Топ-10 стран-судовладельцев
VesselsValue подвели итоги 2018 года и выяснили, какие государства на сегодняшний день обладают самым крупным флотом. Как и в прошлом году, десятку возглавила Греция, однако Китай отметился самыми высокими показателями по росту стоимости судов.
В общей сложности, за год стоимость греческого флота выросла более чем на $5 млрд – это второй по величине показатель среди 10 ведущих судоходных наций. Сейчас флот страны оценивается более чем в $100 млрд. Такие впечатляющие результаты связаны в первую очередь с ростом заказов на СПГ-суда и увеличением стоимости танкеров. Греция заняла выгодное положение благодаря владению самым дорогим СПГ-флотом в мире, стоимость которого за этот год увеличилась с $13 млрд до $18,4 млрд. Самым крупным источником убытков для страны стал сектор мобильных морских буровых установок.
Япония по-прежнему занимает второе место среди ведущих стран-судовладельцев с отличными результатами: совокупная стоимость ее флота составляет более $94 млрд. Рост цены балкеров, танкеров и СПГ-судов серьезно отразился на результатах оценки флота страны в этом году.
Среди 10 самых успешных стран, Китай отметился наибольшим ростом стоимости – $6,3 млрд за год. На сегодняшний день флот страны оценивается в $90 млрд. В то же время местное судоходство столкнулось с самым сильным падением стоимости контейнерного флота. Китай во многом ответственен за стабильный рост спроса на СПГ, и неудивительно, что на этом рынке ему удалось значительно нарастить стоимость. Продолжая прошлогоднюю тенденцию, Китай перешёл с третьего на второе место по количеству заказанных судов, что, возможно, позволит ему в ближайшие годы подняться еще выше в этом списке.
Сингапурские собственники взлетели на четвёртое место, увеличив стоимость своего флота на внушительные $3,1 млрд. Сейчас они в списке значительно выше США и Норвегии, которым до подобных результатов еще далеко. Такой рост связан в первую очередь с развитием контейнерных перевозок: крупная японская компания «ONE» открыла в стране свой офис. Сингапур обладает довольно внушительным количеством шельфовых судов, в первую очередь в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке.
Норвегия, как и раньше, № 1 в сфере шельфовых судов, хотя неплохо закрепилась и на танкерном рынке. Стране принадлежит второй самый дорогой флот транспортно-буксирных теплоходов и третий по стоимости флот судов снабжения, несмотря на то, что по их числу они только шестые.
США, еще в прошлом году отметившиеся на четвертой строчке рейтинга, упали на целых две позиции. Во многом это связано с тем, что флот страны насчитывает самое большое количество оффшорных судов старше 15 лет, что серьезно влияет на стоимость активов.
Флот Германии продолжает сокращаться из года в год, и по большей части беды в этом году были связаны с контейнеровозами: в связи с продажами и утилизацией общая стоимость судов в этом сегменте снизилась на $1,7 млрд. Сейчас лидирующую позицию в качестве собственника самого дорогого контейнерного флота занимает потеснивший Германию Китай: $16,4 млрд против $17,3 млрд соответственно.
Для Южной Кореи это был очень благоприятный год: она повысила стоимость своего флота более чем на $5 млрд в трёх сегментах: в секторе балкеров, танкеров и контейнеровозов. Одна из интересных тенденций – спад стоимости СПГ-активов, принадлежащих корейским собственникам, что обусловлено выводом из эксплуатации устаревшего флота на паровых двигателях.
Великобритания, в прошлом году занимавшая восьмое место, в этом рейтинге оказалась только на девятом. Страна владеет разными типами судов, и никакой сегмент по отдельности нельзя однозначно обвинить в этом падении. Возможно, свою роль сыграл выход из ЕС, сделавший инвестиции в отрасль довольно рисковыми.
Дания, как и в прошлом году, находится в конце списка. Флот страны сильно зависит от контейнерных рынков, однако в прошлом году этот сегмент не ощутил особых перемен. Общее снижение стоимости танкерных активов тоже отразилось на позиции Дании в рейтинге.
