Особенности романтизма в литературе
Общие сведения
Романтизм – направление в европейской и американской культуре конца XVIII – первой половины XIX века, центральной идеей которого было придание максимальной ценности личности, творческой индивидуальности, страстям и характеру.
Романтизм появился в Германии в 1790-ых годах и стал логичным продолжением движения в немецкой литературе, получившего название «Буря и натиск» или «Эпоха гениев» (1767-1785 гг.). Основными принципами для авторов этого периода являлся отказ от культа разума, превознесение эмоциональности и индивидуализма и, следовательно, противостояние канонам классицизма и Просвещения. Представителями данного движения были И.В. Гете, И.Г. Гердер, И.Г. Гаман, Ф.Шиллер и другие. К моменту зарождения «Бури и натиска» многим ее представителям не было и тридцати лет, что объясняет черты юношеского максимализма в их идеях и произведениях.
Параллельно «Эпохе гениев» в Германии, в западноевропейской культуре развивался сентиментализм, также ставший впоследствии предвестником романтизма. Основными чертами сентиментализма, также появившегося из отрицания рационализма и оторванности от реальности классицизма, были излишняя чувствительность, идеализация героев, их переживаний. Наиболее влиятельными представителями данного направления считаются Ж.Ж. Руссо, Н.М. Карамзин, Т.Грей.
К 1820-ым годам романтизм из Германии распространился почти на все страны Западной Европы. Он оказал значительное влияние на развитие культуры в целом, но более всего – на литературу, музыку и живопись. В середине XIX века романтизм постепенно уступает место реализму, но не исчезает вовсе. Так, во второй половине XIX века творил лучший прозаик среди романтиков – Виктор Гюго, последний роман которого был опубликован в 1974 году. Однако в поэзии романтизм был распространен во всех странах на протяжении всего XIX века.
Основные черты романтизма
Главным отличительным признаком романтизма как направления в культуре в целом является максимизация интереса к внутреннему миру человека, его чувствам, эмоциям, страстям, порывам. Авторы также воспевали творческое начало в личности, стремление действовать вопреки разуму, что объясняли иррационализмом и нелогичностью мира и человеческой жизни. Отсюда происходят такие ценности романтизма как любовь, искусство, духовная и творческая свобода, красота природы.
Природа сама по себе играет важную роль в философии романтизма. Распространенным явлением стало одухотворение природы, позиционирование ее как убежища для страстной романтической личности.
Характерным романтическим концептом также стало двоемирие – параллельное существование материального и духовного миров. Данная идея стала воплощением осознания непреодолимого разрыва между идеалом и реальностью.
Продолжением идеи двоемирия стало «романтическое бегство» – отказ личности от повседневной скуки реального мира и погружение в природу, искусство и свой внутренний мир. Будучи абсолютизированным, «романтическое бегство» проявлялось в форме сумасшествия или самоубийства, навсегда перенося человека в его идеальный мир.
Двоемирие в романтизме также может сопровождаться мистицизмом, то есть помимо собственно существования двух миров, между ними еще возможен диалог. Во многих произведениях можно найти намеки на то, что странные, необъяснимые события происходят по воле потусторонних сил, неведомых духов. Мистицизм, в свою очередь, тоже получает развитие и превращается в мистический фатализм – веру в судьбу, предопределенность. В этом случае диалог между мирами приобретает ключевое значение, так как именно некие мистические силы управляют жизнью человека, заставляют его совершать нелогичные поступки; при этом сами произведения наполнены различными предсказаниями, предостережениями, которые всегда оказываются правдивыми.
Характеристика героя
Основным конфликтом романтизма является противостояние одинокого романтического героя и обычных людей. Следовательно, герой должен обладать уникальными, выдающимися качествами, которые не позволяют ему смиренно сосуществовать с обществом.
Романтик — уникальная и таинственная личность, пребывающая зачастую в исключительных обстоятельствах. События, произошедшие в реальном мире, переносятся во внутренний мир героя, в душе которого происходит борьба противоречий.
Романтический герой, по сути, является жертвой диалога миров: с одной стороны, он, его жизнь и творческое начало являются высшей ценностью, венцом творения, а с другой, он – безвольная игрушка в руках судьбы, неведомых и неподвластных ему сил.
