Роль денежно кредитной политики страны

Цели и принципы денежно-кредитной политики

Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание ценовой стабильности, то есть стабильно низкой инфляции.

Ценовая стабильность — важный элемент благоприятной среды для жизни людей и ведения бизнеса, так как она:

  • защищает доходы и сбережения в национальной валюте от непредсказуемого обесценения. Это позволяет поддерживать уровень жизни, а также более уверенно планировать ежедневные и долгосрочные расходы;
  • защищает граждан с невысоким уровнем дохода. Такие семьи в основном покупают недорогие товары первой необходимости. Стабильно низкая инфляции позволяет поддерживать уровень потребления;
  • способствует повышению доступности заемного финансирования для компаний, так как снижает инфляционную премию, которые банки закладывают в процентные ставки;
  • упрощает финансовое и инвестиционное планирование для бизнеса;
  • увеличивает доверие к национальной валюте и создает условия для снижения валютизации активов и обязательств в экономике. Это, в свою очередь, снижает влияние изменения внешних условий на экономику.

Основные принципы денежно-кредитной политики

Для достижения цели по инфляции Банк России реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции (от англ. target — «цель»). При проведении денежно-кредитной политики важна последовательность, предсказуемость и прозрачность действий центрального банка, поэтому Банк России проводит свою политику в соответствии с рядом принципов.

    Банк России устанавливает постоянно действующую публичную количественную цель по инфляции, чтобы население, бизнес, участники финансового рынка могли учитывать ее при планировании своей деятельности и принятии решений. Цель по инфляции установлена для годового темпа прироста потребительских цен, то есть изменения за последние 12 месяцев общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением.

Читайте также:  Страны современного типа воспроизводства характеристика

Целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание годовой инфляции вблизи 4% постоянно. Формулировка «вблизи 4%» отражает допустимость небольших колебаний инфляции вокруг цели.

Если инфляция существенно отклоняется от цели, Банк России оценивает причины и продолжительность отклонения и исходя из этого принимает решения об использовании мер денежно-кредитной политики для возвращения инфляции к цели.

Совет директоров Банка России регулярно принимает решения по ключевой ставке — восемь раз в год в соответствии с заранее утвержденным и опубликованным графиком.

Решение по ключевой ставке обязательно сопровождается объяснением его логики и причин, а также, как правило, дополняется сигналом о возможных дальнейших шагах по денежно-кредитной политике. Разъяснение Банком России принятых решений и будущих намерений является важным инструментом управления инфляционными ожиданиями, так называемой привязки их к цели по инфляции.

Привязка инфляционных ожиданий как населения, так и бизнеса к цели по инфляции имеет большое значения для действенности мер, принимаемых центральным банком.

Банк России принимает решения по денежно-кредитной политике на основе макроэкономического прогноза с учетом анализа широкого круга информации. Денежно-кредитная политика влияет на динамику цен не сразу, а со временем, через длинную цепочку взаимосвязей. Поэтому для оценки влияния решения по ключевой ставке на экономику и инфляцию необходим макроэкономический прогноз.

Для разработки прогноза Банк России использует современные макроэкономические модели. В рамках подготовки макроэкономического прогноза Банк России оценивает продолжительность действия факторов, влияющих на экономику и динамику цен, и устойчивость сформировавшихся экономических тенденций.

Меры, принимаемые по другим направлениям внутренней экономической политики, а также меры экономической политики в крупнейших зарубежных странах являются важными факторами, которые учитывает Банк России при подготовке макроэкономического прогноза.

При формировании предпосылок макроэкономического прогноза и оценке рисков на текущем этапе Банк России использует консервативный подход, придавая несколько большее значение проинфляционным факторам и рискам. Это связано с тем, что инфляционные ожидания в России пока остаются повышенными и чувствительными даже к временному повышению цен на отдельные товары. В такой ситуации недооценка проинфляционных факторов и рисков может привести к устойчивым и продолжительным отклонениям инфляции вверх от цели.

Банк России придерживается информационной открытости в области денежно-кредитной политики, чтобы повысить понимание и доверие к проводимой денежно-кредитной политике, сформировать предсказуемую экономическую среду для всех участников экономических отношений. Понимание и доверие к принимаемым мерам имеет большое значение для повышения их действенности.

В рамках политики информационной открытости Банк России прежде всего стремится максимально оперативно и полно раскрывать информацию о целях, принципах, мерах и результатах денежно-кредитной политики, об оценке экономической ситуации и перспектив ее развития. Банк России также работает над расширением охвата коммуникации по денежно-кредитной политике и повышением ее адресности.

