Роль экскурсии для детей дошкольного возраста

Экскурсия, как форма обучения детей дошкольного возраста.

«Экскурсия, как форма обучения

детей дошкольного возраста»

Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсии в том, что она обеспечивает формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.

Экскурсия в детском саду – это увлекательное мероприятия, которое с радостью воспринимается детьми. Это уникальная возможность познакомить детей с искусством, профессиями, окружающим миром в другой обстановке, получить новые захватывающие впечатления.

По содержанию экскурсии делятся на:

  • Исторические, в которых освещается конкретный период истории края;
  • Военно-исторические, т.е .экскурсии по местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музей;
  • Производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс;
  • Природоведческие — по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея;
  • Искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Это экскурсии в картинные галереи, выставочные залы;
  • Литературные;
  • Архитектурно-градостроительные — с показом памятников архитектуры, знакомящие с планировкой и застройкой города.

По месту проведения экскурсии подразделяются на

  • Городские (обзорные и тематические);
  • Заочные (видеосюжеты);
  • Загородные (автобусные и пешеходные);
  • Музейные.

По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом:

  • — Обычные экскурсии (обзорные и тематические);
  • — Учебные;
  • — Экскурсии – прогулки.

Успех экскурсию зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.

Подготовка воспитателя заключается в определении цели экскурсии и отборе программного содержания, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.

Воспитатель выбирает наилучший путь к месту экскурсии. Продолжительность пути не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут, учитывая особенности дороги, состояние погоды.

Заранее осматривается место будущей экскурсии, уточняется маршрут, находятся нужные объекты, намечается содержание и объем тех знаний, которые дети получат, устанавливаются места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Готовятся стихи, загадки, пословицы, игровые приемы по теме экскурсии. Продумывается оборудование, которое необходимо взять с собой.

Подготовка детей начинается с сообщения цели экскурсии, создания мотивации, заинтересованности к теме экскурсии. Напоминаются правила поведения на улице, в лесу, в общественных местах. Нужно обратить внимание на одежду, обувь детей.

При разработке экскурсии решаются задачи:

  • воспитательные: экологическое, эстетическое, патриотическое воспитание.
  • образовательные: познавательное развитие (развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира);
  • развивающие: формирование навыков наблюдения (умение видеть признаки предметов, цвет и оттенки, форму, фактуру, пространственное положение), мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умение устанавливать связи разной степени сложности) воображения и творческих способностей.

Структура экскурсии включает в себя:

  • Вводную беседу с напоминанием о её цели;
  • Коллективное наблюдение стимулируется с помощью вопросов, загадок, сравнений, игр, общением с работниками предприятий;
  • Индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;
  • Сбор природоведческого материала;
  • Игры детей с собранным материалом;
  • Итог экскурсии-беседы, рассказы детей, что удивило, порадовало, запомнилось.

Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами.

С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий в стенах детского сада. Не покидая здания, можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны.

Виртуальная экскурсия – это один из методов проектной деятельности и является эффективной формой обучения дошкольников. Она представляет собой способ знакомства с объектами окружающего мира, не посещая в реальности самого места; знакомство педагога с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.

Виртуальная экскурсия позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства.

Этапы виртуальной экскурсии:

Подготовительный этап:

  • Изучение и подбор литературы;
  • Определение целей и задач;
  • Изучение экскурсионных объектов;
  • Отбор фото и видеоматериалов;
  • Составление маршрута экскурсий;
  • Подготовка текста экскурсии;
  • Определение техники ведения виртуальной экскурсии.

Основной этап.

Показ экскурсии: видеопутешествие, видеоэкскурсия, фотопутешествие (подбор текста к слайдам, к фотоматериалам, озвучивание презентации).

Заключительный этап итоговая беседа (обобщение, систематизация увиденного, услышанного, обмен впечатлениями).

Для реализации поставленных задач, в ДОУ была создана материально-техническая база, способствующая успешной информатизации воспитательно-образовательного процесса. Дополнено техническое оснащение дошкольного учреждения ноутбуками, проекторами, демонстрационными экранами.

Мультимедийные пособия помогают детям получать знания об окружающем мире, проявлять заинтересованность, любознательность, активно участвовать в процессе познания.

Систематическое использование виртуальных экскурсий в детских образовательных учреждениях в сочетании с традиционными методами, позволяют сделать процесс интересным, качественным, результативным.

Список литературы:

1. Беляева Л.В. Организация методического сопровождения реализации ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. — URL: obrazovatelnye-standarty

2. Бурлакова Г. В. Экскурсия как средство внеурочной деятельности: единство формы и содержания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 11 (ноябрь). – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14307.htm.

