Интеграция социалистических стран
Наряду с тремя основными региональными объединениями на протяжении более чем четырех послевоенных десятилетий, до конца 1980-х гг. XX в., существовала социалистическая интеграционная модель, охватившая значительное число стран евроазиатского региона. Несмотря на распад мировой системы социализма, а затем и СССР, некогда казавшиеся вечными связи стран победившего социализма оставили определенный след не только в истории интеграции, но и продолжают оказывать влияние на взаимоотношения бывших стран—участниц альянса.
Интеграционный процесс начался после завершения Второй мировой войны, охватил страны Юго-Восточной Европы, освобожденные СССР от фашизма, а затем ряд стран Юго-Восточной Азии, получивших независимость. Отличительной стороной интеграции являлось в той или иной степени простое копирование странами-участницами советской модели хозяйственных отношений. Так, на протяжении 1950-х гг. в странах Юго-Восточной Европы происходило создание фундамента социализма на основе тотального огосударствления промышленности, принудительного кооперирования села, вытеснения капитала из сферы финансов, торговли, создания системы директивного планирования и т.д.
Ведущим институтом интеграции социалистических стран стал Совет экономической взаимопомощи(СЭВ), созданный в январе 1949 г. В первые годы существования перед СЭВ стояла задача налаживания и регулирования внешнеторговых связей стран-участниц на основе двухсторонних соглашений; с 1954 г. СЭВ приступил к координации народно-хозяйственных планов. В 1960-е гг. СЭВ инициировал ряд соглашений о специализации и кооперировании производства и внутри интеграционном разделении труда. Положительная в целом динамика развития СССР и его союзников в 1960-е гг. позволила перейти к новому этапу интеграции, о чем свидетельствовало возникновение таких ее институтов, как Международный банк экономического сотрудничества, Интерметалл, Институт стандартизации и др. В 1971 г. была принята Комплексная программа сотрудничества и развития стран—членов СЭВ на базе углубления интеграции.
Первая половина 1970-х гг. явилась своеобразной вершиной в развитии сотрудничества, которое обеспечивало весьма стабильные темпы роста промышленного производства, составлявшие в среднем 6—8%. В значительной степени это достигалось за счет экстенсивного развития, нарашивания количественных показателей в области производства электроэнергии, добычи полезных ископаемых, выплавки стали, продукции машиностроения, в то время как темпы роста производительности труда, эффективности производства, внедрения инноваций все более отставали от мировых показателей.
С середины 1970-х гг. стали проявляться кризисные явления внутри СЭВ. Нарастающее отставание стран содружества в научно-технической сфере на фоне структурной перестройки хозяйства развитых стран неуклонно вело к потере завоеванных позиций на мировых рынках. Традиционная ориентация содружества на внутренний рынок не смогла спасти положения.
К 1980-м гг. в полной мере проявила себя диспропорция между чрезмерным развитием отраслей тяжелой индустрии и слабо развитыми отраслями, производящими потребительские товары. Нараставшая диспропорция явилась причиной не только относительного, но и в отдельных случаях абсолютного ухудшения жизненных условий граждан стран содружества, что привело к росту дезинтеграционных настроений. Помимо этого на рост противоречий внутри интеграции влиял сохранявшийся различный уровень развития стран-участниц. Наиболее развитые экономики ГДР, ЧССР, Венгрии, Польши, СССР, вынужденные ориентироваться на рынки менее развитых стран, все более теряли стимулы к развитию наукоемких, современных производств, а вместе с этим нарастало их отставание от мирового уровня развития. Устаревшая административно-командная система руководства интеграцией, чрезмерная идеологизация сферы хозяйственного сотрудничества препятствовали реформированию отношений на базе учета интересов участников СЭВ. Кризисная ситуация в сфере межгосударственного сотрудничества явно обозначилась в 1980-е гг., что выразилось, например, в резком сокращении объемов взаимной торговли.
После начала преобразований в СССР — ведущем субъекте содружества — резко усилились дезинтеграционные тенденции.
