Роль культурных связей между странами
С. В. Аскерова Докторант,
Азербайджанский государственный университет
культуры и искусства, г. Баку, Азербайджан
За всю историю, на протяжении веков, народы, страны мира всегда старались установит связи, сосуществовать в условиях двухсторонних отношений. А это стало возможным в первую очередь из за различия экономических ресурсов отдельных стран, другими словами, появились из за экономических потребностей людей. Анализ исторических источников показывает что, первыми вестниками из страны в страну, из народа в народ, были торговцы, за ними начали свои поездки послы, дипломаты, странники, наконец, в этом направлении сработали постоянные связи.
Истории образования народов мира, будучи разнообразным, прошли своеобразный путь. Каждый народ рождается, формируется, развивается, наращивает свою силу. То что, народы дошли до современного уровня развития, по видимому, стала возможным в результате успешной сдаче ими тяжелых исторических экзаменов. Но неоспоримым фактом является, то что, еще с первобытных времен все люди нуждались в контакте, старались установит связи с другими народами. Позже, этот процесс контакта видоизменился, приобретя более сложную форму. Такие продолжительные процессы стали возможны с одной стороны на почве конфликтов, с другой стороны путем торгового обмена [1].
По проишествию веков торговые отношения развивались и переобразовывались в политически-экономические, дипломатические и наконец, культурные связи. Даже Чехия и Азербайджан – такие далекие друг от друга географически и генетически народы, на почве таких культурных связей смогли на примере средних веков, сблизится или воссоединится.
В истоиическом развитии каждого народа важную роль играет расширение его культурных связей с другими народами. Именно благодаря культуре стираются границы, удовлетворяются вкусы людей. Изучая культуру другого народа, человек становится другим, меняется, развивается его мировоззрение. Ведь не случайно же совокупность материальных и духовных достижений, полученных на пути исторического развития человечества, и означает понятие культура. Прогресс культуры происходит на почве взаимного использования народов и развития исторического наследия.
Культурные связи, берущие свое начало еще с древних торговых связей, до сегодняшнего дня прошли огромный исторический путь. История, несмотря на то что, была свидетелем бесконечных войн, звон мечей, звуков пушек и ружей, всегда глушили лирическая музыка, изумительные танцы, величественные театральные сцены и другие творческие композиции. Культурные связи, охватывая широкую совокупность, включают в себя такие важные сферы как наука, культура, музыка, театр, литература, туризм [2].
В современной мире, взаимное влияние различных культур рождает феномен мультикультурализма. Именно в результате такого взаимного влияния, обогащаясь, развиваются связи между культурами. Именно по этой причине, с начала XXI века в международной политике растет внимание к гуманитарному фактору. Естественно, культура в качестве силы, более цивильное и гуманитарное понятие, чем военная и экономическая сила. Геополитика цивилизации, выражающая переход с экономического фактора на культурный, имеет различительные стороны. Но, в геополитике также важно в каких целях используется культура. К сожалению, термин геополитика цивилизации, пока все еще остается, как слово.
Президент Азербайджанской Республики, господин Ильхам Алиев, выступая на открытии третьего Бакинского Международного Гуманитарного форума, сказал: «В XXI веке алтернативы мультикультурализму, нет. Конечно же, мы не можем оставаться равнодушными таким неприятным явлениям как дискриминация, ксенофобия, исламофобия. Поэтому, для формирования обществ мультикультурализма, каждый из нас долже внести свою лепту в пропаганду этих идей» [3].
Мир, расположенный между двумя реками, первичная родина, древний колыбель культуры и литературы, сегодня, как будто забыл свое прошлое, не знает каким будет его будущее и таким образом, на глобальном уровне формируется ситуация хаоса. Локальные войны, происходящие за последние годы, показывают что, сильные мира сего, используют культуру, чтобы держать других под своим влиянием, осуществляют вмешательство и контроль над его культурным пространством, для достижения своих политических, военных и геополитических целей. Если в прошлые времена, страны мира оккупировались за счет военной или экономической мощи, то сегодня в процессе завоевания развитыми странами, в качестве культуры, технологий, искусства и идеологии, на передний план выходят эти вопросы. Этноконфессиональное сближение между различными странами региона и сближение культур, свидетельствуют что, период противостояния Запада Востоку, давно остался в истории.
В общем, если обратит внимание, то можем увидет что, культурные связи требуют постоянной взаимной доброжелательности народами и демонстрации совместных усилий, для еще большего проникновения друг к другу, потому что, в корне культуры, подразумевающей такие сферы как наука, искусства, музыка, театр, литература, туризм, стоит гуманизм, человеколюбие и взаимная общение [4].
Культурные связи, начиная с древних торговых связей, соединяющих народы и до современных культурных связей, охватывают очень большой спектр. Культура носит по форме национальный, по сути интернациональный, общечеловеческий характер. То есть, каждая национальная культура, своими достижениями, в то же время обогащает и мировую культуру. Уже культуры в мире очень близко контактирую между собой обогатились, еще больше интегрировались друг к другу.