– К сожалению, в этом списке нет России, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков (РПСМ), – На сегодняшний день наша страна сильно отстает от ведущих судоходных государств, несмотря на то, что в прошлом занимала лидирующие позиции в морской отрасли. Во многом это связано с тем, что очень мало российских судов ходит под флагом РФ. Остается надеяться, что в будущем ситуация изменится и Россия тоже сможет претендовать на место в рейтинге.
Источник
Удобный флаг судна: понятия и причины развития
Флаг судна — это, в первую очередь, внешнее выражение его государственной принадлежности. В свою очередь, под национальностью судна можно понимать его принадлежность к определенному государству. В зависимости от того, в какой стране судно было зарегистрировано и под каким флагом плавает, законам этой страны, обязаны подчиняться все, кто находится на его борту. Принадлежность судна к определенному государству обуславливается его регистрацией и выдачей соответствующих документов, а также предоставлением права под флагом этой страны. Статья 91 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года, подписанная в Монтего-Бее, Ямайка (далее по тексту — Конвенция ООН) гласит, что каждое государство самостоятельно устанавливает условия и права предоставления своего флага судам. Украина ратифицировала Конвенцию ООН Законом «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года и Соглашения об имплементации Части XІ Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года» от 03.06.1999. Обязательным условием является то, что между страной, предоставляющей свою национальность и судами должна существовать связь, которая позволяет государству осуществлять контроль над судами. Согласно Конвенции ООН, судно обязано плавать под флагом только одной страны, не имеет права менять флаг в течение плавания или после захода в порт. Исключением служат случаи, когда судно проходит процесс изменения регистрации. Россия пошла еще дальше.
Международным сообществом была сделана попытка унифицировать и уточнить отношение связи и контроля государства флага над судами, поскольку содержание такого контроля понимается многими государствами далеко неоднозначно. С 20 января по 7 февраля 1986 г. в Женеве проходила Конференция ООН по условиям регистрации судов, в результате была подписана Конвенция об условиях регистрации судов. Из 109 государств, принявших участие в Конференции, Конвенцию подписали 81 государство, но Конвенция эта в силу не вступила и не вступит никогда, наверняка. Для такого утверждения много смелости не нужно, поскольку общеизвестно, что ни экономической заинтересованности, ни юридической основательности большинство государств, подписавших Конвенцию, не обнаружили. Что касается экономической незаинтересованности, то она очевидна, ибо признание принципа реальной связи судна с государством флага подорвет позиции государств, предоставляющих удобный флаг. Тем не менее, Россия эту Конвенцию ратифицировала, чем поставила себя в довольно неудобное положение, ведь она теперь имеет обязанности, предусмотренные в этой Конвенции, хотя они и не носят строго обязательного юридического характера. Таким образом, созданный в России второй регистр оказался далеко не столь успешным, как международные реестры судов в других странах.
Практика стран удобного флага
В начале ХХ века несколько государств приняли законы об упрощенной регистрации иностранных судов под флагом своей страны. Упрощенный процесс регистрации включал в себя, в том числе занижение налогообложения и стандартов охраны труда. Такая практика быстро обрела популярность и невиданный масштаб — в настоящий момент более половины всех судов в мире плавают под так называемыми удобными флагами. К числу государств, предоставляющих удобные флаги, Международный профессиональный союз транспортников (далее по тексту — ITF), относит следующие страны: Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Бермудские острова, Боливию, Бирму, Камбоджу, Каймановы острова, Коморские острова, Кипр, Экваториальную Гвинею, Францию (второй регистр), Грузию, Германию (второй регистр), Гибралтар, Гондурас, Ямайку, Ливан, Либерию, Мальту, Республику Маршалловы Острова, Маврикий, Монголию, Нидерландские Антильские острова, Северную Корею, Панаму, Сан-Томе и Принсипи, Шри-Ланку, Сент-Винсент и Гренадины, Тонга, Вануату. Более 30% мирового тоннажа торгового флота находится под юрисдикцией Панамы.
