Блог компании SI-CONSULTING | Дефолт: что это и почему происходит, по каким признакам определить приближение и как защититься
В России, когда говорят о дефолте, сразу вспоминают 1998 год. Правительство тогда отказалось от погашения краткосрочных гособлигаций, что привело к росту курса доллара, резкому ценовому росту и обесцениванию сбережений обычных граждан. Произошел дефолт, последствия которого были очень негативными для населения. Однако само понятие «дефолт» намного объемнее. Оно может относиться не только к отдельному государству, но и компаниям. Что такое дефолт? Можно ли простому человеку определить, когда он начнется?
О дефолте простыми словами
Термином «дефолт» обозначается отказ выплачивать долги по основной задолженности, процентам и иным обязательствам по кредитному договору. Дефолт в компании – отказ платить ее кредиторам. Результатом становится банкротство.
Дефолт в стране – отказ выплачивать государственные долги. Причем это могут быть как внутренние обязательства (перед населением), так и внешние (перед другими странами).
В России с дефолтом столкнулись в 1998 году. Дефицит бюджета в то время покрывали выпуском государственных краткосрочных облигаций. Этот финансовый инструмент начали использовать с 1997 года. Вначале ставки были немного выше нуля, и государство без проблем выполняло свои обязательства. В новом году фондовый рынок упал, что привело к росту ставок по ГКО сначала до 19%, а потом и до 49,2%.
Для выплаты долгов государству пришлось выпускать все новые и новые облигации. Возникла пирамида ГКО. Наступил момент, когда стало невозможно соблюдать кредитные обязательства. Технический дефолт объявили 17 августа.
В других странах также происходили и происходят дефолты. С 1946 года по 2006 год, к примеру, произошло более 169 государственных дефолтов. Чаще всего, они приходились на такие страны, как Испания и Греция.
Причины дефолтов
Дефолты в стране и отдельных компаниях могут происходить по разным причинам.
Основными причинами дефолта коммерческой организации являются:
1. Активный рост конкуренции.
2. Негативные изменения на рынке.
3. Рост безнадежной, а также просроченной дебиторской задолженности.
4. Сбои в поставках сырья.
5. Ошибочная политика руководства.
6. Нестабильность валютных курсов.
7. Рост стоимости оборудования.
Что касается дефолта государства, то он может произойти по следующим причинам:
1. Экономический кризис в результате негативной внешнеполитической ситуации.
2. Наращивание объема внешней и внутренней задолженности.
3. Смена внутриполитического курса и намеренный отказ от соблюдения долговых обязательств.
4. Снижение доходной базы.
5. Резкий рост расходов.
Виды дефолта
Дефолт бывает простым или техническим. Каждый вид имеет свои особенности и отличительные черты.
Простой дефолт связан с полной неспособностью страны или компании выплачивать долги. Технический – неспособность выполнять обязательства в силу временных трудностей. Если в ближайшем будущем не появится возможность погасить задолженность, то технический дефолт превращается в простой.
Например, в 1998 году был именно технический дефолт. Тогда государство не отказалось полностью от погашения долгов по ГКО, а использовало рассрочку выплат и сокращение объемов.
Последствия дефолта
Для компании дефолт имеет негативные последствия. Банки перестают выдавать кредиты, контрагенты отказываются заключать долгосрочные контракты, прибыль падает. Если происходит простой дефолт, то следующим шагом будет банкротство. Компания приостанавливает деятельность или полностью прекращает работу.
Последствия дефолта для государства могут быть как отрицательными, так и положительными. Среди негативных: девальвация, падение уровня жизни, снижение доходов населения, закрытие предприятий, вывод иностранных капиталов. Экономические и политические процессы нарушаются и разрушаются. В отличие от компании государство продолжает существовать, но на выход из кризиса потребуется много времени.
Положительные последствия тоже есть. Например, с рынка уходят компании-однодневки. Средства, которые высвобождаются в результате отказа платить по долгам, можно направить на развитие производства и промышленности. Иностранные компании уходят с рынка, что дает возможность отечественному бизнесу развиваться.
Как понять, что дефолт приближается?
