Роль экономической интеграции социалистических стран болгария

Интеграция социалистических стран

Наряду с тремя основными региональными объединениями на протяжении более чем четырех послевоенных десятилетий, до конца 1980-х гг. XX в., существовала социалистическая интегра­ционная модель, охватившая значительное число стран евроази­атского региона. Несмотря на распад мировой системы социализ­ма, а затем и СССР, некогда казавшиеся вечными связи стран по­бедившего социализма оставили определенный след не только в истории интеграции, но и продолжают оказывать влияние на вза­имоотношения бывших стран—участниц альянса.

Интеграционный процесс начался после завершения Второй мировой войны, охватил страны Юго-Восточной Европы, осво­божденные СССР от фашизма, а затем ряд стран Юго-Восточной Азии, получивших независимость. Отличительной стороной ин­теграции являлось в той или иной степени простое копирование странами-участницами советской модели хозяйственных отноше­ний. Так, на протяжении 1950-х гг. в странах Юго-Восточной Европы происходило создание фундамента социализма на основе тотального огосударствления промышленности, принудительного кооперирования села, вытеснения капитала из сферы финансов, торговли, создания системы директивного планирования и т.д.

Ведущим институтом интеграции социалистических стран стал Совет экономической взаимопомощи(СЭВ), созданный в январе 1949 г. В первые годы существования перед СЭВ стояла задача на­лаживания и регулирования внешнеторговых связей стран-участ­ниц на основе двухсторонних соглашений; с 1954 г. СЭВ приступил к координации народно-хозяйственных планов. В 1960-е гг. СЭВ инициировал ряд соглашений о специализации и кооперировании производства и внутри интеграционном разделении труда. Поло­жительная в целом динамика развития СССР и его союзников в 1960-е гг. позволила перейти к новому этапу интеграции, о чем свидетельствовало возникновение таких ее институтов, как Меж­дународный банк экономического сотрудничества, Интерметалл, Институт стандартизации и др. В 1971 г. была принята Комплексная программа сотрудничества и развития стран—членов СЭВ на базе углубления интеграции.

Читайте также:  Страны с преобладанием негров

Первая половина 1970-х гг. явилась своеобразной вершиной в развитии сотрудничества, которое обеспечивало весьма стабиль­ные темпы роста промышленного производства, составлявшие в среднем 6—8%. В значительной степени это достигалось за счет эк­стенсивного развития, нарашивания количественных показателей в области производства электроэнергии, добычи полезных иско­паемых, выплавки стали, продукции машиностроения, в то вре­мя как темпы роста производительности труда, эффективности производства, внедрения инноваций все более отставали от ми­ровых показателей.

С середины 1970-х гг. стали проявляться кризисные явления внутри СЭВ. Нарастающее отставание стран содружества в науч­но-технической сфере на фоне структурной перестройки хозяй­ства развитых стран неуклонно вело к потере завоеванных пози­ций на мировых рынках. Традиционная ориентация содружества на внутренний рынок не смогла спасти положения.

К 1980-м гг. в полной мере проявила себя диспропорция между чрезмерным развитием отраслей тяжелой индустрии и слабо раз­витыми отраслями, производящими потребительские товары. На­раставшая диспропорция явилась причиной не только относитель­ного, но и в отдельных случаях абсолютного ухудшения жизнен­ных условий граждан стран содружества, что привело к росту дезинтеграционных настроений. Помимо этого на рост противоре­чий внутри интеграции влиял сохранявшийся различный уровень развития стран-участниц. Наиболее развитые экономики ГДР, ЧССР, Венгрии, Польши, СССР, вынужденные ориентироваться на рынки менее развитых стран, все более теряли стимулы к развитию наукоемких, современных производств, а вместе с этим нарастало их отставание от мирового уровня развития. Устаревшая администра­тивно-командная система руководства интеграцией, чрезмерная иде­ологизация сферы хозяйственного сотрудничества препятствовали реформированию отношений на базе учета интересов участников СЭВ. Кризисная ситуация в сфере межгосударственного сотрудни­чества явно обозначилась в 1980-е гг., что выразилось, например, в резком сокращении объемов взаимной торговли.

