10 лучших финансовых прачечных мира
Базельский институт управления опубликовал рейтинг стран, в которых существует больше всего возможностей для отмывания незаконных доходов и финансирования терроризма. Каждой из 149 стран, присутствующих в рейтинге, присваивалось определенное число баллов на шкале от 0 (полное отсутствие возможностей) до 10 (самый широкий спектр). При этом наличие благоприятного для отмывания денег климата вовсе не означает высокий уровень нелегальной активности в этой сфере и наоборот (подробнее читайте в главе о методологии).
Рейтинг
Некоторые из самых удобных в мире юрисдикций для отмывания денег и финансирования терроризма вполне очевидны:
1 Афганистан (8,55)
2 Иран (8,48)
3 Камбоджа (8,35)
4 Таджикистан (8,27)
5 Ирак (8,19)
6 Гвинея-Бисау (8,17)
7 Гаити (8,09)
8 Мали (7,95)
9 Свазиленд (7,9)
10 Мозамбик (7,9)
Эти страны, по версии авторов исследования, оказались наиболее уязвимыми с точки зрения возможностей для отмывания денег и финансирования терроризма, но необязательно в силу того, что именно там отмывают финансы больше и чаще, чем в других местах.
Десятка юрисдикций, где легализовать деньги будет сложнее всего (эти страны замыкают рейтинг), выглядит так:
1. Норвегия (3,17)
2. Словения (3,3)
3. Эстония (3,31)
4. Финляндия (3,74)
5. Швеция (3,75)
6. Литва (3,81)
7. Мальта (4,01)
8. Новая Зеландия (4,01)
9. Венгрия (4,07)
10. Болгария (4,13)
Россия находится практически точно в середине списка — на 82 месте с результатом 5,75 баллов, между Швейцарией и Бахрейном. Среди стран бывшего СССР самое плачевное положение дел в Таджикистане — четвертое место в рейтинге, за ним следуют Азербайджан (46 место) и Украина (48 место). Лучше, чем в России, ситуация не только в Литве, находящейся на 144 месте (из 149) с 3,81 балла и Грузии (120 место, 4,8 балла), но и в Молдавии (113 место, 5,06 балла) с Узбекистаном (98 место, 5,4 балла). В прошлом году место Узбекистана занимали США, теперь переехавшие поближе к концу списка — на 102 место с 5,24 баллов.
Некоторые страны, входящие в ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), также оказались сравнительно высоко в рейтинге. В ОЭСР входят 34 развитые страны, признающие принципы представительной демократии и рыночной экономики, в том числе большая часть членов Евросоюза, США и Австралия. Из стран бывшего СССР в нее входит только Эстония. Так вот, из стран ОЭСР Греция оказалась на 51 месте (6,39 балла), Люксембург, лишь недавно избавившийся от репутации главной европейской прачечной, — на 57 месте (6,24 балла). Сравнительно высоко находятся также Турция (61 место, 6,11 балла), Япония (64 место, 6,03 балла), Австрия (77 место, 5,79 балла), Германия (78 место, 5,79 балла) и даже Швейцария (81 место, 5,76 балла).
Это, впрочем, не значит, что Швейцария или Германия — надежные убежища для денег террористов. Сравнительно высокое положение в рейтинге — дань их роли в мировой экономике, а также сложности общества и финансовых систем. Руководствуясь аналогичной логикой, авторы Международного стратегического отчета о контроле за наркотиками пишут, что «правительство (напр., США или Великобритании) может иметь полноценную систему регулирования, направленную против отмывания денег, и энергично использовать ее и все равно оказаться в списке неблагополучных стран. В некоторых случаях это положение вещей есть лишь отражение размера и/или сложности экономики этой страны».
Методология исследования
Этот рейтинг показывает относительный риск использования страны для отмывания доходов и финансирования терроризма (после терактов в США в 2001 году и последующего принятия Патриотического акта эти преступления в большинстве случаев рассматриваются в связке), то есть как таковую уязвимость страны к такой деятельности — но не реальную активность преступников. В оценке каждой юрисдикции нет прямой зависимости между ВВП страны и уровнем риска. Очень важными показателями разработчики рейтинга считают наличие эффективных механизмов финансового мониторинга в сочетании с их прозрачностью.
