- Сколько тратят на соцподдержку в странах ЕС, а сколько – в России?
- Рейтинг стран мира по индексу социального прогресса (развития)
- Что такое индекс социального прогресса и для чего он нужен
- Как измеряется индекс социального развития
- Рейтинг стран мира по уровню социального прогресса на 2019 год
- Критика индекса социального прогресса
Сколько тратят на соцподдержку в странах ЕС, а сколько – в России?
Когда мы сравниваем жизнь в России и в странах ЕС, то с гордостью говорим: «Зато у нас низкие налоги!». Но многие из нас забывают о том, что львиная доля налогов в конечном итоге расходуется на самих же граждан. Евростат подсчитал, сколько в совокупности европейские страны тратят на социальную поддержку. А мы решили сравнить эти показатели с российскими.
А что там у них?
На днях Евростат опубликовал отчет о том, какую долю своего ВВП страны ЕС тратят на граждан. Оказалось, что в Евросоюзе в 2015 году потратили на социальную поддержку 29% ВВП. При этом доля расходов за пять лет даже немного выросла: в 2010 году страны ЕС тратили в среднем 28,6% ВВП.
Впрочем, во всех странах союза расходы разные. Больше всех на соцподдержку тратят во Франции – 34% ВВП, а также Дании и Финляндии – по 32%. Ненамного отстают от них Бельгия, Нидерланды, Австрия и Италия – они тратят в среднем по 30%.
В некоторых странах расходы, напротив, составляют менее 20% ВВП. Меньше всех тратят Румыния и Латвия – по 14,6% и 14,9% соответственно, Литва и Эстония – по 16,4% и Ирландия – 16,7%.
Авторы исследования отмечают, что эти различия зависят не только от уровня жизни, они также свидетельствуют о разнообразии национальной системы защиты населения, об особенностях экономических и институциональных структур в каждом отдельном государстве.
В среднем по Евросоюзу более 45% социальных расходов – это пенсии по старости. Больше всего на пенсионеров тратят в Греции (65%), Италии и Португалии (по 58%).
37,3% расходов в ЕС приходится на выплаты по состоянию здоровья и инвалидности. При этом больше всего тратят на здравоохранение в Хорватии (46%), Германии и Нидерландах (43%). 8,6% забирают расходы по статье «Семья и детство».
4,8% идет на выплаты безработным. Несмотря на то, что СМИ много писали о том, что подобные выплаты буквально банкротят бюджеты европейских стран, их доля невелика. Самые высокие доли у Бельгии (10,7%) и Ирландии (12,2%), но все же у большинства стран она не превышает и 4%.
Еще одна статья расходов – это выплаты на жилье и так называемое «социальное отчуждение». На него в среднем приходится 4,1%. В Европе этот термин не означает только бедняков, он охватывает некую категорию граждан, которые по каким-то причинам оказались отрезанными от полноценного участия в обществе. Туда могут включаться малоимущие граждане, которые живут в трущобах, бедные, которые не имеют равного доступа к товарам и услугам, а также множество других категорий граждан, которые не могут почувствовать себя полноценной частичкой общества. Лидерами по выплатам таким гражданам стали Великобритания, Кипр и Дания, где расходы на них превышают 7%.
Почему в Европе так много тратят на соцзащиту?
Во многих странах Евросоюза огромное внимание уделяется социальной поддержке населения – это не только механизм защиты, но и один из главных факторов дальнейшего развития страны. Государство берет на себя обязательство перед гражданами за то, чтобы уровень жизни не опускался ниже гарантированного минимума, независимо от жизненной ситуации – болезни, старости, безработицы или потери кормильца. Но из ниоткуда деньги не берутся, поэтому взамен граждане платят более высокие налоги. Проще говоря, граждане и государство заключают, своего рода, договор о том, что на государство ложится более высокая социальная ответственность.
Аналитики ассоциации международных исследовательских агентств Gallup International провели международный опрос, чтобы выяснить, какая модель государственного устройства больше нравится гражданам – государство с обширной социальной защитой и высокими налогами или государство с низкими налогами, но где граждане преимущественно должны рассчитывать сами на себя.
Как и следовало ожидать, многие европейцы придерживаются именно первой точки зрения. Главным образом, это жители таких стран, как Швеция, Финляндия, Норвегия, Испания, Дания и Исландия. В то же время жители стран Центральной и Восточной Европы, наоборот, склонны считать, что лучше платить меньше налогов, но и разбираться со своими проблемами самому.
Так или иначе, высокие расходы на социальную защиту в определенной мере выгодны и государству. Власти таким образом пытаются поддержать высокий уровень потребления у населения. Чтобы пенсионеры брали ипотеку, чтобы безработные покупали не только еду, но и тратились на развлечения, чтобы бедные могли совершать крупные покупки. Власти пытаются удержать высокий спрос, чтобы он стимулировал рост промышленного производства, сельского хозяйства, а, значит, и государства в целом.
