России со странами евразэс

Страны ЕАЭС

Евразийский экономический союз

Сразу уточним: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), как международная организация региональной экономической интеграции, создан 1 января 2015 года на основе Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), существовавшего в период с 2011 по 2014 год. Сегодня аббревиатура ЕАЭС принята во всех официальных международных документах.

Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, ЕАЭС обеспечивает странам — участникам свободу движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы. Согласованная политика и кооперация в различных сферах экономики, в том числе — снижение бюрократических и таможенных барьеров, должны создавать всем странам условия для стабильного развития опережающими темпами.

Продажа товаров между государствами – членами ЕАЭС осуществляется без таможенного контроля, соответственно, такие товары не облагаются таможенными пошлинами и сборами. Порядок взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) при поставке товаров между государствами — членами ЕАЭС регулируется Договором о Евразийском экономическом союзе.

Организация ВЭД

Таможенный союз ЕАЭС

Идея создания на постсоветском пространстве единого таможенного пространства декларировалась ещё в 1995 году. Ещё до образования ЕврАзЭС, в 2007 году официально появился Таможенный союз (ТС) России, Белоруссии и Казахстана.

Сегодня все страны — участники ЕАЭС обязательно входят в новый Таможенный союз Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС). В октябре 2011 года все нормы Таможенного союза были приведены в полное соответствие с нормами Всемирной торговой организации (ВТО).

Все страны-участники Таможенного союза ЕАЭС применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами. Именно это правило в значительной степени тормозит расширение ЕАЭС за счёт вступления новых государств.

Государства — члены и партнёры ЕАЭС

К началу 2020 года полноценными членами ЕАЭС являются 5 государств:

Источник

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика

международный ежемесячный научный журнал

Колодина Е.С. Участие Российской Федерации в Евразийском экономическом союзе // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №7. – С. 38-40

УЧАСТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЕВРАЗИЙСКОМ

Е.С. Колодина , студент

Научный р уководитель: В.Н. Шаповалова , канд . экон . наук, доцент

Российская таможенная академия

(Россия, г . Люберцы)

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные аспекты международной экономической интеграции, а также участие Российской Федерации в Евразийском эк о номическом союзе.

Ключевые слова : м еждународная интеграция, Российская Федерация, Евразийский экономический союз.

Благодаря увеличению международного движения товаров, услуг, капитала и м и грации населения, характерной чертой с о временного мирового хозяйства является международная экономическая интегр а ция.

Международная экономическая инт е грация – процесс развития глубоких и у с тойчивых взаимосвязей гру пп стр ан, осн о ванный на проведении ими согласованной политики в области экономики и других сфер жизни общества.

Общепризнанными считаются шесть этапов, через которые проходит эконом и ческая интеграция.

1. Соглашения о преференциальной торговле. Государства, подписавшие да н ные соглашения устанавливают более ни з кие тарифы таможенных пошлин для вз а имной торговли, нежели для товаров из третьих стран.

2. Зоны свободной торговли предпол а гают полную отмену пошлин и других т а моженных ограничений в торговле между государствами-членами на некоторые т о вары и услуги.

3. Таможенный союз требует устано в ления одинаковых тарифов на торговлю для всех государств-членов.

4. Общий рынок предполагает единый таможенный тариф, а также свободное движение товаров и производите лей ме ж ду государствами-членами и общую то р говую политику.

5. Экономический союз предусматрив а ет не только общий рынок и общую торг о вую политику, но и гармонизацию всех видов микро- и макроэкономики.

6. Полная экономическая интеграция подразумевает унификацию национальных экономических политик, создание органов наднациональной власти, а также введение общей валюты.

Происходит срастание экономик сосе д них государств в единую систему взаим о связанных отраслей и сфер деятельности на основе устойчивых экономических св я зей между их компаниями. Это стало мощным инструментом ускоренного эк о номического развития этих государств и повышения их конкурентоспособности на мировом рынке. Вследствие этого, между государствами стали создаваться более у с тойчивые торгово-экономические связи, устраняться многочисленные препятствия в международных отношениях, образов ы ваться особые зоны влияния отдельных стран или же групп государств, появляться новые международные торговые и инт е грационные объединения.

