- Как устроен глобальный долг?
- Одна тридцатая (должны нам) против трети триллиона (должны мы). Госдолг не в нашу пользу – но всё не так просто
- «Прорыв информационной блокады!» Шутка.
- Кто и сколько должен нам
- Кому и сколько должны мы
- Долговая «Санта-Барбара»: и на стотысячной серии не остановится…
- И, наконец, о «прощённых» государствам Африки $20 миллиардах
Как устроен глобальный долг?
Что такое глобальный долг? Зачем он нужен и какие риски в себе несет? Россия в опасности? Отвечаем на главные вопросы.
Что такое глобальный долг?
Это все существующие в мире долги: физлиц, компаний, финансовых учреждений, государств. Вы брали потребительский кредит и пока не выплатили? Эта сумма учитывается в глобальном долге.
Каков размер глобального долга?
По последним подсчетам международных финансовых организаций, мировой долг на конец 2019 года составил $257 трлн – это в 3,2 раза больше ВВП (валового внутреннего продукта – стоимость всех товаров и услуг, произведенных в стране за год) всех стран мира, вместе взятых. Это рекордный показатель за всю историю мировой статистики.
Когда большой долг опасен?
Когда экономика стабильно растет, то с обслуживанием долга нет проблем, и он считается надежным. Плохо то, что темпы роста поддерживаются новыми займами. Страны и компании пользуются тем, что сейчас на международном рынке весьма низкие процентные ставки, и накачивают экономику заемными деньгами. Когда уровень долга очень высок, но экономика растет медленно, а процентные ставки начинают поднимать, возникает риск банкротств компаний и суверенного дефолта – неплатежеспособности страны.
Бомба глобального долга
Эксперты обычно называют сложившуюся ситуацию бомбой замедленного действия, пороховой бочкой и прочими страшными словами. Основная проблема в том, что темпы роста экономики замедляются, обслуживать долги становится все труднее. МВФ оценивает долги 32 стран, утроившие свои заимствования за два года, ненадежными.
Угроза со стороны Китая
Тревогу международных аналитиков вызывает Китай. Это огромная экономика, долговая нагрузка которой 250% ВВП. Учитывая глобальную роль страны, именно там может взорваться самая мощная «бомба», причем с такой силой, что потянет с собой весь мир. Впрочем, пока темпы роста в Китае существенно выше среднемировых и опасения эти на данный момент скорее теоретические.
Будет ли глобальный долг дальше расти?
По оценкам Moody’s, одного из большой тройки агентств, оценивающих кредитный рейтинг, ситуация в 2020 году лишь усугубится. Только что вышел доклад Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН (ДЭСВ) «Мировое экономическое положение и перспективы 2020». Там также долг считают одним из крупнейших рисков. Большие долги не только сами представляют риск, но и сокращают способность экономики реагировать на шоки.
На что страны занимают?
В этом самая большая проблема. По данным ДЭСВ ООН, МВФ и других организаций, монетарная политика такого рода – накачивание денег в страну через заимствования – не приводит к улучшениям структуры экономики. Деньги перетекают в финансовые активы и карманы небольшой группы людей, а реальная экономика, производственный бизнес не развиваются. Многие инвесторы готовы купить бумагу с нулевой и отрицательной доходностью, чем рисковать вложениями в бизнес. И это чаще всего связано с деловым климатом в стране, который создает риски для любого дела.
Деньги не работают
Замедление мировой экономики вкупе с огромным долгом приводят к тому, что не решаются структурные и социальные проблемы в большинстве стран. Население стареет, неравенство растет, конкуренции на рынке нет, резервы не создаются, а долг плохо обслуживается. В итоге, как уже было сказано, это может привести к суверенному дефолту, как в Венесуэле, где инфляция к концу года составила почти 10 000 000%.
Долги утекают за границу
Деньги приходят в страну, но мало того, что они не работают на экономику, они выводятся за рубеж инвесторами и финансистами, которые не видят перспектив и стабильности внутри страны. По данным Moody’s, это уже вовсю происходит в странах АТР, а Россия и вовсе входит в тройку стран по выводу капитала физлицами. (Правда, долг у нас небольшой).