После начала преобразований в СССР — ведущем субъекте содружества — резко усилились дезинтеграционные тенденции.

Читайте также:  Все азиатские страны мира

С началом демократических преобразований в странах содруже­ства в конце 1980-х гг. произошел окончательный распад объеди­нения стран. Сегодня страны — бывшие участники СЭВ активно сближаются с ведущими мировыми объединениями стран Евро­пы и Азии.

10.4.6. Страны СНГ

Еще одно объединение стран, представляющее бывшие респуб­лики СССР, а ныне суверенные государства, берет начало с мо­мента подписания декларации о создании экономического союза стран СНГ в 1991 г. Несмотря на имеющиеся долголетние хозяй­ственные связи и относительно близкий уровень развития стран СНГ, в настоящее время процесс сближения находится скорее на стадии подписания протокола о намерениях. Исключение состав­ляют Россия и Белоруссия, активно сближающие свои экономи­ки. Это объясняется в большей степени внутри- и внешнеполи­тическими, идеологическими причинами, чем экономическими соображениями. Последнее придает известный оптимизм в оцен­ке перспектив евроазиатского интеграционного процесса в рам­ках СНГ, в котором Россия должна сыграть ведущую роль.

10.5. Глобализация и глобальные проблемы

Рассмотренный выше процесс интеграции, представляет собой яркое проявление процесса глобализации хозяйственных отноше­ний 9 . Под глобализацией большинство исследователей понимает процессы глубинных перемен всемирного характера, связанные с развитием постиндустриального общества. В основу трактовок сути данного процесса заложена идея об универсальности процес­сов развития на основе достижений НТР и либерализации хозяй­ственных отношений, захвативших все страны мира во второй половине XX в. Результатом должно стать формирование новой глобальной цивилизации. Очевидно, что процесс глобализации

Термин «глобализация» стал широко использоваться в начале 1980-х гг., его появление связано с именем американского социолога Р. Робинсона.

вызывает обострение проблем и противоречий как внутри, так и между существующими социально-экономическими системами, подтверждением чему является противостояние «севера и юга», которое в настоящее время приобрело открытый военно-полити­ческий характер, особенно после событий 11 сентября 2001 г. Дан­ное противостояние может быть классифицировано как одна из острейших глобальных проблем современности, затрагивающих все страны мира.

Отличительными свойствами глобальных проблем, таким об­разом, являются их всеохватывающий характер, их теснейшее пе­реплетение и невозможность решения по отдельности либо в рам­ках какой-либо одной страны или региона.

Среди глобальных проблем наиболее важной остается задача предотвращения мировой войны с использованием оружия мас­сового уничтожения. Несмотря на достижения последних десяти­летий XX в. в области разрядки, крушение системы противостоя­ния блоков, военно-политическая конфронтация остается серьез­нейшим фактором, влияющим на возникновение глобальных кризисов. Сама по себе конфронтация существенно ослабляет ин­теграционные тенденции и затрудняет осознание глобального ха­рактера проблемы, отвлекает колоссальные ресурсы, которые мог­ли быть направлены на решение таких проблем, как крайняя не­равномерность развития стран и регионов, голод и нищета, эпидемии и неграмотность, плохая экология и т.д.

Не менее важной проблемой глобального характера, тесно свя­занной с гонкой вооружений, является проблема истощения ресурсов. К концу XX в. человечество столкнулось с энергетичес­ким, сырьевым кризисами, тенденцией резкого сокращения не-возобновляемых природных запасов, нарастающей непригоднос­тью и даже опасностью для жизни возобновляемых ресурсов.

Ресурсный кризис нельзя рассматривать вне проблем экологии и демографии. Несмотря на активизацию деятельности различных межгосударственных и общественных институтов в области защи­ты окружающей среды и рационального использования природ­ных ресурсов, в целом проблемы едва ли разрешимы в нынешних реально существующих условиях резкого различия в уровнях раз­вития регионов. Кардинальное решение этих проблем станет воз­можно с действительным переходом подавляющего большинства стран в постиндустриальное состояние, которое характеризуется новыми ценностными ориентирами как в сфере производства, так и потребления благ.