В условиях современной глобализации, в культурных связах, одним из важных условий считается, пропаганда прогрессивных произведений и расширение их демонстрации, увеличение взаимного обмена опытом, упрочение связей с организациями по обмену. Именно культурные связи создаю благодатную почву для появления и рождения бессмертных литературных произведений народов мира.
Культура, в живую и досконально отражающая свое национальное начало, историческую почву, без сомнения, обогатит жизнь, духовный мир других народов своим новым художественным содержанием и правдой.
Во всем мире разноцветность культур, своеобразие и наличие широкой палитры, образует проблему сравнения культур. А это в свою очередь, делает необходимым изучение сравнительного культуроведения. Например, академик Иса Габибейли, говоря о культуре, отмечал что: «Сравнительное культуроведение, так же как сравнительная литература, является наукой, рожденной XXI веком».
В нашем еще более глобализирующемся мире, изучение связей между культурами, приобретает важную актуальность. Культурные связи, прежде всего, являются одним из важных сфер, поддерживающих духовные ценности народов, развитие взаимных связей [5].
В условиях современной экномики, самую сложную и качественно новую ступень процесса культурных связей, играющих роль как бы неразрушимого моста между народами, составляет современный этап истории. При современной истории, культурные связи и синтез культур, реализуется в противоречивый с социальной точки зрения период, когда формируется сознательное отношение человечества к национальным ценностям.
Начиная с конца XX века, культура играет как разделяющую, так и соединяющую роль. Люди могут разнятся идеологически, но их соединяет общая единая культура. За последние годы, страны, имеющие культурное родство, еще более тесно сотрудничают экономически и политически. Международные организации, созданные государствами, имеющими общую культуру (напр. Совет Европы), на пути своего развития, добились более успешных результатов.
Культура не оставалась как созидательная форма, но и распространялась на международные связи, дипломатическую сферу. Так, культура, превратившись уже важное составляющее международных отношений, широко используется в сфере пропаганды.
В двадцатом веке, использование культурныз связей, в основном в целях пропаганды, не было новым делом. Накануе I Мировой войны, несмотря на то что, Великобритания, Франция, Германия проводили свою политику единолично, США старались распространит свое политическое влияние на другие страны, посредством предусмотренных им культурных мероприятий. С прошлых лет по сей день, среди основных целей всех государств занимает свое место, быть влиятельным и заработать международный вес над другими странами посредством культурных связей, мероприятий искусства и науки [5].
Например, правительства СССР и Китая, в рамках применяемых ими программ культурного обмена, старались распространит свое влияние более дешевыми, но легкими методами. Потому что, никто не мог пока додуматься до того что, мероприятия искусства и культуры могут нести пропагандистскую цель, социалистические страны нашли вот такой легкий выход ответит на очень многие обвинения.
В конце можно прийти к такому выводу что, в процессе культурных связей национальная и интернациональная диалектика обусловлена необходимостью и объективностью. Эта диалектика находит свое отражение во всех сферах культурных связей. Диалектика национальных и интернациональных сторон, является одной из основных факторов, подталкивающих формирование планетарной культуры и процесса глобализации мира.
Библиографический список
- Бабаоглы Г. Политика мира и международные отношения. – Баку : Наука, 2010. – 235 с.
- Бандарев А. Р. Полицентризм-диалогичская форма поликултурности. – Москва : Наука, 2011. – 158 с.
- Материалы Бакинского Международного Гуманитарного Форума. – Баку : «Восток-Запад», в 2 томах, 2001. – 56 с.
- Манафова М., Эфендиева Н. Международные культурные связи. – Баку : Сабах, 2009. – 252 с.
- Мамедов Н. Международная политика – Реалии и взгляд на будущее. – Баку : Наука, 2013. – 245 с.
Источник
Культурный обмен в системе международных отношений
Введение
План лекции
Лекции 9. Основные направления социокультурного обмена и сотрудничества между странами
Список литературы
- Балакшин А.С. Культурная политика: теория и методология исследования. – М.: 2004.
- Культурная политика в Европе: факты и тенденции. Совет Европы. – Бонн: 2000.
- Кузьмин Е.И. Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. – М.: 2001.
- Топорнин Б. Н. Европейское право: учебник. – М.: 2001.
www.europa.eu.int — сайт Евросоюза
- europa.eu.int/pol/index-en.htm – описание основных направлений деятельности (политик) Евросоюза.
1. Культурный обмен в системе международных отношений:
1.1. Понятие международного культурного обмена
1.2. Основные формы и направления международного культурного обмена на рубеже XX-XXI вв
2. Международные связи в области образования:
2.1. Теория международных связей в области образования
Сегодня, вначале XXI в., культурные связи, гуманитарные контакты приобретают особое значение в международных отношениях. Новые вызовы времени, проблемы глобализации, культурной экспансии придают вопросам международного культурного обмена бесспорную значимость и актуальность.