Долго ли это может продолжаться?
Структурные проблемы нужно срочно решать. Родриго Оливарес-Каминаль, профессор финансового права в Лондонском университете королевы Марии считает, что страны должны осознать общий интерес – избежать кризиса. Необходимо выработать общий подход к развитию и решению проблемы долга. Причем, может оказаться так, что сделать что-то уже поздно. Африка из-за долга близка к региональному кризису, похожая ситуация – в Латинской Америке. Нужно действовать, пока часовой механизм долговой бомбы не сработал.
Нужно менять политику
Аналитики считают, что денежно-кредитная (или монетарная) политика (это решение экономических проблем при помощи процентных ставок, влияния на курс рубля, денежную массу и т.д.) не оправдывает себя. Нужно использовать меры фискальной (налогово-бюджетной) политики, которая предусматривает вмешательство государства в экономику, чтобы обеспечить стабильность и предотвращать возможные кризисные явления. Речь идет о регулировании налоговых мер, изменениях трансфертной политики, интервенциях на рынок для закупок. Если использовать реалии текущего дня, то меры поддержки семей с детьми, чтобы увеличить доходы домохозяйств – это как раз налогово-бюджетная политика. Она включает в себя и налоговые льготы для развития той или иной отрасли и многое другое. Например, меры по улучшению инвестиционного климата.
Как кризис глобального долга может повлиять на нас?
Очень плохо. Глобальный кризис происходит как цепная реакция, и не может не затронуть каждую экономику. Другое дело, что собственно России дефолт не грозит, долг составляет всего 13,5% ВВП – это ниже даже самого нижнего допустимого уровня, по самым консервативным оценкам. Кредитный рейтинг страны, несмотря на санкции, «можно инвестировать». У нас есть и подушка безопасности – много миллиардов в суверенном и стабилизационном фондах. Наша большая проблема – низкие доходы, которые не позволяют увеличить внутренний спрос. Но если долговой кризис примет глобальный характер, то наши подушки безопасности не сильно помогут.
Источник
Одна тридцатая (должны нам) против трети триллиона (должны мы). Госдолг не в нашу пользу – но всё не так просто
Раскрыта информация о долгах государств друг перед другом. Россия в списке.
Не так давно – помните? – мы «простили» нескольким африканским странам совокупный долг на сумму $20 миллиардов. Немало, немало в результате на головы принявших такое решение вылилось гнева, сарказма и прочего неудовольствия. Лейтмотивом было излюбленное наше: «доколе?», а причиной, если вникнуть в суть – закрытость информации о том, сколько и кому должны мы, сколько и кто должен нам. На днях вопрос такой «закрытости» решён.
Забавно то, что этот давно назревший вопрос информационной прозрачности достаточно невинной проблемы закрыт не отечественными структурами, отвечающими в том числе за снятие напряжённости в обществе и поддержание нормального имиджа финансовой политики государства.
Вместо наших постаралась вовсе не российская – а совсем даже прозападная контора под названием Всемирный банк (тот самый, что не так давно прославился рекомендациями России по части «углубления реформ», как они это понимают – читайте «Банки сегодня» от 28.01.2021).
«Прорыв информационной блокады!» Шутка.
Как-то незаметно прошла в СМИ информация о довольно примечательном событии: Всемирный банк впервые представил данные о двусторонней задолженности подавляющего большинства развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Российской Федерацией и Российской Федерации.
Примечательно в этом событии вот что. До последнего времени любая информация о долгах нам или о долгах наших предоставлялась не всегда в полном объёме и далеко не всегда эта информация была свежей. Да и кто её мог предоставлять? Центробанк, например, к этой информации отношения никакого не имеет, как и министерство иностранных дел (в одной из статей именно к этим структурам её автор обращал вопрос о долгах России и перед Россией).