Глобальная демографическая проблема наиболее ярко прояв­ляет себя в странах «третьего мира», многие из которых спустя четыре десятилетия после освобождения от колониальной зависи­мости оказались перед лицом нищеты, голода и эпидемий. Пла­чевное состояние стран «третьего мира» обусловлено не только их отставанием по уровню развития, но и исключительно высокими темпами роста населения. За последние 30 лет численность насе­ления экономически развитых 39 государств увеличилась на 43%, в то время как развивающиеся страны показали прирост в два раза. Демографы прогнозируют в будущем демографическую стабили­зацию и даже депопуляцию в развитых странах при дальнейшем росте населения в развивающихся странах, где будут усугублять­ся проблемы занятости, бедности, нищеты, голода, неграмотнос­ти и т.д.

Чрезвычайно опасным для цивилизации является углубление разрыва в уровнях развития, уровне и качестве жизни стран «зо­лотого миллиарда» и развивающихся стран. Отстающие страны становятся очагом нестабильности. Не решив их проблемы, не­возможно устранять глобальные противоречия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Охарактеризуйте особенности основных этапов развития мирового хозяй­ства во второй половине XX в.

2. Какими чертами характеризуется хозяйственное развитие США в 1950-1960-е гг.?

3. В чем состоят особенности экономического развития послевоенной Гер­мании?

4. Назовите основные различия этатистской и либеральной моделей на при­мерах Великобритании, Англии, Японии, США и ФРГ.

5. Назовите отличительные черты современной HTP, охарактеризуйте ее эта­пы.

6. В чем состоит сущность перехода к постиндустриальному обществу?

7. Назовите общие направления либеральных реформ 1980-1990-х гг.

8. В чем состоят особенности модели «догоняющего» развития и ее вариа­ций в странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии?

9. Что такое экономическая интеграция?

Ю. Что такое глобализация? Назовите особенности глобальных проблем.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

третья научно-техническая революция

модель смешанной экономики

Международный валютный фонд (МВФ)

Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

политика «индустриального императива»

Людвиг фон Эрхард

социальное рыночное хозяйство

немецкое «экономическое чудо»

«японское экономическое чудо»

модель «догоняющего» развития

транснациональные и многонациональные корпорации

Источник

Роль экономической интеграции социалистических стран болгария

Ца современном этапе первостепенное значение приобретает выполнение строительной программы в рамках экономической интеграции социалистических стран — членов Совета Экономической Взаимопомощи. Она реализуется в комплексной последовательности, начиная от исследований, проектирования и строительства и кончая эксплуатацией построенных предприятий и объектов. Вот некоторые примеры. Построен нефтепровод Дружба . В братские страны ежегодно поступает около 50 млн. т нефти. Строительство межконтинентального газопровода Сибирь — Ев- [c.21]

В современных условиях, когда производство достигло огромных масштабов, быстро развивается научно-техническая революция, усложняются отраслевые связи и усиливается взаимодействие всех звеньев экономики, а также в условиях быстрого развития экономической интеграции социалистических стран возрас- [c.86]

Сталинская модель развития, примененная в целом в Восточной Европе после второй мировой войны, опиралась на автаркию процесса индустриализации. В этом контексте внешней торговле уделялось крайне незначительное внимание. Последняя рассматривалась лишь как способ обеспечения самым необходимым (особенно это касалось сырьевых ресурсов и, от случая к случаю, оборудования). Экспорт должен был лишь уравновешивать импорт. Кроме того, этот процесс рассматривался как двусторонний каждая из стран стремилась поддерживать торговый баланс с каждым из своих торговых партнеров, так что экспортные поступления просто покрывали платежи по импорту. В 1949 г. создается СЭВ, который, как отмечалось в официальной декларации, должен был стимулировать процесс сотрудничества и экономической интеграции социалистических стран. Странами-учредителями были Болгария, Чехословакия, Венгрия, Польша, Румыния и Советский Союз. В 1949 г. к ним присоединилась Албания, а в 1950 г. — Восточная Германия. В 50-х годах в качестве наблюдателей в организацию вступили Югославия, Монголия, Китайская Народная Республика, Северная Корея и Северный Вьетнам. Монголия стала полноправным членом в 1962 г., Югославия — ассоциированным в 1964 г., Куба — полноправным в 1972 г., так же как и Вьетнам, в 1978 г. [c.255]

