Рейтинг стран по социальным расходам

Сколько тратят на соцподдержку в странах ЕС, а сколько – в России?

Когда мы сравниваем жизнь в России и в странах ЕС, то с гордостью говорим: «Зато у нас низкие налоги!». Но многие из нас забывают о том, что львиная доля налогов в конечном итоге расходуется на самих же граждан. Евростат подсчитал, сколько в совокупности европейские страны тратят на социальную поддержку. А мы решили сравнить эти показатели с российскими.

А что там у них?

На днях Евростат опубликовал отчет о том, какую долю своего ВВП страны ЕС тратят на граждан. Оказалось, что в Евросоюзе в 2015 году потратили на социальную поддержку 29% ВВП. При этом доля расходов за пять лет даже немного выросла: в 2010 году страны ЕС тратили в среднем 28,6% ВВП.

Впрочем, во всех странах союза расходы разные. Больше всех на соцподдержку тратят во Франции – 34% ВВП, а также Дании и Финляндии – по 32%. Ненамного отстают от них Бельгия, Нидерланды, Австрия и Италия – они тратят в среднем по 30%.

В некоторых странах расходы, напротив, составляют менее 20% ВВП. Меньше всех тратят Румыния и Латвия – по 14,6% и 14,9% соответственно, Литва и Эстония – по 16,4% и Ирландия – 16,7%.

Авторы исследования отмечают, что эти различия зависят не только от уровня жизни, они также свидетельствуют о разнообразии национальной системы защиты населения, об особенностях экономических и институциональных структур в каждом отдельном государстве.

Читайте также:  Мой долг перед страной

В среднем по Евросоюзу более 45% социальных расходов – это пенсии по старости. Больше всего на пенсионеров тратят в Греции (65%), Италии и Португалии (по 58%).

37,3% расходов в ЕС приходится на выплаты по состоянию здоровья и инвалидности. При этом больше всего тратят на здравоохранение в Хорватии (46%), Германии и Нидерландах (43%). 8,6% забирают расходы по статье «Семья и детство».

4,8% идет на выплаты безработным. Несмотря на то, что СМИ много писали о том, что подобные выплаты буквально банкротят бюджеты европейских стран, их доля невелика. Самые высокие доли у Бельгии (10,7%) и Ирландии (12,2%), но все же у большинства стран она не превышает и 4%.

Еще одна статья расходов – это выплаты на жилье и так называемое «социальное отчуждение». На него в среднем приходится 4,1%. В Европе этот термин не означает только бедняков, он охватывает некую категорию граждан, которые по каким-то причинам оказались отрезанными от полноценного участия в обществе. Туда могут включаться малоимущие граждане, которые живут в трущобах, бедные, которые не имеют равного доступа к товарам и услугам, а также множество других категорий граждан, которые не могут почувствовать себя полноценной частичкой общества. Лидерами по выплатам таким гражданам стали Великобритания, Кипр и Дания, где расходы на них превышают 7%.

Почему в Европе так много тратят на соцзащиту?

Во многих странах Евросоюза огромное внимание уделяется социальной поддержке населения – это не только механизм защиты, но и один из главных факторов дальнейшего развития страны. Государство берет на себя обязательство перед гражданами за то, чтобы уровень жизни не опускался ниже гарантированного минимума, независимо от жизненной ситуации – болезни, старости, безработицы или потери кормильца. Но из ниоткуда деньги не берутся, поэтому взамен граждане платят более высокие налоги. Проще говоря, граждане и государство заключают, своего рода, договор о том, что на государство ложится более высокая социальная ответственность.

Аналитики ассоциации международных исследовательских агентств Gallup International провели международный опрос, чтобы выяснить, какая модель государственного устройства больше нравится гражданам – государство с обширной социальной защитой и высокими налогами или государство с низкими налогами, но где граждане преимущественно должны рассчитывать сами на себя.

Как и следовало ожидать, многие европейцы придерживаются именно первой точки зрения. Главным образом, это жители таких стран, как Швеция, Финляндия, Норвегия, Испания, Дания и Исландия. В то же время жители стран Центральной и Восточной Европы, наоборот, склонны считать, что лучше платить меньше налогов, но и разбираться со своими проблемами самому.

