- ТОП-10 самых мощных военно-морских сил в мире
- Тайвань (Военно-морские силы Китайской Республики)
- Италия (Marina Militare)
- Южная Корея (Военно-морские силы Республики Корея)
- Индия (Военно-морские силы Индии)
- Франция (Marine Nationale)
- Великобритания (Королевский Военно-морской флот Великобритании)
- Япония (Морские силы самообороны Японии)
- Россия (Военно-морской флот Российской Федерации)
- Китай (Военно-морские силы Китайской Народной Республики)
- США (Военно-морские силы США)
- В заключение
- Американский эксперт назвал пятерку самых мощных флотов в мире
- navy_korabel
- Флот открытого океана: третья попытка
- Блог Александра Шишкина
ТОП-10 самых мощных военно-морских сил в мире
Военно-морской флот или военно-морские силы считаются вторым по древности родом войск у ряда прибрежных стран. Разница между двумя понятиями незначительна, как правило, она заключается просто в замене последнего слова, поэтому углубляться в подробности отличий ВМС от ВМФ мы не будем. Флот позволяет защищать морские границы страны от предполагаемого вторжения соседних государств. Также ВМФ дает возможность наносить удары по сухопутным позициям врага с моря. Мощный флот — значительная опора и поддержка вооруженным силам.
А вы знаете, что ВМФ может классифицироваться на «синий» и «зеленый»? Первый имеет условное название «голубых вод» имеет достаточную мощь, чтобы вести военные действия за тысячи километров от своих баз, второй ведет деятельность неподалеку от точки расположения. Конечно же, «голубой» флот значительно эффективнее «зеленого», сейчас им могут похвастать только 7 стран: США, Италия, Великобритания, КНР, РФ, Франция и Индия. Эти семь держав входят в десяток стран с наиболее мощным военно-морским флотом мира.
Раньше практически все столкновения на море происходили в лобовую. То есть корабли с пушками по обоим бортам палили друг в друга, пытаясь маневрами занять более выгодное положение. Однако современные ВМФ и их изменения сводят к минимуму возможность прямых боев между кораблями. Сейчас они в основном используются для скрытых атак, транспортировки самолетов, переправки военной техники и сокрытия ядерных объектов среди океанских просторов. Но хватит прелюдий, давайте перейдем к 10 странам, обладающим наиболее мощным военно-морским активом планеты.
Внимание! Данные, приведенные в статье, актуальны на начало 2019 года и могут немного отличаться от реального положения дел.
Тайвань (Военно-морские силы Китайской Республики)
Тайвань — островное государство, долгое время находившееся в состоянии конфликта с КНР после гражданской войны в Китае и последующего отделения Китайской Республики. Соперничество с мировой державой осложнило положение Тайваня, вследствие чего многие страны и международные сообщества отказываются продавать им военное оборудование (хотя сложно отрицать помощь Тайваню со стороны США). Это вынуждает Тайвань заняться самостоятельной разработкой и строительством подводных лодок. Сегодня эта небольшая страна обладает практически всеми видами военно-морского вооружения, кроме авианосцев.
Италия (Marina Militare)
Нынешние Военно-морские силы Италии, ранее называвшиеся Королевским ВМФ (Regia Marina), существуют с 1946 года. Их формирование произошло сразу после окончания Второй мировой войны. Когда-то «Реджиа Марина» считалась 4-й по величине военно-морской силой мира, однако утратила свою мощь в середине XX века. Тем не менее нынешнее положение ВМС Италии намного лучше многих государств мира, и позволяет им входить не только в топ-10, но и относиться к флоту с «синей» маркировкой. Она не только обладает передовым технологическим авианосцем, но и содержит на вооружении современные эсминцы.
Кстати, на нашем сайте most-beauty.ru вы можете насладиться самыми красивыми местами Италии!
