- орнамент разных стран и народов
- Орнамент Египта
- Орнамент азиатских народов
- Российские промыслы. Основные виды росписи.
- Предлагаем погрузиться в мир прекрасного и узнать, как народная роспись формировалась на протяжении веков.
- Традиция росписи писанок в разных странах мира
- Загадки узоров русских росписей
- Золотые чаши. Хохломская роспись
- Снежный фон и синие узоры. Гжель
- Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
- Три мира узоров. Мезенская роспись
- «Здесь живут подносами». Жостовская роспись
- Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись
- «Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра
орнамент разных стран и народов
Орнамент – образ эпохи. Каждая историческая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента свои мотивы, символы, формы. Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.
Орнамент Египта
К ранним формам изобразительного искусства Египта относится геометрический орнамент. Основные мотивы включают: растительные узоры; анималистические изображения; религиозные темы. Одним из основных элементов является цветок лотоса, который олицетворяет божественную силу природы, нравственную чистоту, целомудрие, здоровье, оживление и солнце. В орнаменте также использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. В древнеегипетский орнамент входили стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия.
Основными характерными особенностями орнамента в Египетской культуре являются сдержанность, строгость и утонченность.
Орнамент азиатских народов
Ассирийский орнамент имел большое сходство с египетским. Он носил в основном геометрический характер. В ассирийском и месопотамском орнаменте всегда очень четкое деление на фон и изображение. Большинство мотивов орнаментов построено на сочетании простых кругов, квадратов и треугольников, причем кривых линий почти не было, но при этом орнамент выглядел очень выразительно за счет применения древних традиций графических решений, четкого ритма и наличия в орнаменте больших деталей.
Особенностью индийского орнамента считается использование почти натуралистических композиций и перегруженность деталями. Орнамент сложный, красочный, тесно заполняет пространство. Распространены гирлянды, изображения растений, животных, птиц, цветов.
Персидский орнамент представлял собой смесь ассирийских, египетских и индийских форм.
Китайские орнаменты легко отличаются от других, они содержат крупные и пышные цветы, которые соединяются невзрачными стебельками, изображения завитков волн и облаков, драконов, фантастических птиц. Использовались красный, белый, желтый, синий и зеленый цвета.
У японцев нет орнамента в строгом понимании этого слова. В декоративных элементах преобладают природные мотивы: цветы, травы, бабочки, цветы. Геометрических компонентов почти нет. Отличительная особенность – умышленная асимметрия. Японское искусство способствовало возникновению стиля модерн в Европе.
Источник
Российские промыслы. Основные виды росписи.
Предлагаем погрузиться в мир прекрасного и узнать, как народная роспись формировалась на протяжении веков.
Художественная роспись – узоры, нанесенные краской для декорирования. Первые предметы с элементами росписи датированные 18 веком.
В старинные времена люди ограничены были в путешествиях поэтому, техника декорирования и состав красок мастер передавал от ученика к ученику и сохраняли в одном регионе.
Долгое время у человека под рукой было только дерево, поэтому именно роспись по дереву стала одним из самых распространенных на Руси. Искусствоведы выделяют несколько школ росписи:
Сегодня все эти виды народной росписи существуют по-прежнему.
Для этой росписи характерна трехярусная композиция. Первый и нижний ярусы занимают сюжеты, а середина разделена полосой цветочного орнамента. Кони, всадники, барышни, собаки, птицы, деревья, охотники – все они главные герои росписи.
В городецкой росписи основной фон расписывается красным и желтым цветами, а потом рисуют другим цветом узоры. Черным и белым рисуют мелкие детали, оживляя картину. В самом конце изделие покрывают лаком.
До революции Палех славился своими иконописцами. С приходом советской власти иконопись оказалась под запретом, и промысел стал угасать.
В начале 19 века в России появилась мода на изделия из папье-маше. Палехские мастера создали артель по производству лаковой живописи на изделиях из папье-маше.
Брошки, серьги, коробки, шкатулки, портсигары, выполненные в этом стиле, были особенно тогда популярны, но палехская шкатулка стала синонимом этого вида росписи. Заготовку сначала покрывают красным или черным лаком.
Особая манера письма создает эффект трехмерного изображения. Прорисованные образы, сочность, насыщенность, отделка сусальным золотом – основные характеристики палехской живописи.
Основоположники этой росписи бывшие крепостные Вишняковы, открывшие мастерскую в деревне Жостово.
Товар они продавали в Москве. Расписывали шкатулки, портсигары, альбомы, чайники, но подносы стали визитной карточкой росписи.