Еще один подход основан на том, что каждый гражданин – это потенциальный работник, который создает товары и услуги, имеющие стоимость, а также он – источник налоговых поступлений. Чем выше качество жизни человека, тем дольше он проживет и тем больше создаст благ и заплатит налогов.
Впрочем, и сама государственная система в ЕС позволяет все это реализовать. Проценты, которые отчисляются с высоких зарплат, действительно ощутимы, а благодаря низкому уровню коррупции, основная часть денег все же доходит до получателей.
Тем временем в России
Россияне, которых опросили Gallup International, больше склонялись к тому, чтобы платить меньше налогов, но и требовать взамен меньшей социальной поддержки. Впрочем, в нашей стране это так и происходит.
В России доля расходов на социальную сферу относительно нашего ВВП несоизмеримо меньше. По итогам 2015 года она составляла 5,1%, а в 2016 году достигла 5,3%. В денежном выражении по итогам года эта сумма составила 4598,48 млрд рублей, при этом наибольшая доля от этих расходов приходится на выплаты пенсий – свыше 71%. Другие меры поддержки играют куда меньшую роль. На охрану семьи и детства уходит 9,8% от социальных расходов, а на другие виды социальной помощи еще 8,9%.
Относительно других расходов нашего бюджета траты государства на социальную политику – это самая внушительная статья, на нее приходится около 27%, если сравнивать не с ВВП, а с расходами Федерального бюджета. Это больше, чем мы тратим на национальную оборону или правоохранительную деятельность.
Но если сравнивать расходы с европейскими, то наши несоизмеримо меньше. Это связано с тем, что и доходов в государственную казну идет тоже намного меньше, чем у многих государств ЕС, и это несмотря на поступления от углеводородов и налогов от граждан и бизнеса. Согласно справочнику ЦРУ, в долларовом выражении доходы федерального бюджета России оценивались на 2016 год в $200,7 млрд. Это в 6,5 раз меньше, чем доходы Франции, в 7,8 раз меньше, чем доходы Германии, в 4,34 раза меньше, чем у Испании, в 5,1 раз меньше, чем у Италии и Великобритании. Список можно продолжать.
Стоит заметить, что те суммы, которые выплачиваются в качестве социальной помощи, не помогают бороться с бедностью. Научно-исследовательский финансовый институт НИФИ в своем докладе, посвященном эффективности соцподдержки, отметил, что, несмотря на то, что государство утвердило очень широкий перечень выплат и льгот (более 800 федеральных и еще около 100 по регионам) все эти меры малоэффективны. Социальную поддержку получают около 65% россиян и 84% малоимущих, однако из 1 рубля, выделенного на адресную поддержку, до бедных доходит только 25 копеек.
При этом авторы пишут, что социальная поддержка чаще всего оказывается не нуждающимся, а людям с заслугами перед государством – в среднем на это уходит 700 млрд рублей. В основном это соцпакеты госслужащим и военным.
Источник
Рейтинг стран мира по индексу социального прогресса (развития)
Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! Сегодня мы с вами поговорим о рейтинге социального прогресса (развития) для стран мира на 2019 год. В статье я подробно расскажу что это за рейтинг и что он показывает, как он измеряется и для чего он нужен. Кроме этого вы сможете ознакомится с рейтингом из 149 стран мира по индексу социального прогресса в таблице. В заключении мы рассмотрим недостатки и критику данного рейтинга по мнению экспертов.
Содержание статьи:
Что такое индекс социального прогресса и для чего он нужен
Индекс социального прогресса (ИСП) измеряет в странах мира уровень обеспечения социальных и экологических потребностей для своего населения. В индекс социального прогресса входит 54 показателя из основных потребностей человека различных сфер, благосостояния граждан и перспектив развития и реализации. Ключевая особенность индекса социального развития заключается в том, что оценка благосостояния населения происходит на основе социальных и экологических параметров, а не на основе экономических факторов. К социальным и экологическим факторам относят хорошее самочувствие граждан (здоровье, обеспеченность жильем, санитарное состояние), равенство в стране, безопасность, личную свободу и так далее.
Индекс был разработан в 2013 году Майклом Портером и с тех пор ежегодно проводятся исследования большинства стран мира на предмет благополучия населения и его социального прогресса. Исследованиями занимаются профессора ведущих университетов мира — Гарварда и MIT.
Индекс социального прогресса за короткий промежуток времени стал одним из важнейших показателей в области социологии, психологии государственного управления и даже экономики (несмотря на отсутствие экономических данных исследования). С каждым годом показатели социального прогресса все чаще рассматриваются как альтернатива показателям экономического роста и развития все большим количеством экспертов.