С началом демократических преобразований в странах содружества в конце 1980-х гг. произошел окончательный распад объединения стран. Сегодня страны — бывшие участники СЭВ активно сближаются с ведущими мировыми объединениями стран Европы и Азии.
10.4.6. Страны СНГ
Еще одно объединение стран, представляющее бывшие республики СССР, а ныне суверенные государства, берет начало с момента подписания декларации о создании экономического союза стран СНГ в 1991 г. Несмотря на имеющиеся долголетние хозяйственные связи и относительно близкий уровень развития стран СНГ, в настоящее время процесс сближения находится скорее на стадии подписания протокола о намерениях. Исключение составляют Россия и Белоруссия, активно сближающие свои экономики. Это объясняется в большей степени внутри- и внешнеполитическими, идеологическими причинами, чем экономическими соображениями. Последнее придает известный оптимизм в оценке перспектив евроазиатского интеграционного процесса в рамках СНГ, в котором Россия должна сыграть ведущую роль.
10.5. Глобализация и глобальные проблемы
Рассмотренный выше процесс интеграции, представляет собой яркое проявление процесса глобализации хозяйственных отношений 9 . Под глобализацией большинство исследователей понимает процессы глубинных перемен всемирного характера, связанные с развитием постиндустриального общества. В основу трактовок сути данного процесса заложена идея об универсальности процессов развития на основе достижений НТР и либерализации хозяйственных отношений, захвативших все страны мира во второй половине XX в. Результатом должно стать формирование новой глобальной цивилизации. Очевидно, что процесс глобализации
Термин «глобализация» стал широко использоваться в начале 1980-х гг., его появление связано с именем американского социолога Р. Робинсона.
вызывает обострение проблем и противоречий как внутри, так и между существующими социально-экономическими системами, подтверждением чему является противостояние «севера и юга», которое в настоящее время приобрело открытый военно-политический характер, особенно после событий 11 сентября 2001 г. Данное противостояние может быть классифицировано как одна из острейших глобальных проблем современности, затрагивающих все страны мира.
Отличительными свойствами глобальных проблем, таким образом, являются их всеохватывающий характер, их теснейшее переплетение и невозможность решения по отдельности либо в рамках какой-либо одной страны или региона.
Среди глобальных проблем наиболее важной остается задача предотвращения мировой войны с использованием оружия массового уничтожения. Несмотря на достижения последних десятилетий XX в. в области разрядки, крушение системы противостояния блоков, военно-политическая конфронтация остается серьезнейшим фактором, влияющим на возникновение глобальных кризисов. Сама по себе конфронтация существенно ослабляет интеграционные тенденции и затрудняет осознание глобального характера проблемы, отвлекает колоссальные ресурсы, которые могли быть направлены на решение таких проблем, как крайняя неравномерность развития стран и регионов, голод и нищета, эпидемии и неграмотность, плохая экология и т.д.
Не менее важной проблемой глобального характера, тесно связанной с гонкой вооружений, является проблема истощения ресурсов. К концу XX в. человечество столкнулось с энергетическим, сырьевым кризисами, тенденцией резкого сокращения не-возобновляемых природных запасов, нарастающей непригодностью и даже опасностью для жизни возобновляемых ресурсов.
Ресурсный кризис нельзя рассматривать вне проблем экологии и демографии. Несмотря на активизацию деятельности различных межгосударственных и общественных институтов в области защиты окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, в целом проблемы едва ли разрешимы в нынешних реально существующих условиях резкого различия в уровнях развития регионов. Кардинальное решение этих проблем станет возможно с действительным переходом подавляющего большинства стран в постиндустриальное состояние, которое характеризуется новыми ценностными ориентирами как в сфере производства, так и потребления благ.