Изготавливаются следующим образом:
Из стали делают заготовку. Все неровности шлифуют, поверхность грунтуют. Затем покрывают лаком. Следующий этап – создание общего фона картины. Несколько часов изделие обжигают в печи. Далее наносят первичный объем. На профессиональном жаргоне – тенежка. Следующий шаг – бликовка, создается иллюзия освещенности. Этап чертежки и привязки – добавляют мелочи для объединения отдельных деталей рисунка в одно целое. В конце оформляют бортики подноса, и покрывает изделие бесцветным лаком.
Большинство узоров вятской росписи несет символическое значение.
Вначале сундук покрывали клеем, сваренный из овечьей кожи. Сразу же наносили рисунок, а сверху еще один слой клея.
Для хохломы характерна уникальная техника. Изначально поверхность грунтуют и покрывают маслом. Затем втирают алюминиевый порошок, а после росписи на изделие наносят несколько слоев лака, периодически закаливая посуду в печи.
В хохломской росписи используют цветы, ягоды рябины или земляники, также можно встретить птиц, животных и рыб. Основные цвета – красный, черный, золотой, редко белый и зеленый. Есть два способа нанесения узоров: верховая и под фон.
В первом случае рисунок наносят красками, сверху обработанной порошком болванки. Роспись под фон – нанесение контура узора, после чего основной фон окрашивается черным.
В этих краях вблизи села Гжель почти все жители были потомственными гончарами. В середине 18 века разработали формулу русского фарфора, где основой стала гжельская гончарная глина.
В основном наносили цветочные сложные орнаменты, с использованием синей, черной, золотой краской. Изделие покрывали эмалью, расписывали и закаливали в печи.
Федоскинская лаковая миниатюра
Все началось 200 лет назад, после того как было организовано производство лаковых табакерок из папье-маше.
Традиционными рисунками для федоскинской миниатюры были сюжеты из жизни крестьян, чаепития и тройка лошадей. На лакированную поверхность, перед росписью, наносится светоотражающий материал. В конце изделие покрывают бесцветным лаком.
В основе росписи лежат 2 цвета – кирпично-красный и черный. Черточки, линии, ромбики и другие простые фигуры использовали в орнаменте.
Теперь вы знаете, какие были виды народного искусства на Руси и сможете отличить хохломскую от жостовской росписи!
Источник
Традиция росписи писанок в разных странах мира
Ещё в дохристианские времена появилась традиция украшать яйца различными рисунками. Точно сказать в какой части мира она зародилась, исследователи затрудняются. Но это не мешает любоваться нам невероятными работами мастеров из разных стран.
Сегодня мы узнаем о 9 уникальных методиках, которыми пользуются в разных частях мира.
Традиционная украинская писанка известна во всем мире. Анна Селявина из Иваново-Франковской области обучает всех желающих созданию гуцульской писанки — одной из наиболее популярных в Украине. С помощью специального инструмента Анна наносит на скорлупу восковой рисунок и опускает яйцо в ёмкость с краской. После этого повторяет процедуру несколько раз подряд, используя при этом красители других цветов. Затем расплавляет воск над огнём. В результате этого писанка приобретает удивительный разноцветный узор.
На протяжении многих лет Мари Джукубицова и Людмила Власова усовершенствуют свои навыки росписи яиц методом царапания. В соответствии с этой техникой, на яйцо необходимо нанести один слой красителя, а потом часть краски соскрести при помощи специального инструмента. Таким образом, получается приятный узор природного цвета яйца.
В Германии из поколения в поколение передаётся техника росписи яиц с использованием цветного воска. Рисунок получается разноцветный и выглядит объёмно.
Аналогичная техника актуальна и для Румынии. На писанку наносится тончайший слой расплавленного воска, а сверху покрывается подходящим красителем. Основное отличие от гуцульских писанок в том, что румыны используют всего один слой краски (обычно красного цвета).
Методика украшения пасхальных яиц Ласло Богнара берет своё начало от популярного в Венгрии оформления металлической проволокой. Усовершенствовав технику, Богнар полностью заковал яйцо в металл. На изготовление такой писанки уходит несколько дней.
Один из самых знаменитых мастеров Словакии — Франк Гром, который использует технику сверления. Специальной бормашиной он создаёт в скорлупе множество отверстий (от 2500 до 3500). На выполнение такой работы у него уходит целая неделя.
Изделия Чикы Ватанабэ не имеют ничего общего с классическим писанкарством. Но тоже являются традиционным символом Пасхи в Великобритании. Мастер украшает шоколадные яйца глазурью и кремом.
В Индонезии среди местных жителей. Пасхальные Яйца не востребованы. Ведь на острове Бали очень мало христиан. Но специально для европейских туристов Ваян Сандра вручную расписывает яйца кистью.
Источник
Загадки узоров русских росписей
В сегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.
Золотые чаши. Хохломская роспись
Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния. Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома — отсюда и название народного промысла.
Мастер начинал работу с битья баклуш — готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок, они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой».
После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.