Одна из особенностей экономики развитого социализма состоит в том, что ее развитие происходит в процессе развертывания экономической интеграции социалистических стран. По- [c.26]

Характерная черта девятой пятилетки состоит и в том, что она осуществляется в условиях усиливающегося процесса экономической интеграции социалистических стран. Задания пятилетнего плана учитывают широкую координацию планов стран — членов СЭВ, проведенную на период 1971—1975 гг., которая способствует более полному использованию преимуществ международного разделения труда для развития экономики всех социалистических стран. [c.39]

Странам социализма на путях интеграции приходится преодолевать определённые трудности,, связанные с сохраняющимися ещё различиями в уровнях экономич. развития и наличием ряда др. факторов. Как отмечалось на 24-м съезде КПСС, экономическая интеграция социалистических стран — новый и сложный процесс. Он предполагает и новый, более широкий подход ко многим экономическим вопросам, умение находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества. Он требует твердой ориентации на новейшие достижения науки и техники, на наиболее рентабельные и технически передовые виды производства (там же, с. 9). [c.34]

Европейские районы, безусловно, по-прежнему остаются основной базой развития отечественной химии. Мощная химическая промышленность явилась тем потенциалом, который с наименьшими затратами позволил путем реконструкции и расширения действующих предприятий дать значительный прирост продукции. Кроме того, развивающиеся торговые отношения между Советским Союзом и зарубежными странами в определенной мере изменяют межзональные пропорции, приобретая роль фактора размещения. Территориальная близость европейской части СССР к торговым партнерам из числа социалистических и развитых капиталистических стран Европы является дополнительным стимулом для развития и размещения химических производств в западной части страны. Соглашения по линии социалистической экономической интеграции со странами — членами СЭВ и компенсационных поставок с фирмами капиталистических стран в ряде случаев предопределяли наращивание мощностей в европейских районах за счет нового строительства или использования и расширения мощностей действующих предприятий. Это в какой-то степени повлияло на уровень развития химической промышленности в Поволжье, Белоруссии, Прибалтике, Юго-Западном и Южном районах. Географическое положение, особенно последних четырех районов, при условии благоприятно складывающихся внешнеэкономических связей может и в дальнейшем стать тем условием, которое повлияет на развитие в них химической промышленности. Так, уже сейчас близ городов Вентспилс и Одесса построены припортовые заводы по производству минеральных удобрений [14]. [c.321]

Качественно новое значение для развития национальных экономик, укрепления единства и сплоченности стран — членов СЭВ имеет единодушно принятая в 1971 г. Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции. Социалистическая экономическая интеграция, основывающаяся на общности коренных национальных и интернациональных интересов стран социализма, на их идейно-политическом единстве, представляет собой процесс, обеспечивающий широкий простор дальнейшему росту производительных сил. Существенной особенностью социалистической экономической интеграции является то, что в своем развитии она охватывает все сферы экономической деятельности, в том числе сферу финансов, валюты и кредита. [c.301]

Общий экономический интерес социалистических стран и социальная эффективность производства обеспечиваются здесь через баланс интересов всех заинтересованных в сотрудничестве стран. В этом сотрудничестве и интеграции они преследуют общие цели — повышение благосостояния своих народов через интенсификацию производства на базе высшей техники, выравнивание уровней развития братских народов. Реализация согласованных в рамках СЭВ целей в каждой суверенной стране идет самостоятельно. Каждая страна сама определяет степень и формы своего участия в международном экономическом сотрудничестве и распоряжается результатами этого сотрудничества. [c.649]

Повысить эффективность внешних экономических связей. Обеспечить углубление социалистической экономической интеграции со странами — членами СЭВ. Расширять сотрудничество с развивающимися странами и взаимовыгодную торговлю с капиталистическими государствами. [c.8]