Глобальная демографическая проблема наиболее ярко проявляет себя в странах «третьего мира», многие из которых спустя четыре десятилетия после освобождения от колониальной зависимости оказались перед лицом нищеты, голода и эпидемий. Плачевное состояние стран «третьего мира» обусловлено не только их отставанием по уровню развития, но и исключительно высокими темпами роста населения. За последние 30 лет численность населения экономически развитых 39 государств увеличилась на 43%, в то время как развивающиеся страны показали прирост в два раза. Демографы прогнозируют в будущем демографическую стабилизацию и даже депопуляцию в развитых странах при дальнейшем росте населения в развивающихся странах, где будут усугубляться проблемы занятости, бедности, нищеты, голода, неграмотности и т.д.
Чрезвычайно опасным для цивилизации является углубление разрыва в уровнях развития, уровне и качестве жизни стран «золотого миллиарда» и развивающихся стран. Отстающие страны становятся очагом нестабильности. Не решив их проблемы, невозможно устранять глобальные противоречия.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Охарактеризуйте особенности основных этапов развития мирового хозяйства во второй половине XX в.
2. Какими чертами характеризуется хозяйственное развитие США в 1950-1960-е гг.?
3. В чем состоят особенности экономического развития послевоенной Германии?
4. Назовите основные различия этатистской и либеральной моделей на примерах Великобритании, Англии, Японии, США и ФРГ.
5. Назовите отличительные черты современной HTP, охарактеризуйте ее этапы.
6. В чем состоит сущность перехода к постиндустриальному обществу?
7. Назовите общие направления либеральных реформ 1980-1990-х гг.
8. В чем состоят особенности модели «догоняющего» развития и ее вариаций в странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии?
9. Что такое экономическая интеграция?
Ю. Что такое глобализация? Назовите особенности глобальных проблем.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
третья научно-техническая революция
модель смешанной экономики
Международный валютный фонд (МВФ)
Международный банк реконструкции и развития (МБРР)
политика «индустриального императива»
Людвиг фон Эрхард
социальное рыночное хозяйство
немецкое «экономическое чудо»
«японское экономическое чудо»
модель «догоняющего» развития
транснациональные и многонациональные корпорации
Источник
Роль экономической интеграции социалистических стран болгария
Ца современном этапе первостепенное значение приобретает выполнение строительной программы в рамках экономической интеграции социалистических стран — членов Совета Экономической Взаимопомощи. Она реализуется в комплексной последовательности, начиная от исследований, проектирования и строительства и кончая эксплуатацией построенных предприятий и объектов. Вот некоторые примеры. Построен нефтепровод Дружба . В братские страны ежегодно поступает около 50 млн. т нефти. Строительство межконтинентального газопровода Сибирь — Ев- [c.21]
В современных условиях, когда производство достигло огромных масштабов, быстро развивается научно-техническая революция, усложняются отраслевые связи и усиливается взаимодействие всех звеньев экономики, а также в условиях быстрого развития экономической интеграции социалистических стран возрас- [c.86]
Сталинская модель развития, примененная в целом в Восточной Европе после второй мировой войны, опиралась на автаркию процесса индустриализации. В этом контексте внешней торговле уделялось крайне незначительное внимание. Последняя рассматривалась лишь как способ обеспечения самым необходимым (особенно это касалось сырьевых ресурсов и, от случая к случаю, оборудования). Экспорт должен был лишь уравновешивать импорт. Кроме того, этот процесс рассматривался как двусторонний каждая из стран стремилась поддерживать торговый баланс с каждым из своих торговых партнеров, так что экспортные поступления просто покрывали платежи по импорту. В 1949 г. создается СЭВ, который, как отмечалось в официальной декларации, должен был стимулировать процесс сотрудничества и экономической интеграции социалистических стран. Странами-учредителями были Болгария, Чехословакия, Венгрия, Польша, Румыния и Советский Союз. В 1949 г. к ним присоединилась Албания, а в 1950 г. — Восточная Германия. В 50-х годах в качестве наблюдателей в организацию вступили Югославия, Монголия, Китайская Народная Республика, Северная Корея и Северный Вьетнам. Монголия стала полноправным членом в 1962 г., Югославия — ассоциированным в 1964 г., Куба — полноправным в 1972 г., так же как и Вьетнам, в 1978 г. [c.255]