В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку, куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.
Снежный фон и синие узоры. Гжель
Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.
Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской — до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.
Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу… После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.
Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
История Федоскинской лаковой миниатюры берет начало в XVIII веке. Купец Петр Коробов в 1795 году основал в подмосковной деревне Данилково (рядом с селом Федоскино) фабрику. Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, на фабрике стали выпускать табакерки и шкатулки.
Вскоре ассортимент расширился — появились пудреницы, броши и коробочки для чая. Сначала их украшали печатными рисунками-гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. Художники во время работы добавляли в краски металлический порошок — так цвета становились «светящимися». Традиционными мотивами федоскинской миниатюры стали русская тройка, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни: гулянья, пляски и чаепития.
На изящные миниатюрные изделия давали гарантию в 100 лет: при высушивании папье-маше становилось тверже дерева, а сияющие краски не тускнели годами. Секрет заключался в том, что лак для миниатюр выдерживали на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.
Три мира узоров. Мезенская роспись
Мезенская роспись появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень Архангельской губернии. Самое древнее изделие с мезенскими узорами — расписная прялка — относится к 1815 году. Местные жители украшали сундуки, туеса (круглые берестяные короба) и посуду — ковши, чаши, бочонки и тарелки. К началу ХХ века центром мезенской росписи по дереву стала деревня Палащелье.
Подготовленную посуду мезенские мастера расписывали охрой по чистому негрунтованному дереву с помощью особой деревянной палочки — тиски. Пером глухаря или тетерева делали черную обводку, а потом уже наносили красные и черные узоры кисточкой. Мастер делил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. Их границы он обозначал прямой линией, узоры располагал в строгом порядке. Главными элементами росписи были животные и птицы: конь, олень и утка. Обрамляли рисунки геометрические орнаменты из прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.
Мезенской росписью по традиции занимались только мужчины, навыки мастера передавали по наследству. Сначала начинающему художнику рассказывали о символах и их сочетаниях в узоре, учили размечать изделие и наносить контуры. Прежде чем рисовать орнаменты, будущие умельцы долго тренировались — писали палочки и линии.
«Здесь живут подносами». Жостовская роспись
Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лакерную мастерскую». В ней изготавливали и расписывали табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил отцовское дело, но папье-маше заменил металлическими изделиями. В 1830-е в деревне появились новые фабрики декоративной росписи, на которых художники украшали подносы букетами цветов. Нарядные изделия быстро обрели популярность.
Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном фоне. Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла». В центре изделия художники обычно располагали яркие крупные растения. Тень и мелкие цветы по краям рисунка создавали иллюзию объема. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра.
«Здесь живут подносами, ими мыслят и только о них рассуждают», — говорили о Жостово. Все в деревне напоминает о народном промысле: даже вместо адресных табличек используют расписные подносы с номерами домов. Так же мастера изготовили и указатели к деревне.
Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись
Городецкая роспись известна со второй половины XIX века. В 1870 году на Поволжье, в деревню Курцево Городецкой волости, приехал иконописец Николай Огуречников. Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого цвета. Сначала художники расписывали донца — плоские дощечки, на которых сидели домашние хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Украшенное резьбой и цветным рисунком донце служило и как украшение интерьера.
Городецкая роспись отличалась контрастными яркими цветами. Художники изображали вороных коней с длинными шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятой головой и пышным хвостом, рисовали сценки из купеческой жизни — семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательный элемент расписного городецкого изделия — объемные букеты и венки из розанов, ромашек, купавок.
Цветными рисунками украшали ложки и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель и ставни. Также умельцы изготавливали из деревянной щепы и расписывали детские игрушки: куколок, лошадки-качалки и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек — прялки, веретенца, утюжки. Особо популярен был конь-каталка. В расписные саночки впрягали деревянных лошадей, в повозку усаживали кучера. Игрушечных дел мастера не использовали в работе ни клей, ни гвозди: с ювелирной точностью они подгоняли детали, которых иногда было более тридцати. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце.
«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра
История палехской лаковой миниатюры начинается в XVIII столетии. В те годы художники-иконописцы из небольшого села Палех во Владимирской губернии были известны всей России. С 30-х годов XIX века до Октябрьской революции здесь работали иконописные мастерские.
Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе открылась Артель древней живописи, а спустя год художники получили Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.
Палехские мастера создавали шкатулки, броши, портсигары, табакерки. Они использовали в работе иконописные приемы: писали на черном фоне темперными красками, изготовленными на основе яичного желтка и воды, и твореным золотом (так называли золотой порошок, разведенный в воде). Основными сюжетами были сцены из сельской жизни, былин и русской литературы. Вдохновляли мастеров герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица, Серебряное Копытце и царь Салтан.
В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким, который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией». По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве».
Источник