Южная Корея (Военно-морские силы Республики Корея)
ВМС Республики Корея — наиболее передовой, технологически оснащенный и сильный флот на корейском полуострове (хотя «соревнование» проходит только между двумя странами, но оно крайне принципиально). После Корейской войны, как Южная так и Северная Корея начали наращивать свою военную мощь. В частности, строя более оснащенные военно-морские суда, которые были призваны сдерживать агрессию между двумя государствами. По мере роста экономики Южной Кореи, она стала выбиваться в лидеры и по военному оснащению, строя более технологичные суда, чем их северный сосед. Сегодня, несмотря на все заявления Ким Чен Ына, Южная Корея ушла далеко вперед своих идеологических и политических соперников.
Индия (Военно-морские силы Индии)
Во времена колониального правительства, Ост-Индская компания для защиты своих владений сформировала военно-морской флот на территории Индии (1612 год). Он несколько раз переименовывался и составлял основные силы на море колонии в тот период, защищая торговые суда от нападения. Через 3 года после обретения независимости Индия создала собственные военно-морские силы (1950 год). Первые корабли ВМС Индии были куплены в СССР. Даже сегодня на вооружении государства состоит несколько кораблей советского и российского производства, в том числе единственный авианосец и подводная лодка INS «Чакра». Индийский флот — единственные ВМС, базирующиеся на территории Южной Азии, попавшие в топ-10 мощнейших флотов мира.
Франция (Marine Nationale)
Marine Nationale, также называемый La Royale, был сформирован в 1624 году, и является одним из старейших военно-морских флотов мира. La Royale сыграл важную роль в создании Французской колониальной империи. По подсчетам историков, французская армия принимала участие в 168 войнах, одержав победу в 109. Такая армия должна иметь мощную поддержку с моря для защиты своих берегов, именно поэтому у Франции есть La Royale. Технологический бум XX века помогает ВМС Франции строить хорошо оснащенные военные корабли, считающиеся одними из лучших в мире.
Великобритания (Королевский Военно-морской флот Великобритании)
Четыре с половиной века назад, когда на свете еще было ваших прапрадедов, существовал Королевский военно-морской флот Великобритании — старейшее военное подразделение Британского королевства. Поэтому его ещё называют старейшей службой Соединенного Королевства. Британский королевский флот имеет богатую историю сражений с другими европейскими державами, в частности, с Испанией и Голландией, а также своими извечными соперниками французами. По итогам Первой мировой войны ВМФ Британии считался мощнейшим в мире, однако после Второй мировой войны расстановка сил изменилась и на первый план вышли СССР и США. Тем не менее британцам есть чем гордиться, ведь их морское вооружение одно из мощнейших в Европе.
Япония (Морские силы самообороны Японии)
Япония так же хорошо развита в военно-морской отрасли, как и в экономической. Следы японского вооруженного флота относятся к III веку нашей эры или периоду Кофун. В то время его единственной задачей была транспортировка сухопутных войск. В 1869 году был сформирован королевский флот Японии, на вооружении которого состояло множество кораблей. Такое название существовало вплоть до окончания Второй мировой войны, когда флот был переименован в Морские силы самообороны Японии. В настоящее время ВМС Японии не имеют авианосца, однако у них есть 4 вертолетных эсминца или вертолётоносца, компенсирующих отсутствие судов со взлётно-посадочной полосой для самолетов. Вспоминая Вторую мировую войну, японцы всегда гордятся, что они единственная азиатская страна, нанесшая прямой удар по американской территории.
Россия (Военно-морской флот Российской Федерации)
По данным Института мировых ресурсов, Россия имеет более 110 тыс. км береговой линии, что обязывает нашу страну обладать мощной военно-морской силой для защиты прибрежной зоны. Наш военно-морской флот по праву занимает третью позицию благодаря большому количеству личного состава, корветов и подводных лодок. Но дело не только в количестве, российские подводные лодки считаются одними из лучших в мире. Также Российская Федерация находится на второй позиции по числу крейсеров, состоящих на вооружении ВМФ.
Китай (Военно-морские силы Китайской Народной Республики)
Пожалуй, нет государства, совершившего такой количественный и качественный скачок в формировании военно-морских сил, как КНР. Еще в 1980 году страна располагала судами, годными для ведения военных действий только в речной местности, но 35 лет спустя, она становится обладателем одного из мощнейших флотов с «синей» маркировкой. Сейчас ВМФ Народно-освободительной армии Китая обладает огромным количеством боевых кораблей для надводного и подводного ведения боя. С такими показателями Китай является ведущей военно-морской державой Азии.