3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Электронный ресурс]. — URL: gramoteyka.jimdo.com.

4. Волосовец , Т. В. Методические разработки. Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования [Электронный ресурс]. — URL: obrazovatelnye-standarty.

5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / Рос. Акад. образования, Психологический ин-т, Междунар. Ассоциация «Развивающее обучение» [Электронный ресурс]. — URL: psychlib.ru ›mgppu/DTe/DTe-001.htm.

6.Коёкина О.И., Цекасова Н.И. Взаимодействие дошкольных организаций по реализации ФГОС дошкольного образования // Управление ДОУ. — 2015. — С. 31 — 33.

7. Затеева Е.В. Развитие готовности педагога к реализации ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]. — URL: obrazovatelnye-standarty.

8.Нифонтова С.Н., Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие. — СПб.: ООО «Издательство «Детство -пресс»». — 2010. — 96 с.

9. Калугина С.Е. Организация предметно-пространственной среды при переходе на ФГОС ДО [Текст]/ С.Е. Калугина, О.В. Артамохина // Управление ДОУ. — 2015. — № 4. — С. 34 – 36.

Источник

Роль экскурсий в воспитании детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

В настоящее время новые формы, методы и средства обучения и воспитания детей должны обеспечивать условия для эффективного формирования и развития всех навыков и умений, необходимых ребенку в дальнейшей жизни, при этом следует учитывать, что одним из важнейших моментов при организации воспитательно-образовательного процесса является воспитание патриотизма у дошкольников.

С учетом вышеизложенного было принято решение разработать проект по реализации цикла тематических экскурсий, объединенных одной общей темой, как формы образовательно-воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста для формирования патриотического мировоззрения.

Выражаем надежду, что на примере нашего опыта педагоги дошкольных образовательных учреждений смогу создавать и развивать новые формы обучения дошкольников, воспитывать новое поколение полноценными гражданами своей страны.

Скачать:

Вложение Размер
rol_ekskursiy_v_vospitanii_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.doc 78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль экскурсий в воспитании детей
старшего дошкольного возраста

Современный взгляд на воспитательную и образовательную работу с детьми дошкольного возраста предполагает развитие лучших качеств личности ребенка. Поэтому реализация задачи формирования разносторонней и полноценной личности в дошкольном образовательном учреждении требует поисков новых подходов к организации образовательного процесса.

Должны появляться новые формы, методы и средства обучения и воспитания детей. Они должны обеспечивать условия для эффективного формирования и развития всех навыков и умений, необходимых ребенку в дальнейшей жизни, его успешной социализации и развития творческих способностей.

Становление личностной культуры предполагает, что ребенок приобщается к непреходящим человеческим ценностям – красоте, добру, гармонии, а также постигает способы активного взаимодействия с миром.

Одним из важнейших моментов при организации воспитательно-образовательного процесса является ясное понимание необходимости воспитание патриотизма у дошкольников.

Патриотизм – это любовь к Родине, а понятие «Родина» включает в себя и территорию, и природу, и организацию общественной жизни, и особенности языка и быта. Необходимо научить ребенка ощущать себя частью народа, привить ему любовь к своему языку, истории и культуре.

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста предполагает формирование у них системных знаний по истории родного края, и на их основе, чувства гордости за свое Отечество. Для этого необходимо проводить работу по нескольким направлениям:

— формирование самоосознания, понимания своего места в природе и в обществе;

— развитие общей культуры, а также культуры общения;

— воспитание любознательности, чувство красоты;

— изучение обычаев и традиций своего народа;

— формирование гуманного отношение ко всему живому;

— умение воспринимать дома, предметы быта, названия улиц как элементы истории родного края.

Для формирования у детей любви к Родине необходим социальный опыт, опыт взаимоотношений с людьми, приобщение к культуре родного края.

С чего начинается Родина? А начинается она с малой Родины – места, где человек родился, которое он должен знать и любить.

В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества».

И это верно именно потому, что формирование мировоззрения у ребенка начинается благодаря тем впечатлениям, которые он получает в первые годы жизни. Вначале через взрослых вокруг себя и общение с ними, а затем самостоятельно ребенок познает окружающий мир.

Одним из основных организованных видов детской деятельности, в ходе которой воспитываются любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, а также совершенствуются двигательные навыки и физические качества, является прогулка-экскурсия. В процессе тематических экскурсий, прогулок ребенок получает первые представления о своей стране, изучает ее культурные, трудовые и духовно-нравственные традиции. А это и есть начало и основа патриотического воспитания. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир.

