
Топливные полезные ископаемые размещены неравномерно. Размещение зависит от строения земной коры, чаще всего они приурочены к осадочному чехлу древних платформ.
Ресурсообеспеченность стран из расчета, на сколько лет должно хватить данного природного ресурса зависит от наличия запасов толивных — природных ресурсов и их потребления.
Далеко не одинаковы запасы отдельных видов природных ресурсов в разных странах мира. Лишь несколько государств обладают достаточными топливно -энергетическими природными ресурсами, среди них — Россия, США, Китай, страны персидского залива.
Общий показатель, определяющий уровень потребности в топливно-энергетических ресурсах (ТЭР) – на душу населения зависит от;
размеров конкретной страны, так как ТЭР в больших количествах расходуются на преодоление расстояния транспортными средствами.
неравномерность их размещения. В мире есть территории, полностью лишенные ресурсов и, напротив, регионы, обладающие значительными запасами разнообразных ресурсов;
проблемы истощения, многие природные ресурсы становятся сырьем в различных отраслях материального производства. Главным их потребителем в современном мире является промышленность. Запасы многих видов природных ресурсов истощаются, и перед многими странами остро встает проблема обеспечения основными видами сырья;
разные масштабы использования природных ресурсов различными странами.
Минеральные топливные ресурсы имеют свои особенности:
возможность транспортировки на дальние расстояния;
возможность пополнения запасов за счет разведки и освоения новых месторождений.
Использование в виде топлива нетрадиционных источников топлива
5. Сообщение «Нетрадиционные источники топлива»
6. Домашнее задание: Тема 2, параграф 2
Номер материала: ДБ-688157
- Свидетельство каждому участнику
- Скидка на курсы для всех участников
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник