Рейтинг стран мира по уровню занятости
Уровень занятости (Employment Index) — ключевой показатель состояния рынка труда в странах и регионах мира, который определяется как доля работающего населения трудоспособного возраста в составе всего населения (выраженная в процентах). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование: | Уровень занятости / Employment Index. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тематика исследования: | Страны и регионы Экономическое развитие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Направление исследования: | Экономика Изучение экономических процессов. Общество Изучение социальных процессов. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата исследования: | 1980 год — настоящее время. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Периодичность исследования: | Регулярно (ежегодно). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация исследования: | Международная организация труда / International Labour Organization. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сайт исследования: | http://ilostat.ilo.org/ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее исследование: | Employment Index 2020. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Связанные исследования: | Рейтинг стран мира по уровню безработицы Развитие глобального рынка труда | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Текст статьи: © Центр гуманитарных технологий. Настоящий документ подготовлен в соответствии с информацией и данными, предоставленными организацией International Labour Organization. Републикация текста не разрешена. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 22.03.2021. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень занятости, или коэффициент занятости (Employment Index) — ключевой показатель состояния рынка труда в странах и регионах мира, который определяется как доля безработных в составе экономически-активного населения (выраженная в процентах). Высокое значение показателя означает, что значительная часть населения страны работает, а низкое значение означает, что значительная часть населения не участвует непосредственно в деятельности на рынке труда, поскольку эти лица являются безработными или (что более вероятно) потому что они находятся вне состава экономически-активного населения. Использование соотношения численности занятых и численности населения помогает определить, какая часть населения той или иной страны участвует в производстве товаров и услуг. На международном уровне показатели уровня занятости рассчитываются ежегодно по методике Международной организации труда (International Labour Organization) — специального учреждения системы Организации Объединённых Наций (ООН), которое проводит международную стратегическую политику в сфере занятости и регулирования трудовых отношений. В системе ООН Бюро статистики Международной организации труда играет роль ведущего центра трудовой статистики, которое аккумулирует статистические данные по мировому рынку труда и анализирует его основные показатели, включая данные о занятости и безработице, с 1980 года по настоящее время. В методологии Международной организации труда безработные определяются как все лица трудоспособного возраста (от 15 лет и старше), которые в течение установленного (учётного) периода времени осуществляли любую деятельность, связанную с производством товаров или оказанием услуг за плату или прибыль (в денежной или натуральной форме) в границах национальной территории или за рубежом. В эту категорию не включают учащихся, домохозяек и других лиц, занятых неоплачиваемым трудом. Указанное стандартное определение занятости представлено в «Резолюции о статистике трудовой деятельности, занятости и недоиспользования рабочей силы» (Resolution Concerning Statistics of Work, Employment and Labour Underutilization), принятой на Международной конференции статистиков труда (International Conference of Labour Statisticians) в 2013 году. Соотношение численности занятых и численности населения отражает способность экономики создавать рабочие места, поэтому для многих стран этот показатель зачастую может иметь большую информативность, чем показатель уровня безработицы. Хотя его высокое общее значение, как правило, рассматривается как положительное, самого по себе этого показателя недостаточно для оценки предложения или дефицита достойного труда, поскольку соотношение может быть высоким также и по причинам, которые не обязательно носят