Роль финансовых ресурсов в экономике государства. Понятие финансовых ресурсов.
Финансовые ресурсы — это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений. Важной составной частью финансовых ресурсов являются банковские ресурсы.
Финансовые ресурсы предназначены:для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, банками, страховыми организациями, поставщиками материалов и товаров;
осуществления затрат по расширению, реконструкции и модернизации производства, приобретения новых основных средств;оплаты труда и материального стимулирования работников предприятий;финансирования других затрат.
Финансовые ресурсы подразделяются на:
централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды);
децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий).
Имеются также финансовые ресурсы государства, регионов, предприятий.
Главным источником формирования централизованных фондов на макроуровне является национальный доход. На базисе распределения и перераспределения национального дохода образуются централизованные фонды денежных средств. Часть национального дохода формируется и остается в распоряжении предприятий, т. е. создаются децентрализованные финансовые ресурсы на микроуровне, которые используются на затраты производства.
Основным источником финансовых ресурсов предприятия является его прибыль от производственной деятельности.
Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.
Финансовые ресурсы государства и предприятий являются непосредственными объектами управления финансами, т. е. управления их формированием, использованием и движением денежных потоков.
Наличие в достаточном объёме финансовых ресурсов, их эффективное использование, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия, платёжеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность. В этой связи важнейшей задачей предприятий является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом.
Эффективное формирование и использование финансовых ресурсов обеспечивает финансовую устойчивость предприятий, предотвращает их банкротство.
Финансовые ресурсы сектора государственного управления формируются главным образом за счет налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями, организациями и домашними хозяйствами
35. Содержание и значение финансового контроля.Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.
Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.
Основными задачами финансового контроля являются: обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования; выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления; рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования; соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности; повышение эффективности финансовой политики государства.
Субъектами финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права.
Основными принципами финансового контроля являются следующие: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности
37. Финансовое планирование — выбор целей по реальности их достижения с имеющимисяфинансовыми ресурсами
в зависимости от внешних условий и согласование будущих финансовых потоков, выражается в составлении и контроле за выполнением планов формирования доходов и расходов, учитывающих текущее финансовое состояние, выраженные в денежном эквиваленте цели и средства их достижения. [1]
Сводный финансовый план на определённый период называется бюджет. Для выполнения определённых проектов могут использоваться сметы или бизнес-планы.
В рыночной экономике финансовое планирование собственной деятельности может осуществляться отдельным индивидом, семьёй, организацией, целым государством или их объединением, на предприятиях является неотъемлемой частью финансового менеджмента.Бухгалтерский баланс
, отчёт о прибылях и убытках и отчёт о движении наличности не являются формами финансового планирования, так как в них отражаются данные из первичных документов по уже осуществлённой деятельности предприятия.
Задача стратегического финансового планирования заключается в создании и поддержании равновесия между целями, финансовыми возможностями и внешними условиями, для чего производится прогнозирование финансовой деятельности на длительный период. В плановой экономике финансово-хозяйственное планирование деятельности крупных экономических субъектов осуществляется государством, которое распределяет финансовые ресурсы между направлениями и отраслями согласно долгосрочным целям и задачам государства.
К основным задачам финансового планирования можно отнести:
- определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;
- определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;
- обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;
- создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию , от прогнозов — к планам, а также маневрировать ресурсами.
Финансовое планирование направлено на достижение устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.
Цель финансового планирования — обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-планами и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития.
Финансовое планирование направлено на достижение устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.
38. Финансовая политика является структурным элементом системы управления финансами. От нее зависит эффективность использования финансовых отношений в экономике. Финансовая политика призвана обеспечивать реализацию целей и задач социально-экономической политики государства .
Под финансовой политикой понимают систему мер органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов в области формирования, распределения и использования, обеспечивающую реализацию целей и задач в области социально-экономического развития страны, территорий и субъектов хозяйствования.