Источник

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

Роль денежно-кредитной политики Российской Федерации в экономическом развитии государства

Успешное развитие экономики зависит во многом от проводимой в стране денежно-кредитной политики. Понимание данного положения позволяет конкретизировать цели, задачи современной денежно-кредитной политики, выбор наиболее эффективных ее инструментов с точки зрения обеспечения экономического роста, в том числе на основе формирования внутреннего инвестиционного спроса, адекватного требованиям роста.

Денежно-кредитная политика представляет совой совокупность мероприятий Центрального Банка и Правительства в области денежного обращения и кредита. Основными целями кредитно-денежной политики государства являются сдерживание инфляции, обеспечение полной занятости, регулирование темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний в развитии экономики и обеспечение устойчивости платежного баланса [2].

В условиях возрастания неопределенности в экономическом развитии, которая вызвана неблагоприятными внешними экономическими и политическими факторами, проведение эффективной денежно-кредитной политики невозможно без создания эффективных механизмов объединения частных и государственных усилий, а также без тесной координации действий всех государственных институтов.

Банк России сумел обеспечить снижение инфляции до цели 4%. В ближайшие годы главной задачей является закрепление данного показателя на постоянной основе и формирование доверия населения к политике Центрального Банка за счет снижения инфляционных ожиданий [1].

Стоит заметить, что при достижении вышеупомянутой задачи достигается ценовая и финансовая стабильность. Такая стабильность повышает предсказуемость экономических процессов, позволяя домашним хозяйствам, бизнесу быть более уверенными на конкурентном рынке.

Низкий уровень инфляции является важнейшим условием привлечения прямых инвестиций в экономику Российской Федерации. Такой уровень инфляции сохраняет покупательную способность доходов экономических субъектов, отражаясь в повышении совокупного спроса и стимулировании экономического роста [1].

Одним из инструментов денежно-кредитной политики является установление ключевой ставки. Тем самым Банк России оказывает влияние на различные сегменты финансового рынка, внутренний спрос, инфляцию и тем самым отражает доступность кредита, склонность к сбережениям населения.

Важнейшим элементом в достижении экономического развития является поддержание процентных ставок в экономики на уровне, обеспечивающим привлекательность депозитов и иных активов в рублях для сбережений. Такой элемент в действии способствует благополучию российских граждан, сохраняя стимулы к сбережениям в рублях, и тем самым формирует умеренную динамику спроса.

Банк России уделяет большое внимание повышению устойчивости банковского и финансового секторов в целом, развитию национальной платежной системы, обеспечивая их способность обслуживать экономические отношения при любых изменениях внешней условий.

На протяжении многих лет реализация денежно-кредитной политики ограничивалась лишь обеспечением ценовой стабильности. Но стоит заметить, что международный опыт и периодические кризисные явления показали, что ценовая стабильность необходима, но недостаточна для устойчивого экономического роста. Для достижения главной цели — экономического роста требуются усиление участия кредитных организаций в развитии отдельных экономических субъектов РФ путем их долгосрочного кредитования.

Банк России проводит активную информационную политику, разъясняя причины и ожидаемые результаты своих решений в области денежно-кредитной политики, понимание которых широкой общественностью имеет большое значение для повышения действенности мер Банка России.

В принятом тексе «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2018г. и период 2019 и 2020гг» прогнозируемые результаты российской экономики достаточно неопределенны. Прежде всего, это связано с внешними факторами, которые влияют на экономику России, такие как экономические санкции против России. Кроме того, существует некая неопределенность по отношению ценам на нефть и другие энергоресурсы, будущая валютная политика крупных и развитых стран, которая определяет внешние финансовые условия для России.

Таким образом, только грамотная реализация денежно-кредитной политики обеспечит и поддержит низкую инфляцию, увеличит эффективность регулирования банковской ликвидность и обеспечит развитие экономики на высоком уровне. Российская Федерация постепенно улучшает макроэкономические показатели экономики, а деятельность Центрального Банка эффективно себя показывает и поэтому можно сделать вывод, что те результаты, которые прогнозирует Центральный Банк, он в состоянии осуществить.

«Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов» (утв. Банком России).

Бюджетно-налоговые и денежно-кредитные инструменты достижения финансовой стабильности и обеспечения экономического роста: монография / под ред. М. А. Абрамовой. М.: Кнорус, 2017.

