Рейтинг эффективность управления страной

Качество государственного управления в странах мира

Информация об исследовании

Показатели качества государственного управления (Worldwide Governance Indicators) — комплексное исследование Группы Всемирного банка (The World Bank Group), которое измеряет достижения стран мира в области качества и эффективности государственного управления.
Наиме­но­ва­ние: Показатели качества государственного управления / Worldwide Governance Indicators.
Тематика исследо­вания: Страны и регионы Институциональное развитие
Направ­ление исследо­вания: Политика Изучение политических процессов.
Экономика Изучение экономических процессов.
Общество Изучение социальных процессов.
Отрасль исследо­вания: Управление Государственное управление.
Дата исследо­вания: 1996 год — настоящее время.
Перио­дич­ность исследо­вания: Регулярно (раз в два года).
Органи­зация исследо­вания: Группа Всемирного банка / The World Bank Group.
Сайт исследо­вания: http://govindicators.org/
Текст статьи: © Центр гуманитарных технологий. Настоя­щий доку­мент подго­тов­лен совместно с орга­ни­за­цией World Bank Development Research Group. Републи­ка­ция текста не разре­шена. Инфор­ма­ция на этой стра­ни­це пери­оди­чески обнов­ля­ется. Последняя редакция: 22.03.2021.

Показатели качества государственного управления (Worldwide Governance Indicators) — это комплексное исследование Группы Всемирного банка (The World Bank Group), которое измеряет достижения стран мира в области качества и эффективности государственного управления. Показатели рассчитываются по методике Всемирного банка (The World Bank) на основе более 400 переменных, содержащих информацию о мнениях, взглядах и опыте граждан, предпринимателей и экспертов в разных сферах государственного управления. Данные поступают из множества разных источников (статистические данные национальных институтов и международных организаций, результаты исследований и экспертных опросов, осуществляемых на регулярной основе международными и неправительственными организациями, и другие). Проект разработан и поддерживается Исследовательской группой Всемирного банка по вопросам развития (World Bank Development Research Group) и её ведущими специалистами: Даниэлем Кауфманном (Daniel Kaufmann), Аартом Краайем (Aart Kraay), Массимо Маструцци (Massimo Mastruzzi). Исследование проводится с 1996 года и на данный момент представляет наиболее полный комплекс показателей качества государственного управления по различным странам мира.

В методологии исследования используются шесть ключевых индикаторов, или индексов (Governance Indicators), отражающих в комплексе все основные параметры качества и эффективности государственного управления:

  1. Учёт мнения населения и подотчётность государственных органов (Voice and Accountability) — индекс включает показатели, измеряющие различные аспекты политических процессов, гражданских свобод и политических прав. Показатели этой категории измеряют степень возможности участия граждан в выборе правительства и других органы власти, степень независимости прессы, оценку уровня свободы слова, свободы объединений, других гражданских свобод.
  2. Политическая стабильность и отсутствие насилия (Political Stability and Absence of Violence) — индекс включает показатели, измеряющие стабильность государственных институтов, вероятность резких перемен, смену политического курса, дестабилизации и свержения правительства неконституционными методами или с применением насилия.
  3. Эффективность работы правительства (Government Effectiveness) — индекс включает показатели, измеряющие качество государственных услуг, качество разработки и реализации внутренней государственной политики, уровень доверия к внутренней политике, проводимой правительством, качество функционирования государственного аппарата и работы государственных служащих, их компетенцию, степень их независимости от политического давления и так далее.
  4. Качество законодательства (Regulatory Quality) — индекс включает показатели, измеряющие способность правительства формулировать и реализовывать рациональную политику и правовые акты, которые допускают развитие частного сектора и способствуют его развитию. С его помощью фиксируются меры, противоречащие принципам рыночной экономики, такие как неадекватный контроль уровня цен и банковской сферы, чрезмерное регулирование развития бизнеса, торговых отношений и так далее.
  5. Верховенство закона (Rule of Law) — индекс включает показатели, измеряющие степень уверенности различных субъектов в установленных законодательных нормах, а также соблюдения ими этих норм, в частности, эффективность и предсказуемость законодательной системы, уровень преступности и отношение граждан к преступлению, отношение к исполнению контрактных обязательств, эффективность работы полиции, судов и так далее.
  6. Сдерживание коррупции (Control of Corruption) — индекс включает показатели, измеряющие восприятие коррупции в обществе (коррупция понимается как использование общественной власти с целью извлечения частной выгоды), степень использования государственной власти в корыстных целях, существование коррупции на высоком политическом уровне, степень участия элит в коррупции, влияние коррупции на развитие экономики и так далее.

Указанные параметры были выделены на основе общего определения, согласно которому государственное управление (Governance) понимается как совокупность традиций и институциональных образований, с помощью которых государственные органы власти управляют страной. Шесть индексов призваны аналитически разграничить области государственного управления, чтобы можно было получить более или менее независимые друг от друга оценки по каждому параметру. Каждое государство по каждому из шести индексов получает свой рейтинг, который указывает место страны среди всех стран в мире. Соответственно, чем ниже рейтинг по тому или иному показателю, тем хуже качество государственного управления. Общий итоговый рейтинг не составляется.

