Роль культуры для страны

Сущность культуры. Её роль и значение для человека и общества

Многозначность слова «культура». Культура является самым главным понятием в культурологии (частью которой является дисциплина «Мировая культура и искусство»), а также во многих других науках – истории, социологии, этнологии и др. Это слово в настоящее время многозначно. В настоящее время оформилось около 1,5 тысяч дефиниций (определений) термина культура. И это не удивительно, ведь культурой является всё, созданное человеком, весь человеческий мир. В каждом определении есть рациональное зерно, которое указывает на существенные черты культуры.

Э.Тайлор, описательное определение: культура – совокупность знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев, способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Культура – общее усовершенствование человеческого рода с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека.

Э.Сепир, историческое определение: культура – продукт истории общества, комплекс способов деятельности, передача приобретенного опыта от поколения к поколению.

Ю.М.Лотман, «Феномен культуры»: Культура – знаковая система, особый язык, мыслящее целое, коллективный интеллект.

П.С.Гуревич: Культура – средство человеческой самореализации, самовыражения.

Ю.А.Жданов, социологическое определение: Культура – фактор организации общественной жизни, совокупность социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.

Наше определение не универсальное и не исчерпывающее, но в нем учтены важнейшие характеристики культуры:

Культура – это сущностная характеристика человека, то, что выделяет его из мира природы, которую он преобразует. В результате этого образуется искусственный мир, противостоящий миру природы. Существенной частью культуры являются идеи, ценности и символы. Культура не наследуется биологически, а приобретается только в результате воспитания и образования, проходящего в обществе, среди других людей.

Читайте также:  Пальчиковая гимнастика путешествие по странам

Культура – исключительная особенность людей. Культура – то, чего не было в природе и что сделано непосредственно людьми, продукт их рукотворной, духовной и интеллектуальной работы. Культура – часть мира, к сотворению которой причастен человек.

Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой – совокупность результатов их деятельности, обычаев, верований.

Культуру можно рассматривать как свод правил, организующих человеческое поведение.

В узком значении по словом «культура» подразумевают духовную культуру, достижения человека в духовной сфере: в литературе, искусстве, музыке, философии, религии, морали, то есть те области и сферы, в которых человек наиболее полно проявил свой ум, знания, творческие искания, представления о красоте и обозначил своё место в мире. Во втором, более широком толковании культура включает и материальную сферу, продукты материального труда; это вообще все, что произведено и придумано людьми.

Культура – это не застывшая и раз навсегда установленная, а весьма подвижная, постоянно меняющаяся величина. Вместе с тем культура – нечто вечное в пространстве и времени. В культуре все одновременно: и вчера, и сегодня, и завтра. Культура всюду и везде. Она вокруг нас и внутри нас. И сами мы выступаем носителями культуры. Она разнообразна как сама жизнь и безбрежна как океан. Культура не встроена в общество искусственно. Она не красивые обои, которыми ученые оклеили мир реальности. Культура непрерывно и регулярно воспроизводится человечеством.

К культуре относят все общепринятые утвердившиеся в обществе формы жизни – обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику. Однако вряд ли было бы правильным распространять её на всю совокупность общественных явлений. В обществе много безобразного, отвратительного, что никак не назовешь культурой. Наркомания, преступность, фашизм, войны, алкоголизм – все это искусственно создано человеком. Швейцарский ученый К.Г.Юнг (1875–1961) выдвинул понятие антикультура; близко к этому предложенное Ю.М.Лотманом понятие не-культура– культура с отрицательным знаком, нечто деструктивное, ведущее к деформации и деградации.

Таким образом, культура – это социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни.

У человека и человечества есть врожденная потребность в культуре. Без культуры человек дегуманизируется, опускается на биологический уровень. Поэтому культурология является актуальной и востребованной наукой.

Значение и роль культуры для человека и общества.Заложенная античными мыслителями идея о человекообразующей роли культуры была обогащена и развита в другие эпохи – Возрождения, Просвещения, Новое и Новейшее время. Сегодня сущность культуры понимается как единство культуры, природы, общества и человека, как характеристика развития творческих сил и способностей личности в процессе общественно значимой деятельности.

Культура играет огромную роль в преобразовании общества и человека, в их постоянном движении по пути прогресса материального и духовного. Преобразование общества всегда связано с революцией в умах, с критикой устаревших форм и норм жизни, стремлением к более справедливым и гуманным отношениям между людьми. Чем выше уровень культурного творчества, тем динамичнее общество.