положительный характер. Поэтому при рассмотрении ситуации на рынке труда конкретной страны принято учитывать дополнительные показатели, такие как уровень доходов от трудовой деятельности, продолжительность рабочего времени, занятость в неформальном секторе, неполная занятость, условия труда, возрастные и гендерные различия на рынке труда, и другие. Данные об уровнях занятости в странах и регионах мира рассчитываются исходя из общей численности рабочей силы и представляют собой официальные оценки государственных институтов, полученные в ходе проведения национальных обследований, которые поступают в статистический центр Международной организации труда и адаптируются для обеспечения точного соответствия принятым статистическим стандартам и последующих международных сопоставлений. Организация при этом указывает, что методы расчёта уровня занятости государственными органами национальной статистики не имеют единых стандартов и существенно варьируются от страны к стране (за исключением стран-членов ОЭСР), поэтому основная часть таких показателей, публикуемых в сравнительных исследованиях и рейтинговых таблицах, несмотря на приведение их к согласованным значениям, всё же не могут быть сопоставлены напрямую. Так, относительно высокие показатели занятости ряда слаборазвитых стран связаны, как правило, с тем, что основную часть экономически-активного населения в этих государствах составляет самозанятое аграрное население, которое не участвует непосредственно в деятельности на рынке труда. Показатели уровня занятости в странах и регионах мира используются в рамках серии докладов «Развитие глобального рынка труда: Основные показатели» (Key Indicators of the Labour Market) и «Мировые тенденции в сфере занятости» (Global Employment Trends), выпускаемых Международной организацией труда. Доклады, публикуемые ежегодно по результатам периодических сравнительных исследований, содержат подробные статистические данные, аналитические материалы и актуальную информацию об основных тенденциях в сфере труда по всему миру. В настоящее время исследование охватывает страны-члены ООН, а также некоторые административные территории с особым статусом, при этом рейтинговая таблица часто насчитывает меньшее число государств, так как страны, которые не желают или не могут предоставить статистику по данному показателю, не включаются в рейтинг. Результаты исследованияЭта страница содержит актуальный (периодически обновляемый) список стран мира, упорядоченных по уровню занятости, выраженному как доля безработных в составе экономически-активного населения (в процентах). Текущие данные представлены по состоянию на 2019 год (опубликованы в июле 2020 года). Источник Рейтинг стран по уровню высококвалифицированных кадровФранцузский исследовательский институт INSEAD совместно с Adecco Group и Институтом лидерства в области человеческого капитала (HCLI) ежегодно публикуют отчет о состоянии рынка высококвалифицированных кадров в мире. Специальный индекс (Global Talent Competitiveness Index) измеряет, насколько страны способны конкурировать за самых квалифицированных и талантливых сотрудников. Кроме того, страны оцениваются по умению выращивать и сохранять у себя самых талантливых специалистов отрасли. В исследовании был оценен потенциал подготовки и удержания квалифицированных кадров в крупнейших странах мира и условия, необходимые для реализации этого потенциала. Для оценки Global Talent Index каждой страны использовались семь независимых показателей: демография; качество системы обязательного образования; качество обучения в университетах и бизнес-школах; качество среды для воспитания квалифицированных кадров; мобильность и относительная открытость рынка труда; тенденции в привлечении иностранных инвестиций и международных специалистов. Также оценивались востребованность высококвалифицированных специалистов в стране и, собственно, наличие в стране таких специалистов. Последний раз отчет выходил в 2019 году. Отчеты: Источник Рейтинг стран мира по количеству трудовых ресурсов(по состоянию на начало 2011 г.).
