Рейтинг стран по недееспособности

Рейтинг стран мира по уровню слабости

Информация об исследовании

Индекс слабости государств (Fragile States Index) — комплексный показатель, характеризующий способность (и неспособность) властей той или иной страны контролировать целостность своей территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране.
Наиме­но­ва­ние: Индекс слабости государств / Fragile States Index.
Тематика исследо­вания: Страны и регионы Институциональное развитие
Направ­ление исследо­вания: Политика Изучение политических процессов.
Отрасль исследо­вания: Управление Государственное управление.
Дата исследо­вания: 2005 год — настоящее время.
Перио­дич­ность исследо­вания: Регулярно (ежегодно).
Органи­зация исследо­вания: The Fund for Peace.
Сайт исследо­вания: http://fragilestatesindex.org/
Послед­нее исследо­вание: The Fragile States Index 2020.
Текст статьи: © Центр гуманитарных технологий. Настоя­щий доку­мент подго­тов­лен совместно с орга­ни­за­цией The Fund for Peace. Републи­ка­ция текста не разре­шена. Инфор­ма­ция на этой стра­ни­це пери­оди­чески обнов­ля­ется. Последняя редакция: 10.03.2021.

Индекс слабости государств мира (Fragile States Index) — комплексный показатель, характеризующий способность (и неспособность) властей той или иной страны контролировать целостность своей территории, политическую, экономическую, социальную и демографическую ситуацию в стране, а также устойчивость её государственных институтов. До 2014 года назывался Индекс несостоятельности государств (Failed States Index).

Исследование и сопровождающий его рейтинг выпускается ежегодно американским аналитическим центром The Fund for Peace, который специализируется на изучении причин и условий, вызывающих войны, и предпринимает усилия по их предотвращению. Исследование проводится совместно с ведущим американским политологическим журналом Foreign Policy. Индекс слабости государств разработан в 2005 году под руководством президента The Fund for Peace, политолога и международного эксперта в области конфликтологии Полин Бейкер (Pauline H. Baker) и позиционируется как сравнительный инструмент для оценки риска и прогнозирования внутригосударственных конфликтов. Предполагается, что Индекс должен использоваться государствами для анализа проблемных моментов в их политике, раннего предупреждения конфликтов на своей территории и может помочь нестабильным странам в разработке стратегий, которые могли бы уменьшить вероятность возникновения конфликтов. Помимо оценки риска и прогнозирования конфликтов, авторы исследования подчёркивают его способность провоцировать дискуссии, особенно в тех странах, которые имеют высокий рейтинг по Индексу.

В настоящее время не существует универсального определения «несостоятельное», «недееспособное» или «слабое» государство. В общем случае данное определение служит для обозначения как государств, находящихся в нестабильном, или «пограничном», состоянии, то есть балансирующих на грани экономического и политического кризиса, так и государств, продолжительное время пребывающих в состоянии деградации. Большинство исследователей придерживаются мнения, согласно которому государство можно назвать «несостоятельным», если оно не в состоянии выполнять свои основные функции, а также не имеет эффективного контроля над своей территорией и границами. Такое государство не может воспроизводить условия для своего существования, хотя некоторые элементы государства и его отдельные институты могут продолжать своё существование. Термин «несостоятельное государство», а в последнее время «слабое государство», широко используется политическими комментаторами и журналистами, которые часто придают ему оценочный, а во многих случаях и субъективный, характер, что создаёт дополнительные противоречия. Для того, чтобы сделать определение более точным, организацией The Fund for Peace предложены следующие ключевые признаки «несостоятельного», или «слабого» государства:

  1. Потеря физического контроля над своей территорией, либо государственной монополии на законное использование физической силы на своей территории.
  2. Неспособность легитимной государственной власти обеспечить процесс принятия коллективных решений.
  3. Неспособность легитимной государственной власти обеспечить элементарные общественные услуги.
  4. Неспособность взаимодействовать с другими государствами в качестве полноправного члена международного сообщества.

