Резервная доля страны мвф

Платежный баланс: сущность, структура, роль в хозяйственной деятельности страны на внутреннем и мировом рынках

Резервная позиция в МВФ

— сумма резервной транши (доли) страны в МВФ и долга со стороны МВФ этой стране. Резервная транша составляет 25% квоты страны в капитале МВФ и может быть получена страной назад практически без каких-либо условий. Покупки иностранной валюты за национальную в рамках резервной транши, которая не считается кредитом МВФ, так же как и получение кредита МВФ, приводят к увеличению резервных активов покупающей страны.

— обычно наиболее значимая часть международных активов, состоящая из требований к нерезидентам в форме иностранной валюты, банковских депозитов, правительственных ценных бумаг, других ценных бумаг, финансовых дериватов, акций частных предприятий и требований, возникающих в результате соглашений между национальным и иностранными ЦБ, а также правительственными органами.

— остаточная категория, включающая все остальные требования в иностранной валюте (наличной валюты или депозитов) или ценных бумагах, которые могут быть включены в определение международных активов НБ.

В финансирующей части платежного баланса, который, по определению, показывает потоки реальных и финансовых ресурсов, отражаются не запасы, а потоки резервных активов, т.е. изменение в уровне резервных активов в начале и в конце года.[2, с. 147-148]

Читайте также:  Сколько лететь всех стран

Счет текущих операций и баланс счета движения капиталов взаимосвязаны. В сущности они являются отражением друг друга. Для объяснения этого явления приведем простую аналогию. Предположим, наши расходы превысят доходы. Решить проблему нехватки средств можно продав некоторые из активов или взяв взаймы. Или же можно получить ссуду у родственников или банка. Аналогичным образом, когда страна сталкивается с дефицитом баланса счета текущих операций, это означает, что ее расходы на иностранные товары и услуги (ее импорт) превысят доходы, получаемые от продажи за рубежом собственных товаров и услуг (ее экспорт). Она должна финансировать этот дефицит баланса счета текущих операций, продавая активы или получая взаймы, то есть беря в долг. И именно это находит отражение в положительном сальдо баланса счета движения капиталов.

Вывод: дефицит баланса счета текущих операций финансируется в основном чистым притоком капитала на счет движения капиталов. И наоборот, избыток счета текущих операций страны сопровождается чистым оттоком капитала по счету движения капиталов. В последнем случае избыточные средства счета текущих операций будут использованы для покупки недвижимости или предоставления займов другим странам мира.

Первые экономисты, которые увидели прямую связь между благосостоянием страны и ее внешнеэкономическими стратегиями, были меркантилисты. Они рекомендовали проводить политику активного торгового баланса. Тогда международного движения капитала еще не было, поэтому они писали исключительно о торговом балансе. Опасность пассивного баланса была очевидной. Дефицит мировых денег в стране снижал возможности доступа к иностранным товарам. Активный же баланс сулил повышение емкости внутреннего рынка.

Концепции и модели регулирования платежного баланса.

Основной целью теории платежного баланса является разработка методов регулирования внешних расчетов.

Теория автоматического саморегулирования платежного баланса господствовала почти 200 лет до 30-х годов XX века. Согласно этой теории при пассивном платежном балансе, например, страны А по отношению к стране В в результате отлива золота в В уменьшалось количество золотых денег в обращении, и снижались цены в А, что способствовало повышению конкурентоспособности товаров страны А, увеличению их экспорта и тем самым активизации баланса международных расчетов страны. Одновременно происходил обратный процесс выравнивания активного платежного баланса страны В Прилив золота в страну увеличивал денежную массу в обращении, что приводило к росту цен, и стимулировало импорт более дешевых импортных товаров. В результате стихийного перемещения золота и изменений цен активный платежный баланс становился пассивным.

Кейнсианские теории регулирования платежного баланса:

Кейнс рекомендовал уравновешивать платежный баланс государственным регулированием. Кейнсианцы ввели такое понятие, как хроническая неуравновешенность платежных балансов, которая, по их мнению, не может быть автоматически скорректирована с помощью свободной игры рыночных сил, а требует активного государственного регулирования различными методами.

Теория внутреннего и внешнего равновесия разработана Р. Харродом, Т. Сцитовским, Р. Манделем и др. Под внутренним равновесием подразумевается такое состояние экономики, когда полная занятость сочетается со стабильными ценами, под внешним равновесием — устойчивое долговременное равновесие платежного баланса. Сторонники этой концепции стремились выработать методы достижения этого равновесия, используя в ряде случаев эконометрические модели. Инструментально-целевой метод регулирования платежного баланса. Представители этой концепции ограничивают свой анализ путем поиска причинных взаимосвязей между неуравновешенностью международных расчетов страны и изменением соответствующих методов денежно-кредитного, бюджетного и валютного регулирования. Рекомендуемый инструмент регулирования платежного баланса ограничен социальными, экономическими, техническими пределами. Так, повышение процентной ставки не всегда привлекает иностранные капиталы, а ответное повышение процентных ставок в других странах может нейтрализовать эффект такой политики.