Основным предвестником дефолта является ситуация, когда возникают трудности с выплатой долгов. У компаний снижается прибыль, появляются проблемы с клиентами, увеличивается дебиторская задолженность. У государства возникают сложности с исполнением обязательств по ценным бумагам госдолга. Если крупные компании с госучастием перестают выплачивать международные долги, это приведет к дефолту и кризису всей финансовой системы.
Другим признаком приближающегося дефолта является смена валютных курсов. Когда Центробанк не может повлиять на стоимость валюты, ситуация обостряется.
Как защититься от дефолта обычному гражданину?
Основной целью простых людей в преддверии дефолта является сохранение своих доходов. Важно не потерять то, что вы накопили. Защитить себя можно несколькими способами.
Когда появляются признаки дефолта, можно еще приобрести недвижимость по нормальной цене. Так вы вложите средства в перспективный актив. В скором времени цены резко возрастут, а после того, как случится дефолт, упадут, т.к. не будет спроса. Постепенно рынок придет в норму, но на это уйдут годы. Покупать недвижимость следует в том случае, если вы хотите сохранить средства на долгий срок.
Не имея знаний в финансовой сфере, сложно угадать, когда нацвалюта начнет дешеветь. Необходимо заниматься аналитикой и прогнозами, либо пользоваться инсайдерской информацией. В начале кризиса банки резко завышают курс валюты и сдерживают продажу доллара. Подстраховать себя можно путем разделения сбережений на несколько частей: доллары, рубли, евро.
Покупка драгоценных металлов
Опытные инвесторы всегда вкладывают в золото. Простые граждане могут купить слитки, монеты или инвестировать в обезличенные металлсчета. Вложение средств в драгметаллы позволит сохранить ваш капитал. Такие инвестиции лучше делать на долгосрочную перспективу.
Покупка ценных бумаг
Наиболее выигрышный, но требующий определенных знаний вариант инвестиций. Вы можете купить пакеты акций, которые после дефолта возрастут в цене. Есть риск, что многие компании закроются в результате дефолта. Надо внимательно выбирать ценные бумаги, чтобы минимизировать потери.
Дефолт – испытание для всех
Отказ платить по долгам влечет за собой большие последствия как для отдельно взятой компании, так и государства. Организация может прекратить свою деятельность. Если же дефолт происходит в стране, то миллионы граждан могут лишиться сбережений, тысячи компаний закроются, экономика придет в упадок.
Для того чтобы защититься от дефолта, необходимо следить за ситуацией в финансовой сфере и делать правильные инвестиции. Только так можно избежать самых негативных последствий и устоять в нелегкие времена.
Источник
Анализ риска дефолтов крупнейших стран мира
Источник: MARKETORACLE.CO.UK
Автор : Надим Велайат (Nadeem Walayat)
В данном анализе представлена обновленная информация о мировом государственном риске банкротства после событий последних девяти месяцев, связанных с изменениями в правительственной и экономической политике, введением или провалом жестких бюджетных сокращений, а также со спасением двух членов еврозоны – Греции в мае и недавней помощью Ирландии на сумму 85 млрд евро.
Рис.: процент риска странового банкротства по странам на март 2010 года.
Риск банкротства/ спасения
Страновой риск банкротства/ спасения представляет собой существующую возможность банкротства и последующего пред-дефолтного спасения (при наличии возможности). В расчет принимается текущий уровень прироста ВВП каждой из стран, общий объем государственной задолженности, правительственные и банковские долговые обязательства, дефицит бюджета, общий объем внешнего долга и процентные ставки рынка государственных облигаций, а помимо этого, способность выйти из задолженности путем девальвации и инфляции, что невозможно для большинства членов еврозоны.
Механизмы спасения, введенные на данный момент еврозоной, способны лишь отсрочить окончательное банкротство; в случае с Грецией и Ирландией это подразумевает финансирование дефицитов в течение трех лет и реструктуризацию долга, что в результате лишь увеличивает долговую нагрузку спасенных стран и, таким образом, усиливает давление задолженности на экономику, так как процентная доля долга в составе ВВП растет каждый год, до тех пор пока стране не придется вновь реструктурировать свои долги.
Фактор заражения
Риск распространения в случае дефолта по долговым обязательствам измеряется мировым влиянием банкротства каждой страны в процентах от 0% до 100%. США обладают 100-процентным риском: исходя из того, как скажется банкротство этой страны на мировой финансовой системе, подразумевается, что эта система и, возможно, мировая экономика рухнет с вероятностью 100%.