Так или иначе, высокие расходы на социальную защиту в определенной мере выгодны и государству. Власти таким образом пытаются поддержать высокий уровень потребления у населения. Чтобы пенсионеры брали ипотеку, чтобы безработные покупали не только еду, но и тратились на развлечения, чтобы бедные могли совершать крупные покупки. Власти пытаются удержать высокий спрос, чтобы он стимулировал рост промышленного производства, сельского хозяйства, а, значит, и государства в целом.

Еще один подход основан на том, что каждый гражданин – это потенциальный работник, который создает товары и услуги, имеющие стоимость, а также он – источник налоговых поступлений. Чем выше качество жизни человека, тем дольше он проживет и тем больше создаст благ и заплатит налогов.

Впрочем, и сама государственная система в ЕС позволяет все это реализовать. Проценты, которые отчисляются с высоких зарплат, действительно ощутимы, а благодаря низкому уровню коррупции, основная часть денег все же доходит до получателей.

Тем временем в России

Россияне, которых опросили Gallup International, больше склонялись к тому, чтобы платить меньше налогов, но и требовать взамен меньшей социальной поддержки. Впрочем, в нашей стране это так и происходит.

В России доля расходов на социальную сферу относительно нашего ВВП несоизмеримо меньше. По итогам 2015 года она составляла 5,1%, а в 2016 году достигла 5,3%. В денежном выражении по итогам года эта сумма составила 4598,48 млрд рублей, при этом наибольшая доля от этих расходов приходится на выплаты пенсий – свыше 71%. Другие меры поддержки играют куда меньшую роль. На охрану семьи и детства уходит 9,8% от социальных расходов, а на другие виды социальной помощи еще 8,9%.

Относительно других расходов нашего бюджета траты государства на социальную политику – это самая внушительная статья, на нее приходится около 27%, если сравнивать не с ВВП, а с расходами Федерального бюджета. Это больше, чем мы тратим на национальную оборону или правоохранительную деятельность.

Но если сравнивать расходы с европейскими, то наши несоизмеримо меньше. Это связано с тем, что и доходов в государственную казну идет тоже намного меньше, чем у многих государств ЕС, и это несмотря на поступления от углеводородов и налогов от граждан и бизнеса. Согласно справочнику ЦРУ, в долларовом выражении доходы федерального бюджета России оценивались на 2016 год в $200,7 млрд. Это в 6,5 раз меньше, чем доходы Франции, в 7,8 раз меньше, чем доходы Германии, в 4,34 раза меньше, чем у Испании, в 5,1 раз меньше, чем у Италии и Великобритании. Список можно продолжать.

Стоит заметить, что те суммы, которые выплачиваются в качестве социальной помощи, не помогают бороться с бедностью. Научно-исследовательский финансовый институт НИФИ в своем докладе, посвященном эффективности соцподдержки, отметил, что, несмотря на то, что государство утвердило очень широкий перечень выплат и льгот (более 800 федеральных и еще около 100 по регионам) все эти меры малоэффективны. Социальную поддержку получают около 65% россиян и 84% малоимущих, однако из 1 рубля, выделенного на адресную поддержку, до бедных доходит только 25 копеек.

При этом авторы пишут, что социальная поддержка чаще всего оказывается не нуждающимся, а людям с заслугами перед государством – в среднем на это уходит 700 млрд рублей. В основном это соцпакеты госслужащим и военным.

Источник

Рейтинг стран мира по индексу социального прогресса (развития)

Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! Сегодня мы с вами поговорим о рейтинге социального прогресса (развития) для стран мира на 2019 год. В статье я подробно расскажу что это за рейтинг и что он показывает, как он измеряется и для чего он нужен. Кроме этого вы сможете ознакомится с рейтингом из 149 стран мира по индексу социального прогресса в таблице. В заключении мы рассмотрим недостатки и критику данного рейтинга по мнению экспертов.

Содержание статьи:

Что такое индекс социального прогресса и для чего он нужен

Индекс социального прогресса (ИСП) измеряет в странах мира уровень обеспечения социальных и экологических потребностей для своего населения. В индекс социального прогресса входит 54 показателя из основных потребностей человека различных сфер, благосостояния граждан и перспектив развития и реализации. Ключевая особенность индекса социального развития заключается в том, что оценка благосостояния населения происходит на основе социальных и экологических параметров, а не на основе экономических факторов. К социальным и экологическим факторам относят хорошее самочувствие граждан (здоровье, обеспеченность жильем, санитарное состояние), равенство в стране, безопасность, личную свободу и так далее.

