Рижский вокзал как достопримечательность

Рижский вокзал в Москве

Рижский вокзал Москвы расположен на одноименной площади, в месте пересечения Сущевского вала и Проспекта Мира.

Внешнеторговый оборот царской России бурно развивался в конце девятнадцатого века. Этот фактор стал толчком к рассмотрению вопроса о развитии железнодорожного сообщения с прибалтийскими странами, у которых имелся выход к незамерзающему участку Балтийского моря.

В марте месяце 1897 года император Николай II издал Высочайший указ о начале строительства железной дороги, которую назвали Московско-Виндаво-Рыбинская. Общая протяженностей путей в этом направлении составила порядка 2453 километров.


Фото 1. Здание Рижского железнодорожного вокзала в Москве

История Рижского вокзала со дня основания

Место под постройку Виндавского вокзала (в будущем Рижского) выделили у Крестовской заставы, в непосредственной близости от 1-ой Мещанской улицы. Участок находился между путями Николаевской железной дороги и городским Лазаревским кладбищем.

Хотя место и было неосвоенным, акционерам железной дороги необходимо было выполнить ряд условий Городской Думы: облагородить прилегающие к станции территории, подремонтировать выходящий на пустырь Москворецкий водопровод, замостить Трифонов переулок и проезд вдоль границ Лазаревского кладбища.

Архитектором проекта вокзала стал Станислав Бржовский, уже имевший опыт создания такого объекта в Санкт-Петербурге. Это был Витебский вокзал.

Читайте также:  Квест во время экскурсии

Непосредственно работами руководил другой архитектор – Юлий Дидерихс.

Сроки поджимали. Строительство путей и вокзала вели ускоренными темпами.

Уже в августе месяце 1900 года был сдан первый этаж Виндавского вокзала, а 11 сентября 1901 года прошло освящение и состоялись празднества по случаю открытия. В этот же день, в восемнадцать часов и 5 минут, от перрона отправился в Виндаву первый состав.

Фасад здания железнодорожного вокзала был выполнен в традициях древнего русского стиля. Три стилизованные под терема строения соединялись между собой крытыми переходами, устроенными на уровне первого этажа. В центральной части вокзала устроили крытое стекло.

Виндавский вокзал мог похвастаться и своей технической оснащенностью, в наличии у которого была даже своя автономная электростанция для освещения внутренних помещений и платформ.

Но были и свои неудобства. Из-за прибытия поездов преимущественно в вечернее время и невозможности размещения всех пассажиров в залах ожидания из-за нехватки мест, последним приходилось нанимать извозчиков в селе Всехсвятском. К месту посадки люди были вынуждены идти пешком с багажом в руках.

В годы Советской власти прошла череда переименований вокзала. В 1930 году он стал Балтийским, с 1942 – Ржевским, а свое нынешнее название «Рижский» получил в 1946.

Рижский вокзал Москвы в наши дни

Реконструкцию здания Рижского вокзала начали в 1995 году из-за строительства в этом районе эстакады транспортной развязки и обветшания здания.

Хотя вокзальное хозяйство потеряло часть территории и вспомогательных помещений (грузовой двор, а также камеры хранения), сам Рижский вокзал реконструировали с особой тщательностью.

Отрадно то, что во время восстановительных работ не то что не достраивали лишних помещений, но восстановили бывшую лепнину и убранство внутренних залов. Воссоздали даже старинные люстры.

В настоящее время площадь вокзала составляет порядка 5 тысяч квадратных метров с возможностью одновременного размещения более 1300 пассажиров.

К сожалению, эти мощности слабо задействованы из-за ограниченного трафика поездов. В наши дни от перрона отправляются и прибывают лишь три состава дальнего следования, а также пригородные электрички.

Рижский вокзал находится по адресу: Москва, Рижская площадь, 2 (станция метро «Рижская»).