Минфин России, отвечающий за кредиты иностранным государствам, такой информации не публикует: программа госкредитов ежегодно описывается секретными приложениями к федеральному бюджету. Вот что можно узнать на сайте Минфина РФ в рубрике «внешний государственный долг РФ»:
- Нормативно-правовая база
- График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств
- Структура долга
- Выпуски облигаций внешних и внутренних облигационных займов Российской Федерации, размещенные на международном рынке капитала
- Глоссарий
- О программе государственных внешних заимствований Российской Федерации на … год (имеется в виду очередной перспективный год-авт.)
И всё. Но вот теперь граждане России могут узнать, кто и сколько должен нам, кому и сколько должны мы. Есть предположения, что Всемирный банк планирует предоставлять такую информацию ежегодно.
Кто и сколько должен нам
Итак, по данным Всемирного банка, на конец 2019 года около 30 развивающихся стран были должны России почти $22,9 миллиарда по двусторонним займам: это либо долги государств, либо долги юридических лиц, гарантированные государствами.
В списке крупнейших заёмщиков – суверенных должников России – Белоруссия, Венесуэла, Бангладеш, Вьетнам, Йемен, Сирия.
Россия занимает пятое место в списке крупнейших суверенных кредиторов для развивающихся стран (данные Всемирного банка). К слову, больше всех в мире дал взаймы Китай, прокредитовавший развивающихся заемщиков на $149 миллиардов.
РБК констатирует: «…данные о долговых обязательствах основаны на отчётности, которую министерства финансов развивающихся стран передают во Всемирный банк. Однако, по его словам, около 5 процентов всего объёма двусторонней задолженности развивающихся государств не распределено по странам-кредиторам. Кроме того, в списке заёмщиков России от Всемирного банка нет Ирака и Кубы – их задолженность перед Россией в конце 2018 года могла достигать почти $4 миллиарда»
Крупнейший государственный должник России – Белоруссия с $8,1 миллиарда на конец 2019 года («сумма совпадает с той, которую Минфин Белоруссии раскрывал в проспекте своих еврооблигаций в июне 2020 года» – РБК). В конце 2020 года было подписано межправительственное соглашение о предоставлении Минску ещё $1 миллиарда российского кредита.
Более $1 млрд на конец 2019 года была должна России каждая из стран: Бангладеш, Венесуэла, Индия, Вьетнам и Йемен, следует из данных Всемирного банка. «Бангладеш является бенефициаром экспортных кредитов России на постройку атомной электростанции (АЭС), строящейся с 2017 года. При экспортном кредите «живых» денег страна-бенефициар не видит: они идут на оплату поставок, услуг или работ российских экспортеров» (данные РБК). По информации Всемирного банка, в 2019 году появился двусторонний долг Египта перед Россией на сумму $495,5 миллиона.
Задолженность африканских стран (не считая Египта) перед Россией составила $973 миллиона на конец 2019 года. Это Сомали ($418 миллионов), а также Мозамбик, Эфиопия, Мадагаскар, Замбия, Судан и Танзания. Этим странам их долг, по имеющимся данным, нами пока не списан. В основном они брали кредиты еще у СССР, но есть и новые российские кредиты – у Замбии и Мозамбика, видно из статистики Всемирного банка.
Кому и сколько должны мы
По официальным данным Минфина, внешний долг России на 2021 год составляет почти $56,8 миллиарда.
Известно, что Россия за последние 20 лет простила своим должникам около $140 миллиардов. Нашей стране как правопреемнице СССР, прежде всего отвечающей за долги бывшего Союза, не простили ни копейки. По крайней мере, об этом ничего не известно.
Самый заметный долг Советского Союза – это обязательства перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Кроме этого – задолженности СССР перед странами бывшего Совета по экономической взаимопомощи (СЭВ), и некоторые другие – всё перед бывшими социалистическими друзьями.
В конце 1991 года между республиками Советского Союза был подписан договор о правопреемстве внешнего экономического долга СССР, согласно которому РСФСР досталось 61,34 процента от общей суммы задолженности – примерно $57 миллиардов. Однако в 1993 году правительство России взяло на себя все обязательства бывших союзных республик по погашению внешнего долга СССР, составлявшего $96,6 миллиардов, получив взамен отказ бывших союзных республик от своих долей в зарубежных активах СССР.
