- Обеспеченность стран ресурсами – таблица ресурсообеспеченности мира
- Что такое ресурсообеспеченность?
- Обеспеченность стран ресурсами
- Таблица “Обеспеченность стран ресурсами”
- Почвенные ресурсы
- Водные ресурсы
- Что мы узнали?
- Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности стран мира» методическая разработка по географии (10 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Практическая работа № 2 «Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира» учебно-методическое пособие по географии (10 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Обеспеченность стран ресурсами – таблица ресурсообеспеченности мира
Природные ресурсы мира распределяются неравномерно, некоторые страны имеют различные ресурсы в большом количестве, другие бедны ресурсами. Статья рассказывает о ресурсообеспеченности, как ее оценивают, об обеспеченности разных стран ресурсами.
Что такое ресурсообеспеченность?
Ресурсообеспеченность показывает, как соотносится количество ресурсов и уровень его добычи или другого использования.
Существует 2 способа расчета.
- Подсчитывается соотношение запасов определенного ресурса и ежегодной добычи. Показатель непостоянный, так как оба показателя могут изменяться в сторону увеличения или уменьшения.
- Второй способ – расчет на душу населения. В этом случае пользуются отношением запасов к количеству населения в данном регионе. Показатель более постоянный, но тоже может изменяться.
Обеспеченность стран ресурсами
Ресурсообеспеченность стран мира позволяет выделить 3 группы: с богатыми, средними и специализированными запасами. К первой группе относятся Россия, США, Китай, к последней страны, имеющие один тип ресурсов (страны Персидского залива).
Рис. 1. Добыча нефти в ОАЭ.
В таблице приведены данные по самым важным на сегодняшний день минеральным ресурсам.
Таблица “Обеспеченность стран ресурсами”
В развивающихся странах добыча полезных ископаемых часто производится вручную, так как нет оборудования и специалистов; кроме того это дает возможность получить работу.
Рис. 2. Добыча серы в жерле вулкана Иджен, Индонезия.
Почвенные ресурсы
В данную группу относятся земли сельскохозяйственного назначения. Это пашни, сады, луга и пастбища.
В развитых странах на полях и фермах работает техника, урожаи стабильные. В бедных странах сельское хозяйство малопродуктивное, преобладает ручной труд, многие жители не имеют достаточного питания.
С 2016 года Россия занимает первое место в мире по экспорту пшеницы.
Рис. 3. Россия, уборка пшеницы.
Водные ресурсы
На планете много воды, но количество пресной воды 2,5%. Часть содержится в ледниках и находится под землей.
Обеспеченность водными ресурсами в разных регионах различна: в Европе 90% жителей пользуются водопроводом, в Африке 10%. Маловодные страны находятся в пустынных областях. Часть стран, имея разветвленную речную сеть, испытывают водный дефицит из-за устаревшего промышленного оборудования.
Для решения проблемы чистой воды необходим новый подход к ее использованию в промышленности, в сельском хозяйстве, а также современные методы ее добычи.
Что мы узнали?
Мы узнали, что такое ресурсообеспеченность, как ее рассчитывают. Приведены сведения об обеспеченности ресурсами разных стран, о разных видах ресурсов и проблемах в их использовании.
Источник
Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности стран мира»
методическая разработка по географии (10 класс) на тему
Практическая работа разработана для курса географии 10 класса к учебнику «География. Современный мир» (Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина) издательства «Просвещение» (2012 г.) к теме «Человек и ресурсы Земли»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_resursoobespechennosti_stran_mira.docx | 33.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности стран мира»
(Тема урока «Ресурсообеспеченность стран мира», 10 класс).
Практическая работа разработана для курса географии 10 класса к учебнику «География. Современный мир» (Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина) издательства «Просвещение» (2012 г.) к теме «Человек и ресурсы Земли». Программой предусмотрено проведение практической работы по определению ресурсообеспеченности стран мира различными видами ресурсов. Данная практическая работа проводится на этапе контроля за результатами обучения, тем самым носит обобщающий характер, а, следовательно, помогает выявить уровень усвоения материала по теме «Человек и природные ресурсы» для дальнейшей коррекции и ликвидации пробелов в ЗУН.
