Результат путешествия алена бомбара

Ален Бомбар — как врач выжил в море, 65 дней без припасов

Прошлый мой рассказ был посвящён знаменитому путешественнику Туру Хейердалу, что совершил немало открытий, пересекая океаны на судне собственного изготовления. А теперь предлагаю вам познакомиться с не менее интересным человеком – Аленом Бомбаром. Этот учёный проявил не только свои блестящие знания, но и смелость, которую порой называли безумием. В чём же это выражалось?

Вечный вопрос – пока без ответа

Вы слышали о Робинзоне Крузо? Без сомнения. Знаменитый персонаж, который после кораблекрушения сумел выжить, и сейчас вдохновляет читателей. Человек сумел одолеть стихию, а затем бороться со сложностями выживания на острове. Но главное – он почувствовал землю под своими ногами.

А ведь за историю мореходства не раз случались подобные истории. Вот только, увы, большинство попавших в океан погибали, так и не достигнув вожделенной суши. Почему?

У Алена Бомбара было своё мнение на этот счёт. Он считал, что люди эти, уповающие на спасение в тёплых водах, не могли погибнуть от холода. Даже акулы, голод или жажда не могли погубить многих из них. Причиной их смерти Бомбар называл только одно – страх. И он знал об этом не понаслышке, ведь то, на что решился он сам, стало настоящим подвигом и прорывом в морских исследованиях.

Читайте также:  Достопримечательности бухары с описанием

В чём причина?

Ален Бомбар появился на свет во французской столице в 1924 году. Уже с раннего возраста он был буквально одержим историями о путешествиях. Однако книжных рассказов ему было мало. В молодости он выбирает карьеру врача, не решаясь связать свою жизнь со странствиями и исследованиями. Вы будете удивлены, но именно эта профессия и подтолкнула его к тому эксперименту, что прославил его на весь мир.

В 1951 году происходит крушение судна «Нотр-Дам-де-Пейраг». Траулер натолкнулся на мол и утонул, оставив в море более полусотни моряков. Тогда Бомбар проходит практику. Как раз он принимает раненых и погибших в море членов экипажа судна. Именно в тот момент его потрясает осознание того, как высок процент смертности людей, оставленных в море.

Среди моряков, которые нашли свою гибель в волнах, было 43 человека. Бомбар понимал, что все они превосходно умели плавать и, более того, успели надеть спасательные жилеты. Почему же они не смогли продержаться до утра следующего дня? Врач не может найти ответа на этот вопрос, но проблема эта захватывает все его мысли.

Ален на лодке «Еретик»

Нужны только факты

Теперь Бомбар начинает знакомиться с общей статистикой выживших и погибших после кораблекрушения. Выясняются пугающие факты – подавляющее большинство тех, кто потерпел кораблекрушение, гибнут в первые пару дней. Но как медик Бомбар понимает, что причиной смерти в данном случае не может быть голод или даже крайняя степень жажды.

Тогда он знакомится со спасшимися людьми, пытаясь установить, как они смогли выжить в экстремальных условиях. Их ответы самые разные, а многие из них указывают на необыкновенные силы, что открылись в них в роковой момент. Однако всё это – только слова людей, впечатлённых всем пережитым. Бомбару же нужны факты. Он хочет прочувствовать и понять всё сам.

Доктор Бомбар на борту своего «Еретика»

Безумная затея Алена Бомбара

На что же решается Бомбар? Вряд ли даже немногие из нас пошли на это. Врач, проведя соответствующие исследования, решает поставить опыт на самом себе. Он хочет доказать людям, что выжить в океане можно. Для этого он сам становится «матросом», у которого есть лишь надувная лодка, содержащая привычный для того времени набор для потерпевших кораблекрушение.

Также с собой он берёт запас провизии, которая является неприкосновенной. Её можно открыть только в случае надвигающейся гибели, но в этом случае эксперимент будет считаться провалившимся.

Хочу заметить, что по возвращению Бомбара все продукты остались нетронутыми.