Современный мир перенасыщен конфликтами и катастрофами, глубинная причина которых – столкновение людей, исповедующих различные культурные ценности. Современная цивилизация сможет противостоять самоистреблению в том случае, если основой развития общества станет духовный потенциал её культуры. Изучая развитие культуры от самых первых её проявлений до наших дней, можно моделировать и прогнозировать развитие общества.

Функции культуры. Культура многофункциональна. Она не существует вне человека. Именно он преобразует, изменяет мир, творит культуру. Поскольку культура неотделима от человека, то её функции так или иначе обращены к нему, поставлены ему на службу.

Функции культуры

Гуманистическая (человекотворческая)
Социализация и инкультурация Трансляция социального опыта

Познавательная (гносеологическая) Регулятивная (нормативная) Созидательная (креативная) Защитная Релаксационная Гедонистическая Пайдевтическая Коммуникативная Информационная Знаково-символическая (семиотическая) Аксиологическая

Человекотворческая, или гуманистическая, функция культуры является системообразующей, главной функцией. Она выражается в том, что культура творит человека, будучи продуктом человеческой деятельности. Она проявляется в единстве противоположных, но взаимосвязанных процессов: социализации и индивидуализации личности.

Источник

Роль культуры в жизни человека и общества

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, способов их создания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.

Исключительная роль культуры в жизни человека и общества раскрывается во множестве функций, без которых невозможно само существование человека и общества. Главной из них является функция социализации, или формирования и воспитания человека, функция человекотворчества. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением и развитием культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком. Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Здесь особую роль играют традиции, обычаи, умения, знания, навыки, ритуалы, обряды и т. д.

Второй функцией культуры, является познавательная и информационная. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от одного поколения к другому. Она выступает при этом как социальная и интеллектуальная память человечества. Здесь исключительная роль принадлежит системе образования.

Не менее важной является нормативная, функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через систему норм, правил и законов морали и права, соблюдение которых — необходимое условие существования и сосуществования людей.

С названными функциями тесно переплетается коммуникативная функция, осуществляемая с помощью языка как главного средства общения людей

Особого выделения заслуживает творческая функция культуры.

Культура составляет неотъемлемое свойство человека. Однако представления о том, кого следует считать действительно культурным, могут быть разными. Сегодня основные характеристики культурного человека: знания, объем и глубина их должны быть значительными, а умения — отмеченны высокой квалификацией и мастерством. К этому надо добавить нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм. Не меньшее значение имеет также экологическое воспитание, знание иностранных языков.

Источник

Роль культуры в обществе

Роль культуры в жизни человека и общества трудно переоценить, поскольку именно культура делает человека человеком, а стадо первобыт­ных людей — обществом. Не случайно так назы­ваемые феральные люди, т. е. те, кто был вырван из культурной среды общества и вырос в окружении животных, перестают быть человеком (у них нет связной речи, мышления, человеческих чувств). Наиболее наглядно эта роль культуры проявляется в сле­дующих четырех взаимосвязанных функциях культуры. ♦ Образовательная функция состоит в том, что, приобщаясь к культуре, человек овладевает накопленными обществом знания­ми, родным и иностранными языками, учится понимать литера­туру и искусство, приобретает опыт самостоятельного творче­ства и эрудицию.

Воспитательная функция имеет место, когда люди актив­но усваивают социальные ценности и нормы, учатся жить в об­ществе, постигая сложное искусство взаимодействия и общения друг с другом и постепенно начиная понимать, что путь к нор­мальным человеческим отношениям пролегает через личную сдер­жанность, терпимость к особенностям окружающих, через взаим­ные доброжелательность и уступки. Не случайно культурным называют прежде всего образованного и воспитанного человека. Третья, ♦ регулирующая функциятесно связана с предыдущей. Она проявляется в том, что культура (в первую очередь социальные ценности и нормы) определяет рамки приемлемого поведения человека в обществе, регулируя тем самым совместную жизнь людей.

Наконец, благодаря своей объединяющей функции культу­ра обеспечивает целостность общества. Она сплачивает людей, со­здает у них чувство общности, сознание принадлежности к еди­ной нации, народу, к одной конфессиональной или иной социаль­ной группе. При этом культура общества создастся многими по­колениями, каждое из которых добавляет к полученному от предков культурному наследию свой культурный пласт. В результате обес­печиваются непрерывные расширение, обновление и обога­щение культуры, преемственность поколений икультурно-исто­рического единства общества.