Целью формирования любого интегр а ционного объединения является получение странами-участницами экономических преимуществ и выгод от взаимного с о трудничества.

В насто ящее время в мире практически не осталось ни одной страны, которая с у ществовала бы обособленно от других участников интернациональных отнош е ний.

Не будет преувеличением сказать, что Россия в последнее время уверенно вых о дит на мировой рынок. Интеграция Ро с сийской Федерации в мировую экономику является важнейшей задачей, от выполн е ния которой зависит дальнейшее развитие страны.

Россия не является исключением и в н а стоящее время , является полноправным членом большинства наиболее влиятел ь ных международных интеграционных об ъ единений. Это позволяет государству ло б бировать свои интересы в области экон о мики и политики.

Российская Федерация принимает уч а стие в таких интеграционных объединен и ях, как:

– Евразийский экономический союз (ЕАЭС);

– Содружество Независимых Гос у дарств (СНГ);

– Азиатско-Тихоокеанское экономич е ское сотрудничество (АТЭС);

– Шанхайская организация сотруднич е ства (ШОС);

– Всемирная торговая организация (ВТО);

Основным направлением для Росси й ской Федерации в области интеграции на сегодняшний день является развитие Евр а зийского экономического союза (ЕАЭС ), в состав которого входят Республика Арм е ния, Республика Беларусь, Республика К а захстан, Кыргызская Республика и Ро с сийская Федерация.

ЕАЭС является результатом процесса евразийской интеграции, который гот о вился еще в рамках Содружества незав и симых государств (СНГ), Таможенного союза и Евразийского экономического с о общества (ЕврАзЭС).

Впервые идея «евразийского» объед и нения прозвучала в 1994 году, когда каза х ский лидер Нурсултан Назарбаев в Мо с ковском государственном университете представил проект создания Евразийского Союза Государств. Однако иные госуда р ства-члены СНГ тогда так и не рассмотр е ли эту идею.

В своем развитии евразийская эконом и ческая интеграция прошла два этапа: Т а моженный союз и Единое экономическое пространство и вступила в этап Еврази й ского экономического союза.

Подписание договора о ЕАЭС состо я лось в 2014 году и , по словам В.В. Путина, имеет « … эпохальное значение и выводит страны на принципиально новый уровень интеграции… Мы создаем мощный, пр и тягательный центр экономического разв и тия, крупный региональный рынок, кот о рый объединяет более 170 млн. человек… На ЕАЭС будет приходиться пятая часть мировых запасов газа и почти 15% не ф ти… » [ 2 ] .

В ыгодой для всех стран-участниц Е А ЭС является масштабный рынок, за кот о рый борется любое развитое государство.

Безусловно, создание ЕАЭС благопр и ятно сказывается на развитии внешнето р говых отношений стран-участниц:

увеличивается экспорт продукции;

снижаются тарифные ставки на импорт продукции для членов союза;

открываются нов ые перспективы вед е ния бизнеса [3] .

Весомый аргумент в пользу Еврази й ского экономического союза для росси й ской экономики – перспектива не только доступа к миграционным ресурсам стран партнеров, но что более важно, создания унифицированных правил регулирования миграционных потоков, что способствует одновременно реализации цели развития экономики и безопасности.

ЕАЭС обеспечивает Российской Фед е рации повышение эффективности испол ь зования собственного транзитного и те х нологического потенциала, повышает ур о вень конкурентоспособности на мировом и региональном рынках в конкуренции с другими интеграционными проектами (АТЭС, ЕС), создает условия для расш и рения торгово-экономического сотрудн и чества с другими странами, решая пробл е му «интеграции интеграций» в глобальном аспекте (создание свободных экономич е ских зон позволяет продвигать российские интересы в геоэкономике и геополит и ке) [ 4 ].