Среди буржуев тоже есть дававшие нам взаймы – и немало. Это и Германия (о долговых обязательствах СССР перед этой страной было забыто после 1945 года),
«Студер» по ленд-лизу. Тоже отдавали…
и США ($722 миллиона на момент распада СССР), и Великобритания (Перед этими странами свои долги мы погасили ещё в 2006 году, и больше у них не занимали). Не вдаваясь в подробности (кому интересно – может найти развёрнутую информацию на эту тему), можно лишь подчеркнуть: в основном Россия по долговым обязательствам СССР расплатилась.
В 90-е годы Россия активно кредитовалась у международного банка и МВФ. И если в 1994 году самостоятельных кредитов было всего на $14 миллиардов (без учета долга СССР), то уже к 1998 году задолженность превысила размер валового продукта и составила 146,4 процента ВВП. По деньгам сумма составила более $188,5 миллиарда. За всю историю России эта сумма государственной задолженности оказалась (пока) наибольшей. Уже к началу 2000 года внешний госдолг уменьшился до $146 миллиардов. Сейчас мы – государство с наименьшим госдолгом среди крупных экономически развитых стран.
Долговая «Санта-Барбара»: и на стотысячной серии не остановится…
…Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. Это снижение, правда, не отражает ситуацию с совокупным внешним долгом: ведь с начала тысячелетия у внешних «партнёров» занимают и Центральный банк, и коммерческие банки, и субъекты корпоративного сектора экономики. На выходе: государственный долг снижается, совокупный внешний долг растёт.
А после наложенных в 2014 году на Россию санкции, в связи с чем страна была вынуждена соблюдать строгую финансовую дисциплину в макроэкономике, правительственный долг к 2019 году снизился до $47,5 млрд.
Корпоративный внешний долг вырос и составляет почти $322,6 миллиарда. Это много. Но это не долг государства: сюда входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. И цифра в 322 с лишним миллиарда с течением времени может заметно изменяться – стороны решают свои финансовые вопросы.
А вот государство, несмотря на профицитный бюджет, в последние два года вновь начало брать кредиты и выпускать облигации. Некоторые отечественные эксперты объясняют это желанием государства пополнять бюджет за счёт разницы стоимости кредитов внутри и вне России. Однако, часть экспертов склонна видеть в такой кредитной активности России попытку оживлять собственную экономику, давать бизнесу новые стимулы к развитию.
И, наконец, о «прощённых» государствам Африки $20 миллиардах
Российский министр иностранных дел Сергей Лавров в своё время заявил, что на 90 процентов эти списанные долги были невозвратными. И с его утверждением нельзя не согласиться: даже коллектор с пенсионера мог бы взять больше, чем мы с африканского государства-должника.
Журнал «Военное обозрение» наиболее полно прояснил ситуацию на своих страницах:
«В обмен на прощённые долги Москва получает определенные преференции на рынках африканского континента. Ведь сегодня африканские страны являются третьим после Китая и Индии покупателем российского вооружения и военной техники… Кроме того, в ряде африканских государств есть свои интересы и у крупнейших российских компаний. Например, в Гвинее работает российский «Русал», так как в этой африканской стране сосредоточено до двух третей мировых запасов бокситов. Россию интересуют и природные ресурсы ЦАР, ряда других африканских государств».
Или вот: «выгода от участия, например, РЖД в развитии железнодорожного сообщения на африканском континенте может быть в разы большей, чем вся сумма прощённого всем африканским странам долга. Тоже самое касается и других компаний, которые имеют собственные интересы на африканском континенте».
Ну, в самом деле: мы ведь больше не СССР, чтобы миллиардами просто так разбрасываться. Только на форуме Россия-Африка, который состоялся в Сочи в 2019 году, было подписано контрактов почти на те самые $20 миллиардов. Об этом заявил в своё время советник президента РФ Антон Кобяков. Не стоит удивляться тому, что с тех пор общая сумма контрактов с африканскими странами вполне могла удесятериться.
Данные и иллюстрации – из открытого доступа
Источник