США (Военно-морские силы США)
ВМФ США был сформирован в 1775 году. Сейчас он по праву занимает лидирующую позицию в мировом рейтинге, обладая как самым внушительным тоннажем, так и наиболее совершенными, с точки зрения технологий, судами. На вооружении Соединенных Штатов содержится больше всего авианосцев (11 в эксплуатации, 1 в резерве), к тому же в процессе строительства еще 2 судна. Авианосец класса «Нимиц» является крупнейшим в мире кораблем, находящимся в эксплуатации. Также США обладает внушительным личным составом: более 323 тысяч действующих сотрудников и свыше 108 тыс. в резерве. Такие цифры не оставляют сомнений: соревноваться со Штатами на море — задача не из легких.
В заключение
С удовольствием будем ждать ваших комментариев по этой теме! Делитесь своим мнением о справедливости нашего рейтинга, о том, какие страны достойны быть здесь, а какие находятся в списке незаслуженно.
Источник
Американский эксперт назвал пятерку самых мощных флотов в мире
Автор колонки в журнале The National Interest, эксперт Кайл Мизоками назвал пятерку самых мощных флотов в мире. Россия в этом рейтинге заняла третье место.
Первое место в списке мощнейших флотов мира, по версии автора, занимает Военно-морской флот США. Как пишет издание, он имеет самое больше число кораблей, обладающих наибольшими боевыми возможностями. По подсчетам автора материала, ВМС США владеют 288 боевыми кораблями, в том числе десятью авианосцами, девятью десантными кораблями, 22 крейсерами, 62 эсминцами, 17 фрегатами и 72 подводными лодками.
Вторую строчку занимает Китай. ВМФ Китая прошел долгий путь развития, который стал возможен благодаря росту экономики страны — с 1989 года оборонный бюджет Китая увеличился в десять раз, уточняет издание. Сейчас в составе китайского Военно-морского флота один авианосец, три десантных корабля, 25 эсминцев, 42 фрегата, восемь подводных лодок, способных нести ядерное оружие, и около 50 подводных лодок с неядерным вооружением.
На третьем месте рейтинга The National Interest расположился ВМФ России. Как утверждает издание, основу нынешнего российского флота составляет часть советского флота, который Россия унаследовала в конце холодной войны. Сейчас, по подсчетам автора, российский флот насчитывает 79 боевых кораблей, в том числе один авианосец (имеется в виду авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»), пять крейсеров, 13 эсминцев и 52 подводные лодки. При этом, отмечает автор, основная мощь российского флота заключается в подводных силах. Также в составе флота есть несколько десятков десантных кораблей
Четвертое место среди самых мощных флотов в мире занимает флот Великобритании. Как пишет журнал, королевский ВМФ является самым малочисленным среди тех, что попали в рейтинг: он насчитывает три крупных десантных корабля, 19 фрегатов и эсминцев, семь атомных подводных лодок с крылатыми ракетами и торпедным вооружением, а также четыре атомные подводные лодки класса Vanguard с баллистическими ракетами. Издание отмечает, что британский флот вскоре должен усилить свои возможности, введя в строй два новых авианосца.
Источник
navy_korabel
Флот открытого океана: третья попытка
Блог Александра Шишкина
.
Авторская версия статьи,
опубликованной сегодня в газете «Взгляд» ( ссылка 1 ).
Для чего надо знать место ВМФ России в ряду военных флотов стран мира? Перефразируя одного из великих, можно сказать, что мы смотримся в них, как в зеркало. Только сравнивая наш флот с другими, впереди и позади него, можно понять, что же он есть на самом деле, хорош он или плох, и что необходимо сделать для того, чтобы Россия стала по-настоящему великой морской державой.
Примечание 1 . Исходные данные для итоговой таблицы − по ссылке 2 .