Возьмем в очередной пример нашу российскую культуру со всем ее хорошим (трудолюбие, если работа не «на дядю» и имеет толк; изобретательность; духовность; тяга к христианской благопристой­ности; душевность и готовность помочь ближнему . ) и плохим (безалаберность и неустроенность жизни, закононенослушность, вороватость, пьянство; грубость, сквернословие. ). Несмотря ни на что, она (наша культура пот особый «русский дух») объединяет многострадальный (войны, самодержавный деспотизм, крепостни­чество, коммунистический террор) российский народ веками. И подавляющее большинство россиян даже не стремится ни в какие америки и канады, а хочет жить на родине пусть убогой, но и могучей России.

Источник

Роль культуры в жизни обществ

Роль культуры в общественной жизни невозможно переоценить, так как, по большому счету, культура является той средой, в которой протекает человеческая жизнь, а значит, и жизнь всего общества. Человек как существо разумное создал совершенно уникальное жизненное пространство — культуру. И это пространство (или реальность, открытая только человеку) стало жизненной средой человека. Именно культура является тем ключевым компонентом, который позволяет определенной совокупности индивидов создавать социальную целостность, то есть общество. Общие способы коммуникации, общие цели и ценности, общие представления о должном, правильном и неправильном позволяют обществу сохранять стабильность и преемственность не только на протяжении жизни одного поколения, но и значительно более длительные промежутки времени — сотни, а иногда даже тысячи лет.

В этом смысле культура может пониматься как устойчивый, действующий дольше жизни одного поколения механизм адаптации общества к внешним условиям среды и изменениям своей собственной внутренней структуры. При этом свойственная культуре статичность не исключает полностью изменений. В рамках целого общества культурные изменения, безусловно, имеют место, но их протекание чаще всего растянуто во времени, менее динамично, чем жизнь отдельных членов общества. Именно эта «медлительность» принятия изменений и обеспечивает устойчивость социального развития, когда каждый новый культурный феномен, претендующий на включение в рамки господствующей культуры, проходит длительную проверку и апробацию (Нужно отметить, что в условиях современной цивилизации такое положение вещей претерпевает значительные изменения). Таким образом, культура выполняет весьма значимую роль стабилизатора общественной жизни.

Устойчивость культуры к резким и глобальным изменениям можно объяснить тем, что культура как социальный феномен одновременно и постоянно воссоздается (принимается и используется) большим числом носителей данной культуры (людьми, которые считают эту культуру родной). Следовательно, чтобы в культуре закрепилось, а не просуществовало некоторое время среди ограниченного круга индивидов, некое новшество, необходимо, чтобы новшество это было воспринято подавляющим числом носителей культуры. Только в этом случае новшество становится неотъемлемой частью культуры, закрепляется как норма, передается в качестве таковой следующему поколению. Реальная жизненная практика служит тем полигоном, на котором проходят апробацию все новые культурные формы, способы деятельности и коммуникации, нормы поведения. В результате такой апробации большинство новшеств не приживаются. Но то немногое, что успешно проходит испытание на полезность и соответствие уже существующим ценностям данной культуры, приобретает нормативный характер (становится нормой), зачастую вытесняя при этом устаревшие компоненты культуры.

В качестве примера здесь можно привести те изменения, которые в рамках Западной цивилизации только в течение ХХ столетия претерпело представление о том, какая одежда является наиболее приемлемой для повседневной общественной жизни мужчины. Смокинг, цилиндр и зонт-трость в результате постепенного процесса изменений культурных приоритетов сменились сначала простым костюмом (от которого сегодня зачастую остается только пиджак), а позже вообще джинсами, футболками и складными зонтами-автоматами (а то и их отсутствием). Женская же мода на одежду претерпела еще большие метаморфозы и изменилась еще более радикально. В то же время так называемый «деловой стиль» в гораздо меньшей степени подвержен изменениям, хотя тоже значительно видоизменился.
Подобные трансформации происходят во всех без исключения сферах культуры. Разница состоит лишь в том, насколько интенсивны эти изменения и каково их влияние на жизнь общества. Так, изменения в моде на одежду или имиджевые аксессуары не оказывают непосредственного серьезного влияния в целом на культуру и жизнь общества (за исключением тех случаев, когда определенный способ одеваться становится атрибутом политической или религиозной принадлежности, определенного социального движения, как в случае с хиппи). Совершенно иная ситуация складывается, когда изменения касаются ценностных ориентиров культуры, а значит и общества. Такие изменения влекут за собой значительные перемены в подавляющем большинстве сфер культуры и общественной жизни, могут привести к полному обновлению культуры. Примеров такого рода трансформаций было немало в истории. Один из последних — изменения ценностных ориентиров в постсоветских обществах, свидетелями и непосредственными участниками которых являемся мы сами.

Источник

Оцените статью