Оставленный в одиночестве

Вместе с Джеком Палмером, своим товарищем и опытным мореплавателем, он договаривается о том, что это будет их совместный проект. Вот только 19 октября 1952 года, в день отплытия, Палмер не появился возле ожидающей его лодки «Еретик» (такое своеобразное название своему надувному судну дал Бомбар). Можно ли осуждать Палмера за это? Думаю, ему не стоило давать обещание, если он не чувствовал в себе решимости.

Итак, Бомбар сам отправляется в воды Атлантического океана. Он пересекает океан и совершает чудеса в вопросе выживания. Впрочем, на подобное был бы способен каждый человек, что не стал бы терять самообладания, оставшись один-на-один с океаном. Он смог продержаться 65 дней, дойдя до суши и преодолев 4400 километров.

Как же ему удалось выжить? Этот секрет Бомбар раскрыл в абсолютной точности. Он сделал из подручных материалов пресс для рыбы. Ею он питался, а затем выжимал из неё сок, который заменял пресную воду. В качестве пищи Бомбар также использовал планктон. Подобное питание смогло не только сохранить жизненные силы, но и предупреждало цингу – страшное морское заболевание, причина которого кроется в питании.

Значимость открытий

Не стоит думать, что Бомбар по завершению своего путешествия был в отличной форме. Многие процессы организма были замедлены, обмен веществ частично нарушен, а сам мореплаватель был на грани смерти из-за упавшего уровня гемоглобина и истощения. Однако он был жив и смог быстро восстановить свои силы на земле. Этим он полностью разбил теорию о том, что после 10 дней уже не стоит искать потерпевших крушение судна.

Кроме того, Бомбар доказал эффективность применения надувных спасательных лодок, а главное – он открыл многим людям истину в вопросе гибели людей в океане. Именно отчаяние губило тех, кто оказался за бортом, а ведь многие из них могли бы выжить.

Поступок Алена Бомбара стал потрясением и открытием, которое признали во всём мире. Да, изначально многие называли автора этой затеи безумцем, но разве не сумасшедшие идеи являются основой познания? Его можно назвать «самому себе Робинзоном», ведь он сумел бороться со стихией не хуже легендарного персонажа, доказав, что его выживание – далеко не выдумка автора.

Пишите комментарии, возможно вам есть, что дополнить. Буду рад вашей подписке на канал Мир истории

Источник

Ален Бомбар

Трудности и опасности одиночных кругосветных путешествий не останавливают отчаянных искателей приключений, славы и почета в мире яхтенного спорта. Большинство путешественников преследуют личные цели.

Но история знает и тех, кто готов пожертвовать жизнью в бушующих волнах неспокойного океана ради пользы человечеству, ради науки. Именно таким был Ален Бомбар — врач, путешественник, ученный-биолог и общественный деятель. Его кругосветное путешествие на надувной резиновой лодке показало, что человек, потерпевший кораблекрушение, может выжить без еды и воды в открытом океане, а сила воли Бомбара, проявленная на пути к цели, поразила весь мир.

Теории французского врача

Ален Бомбар родился 27 октября 1924 в Париже. Будучи еще совсем молодым студентом медицинского факультета, Ален часто задумывался о том, почему так велика статистика жертв кораблекрушений. Уже когда он, закончив обучение и поступил на работу в одну из приморских больниц, ему довелось столкнуться с ужасной картиной кораблекрушения: в госпиталь привезли 43 тела несчастных, которые стали жертвами водной стихии. Это запечатлелось в памяти Бомбара на всю жизнь, молодой врач был поражен почему же люди умирают в первые дни кораблекрушения, когда имеется достаточный запас воды и еды.

Ален Бомбар углубился в проблему смертности по причине морских катастроф и ему удалось установить страшную закономерность — люди, попавшие по воле судьбы в открытое море на спасательной шлюпке, умирали от отчаянья, от страха перед неизбежностью. Врач понял, что главной причиной многочисленных гибелей было отсутствие стремления бороться за свою жизнь и утрата веры в возможное спасение. Изучив проблему, Бомбар разработал методы выживания для тех, кто стал жертвой кораблекрушения.