Подробное описание методологии формирования индексов и источников данных для них приводится в периодическом докладе Всемирного банка по результатам очередного сравнительного исследования, а также на сайте проекта. Там же открыт доступ к информационной системе Worldwide Governance Indicators, которая позволяет получать данные в форме графиков и таблиц, как по всем индексам по одной стране (или группе стран), так и сравнить несколько стран по одному выбранному индексу.

Источник

Рейтинг качества государственного управления в странах мира

Всемирный Банк\\World Bank опубликовал традиционный рейтинг, в рамках которого оценивается качество государственного управления в странах мира.

В докладе «Показатели Эффективности Государственного Управления в Странах Мира»\\Worldwide Governance Indicators указывается, что правительства многих развивающихся стран достигли существенных успехов в борьбе с коррупцией, а некоторые из них уже не уступают развитым странам по сводным показателям эффективности государственного управления. Примеры надлежащего управления отмечаются в странах с самым разным уровнем дохода, и несколько стран с формирующейся рыночной экономикой не уступают развитым странам по основным показателям качества государственного управления.

В рамках исследования осуществляется оценка качества государственного управления по шести основным параметрам:

1. Учет мнения населения и подотчетность государственных органов (в какой степени граждане страны имеют возможность участвовать в выборе правительства, уровень свободы слова, свободы объединений и пр.),

2. Политическая стабильность и отсутствие насилия (степень вероятности дестабилизации правительства неконституционными методами или с применением насилия),

3. Эффективность работы правительства (оценка качества государственных услуг, качества работы госслужащих, степень их независимости от политического давления и т.д.),

4. Качество нормативно-правового регулирования (оценка способности правительства вырабатывать обоснованную политику и нормативные правовые акты, которые способствуют развитию частного сектора),

5. Верховенство закона (оценка степени доверия различных субъектов к действующим в обществе нормам и их готовности соблюдать эти нормы, в том числе оценка эффективности принудительного исполнения договоров, защиты прав собственности, работы полиции и судебных органов, уровня преступности и распространения насилия), 6. Борьба с коррупцией (оценка распространенности практики использования государственной власти в корыстных целях).

В целом, за десятилетие качество госуправления в мире практически не повысилось. Есть лишь отдельные исключения из этого правила. Например, отмечается существенное улучшение показателей учета мнения населения и подотчетности государственных органов в Украине и успешная борьба с коррупцией в Грузии. В свою очередь, Беларусь отнесена к группе государств, где качество государственного управления ухудшилось. По данным доклада, полтора десятка стран с формирующейся рыночной экономикой, в том числе Эстония, Латвия и Литва, опережают по основным показателям качества государственного управления такие индустриально развитые страны, как Греция и Италия.

Оценка страны производилась на основе процентных показателей. Каждое государство по каждому из шести критериев получала свой рейтинг. К примеру, рейтинг 70% означает, что качество госуправления в данном государстве лучше, чем в 70% государств мира, но хуже, чем в 30%.

Для упрощения изложения мы используем систему оценки по самибальной шкале, где 1 — высшая оценка (это означает, что рейтинг государства в данной категории составляет 90-100%), 7 — низшая (0%, государство является абсолютно худшим в данной категории). «Двойка» означает рейтинг 75-90%, «тройка» — 50-75%, «четверка — 25-50%, «пятерка» — 10-25%., «шестерка» — (0-10%).

Наивысшие оценки по всем показателям (то есть, государство получило высшую оценку «единицу» во всех категориях) получили Австрия, Новая Зеландия, Норвегия, Швеция и Швейцария. Безусловным аутсайдером (рейтинг по всем шести критериям близок к 0%) признано Сомали.

Рейтинг постсоветских государств выглядит следующим образом:

Россия. «Четверки» за «Эффективность работы правительства» и «Качество нормативно-правового регулирования», в остальных четырех категориях — «шестерки». По сравнению с прошлым рейтингом, отмечено некоторое улучшение.

Беларусь. «Шестерка» поставлена за «Борьбу с коррупцией» и «Верховенство закона», «тройка» — за «Политическую стабильность». Остальные три критерия получили низший 7-й балл. По сравнению с прошлым годом ситуация ухудшилась.

Украина. Все «четверки», за исключением «тройки» за «Политическую стабильность». Ситуация заметно улучшилась.

Молдова. «Пятерка» за «Эффективность работы правительства», остальные «четверки». Ситуация заметно улучшилась.

Армения: «Четверки» по пяти категориям, «тройка» — за «Качество нормативно-правового регулирования». Ситуация несколько ухудшилась.

Азербайджан: «Шестерки» по четырем категориям, «четверки» — по двум («Эффективность работы правительства» и «Качество нормативно-правового регулирования»). Без изменений по сравнению с предыдущим рейтингом.