Экскурсия – одна из форм образовательно-воспитательной работы с детьми. В ходе проведения экскурсий осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, а это, в свою очередь, способствует развитию познавательного интереса у детей к окружающему миру. Чувственный опыт дошкольника, обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно почерпнуть из книг.

Обращаясь к словам В.А.Сухомлинского: «В сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы».

Совместная практическая деятельность в ходе экскурсий объединяет детей, что благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. Как и на других занятиях, на экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует ее участников. В ходе экскурсий решается задача формирования основ безопасного поведения в различных ситуациях Выполнение различных попутных заданий развивает чувство ответственности за порученную работу, чувство взаимопомощи, учит замечать успехи, радоваться им, сопереживать неудачам. Экскурсии благотворно сказываются на физическое развитие дошкольников, благоприятствуют двигательной активности, повышению работоспособности.

Организовать хорошую экскурсию непросто, она нуждается в тщательной подготовке. Поэтому при планировании мероприятия воспитатель должен:

— определить тему и цель экскурсии;

— продумать формы и приемы ее проведения, при необходимости подобрать информационный материал, задания для детей;

— выбрать дорогу до места с учетом времени года, погоды и расстояния, физических возможностей детей;

— провести подготовку (беседу, занятие) к экскурсии, чтобы вызвать у детей интерес к предстоящему занятию. Дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят;

— в рамках подготовительной беседы необходимо рассказать (напомнить) детям правила и меры безопасности: правила дорожного движения, порядок движения, как себя вести на улице и во время экскурсии;

— согласовать с экскурсоводом тему экскурсии и форму изложения материала;

— после проведения экскурсии необходимо провести занятие по закреплению новой информации. Полезно провести не просто беседу, а дополнить его продуктивным занятием по лепке, аппликации, рисованию и т.д. по теме проведенной экскурсии.

С учетом вышеизложенного было принято решение разработать проект по реализации цикла тематических экскурсий, объединенных одной макротемой, как формы образовательно-воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста для формирования патриотического мировоззрения.

При разработке проекта решено руководствоваться следующими принципами:

— принцип доступности и наглядности;

— принцип системного и последовательного тематического планирования;

— принцип комплексного подхода при проведении экскурсий.

Принцип доступности и наглядности предполагает соответствие получаемой детьми информации уровню их развития. Информация должна доводиться не только в словесной форме, но и с использованием зрительных образов, предметов, эмоций. По возможности рекомендуется применять игровые элементы.

Принцип системного и последовательного тематического планирования является особенностью данного проекта. Он предполагает планирование не просто набора экскурсий, а взаимосвязанных и взаимодополняемых мероприятий, объединенных одной темой. Темы таких экскурсии являются своего рода дидактическими единицами программы патриотического воспитания.

Интегративный принцип организации освоения предлагаемого в новых федеральных требованиях образовательного содержания, призван с одной стороны, сохранять целостность каждой из областей знаний, а с другой — существенно их взаимообогащать, способствовать их смысловому углублению, расширять ассоциативное информационное поле для детей, что активизирует у них собственную интерпретацию разных явлений как вербальными так и невербальными средствами.

Принцип интегративности реализуется в сотрудничестве с родителями, библиотекой, краеведческим музеем; а также в включении краеведческого материала в базовую программу дошкольного образования. Содержание краеведческого материала определяется с учетом историко-культурных особенностей родного города.

Принцип комплексного подхода предполагает, что при проведении экскурсий реализуется не только информационная составляющая. Они также способствуют развитию кругозора, социальной активности детей, их речи и словарного запаса, развивает чувство ответственности, они благотворно сказываются на физическом развитии дошкольников, способствуют повышению работоспособности, учит взаимопомощи, развивают чувство прекрасного.

Наш детский сад находится в городе Пушкин. Можно сказать, что мы живем в городе-музее, городе-памятнике, что дает благодатную почву для выбора тем экскурсий. После обсуждений в кругу педагогов, с учетом мнения родителей (было проведено анкетирование и личные беседы с большинством из них) было принято решение использовать в качестве общей темы Екатерининский дворец.

Был запланирован цикл из семи экскурсий с учетом того, что предмет экскурсии должен быть прост и понятен для детского восприятия, наглядным и образным. Тема одной экскурсии должна содержать один или два близко связанных изучаемых предмета. Определены следующие темы экскурсий:

  1. Екатерининский дворец. Обзорная экскурсия.
  2. Изделия из бронзы.
  3. Фарфор и сервизы.
  4. Янтарная комната.
  5. Камины и печи. Паркет.
  6. Часы.
  7. Паркет.

Чтобы обеспечить возможность проведения запланированных мероприятий, проведена работа по согласованию возможности реализации указанной тематики для дошкольников с руководством и экскурсоводами музея.