Интересное по теме

Производительность труда в виде частного показателя производительности предприятия
Производительность труда является одним из важнейших качественных показателей работы предприятия, выражением эффективности затрат труда. Уровень производительности труда характеризуется соотношением объема произведенной продукции или выполненных работ и затрат рабочего времени. От .

Ценообразование на рынке факторов производства
Любое предприятие на рынке выступает в двух ролях: как продавец созданного товара и как покупатель факторов производства (земли, труда, капитала). Факторы производства представляют собой совокупность, взаимосвязанную систему использования экономических ресурсов в производственном .

Источник

Методологический комментарий к международным резервам Российской Федерации

Общие положения

Концептуальной и методологической основой является шестое издание Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции МВФ (РПБ6). Базовые формы представления данных разработаны в соответствии с руководством «Международные резервы и ликвидность в иностранной валюте. Формы предоставления данных: руководящие принципы» (2012 г.) МВФ.

Международные резервы (резервные активы) Российской Федерации представляют собой высоколиквидные иностранные активы, имеющиеся в распоряжении органов денежно-кредитного регулирования страны — Банка России и Правительства Российской Федерации.

К международным резервам страны относятся внешние активы, доступные и подконтрольные органам денежно-кредитного регулирования в целях удовлетворения потребностей в финансировании дефицита платежного баланса, проведения интервенций на валютных рынках для оказания воздействия на обменный курс валюты и в других соответствующих целях (таких как поддержание доверия к национальной валюте и экономике, а также как основа для иностранного заимствования). Резервные активы должны быть реально существующими активами в свободно используемой иностранной валюте. Кроме того, к категории резервных активов могут относиться активы, номинированные в золоте и СДР.

Состав и характеристика отдельных компонентов

Международные резервы состоят из монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и прочих резервных активов. В категорию прочие резервные активы входят наличная иностранная валюта; остатки средств на корреспондентских счетах; депозиты с первоначальным сроком погашения до 1 года включительно в иностранных центральных банках, в Банке международных расчетов (БМР) и кредитных организациях-нерезидентах; долговые ценные бумаги, выпущенные нерезидентами; кредиты, предоставленные в рамках сделок обратного РЕПО, и прочие финансовые требования к нерезидентам с первоначальным сроком погашения до 1 года включительно.

Ценные бумаги, переданные контрагентам в рамках операций займов ценных бумаг, учитываются в составе международных резервов, в то время как ценные бумаги, служащие обеспечением по сделкам РЕПО, исключаются из резервов. Ценные бумаги, полученные в качестве обеспечения по сделкам обратного РЕПО или займов ценных бумаг (полученные в обмен на другие ценные бумаги), не включаются в состав международных резервов.

Часть Резервного фонда и Фонда национального благосостояния Российской Федерации, номинированная в иностранной валюте и размещенная Правительством Российской Федерации на счетах в Банке России, которая инвестируется Банком России в иностранные финансовые активы, является составляющей международных резервов Российской Федерации.

Финансовые требования Банка России и Правительства Российской Федерации к резидентам, выраженные в иностранной валюте, в состав международных резервов Российской Федерации не включаются.

Специальные права заимствования (СДР) — представляют собой международные резервные активы, созданные МВФ для пополнения резервов государств-членов МВФ. СДР распределяются между странами пропорционально их соответствующим квотам и находятся на счете страны в Департаменте СДР Фонда.

Резервная позиция в МВФ представляет собой сумму позиции по резервному траншу (валютной составляющей квоты Российской Федерации в Фонде) и требований страны к МВФ в рамках Новых соглашений о заимствованиях.

Монетарное золото определяется как принадлежащие Банку России и Правительству Российской Федерации стандартные золотые слитки и монеты, изготовленные из золота с пробой металла не ниже 995/1000. В эту категорию включается как золото в хранилище, так и находящееся в пути и на ответственном хранении, в том числе за границей. Золото на обезличенных золотых счетах (золотые депозиты), представляющее собой требования к нерезидентам, включается в состав категории «Монетарное золото.

Операции учитываются на дату валютирования с учетом начисленных процентов. На соответствующие отчетные даты резервные активы оцениваются по текущим рыночным ценам. Пересчет в доллары США осуществляется на основе официальных обменных курсов иностранных валют к российскому рублю и учетных цен на золото, устанавливаемых Банком России и действующих по состоянию на отчетную дату.