И. с. э.— общий курс коммунистич. и рабочих партий стран СЭВ. Этот курс нашёл отражение в документах 24-го съезда КПСС (1971), съездов братских партий в 70-х гг. Практика привела нас,— отмечалось на 24-м съезде КПСС,— к общему выводу необходимо углублять специализацию и кооперацию производства, теснее увязывать народнохозяйственные планы, словом, двигаться по пути экономической интеграции социалистических государств (там же). [c.34]

С оч. Сближение уровней экономического развития социалистических стран. (Очерк теории), М., 1967 Социалистическая интеграция и мировое хозяйство, М., 1972 Национальные экономические интересы в условиях социалистической интеграции, М., 11)79. [c.609]

Повышению экономической эффективности социалистического производства будет способствовать всестороннее совершенствование и расширение экономических и научно-технических связей СССР с социалистическими странами в направлении дальнейшего укрепления содружества и последовательного развития экономической интеграции хозяйств стран — членов СЭВ. [c.48]

Эти основные принципы размещения производительных сил ныне с успехом используются не только в СССР, но и в других социалистических странах. Ими руководствуется Совет Экономической Взаимопомощи стран социализма при решении вопросов социалистической экономической интеграции, кооперирования и специализации производства, создания энергетических баз, строительства трубопроводов и промышленных предприятий общего пользования. [c.62]

Накопленный Советским Союзом опыт планового развития народного хозяйства получил мировое признание. Он стал достоянием многих других государств. Развиваются и углубляются сотрудничество и социалистическая экономическая интеграция стран — членов СЭВ на плановой основе. Координация их народнохозяйственных планов является мощным инструментом максимального использования возможностей и преимуществ международного социалистического разделения труда. Сотрудничество стран — членов СЭВ в области плановой деятельности постоянно совершенствуется и обогащается. [c.94]

Как указывается в Комплексной программе дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ , одной из наиболее важных задач является развитие геологоразведочных работ на нефть и газ. Положительные результаты геологоразведочных работ на нефть и газ получены странами — членами СЭВ на основе прогрессивных геологических, геохимических и геофизических методов поисков и разведки нефтяных и газовых месторождений, использования высокопроизводительных буровых установок, геофизической аппаратуры и применения новых методик геолого-поисковых исследований. [c.108]

Такие исследования в широких масштабах ведутся в научно-исследовательских организациях СЭВ,.во всех социалистических странах, многие ученые и специалисты вносят свой вклад в осуществление задач, поставленных в Комплексной программе дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ. [c.116]

При формулировании целей и задачи углубления и совершенствования экономического и научно-технического сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции в Комплексной программе указывается, в частности, на необходимость содействия обеспечению растущих потребностей социалистических стран на длительную перспективу в топливе, энергии и сырье, в объединении усилий заинтересованных стран в изыскании и разработке полезных ископаемых. [c.116]

Успешная реализация программы социалистической экономической интеграции убедительно показывает реальные преимущества социалистического типа международных экономических отношений, сочетающих национальные и интернациональные интересы братских стран. [c.120]

За период с 1950 по 1971 г. все европейские страны социализма достигли крупных успехов в развитии энергетического хозяйства, что в значительной степени явилось следствием укрепления социалистической экономической интеграции и помощи Советского Союза. [c.138]

Развитие социалистической взаимопомощи, углубление социалистической экономической интеграции открывает новые возможности для дальнейшего прогрессивного изменения топливно-энергетических балансов европейских стран — членов СЭВ. [c.139]

Известные трудности в развитии энергетики ряда социалистических стран, не располагающих достаточными ресурсами топлива, преодолеваются путем взаимопомощи, реализации программ экономической социалистической интеграции. Дальнейшее углубление этих процессов, повышение научной обоснованности планов и прогнозов являются важной основой для полного обеспечения потребности в энергии социалистических стран. Это тем более важно, что, к сожалению, все еще имеются неточности в оценке потребностей народного хозяйства ряда социалистических стран в энергии все еще встречается термин напряженность топливно-энергетического баланса. Разумеется, все эти недостатки преодолимы. [c.256]

Поэтому одной из наиболее важных и вместе с тем сложных задач стран социалистического лагеря является дальнейшее развитие международной социалистической экономической интеграции в области энергетики. [c.308]