При составлении Индекса эксперты в течение года анализируют страны мира и связанные с ними информационные потоки с помощью специального системного инструмента оценки конфликтов (Conflict Assessment System Tool). Анализ проводится на основании 12 критериев — так называемых «индикаторов уязвимости» государства, которые объединены в три группы: социальные, экономические и политические:

    Социальные показатели:

    • Уровень демографического давления.
    • Уровень миграции беженцев и/или перемещённых лиц.
    • Наличие недовольных и мстительно настроенных групп.
    • Устойчивая и перманентная эмиграция из страны.
    Экономические показатели:
    • Неравномерность экономического развития.
    • Уровень экономической нестабильности.
    Политические показатели:
    • Уровень делегитимизации и криминализации государственных структур.
    • Наличие и качество общественных услуг.
    • Уровень нарушений прав человека.
    • Уровень влияния аппарата государственной безопасности в качестве «государства в государстве».
    • Уровень влияния групповых и/или клановых элит.
    • Степень вмешательства других государств или внешних политических субъектов.

Для общей оценки состояния страны эксперты подвергают анализу способность пяти ключевых государственных институтов — политического руководства, армии, правоохранительной системы, судебной системы и гражданских служб — обеспечить безопасность государства и его граждан. В течение года анализируются многочисленные информационные потоки из открытых источников и подсчитывается количество негативных и позитивных оценок по всем индикаторам. Затем эксперты анализируют всю совокупность информации для каждой страны и рассчитывают итоговый Индекс по шкале от 0 (наивысшая степень стабильности — максимально низкие риски и угрозы) до 10 (наименьшая степень стабильности — максимально высокие риски и угрозы) с использованием десятых долей. Общий результат — сумма всех индикаторов (максимальная — 120 баллов) становится определяющей при составлении рейтинга.

Все государства в рейтинге распределены на четыре цветовые группы:

  1. Красный цвет — государства с высоким уровнем нестабильности (критический уровень рисков).
  2. Оранжевый цвет — государства с уровнем стабильности ниже среднего (опасный уровень рисков).
  3. Жёлтый цвет — государства с уровнем стабильности выше среднего (низкий уровень рисков).
  4. Зелёный цвет — государства с высоким уровнем стабильности (отсутствие рисков).

В первом издании Индекса в 2005 году была дана оценка 75 государствам, с 2007 года Индекс измеряется для 178 стран. В перспективе исследование должно охватить все страны мира. При этом в Индекс включаются только суверенные государства — их перечень определяется членством в Организации Объединённых Наций (ООН). Ряд территорий, политический статус которых не является окончательным, в Индекс не включены, хотя некоторые из них признаны в качестве суверенных государств со стороны отдельных стран (например, Тайвань, Косово, Северный Кипр, Западная Сахара). Подробное описание методологии формирования Индекса и источников данных исследования приводится в ежегодном докладе по результатам очередного сравнительного исследования.

Результаты исследования

Эта страница содержит актуальный (периодически обновляемый) список стран мира, упорядоченных по Индексу слабости. Текущее исследование охватывает 178 государств (данные опубликованы в мае 2020 года).

Рейтинг стран мира по уровню слабости

The Fund for Peace: Fragile States Index 2020.