Например, банкротство Исландии в октябре 2008 года не произвело существенного эффекта заражения из-за его небольшого экономического масштаба и охвата внешнего долга, в то время как такие страны, как Ирландия, обладают гораздо большим фактором заражения, поэтому спасение Ирландии Евросоюзом/ МВФ в размере 85 млрд евро намного меньше ожидаемого ущерба при распространении паники и увеличении риска дефолта в других крупных странах, так как проблемы начнутся у контрагентов ирландских банков и владельцев ирландских долговых обязательств.
Однако спасение не полностью сводит на нет фактор риска заражения, так как держателям облигаций и контрагентам будет по-прежнему грозить вероятность реструктуризации долга в какой-то момент в будущем, что, таким образом, все еще в какой-то степени усиливает риск дефолта всех остальных уязвимых стран. Ключевым показателем при определении эффекта заражения является размер экономики и общий объем долга и долговых обязательств, включая внешние.
Дефолт по долговым обязательствам неизбежен во всех странах
Все страны имеют тенденцию к дефолту/ реструктуризации долга. Однако большинства стран объявляют дефолт по своим долговым обязательствам посредством увеличения реального уровня инфляции, таким образом, для большинства стран риск дефолта ниже, потому что у них есть возможность избежать его, уменьшив стоимость государственного долга, воруя капитал вкладчиков и покупательную способность зарплат работников с помощью инфляции.
Например, правительство Великобритании печатает деньги, которые оно ссужает обанкротившимся банкам под 0,5% для покупки британских правительственных облигаций под 3,3%. Вот почему доходность этих облигаций ниже доходности испанских и итальянских облигаций: это позволяет предотвратить мгновенный дефолт, но совершается ценой высокой инфляции, при этом сфальсифицированный официальный ИПЦ составляет 3,2%, более явный Индекс розничных цен (ИРЦ) – 4,5%, а уровень реальной инфляции достигает 6%, что и демонстрирует следующий график.
Инфляционная тенденция Индекса потребительских цен совпадает с прогнозными ожиданиями декабря 2009 года (27.12.2009, Прогноз уровня инфляции ИПЦ в Великобритании на 2010 год. Неминуемый и продолжительный скачок выше 3%).
Тайный дефолт с помощью инфляции отражен в данном анализе как меньший риск полного дефолта/ спасения, так как чем выше реальный уровень инфляции (до определенного предела), тем ниже будет относительный риск явного дефолта, потому что правительства используют инфляцию для сокращения уровня задолженности за счет доходов и сбережений.
Принимая во внимание также и то, что все валюты находятся в постоянном свободном падении относительно друг друга, задолженность, выраженная в иностранных валютах, должна нести в себе меньшую угрозу, чем выраженная в местной валюте, в противоположность мнению многих экспертов. Если рассматривать долговой дефолт с помощью инфляции на британском примере, то можно видеть, что котировки фунта к доллару за последние 20 лет не изменились, однако следующий график показывает, что за тот же период фунт потерял более 40% своей покупательной способности, исходя из сведений индекса инфляции ИРЦ.
Кроме того, деноминация долга в местной валюте уменьшает риск дефолта, вот почему этот риск в США остается очень низким.
С другой стороны долгового спектра девальвации валюты путем реальной инфляции находятся страны еврозоны (PIGIBS), которые заперты в рамках евро и таким образом не могут объявить дефолт с помощью реальной инфляции, и даже в случае выхода из валютного союза они не смогут решить эту проблему, потому что их задолженность выражена в евро, до тех пор, пока ее не переведут в новую валюту, что, в свою очередь, приведет к мгновенной громадной девальвации (возможен панический эффект гиперинфляции). Таким образом, пока страны PIGIBS остаются в еврозоне, они способны лишь на внутреннюю девальвацию через сокращение зарплат и расходов, чтобы сохранить конкурентоспособность своих экономик в сравнении с другими членами еврозоны. Хотя проблема, в отличие от возможности использовать инфляцию для дефолта по долгу, выраженному в местной валюте, состоит в том, что с ухудшением экономической ситуации возрастает доля задолженности в составе ВВП, и со временем увеличивается риск дефолта. Вот почему членам еврозоны, вероятно, потребуются все новые спасения, до тех пор пока они не объявят дефолт, который остается неизбежным.