Закон СССР о государственном предприятии (объединении) нацеливает на дальнейшее развитие экономической социалистической интеграции. Предприятиям предоставляется право устанавливать прямые связи с предприятиями социалистических стран, самостоятельно решать вопросы производственной и научно-технической кооперации, организовывать совместные предприятия. [c.23]

В 1985 г. страны — члены СЭВ приняли Комплексную программу научно-технического прогресса до 2000 года. Эта программа обеспечивает дальнейшее расширение, улучшение сотрудничества и углубление социалистической интеграции. Комплексная программа предусматривает развитие социалистической экономической интеграции на основе сознательного и планомерного регулирования коммунистическими и рабочими партиями и правительствами стран — членов СЭВ процесса международного социалистического разделения труда. Страны — члены СЭВ договорились о создании и использовании принципиально новых видов техники и технологии путем концентрации своих усилий и организации тесного комплексного сотрудничества в рамках СЭВ по пяти приоритетным направлениям электронизация народного хозяйства, комплексная автоматизация, атомная энергетика, новые материалы и технологии их производства и обработки, биотехнология. [c.22]

На XXVI съезде КПСС указывалось на необходимость дальнейшей экономической интеграции социалистических стран как на одну из важнейших особенностей современного этапа развития. Прогресс промышленности и укрепление экономического сотрудничества во всех сферах производства, науки и культуры, взаимный обмен передовым опытом будут способствовать ускорению экономического развития каждой братской страны и укреплению всей мировой системы социализма, победе социализма в экономическом и научно-техническом соревновании с капитализмом. [c.11]

Промышленность играет важную роль в развитии экономического сотрудничества и взаимопомощи социалистических стран. С развитием мировой социалистической системы углубляется международное социалистическое разделение труда, осуществляются межгосударственная специализация и кооперирование производства, научно-техническое сотрудничество, координация народнохозяйственных планов, предстоит дальнейшее развертывание процесса экономической интеграции социалистических стран. СССР оказывает социалистическим странам моногообразную помощь. [c.5]

Злободневная сегодня для всей современной мировой экономики необходимость мобилизации огромных капиталовложений для создания новых топливодобывающих мощностей не застала врасплох страны социалистического содружества. Еще в 1971 г. единодушно принятая в СЭВ Комплексная программа социалистической экономической интеграции нацелила страны содружества на решение сложных хозяйственных проблем, в том числе топливно-сырьевой, путем объединения сил и средств заинтересованных стран. И когда капиталистические государства, потрясенные энергетическим кризисом, еще только пытались объединиться хотя бы для координации усилий, страны СЭВ в июне 1974 г. предприняли грандиозный практический шаг в области дальнейшего успешного решения у себя топливной проблемы — договорились построить совместными усилиями в кратчайшие сроки магистральный трубопровод Оренбург— Западная граница СССР для ежегодных поставок в Болгарию, Венгрию, ГДР, Польшу, Чехословакию по 2,8 млрд. и в Румынию—1,5 млрд. м3 природного газа. Страны-участницы вносят свой вклад машинами, оборудованием, строительной техникой, специалистами и строителями пропорционально их доле в будущих поставках голубого топлива по трубопроводу. К. концу 1977 г. уже было построено около 2300 из всех 2750 км магистрали, в 1978 г. она вступает в строй, а в 1980 г. выйдет на полную мощность— 15,5 млрд. м3 в год1. [c.33]

СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ (СЭВ) — международная экономическая организация многостороннего сотрудничества социалистических государств, учрежденная в январе 1949 г. представителями Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Советского Союза и Чехословакии. В сентябре 1950 г. членом СЭВ отала ГДР, в июне 1962 г. Монголия, в июле 1972 г.— Республика Куба, в июне 1978 г.— СРВ. С 1964 г. в работе ряда органов СЭВ по вопросам, представляющим взаимный интерес, принимает участие СФРЮ. В работе отдельных органов СЭВ в качестве наблюдателей участвуют представители Лаосской Народно-Демократической Республики, Народ-вой Республики Ангола, Корейской Народно-Демократической Республики, Социалистической Эфиопии. Объединяя и координируя усилия стран-членов, СЭВ содействует углублению и совершенствованию сотрудничества и развитию социалистической экономической интеграции этих стран, планомерному развитию их народного хозяйства, ускорению экономического и технического прогресса в этих странах, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью, росту производительности труда, сближению уровней экономического [c.298]