Денежно-кредитная политика России: новые вызовы и перспективы: монография / под ред. М.А. Эскиндарова, М.А. Абрамова, Л. И. Гончаренко, В.В. Масленников и др. М.: Кнорус, 2016.

Источник

11. Содержание денежно – кредитной политики страны, ее роль, методы и инструменты.

Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема валового национального продукта. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

Объектами денежно – кредитной политикиявляются спрос и предложение на денежном рынке.

Субъектами денежно – кредитной политикивыступают, прежде всего, центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно – кредитной политики государства и коммерческие банки. Для непосредственного регулирования массы денег в обращении ЦБ использует различные денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя структуру денежных агрегатов в общей массе денег в денежном обороте. Денежный оборот регулируется ЦБ и в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции.

Кредитная экспансия центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обороте.

Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики и тем самым по насыщению экономики денежными ресурсами.

Кроме того, важное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики имеет стабильность банковской системы. Банки обеспечивают непрерывность функционирования сфер производства и потребления.

Методы денежно – кредитной политики– это совокупность способов, инструментов воздействия субъектов денежно – кредитной политики на объекты денежно – кредитной политики для достижения поставленных целей. Методы проведения также называют тактическими целями денежно-кредитной политики.

Под инструментами понимают средство, способ воздействия ЦБ как органа денежно – кредитного регулирования на объекты денежно – кредитной политики.

Методы денежно – кредитной политики:

— прямые методыносят характер административных мер в форме различных директив ЦБ, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля ЦБ над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако, со временем прямые методы могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую» экономику или за рубеж (в случае неблагоприятного воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов);

— косвенные методырегулирования воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов. При переходной экономике, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми;

— общие методыявляются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом;

— селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Их применение связано с решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, несвойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условия резкого нарушения пропорций воспроизводства.

Инструменты денежно – кредитной политики:

1. изменение норматива обязательных резервовили так называемых резервных требований. Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в ЦБ. Этот инструмент обеспечивает ком. банкам достаточную ликвидность в случае массового изъятия депозитов, позволяющий предотвратить неплатежеспособность ком. банков и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Механизм действия данного инструмента заключается в следующем:

— если ЦБ увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов ком. банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Это вызывает мультипликационное уменьшение кредитного предложения, поскольку при изменении норматива обязательных резервов меняется величина депозитного мультипликатора;

— при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение объема предложения денег.

Этот инструмент является достаточно грубым, так как даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать существенные изменения в объеме банковских резервов и привести к модификации кредитной политики ком. банков. (Изменение норматива обязательных резервов влияет на денежное предложение посредством мультипликатора. Все остальные инструменты воздействуют на размер денежной базы.);

2. процентная политика ЦБ. Проводится по двум направлениям: регулирование займов ком. банков у ЦБ и депозитная политика ЦБ, которая еще может быть названа политикой учетной ставки или ставки рефинансирования.

Ставка рефинансирования – это процент, под который ЦБ предоставляет кредиты финансово устойчивым ком. банкам, выступая как кредитор последней инстанции ( с 26 декабря 2011 г. составляет 8%).

Учетная ставка – процент (дисконт), по которому ЦБ учитывает векселя ком. банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

Снижение этих ставок делает займы для ком. банков дешевыми. При получении кредита ком. банками увеличиваются их резервы, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. При увеличении происходит обратная ситуация.

Определение размера учетной ставки — один из наиболее важных аспектов кредитно – денежной политики страны. Ее размер обычно зависит от уровня инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Уровень официальной учетной ставки является для ком. банков ориентиром при проведении кредитных операций;

— операции на открытом рынке.Операции ЦБ на открытом рынке в настоящее время являются основным инструментом денежно- кредитной политики и оказывают прямое влияние на объем свободных ресурсов, имеющихся у ком. банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральным банком цены покупки у ком. банков или продажи им ценных бумаг. Если ЦБ покупает ценные бумаги у ком. банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета; таким образом увеличиваются кредитные возможности банков;

— валютное регулирование.На валютный курс оказывает влияние множество факторов: состояние платежного баланса, экспорта и импорта, доля внешней торговли в ВВП, дефицит бюджета и источников его покрытия, экономическая и политическая ситуации и др. Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что ЦБ вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной валюты. Для повышения курса нац. валюты ЦБ продает иностранную валюту, для снижения этого курса скупает иностранную валюту. ЦБ проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров.

* В соответствии с нормами ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно – кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно – кредитной политики на предстоящий год.

Источник

Оцените статью