График риска государственного дефолта/ спасения и риск заражения – ноябрь 2010 года
Скорректированный анализ представлен в виде графика с двумя осями, представляющими Риск государственного банкротства/ спасения и Фактор заражения.
Рис.: процент риска странового банкротства по странам на ноябрь 2010 года. Красный столбец – уровень риска заражения, синий – уровень риска дефолта.
Ирландия — Спасена ценой 85 млрд евро. При долговом заражении на уровне 15% Ирландия представляет собой намного большую угрозу, чем Греция, и это означает, что если бы Ирландия объявила полный дефолт по своим государственным и банковским долговым обязательствам, то без спасения это, вероятно, привело бы к краху мировой экономики.
Португалия – В настоящее время риск дефолта составляет 43%, график подтверждает сложившееся мнение о том, что Португалия будет следующей, кому понадобится помощь. Однако риск Португалии для мировой финансовой системы по фактору заражения 4% намного меньше риска Ирландии. Примерная сумма помощи составляет 80 млрд евро.
Бельгия – При риске дефолта 29% страна стоит в очереди на спасение сразу после Португалии, особенно с учетом того, что риск заражения при уровне 10% вдвое превышает португальский. Приблизительный объем требуемой помощи – 175 млрд евро.
Испания – Риск дефолта – 26%, фактор заражения – 16%. Экономика Испании гораздо больше остальных, поэтому прогнозируемая сумма помощи значительно возрастает до 550 млрд евро.
Италия – Текущий риск дефолта на уровне 17% предполагает, что Италия могла бы выживать еще несколько лет, однако в случае спасения Португалии, Бельгии и Испании Италия окажется под серьезным давлением. Фактор заражения для Италии такой же, как у Испании – 16%. Объем спасения составляет примерно 800 млрд евро.
Великобритания – Уменьшила риск дефолта до 14% с марта месяца с помощью мер коалиционного правительства и благодаря своей возможности осуществлять внутренний дефолт путем высокой реальной инфляции. Однако если все вышеупомянутые страны спасут, тогда давление на Великобританию значительно возрастет, что приведет к существенному падению курса стерлинга. Фактор заражения для Великобритании составляет 61%, в этом плане она находится на втором месте после США, то есть если страна объявит дефолт, это однозначно обрушит мировую финансовую систему и мировую экономику. Сумма выкупа здесь доходит уже до 850 млрд евро.
Франция – При 12-процентном риске дефолта обладает высоким фактором заражения, 34%, то есть если Франция когда-нибудь объявит дефолт, это обрушит мировую финансовую систему. Стоимость спасения оценивается примерно в 1 трлн евро.
Спасения – Спасения просто оттягивают неизбежную реструктуризацию долга.
Фактор заражения – Самый важный фактор – фактор заражения, где страны, близкие к дефолту, даже будучи впоследствии спасенными, все же способны вызвать крах мировой финансовой системы, в случае если их фактор заражения достигает такого высокого уровня, как у Великобритании, Франции и Германии. К счастью, пока нет признаков того, что какая-то из этих стран может достичь критического состояния, близкого к дефолту/спасению в ближайшие полгода-год, так что у них есть время справиться с проблемами бюджетного дефицита и банковской задолженности.
Также, несмотря на широко распространенное мнение о долговых обязательствах и задолженности США, в Штатах сохраняется низкий уровень дефолта (5%), хотя сейчас он вырос с мартовских 3%.
Стоит отметить еще один важный фактор: такие страны, как Пакистан, Мексика и Индия несут в себе гораздо меньшую угрозу дефолта, потому что их внешние долговые обязательства намного меньше, а размеры задолженности не столь критичны по сравнению с членами еврозоны, вот почему долги Греции, Ирландии и Португалии требуют помощи, а вышеуказанные страны в спасении не нуждаются. Как показывал первоначальный анализ по данным на март 2010 года, мир долгового риска перевернулся с ног на голову, и страны, пару лет назад считавшиеся зоной высокого риска, теперь несут меньшую угрозу, а зоны в прошлом низкого риска стали очень опасными.