Идея эксперимента

В научном мире теории Алена Бомбара приняли скептично, и в 1952 году у него зарождается идея доказать на собственном примере, что человек может выжить на надувной лодке в открытом океане, питаясь сырой рыбой и употребляя время от времени соленую морскую воду. Такое стремление вызвало всеобщее неодобрение, и отчаянного французского врача посчитали сумасшедшим, ведь подобный эксперимент был настоящим самоубийством.

Ален Бомбар верил в себя и знал, что человеческий организм имеет огромные внутренние ресурсы и, при соблюдении некоторых правил, сумеет вынести длительное путешествие в тяжелых условиях. Исполненный этой верой, молодой врач начинает подготовку к кругосветному путешествию. Он начинает теоретическую подготовку: исследует виды рыб, которые могут встретиться в океане и определяет, что организм рыб состоит на 80% из воды, содержащей в себе жиры, соли и микроэлементы. Бомбар допускает, что сок, выдавленный из рыб, можно употреблять как источник пресной воды.

Ален Бомбар задумывал путешествовать в компании спутника. Он дал объявление в газету, и на его предложение начали откликаться. Но среди большого количества желающих не было подходящей кандидатуры: откликались, как правило, сумасшедшие и самоубийцы, люди, предлагающие их съесть во время путешествия, и те, кто пытался отправить в опасное путешествие неугодных им родственников. Спутник все-таки нашелся, им стал яхтсмен Джек Пальмер, который совершил с Аленом пробное путешествие из Монако на о. Менорка, во время которого путешественники ели пойманную сырую рыбу и пили сок из нее. Но в день отплытия горе-яхтсмен испугался тягот кругосветки и бесследно исчез.

Опасное путешествие

19 октября 1952 года, несмотря на рождение дочери, Ален Бомбар отправился в долгий путь. Его лодка, длиною четыре с половиной метра, была названа «Еретик», как вызов не верящему в его успех обществу. Все плаванье Бомбар использовал в пищу лишь сырую рыбу и пойманных птиц, пил морскую воду и рыбный сок. Несмотря на то что на борту лодки был запас пищи и воды путешественник к ней так и не притронулся даже в самые тяжелые моменты мытарств — Бомбар ради доказательства своих теорий был готов на все.

Путешествие выдалось тяжелым, как и предполагалось. Бомбар не раз оказывался на краю гибели, но благодаря целеустремленности, жажде жить и нечеловеческим усилиям новичок в морских путешествиях сумел сделать то, чего страшились многие опытные яхтсмены — он пересек земной шар, доказал правоту своих теорий и остался жив несмотря на все опасности пути. Ален Бомбар по несколько часов подряд вычерпывал воду из лодки, во время штормов, падая от усталости, он не сдавался и боролся, разгонял акул и больших рыб, норовящих повредить лодку и не принимал ни одно предложение попутных судов взять его на борт. Идея для француза была важнее комфорта, обильного питания и безопасности.

Трагедия, омрачившая триумф

Вернувшись во Францию после 65 дней скитаний по водным просторам, Бомбар стал знаменитостью: с ним считались, его почитали и пытались наследовать. С этого времени он занимает почетные должности, принимает участие в научной и общественной работе, пишет книгу-бестселлер «За бортом по своей воле».

В 1958 году Ален принимает участие в проектировании плота, которым планировалось оснастить все суда. Но испытание плота закончилось трагично: девятеро человек экипажа и спасателей погибли, удалось спастись лишь Бомбару. Это привело к тому, что репутация Алена была испорчена, и именно его многие обвиняли в трагедии.

Ален Бомбар пережил сильную депрессию, но несмотря на это с 1975 года начал свою политическую карьеру. Он занимал высокие посты в различных французских партиях и государственных структурах, а в 1981 году стал депутатом Европарламента. В возрасте 80 лет великий путешественник и общественный деятель умер в Тулоне. Его деятельность и жизненные принципы стали примером для путешественников-последователей, а девиз «Будь упрямее моря, и ты победишь!» помог многим людям, ставшим жертвами тяжелых обстоятельств.