Индекс был разработан в 2013 году Майклом Портером и с тех пор ежегодно проводятся исследования большинства стран мира на предмет благополучия населения и его социального прогресса. Исследованиями занимаются профессора ведущих университетов мира — Гарварда и MIT.

Индекс социального прогресса за короткий промежуток времени стал одним из важнейших показателей в области социологии, психологии государственного управления и даже экономики (несмотря на отсутствие экономических данных исследования). С каждым годом показатели социального прогресса все чаще рассматриваются как альтернатива показателям экономического роста и развития все большим количеством экспертов.

Для понимания сути индекса, также необходимо понимание социального прогресса. Авторы исследования определяют так социальный прогресс — способность страны или общества удовлетворять актуальные гуманитарные потребности населения, создавать основу для улучшения и поддержания качества жизни населения и общества, а также создавать условия для людей прямо влияющие на реализацию его потребностей.

Как измеряется индекс социального развития

Индекс социального прогресса основан на трех основных секторах:

  • Основные человеческие потребности
  • Условия хорошего самочувствия (благополучия)
  • Возможности и реализация человека

Данные три сектора как раз и определяют сущность социального прогресса, изложенного мной выше. Каждый из трех перечисленных секторов измерений состоит из четырех компонентов, каждый из которых в свою очередь рассчитывается на основе 3-5 показателей. Как я уже писал выше, особенность индекса социального прогресса, что при оценки стран мира он не берет в учет экономические показатели и переменные, не учитывается даже такой показатель как ВВП страны. Кроме этого при расчете используются только конечные показатели. Несмотря на отсутствие экономических показателей индекс социального прогресса позволяет определить взаимосвязь между экономическим уровнем страны и ее уровнем социального прогресса.

Как я уже писал, всего в индекс входит около 54 показателей. Конечный индекс представляет из себя показатель от 0 до 100 баллов.

Рейтинг стран мира по уровню социального прогресса на 2019 год

Ниже я представляю вашему вниманию актуальный на конец 2019 года рейтинг стран мира по уровню (индексу) социального прогресса и развития. В текущий рейтинг вошло 149 стран мира.

Кроме этого, все страны мира исходя полученного балла разделены на 6 уровней стран:

  • 1 уровень (1-15 место) — страны с очень высоким социальным прогрессом
  • 2 уровень (16-30 место) — страны с высоким уровнем социального прогресса
  • 3 уровень (31-61 место) — со средним индексом
  • 4 уровень (62-104 место) — страны ниже среднего
  • 5 уровень (105-138 место) — страны с низким социального прогресса и наконец
  • 6 уровень (139-149 место) — страны с чрезвычайно низким социальным прогрессом

В топ 10 стран на 2019 года вошли: Норвегия, Дания, Швейцария, Финляндия, Швеция, Исландия, Новая Зеландия, Германия, Канада и Япония. Россия в 2019 году находится на 62 месте с баллом — 69,71 индекса. Таким образом Россия возглавляет 3 группу стран со среднем уровнем социального развития. До группы стран с высоким социальным прогрессом ее отделяет всего один шаг. Беларусь находится на 48 месте, Грузия на 56 месте, Армения на 59 месте, Казахстан — 69, Молдова — 70, Украина — 80. Остальные страны вы можете найти в таблице ниже.