На современном этапе международный культурный обмен – это не только необходимое условие движения человечества по пути прогресса, но и важный фактор международных отношений в условиях демократизации и интеграции мирового общества.
Современные культурные связи отличаются значительным многообразием, широкой географией, протекают в различных формах и направлениях. Процессы демократизации и прозрачность границ придают еще большую значимость культурному обмену в системе международных отношений, который объединяет народы, независимо от социальной, религиозной, политической принадлежности.
Кроме того, многие вопросы культурного взаимодействия, сегодня активно обсуждаются авторитетными международными организациями, возникают все новые и новые межправительственные объединения, где проблемам культурного взаимодействия, диалога – культур придается большое значение.
Цель лекции – изучить основные направления социокультурного обмена и сотрудничества между странами.
Задачи лекции – рассмотреть основные направления и формы международного культурного обмена на рубеже XX-XXI веке, проанализировать международные связи в области образования.
- Понятие международного культурного обмена
В современных международных отношениях вопросы международного культурного сотрудничества приобретают особое значение. Сегодня нет ни одной страны, которая бы не уделяла пристального внимания вопросам построения прочных культурных контактов с народами других государств.
Культура, будучи процессом духовного, творческого, интеллектуального общения, подразумевает взаимное обогащение новыми идеями в контексте культурного обмена и выполняет, таким образом, важную коммуникативную функцию, объединяя различные по своей социальной, этнической, религиозной принадлежности группы людей. Именно культура становится сегодня тем «языком», на котором может быть построена вся система современных международных отношений.
Многовековой опыт культурных контактов, которые ведут свое начало еще с древнейших времен, имеет большое значение и при разработке основных направлений, форм и принципов международного культурного взаимодействия.
Теоретическая и практическая значимость культурных связей в современном политическом пространстве, активные процессы интеграции и глобализации в современном мире, проблемы культурной экспансии диктуют необходимость обращения к вопросам международного культурного обмена в системе международных отношений.
Культурный обмен в системе международных отношений обладает определенной спецификой, которая продиктована основным содержанием понятия культуры и сущностью определения международных отношений. Международный культурный обмен включает в себя все особенности культуры и отражает основные этапы ее формирования, которые непосредственно связаны с контактами между народами, государствами, цивилизациями и являются частью международных отношений. Культурные связи имеют существенное отличие от международных отношений в том, что культурный диалог между странами продолжается и тогда, когда политические контакты осложнены межгосударственными конфликтами.
Таким образом, учитывая специфику международных культурных связей, можно прийти к следующим определениям данного понятия – к общему и частному.
Культурный обмен в системе международных отношений – это сложное, комплексное явление, отражающее общие закономерности международных отношений и мирового культурного процесса. Это комплекс многообразных культурных связей по государственной и не государственной линии, включающий весь спектр различных форм и направлений взаимодействия, отражающий как современные международные отношения, так и исторически сложившиеся формы, обладающий значительной устойчивостью и широтой влияния на политическую, экономическую, социальную, культурную жизнь.
- Основные формы и направления международного культурного обмена на рубеже XX-XXI вв.
Международные культурные связи могут быть классифицированы не только с точки зрения участников обмена, но и с точки зрения направлений и форм взаимодействия. Обращаясь к данному вопросу, можно обнаружить примеры многостороннего и двустороннего сотрудничества на государственном и негосударственном уровне.
Сами формы культурного обмена являются интересным явлением культурной, политической жизни и заслуживают отдельного внимания.
Во всем многообразии культурного обмена сегодня можно выделить несколько направлений и форм культурного взаимодействия, наиболее наглядно и полно отражающих особенности современных международных отношений и специфику культурного развития на современном этапе.
К основным направлениям культурного обмена следует отнести: международные музыкальные связи, международные связи в области театра и киноискусства, международные спортивные связи, международные научные и образовательные связи, связи в области международного туризма, торгово-промышленные контакты. Именно эти направления получили наибольшее развитие в современных условиях. В данной работе рассмотрим международные связи в области образования.
К основным формам международного культурного обмена на современном этапе можно отнести фестивали, конкурсы, гастроли, соревнования, спортивные конгрессы, научные и образовательные конференции, программы научно-исследовательского и образовательного обмена, практика стипендий и грантов, деятельность фондов и научных организаций, выставки, ярмарки, а так же совместные культурные проекты.
Все эти формы сложились довольно давно, но только в условиях интеграции и интернационализации они получили наиболее полное и последовательное развитие.
Безусловно, специфика каждого направления культурного взаимодействия не всегда позволит полностью придерживаться данной схемы, поэтому кроме общих позиций при изложении каждой проблемы мы в первую очередь будем обращать внимание на ее специфику.
Культурный обмен в системе международных отношений, анализ основных его форм является необходимым знанием не только для специалистов, но и для широкой аудитории, которая на конкретно материале сможет представить во всем многообразии реальную картину современной культурной жизни.
Дата добавления: 2014-02-27 ; просмотров: 3005 ; Нарушение авторских прав
Источник