Цель практической работы: Актуализация, активизация и совершенствование знаний, умений и навыков, позволяющих учащемуся чувствовать себя уверенно, реализовать свои возможности и быть готовым к самостоятельной деятельности.
Для реализации цели урока избрано сочетание проблемного и частично-поискового методов, так как это способствует лучшей активизации памяти, мышления, восприятия учебного материала.
Задачи , решаемые в ходе проведения практической работы:
- обучающая – обеспечить условия для закрепления и систематизации знаний, умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом по данной теме;
- развивающая — способствовать выработке умений применять знания в решении учебных и практических задач; способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их мышления и самостоятельности.
- воспитывающая – продолжать формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности, стремления действовать самостоятельно, потребность в самообразовании, высокую культуру труда.
В данной работе отрабатываются навыки учащихся рассчитывать величину обеспеченности страны ресурсами на определенное количество лет и на душу населения, умения анализировать полученные результаты, находить необходимые данные в различных источниках географической информации (справочные материалы Приложения учебника, соответствующие карты атласа), сопоставлять, делать вывод. Каждое предложенное задание предполагает выявление уровня определенных знаний, практических умений и навыков учащихся, развивает логическое мышление и самостоятельность.
На первом этапе урока (организационный момент) проведено устное инструктирование, акцентировано внимание учащихся на цель работы и те конечные результаты, к которым они должны прийти.
В ходе проведения практической работы учащиеся последовательно выполняют задания, самостоятельно вырабатывают выводы на основе анализа статистических материалов.
Для составления заданий практической работы мной были использованы следующие источники:
- Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина. География. Современный мир.10 – 11 классы (учебник для общеобразовательных учреждений) – М., «Просвещение», 2012.
- В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012.
- О.В. Чичерина. География в таблицах и диаграммах. – М.,АСТ: Астрель: Хранитель,2007
- Интернет-ресурсы: www.priroda.su , www.rgo.ru
Работа выполняется по вариантам. Время выполнения работы – 35-40 мин.
«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»
1. Рассчитать обеспеченность нефтью следующих стран:
Источник
Практическая работа № 2 «Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира»
учебно-методическое пособие по географии (10 класс) на тему
Практическая работа № 2 по географии в 10 классе «Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практическая работа № 2 Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира. | 29.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 2
Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.
Ресурсообеспеченность – соотношение между величиной природных ресурсов и их использованием. Выражается количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, или его запасами из расчета на душу населения.
Как нужно правильно ее вычислять по формулам:
Р=З:Н
Р=З:Д
где:
Р – ресурсообеспеченность, З — запасы , Н — численность населения , Д — добыча
№ 1.Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья в годах .
Рассчитайте, на сколько лет хватит общегеологических и разведанных запасов нефти, угля, железной руды при современном уровне их добычи.
Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
№ 2. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья на душу населения .
Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
( тонн на душу населения )
№ 3. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов. Дайте прогноз обеспеченности топливными ресурсами различных стран, исходя из оценок численности населения.
Практическая работа № 2
Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.
Ресурсообеспеченность – соотношение между величиной природных ресурсов и их использованием. Выражается количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, или его запасами из расчета на душу населения.
Как нужно правильно ее вычислять по формулам:
Р=З:Н
Р=З:Д
где:
Р – ресурсообеспеченность, З — запасы , Н — численность населения , Д — добыча
№ 1. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья в годах .
Рассчитайте, на сколько лет хватит общегеологических и разведанных запасов нефти, угля, железной руды при современном уровне их добычи.
Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
№ 2. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья на душу населения .
Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
( тонн на душу населения )
№ 3. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов. Дайте прогноз обеспеченности топливными ресурсами различных стран, исходя из оценок численности населения.
Классификация природных ресурсов мира
Природные ресурсы — природные компоненты, которые используются или могут быть использованы в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.