Источник

Ансамбль в неорусском стиле: Рижский вокзал признали памятником архитектуры

Ансамбль Рижского вокзала включили в реестр объектов культурного наследия регионального значения. Он считается одним из самых примечательных архитектурных творений в Москве и традиционно притягивает взгляды жителей и гостей столицы. Теперь его внешнее и внутреннее убранство стало предметом особой охраны государства.

Ансамбль включает в себя здание пассажирского вокзала (Рижская площадь, дом 1) и примыкающее к нему здание бывшего Музея транспорта (Рижская площадь, дом 3). Сегодня там находятся Центр научно-технической информации и библиотек и Центр инновационного развития с выставочным залом.

Рижский вокзал является образцом псевдорусского (или неорусского) стиля. Для него характерно использование элементов древнерусского зодчества. Например, на фасадах можно увидеть арочные ниши, украшенные витыми и гладкими полуколонками с бусинами, а также множество разнообразных фризов (декоративных поясов). Оконные дверные проемы обрамлены резными наличниками, кокошниками и гирьками.

Вокзал, расположенный на Рижской площади, возвели в 1899 году в ходе строительства Московско-Виндавской железнодорожной линии. Она соединяла Центральную Россию с незамерзающими портами Балтики.

Вплоть до середины 1930-х годов вокзал назывался Виндавским по латвийскому городу Виндава (сегодня — Вентспилс). Потом он стал Балтийским, а с 1942 года — Ржевским. Свое нынешнее название Рижский вокзал получил в 1946 году.

Строительством Московско-Виндавской железнодорожной магистрали занималось Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Проект здания вокзала заказали архитектору Станиславу Бржозовскому. Однако строительством занимался уже другой архитектор — Юлий Дидерихс. Он внес ряд изменений в первоначальный проект.

«Здание пассажирского вокзала состоит из трех двухэтажных частей, выполненных в стиле древнерусских теремов с затейливыми окнами и часами под высоким кокошником. Центральная и две боковые части соединены между собой одноэтажными переходами. В главной части находился вестибюль багажного отделения и залы для пассажиров первого и второго класса. В правом крыле располагалась парадная комната, а в левом — зал ожидания для пассажиров третьего класса», — прокомментировал Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия города Москвы.

Источник

Рижский вокзал

Вокзал для двоих

Рижский вокзал сменил много имен: до 1930 года назывался «Виндавский», до 1942 — «Балтийский», а до 1946 — «Ржевский». Одно время его даже хотели закрыть, но он устоял.

Здание Рижского вокзала возвели по проекту Станислава Бржозовского в 1897-1901 годах при строительстве Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.

Строить дорогу начали по указу Николая II в 1897 году. Для пассажирского вокзала выбрали пустырь у Крестовской заставы, чтобы возле здания осталась большая площадь для подъезда экипажей. Товарную станцию хотели расположить рядом с пассажирской. При этом городские власти потребовали, чтобы Общество железной дороги благоустроило улицы и урегулировало вопрос с городским водопроводом, так как трубы попадали на территорию вокзала.

Здание Рижского вокзала в старинном русском стиле стало одним из самых красивых в Москве. Оно состоит из трех двухэтажных теремов, соединенных крытыми переходами на уровне первого этажа. Украшают здание типичные для русской архитектуры XVII века элементы: наличники, кокошники, бегунки, поребрики.

При этом Рижский вокзал был технически совершенен для своего времени — у него даже была собственная электростанция для освещения помещений и платформы.

Со временем Рижский вокзал обветшал, а Рижская площадь начала задыхаться от пробок. В 1995 году этот транспортный узел реконструировали.

Облик Рижского вокзала не изменился. А по старым чертежам восстановили художественную лепнину потолков и отреставрировали нарядные люстры.

Сейчас на Рижском вокзале работает Центр инновационного развития на железнодорожном транспорте с выставочным залом — вход напротив музея железнодорожной техники.