Форма представления данных

Данные статистики международных резервов Российской Федерации формируются в нескольких презентациях, имеющих различное аналитическое назначение.

Международные резервы Российской Федерации отражают динамику общего объема и основных компонентов резервных активов по состоянию на начало каждого календарного месяца.

Международная инвестиционная позиция по международным резервам Российской Федерации позволяет определить связи между показателями резервных активов на определенные даты, операциями, произошедшими в период между ними, а также установить степень влияния переоценок и прочих изменений.

Международные резервные активы и другая ликвидность в иностранной валюте Российской Федерации представляет структуру и объем ресурсов официальных органов страны в иностранной валюте, включая авуары в форме различных финансовых инструментов.

Оценка предстоящих изменений международных резервов и другой ликвидности в иностранной валюте органов денежно-кредитного регулирования Российской Федерации является комплексной формой представления данных о ресурсах официальных органов в иностранной валюте на базовую дату, характеризует будущие и потенциальные притоки и оттоки иностранной валюты в течение следующего годового периода.

Источник

Discovered

О финансах и не только…

Резервная позиция в МВФ

Резервная позиция в МВФ (Stand-by Position with IMF) — требования государства-члена МВФ, которые определяются как разница между квотой и авуарами МВФ в его (государстве-члене) валюте за вычетом денежных авуаров МВФ, полученных государством-членом в виде кредитов МВФ и остатков на счете МВФ, которая не превышает одной десятой процента от квоты государства-члена.

Резервная позиция страны-члена МВФ состоит из резервной доли и кредитной позиции страны в МВФ.

Резервная позиция в МВФ — средства, которые может иметь любая страна, являющаяся членом МВФ, на счете общих ресурсов Фонда. Она складывается из двух составляющих — накопления купленной валюты в рамках резервной доли и задолженности МВФ по отношению к данной стране (в рамках кредитного соглашения), которая может быть погашена в любой момент.

Покупки в рамках резервной доли — приобретение у Фонда валюты других стран, которые могут вестись до тех пор, пока сумма национальной валюты данной страны в распоряжении МВФ не начинает превышать ее квоту (за вычетом обязательств, связанных с использованием кредитов МВФ).

Покупка у Фонда регистрируется как увеличение резервов страны в иностранной валюте и увеличение ее резервной позиции; выкуп валюты Фондом записывается соответственно как уменьшение резервов страны в иностранной валюте и уменьшение ее резервной позиции. Также члены МВФ могут прибегать к использованию ресурсов Фонда в собственных целях финансирования в рамках своей кредитной доли.

Источник

Просто о сложном: МВФ — что это и зачем он нужен?

Международная деятельность стран связана с различными видами отношений. Страны могут кредитовать друг друга или отдавать деньги взаймы для различных нужд на основании договоров. Чтобы все эти действия имели узаконенный характер и не возникало претензий друг к другу, нужно было создать общую систему для взаимного кредитования.

Это стало основанием для создания общего валютного фонда мирового масштаба на съезде ведущих экономистов мировых банков основных держав в 1944 г. 29 держав подписали соглашение об участии в МВФ. С 1947 г. МВФ начал работу.

Целью создания такой структуры стала необходимость восстановления межстрановой торговли в послевоенное время и стабилизации валютной системы. Первой державой, которая получила займ для поддержания денежной стабильности, стала Франция в 1947г. Сейчас фонд координирует валютную политику стран-участников, предоставляет краткосрочные ссуды для поддержания валютного баланса.

Что такое МВФ?

Это специальный фонд на базе ООН, который имеет главный офис в США (Вашингтон). Его участниками являются 189 стран. Он был сформирован для создания международного сотрудничества государств в финансово-валютной сфере, поддержания курсов мировых валют, обеспечения нуждающихся стран деньгами на краткосрочном периоде.

Фонд собирает статистические данные о международных платежах, уровне инфляции, финансового состояния стран, объемах золотовалютных резервов. Если участник фонда берет займ для улучшения финансового положения, то она должны выполнять выдвигаемые рекомендации по оздоровлению своей финансовой системы.

Чтобы вступить в фонд, каждая стана вносит квоту (членский взнос) в бюджет МВФ. Собранные средства идут на кредитования стран. Исходя из объема квоты рассчитывается сумма, которую вправе получить страна-участник, а также количество голосов, которые она имеет при принятии какого-либо решения. Самое большое число голосов традиционно имеют Соединенные Штаты. Объем их квоты составляет более 17% в общей массе. Для сравнения, доля России – 2,5%, что составляет около 9 млрд.долл.

Управляет МВФ Совет Управляющих, куда входят по два человека от каждого государства. Собрание проводится традиционно раз в год

Крупнейшими заемщиками Фонда являются Польша, Греция, Украина, Марокко. Россия получила займ в 1999 г и полностью его погасила в 2005 г.