XX век характеризуется небывалым ростом народонаселения и мирового общественного производства. Бурное развитие в последние годы НТП привело к особенно резкому усилению антропогенного воздействия на природную среду. Масштаб воздействия человека на природную среду стал планетарным. Он влияет на все компоненты природы: рельеф, климат, воды, почвы, органический мир и т. д.
Потребности человека в сырье возрастают. Рациональное использование всех природных ресурсов — актуальная задача человечества.
Все природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые ресурсы — ресурсы недр и экосистемы, которые в процессе производства исчерпываюся. Они делятся на возобновимые и невозобновимые.
Ресурсы возобновимые — способны к восстановлению (лесные, растительные, животные, земельные, водные и т. д.), т. е. они могут восстановиться самой природой, однако их природное восстановление (плодородие почв, древесной и травянистой массы, количество животных и т, д.) часто не совпадает с темпами использования. Расход возобновимых ресурсов начинает превышать размеры их природного восстановления. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо:
- Изменить технологию переработки исчерпаемых ресурсов.
- Ресурсы углеводородного сырья повысить за счет производства синтетического жидкого топлива.
- Расширить вовлечение в производство вторичного сырья. Так, в развитых странах получение меди на 30-40% основывается на утилизации вторичного сырья.
- Утилизировать ценные компоненты, которые выбрасываются промышленными предприятиями в атмосферу. Так, одна ТЭС, работающая на угле, мощностью 1 млн. кВт ежечасно выбрасывает в атмосферу до 15 тонн сернистых газов и до 6 тонн сернистой золы.
- Применять безотходные технологии.
- Экономно расходовать топливно-энергетические ресурсы: переход на дизельное топливо и нетрадиционные источники энергии.
- Повышать добычу нефти за счет широкого внедрения современных методов добычи.
К неисчерпаемым природным ресурсам относятся те, которые в процессе производства нельзя исчерпать. Это -энергия Солнца, приливов и отливов, геотермальная, ветра, биологической массы, морских волн, синтетического топлива, атмосферных осадков и т. д. Использование неисчерпаемых природных ресурсов не приводит к общему уменьшению их запасов на Земле.
Минеральные, биологические, водные, климатические ресурсы — сырье для различных отраслей хозяйства. Сырье, которое используется в производстве, превращается в экономические ресурсы общества. Существуют и другие виды экономических ресурсов — капитал, трудовые, интеллектуальные, возможности менеджмента. Использованные природные ресурсы после определенной технологической обработки становятся средствами труда и разнообразными материальными благами.
Природные ресурсы на Земле размещены неравномерно. Не только отдельные страны, но и крупные регионы отличаются друг от друга уровнем ресурсообеспеченности.
Ресурсообеспеченность — это соотношение между величиной (т. е. запасами) природных ресурсов и размерами их добычи. Она выражается количеством лет, на которое должно хватить данного сырья, либо его запасами из расчета на 1 человека.
Ресурсообеспеченность =(запасы)/(объем добычи) =Количество лет
На показатель ресурсообеспеченности влияют богатство или бедность территории природными ресурсами. Поэтому для хозяйственного освоения страны необходимо знать о ее территориально-природно-ресурсном потенциале. Природно-ресурсный потенциал территории — это совокупность ее природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом научно-технического прогресса. ПРИ характеризуется двумя главными показателями -размерами и структурой, которая включает минерально-сырьевой, земельный, водный и другие потенциалы.
Однако, если природных ресурсов в той или другой стране мало, это не значит, что страна обречена на бедность, ведь экономические ресурсы каждой страны измеряются не только их количеством. Большое значение имеют людские ресурсы и наличие капитала в стране. Примером могут быть так называемые «новые индустриальные страны», а также Япония, которые достигли высоких экономических результатов при ограниченной природно-сырьевой базе.
Природные ресурсы неравномерно распределены по поверхности и в недрах Земли, что обусловливает различия в ресурсообеспеченности между странами мира.