Для понимания сути индекса, также необходимо понимание социального прогресса. Авторы исследования определяют так социальный прогресс — способность страны или общества удовлетворять актуальные гуманитарные потребности населения, создавать основу для улучшения и поддержания качества жизни населения и общества, а также создавать условия для людей прямо влияющие на реализацию его потребностей.
Как измеряется индекс социального развития
Индекс социального прогресса основан на трех основных секторах:
- Основные человеческие потребности
- Условия хорошего самочувствия (благополучия)
- Возможности и реализация человека
Данные три сектора как раз и определяют сущность социального прогресса, изложенного мной выше. Каждый из трех перечисленных секторов измерений состоит из четырех компонентов, каждый из которых в свою очередь рассчитывается на основе 3-5 показателей. Как я уже писал выше, особенность индекса социального прогресса, что при оценки стран мира он не берет в учет экономические показатели и переменные, не учитывается даже такой показатель как ВВП страны. Кроме этого при расчете используются только конечные показатели. Несмотря на отсутствие экономических показателей индекс социального прогресса позволяет определить взаимосвязь между экономическим уровнем страны и ее уровнем социального прогресса.
Как я уже писал, всего в индекс входит около 54 показателей. Конечный индекс представляет из себя показатель от 0 до 100 баллов.
Рейтинг стран мира по уровню социального прогресса на 2019 год
Ниже я представляю вашему вниманию актуальный на конец 2019 года рейтинг стран мира по уровню (индексу) социального прогресса и развития. В текущий рейтинг вошло 149 стран мира.
Кроме этого, все страны мира исходя полученного балла разделены на 6 уровней стран:
- 1 уровень (1-15 место) — страны с очень высоким социальным прогрессом
- 2 уровень (16-30 место) — страны с высоким уровнем социального прогресса
- 3 уровень (31-61 место) — со средним индексом
- 4 уровень (62-104 место) — страны ниже среднего
- 5 уровень (105-138 место) — страны с низким социального прогресса и наконец
- 6 уровень (139-149 место) — страны с чрезвычайно низким социальным прогрессом
В топ 10 стран на 2019 года вошли: Норвегия, Дания, Швейцария, Финляндия, Швеция, Исландия, Новая Зеландия, Германия, Канада и Япония. Россия в 2019 году находится на 62 месте с баллом — 69,71 индекса. Таким образом Россия возглавляет 3 группу стран со среднем уровнем социального развития. До группы стран с высоким социальным прогрессом ее отделяет всего один шаг. Беларусь находится на 48 месте, Грузия на 56 месте, Армения на 59 месте, Казахстан — 69, Молдова — 70, Украина — 80. Остальные страны вы можете найти в таблице ниже.
№ | Страна | Индекс Социального Прогресса |
---|---|---|
1 | Норвегия | 90.95 |
2 | Дания | 90.09 |
3 | Швейцария | 89.89 |
4 | Финляндия | 89.56 |
5 | Япония | 88.34 |
6 | Швеция | 89.45 |
7 | Исландия | 89.29 |
8 | Новая Зеландия | 88.93 |
9 | Германия | 88.84 |
10 | Канада | 88.81 |
11 | Нидерланды | 88.31 |
12 | Австралия | 88.02 |
13 | Великобритания | 87.98 |
14 | Ирландия | 87.97 |
15 | Франция | 87.79 |
16 | Люксембург | 87.66 |
17 | Испания | 87.47 |
18 | Португалия | 87.12 |
19 | Бельгия | 86.77 |
20 | Австрия | 86.4 |
21 | Словения | 85.8 |
22 | Италия | 85.69 |
23 | Южная Корея | 85.61 |
24 | Чехия | 84.36 |
25 | Эстония | 83.98 |
26 | США | 83.62 |
27 | Сингапур | 83.23 |
28 | Кипр | 83.14 |
29 | Мальта | 82.63 |
30 | Греция | 82.48 |
31 | Израиль | 81.44 |
32 | Литва | 81.3 |
33 | Польша | 81.25 |
34 | Коста-Рика | 80.65 |