Источник

Один 65 дней в океане без пресной воды: Как удалось выжить французскому врачу

19 октября 1952 года французский врач Ален Бомбар начал один из самых оригинальных экспериментов, он отправился на резиновой лодке от Канарских островов к берегам Америки. Маршрут был избран вне обычных морских трасс, так что рассчитывать на постороннюю помощь не приходилось. А еще у путника практически не было еды и воды, за исключением неприкосновенного запаса, но и его следовало сдать нетронутым в Новом свете.

В 1951 году врач-интерн Ален Бомбар работал в госпитале Булони и по своим профессиональным обязанностям довольно часто сталкивался с людьми потерпевшими кораблекрушение. Катастрофа происшедшая с рыболовным судном «Нотр-Дам-де-Пейраг» больше всего поразила 26-летнего медика. Траулер ночью напоролся на прибрежный мол и довольно быстро затонул. Утром из воды было извлечено 43 тела, причем все моряки были в спасательных жилетах.

Врач задумался, почему при кораблекрушениях погибает так много людей, причем 9 из 10 летальных исходов происходит в первые 3 дня. Это и является самым удивительным, ведь за 3 дня практически все люди не могут скончаться от голода или жажды. Вывод сделанный французским медиком был позднее опубликован в его книге «За бортом по своей воле» — людей погубило отчаяние. Утратив палубу корабля под ногами, и оказавшись подобием чаек качающихся на волнах, даже бывалые морские волки утрачивают мужество и умирают от страха.

Еще в студенческие годы Бомбар заинтересовался возможностью выживания в экстремальных условиях. Он читал рассказы потерпевших кораблекрушения и пришел к выводу, что эти люди смогли переступить через все физиологические нормы человека. Некоторые из выживших смогли продержаться около 50 дней, практически без еды и воды, в то время как спасательные экспедиции длятся 7-10 дней.

Долгие часы в читальных залах библиотек не прошли даром — Бомбар понял несколько важнейших пунктов:

  • Надувной спасательный плотик является средством, которое вполне достойно повышает шансы на итоговый благополучный исход
  • Для питания потерпевшим кораблекрушение вполне достаточно сырой рыбы и планктона, причем они же служат неплохим средством от цинги (коренные жители Крайнего Севера не болеют цингой именно благодаря употреблению в пищу сырой рыбы и мяса морских животных)
  • Чтобы не умереть от жажды попавшим в беду людям следует чередовать питье сока сырой рыбы и морской воды.

Однако выводы, сделанные из исповедей выживших при кораблекрушениях и собственных изысканий, требовали от Бомбара экспериментального подтверждения. Доказать свою правоту Ален мог только в долгом морском плавании, причем условия должны были максимально приближаться к ситуации, в которой оказываются люди после кораблекрушения.

Подготовка к эксперименту по выживанию

Подготовка к предстоящему плаванию заняла примерно год, причем француз готовился как практически, так и теоретически. Первоначально экспериментатор прочел много источников о потерпевших кораблекрушение судах, их оснащенностью различными спасательными средствами. Затем началась практическая часть, в ходе которой врач начал питаться продуктами, могущими быть доступными человеку, находящемуся посреди океана.

В октябре 1951 года неутомимый француз отправился в Монако, где вел активную работу в лабораториях Океанографического музея. В результате исследований удалось установить, что в океанской рыбе содержится от 50 до 80% воды по массе, причем эта вода является пресной. Также удалось доказать, что в плоти морских рыб меньше солей, нежели в мясе сухопутных животных. Важным фактором исследований явилось подтверждение предположения, что в течение нескольких дней можно пить морскую воду в небольших количествах, что позволяет бороться с обезвоживанием организма. Киты питаются планктоном, и этого хватает для такого большого млекопитающего, следовательно, планктон является весьма питательным. Работы Бомбара подтвердили это предположение. А еще сам Бомбар лично сконструировал пресс для выдавливания сока из рыбы.

