Роль государственного управления зарубежных стран

Роль и значение теории государственного управления зарубежных стран

В условиях современного постиндустриального, информационного общества, в связи со сдвигами, произведенными научно-технической революцией и внедрением общечеловеческих ценностей (свобода, равноправие, демократия, права человека; социальная справедливость и др.), изменяется роль государства внутри страны, а происходящие в мире интеграция и глобализация порождают новые проблемы. Конечно, они неодинаково решаются в разных государствах (их более 200), но активизация деятельности государства представляет собой общее явление. Это относится и к его социальной роли, и к решению технических задач (многие чрезвычайно дорогостоящие научно-технические, экономические проекты не могут быть реализованы только усилиями частного капитала), к вопросам международной политики.

Новая роль государства уже давно замечена наукой. Еще в начале XX в. преодолена концепция «государства — ночного сторожа», которое должно лишь охранять личность и общество, не вмешиваясь в их деятельность. Однако вмешательство государства в развитие общества (а это не совсем то, что активность государства) имеет объективные пределы. После краха тоталитарных режимов в начале 90-х гг. окончательно отвергнуто огосударствление общества, превращавшее человека в «винтик» (выражение И.В. Сталина) партийно-государственной машины. Преодолена идея о государстве-господстве (одним из ее виднейших представителей был немецкий юрист Р.Иеринг) и противостоявшее ей положение о государстве-добре (Л. Дюги). Складывается концепция сильного, а точнее, действенного, стимулирующего эффективного, но ограниченного правом и соблюдением общечеловеческих ценностей государства, необходимого для осуществления задач общества. Считается, что без регулирующей роли государства невозможно развитие современного общества, но такое регулирование не должно стеснять естественные процессы саморегулирования, саморазвития общества и допустимо там, тогда и постольку, где, когда и поскольку те или иные явления и процессы поддаются государственному регулированию и где необходимо исправлять недостатки стихийного развития.

Читайте также:  Страна катает сергей любавин

В связи с этим в зарубежной науке публичной администрации (она объединяет государственное и муниципальное, управление) возникают новые подходы. Признается, что «государство всеобщего благоденствия» («обеспечительное государство») не может обеспечить блага для всех. В развитых капиталистических государствах «средний класс» включает 2/3 членов общества, 1/3 — живет ниже этого уровня (в западных работах по социологии употребляется термин «общество двух третей»). Более того, теперь считается, что государство и не должно предоставлять «чрезмерные блага». Утверждается, что в государстве благосостояния неизбежны неоправданные затраты на социальные нужды, которых нередко не выдерживает экономика, снижение активности самого человека, его иждивенчество. Понятие «государства благоденствия» заменяется понятием «государство, благоприятствующее труду», работе, государство поддержки, работающее для благополучия государство. Концепция «государства поддержки» предусматривает только обеспечение основных нужд человека (прожиточный минимум, образование, здравоохранение и др.) и вместе с тем личную активность каждого, чтобы обеспечить себя, свою семьи. Из этого делается вывод о необходимости, отнюдь не исключая государственное регулирование, применять рыночные методы в публичном управлении. В течение последних двух десятилетий публичное (государственное и муниципальное) управление все чаще строится по типу крупной корпорации. Развивается двусторонний процесс: государство проникает в различные области общественной жизни, а модели «рыночного управления» — в публичное управление.

Характеристика понятия «государственное управление» («административно-государственное управление», «бюрократия», «public administration»).

Государственное управление (ГУ) — это практическое, организующее и

регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в

целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную

силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть

целесообразности, обоснованности и эффективности ГУ выступает социальность —

наполненность ГУ общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей.

Свойства государственного управления:

1.В государственном управлении его управляющие воздействия опираются на

государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются ею.

2.Распространяется на все общество, на каждую сферу деятельности общества,

даже за его пределы, на другие общества людей в рамках проводимой

государством международной политики.