Одна из особенностей экономики развитого социализма состоит в том, что ее развитие происходит в процессе развертывания экономической интеграции социалистических стран. По- [c.26]
Характерная черта девятой пятилетки состоит и в том, что она осуществляется в условиях усиливающегося процесса экономической интеграции социалистических стран. Задания пятилетнего плана учитывают широкую координацию планов стран — членов СЭВ, проведенную на период 1971—1975 гг., которая способствует более полному использованию преимуществ международного разделения труда для развития экономики всех социалистических стран. [c.39]
Странам социализма на путях интеграции приходится преодолевать определённые трудности,, связанные с сохраняющимися ещё различиями в уровнях экономич. развития и наличием ряда др. факторов. Как отмечалось на 24-м съезде КПСС, экономическая интеграция социалистических стран — новый и сложный процесс. Он предполагает и новый, более широкий подход ко многим экономическим вопросам, умение находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества. Он требует твердой ориентации на новейшие достижения науки и техники, на наиболее рентабельные и технически передовые виды производства (там же, с. 9). [c.34]
Европейские районы, безусловно, по-прежнему остаются основной базой развития отечественной химии. Мощная химическая промышленность явилась тем потенциалом, который с наименьшими затратами позволил путем реконструкции и расширения действующих предприятий дать значительный прирост продукции. Кроме того, развивающиеся торговые отношения между Советским Союзом и зарубежными странами в определенной мере изменяют межзональные пропорции, приобретая роль фактора размещения. Территориальная близость европейской части СССР к торговым партнерам из числа социалистических и развитых капиталистических стран Европы является дополнительным стимулом для развития и размещения химических производств в западной части страны. Соглашения по линии социалистической экономической интеграции со странами — членами СЭВ и компенсационных поставок с фирмами капиталистических стран в ряде случаев предопределяли наращивание мощностей в европейских районах за счет нового строительства или использования и расширения мощностей действующих предприятий. Это в какой-то степени повлияло на уровень развития химической промышленности в Поволжье, Белоруссии, Прибалтике, Юго-Западном и Южном районах. Географическое положение, особенно последних четырех районов, при условии благоприятно складывающихся внешнеэкономических связей может и в дальнейшем стать тем условием, которое повлияет на развитие в них химической промышленности. Так, уже сейчас близ городов Вентспилс и Одесса построены припортовые заводы по производству минеральных удобрений [14]. [c.321]
Качественно новое значение для развития национальных экономик, укрепления единства и сплоченности стран — членов СЭВ имеет единодушно принятая в 1971 г. Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции. Социалистическая экономическая интеграция, основывающаяся на общности коренных национальных и интернациональных интересов стран социализма, на их идейно-политическом единстве, представляет собой процесс, обеспечивающий широкий простор дальнейшему росту производительных сил. Существенной особенностью социалистической экономической интеграции является то, что в своем развитии она охватывает все сферы экономической деятельности, в том числе сферу финансов, валюты и кредита. [c.301]
Общий экономический интерес социалистических стран и социальная эффективность производства обеспечиваются здесь через баланс интересов всех заинтересованных в сотрудничестве стран. В этом сотрудничестве и интеграции они преследуют общие цели — повышение благосостояния своих народов через интенсификацию производства на базе высшей техники, выравнивание уровней развития братских народов. Реализация согласованных в рамках СЭВ целей в каждой суверенной стране идет самостоятельно. Каждая страна сама определяет степень и формы своего участия в международном экономическом сотрудничестве и распоряжается результатами этого сотрудничества. [c.649]
Повысить эффективность внешних экономических связей. Обеспечить углубление социалистической экономической интеграции со странами — членами СЭВ. Расширять сотрудничество с развивающимися странами и взаимовыгодную торговлю с капиталистическими государствами. [c.8]