Чем теснее будут экономические связи, чем больше общих понятных механизмов будет работать внутри союза, тем легче будет развивать задуманные союзом пр о екты. В дальнейшем в рамках ЕАЭС пл а нируется интеграция социальной системы, здравоохранения, системы пенсионного обеспечения. Согласованное развитие эк о номики в перспективе поможет отказаться от значительной части «не союзных» и м портных товаров [ 5 ] .

В 2016 году внешнеторговый оборот государств-членов ЕАЭС с третьими стр а нами составил 509,7 млрд. долл . США , снизившись на 12,0% по сравнению с пр е дыдущим годом. Экспорт составил 308,4 млрд. долларов, снизившись на 17,6% по сравнению с 2015 годом, импорт – 201,3 млрд. долларов, снизившись на 2,0% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. На первый взгляд, экономические показатели 2016 года не внушают опт и мизма, однако в 2015 году ситуация была гораздо хуже. Внешняя торговля ЕАЭС обвалилась тогда на 1/3, а взаимная – на 1/4. Так что темпы спада в 2016 году з а медлились вдвое, что стало признаком приближающегося окончания экономич е ского кризиса.

Дальнейшее интегрирование Росси й ской Федерации в мировую экономику может позволить ей упрочить свои связи с другими государствами и нарастить с н и ми товарный обмен. Это, несомненно, п о ложительно отразится на российской эк о номике.

1. Шинкарецкая Г.Г. Россия в интеграционных объединениях: приобретения и потери // Международное право . – 2014. – №1.

2. Зиядуллаев Н.С. ЕАЭС: между политикой и экономикой // Проблемы теории и пра к тики управления . – 2014. – №11.

3. Холкина А.А. Преимущества и недостатки вступления стран-участниц в Евразийский эконо мический союз // Актуальные вопросы экономических наук . –2015. – №46.

4. Мигранян А. Россия в ЕЭАС к 2025 году [Электрон . р есурс]. Режим доступа: World Wide Web . URL : http :// russiancouncil . ru / analytics — and — comments / analytics / rossiya — v — eaes — k -2025- godu /? sphrase _ id =324440. – 2017.

5. Авдеева Л. Чем выгоден России Е вразийский экономический союз [Электрон . р е сурс]. Режим доступа : World Wide Web . URL: http://www.posprikaz.ru/2014/06/chem-vygoden-rossii-evrazijskij-ekonomicheskij-soyuz/print. – 2014 .

PARTICIPATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE EURASIAN

E.S. Kolodin , student

Supervisor: V.N. Shapovalova , candidate of economic sciences, associate professor

Russian customs academy

Abstract. This article examines the main aspects of international economic integration, as well as the participation of the Russian Federation in the Eurasian Economic Union.

Keywords: international Integration, Russian Federation, Eurasian Economic Union.

Источник

Развитие торгово-экономических отношений России со странами Евразийского экономического сообщества (ЕВРАЗЭС)

Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества был подписан в 10 октября 2000г. в г. Астане президентами Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан. В 2002 году статус наблюдателей в ЕврАзЭС получили Молдавия и Украина, а в 2003 году – Армения. В 2005 году заявку о вступлении в ЕврАзЭС подал Узбекистан. Таким образом, интеграционными связями в рамках ЕврАзЭС сегодня охвачено более половины постсоветских государств.

· обеспечение эффективного функционирования единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов;

· создание предпосылок для стабильного развития экономики стран ЕЭП в интересах повышения жизненного уровня их населения;

· реализация согласованной политики в налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой и таможенно-тарифной сферах;

· создание и развитие на территории ЕЭП единых транспортных, энергетических и информационных систем;

· переход к единой системе мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей национальных хозяйств, а также международной кооперации в производственной и научно-технологической областях [2].

В перспективе на базе ЕврАзЭС предполагается осуществить формирование зоны свободной торговли, которая охватывала бы все страны СНГ, что будет означать полную отмену всех тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле этих стран. Помимо этого, развитие интеграционных процессов на евразийском экономическом пространстве предусматривает создание единой энергетической и транспортной инфраструктуры интегрирующихся стран, а также реализацию совместных программ в ключевых сферах экономики, таких, как:

· сфера высоких технологий;

· охрана окружающей среды и др.