Заключение
Португалия наряду с Бельгией и Испанией могут стать кандидатами на спасение в ближайшие 12 месяцев. Однако возможно, что после Испании помощь европейским банкротам, странам PIGIBS, закончится, особенно если еврозона введет новые механизмы более упорядоченной частичной реструктуризации долга, способной ослабить давление на задолженности Италии и Франции и, таким образом, уменьшить эффект заражения.
Тем временем, всем вкладчикам и инвесторам следует позаботиться о защите своих капиталов и сбережений от риска заражения PIGIBS, то есть сократить подверженность финансовому риску в банках стран PIGIBS и убедиться в том, что суммы вкладов попадают под компенсации, что подробно обсуждалось в недавней статье (от 26.11.2010 – Очередь евробанкротов за помощью в долговом кризисе, защитите сбережения и вклады от банковских банкротств!)
Решения долгового кризиса – Механизмы для организованного частичного дефолта/ реструктуризации долга
Как упоминалось в недавнем анализе (14.11.2010 – Обанкротившаяся Ирландия в экономической депрессии объявляет о политике количественного ожесточения), еврозона нуждается в разработке механизмов для частичной реструктуризации долга с целью предотвращения полного дефолта, требующего дорогостоящего спасения. Нынешняя система финансирования обанкротившихся европейских банков Европейским ЦБ под 1% не работает, так как именно она является первопричиной нынешнего кризиса государственной задолженности: после кредитного кризиса 2008 года европейские банки получили деньги от ЕЦБ и купили на них высокодоходные долговые обязательства стран PIGIBS, что и привело к текущей ситуации.
Один из механизмов решения этой проблемы связан с будущим выпуском облигаций стран PIGIBS, который должен проводиться на основании допущения, что определенная часть этих обязательств не будет выполнена, если правительство-эмитент на момент наступления срока погашения будет иметь высокий бюджетный дефицит. Это приведет к росту процентных ставок для стран PIGIBS, отражающих риск частичного дефолта, а также создаст систематизированный рынок для медленного серийного долгового дефолта, а не приведет к кризису, ударяющему по всему оптовому рынку государственных долговых обязательств. Например, выпуск десятилетних португальских облигаций со ставкой 8% сопровождался бы потерей 3% этого капитала при наступлении срока погашения на каждый 1%, если дефицит бюджета Португалии превышал разрешенные 3%, или использовались бы другие подобные меры.
Однако вышеозначенный механизм применим лишь к будущим долговым обязательствам, так что на замену существующего долга новым, склонным к дефолту долгом, ушло бы много лет, следовательно, необходим механизм реструктуризации существующего долга стран PIGIBS, особенно Греции, Ирландии и Португалии, так как уровень их задолженности остается неприемлемым. Сложность заключается в частичном дефолте по греческим, ирландским и португальским долговым обязательствам без последующей паники на долговом рынке еврозоны, где единственной страной, способной привлечь инвесторов в облигации, будет Германия.
Очевидно, что механизм реструктуризации долга стран PIGIBS будет подразумевать преобразование европейских банков и отделение государственной задолженности от банковской. Примерно так же стоило поступить Ирландии со своими банками, ответственность за которые должен был взять на себя ЕЦБ, и это значительно уменьшило бы долговую нагрузку на страны PIGIBS.
За последнюю неделю появились некоторые признаки того, что еврозона намерена провести первичную оценку рисков для инвесторов рынка облигаций. Однако ясно также, что ни одна страна не намерена выходить из еврозоны, что, вероятно, в долгосрочной перспективе окажется на руку Греции и Португалии, потому что эти экономики никогда не смогут конкурировать с Германией при равных возможностях, и таким образом, готовятся к десятилетию замедленного роста в сравнении с промышленно развитыми странами еврозоны. Также и Германия не покинет валютный союз, потому что ее устраивает состояние стран PIGIBS и ослабление евро, позволяющее ей ввозить товары на внутренний рынок.
По большому счету, рынкам облигаций нужна причина для покупки государственных долговых обязательств: если и дальше будет неясно, что инвесторы получат при наступлении срока погашения, то они не будут покупать их. Таким образом, для функционирования долгового рынка стран PIGIBS еврозоне необходимо обеспечить уверенность, иначе единственным покупателем этих облигаций будет Европейский Центробанк.
Источник