И. с. э.— общий курс коммунистич. и рабочих партий стран СЭВ. Этот курс нашёл отражение в документах 24-го съезда КПСС (1971), съездов братских партий в 70-х гг. Практика привела нас,— отмечалось на 24-м съезде КПСС,— к общему выводу необходимо углублять специализацию и кооперацию производства, теснее увязывать народнохозяйственные планы, словом, двигаться по пути экономической интеграции социалистических государств (там же). [c.34]
С оч. Сближение уровней экономического развития социалистических стран. (Очерк теории), М., 1967 Социалистическая интеграция и мировое хозяйство, М., 1972 Национальные экономические интересы в условиях социалистической интеграции, М., 11)79. [c.609]
Повышению экономической эффективности социалистического производства будет способствовать всестороннее совершенствование и расширение экономических и научно-технических связей СССР с социалистическими странами в направлении дальнейшего укрепления содружества и последовательного развития экономической интеграции хозяйств стран — членов СЭВ. [c.48]
Эти основные принципы размещения производительных сил ныне с успехом используются не только в СССР, но и в других социалистических странах. Ими руководствуется Совет Экономической Взаимопомощи стран социализма при решении вопросов социалистической экономической интеграции, кооперирования и специализации производства, создания энергетических баз, строительства трубопроводов и промышленных предприятий общего пользования. [c.62]
Накопленный Советским Союзом опыт планового развития народного хозяйства получил мировое признание. Он стал достоянием многих других государств. Развиваются и углубляются сотрудничество и социалистическая экономическая интеграция стран — членов СЭВ на плановой основе. Координация их народнохозяйственных планов является мощным инструментом максимального использования возможностей и преимуществ международного социалистического разделения труда. Сотрудничество стран — членов СЭВ в области плановой деятельности постоянно совершенствуется и обогащается. [c.94]
Как указывается в Комплексной программе дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ , одной из наиболее важных задач является развитие геологоразведочных работ на нефть и газ. Положительные результаты геологоразведочных работ на нефть и газ получены странами — членами СЭВ на основе прогрессивных геологических, геохимических и геофизических методов поисков и разведки нефтяных и газовых месторождений, использования высокопроизводительных буровых установок, геофизической аппаратуры и применения новых методик геолого-поисковых исследований. [c.108]
Такие исследования в широких масштабах ведутся в научно-исследовательских организациях СЭВ,.во всех социалистических странах, многие ученые и специалисты вносят свой вклад в осуществление задач, поставленных в Комплексной программе дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ. [c.116]
При формулировании целей и задачи углубления и совершенствования экономического и научно-технического сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции в Комплексной программе указывается, в частности, на необходимость содействия обеспечению растущих потребностей социалистических стран на длительную перспективу в топливе, энергии и сырье, в объединении усилий заинтересованных стран в изыскании и разработке полезных ископаемых. [c.116]
Успешная реализация программы социалистической экономической интеграции убедительно показывает реальные преимущества социалистического типа международных экономических отношений, сочетающих национальные и интернациональные интересы братских стран. [c.120]
За период с 1950 по 1971 г. все европейские страны социализма достигли крупных успехов в развитии энергетического хозяйства, что в значительной степени явилось следствием укрепления социалистической экономической интеграции и помощи Советского Союза. [c.138]
Развитие социалистической взаимопомощи, углубление социалистической экономической интеграции открывает новые возможности для дальнейшего прогрессивного изменения топливно-энергетических балансов европейских стран — членов СЭВ. [c.139]
Известные трудности в развитии энергетики ряда социалистических стран, не располагающих достаточными ресурсами топлива, преодолеваются путем взаимопомощи, реализации программ экономической социалистической интеграции. Дальнейшее углубление этих процессов, повышение научной обоснованности планов и прогнозов являются важной основой для полного обеспечения потребности в энергии социалистических стран. Это тем более важно, что, к сожалению, все еще имеются неточности в оценке потребностей народного хозяйства ряда социалистических стран в энергии все еще встречается термин напряженность топливно-энергетического баланса. Разумеется, все эти недостатки преодолимы. [c.256]