Для активизации взаимных хозяйственных и инвестиционных связей будут использоваться, в том числе, механизмы производственной кооперации, основой для развития которых должна стать взаимодополняемость национальных экономик стран-участниц.

Кроме того, интеграция в рамках ЕврАзЭС представляет особый интерес для России в контексте реализации такой задачи, как превращение рубля в региональную резервную валюту. Основой этого процесса призвана стать региональная валютная и финансовая интеграция стран ЕврАзЭС, а также разработка и реализации коллективных мер по поддержанию устойчивости валютно-финансовых систем государств, входящих в данную интеграционную группировку. Необходимо добиться того, чтобы значительная часть расчетов во взаимной торговле между странами СНГ, и прежде всего – входящими в состав ЕврАзЭС, осуществлялась с использованием российского рубля [1].

Отдельно следует сказать о товарном наполнении российской внешней торговли со странами ЕврАзЭС в сопоставлении с другими торговыми партнерами. Так, в январе-июле 2012 г. основу российского экспорта в страны дальнего зарубежья составляли топливно-энергетические товары, на долю которых приходилось 73,3% общей стоимости экспорта в эти страны. В товарной структуре российского экспорта в страны СНГ доля топливно-энергетических товаров за этот период составила 57,6%, что, конечно, также является весьма высоким показателем, не свидетельствующим о существенных отличиях товарной структуры российского экспорта между странами дальнего и ближнего зарубежья. Однако позитивным моментом можно считать то, что удельный вес машин и оборудования в стоимости российского экспорта в станы ближнего зарубежья январе-июле 2012 года составил 12,4% (за аналогичный период 2011 года – 11,9%). Кроме того, по сравнению с январем-июлем 2011 года на 1,7% увеличился стоимостный объем экспорта в эти страны российской продукции машиностроения, в том числе железнодорожного оборудования – на 10%, средств наземного транспорта, кроме железнодорожного – на 34,3%. При этом за рассматриваемый период времени стоимостный объем российских поставок машин и оборудования в страны дальнего зарубежья сократился на 0,3%, в том числе средств наземного транспорта, кроме железнодорожного, на 19,9% [3]. Очевидно, что страны СНГ, в том числе – входящие в состав ЕврАзЭС, являются значительно более перспективным рынком сбыта для отечественной машинно-технической продукции по сравнению с прочими государствами.

· содействие разработке и внедрению согласованной инновационной политики стран-участниц;

· координация совместных работ по созданию Евразийской инновационной системы, а также по развитию инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности стран ЕврАзЭС;

· содействия развитию механизмов финансирования инновационных программ и проектов, а также создание оптимальных условий для привлечения капиталовложений в инновационную сферу [2].

Важную роль в развитии интеграции стран Евразийского экономического сообщества призвано сыграть также образование Таможенного союза (ТС) в составе трех стран ЕврАзЭС: России, Белоруссии и Казахстана. Договор о создании ТС был подписан 6 октября 2007 г. и предусматривал формирование единой таможенной территории трех стран, в пределах которой будет действовать общий таможенный тариф и единая система тарифного и нетарифного регулирования торговли с третьими странами. Подписание Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 г. стало завершающим этапом процесса по приведению торгово-политических систем стран-участниц в соответствие с новыми условиями взаимной торговли и координации внешнеторговой политики. В настоящее время введены в действие единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и Единый таможенный тариф Таможенного союза, в соответствие с которыми будет приведена договорно-правовая база ТС и ЕЭП. Всё это должно создать дополнительные стимулы как для упрощения и развития взаимной торговли России, Белоруссии и Казахстана, так и для упрочения позиций трех стран на мировом рынке товаров и услуг за счет консолидации усилий по оказанию воздействия на функционирование международной торговой системы в целом.

1. Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года. – М.: Министерство экономического развития РФ, 2008.

Источник

Читайте также:  Роспотребнадзор эпидемиологически неблагополучные страны
Оцените статью