Сильное законодательство стран-участниц рейтинга может быть нивелировано слабым правоприменением — и наоборот. Поэтому не самое благополучное Перу может занимать весьма почетное 131 место, между Австралией и Данией, а считающаяся куда более развитой Аргентина — 19 место, в приятном соседстве с Либерией и Йеменом, отставая от Ирака всего на 0,87 балла.
Разработчики стояли перед трудной задачей — стандартизировать многообразные индексы, рейтинги и отчеты, составляемые правительственными и общественными организациями разных стран. Методологии и смысл показателей в них могут существенно отличаться, поэтому данные в первоначальном виде были непригодны для сравнения.
В результате получился своего рода комбинированный рейтинг, использующий 14 основных показателей. Каждый из них сперва приводится к виду, дающему возможность оценки по шкале от 0 до 10, затем они объединяются, причем не механически, а с учетом корректировки экспертов по каждой стране. Основные области оценки: 1) риски в области собственно отмывания денег и финансирования терроризма, 2) коррупционные риски, 3) финансовая прозрачность и финансовое регулирование, 4) прозрачность действий властей и контроль общества, и 5) политические и юридические риски.
Распределение «весовых категорий» таково: показатели, связанные с борьбой и предупреждением отмывания денег/финансирования терроризма — 65%, финансовая прозрачность и соблюдение стандартов — 15%, коррупционные риски — 10%, ответственность властей и политическая и юридическая практика — по 5%.
Выполнение рекомендаций FATF (The Financial Action Task Force, Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) — один из самых важных факторов, определяющих положение в рейтинге. Россию в FATF представляет Федеральная служба по финансовому мониторингу. Главным источником данных стали так называемые Отчеты взаимной оценки (Mutual Evaluation Reports) — документы, составленные в соответствии с методологией FATF, в которых государства-члены FATF (или региональных групп по типу FATF) оценивают друг друга на соответствие международным стандартам.
Источник
Рейтинг стран мира по Индексу финансовой секретности
Индекс финансовой секретности (Financial Secrecy Index) — комбинированный показатель Международной ассоциации налоговых специалистов Tax Justice Network, который измеряет уровень защиты финансовой тайны в странах мира, а также практику использования их юрисдикций в качестве налоговых убежищ и оффшорных финансовых зон. | |
Наименование: | Индекс финансовой секретности / Financial Secrecy Index. |
Тематика исследования: | Страны и регионыИнституциональное развитие |
Направление исследования: | Экономика Изучение экономических процессов. |
Отрасль исследования: | Управление Экономический анализ Финансовый анализ. |
Дата исследования: | 2009 год — настоящее время. |
Периодичность исследования: | Регулярно (раз в два года). |
Организация исследования: | Международная ассоциация налоговых специалистов Tax Justice Network. |
Сайт исследования: | http://fsi.taxjustice.net/ |
Последнее исследование: | Financial Secrecy Index 2020. |
Связанные исследования: |
|
Текст статьи: © Центр гуманитарных технологий. Настоящий документ подготовлен в соответствии с информацией и данными, предоставленными организацией Tax Justice Network. Републикация текста не разрешена. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 10.03.2021. | |
Индекс финансовой секретности (Financial Secrecy Index) — комбинированный показатель, который измеряет уровень защиты финансовой тайны в странах мира, а также практику использования их юрисдикций в качестве налоговых убежищ и оффшорных финансовых зон. Выпускается Международной ассоциацией налоговых специалистов Tax Justice Network с 2009 года. Цель исследования — оценка степени прозрачности финансовой деятельности и масштабов её теневой составляющей в мировом экономическом сообществе. Индекс позволяет увидеть основные направления теневых финансовых потоков и определить ключевые юрисдикции, в которых аккумулируются перемещённые капиталы, получаемые в результате скрытой экономической деятельности, в том числе криминальной и коррупционной. Расчёт Индекса финансовой секретности проводится путём объединения двух ключевых компонентов: уровень финансовой конфиденциальности оценивается как качественная составляющая, а доля в мировом экспорте финансовых услуг как количественная составляющая. Затем Индекс рассчитывается на основе в общей сложности 20 показателей, которые включают наличие оффшорных финансовых услуг, банковскую тайну, реестры трастов и фондов, сведения о собственности активов и владельцах юридических лиц, степень