- Некоторые из них (Россия, США, Канада, Китай, ЮАР, Австралия, Бразилия, Казахстан) располагают большими запасами и многими видами минерального сырья. Однако в большинстве стран мира запасы и набор полезных ископаемых весьма ограничены. Так, Андские страны (Чили и Перу) выделяются крупными запасами только медных и полиметаллических руд, страны Ближнего
- Востока (Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ и др.) — нефти и газа, Северной Африки (Марокко, Тунис) – фосфоритов, Пакистан и Бангладеш — поваренной соли, Боливия и Малайзия – олова. Фактически ни одна страна не располагает минерально-сырьевой базой, позволяющей полностью обеспечить свои внутренние потребности в топливе и сырье. Даже Россия, при всем многообразии своих минеральных ресурсов и значительных их запасах, по отдельным видам минерального сырья (марганец, хром, титан, цирконий и др.) ощущает дефицит и вынуждена покрывать его за счет импорта. Также и США из-за неполной обеспеченности минеральным сырьем импортируют бокситы, уран, вольфрам, хром, марганец и др. В целом США ввозят 15-20% (в стоимостном выражении) необходимого минерального сырья, страны-члены ЕС – 70-80%, Япония – 90-95%.
- Крупнейший поставщик топлива и минерального сырья для стран западного мира — развивающиеся страны. Развивающиеся страны (включая Китай и Вьетнам) занимают ведущие позиции в мире по запасам нефти и газа, бокситов, меди, олова, никеля, кобальта, сурьмы и др., а всего сосредоточивают до 35% минерально-сырьевых ресурсов мира. Большую часть добываемого топлива и сырья эти страны экспортируют. Исключение – новые индустриальные страны, являющиеся в развивающемся мире крупным потребителем топлива и минерального сырья (нефть, природный газ, черные и цветные металлы и др.).
- Развитые страны лидируют по запасам угля, свинцово-цинковых, марганцевых, хромовых руд, молибдена, многих редких и благородных металлов и др., всего, сосредоточивая примерно 40% минеральных ресурсов планеты. Среди экономически развитых стран очень крупными запасами топлива и минерального сырья обладают США, Австралия, Канада и ЮАР. Последние три страны занимают также ведущие позиции в мире по их экспорту. В отличие от развивающихся, развитые страны активно используют не только собственные ресурсы, но и природно-ресурсный потенциал других стран — развивающихся, Восточной Европы, СНГ, России. Всего эти страны потребляют 70% мировых минеральных ресурсов. Россия среди крупнейших держав мира имеет самую высокую обеспеченность минеральными ресурсами. При доле 2,5% в населении мира она сосредоточивает около 25% его минерально-сырьевых ресурсов. Объем запасов и добычи таких видов минерального топлива и сырья, как нефть, газ, уголь, железные и медно-никелевые руды, алмазы, платина, золото, апатиты и калийные соли, не только удовлетворяет текущие потребности экономики страны, но и позволяет значительную их часть экспортировать. Ее общие запасы разведанного минерального сырья оценивают в 28,3 трлн долл., а прогнозные — в 140 трлн долл.
- В структуре минерально-сырьевой базы России преобладают топливно-энергетические ресурсы (уголь, нефть, газ и пр.), доля которых составляет 70%, более 15% приходится на нерудное сырье, 13% – на черные, цветные и редкие металла, 1% — на алмазы и благородные металлы (золото, серебро, платина).
- Вместе с тем, несмотря на высокую обеспеченность в целом, в России либо полностью отсутствуют, либо не соответствуют требованиям современной промышленности (т. е. не удовлетворяют потребность, не освоены в силу сложных горно-геологических условий, отсутствия современных технологий промышленной переработки и т. п.) запасы марганцевых, хромовых, титановых, циркониевых, рубидиевых, ртутных, свинцовых, цинковых руд, а также высококачественных бокситов, фосфоритов, каолинов, бариты и др. Потребности России по многим из них (марганец, хром, ртуть, сурьма, титан, фосфориты и др.) почти полностью обеспечиваются поставками из стран СНГ.
Источник