Объектами финансовой политики являются финансовые ресурсы, доходы и расходы государства , органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов. Субъектами финансовой политики выступают органы законодательной и исполнительной власти (в отношении государственной и муниципальной финансовой политики ), собственники и органы управления хозяйствующих субъектов (в отношении финансовой политики хозяйствующих субъектов).
Концепция финансовой политики – это совокупность основополагающих целей, задач , приоритетов и способов управления финансами, составляющих методологию финансового обеспечения концепции экономической политики государства (муниципальных образований) и хозяйствующих субъектов. Концепция финансовой политики , как правило, носит долгосрочный характер, но она в значительной степени зависит от стадии экономического цикла, на которой находится экономика страны (территории, отрасли) и хозяйствующего субъекта. Концепция финансовой политики конкретизируется путем определения финансовых форм и методов ее реализации.
По сферам финансовой системы выделяют государственную (муниципальную) и корпоративную финансовую политику . По функциональному признаку финансовая политика государства (муниципальных образований) и хозяйствующих субъектов делится на доходную, расходную и контрольную. Они связаны между собой так же, как и функции финансов, но вместе с тем имеют и относительно самостоятельное значение .
Доходная финансовая политика представляет собой совокупность мер в области формирования доходов государства , муниципалитетов и хозяйствующих субъектов. Этот тип финансовой политики предполагает методологическое обоснование и создание условий эффективного выполнения финансами функции формирования доходов в экономике. Концепция доходной политики предусматривает оценку и определение направлений развития доходного потенциала субъектов с учетом изменений внешней и внутренней среды.
Расходная финансовая политика предполагает разработку концепции, стратегии и тактики использования государственных, муниципальных и частных финансовых ресурсов и доходов.
Государственная и частная контрольная финансовая политика направлена на реализацию контрольной функции финансов, на обеспечение условий реализации доходной и расходной политики . Основы финансового контроля и контрольной деятельности подробнее рассмотрены далее.
По характеру целей финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия включает в себя крупномасштабные, долговременные цели и задачи финансовой политики , которым подчинены все структурные элементы последней и которые оказывают существенное влияние на развитие страны или хозяйствующего субъекта. Финансовая тактика (государственная и хозяйствующих субъектов) конкретизирует финансовую стратегию и определяет конкретные пути и меры по реализации финансовой политики на определенном этапе. Финансовая тактика, как привило, рассчитана на кратковременный период (не более года).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Источник
Роль финансовых ресурсов для экономики страны
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность понятия экономики
Важное место в жизни современного человека занимает экономика. Не стоит забывать, что в наши дни термин «экономика» имеет двойственное значение. Если в начале своего появления (в античной Греции) экономикой называли искусство ведения домашнего хозяйства или искусство управления имением, то теперь толкование данного термина значительно шире. Хотя еще Аристотель пытался придать экономике определенный научный статус. В настоящее время под экономикой понимают как одну из наук, так и область хозяйственной деятельности человека.
Экономика – это общественная наука, которая изучает закономерности возникновения и развития производства материальных и духовных благ, их обмена, реализации, распределения и потребления, особенности управления и регулирования этих процессов.
Экономикой называется совокупность взаимосвязанных предприятий и организаций, которые обеспечивают производство, реализацию, распределение и потребление материальных и духовных благ.
Готовые работы на аналогичную тему
В последнем случае синонимом слова экономика может выступать термин «народное хозяйство» или просто – «хозяйство». В данном контексте экономика представляет собой сложную систему, которая состоит из множества компонентов, тесно взаимосвязанных между собой. Поэтому выделяют отраслевую и территориальную структуру экономики.
Территориальной структурой экономики называется распределение предприятий по территории страны или региона.
Территориальная структура представлена промышленными пунктами, центрами и узлами, территориально-производственными комплексами и экономическими районами. Критериями их выделения является количество промышленных предприятий в населенном пункте или на определенной территории и степень их взаимосвязи и взаимозависимости. Критерием выделения экономического района является выделение его специализации в географическом разделении труда страны или региона.