Поэтому одной из наиболее важных и вместе с тем сложных задач стран социалистического лагеря является дальнейшее развитие международной социалистической экономической интеграции в области энергетики. [c.308]
Закон СССР о государственном предприятии (объединении) нацеливает на дальнейшее развитие экономической социалистической интеграции. Предприятиям предоставляется право устанавливать прямые связи с предприятиями социалистических стран, самостоятельно решать вопросы производственной и научно-технической кооперации, организовывать совместные предприятия. [c.23]
В 1985 г. страны — члены СЭВ приняли Комплексную программу научно-технического прогресса до 2000 года. Эта программа обеспечивает дальнейшее расширение, улучшение сотрудничества и углубление социалистической интеграции. Комплексная программа предусматривает развитие социалистической экономической интеграции на основе сознательного и планомерного регулирования коммунистическими и рабочими партиями и правительствами стран — членов СЭВ процесса международного социалистического разделения труда. Страны — члены СЭВ договорились о создании и использовании принципиально новых видов техники и технологии путем концентрации своих усилий и организации тесного комплексного сотрудничества в рамках СЭВ по пяти приоритетным направлениям электронизация народного хозяйства, комплексная автоматизация, атомная энергетика, новые материалы и технологии их производства и обработки, биотехнология. [c.22]
На XXVI съезде КПСС указывалось на необходимость дальнейшей экономической интеграции социалистических стран как на одну из важнейших особенностей современного этапа развития. Прогресс промышленности и укрепление экономического сотрудничества во всех сферах производства, науки и культуры, взаимный обмен передовым опытом будут способствовать ускорению экономического развития каждой братской страны и укреплению всей мировой системы социализма, победе социализма в экономическом и научно-техническом соревновании с капитализмом. [c.11]
Промышленность играет важную роль в развитии экономического сотрудничества и взаимопомощи социалистических стран. С развитием мировой социалистической системы углубляется международное социалистическое разделение труда, осуществляются межгосударственная специализация и кооперирование производства, научно-техническое сотрудничество, координация народнохозяйственных планов, предстоит дальнейшее развертывание процесса экономической интеграции социалистических стран. СССР оказывает социалистическим странам моногообразную помощь. [c.5]
Злободневная сегодня для всей современной мировой экономики необходимость мобилизации огромных капиталовложений для создания новых топливодобывающих мощностей не застала врасплох страны социалистического содружества. Еще в 1971 г. единодушно принятая в СЭВ Комплексная программа социалистической экономической интеграции нацелила страны содружества на решение сложных хозяйственных проблем, в том числе топливно-сырьевой, путем объединения сил и средств заинтересованных стран. И когда капиталистические государства, потрясенные энергетическим кризисом, еще только пытались объединиться хотя бы для координации усилий, страны СЭВ в июне 1974 г. предприняли грандиозный практический шаг в области дальнейшего успешного решения у себя топливной проблемы — договорились построить совместными усилиями в кратчайшие сроки магистральный трубопровод Оренбург— Западная граница СССР для ежегодных поставок в Болгарию, Венгрию, ГДР, Польшу, Чехословакию по 2,8 млрд. и в Румынию—1,5 млрд. м3 природного газа. Страны-участницы вносят свой вклад машинами, оборудованием, строительной техникой, специалистами и строителями пропорционально их доле в будущих поставках голубого топлива по трубопроводу. К. концу 1977 г. уже было построено около 2300 из всех 2750 км магистрали, в 1978 г. она вступает в строй, а в 1980 г. выйдет на полную мощность— 15,5 млрд. м3 в год1. [c.33]
СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ (СЭВ) — международная экономическая организация многостороннего сотрудничества социалистических государств, учрежденная в январе 1949 г. представителями Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Советского Союза и Чехословакии. В сентябре 1950 г. членом СЭВ отала ГДР, в июне 1962 г. Монголия, в июле 1972 г.— Республика Куба, в июне 1978 г.— СРВ. С 1964 г. в работе ряда органов СЭВ по вопросам, представляющим взаимный интерес, принимает участие СФРЮ. В работе отдельных органов СЭВ в качестве наблюдателей участвуют представители Лаосской Народно-Демократической Республики, Народ-вой Республики Ангола, Корейской Народно-Демократической Республики, Социалистической Эфиопии. Объединяя и координируя усилия стран-членов, СЭВ содействует углублению и совершенствованию сотрудничества и развитию социалистической экономической интеграции этих стран, планомерному развитию их народного хозяйства, ускорению экономического и технического прогресса в этих странах, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью, росту производительности труда, сближению уровней экономического [c.298]