Страна Индекс Социального Прогресса
1 Норвегия 90.95
2 Дания 90.09
3 Швейцария 89.89
4 Финляндия 89.56
5 Япония 88.34
6 Швеция 89.45
7 Исландия 89.29
8 Новая Зеландия 88.93
9 Германия 88.84
10 Канада 88.81
11 Нидерланды 88.31
12 Австралия 88.02
13 Великобритания 87.98
14 Ирландия 87.97
15 Франция 87.79
16 Люксембург 87.66
17 Испания 87.47
18 Португалия 87.12
19 Бельгия 86.77
20 Австрия 86.4
21 Словения 85.8
22 Италия 85.69
23 Южная Корея 85.61
24 Чехия 84.36
25 Эстония 83.98
26 США 83.62
27 Сингапур 83.23
28 Кипр 83.14
29 Мальта 82.63
30 Греция 82.48
31 Израиль 81.44
32 Литва 81.3
33 Польша 81.25
34 Коста-Рика 80.65
35 Словакия 80.43
36 Латвия 80.42
37 Чили 80.02
38 Хорватия 79.21
39 Венгрия 78.77
40 Барбадос 77.89
41 Уругвай 77.77
42 Аргентина 76.86
43 Болгария 76.17
44 Маврикий 74.88
45 Румыния 74.81
46 Малайзия 74.17
47 Панама 73.96
48 Беларусь 73.9
49 Бразилия 72.87
50 Ямайка 72.58
51 Тунис 72.33
52 Эквадор 71.88
53 Сербия 71.59
54 Албания 71.57
55 Мексика 71.51
56 Грузия 71.34
57 Перу 71.31
58 Черногория 71.16
59 Армения 71.14
60 Колумбия 70.31
61 ОАЭ 69.84
62 Россия 69.71
63 Иордания 69.57
64 Катар 69.37
65 Шри-Ланка 69.09
66 Оман 69.08
67 Македония 68.92
68 Кабо-Верде 68.55
69 Казахстан 68.2
70 Молдова 67.58
71 Турция 67.49
72 Таиланд 67.47
73 Южная Африка 67.44
74 Куба 67.42
75 Суринам 67.27
76 Бутан 67.26
77 Парагвай 67.2
78 Доминикана 67.15
79 Алжир 67.06
80 Украина 66.97
81 Кыргызстан 66.64
82 Марокко 66.04
83 Монголия 65.6
84 Ботсвана 65.58
85 Индонезия 65.52
86 Иран 65.15
87 Ливан 64.98
88 Сальвадор 64.65
89 Китай 64.54
90 Саудовская Аравия 63.95
91 Фиджи 63.85
92 Гайана 63.74
93 Боливия 63.66
94 Филиппины 63.4
95 Гана 61.75
96 Египет 61.71
97 Сан-Томе и Принсипи 61.42
98 Гондурас 60.31
99 Непал 60.23
100 Узбекистан 59.83
101 Гватемала 59.67
102 Индия 59.1
103 Никарагуа 58.97
104 Сенегал 58.59
105 Тимор-Лешти 55.8
106 Туркменистан 55.57
107 Бангладеш 54.11
108 Кения 53.51
109 Таджикистан 54.92
110 Руанда 52.96
111 Гамбия 52.9
112 Танзания 52.69
113 Мьянма 52.65
114 Коморские острова 52.04
115 Свазилэнд 51.21
116 Бенин 51.07
117 Кот-д’Ивуар 50.56
118 Малави 50.52
119 Камбоджа 50.36
120 Лаос 49.34
121 Нигерия 49.2
122 Сьерра-Леоне 49
123 Того 48.58
124 Лесото 48.44
125 Пакистан 48.2
126 Джибути 48.05
127 Камерун 48.04
128 Буркина Фасо 47.82
129 КНДР 46.95
130 Либерия 46.67
131 Зимбабве 46.58
132 Мали 45.98
133 Конго 45.67
134 Эфиопия 45.41
135 Мозамбик 45.39
136 Мадагаскар 43.58
137 Ангола 42.58
138 Мавритания 42.45
139 Нигер 41.74
140 Судан 41.59
141 Гвинея 40.59
142 Бурунди 39.09
143 Афганистан 38.6
144 Папуа — Новая Гвинея 38.59
145 ДР Конго 36.77
146 Эритрея 31.61
147 Чад 28.79
148 ЦАР 28.05
149 Южный Судан 24.44

Критика индекса социального прогресса

Несмотря на то что индекс включает в себя и основан на широком количестве показателей стран в социальной, здравоохранительной сферах, он все же игнорирует некоторые важные показатели. Прежде всего он не учитывает субъективные оценки населения той или иной страны своего уровня счастья, удовлетворенностью жизни и психологического состояния. Кроме этого некоторые эксперты считают что для полной картины стоит внести ряд дополнительных показателей при расчете индекса — расслоение общества по уровню богатства, эффективность судебной системы и качество инфраструктуры в стране.

А на этом сегодня все про рейтинг социального прогресса стран мира. Добавляйте сайт в закладки у нас еще много других рейтингов. До новых встреч на страницах проекта Тюлягин и успехов, друзья!

Источник

Оцените статью