Организация внешней торговли в зависимости от специализированных соглашений также не могла дать хороших результатов. В ключевых отраслях экономики (энергетике, металлургии, химии, изготовлении металлоконструкций и на транспорте) удалось достигнуть некоторого согласования между национальными системами планирования. В результате были заключены специальные соглашения, исключавшие «дублирование» инвестиций. К началу 1979 г. действовало около 100подобных многосторонних соглашений и на порядок выше— двусторонних. Однако объем торгового оборота, достигнутый в результате этих соглашений, составлял лишь 10% от общего оборота между членами СЭВ. Более плодотворным было сотрудничество в инвестиционной политике, тем более, что проекты в данной области ограничивались, как правило, энергетической отраслью и концентрировались на территории Советского Союза. Самым интересным проектом такого рода являлось построение газопровода от Урала до западной границы ФРГ. Интеграция экономических систем социалистических стран не была еще очень развитой в 1980 г., и вопрос создания общего рынка не стоял24. Тенденции авгаркичного развития мешали ее развитию. [c.256]

Социалистическая Материальную основу содружества со-экономическая циалистических стран образует мео/с-интеграция дународное разделение труда, являющееся важнейшей предпосылкой экономической интеграции. Международное разделение труда представляет собой специализацию производства национальных хозяйств и обмен производимой продукцией. Интеграция — это экономическое сплочение социалистических стран в целях совместного решения крупных народнохозяйственных задач, роста эффективности общественного производства и в конечном счете повышения жизненного уровня народа. Экономическая интеграция предполагает развитие международных хозяйственных связей в целях сближения национальных хозяйств, совершенствования их отраслевой структуры, выравнивания уровней экономического развития социалистических стран. А постепенное сближение и выравнивание уровней экономического развития расширяет фронт экономического сотрудничества, увеличивает его объем. Оно служит важным фактором сплочения социалистических наций, укрепления дружбы народов. [c.137]

Лит. Верещагин И., Рыбалкин В., О закономерностях развития мировой социалистической системы, М., 1961 ДудинскийИ. в., Мировая система социализма и закономерности её развития, М., 1961 его же, Социалистическое содружество, М., 1976 УК а м и н В. А., О выравнивании уровней экономического развития социалистических стран, М., 1962 Ширяев Ю. С., Мировое социалистическое содружество. (О тенденциях и перспективах экономического развития), М., 1963 Олеин и к И. П., Мировое социалистическое хозяйство, М., 1969 Кольмай Гюнтер, Обобществление и интеграция при социализме, М., 1976 Особенности и формы действия экономических законов социализма в мировом социалистическом хозяйстве, М., 1976 Румянцев А. М., Социальные и экономические проблемы современности, М., 1977 Социалистическая экономическая интеграция, под ред. Б. Н. Ладыгина и Н. А. Зотовой, М., 1977 Социалистическая экономическая интеграция. Вопросы теории и практики, М., 1978. [c.492]

Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ разработана, исходя из основных принципов Устава СЭВ и во исполнение постановлений XXIII (специальной) и XXIV сессий СЭВ и единогласно принята XXV сессией СЭВ. Она рассчитана на 15—20 лет и содержит экономические и организационные мероприятия, необходимые для ее успешной реализации. [c.116]

Советский Союз, его экономический и научный потенциал непосредственно способствуют успешному претворению в жизнь мероприятий, намеченных в Комплексной программе социалистической экономической интеграции, благоприятному решению многих важных внутренних проблем хозяйственного развития стран — членов СЭВ. В своих выступлениях на XXIV съезде КПСС представители коммунистических и рабочих партий социалистических стран единодушно отмечали выдающееся значение пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 гг. длд дальнейшего укрепления внутренних и международных позиций социализма. [c.120]

Источник

Оцените статью