Романтический герой одинок. Он либо сам бежит из привычного, удобного для других мира, который кажется ему клеткой, либо он является изгнанником, преступником. Причиной его одиночества становятся отрицание законов реального мира, жажда самовыражения.
Для романтического героя свобода дороже жизни. Если он уверен в своей правоте, его движение к свободе от оков реальности невозможно остановить. Романтический герой — цельная личность, в нём всегда можно выделить ведущую черту характера.
Романтизм в Европе и русской литературе
Особенностью германского романтизма стало тяготение авторов к сказочным и мифологическим мотивам (братья Гримм), в то время как в Англии, куда данное направление пришло позднее, основной темой стали социальные проблемы: современное буржуазное общество и законы его жизнедеятельности противопоставлялись природе, естественным чувствам. Общей чертой поэзии романтизма стало часто упоминание падших ангелов как воплощения жажды свободы. Основными авторами европейского романтизма считаются: Э.Т.А. Гофман, Х.И.Г. Гейне, Дж.Г. Байрон, В.Гюго.
В России романтизм стал причиной превращения поэзии в самостоятельную сферу жизни. Если до XIX века поэзия не считалась серьезной частью литературы, то теперь этого нельзя было отрицать. Главным объектом исследования авторов становятся одиночество и страдания их героев; именно это сделало русскую литературу XIX века известной на весь мир. Важнейшими авторами-романтиками в России являются: В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин (в ранние годы), Ф.И. Тютчев.
Источник
Национальные особенности европейского романтизма
Немецкий романтизм. Предтечей немецкого романтизма является творчество поэта Гёльдерлина, который родился в Швабии в 1770г. программное сочинение этого поэта называется «Гиперион». Это поэма кт построена на античном, мифологическом материале, но по своей идейной устремленности этой миф о человеке будущего, о человеке грядущем. По мнению Гельделина именно античность была той исторической эпохой, когда человек открыл в себе свои лучшие способности, но античность это не модель для будущего, это полигон, на кт человек продемонстрировал свои потенциальные возможности, но в полной мере эти способности должны проявиться только в будущем.
Немецкий романтизм принято делить на 2 периода:
Наиболее известные: Фридрих и Август Шлегель.
Йенские романтики разрабатывали теоретические основы европейского романтизма и прежде всего анализировали взаимосвязь искусства и природы. Они считали, что искусство неделимо на содержание и форму. И то и другое присутствуют слитно. Йенские романтики считали, что именно литература является тем особым видом искусства, которое поведет за собой общество.
Следующий период немецкого романтизма связан с городом Гейдельберг (1802-1813). Гейдельбергские романтики стремились найти золотую середину. Они не отказались от поисков универсального образа мира. Но вместе с тем стремились работать с конкретными фактами и наблюдениями. Наиболее известными представителями стали братья Гримм. Они считали, что фольклор это безличное творчество народной души. Мифология это единственная религия, а миф составляет ядро любого искусства. Якоб гримм опубликовал книгу под названием «Немецкая мифология». Эта работа положила начало формированию могущественной школы, кт назвали мифологической.
Развитие немецкого романтизма завершает творчество Гофмана. Его ориентирами были Шекспир и тд. Его творчесткая концепция состояла в том что люди подразделяются на 2 основных типа: одни бездумно играют навязанные им роли, другие не от мира всего и жизнь внушает им ужас. Не случайно Гофман работал в жанре сатиры-фантазии. Хотя «Элисиры Сатаны» называют романом ужасов. Гофман одним из первых заговорил о власти вещей, которые порабощают человека. Он первый из романтиков, кто поставил под сомнение возвышенность искусства. Он считал несовершенным и само искусство и его творцов. Он настаивал на том, что гармония рождается из диссонансов.