Отраслевой структурой экономики называется разделение хозяйственного комплекса на отдельные отрасли.
Отрасль – это совокупность предприятий, которые производят однородную продукцию или на которых выполняются подобные операции.
Выделение отраслей относительно условно. На сложных производствах на одном предприятии могут иметь место процессы, относящиеся к различным отраслям. Основными макроотраслями называют следующие компоненты экономики лютого развитого государства:
- промышленность;
- сельское хозяйство;
- транспорт и связь;
- строительство;
- непроизводственная сфера.
Каждый из этих структурных компонентов в разное время играл разную роль в развитии общества. На протяжении ХІХ-ХХ веков ведущая роль принадлежала промышленности. Но уже в конце $ХХ$ века резко усилилась роль непроизводственного сектора экономики.
Сущность понятия «ресурсы»
Экономика как хозяйство – это материальное образование. Следовательно, для него справедливо применение закона сохранения вещества и энергии. Этот закон гласит, что ничто не возникает из ничего и ничто бесследно никуда не исчезает.
Из этого следует простая аксиома, что для производства чего-либо требуются определенные затраты различных средств и материалов.
Средства и материалы, необходимые для производства товаров или услуг, называются ресурсами.
Ресурсы могут иметь несколько вариантов классификации. По своим качественным характеристикам ресурсы делятся на:
- природные;
- человеческие (людские);
- капитальные;
- финансовые и пр.
Природные ресурсы можно разделить по месту их нахождению (ресурсы недр, водные ресурсы, ресурсы атмосферы, ресурсы дна океана и шельфовой зоны) или по степени исчерпаемости и способности к восстановлению (неисчерпаемые и исчерпаемые, возобновляемые и невозобновляемые).
Природными ресурсами называются все богатства природы, которые могут быть использованы в производстве в качестве источников сырья или энергии.
Людские ресурсы можно разделить на трудоспособное население и нетрудоспособное, квалифицированную и неквалифицированную рабочую силу.
Людскими ресурсами называются физические, психофизиологические и моральные качества человека, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности.
В процессе человеческой деятельности могут формироваться новые виды ресурсов. К этой категории относят капитальные и финансовые ресурсы.
Финансовые ресурсы в экономике
Финансовыми ресурсами называется совокупность всех денежных средств, имеющихся в хозяйственном комплексе, которые могут быть использованы для осуществления финансовой деятельности и обеспечения любых денежных обязательств субъектов хозяйственной деятельности (органов государственной власти, предприятий и организаций, отдельных домохозяйств и отдельных физических лиц).
Первично финансовыми ресурсами стали деньги. Они же стали и первичными финансовыми инструментами. Движение денежных средств формирует финансовые потоки. Эти потоки находятся в постоянном процессе движения, формирования и использования. Поэтому важнейшей ролью финансовых ресурсов, их самым главным значением является то, что финансы представляют собой материальную основу развития экономики
К следующим важным моментам, подчеркивающим значение финансовых ресурсов в экономике, можно отнести следующие:
- они осуществляют финансовое обеспечение производственного процесса;
- обеспечивают деятельность государства и государственных органов, финансируя их деятельность и обеспечивают возможность выполнения ими финансовых обязательств;
- финансовые ресурсы – это единственный денежный источник покрытия расходов всех субъектов хозяйствования;
- финансовые ресурсы позволяют решить социальные задачи и обеспечить выполнение общественных задач;
- движение финансовых ресурсов обеспечивает непрерывность процесса воспроизводства валового общественного продукта(производство, обмен, распределении и потребление).
Финансовые ресурсы могут быть представлены как централизованными государственными ресурсами, так и разрозненными (децентрализованными) финансовыми ресурсами предприятий и организаций. Использование этих ресурсов также возможно как в централизованном порядке, так и в частном.
Источник