Примечание 2 . В связи с противоречивостью разделения кораблей на классы и подклассы в разных странах и разных источниках, для удобства сравнения ВМС (прежде всего, ВМС других государств с ВМФ России) в итоговой таблице принята условная классификация многоцелевых БНК : корветы (КРВ) − от 2000 до 3500 (точнее, до 3499) тонн полн., фрегаты (ФР) − от 3500 до 7000, эсминцы (ЭМ) − от 7000 до 11000, крейсера (КР) − от 11000 тонн .
Метод и критерии
Военно-морской флот представляет из себя сложную систему, которую едва ли возможно охарактеризовать каким-то одним числовым показателем. Даже в эпоху брони и пара, когда морское могущество являлось, по сути, эквивалентом суммарной массы бортового залпа кораблей основных классов (дредноутов, броненосцев и крейсеров), были нюансы: начальная скорость снаряда, определявшаяся длиной ствола и мощностью заряда; угол возвышения орудий; масса и тип взрывчатого вещества; толщина, марка и расположение брони.
В наши дни, когда титул главной ударной силы в войне на море в ситуации «флот против флота» перешёл к противокорабельным крылатым ракетам, нюансов и неопределённостей стало ещё больше: дальность пуска, маршевая и конечная скорость ПКР, траектория полёта, масса боевой части, совершенство головки самонаведения, способность к противозенитному манёвру и постановке помех, уровень заметности цели, эффективность её ПВО и средств РЭБ. Разработка метода сравнения ударной мощи флотов, учитывающего названные факторы, возможна только при наличии достоверных исходных данных, многие из которых по понятным причинам засекречены.
Учитывая сказанное, не остаётся ничего другого, как сравнивать военно-морские силы стран мира по суммарному полному (для ПЛ − надводному) водоизмещению боевых кораблей основных классов . На первый взгляд данный метод может показаться слишком упрощённым и даже наивным, однако он имеет полное право на жизнь, поскольку в большем водоизмещении можно разместить большее количество вооружения (средств нападения и защиты). Канонического толкования понятия «корабли основных классов» не существует, но, наверное, будет правильным отнести к ним атомные и неатомные подводные лодки от 1000 тонн и надводные корабли от 2000 тонн − авианосцы, крейсера, эсминцы, фрегаты, корветы и десантные корабли, другими словами − ту компоненту ВМС, которая в той или иной степени способна проецировать силу на удалённые районы Мирового океана.
Государств, располагающих военными кораблями тех или иных классов, больше полутора сотен (166 согласно Jane ‘ s Fighting Ships ). Рассматривать их всех было бы усердием не по разуму, поэтому ограничимся теми 13 державами, которые к середине 2019 г. сумели преодолеть барьер в 100 тыс. тонн.
Группу 100-тысячников с 34-кратной диспропорцией между крайними её членами, можно условно разделить на четыре лиги (в скобках − суммарное полное водоизмещение в тысячах метрических тонн): высшую − 1) США (3 526); первую − 2) Китай (905), 3) Россия (764); вторую − 4) Япония (453), 5) Британия (297), 6) Индия (259), 7) Франция (254), 8) Южная Корея (201) и третью − 9) Италия (165), 10) Австралия (121), 11) Испания (113), 12) Турция (106), 13) Бразилия (104). За кадром остаются четвёртая лига, состоящая из претендентов в третью − таких, как Канада, Германия, Египет; пятая − страны, основу ВМС которых составляет некоторое количество неатомных подводных лодок и фрегатов (Норвегия, Португалия, Малайзия, Перу, ЮАР и др.) и шестая − откровенные аутсайдеры с крошечными «москитными» флотами из корветов, ракетных, патрульных и десантных корабликов и катеров.
Кроме того, большой клуб 100-тысячников включает в себя три малых элитных клуба: атомный подводный, авианосный − США, Россия, Китай, Британия, Франция, Индия (в части авианесущих кораблей прочие страны из топ-13 вынуждены довольствоваться вертолётоносцами и УДК, способными нести штатно, как правило, одну самолётную эскадрилью, состоящую из «Харриеров» или F -35 B ), а также клуб океанской зоны, членство в котором определяет среднее полное водоизмещение от 7000 тонн − США, Британия, Франция, Россия.