На родительском собрании достигнута договоренность с родителями детей об активном участии семьи в подготовке ребенка к экскурсии (предварительное ознакомление с материалом) и об участии одного из родителей непосредственно в экскурсии согласно определенному графику.

Определены правила и меры безопасности для экскурсий данного цикла с учетом их особенностей и времени года, определены обязательные моменты, которые следует напоминать детям в виде беседы и (или) игрового опроса перед выходом группы за пределы детского сада.

Перед каждым походом проводилось занятие для ознакомления с предметом предстоящей экскурсии с демонстрацией фотографий и учебных видеофильмов.

При передвижении к месту проведения экскурсии дети получали попутные задачи: наблюдение за облаками, цветами, деревьями; определение названий встречающихся птиц и цветов, сбор листьев и шишек, веточек для поделок (на обратной дороге).

По прибытии во дворец проводились экскурсии в соответствии с темой. Благодаря высокому профессионализму экскурсоводов и их ориентации на уровень детей-дошкольников все мероприятия проходили интересно, нескучно и познавательно, для детей время проходило практически незаметно. Во время экскурсии один из взрослых проводил фотосъемку мероприятия, детей, их реакции, объектов экспозиции.

На следующий день обязательно проводились беседы в виде совместных воспоминаний и опроса для закрепления полученной информации, а также совместно с детьми принималось решение, какого рода поделки можно сделать по этой теме. Соответственно определялось индивидуальное задание для каждого, которое и реализовывалось на следующий день на занятии по продуктивной деятельности.

По окончании цикла экскурсий была подготовлена комплексная презентация ее итогов, состоящая из выставки работ, причем представленные работы были и рисунками, и аппликациями, и изделиями из пластилина и природных материалов, и презентации в среде PowerPoint, отражающей основные моменты проекта. Особый энтузиазм презентация вызвала у детей, узнающих знакомые места, предметы, самих себя.

По практическим результатам апробации проекта были подведены следующие итоги:

  1. В результате тематического цикла экскурсий дети получили обширное представление об одном из интереснейших и красивейших мест нашего края и всей страны – Екатерининском дворце. Благодаря тому, что каждая последующая экскурсия, не смотря на другую тему, фактически проводилась в тех же местах, что и предыдущие, дети невольно вспоминали то, что им рассказывалось раньше, что в значительной мере способствовало запоминанию и усвоению материала.
  2. Дети усвоили, что все, что они видели – неотъемлемая часть своей страны и ее истории, что является неотъемлемым элементом патриотического воспитания.
  3. Проведенный цикл способствовал развитию у детей любознательности и кругозора.
  4. Повысился уровень развития общей культуры и культуры общения дошкольников.
  5. Повысился уровень социализации детей, качество отношений в коллективе.
  6. Активные прогулки на свежем воздухе способствовали подержанию и улучшению здоровья детей.
  7. Общение с новыми людьми способствовало развитию речи и существенному увеличению понятийного и словарного запаса.
  8. Проведенный цикл способствовал развитию у детей внимания и памяти.
  9. Темы экскурсий фактически являются темами для изучения окружающего предметного мира, таким образом цикл экскурсий способствовал реализации планов НОД, причем на высоком уровне благодаря эмоциональности и наглядности преподносимого материала.
  10. Занятия по изготовления поделок по результатам экскурсий, с одной стороны, служили средством закрепления полученной информации, а с другой являлись самостоятельными занятиями по продуктивной деятельности. Такое сочетание оказало благотворное влияние на мотивацию детей на занятиях.
  11. Существенно повысился уровень знаний по правилам дорожного движения и правилам поведения на улице.

Выражаем надежду, что на примере нашего опыта педагоги дошкольных образовательных учреждений смогу создавать и развивать новые формы обучения дошкольников, воспитывать новое поколение полноценными гражданами своей страны.

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись быть внимательным. — М.: Просвещение, 1996. — 160 с.

Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. / Моск. психол.-социальн. ин-т. — М.: Ин-т. практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.- 64 с.

Болотина Л. Р., Комарова Т.С., Баранов С.П., Дошкольная педагогика. –М.: Издательский центр «Академия», 1998.

Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.:Просвещение.-1993.-128 с.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб.: Союз, 1997.

Ересь Е.П. Организация внимания в учебно-воспитательном процессе. — Народная асвета, 1974. — 64 с.

Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» — М., 2000 г.

Нифонтова С.Н., Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»», 2010

Прогулки и экскурсии в режиме группы продлённого дня /авт.-сост. И.В. Курбенко. – Волгоград: Учитель,2013.

Источник

Читайте также:  Южная америка путешествие инфоурок
Оцените статью