Понятие удобного флага подразумевает под собой регистрацию судна под национальным флагом определенной страны, при этом фактической привязки судовладельца к этой стране может и не быть.
В первую очередь, удобный флаг судна выгоден стране, предоставляющей такие услуги, так как это легкий способ получить определенный доход. Бюджет стран удобных флагов формируется в значительной части от регистрационных взносов судовладельцев. В этой связи, между странами удобного флага возникает конкуренция, вследствие которой, для привлечения новых судов под свой флаг, занижаются требования к охране труда, к возрасту и состоянию судов, что негативно сказывается на состоянии мирового флота и условиях работы моряков.
Преимущества удобного флага для судовладельца
Для судовладельцев преимущества применения удобного флага заключаются в следующем: за невысокую плату они получают низкие налоговые ставки и регистрационные сборы, причем все процедуры, касающиеся регистрации судна происходят по максимально упрощенной схеме и в самые сжатые сроки. Стандартное время регистрации судна под удобным флагом занимает около недели. К тому же наличие удобного флага судна гарантировано дает владельцам судов возможность перерегистрации в реестре другого государства и также параллельной регистрации. Регистрация судна возможна как в самом государстве, предоставляющем такие услуги, так и в его зарубежных консульствах.
Регистрация под удобным флагом обладает определенными преимуществами для судовладельца относительно налогообложения, как правило, налоговые ставки в таких государствах существенно ниже, чем в морских державах. Следует отметить, что вместе с налоговыми затратами значительно снижаются и эксплуатационные расходы, так как предъявляются значительно меньшие требования к техническому состоянию и экипажу судна. В ряде государств практически полностью отсутствует контроль за выполнением норм по безопасной эксплуатации судна и зачастую отсутствует требование освидетельствования технического состояния судна, так как существует более упрощенная процедура получения документов, удостоверяющих пригодность судна к плаванию.
Страны открытой регистрации предоставляют судовладельцам определенные преимущества при эксплуатации судна. В частности, это таможенные льготы, применение упрощенных схем при совершении сделок по продаже судна, сохранение анонимности крупных должностных лиц судоходных компаний и конфиденциальности проведения коммерческих операций. Зачастую именно анонимность привлекает тех, кто использует удобный флаг в преступных целях. Возможность скрыть фактически всю лишнюю или ненужную, с точки зрения преступников, информацию о судне открывает огромные возможности для осуществления множества незаконных операций. В частности, суда под удобными флагами используются для контрабанды оружия, наркотиков или даже людей, а также в целях отмывания денег.
Еще одной причиной распространенности такого явления, как удобный флаг, является то, что требования касательно соблюдения адекватных условий жизни и труда команд на суднах занижены по сравнению с нормами, существующими в иных государствах. Особенно это касается соблюдения трудового распорядка и выплаты заработной платы. Это обуславливает резкое снижение расходов на содержание команды, к тому же существует практика найма моряков вне зависимости от их гражданства, что также позволяет значительно экономить на рабочей силе.
Однако минимальные требования к составу экипажа, предъявляемые странами открытой регистрации, могут привести к тому, что трудовое законодательство по отношению к членам команды почти не соблюдается или же не соблюдается вовсе. Несоблюдение норм законодательства и отсутствие социальных гарантий приводит к ухудшению условий жизни на борту, частичной или полной невыплате заработной платы, отсутствию каких-либо норм охраны труда. Суда под удобным флагом часто не имеют никакого медицинского обслуживания, не подготовлены к аварийным ситуациям, что ведет к повышению уровня травматизма на борту. Еще одной проблемой членов такого экипажа может стать отсутствие коллективного договора, который, согласно требованиям ITF, является гарантией оплаты труда и предоставления достойных условий работы. Обычно в целях экономии расходов на заработную плату экипажа, судовладельцы прибегают к найму моряков из стран, с низким уровнем жизни, таких как: Филиппины, Индия, Китай и др. Соответственно, уровень профессиональной подготовки таких моряков является довольно низким. Кроме того, существуют также языковые препятствия. Часто на судах возникает ситуация, когда моряки, офицеры и капитан не понимают друг друга, что ведет к значительному риску, при возникновении аварийных ситуаций.