Критерий в 7000 тонн достаточно условен, но не случаен. Корабли, имеющие подобное и большее водоизмещение (атомные подводные лодки, авианосцы, крейсера, эсминцы, авианесущие десантные корабли) могут почти без ограничений оперировать практически в любую погоду в любом районе Мирового океана. Военно-морские силы, среднее водоизмещение которых составляет от 3500 до 7000 тонн (соответствует небольшим атомным ПЛ, фрегатам и большим танкодесантным кораблям) способны эффективно действовать в дальней морской зоне (примерно до 1500 миль от береговой черты), до 3500 тонн − в ближней морской зоне (приблизительно от 100-200 до 500 миль от берега). В топ-13 присутствует только одно государство с ВМС БМЗ − Турция (среднее водоизмещение 2900 т).
Представляет интерес динамика роста (упадка) ВМС 13 ведущих морских держав за определённый период времени. Имеющиеся наработки ( ссылка 3 ) позволяют использовать интервал в 2,5 года (хотя для столь неспешно развивающегося вида вооружённых сил более подходящими были бы 5 или 10 лет).
Абсолютный доминант в области морских вооружений, коим уже давно являются Соединённые Штаты Америки, казалось бы, не показал с начала 2017 г. особо бурного роста, который составил всего 6,2%. Однако, в переводе на тонны, прирост этот поражает воображение, поскольку он превосходит суммарное водоизмещение всех кораблей основных классов ВМС Италии (!) − 204 против 201 тыс. т (при этом следует отметить, что половиной своего прироста US Navy обязан одному единственному авианосцу «Джеральд Р. Форд»).
В процентном же отношении в роли рекордсменов по приросту водоизмещения выступают Турция (19,4% − сюрприз!), Китай (15,8), Южная Корея (15,1) и Британия (14,7 − опять же, благодаря его величеству авианосцу «Куин Элизабет»). Компанию антигероев военно-морского строительства возглавляет Бразилия (−13,3%), которая наконец-то начала списывать свой антиквариат во главе с флагманским АВ «Сан-Паулу», заложенном в 1957 г.; за ней следуют Индия (−11,1), Россия (−4,6), Франция (как ни странно, −1,6) и Испания (0%). При этом, самыми «молодыми» (самыми обновляемыми) военными флотами мира являются китайский (средний возраст 12,5 лет, новых кораблей в возрасте до 10 лет включительно − 39,5%), корейский (14,5 лет, 36%) и австралийский (15,3 года), а самыми «старыми» − бразильский (средний возраст 31,6 года, новых кораблей нет), российский (25,4 года, 20%) и турецкий (25,2 года, 14%).
Формально в клуб 100-тысячников должны были бы войти ещё два государства − Тайвань и Индонезия (169 и 107 тыс. тонн соответственно). Однако, помимо того, что нахождение этих стран в элитном сообществе ведущих морских держав само по себе выглядело бы странным, есть вполне объективные обстоятельства, которые мешают получить им заветный членский билет.
Военный флот Тайваня можно назвать действующей экспозицией музея ВМС США, т.к. состоит он в основном из списанных американских кораблей, которыми Вашингтон щедро вооружал мятежный остров для защиты от возможной агрессии со стороны Пекина − тут и подводные лодки типа «Тенч»/»Балао» времён Второй мировой войны, и эсминцы типа «Кидд» (улучшенный «Спрюэнс»), и фрегаты типов «Оливер Х. Перри» и «Нокс», и десантные корабли типа «Анкоридж» и «Ньюпорт». Разбавляют дряхлое собрание две голландских ДЭПЛ и шесть французских фрегатов постройки 1980-1990-х гг., но они погоды не делают − средний возраст тайваньских кораблей 35,5 лет.
При взгляде на состав ВМС Индонезии в первую очередь бросается в глаза его вопиющий дисбаланс − доля десантных кораблей (по сути, морских транспортных судов с минимальным оборонительным вооружением) в суммарном водоизмещении составляет 75% (!) (для сравнения: в ВМС США − 24%, Китая − 33%, России − 12%). В остальном же индонезийский флот − типичный представитель 5-й лиги.