Рейтинг Страна Индекс
1 Йемен 112.4
2 Сомали 110.9
3 Южный Судан 110.8
4 Сирия 110.7
5 Демо­крати­ческая Респу­блика Конго 109.4
6 Цент­рально-Афри­кан­ская Респуб­лика 107.5
7 Чад 106.4
8 Судан 104.8
9 Афгани­стан 102.9
10 Зимбабве 99.2
11 Бурунди 97.9
12 Камерун 97.9
13 Гаити 97.7
14 Нигерия 97.3
15 Гвинея 97.2
16 Мали 96.0
17 Ирак 95.9
18 Эритрея 95.8
19 Нигер 95.3
20 Ливия 95.2
21 Эфиопия 94.6
22 Мьянма 94.0
23 Гвинея-Бисау 92.9
24 Уганда 92.8
25 Пакистан 92.1
26 Конго 92.1
27 Мозамбик 91.7
28 Вене­суэла 91.2
29 Кения 90.3
30 Север­ная Корея 90.2
31 Либерия 90.0
32 Кот-д’Ивуар 89.7
33 Маври­тания 88.7
34 Ангола 87.3
35 Руанда 86.0
36 Египет 86.0
37 Буркина Фасо 85.9
38 Того 85.8
39 Бангла­деш 85.7
40 Ливан 84.7
41 Замбия 84.5
42 Сьерра-Леоне 84.4
43 Малави 84.0
44 Иран 83.4
45 Экватори­альная Гвинея 83.0
46 Свази­ленд 83.0
47 Джибути 82.7
48 Тимор-Лешти 82.7
49 Непал 82.6
50 Папуа — Новая Гвинея 82.3
51 Гамбия 82.2
52 Шри-Ланка 81.8
53 Комор­ские Острова 81.2
54 Филип­пины 81.0
55 Камбоджа 80.3
56 Соломо­новы Острова 79.7
57 Мада­гаскар 79.5
58 Гвате­мала 79.2
59 Турция 79.1
60 Лесото 78.3
61 Танзания 78.1
62 Никарагуа 77.1
63 Лаос 76.9
64 Гондурас 76.8
65 Колумбия 76.6
66 Таджики­стан 75.5
67 Иордания 75.4
68 Индия 75.3
69 Израиль 75.1
70 Боливия 75.0
71 Алжир 74.6
72 Сенегал 74.6
73 Кыргыз­стан 73.9
74 Узбеки­стан 73.1
75 Брази­лия 73.0
76 Россия 72.6
77 Бенин 72.5
78 Азербай­джан 71.3
79 Микро­незия 71.2
80 Марокко 71.2
81 Грузия 71.2
82 Таиланд 70.8
83 Сан-Томе и Принсипи 70.3
84 Босния и Герцего­вина 70.2
85 Южная Африка 70.1
86 Китай 69.9
87 Фиджи 69.9
88 Бутан 69.5
89 Эквадор 69.4
90 Габон 69.1
91 Туркмени­стан 69.1
92 Украина 69.0
93 Сальва­дор 68.9
94 Саудов­ская Аравия 68.8
95 Тунис 68.1
96 Индо­незия 67.8
97 Перу 67.6
98 Мексика 67.2
99 Мальдивы 66.2
100 Сербия 66.1
101 Молдова 66.0
102 Гайана 66.0
103 Беларусь 65.8
104 Парагвай 65.2
105 Намибия 65.1
106 Кабо-Верде 64.8
107 Домини­кана 64.4
108 Армения 64.2
109 Гана 64.2
110 Бахрейн 63.9
111 Вьетнам 63.9
112 Самоа 63.3
113 Маке­дония 62.1
114 Белиз 60.8
115 Суринам 60.1
116 Ямайка 60.0
117 Казах­стан 59.8
118 Куба 59.2
119 Албания 58.8
120 Малай­зия 57.6
121 Ботсвана 57.1
122 Бруней 56.6
123 Кипр 56.1
124 Черногория 55.5
125 Гренада 55.2
126 Сейшель­ские Острова 54.7
127 Греция 52.1
128 Антигуа и Барбуда 52.1
129 Трини­дад и Тобаго 51.9
130 Монголия 51.9
131 Кувейт 50.9
132 Багам­ские Острова 49.9
133 Болгария 49.2
134 Оман 48.0
135 Венгрия 47.6
136 Румыния 46.7
137 Барбадос 46.4
138 Хорватия 46.1
139 Аргентина 46.1
140 Панама 46.0
141 Катар 43.7
142 Чили 42.5
143 Италия 42.4
144 Латвия 42.3
145 Польша 41.0
146 Испания 40.4
147 Коста-Рика 40.2
148 Эстония 38.5
149 Соеди­нён­ные Штаты Америки 38.3
150 Велико­британия 38.3
151 Словакия 38.2
152 Объе­динён­ные Арабские Эмираты 38.1
153 Маврикий 37.2
154 Литва 36.5
155 Чехия 35.7
156 Мальта 33.6
157 Уругвай 33.4
158 Япония 32.3
159 Южная Корея 32.0
160 Франция 30.5
161 Бельгия 27.1
162 Сингапур 26.3
163 Словения 25.8
164 Австрия 24.1
165 Порту­галия 23.5
166 Германия 23.2
167 Нидер­ланды 22.9
168 Ирландия 19.9
169 Австра­лия 19.7
170 Люксем­бург 18.8
171 Канада 18.7
172 Швеция 18.2
173 Новая Зелан­дия 17.9
174 Исландия 17.8
175 Дания 17.2
176 Швей­цария 17.1
177 Норвегия 16.2
178 Финлян­дия 14.6
Выходные сведения: Рейтинг стран мира по уровню слабости / Гума­нитар­ный портал: Иссле­до­ва­ния [Элект­рон­ный ресурс] //
Центр гума­нитар­ных техно­логий , (после­дняя редак­ция: 10.03.2021). URL: https://gtmarket.ru/ratings/fragile-states-index