Официальная позиция ITF по данному вопросу, заключается в том, что регистрация судов под удобными флагами недопустима, поскольку делает невозможным соблюдение всех прав моряков — работников судна. Довольно часто происходят такие конфликтные ситуации, что для их разрешения на основе трудового законодательства, моряку приходится обращаться в суд по месту регистрации судна, так как контракт составлен по законодательству этой страны, что приводит к значительным издержкам на наем адвокатов и ведение процесса в другой стране. Подобные расходы зачастую могут превышать сумму спора, и в этой связи многие моряки не решаются на разбирательство.
Дает ли удобный флаг защиту от ареста судна?
Некоторые судовладельцы надеются, что удобный флаг дает какие-то преимущества или даже может помешать наложению ареста на морское судно, поскольку государство флага не является членом ни одной из конвенций об аресте судов. Хотя большинство государств удобного флага, действительно, не присоединились ни к одной из конвенций об аресте судов, это, разумеется, не спасает судно от ареста. Виду того, что страна, где зарегистрировано судно, не является договаривающимся государством, например, Конвенции по унификации некоторых правил относительно наложения ареста на морские суда 1952 года, к которой присоединились как Украина, так и Россия, следует отметить, что в ч. 2 ст. 8 этой Конвенции предусматривается, в частности, что судно, которое ходит под флагом государства, не являющегося договаривающимся государством Конвенции, может быть арестовано в пределах юрисдикции любого из договаривающихся государств по любому из морских требований, перечисленных в ст.1 Конвенции.
Таким образом, мы полагаем, что и раньше, до вступления в силу упомянутой Конвенции в отношении Украины и Российской Федерации, арест морского судна был преимущественно институтом гражданского материального права, а также процессуальным институтом частного права. Как бы то ни было, судовой арест вполне может быть проведен в отношении судна под удобным флагом как в России, так и в Украине.
Попытки маскировки действительности и позиция ITF
Как уже было сказано выше, в настоящее время огромное количество судовладельцев предпочитают регистрацию своего флота под удобным флагом. В рамках конкуренции страны открытой регистрации активно начинают принимать участие в различных морских конвенциях международного масштаба, сотрудничать с профсоюзами, вступать в соглашения, которые призваны подтвердить их высокий статус, безопасность мореплавания и благонадежность. Любое подобное государство заинтересовано в том, чтобы под их флагом ходили крупные суда успешных судовладельцев, поэтому и стремится поднять престиж своего флага. Тем не менее, такие меры носят больше формальный характер, требования безопасности мореплавания и охраны труда в странах с «престижным» удобным флагом, все равно значительно ниже, чем в крупных морских державах с устоявшимися морскими традициями.
Долгое время ITF ведет борьбу с системой удобных флагов. Следует отметить, что все страны, предоставляющие удобный флаг, являются суверенными, и в этой связи, вмешательство со стороны международных организаций, или других стран, в их внутреннюю деятельность является недопустимым.
Соответственно, деятельность ITF в этой части, носит скорее контролирующий характер. В частности принимаются такие меры, как: постоянная проверка судов специальными инспекторами и возвращение заработной платы морякам в случае ее задержания, постоянный контроль владельцев судов с целью обеспечения экипажа всеми стандартами, указанными в международных правовых актах. К методам борьбы с системой удобных флагов также можно отнести необходимую помощь членам экипажа в медицинском обслуживании и правовой защите, в связи с чем нельзя не отметить значительный вклад ITF в области охраны прав моряков на судах с удобными флагами.
Источник