Английский романтизм. Первый этап английского романтизма связывают с поэтами «озерной школы». Это три поэта кт поселились в СЗ Англии в краю озер. Это У. Вордсворт, С. Кольридж, Р. Саути. В 1800г эти поэты опубликовали совместный сборник «Лирические баллады» кт стал манифестом английского романтизма. (их иногда называют лейкистами). В предисловии к этому сборнику, кт написал Вордсворт, поэты призывали к живому восприятию природы, они считали что именно природное окружение выявляет лучшие качества человеческой личности. Они призывали к обновлению литературного поэтического языка и широко использовали народные выражения в просторечной лексике. Сюда же можно пришить Вальтера Скота, кт стал автором нового литературного жанра – исторический роман. В. Скотт начинал как балладист, а закончил как романист. В своих ранних произведениях Вальтер Скотт создает образы людей, кт захватил вихрь истории, но сами они не имеют четкой жизненной позиции. В более зрелых произведениях Скотт создает новый тип героя – бескомпромиссной личности, кт идет навстречу судьбе. В своих романах В. Скотт в отличии от большинства романтиков на первый план выводит исторически безвестного человека (Роб Рой и т.д.). Он обращается к негероическим фигурам. Скотт первый кто сумел показать что такое историческое время, а точнее говоря наполнить время конкретно-историческим содержанием.
Второй этап совпадает с творчеством Шелли и Кидса. Перси Билли Шелли – родился в аристократической семье, но свою молодость он провел порвав с семьей, среди плебейской интеллигенции. Совершил поездку в Дублин.Поступил в Оксфорд, но был отчислен за публикацию брошюры «Необходимость атеизма». Исповедовал пантеизм, он одушевлял природу. Считал, что она населена множеством стихийных духов. Был убежденным противником социального насилия. Считал, что политические изменения играют служебную роль в историческом процессе. Поэтика — «Раскованный Прометей».
Джон Кидс – родился в семье содержателя конюшни. К литературному творчеству приобщил издатель Хенд. Истинными учителями Кидса были Шекспир и Джованни Бокаччо. Его музой стала Фанни Брон. В 1802г. заболевает, едет в Рим и умирает. Поэма Кидса «Ламия». Поет лишет собственного лица. Его интересовала проблема спасения человечества путем борьбы как закона человеческого существования. Он отказался от красивых поэтических образов но в центре всегда оставалась красота- сущность всех вещей в этом мире.
Французская культура первой половины XIX века (РОМАНТИЗМ)
Пышному цветению романтического искусства во Франции способствовали успехи Наполеоновской империи. Безмерность стремлений молодого императора импонировала романтикам. Они смотрели на Наполеона как на великого человека, который может навести порядок не только в Европе, но и в искусстве. Реставрация Бурбонов способствовала дальнейшему укреплению романтизма, так как террор укрепил мысли романтиков в ом, что государство иррациональное по своей природе и враждебно к человеку. Романтические настроения ярко проявляли себя в живописи начала 19 века. Де Лакруа, Эжен, Француа Гране. 1918 году Франца Гране преподнес в дар Александру 1 свою картину, которая называется «Внутренний вид хора в церкви Капуцинов на площади Барберирини в Риме». Картина получила популярность и художник сделал множество копий, кроиме того его творчество стало популярным и в России. И не случайно. Венециан писал по поводу манеры Гране «он повинуется только натуре без всякой примеси манерности и искуственности, поэтому картины не надо писать а-ля рембрант, а надо а-ля натура». Творчество Гране развивалось в палемике с художниками академического направления.