Новости по теме

The Fund for Peace: Рейтинг слабости государств мира 2016 года

Американский аналитический центр Фонд Мира (The Fund for Peace) и политологический журнал Foreign Policy опубликовали очередной экспертный рейтинг несостоятельности государств мира — Failed States Index 2016, который отражает способность (и неспособность) властей контролировать целостность территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране.

The Fund for Peace: Рейтинг слабости государств мира 2015 года

Американский аналитический центр Фонд Мира (The Fund for Peace) и политологический журнал Foreign Policy опубликовали очередной экспертный рейтинг несостоятельности государств мира — Failed States Index 2015, который отражает способность (и неспособность) властей контролировать целостность территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране.

The Fund for Peace: Рейтинг несостоятельности государств мира 2014 года

Американский аналитический центр Фонд Мира (The Fund for Peace) и политологический журнал Foreign Policy опубликовали очередной экспертный рейтинг несостоятельности государств мира — Failed States Index 2014, который отражает способность (и неспособность) властей контролировать целостность территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране.

The Fund for Peace: Рейтинг несостоятельности государств мира 2013 года

Американский аналитический центр Фонд Мира (The Fund for Peace) и политологический журнал Foreign Policy опубликовали очередной экспертный рейтинг несостоятельности государств мира — Failed States Index 2013, который отражает способность (и неспособность) властей контролировать целостность территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране.

The Fund for Peace: Рейтинг несостоятельности государств мира 2012 года

Американский аналитический центр Фонд Мира (The Fund for Peace) и политологический журнал Foreign Policy опубликовали очередной экспертный рейтинг несостоятельности государств мира — Failed States Index 2012, который отражает способность (и неспособность) властей контролировать целостность территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране.

The Fund for Peace: Рейтинг несостоятельности государств мира 2011 года

Американский аналитический центр Фонд Мира (The Fund for Peace) и политологический журнал Foreign Policy опубликовали очередной экспертный рейтинг несостоятельности государств мира — Failed States Index 2011, который отражает способность (и неспособность) властей контролировать целостность территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране.

The Fund for Peace: Рейтинг несостоятельности государств мира 2010 года

Американский аналитический центр Фонд Мира (The Fund for Peace) и политологический журнал Foreign Policy опубликовали очередной экспертный рейтинг несостоятельности государств мира — Failed States Index 2010, который отражает способность (и неспособность) властей контролировать целостность территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране.

The Fund for Peace: Рейтинг несостоятельности государств мира 2009 года

Американский аналитический центр Фонд Мира (The Fund for Peace) и политологический журнал Foreign Policy опубликовали очередной экспертный рейтинг несостоятельности государств мира — Failed States Index 2009, который отражает способность (и неспособность) властей контролировать целостность территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране.

The Fund for Peace: Рейтинг недееспособности государств мира 2008 года

Американский аналитический центр Фонд Мира (The Fund for Peace) и политологический журнал Foreign Policy опубликовали очередной экспертный рейтинг несостоятельности государств мира — Failed States Index 2008, который отражает способность (и неспособность) властей контролировать целостность территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране.

The Fund for Peace: Рейтинг несостоятельности государств мира 2007 года

Американский аналитический центр Фонд Мира (The Fund for Peace) и политологический журнал Foreign Policy опубликовали очередной экспертный рейтинг несостоятельности государств мира — Failed States Index 2007, который отражает способность (и неспособность) властей контролировать целостность территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране.

Failed States Index 2006: Рейтинг несостоятельности государств мира 2006 года

Американский аналитический центр Фонд Мира (The Fund for Peace) и политологический журнал Foreign Policy опубликовали очередной экспертный рейтинг несостоятельности государств мира — Failed States Index 2006, который отражает способность (и неспособность) властей контролировать целостность территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране.

Источник

Читайте также:  Уровни образований разных стран
Оцените статью