3.Объективно, системно, организовано.

Субъектом ГУ выступает не аппарат, а государство, как политико-правовая

организация общества, совокупность всех граждан и др. жителей страны. ГУ —

это управление в масштабе общества, призванное создавать и закреплять

законодательно (или посредством иных юридических актов), поддерживать,

обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для

высокоэффективного и социально-актуального ведения любых видов человеческой

ГУ, как сложное социальное явление многоэлементно и многомерно. ГУ

субъективно, оно плод мыслей и действий людей, с другой стороны объективно,

наполнено объективно необходимым содержанием (цели и функции) и имеет

объективно целесообразные формы (структура и процесс).

ГУ существует чтоб познавать потребности и интересы управляемых объектов,

оценивать и структурировать их, совершать действия по их практическому

Административно-государственное управление — молодая, быстроразвивающаяся область научного знания. В последние годы в нашей стране стремительно растет интерес к достижениям в этой науке, поскольку подготовка квалифицированных профессиональных государственных служащих становится настоятельным требованием времени. Страны Запада первыми встали на путь научной организации труда государственных служащих, что обусловливает интерес специалистов к опыту этих стран.

Опять же в силу принципиальных различий между отдельными странами: географические и климатические факторы, исторически сложившиеся устои и традиции, общий менталитет нации – выделение какой-то общей школы западного мира – невозможно. Даже в отдельно взятой стране существует несколько основных школ, предлагающих свои оптимальные цели для государства и методы их достижения.

По мнению многих специалистов Германия наиболее близка к России, с точки зрения географических и исторических особенностей. И, на мой взгляд, будет интересно и полезно более подробно разобраться в административно-государственном устройстве этой страны, провести аналогии и, возможно, сделать некоторые предложения по применению зарубежной практики в нашем государстве.

Особенно актуально в виду того, что правительство нашего государства уже активно использует опыт Германии при проведении реформ, но об этом уже в основном тексте моей курсовой работы.

Бюрократия — это социальный слой профессиональных управленцев, включенных в организационную структуру, характеризующуюся четкой иерархией, «вертикальными» информационными потоками, формализованными способами принятия решений, претензией на особый статус в обществе.

Под бюрократией также понимают замкнутый слой высших чиновников, противопоставляющий себя обществу, занимающий в нем привилегированное положение, специализирующийся на управлении, монополизирующий властные функции в обществе с целью реализации своих корпоративных интересов.

Термин «бюрократия» используется не только для обозначения определенной социальной группы, но и системы организаций, создаваемых органами публичной власти с целью максимизации своих функций, а также учреждений и ведомств, включенных в разветвленную структуру исполнительной власти.

Объектом анализа при изучении бюрократизма являются:

противоречия, возникающие при реализации функций управления;

управление как процесс труда;

интересы социальных групп, участвующих в бюрократических отношениях.

Государственное управление (англ. public administration) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (англ. public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса.

В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:

Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.

Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.

Согласно управленческому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» (англ. public management) в качестве синонима понятию «государственное управления».

Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:

следования принципу верховенства права (правовой подход);

следования воле народа (политический подход);

следования цели получения нужного социально-экономического результата (управленческий подход).

Оценка того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления. Каждый подход использует в качестве основных разные показатели качества государственного управления.

Источник

Роль государственного управления зарубежных стран

Вы будете перенаправлены на Автор24

Механизм государственного управления зарубежных стран

Правительство представляет собой орган публичной власти, реализующий исполнительную функцию. Правительство по составу относится к коллегиальным органам власти: разработка и принятия управленческих решений здесь осуществляется коллегиально входящими в состав правительства главами министерств и центральных ведомств, которым законом предоставлены соответствующие полномочия.

Традиционное наименование правительства в зарубежных странах – кабинет (совет) министров.

Правительство – это обязательный орган государственного механизма всех современных государств, образуемых при всех известных на сегодняшний день формах правления.