Грузия. «Шестерка» за «Политическую стабильность», «тройки» — за «Эффективность работы правительства» и «Качество нормативно-правового регулирования», остальные категории получили «четверку». Ситуация улучшилась.

Казахстан. «Шестерки» получили «Учет мнения населения», «Верховенство закона» и «Борьба с коррупцией», тройку — «Политическая стабильность», остальные — «четверки». Ситуация изменилась к худшему.

Кыргызстан. «Семерки» (абсолютно низшая оценка) за «Верховенство закона» и «Борьбу с коррупцией», «шестерку» получили «Политическая стабильность» и «Эффективность работы правительства», остальные «четверки». Картина смешанная: по одним показателям отмечен прогресс, по другим — регресс.

Таджикистан. Все «шестерки». Без изменений.

Туркменистан. Все «семерки», «Политическая стабильность» получила «четверку». Без изменений.

Узбекистан. «Семерки» (низший балл) за «Учет мнения населения и подотчетность государственных органов» и «Качество нормативно-правового регулирования», «четверка» — за «Эффективность работы правительства», остальные — «шестерки». По одним показателям ситуация улучшилась, по другим — ухудшилась.

Латвия. «Двойка» за «Качество нормативно-правового регулирования», остальные — «тройки». Без изменений.

Литва. «Тройки» за «Верховенство закона» и «Борьбу с коррупцией», остальные «двойки». Без изменений.

Эстония. Высший балл («единица») за «Качество нормативно-правового регулирования», «тройка» — за «Политическую стабильность». Остальные четыре показателя получили «двойку». Без изменений.

Для сравнения, США получили «тройку» за «Политическую стабильность», «двойку» за «Учет мнения населения», остальные категории получили высший балл («единицу»). За год ситуация изменилась к лучшему.

Совершенствование системы государственного управления способствует успеху в борьбе с бедностью и повышению уровня жизни населения. При улучшении качества государственного управления на одно среднеквадратическое отклонение в долгосрочном плане детская смертность снижается на две трети, а доходы увеличиваются примерно в три раза.

Подобное улучшение качества государственного управления вполне реально, поскольку оно представляет собой лишь малую долю различия между странами с наилучшими и наихудшими показателями. Например, по показателю обеспечения верховенства закона всего лишь одно среднеквадратическое отклонение отделяет страны с наихудшими показателями — Сомали и Афганистан — от таких стран, как Кения и Боливия, Кению и Боливию — от Ганы и Египта, а эти две страны, в свою очередь, от Португалии и Эстонии, а Португалию и Эстонию — от лидеров рейтинга, таких как Дания и Швейцария.

Источник

Западные аналитики оценили страны по качеству государственного управления. России отвели не лучшее место

Британский центр исследований Legatum Institute уже много лет составляет свой рейтинг «преуспевания», который на сегодняшний день охватывает почти все государства планеты. Аналитики центра выставляют странам баллы в соответствии с их текущими достижениями, в первую очередь в аспектах развития институтов власти и общества.

Исследование ведётся по трём ключевым направлениям, которые в свою очередь разбиты на 12 составляющих.
Это комплексный взгляд на состояние социальной среды, экономического фона и бизнес-климата и оценка развития общественно-правовых институтов.

Государственное управление

В этой части государственная машина рассматривается с позиции шести следующих критериев:

  • верховенство закона
  • чистота и прозрачность(отсутствие коррупции, общественное доверие и т.д.)
  • эффективность государства(качество публичных услуг, компетентность чиновников)
  • ответственность власти(подотчётность перед обществом, степень влияние общества на власть)
  • соблюдение принципа разделения властей
  • качество госрегулирования(степень зарегулированности экономики и т.д.)

Место стран б. СССР и ряда других в субиндексе:

1. Норвегия
9. Германия
11. Великобритания
18. Япония
19. Эстония
20. Франция
21. США
34. Литва
37. Латвия
45. Индия
49. Грузия
66. Бразилия
71. Сербия
75. Армения
80. Мексика
81. Украина
84. Молдавия
86. Саудовская Аравия
87. Казахстан
91. Китай
100. Киргизия
111. Турция
115. Азербайджан
123. Беларусь
148. Узбекистан
141. Таджикистан
154. Туркменистан
166. Йемен
167. Венесуэла

Верхние строчки за странами Северной Европы. Здесь наиболее эффективный государственный аппарат, а также поддерживается высокий уровень инклюзивности.

Россия

Россия заняла 99 место из 167 . Что отодвигает её далеко от западных стран.

В разбивке по критериям это будет выглядеть так:

«чистота и прозрачность» — 60 место
«качество госрегулироавания» — 70 место
«верховенство закона» — 90 место
«государственная эффективность» — 105 место
«ответственность власти» — 120 место
«разделение властей» — 139 место


Легатум — не единственная организация, которая ведёт такие рейтинги. Есть ещё несколько схожих индеков, но с несколько отличной методологией, поэтому и итоговые оценки у стран часто заметно отличаются.

Источник

Читайте также:  Все гербы стран африки
Оцените статью