Строго говоря, вхождение Турции в топ сильнейших флотов мира не является дебютным. Когда-то парусные корабли Османской империи держали под контролем не только Чёрное, но и Средиземное море. Потом был постсинопский упадок (дело рук молодого российского флота), две тщетных попытки возрождения (при султане Абдул-Азизе и младотурках), и вот наконец президент Эрдоган вывел турецкие ВМС из 4-й лиги в высший свет − за счёт одного корвета и двух ТДК, не использовав даже свой главный козырь − строящийся УДК «Анадолу».
В целом, просматривается стремление Турции к радикальному обновлению и удвоению своего военного флота. Построив на собственных верфях один или даже два УДК типа «Хуан Карлос I » (который в случае ставшей гипотетической поставки F -35 B может использоваться и как лёгкий авианосец), шесть новых НАПЛ немецкого проекта 214), до шести и более самостоятельно спроектированных 7000-8000-тонных больших фрегатов (эсминцев) TF -2000 и серию малых фрегатов TF -100, турки уверенно займут почётное место в десятке сильнейших. К слову, с предшественником TF -100 корветом типа «Ада» они уже вышли на мировой рынок вооружений, получив заказ от Пакистана.
ВМФ России: место под солнцем
Третье место в рейтинге ведущих морских держав по суммарному водоизмещению кораблей основных классов, которое сегодня занимает Россия − немного не то, чего хотелось бы, но и не повод для печали. Первое место недостижимо (ни для нас, ни для китайцев) − по крайней мере до тех пор, пока США вынужденно-добровольно не снимут майку лидера и не начнут саморазоружаться, как это сделала в своё время Британская империя. Дистанция до 4-го места столь велика, что преодолеть её вряд ли удастся как японцам (на пути вверх), так и нам (двигаясь в обратном направлении). Остаётся борьба с ВМС НОАК за «серебро», которая, впрочем, не должна стать самоцелью.
Статья 39 Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года, утверждённых два года назад, гласит, что Россия «не допустит существенного превосходства военно-морских сил других государств над Военно-Морским Флотом и будет стремиться к его закреплению на втором месте в мире по боевым возможностям« ( ссылка 4 ). Именно так − не по водоизмещению, а по боевым возможностям, с которыми у нас в общем-то всё благополучно.
Начнём с того, что боеспособность наглухо засекреченных китайских атомных подводных сил находится под большим вопросом, а оба авианосца ВМС НОАК (один в строю, другой на ходовых испытаниях) ещё долго будут выполнять функции учебных из-за проблем с основным палубным самолётом − истребителем J -15 (ремейком Су-27К). Но главное даже не в этом, а в том, что у китайцев нет ничего похожего на «Гранит» и «Вулкан», их самая массовая ПКР YJ-83 (на базе «Экзосет») − дозвуковая, а новейшая YJ-18 и ещё не принятая на вооружение CX-1, как можно догадаться − лишь бледные тени 3М54 («Калибр») и 3М55 («Оникс»), выпускаемых для нашего флота.
С учётом того, что ударными ракетами, близкими по совокупности боевых возможностей к нашим тяжёлым сверхзвуковым (а скоро и гиперзвуковым) ПКР, не обладают и США, значимого превосходства кого бы то ни было над ВМФ России нет и в помине. Главная проблема отечественного Военно-морского флота заключается в необходимости скорейшего обновления и некоторого наращивания корабельного состава − подводных и надводных носителей лучшего в мире морского оружия. Другими словами, нам надо иметь в распоряжении не только сокрушительные и несбиваемые (трудносбиваемые) средства поражения, но и хотя бы один миллион тонн достаточно молодого водоизмещения, в котором эти средства можно было бы разместить. Думается, что к 2050 году эта задача в основном будет решена. ■
P . S . Ниже приводится откорректированная итоговая таблица Топ-12 на 01.01.2017, в которой исправлены замеченные ошибки и недочёты и учтены опубликованные позднее исходные данные .
Источник