А знаменитый фильм «Вокзал для двоих» Эльдар Рязанов снял тоже на Рижском вокзале. Выбрал он его потому, что интерьер вокзала в русских традициях отлично подходил к сюжету.

Источник

Рижский вокзал в Москве: страницы истории

Рижский вокзал Москвы расположен на одноименной площади, в месте пересечения Сущевского вала и Проспекта Мира .

Внешнеторговый оборот царской России бурно развивался в конце девятнадцатого века. Этот фактор стал толчком к рассмотрению вопроса о развитии железнодорожного сообщения с прибалтийскими странами, у которых имелся выход к незамерзающему участку Балтийского моря.

В марте месяце 1897 года император Николай II издал Высочайший указ о начале строительства железной дороги, которую назвали Московско-Виндаво-Рыбинской. Общая протяженность путей в этом направлении составила порядка 2453 километров.

История Рижского вокзала со дня основания

Место под постройку Виндавского вокзала (в будущем Рижского) выделили у Крестовской заставы, в непосредственной близости от 1-ой Мещанской улицы. Участок находился между путями Николаевской железной дороги и городским Лазаревским кладбищем.

Хотя место и было неосвоенным, акционерам железной дороги необходимо было выполнить ряд условий Городской Думы: облагородить прилегающие к станции территории, подремонтировать выходящий на пустырь Москворецкий водопровод, замостить Трифонов переулок и проезд вдоль границ Лазаревского кладбища.

Архитектором проекта вокзала стал Станислав Бржовский, уже имевший опыт создания такого объекта в Санкт-Петербурге. Это был Витебский вокзал.

Непосредственно работами руководил другой архитектор – Юлий Дидерихс.

Сроки поджимали. Строительство путей и вокзала вели ускоренными темпами.

Уже в августе месяце 1900 года был сдан первый этаж Виндавского вокзала, а 11 сентября 1901 года прошло освящение и состоялись празднества по случаю открытия. В этот же день, в восемнадцать часов и 5 минут, от перрона отправился в Виндаву первый состав.

Фасад здания железнодорожного вокзала был выполнен в традициях древнего русского стиля. Три стилизованные под терема строения соединялись между собой крытыми переходами, устроенными на уровне первого этажа. В центральной части вокзала устроили крытое стекло.

Виндавский вокзал мог похвастаться и своей технической оснащенностью, в наличии у которого была даже своя автономная электростанция для освещения внутренних помещений и платформ.

Но были и свои неудобства. Из-за прибытия поездов преимущественно в вечернее время и невозможности размещения всех пассажиров в залах ожидания из-за нехватки мест, последним приходилось нанимать извозчиков в селе Всехсвятском. К месту посадки люди были вынуждены идти пешком с багажом в руках.

В годы Советской власти прошла череда переименований вокзала. В 1930 году он стал Балтийским, с 1942 – Ржевским, а свое нынешнее название «Рижский» получил в 1946.

Рижский вокзал Москвы в наши дни

Реконструкцию здания Рижского вокзала начали в 1995 году из-за строительства в этом районе эстакады транспортной развязки и обветшания здания.

Хотя вокзальное хозяйство потеряло часть территории и вспомогательных помещений (грузовой двор, а также камеры хранения), сам Рижский вокзал реконструировали с особой тщательностью.

Отрадно то, что во время восстановительных работ не то что не достраивали лишних помещений, но восстановили бывшую лепнину и убранство внутренних залов. Воссоздали даже старинные люстры.

В настоящее время площадь вокзала составляет порядка 5 тысяч квадратных метров с возможностью одновременного размещения более 1300 пассажиров.

К сожалению, эти мощности слабо задействованы из-за ограниченного трафика поездов. В наши дни от перрона отправляются и прибывают лишь три состава дальнего следования, а также пригородные электрички.

Рижский вокзал находится по адресу: Москва, Рижская площадь, 2 (станция метро «Рижская»).

Чтобы не пропускать самую интересную информацию о Москве, обязательно ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ

Источник

Оцените статью