Романтизм способствовал популярности исторической живописи, причем романтики широко раздвинули тематические рамки исторической картины. Они изобразили не только героические деяния, но и обыденные события недавнего прошлого. Первыми из представителей романтического напрвления был Шарль Кудер. В качестве исторического сюжета он берет биографию итальянского художника Мазаччо. (Современник Кудера Тоссар.)В жанре исторической картины весьма популярными стали сюжеты из русской кампании Наполеона. Романтики в этих сюжетах стремились показать судьбу рядового солдата, которого сберегла судьба, но у которго нет будущего. Большую популярность во Франции получила Ориенталистская (Восточная) тематика, которая стала ведущей для целого ряда французских романистов. Специально ездили в Африку, где искали сюжеты для картин. Сказочный и загадочный Восток они противопоставляли обыденной Европе. Эжен де Лакруа совершил путешествие в Алжил и Маркоко в 1832. Результатом был цикл картин принесших ему шумную популярность. Быт Востока и Африки привлекал хужожников своей чувтвтенностью, яркой экспрессивностью. Одна из картин де Лакруа «Охота на львов». Живописная манера де Лакруа раздражала официальных критиков. Один из современников заметил, что он пишет картины как леы терзает жертву. Еще одним живописным направлением стал романтический пейзаж. В противовес Ориенталистам, ориентировались на национальный образ природы. Представители этого направления изображали природу как состояние собственного душевного беспокойства, поэтому романтический пейзаж был обращен к неброскому природному окружению. Излюбленным местом живописных занятий был лес Фонтен Бло и деревушка Барбизон. Вождем Борбизонцев был Теодор Руссо. По его собственному заявлению, он хотел сделаться художником своей страны. Искусствоведы сопоставляют его пейзажи с природными описаниями Оде Бальзака. Его пейзажи повествуют о душевном состоянии художника. 19 век называют «столетием пейзажев». В Свои краски примешивал битиум, в следствие которго краски тускнели. Одним из учеников Давида был Теодор Жерико. Одной из первых значимых картин стало полотно «Плод медузы(Медуза – название корабля)». Полотно 7*5 метров. На плату изображение людей которые увидели на горизонте корабль. После смерти Жерика именно к этой картине был использован термин «романтизм», то есть первоначально равнодушная критика определила как самую романтическую картину. Уехав в Англию начал писать картину на тему «Лошадиных бегов». По возвращении во Францию вновь обращается к социальной проблематике. В 1822 году экспонирует цикл работ, посвященных обитателям сумашедшего дома. Своими работами Жерик попытался раздвинуть сами границы искусства показать безграничность его тематики. Этот цикл он писал смертельно больным и внезапно умер в 33 года.
Скульптура. Антуан Бари. Прославил себя как анималист. Анималистический жанр был выбран не случайно., т.к. Бари, как романтика, живо интересовала природа во всех ее проявлениях. Он посещал зоопарки, скотобойни, где изучал повадки животных, их анатомию.
Литература. Виктор Гюго, Теофиль Готье. Теофиль Гттье в молодости выбирал между живописью и литературой, а в литературе ему пришлось выбирать между классицизмом и романтизмом, поэтому он стал романтиком по убеждениям. Свой выбор сделал во время премьеры оперы Виктора Гюго «Эрнани». Первый политический сборник вышел в 1830 году, но в это время Париж был перегорожен баррикадами, поэтому его дебют не заметили. 1832г. – второй сборник, но в Париже свирепствовала холера. Готье начинает работать как прозаик, но попадает в литературную кабалу, к Эмилю Жерделю, который превращает его в журналиста. По долгу службы он вынужден много путешествовать. Истинная слава – публикация сборника «Эмали и Камеи». Он широко использовал античный литературный прием – экфрасис – художественное описание внешнего вида предмета . Описание предмета в рамках литературного произведения порождает двойной эффект – одно художественное произведение перемещается в другое. (его корни еще в античности Гомер – Щит Ахилла).Этот поэтический сборник настоящий музей истории мировой культуры. В поэтическом тексте множество скрытых цитат из других авторов, аллюрит (заимствование) из скульптурных и живописных произведений. Отличительной особенностью творческого почерка Готье является Игра смыслами. У Готье, как у любого романтика был собственный миф, миф о Средиземноморье. Все свои журналистские разделил на два вида: 1. На Север: — Англия, Бельгия, Россия. 2. Юг: — Италия, Испания, Африка, Турция. Причем на Север он ездил под давлением, а на Юг по желанию, потому, что Юг – это средиземноморье, в котором находится подводный рай всего человечества.
Во французской архитектуре на рубеже 18-19 вв была популярна идея Фаланстера. Под фаланстером понимали идеальное место, в котором органично сочетаются жилые и производственные помещения. Теоретические разработки принадлежат французскому архитектору Фурье. Для Поланстера идеалом жилого пространства связано с совместным проживанием множества людей. На практике это была идея многоквартирного дома.
Французские архитекторы также разрабатывали идею регулярного города. В частности предлагали планы архитектурного обустройства исторического центра Парижа. Наибольшую популярность получил план Османа. Градостроительный центр должны были пересекать строго спланированные магистрали.
Источник