прозрачности финансовой отчётности публичных компаний, открытость и доступность информации о налоговом администрировании, режимы финансового и налогового регулирования, политику противодействия уклонению от уплаты налогов, открытость судебных разбирательств в налоговых вопросах, соответствие законодательства по противодействию отмыванию доходов рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), участие в многостороннем обмене данными о финансовых счетах на международном уровне, межгосударственное правовое сотрудничество и участие в соответствующих международных соглашениях, а также ряд других. Каждый из этих показателей оценивается по шкале от 0 до 100, общая оценка секретности для данной страны получается путём вычисления среднего арифметического отдельных показателей. Показатели, используемые в рейтинге, базируются на информации из отчётов международных организаций, среди которых Международный валютный фонд, Организация экономического сотрудничества и развития, Глобальный форум по обеспечению прозрачности и обмена информацией для целей налогообложения, Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег, а также отчётных данных, полученных от национальных аудиторских и контрольно-ревизионных управлений. Наряду с отчётами, используется информация из налоговых баз данных, предоставленная аналитическими платформами PwC, IBFD, KPMG, Lowtax. Если открытые данные по какой-либо из юрисдикций отсутствуют или являются неполными, используется методология Международного валютного фонда для экстраполяции показателей объёма и распределения финансовых потоков. Наряду с общей рейтинговой таблицей по Индексу и его отдельным показателям, исследование также содержит отчёты о ситуации по каждой отдельной юрисдикции, включая справочные сведения, источники, анализ и комментарии. Подробное описание методологии формирования Индекса и источников данных для него приводится в ежегодном выпуске рейтинга по результатам очередного сравнительного исследования. Выпуски Индекса широко освещаются деловыми изданиями и обсуждаются на международных финансовых форумах, а также включаются в профильные отчёты Европейского Союза и Организации экономического сотрудничества и развития. Как показывают результаты исследований последнего десятилетия, основными центрами финансовой конфиденциальности и офшорной деятельности традиционно выступают Соединённые Штаты Америки (в частности юрисдикции штатов Делавэр, Невада, ), Швейцария, Гонконг, Сингапур, Люксембург и страны Карибского бассейна, при этом в общем объёме юрисдикций с высоким уровнем финансовой секретности наибольшую долю занимает Великобритания и её внешние территории (Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Бермудские острова, Ангилья, Монсеррат, острова Джерси и Гернси в составе Нормандских островов, Остров Мэн и Гибралтар), которые будучи рассмотренными как единая юрисдикция, заняли бы первую строчку рейтинга с большим отрывом от остальных стран (авторы исследования называют эту глобальную паутину «Британской сетью», управляемой финансовыми структурами Лондонского Сити). Результаты исследованияЭта страница содержит актуальный (периодически обновляемый) список государств и административных территорий без государственного статуса, упорядоченных по Индексу финансовой секретности. Текущее исследование охватывает 133 юрисдикции (данные опубликованы в феврале 2020 года). Источник Россия заняла 62-е место в мировом рейтинге стран по рискам отмывания денегВсего в рейтинге, составленном Базельским институтом управления, 162 страны.
Опубликован мировой рейтинг стран по рискам отмывания денег. Наиболее подверженными таким рискам в 2014 году стали следующие страны: Иран – 8,56 балла (1 место), Афганистан – 8,53 балла (2 место), Камбоджа – 8,39 балла (3 место), Таджикистан – 8,34 балла (4 место), Гвинея-Биссау – 8,25 балла (5 место), Ирак – 8,22 балла (6 место), Мали – 8,06 балла (7 место), Свазиленд – 7,92 балла (8 место), Мозамбик – 7,92 балла (9 место) и Мьянма – 7,89 балла (10 место). Что касается стран СНГ, то ситуация такова: Украина – 6,55 балла (47 место), Азербайджан – 6,46 балла (52 место), Кыргызстан – 6,29 балла (61 место), Россия – 6,29 балла (62 место), Казахстан – 5,94 балла (75 место). Более высокие риски отмывания денег у Китая – 6,06 балла (70 место), Турции – 6,11 балла (69 место), Кувейта – 6,14 балла (68 место) и ОАЭ – 6,33 балла (60 место). А наименее подверженными рискам отмывания денег оказались: Финляндия – 2,51 балла (162 место), Эстония – 3,27 балла (161 место) и Словения – 3,38 балла (160 место). Рейтинг Basel Anti-Money Laundering (AML) Index формируется с 2012 года. Источник |