35 | Словакия | 80.43 |
36 | Латвия | 80.42 |
37 | Чили | 80.02 |
38 | Хорватия | 79.21 |
39 | Венгрия | 78.77 |
40 | Барбадос | 77.89 |
41 | Уругвай | 77.77 |
42 | Аргентина | 76.86 |
43 | Болгария | 76.17 |
44 | Маврикий | 74.88 |
45 | Румыния | 74.81 |
46 | Малайзия | 74.17 |
47 | Панама | 73.96 |
48 | Беларусь | 73.9 |
49 | Бразилия | 72.87 |
50 | Ямайка | 72.58 |
51 | Тунис | 72.33 |
52 | Эквадор | 71.88 |
53 | Сербия | 71.59 |
54 | Албания | 71.57 |
55 | Мексика | 71.51 |
56 | Грузия | 71.34 |
57 | Перу | 71.31 |
58 | Черногория | 71.16 |
59 | Армения | 71.14 |
60 | Колумбия | 70.31 |
61 | ОАЭ | 69.84 |
62 | Россия | 69.71 |
63 | Иордания | 69.57 |
64 | Катар | 69.37 |
65 | Шри-Ланка | 69.09 |
66 | Оман | 69.08 |
67 | Македония | 68.92 |
68 | Кабо-Верде | 68.55 |
69 | Казахстан | 68.2 |
70 | Молдова | 67.58 |
71 | Турция | 67.49 |
72 | Таиланд | 67.47 |
73 | Южная Африка | 67.44 |
74 | Куба | 67.42 |
75 | Суринам | 67.27 |
76 | Бутан | 67.26 |
77 | Парагвай | 67.2 |
78 | Доминикана | 67.15 |
79 | Алжир | 67.06 |
80 | Украина | 66.97 |
81 | Кыргызстан | 66.64 |
82 | Марокко | 66.04 |
83 | Монголия | 65.6 |
84 | Ботсвана | 65.58 |
85 | Индонезия | 65.52 |
86 | Иран | 65.15 |
87 | Ливан | 64.98 |
88 | Сальвадор | 64.65 |
89 | Китай | 64.54 |
90 | Саудовская Аравия | 63.95 |
91 | Фиджи | 63.85 |
92 | Гайана | 63.74 |
93 | Боливия | 63.66 |
94 | Филиппины | 63.4 |
95 | Гана | 61.75 |
96 | Египет | 61.71 |
97 | Сан-Томе и Принсипи | 61.42 |
98 | Гондурас | 60.31 |
99 | Непал | 60.23 |
100 | Узбекистан | 59.83 |
101 | Гватемала | 59.67 |
102 | Индия | 59.1 |
103 | Никарагуа | 58.97 |
104 | Сенегал | 58.59 |
105 | Тимор-Лешти | 55.8 |
106 | Туркменистан | 55.57 |
107 | Бангладеш | 54.11 |
108 | Кения | 53.51 |
109 | Таджикистан | 54.92 |
110 | Руанда | 52.96 |
111 | Гамбия | 52.9 |
112 | Танзания | 52.69 |
113 | Мьянма | 52.65 |
114 | Коморские острова | 52.04 |
115 | Свазилэнд | 51.21 |
116 | Бенин | 51.07 |
117 | Кот-д’Ивуар | 50.56 |
118 | Малави | 50.52 |
119 | Камбоджа | 50.36 |
120 | Лаос | 49.34 |
121 | Нигерия | 49.2 |
122 | Сьерра-Леоне | 49 |
123 | Того | 48.58 |
124 | Лесото | 48.44 |
125 | Пакистан | 48.2 |
126 | Джибути | 48.05 |
127 | Камерун | 48.04 |
128 | Буркина Фасо | 47.82 |
129 | КНДР | 46.95 |
130 | Либерия | 46.67 |
131 | Зимбабве | 46.58 |
132 | Мали | 45.98 |
133 | Конго | 45.67 |
134 | Эфиопия | 45.41 |
135 | Мозамбик | 45.39 |
136 | Мадагаскар | 43.58 |
137 | Ангола | 42.58 |
138 | Мавритания | 42.45 |
139 | Нигер | 41.74 |
140 | Судан | 41.59 |
141 | Гвинея | 40.59 |
142 | Бурунди | 39.09 |
143 | Афганистан | 38.6 |
144 | Папуа — Новая Гвинея | 38.59 |
145 | ДР Конго | 36.77 |
146 | Эритрея | 31.61 |
147 | Чад | 28.79 |
148 | ЦАР | 28.05 |
149 | Южный Судан | 24.44 |
Критика индекса социального прогресса
Несмотря на то что индекс включает в себя и основан на широком количестве показателей стран в социальной, здравоохранительной сферах, он все же игнорирует некоторые важные показатели. Прежде всего он не учитывает субъективные оценки населения той или иной страны своего уровня счастья, удовлетворенностью жизни и психологического состояния. Кроме этого некоторые эксперты считают что для полной картины стоит внести ряд дополнительных показателей при расчете индекса — расслоение общества по уровню богатства, эффективность судебной системы и качество инфраструктуры в стране.
А на этом сегодня все про рейтинг социального прогресса стран мира. Добавляйте сайт в закладки у нас еще много других рейтингов. До новых встреч на страницах проекта Тюлягин и успехов, друзья!
Источник