Ученые неоднозначно оценивают роль МВФ. На протяжении периода работы, Фонд часто сопровождали скандалы, что заставило менять изначальные цели и задачи. И по сей день они находятся в процессе реформирования. Критика связана с американским влиянием и неэффективностью выдвигаемых рекомендаций по выходу из кризисов.

Голоса при принятии важных решений распределяются прямопропорционально квоте. США имеет 17%, но этого недостаточно, чтобы принять окончательное решение. Для одобрения нужно 85%. Однако, доли США хватает, чтобы блокировать принятые решения. Тем самым США прямо руководит действиями МВФ.

Зачем нужен МВФ?

МВФ выполняет определенные функции, которые нужны для функционирования межстрановых отношений:

  • Способствует сотрудничеству стран в денежно-валютной сфере, проводит совместную работу по нейтрализации финансовых проблем.
  • Помогает расширению мировой торговли, повышению уровня занятости граждан и росту их доходов, что является неотъемлемой частью роста экономики.
  • Поддерживает стабильность валютных режимов участников, а также помогает исключить девальвацию своей валюты для получения конкурентных преимуществ.
  • Создает многоуровневую схему расчетов по транзакциям между участниками для обеспечения их защиты, а также исправляет дисбаланс без применения мер, способных нанести ущерб участнику на мировом уровне.
  • Кредитует участников по мере их необходимости для поддержания развития экономики.
  • Разрабатывает стандарты мировой статистики для сбора данных в едином формате.
  • Служит ареной для обсуждения политики стран, стабильности мировой валютной системы.

Таким образом, роль фонда достаточно велика, хотя и отношение к нему неоднозначное. Все ведущие державы состоят в фонде. На их долю приходится 90% мировой торговли и 80% производства.

Состав МВФ.

Управленческим органом МВФ является Управляющий Совет, в который входят по два представителя от каждого участника. Представители назначаются на эту должность на 5 лет. Совет решает основные вопросы Фонда, например, включение и исключение участников, внесение поправок в действующие и новые соглашения, пересмотр долей стран и пр.

Исполнительный Совет состоит из 24 членов. Дважды в год они собираются и отчитываются об общем состоянии валютной системы, а также о политических, оперативных, административных делах, о выделении кредитных линий, проведении надзорных мероприятий и пр.

Из такого же количества членов состоит и Временный Комитет, который вместе с Комитетом по Развитию консультирует управляющих по различным вопросам.

Решения принимаются стандартным подсчетом большинства голосов (больше 50%). Если вопросы имеют стратегический характер, то количество голосов «за» должно быть больше 85%. Но опять же США имеет право наложить запрет на принятое решение, которое неугодно им. США и Европа совместными силами могут контролировать процесс вынесения решения и направлять его в угоду своих интересов.

По каким вопросам в МВФ могут обращаться страны?

Государства-участники могут обращаться к Фонду по вопросам поддержания ликвидности, валютной ситуации, кредитованию, решению спорных вопросов. По схема кредитования выделяют следующие:

  • Резерв. Это первый кредит, который вправе получить участник. Его размер составляет не более 25% от внесенной квоты.
  • Кредитные доли. Сверх резерва страна-участник вправе взять дополнительный транш, который делится на 4 доли, объемом до 25% квоты. Общий размер кредита не может быть более 125% от внесенной квоты. В исключительных случаях МВФ вправе перешагивать через это ограничения, согласно своему уставу
  • Договоренность «стэнд бай». Она обеспечивает участнику гарантию свободного обмена нацвалюты на иностранную в МВФ. Это напоминает кредитную линию. Запрос на покупку инвалюты должен быть одобрен фондом.
  • Расширенное кредитование. Он предполагает выдачу займов на более длинные сроки и на большие суммы. Обращаются за расширенным кредитованием страны, чей платежный баланс сильно нарушен, есть негативные изменения в структуре производства и динамике цен. Взамен на предоставление такого займа, страна обязана выполнять выдвигаемые Фондом рекомендации. Степень их жесткости повышается по мере предоставления траншей. Если МВФ считает, что страна не выполняет обязательств, то кредитование ограничивается. Тем самым МВФ может сильно влиять на своего заемщика.

Таким образом, МВФ играет большую роль в международных отношениях. Есть его как сторонники, так и противники. История показала, что достаточно много фактов, когда МВФ сыграл отрицательную роль, например, пример с Югославией, когда страна просто развалилась, не выдержав давления Фонда. Тем не менее, и положительные стороны так же есть. При недостаточности средств для поддержания баланса, каждая страна-участник может взять нужную сумму в кредит с условием возврата и выполнения требований Фонда.

Источник

Оцените статью