Хотя в плане экспедиции многие друзья и просто неравнодушные люди поддерживали Бомбара, находились и скептики, которые полагали, что Ален является еретиком или слегка помешанным. Многие моряки попросту не понимали, как на такое путешествие может решиться человек, практически не имеющий опыта судовождения. Морские волки были уверены, что из планируемого путешествия не выйдет ничего хорошего.

Для плавания была создана резиновая лодка, представлявшая собой надувную колбасу в виде подковы шириной 1,9 м и длиной 4,65 м. Для устойчивости в воде по бокам размещались 4 поплавка, которые накачивались и спускались независимо один от другого. Движение обеспечивал парус с площадью около 3 кв.м. Поначалу в странствие должны были отправиться 3 человека, но такому количеству людей было сложно поместиться на небольшой лодке, так что компанию Бомбару составил яхтсмен Джек Палмер. Лодку символично окрестили «Еретик».

Путешествие Алена Бомбара

25 мая 1952 года путешественники отправились в плаванье по Средиземному морю из французского порта Фонвьей. Поначалу путников охватил страх — они почувствовали себя одинокими. Но этот страх был преодолен, началось плавание с питанием сырой рыбой и планктоном. Спустя 2 недели средиземноморский этап плавания был окончен, неприкосновенный запас остался нетронутым.

Однако Палмер, ранее совершивший одиночное плавание на яхте через Атлантику, отказался продолжить путешествие, поскольку ему морская диета весьма не понравилась. Тогда Бомбар в одиночестве взял курс на Канарские острова, предварительно проплыв вдоль побережья Африки до Касабланки. Из Лас Пальмаса путешественник на несколько дней слетал в Париж, встретиться с родственниками и увидеть новорожденную дочь.

Итак, 19 октября, доверившись пассату, Бомбар отправился по пути, проложенном каравеллами Христофора Колумба. Спустя несколько дней Бомбар попал в сильный шторм. Черпака, чтобы вычерпывать воду в числе стандартных спасательных средств не оказалось, так что 2 часа дрожа от страха Ален вычерпывал воду собственной шляпой. Но поплавки проявили себя с лучшей стороны, и путешественник поверил в непотопляемость своего судна.

Прошло еще несколько дней, и на странника свалилась новая беда — от сильного ветра лопнул парус. Бомбар заменил его на запасной, но тот вскоре оказался вообще унесен в океан мощным шквалом. Пришлось экстренно латать порванное ветрило и примерно 2 месяца плыть под ним.
У потерпевших кораблекрушение удочек не бывает — зато французу удалось сделать подобие гарпуна с помощью весла и ножа. Эта вещь позволила добыть первую рыбину, из костей, который затем были сделаны рыболовные крючки.

Биологи перед отплытием пугали врача, что в открытом океане будет мало рыбы, но ее оказалось изрядно, причем особенно летучей. Эти рыбы ночью ударялись о парус, так что утром завтрак был гарантирован. Разнообразие в пище достигалось за счет планктона и изредка пойманных птиц. Почти все время приходилось пить выжатый из рыб сок, правда неделю путник обходился морской водой, а в ноябре во время ливня удалось собрать примерно 15 литров пресной воды. Постоянное пребывание во влажной среде вредно сказалось на коже, стало образовываться много гнойничков, а 4 ногтя на ноге выпали.

В декабре 1952 года дожди закончились, установилась жаркая безветренная погода. Именно тогда наступил момент, когда Бомбар полностью пал духом, он перестал верить, что сможет живым добраться до Америки. И все же 23 декабря 1952 года «Еретик» пристал к западному побережью острова Барбадос. Отважный француз за время плавания потерял в весе примерно 25 кг, гемоглобин в его крови упал до критического уровня. Но он смог доказать, что даже в критических случаях кораблекрушения нельзя предаваться отчаянию, и тогда спасение вполне реально.

Позднее Бомбар принимал участие в различных исследованиях и занимал ответственные посты, вплоть до места депутата Европарламента. А главным итогом жизни для мужчины стали примерно 10 000 потерпевших кораблекрушение людей, которые в своих письмах благодарили храброго француза за собственное спасение.

Источник

Оцените статью