Организация внешней торговли в зависимости от специализированных соглашений также не могла дать хороших результатов. В ключевых отраслях экономики (энергетике, металлургии, химии, изготовлении металлоконструкций и на транспорте) удалось достигнуть некоторого согласования между национальными системами планирования. В результате были заключены специальные соглашения, исключавшие «дублирование» инвестиций. К началу 1979 г. действовало около 100подобных многосторонних соглашений и на порядок выше— двусторонних. Однако объем торгового оборота, достигнутый в результате этих соглашений, составлял лишь 10% от общего оборота между членами СЭВ. Более плодотворным было сотрудничество в инвестиционной политике, тем более, что проекты в данной области ограничивались, как правило, энергетической отраслью и концентрировались на территории Советского Союза. Самым интересным проектом такого рода являлось построение газопровода от Урала до западной границы ФРГ. Интеграция экономических систем социалистических стран не была еще очень развитой в 1980 г., и вопрос создания общего рынка не стоял24. Тенденции авгаркичного развития мешали ее развитию. [c.256]
Социалистическая Материальную основу содружества со-экономическая циалистических стран образует мео/с-интеграция дународное разделение труда, являющееся важнейшей предпосылкой экономической интеграции. Международное разделение труда представляет собой специализацию производства национальных хозяйств и обмен производимой продукцией. Интеграция — это экономическое сплочение социалистических стран в целях совместного решения крупных народнохозяйственных задач, роста эффективности общественного производства и в конечном счете повышения жизненного уровня народа. Экономическая интеграция предполагает развитие международных хозяйственных связей в целях сближения национальных хозяйств, совершенствования их отраслевой структуры, выравнивания уровней экономического развития социалистических стран. А постепенное сближение и выравнивание уровней экономического развития расширяет фронт экономического сотрудничества, увеличивает его объем. Оно служит важным фактором сплочения социалистических наций, укрепления дружбы народов. [c.137]
Лит. Верещагин И., Рыбалкин В., О закономерностях развития мировой социалистической системы, М., 1961 ДудинскийИ. в., Мировая система социализма и закономерности её развития, М., 1961 его же, Социалистическое содружество, М., 1976 УК а м и н В. А., О выравнивании уровней экономического развития социалистических стран, М., 1962 Ширяев Ю. С., Мировое социалистическое содружество. (О тенденциях и перспективах экономического развития), М., 1963 Олеин и к И. П., Мировое социалистическое хозяйство, М., 1969 Кольмай Гюнтер, Обобществление и интеграция при социализме, М., 1976 Особенности и формы действия экономических законов социализма в мировом социалистическом хозяйстве, М., 1976 Румянцев А. М., Социальные и экономические проблемы современности, М., 1977 Социалистическая экономическая интеграция, под ред. Б. Н. Ладыгина и Н. А. Зотовой, М., 1977 Социалистическая экономическая интеграция. Вопросы теории и практики, М., 1978. [c.492]
Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ разработана, исходя из основных принципов Устава СЭВ и во исполнение постановлений XXIII (специальной) и XXIV сессий СЭВ и единогласно принята XXV сессией СЭВ. Она рассчитана на 15—20 лет и содержит экономические и организационные мероприятия, необходимые для ее успешной реализации. [c.116]
Советский Союз, его экономический и научный потенциал непосредственно способствуют успешному претворению в жизнь мероприятий, намеченных в Комплексной программе социалистической экономической интеграции, благоприятному решению многих важных внутренних проблем хозяйственного развития стран — членов СЭВ. В своих выступлениях на XXIV съезде КПСС представители коммунистических и рабочих партий социалистических стран единодушно отмечали выдающееся значение пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 гг. длд дальнейшего укрепления внутренних и международных позиций социализма. [c.120]
Источник