Уровень образования трудовых ресурсов Одним из главных элементов качественных характеристик рабочей силы выступает уровень общего развития и специального образования, т.к. люди, а не машины являются движущей силой экономического роста (К. Маркс). Например, последние 40-50 лет ВВП США увеличивался ежегодно в среднем на 3,2%, 16% этого роста были достигнуты благодаря повышению образовательного уровня рабочей силы, 34% — в результате технических нововведений и «ноу-хау» (что тоже связано с образованием) и только 12% определялись ростом затрат на оборудование. Образование повышает производительность труда, что обеспечивает рост доходов. Как показали исследования увеличение обучения рабочей силы на 1 год может привести к 3%-ному увеличению ВВП. Хотя развитые и с переходной экономикой страны уступают развивающимся государствам по численности трудовых ресурсов, они опережают последние по качеству рабочей силы − общеобразовательному уровню. Уровень образования трудоспособного населения России высокий: в основных рабочих возрастах (от 25 до 50 лет) в середине 1990-х гг. более 50% имели высшее, незаконченное высшее и среднее специальное образование. В развивающихся странах качество трудовых ресурсов определяется не столько наличием высшего или среднего образования, сколько уровнем грамотности (умение писать, читать, считать). В этих странах высока доля неграмотных. Низкий уровень образования населения во многих развивающихся странах определяет низкую производительность труда, ведет к консервации устаревших форм хозяйствования, блокирует технический прогресс. Получение общего и специального образования невозможно без грамотности. В начале 90-х годов в мире насчитывалось 948 млн. неграмотных (1970 − 90 млн.). 917 млн. приходится на страны «третьего мира», что составляет 1/3 всего взрослого населения. Более 55% неграмотных приходится на Индию (50% населения) и Китай (21% населения). По уровню неграмотности выделяются Южная Азия (63% женщин и 37% мужчин) и Тропическая Африка (53% женщин и 33% мужчин), а также арабские страны (56% и 32%). В Джибути и Буркина Фасо 80% населения неграмотно. В промышленно развитых странах уровень грамотности высокий, но и здесь 31,5 млн. неграмотных взрослых, в основном в Южной Европе. Эффективность использования рабочей силы в стране определяется показателями: уровень открытой безработицы; количество часов работы одного занятого в год и объемом производства на одного занятого. Уровень безработицы определяется как отношение числа лиц, имеющих статус безработного, к численности экономически активного населения. Второй показатель определяется отношением суммы часов отработанных всеми занятыми к числу занятых. Этот показатель в Южной Корее − 2447 часов, в Японии – 1815 ч., в США – 1845 ч., Великобритании − 1715, России − 1736ч. Сравнительно низкое значение этого показателя в России объясняется высокой скрытой безработицей (люди числятся занятыми, но работы нет). В 2010 году число безработных на планете достигло 186 млн. человек, или 7,8% всей мировой рабочей силы. В составе резервной армии труда – 108 млн. мужчин и 78 млн. женщин. Среди молодежи показатель безработицы более чем в два раза выше среднего – 14,4%. Главным показателем, характеризующим эффективность использования рабочей силы является уровень производительности труда, определяемый как объем производства на одного занятого. Лидерами по этому показателю являются индустриальные страны мира: США (60, 7 тыс. долл.), Бельгия (54, 3 тыс. долл.), Ирландия и Франция (по 52 тыс. долл.). В России этот показатель составляет 16,9 тыс. долл., что составляет только 28% от показателя США и 40% от показателя Японии. Отраслевая структура занятости В развитых странах сдвиги в отраслевой структуре занятости происходят по трем направлениям. 1.Удельный вес населения, занятого в сельском и лесном хозяйстве, достиг, вероятно, минимального уровня и в 2000г. составлял %: Испания − 15;Япония − 10; Франция − 8;Германия − 5,6; Канада − 4,7; США − 3,1; Англия − 2,5. 2. Постепенно снижается доля занятых в промышленности и строительстве. В 2000 г. она составляла % : Франция − 32; США − 27,9; Канада − 26. 3. Продолжает расти доля занятых в сфере услуг. В 2000 г. она составила %: США − 59; Канада и Англия − 57; Франция − 52; Япония − 50; Италия − 44. В отраслевой структуре занятости стран с переходной экономикой просматриваются следующие тенденции: 1) быстрый рост доли занятых в сфере услуг − с 37% до 48% (Россия); 2) сокращение доли занятых в промышленности и строительстве — с 42,3% до 37,9% (Россия); 3) сохранение довольно высокой доли занятых в сельском и лесном хозяйстве − 14,9% (Россия), 28% (Польша), 15% (Венгрия) В развивающихся странах преобладающая часть занятого населения сосредоточена в сельском и лесном хозяйстве − 56% (Индонезия). Доля занятых в промышленности и строительстве невысока. Так, она составила в Египте и Пакистане − 20%, Индонезии − 13%. В новых индустриальных странах доля занятых в сельском и лесном хозяйстве близка к показателям стран с переходной экономикой (Южная Корея − 18%, Бразилия − 25, Тайвань − 16%). В промышленности и строительстве в Южной Корее занято − 35%, в Бразилии − 23%. Занятость работников сферы услуг возрастает абсолютно и относительно во всех группах стран. В сельском хозяйстве, промышленности и строительстве происходит относительное сокращение численности занятых, а нередко сокращается и абсолютная численность занятых в этих сферах. Работники из этих сфер перемещаются в сферу услуг. Увеличивается доля работников умственного труда (специалистов и служащих). В США в результате структурной перестройки экономики из промышленности и сельского хозяйства ежегодно вытесняется от 1 до 2 млн. работников. Рабочая сила переходит в сферу услуг. В России также происходит перемещение работников из промышленности в сферу услуг. Относительная численность (доля) занятых в сельском хозяйстве России медленно сокращается. Усложнение системы хозяйственных и социальных связей, увеличение информационных потоков, научно-технический прогресс вызвали рост спроса на работников со следующими качествами: а) способных работать с информацией (человек-знак); б) способных работать с людьми (человек-человек); в) способных работать с современной техникой (человек-техника); г) способных жить в гармонии с природой (человек-природа). В связи с происходившими в 1990-е гг. изменениями в отраслевой структуре экономики России имели место значительные сдвиги в распределении занятого населения: 1) снизилась доля занятого населения в промышленности, строительстве, науке; 2) увеличилась доля занятого населения в торговле, общественном питании, кредитовании, финансах и страховании и др.; 3) в отраслях сферы услуг. Выводы В качестве основных ресурсных компонентов мирового хозяйства можно выделить природные ресурсы и человеческие ресурсы. Природные ресурсы − это элементы природы, используемые в хозяйстве, являющиеся средствами существования человеческого общества: почвенный покров, полезные дикие растения, животные, полезные ископаемые, вода (для водоснабжения, орошения, промышленности, энергетики, транспорта), благоприятные климатические условия (главным образом, тепло и влага осадков), энергия ветра. Природные ресурсы − пространственно — временная категория; их объем разный в различных районах земного шара и на разных стадиях социально-экономического развития общества. Природные ресурсы распределены между странами неравномерно. Только 20 стран располагают более 5% мировых запасов какого-либо одного вида минерального ресурса. Лишь несколько стран мира (Россия, США, Канада, Китай, ЮАР и Австралия) обладают большинством его видов. В различных странах сложились различия между имеющимися минеральными ресурсами и объемами их потребления. Под человеческими (трудовыми) ресурсамипонимают часть населения, которая достигла необходимого физического развития, умственных способностей и знаний для работы в народном хозяйстве. Масштабы трудовых ресурсов характеризуют потенциальную массу живого труда, или «запас» рабочей силы, которым владеет общество для удовлетворения своих потребностей. Главным показателем, характеризующим эффективность использования рабочей силы является уровень производительности труда, определяемый как объем производства на одного занятого. Лидерами по этому показателю являются индустриальные страны мира: США (60, 7 тыс. долл.), Бельгия (54, 3 тыс. долл.), Ирландия и Франция (по 52 тыс. долл.). В России этот показатель составляет 16,9 тыс. долл., что составляет только 28% от показателя США и 40% от показателя Японии. Вопросы для повторения 1. Что понимается под природно-ресурсным потенциалом мировой экономики? 2. Почему природные ресурсы − это пространственно — временная категория? 3. Обозначьте основные подходы к классификации природных ресурсов по происхождению. 4. Какие виды природных ресурсов относят к относительно возобновляемым? Почему? 5. Какие виды природных ресурсов относят к невозобновляемым? 6. Поясните роль основных видов природных ресурсов в развитии мирового хозяйства. 7. Что входит в понятие человеческих (трудовых) ресурсов мировой экономики? 8. Назовите основные факторы, влияющие на размещение населения. 9. Укажите количественные и качественные аспекты развития трудовые ресурсов мира. Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни. Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰). Источник |