Готовые работы на аналогичную тему

Однако его роль в системе государственной власти может отличаться в зависимости от сложившегося политического режима и формы правления конкретного государства:

  • правительство может играть роль органа, возглавляющего подсистему исполнительных органов власти;
  • правительство выступает совещательным органом власти при главе государства, который возглавляет систему органов исполнительной власти.

Итак, правительство всегда реализует исполнительные функции государственной власти, однако фактически место его в государственном механизме, порядок формирования, правовой статус напрямую связаны с установленными формой правления и политическим режимом конкретного государства.

Для определения характера и механизма государственного управления в конкретном государстве имеет значение соотношения управленческих функций правительства с представительным органом и главой государства. Глава государства также реализует исполнительную власть, однако его фактическое место в системе государственного управления во многом определяется взаимоотношениями с парламентом. Правовой статус парламента определяется возможность его влияния на состав правительства: там, где парламент имеет возможность определять состав правительства, он фактически определяет и государственную политику, там же, где его влияние на состав правительства ограничено, вся полнота власти сосредотачивается в руках главы государства.

Государственное управление в парламентской республике

Правительство парламентской республики, в частности Французской Республики, Федеративной Республики Германии и ряда других, формируется органом, возглавляющим систему государственной власти – представительным органом (парламентом), более конкретно, партийное большинство (или коалиция партий) нижней палаты парламента. Форма правления обуславливает и институт ответственности правительства: правительство ответственно перед парламентом.

Непосредственная процедура формирования совета министров традиционна для большинства государств: первоначально назначению подлежит глава правительства, затем главой правительства определяется конкретный состав министров, образующих высший исполнительный орган власти.

Есть государства, где выдвижение кандидатуры на пост главы правительства осуществляет президент, однако утверждает его парламент.

Государственное управление в президентской республике

В республиках такого типа глава государства выступает одновременно и главой правительства. Здесь имеют место прямые выборы президента или выборы двухступенчатые, когда сначала избираются представители населения, которые в последующем и избирают главу государства. Формирование правительства производит президент, ему предоставлено право назначать министров и право прекращать их полномочия.

Правительство как высшего государственного органа исполнительной власти в стране не существуют, его функции здесь носят совещательный, координационный характер, в то время как в руках главы государства сосредоточена вся полнота исполнительной власти.

В президентских республиках доктрина разделения властей реализуется не в полном объеме: сосредоточение в руках главы государства исполнительно-распорядительных функций государственного управления ограничивает инструменты контроля со стороны законодательной власти, в частности, ответственности исполнительной власти перед законодательной, и наоборот.

При этом крайне тяжело исчерпывающе определить характер взаимодействия ветвей власти в таких странах: в тех государствах, где реализуются демократические традиции, представительный орган не лишен влияния на исполнительную власть, однако в государствах, где политический режим характеризуется авторитарностью, парламент фактически представляет собой «бесправный» орган.

Государственное управление в странах со смешанной формой правления

Смешанной формой правления принято именовать организацию государственного управления, сочетающую в себе черты, как президентской, так и парламентской форм устройства государственной власти.

Здесь правительство формируется главой государства, однако парламент наделен правом выразить недоверие составу правительства, предложенному президентом. При этом глава государства наделен правом роспуска представительного органа и проведения выборов для формирования нового состава парламента. Когда по результатам выборов большинство парламента составляет партия президента, исполнительную власть фактически возглавит президент, а глава правительства станет формальной фигурой. Если же большинство представительного органа составит оппозиционная президенту и правительству партия, глава государства будет вынужден сформировать новое правительство под влиянием парламента. В этом случае исполнительная власть будет зависима от парламента.

Государственное управление в конституционных монархиях

Организация государственного управления в конституционной монархии сходна с организацией власти в парламентской республике. Монарх как глава государства фактически не участвует в управлении государством, формирование правительства осуществляется парламентским большинством. Руководство фактически сосредоточено в руках главы правительства.

Источник

Оцените статью