Нужна ли нам машина времени
Выводы получились не настолько однозначные и благостные, как «картинка в твоем букваре». Но от того не менее интересные. Тем более что опросы проводились подробно и «вживую», с глазу на глаз. А не в онлайн-режиме, как это теперь часто практикуют, жертвуя точностью результатов.
С какой новости начать, с плохой или хорошей? Давайте с хорошей: свою родину россияне всей душой любят. При этом есть и плохая: уровень знаний об истории родной страны у людей снижается. Новость условно в нашу пользу (на самом деле — ничего приятного): в Америке дела обстоят еще хуже. И факт, который однозначно понравится официальным лицам: большинство россиян не настроены переписывать летопись государства заново и искать в ней тайный зловещий смысл. Тем более когда речь идет об их семье, близких, родном городе и значимых исторических событиях. Таких, как победа в Великой Отечественной, освоение космоса, научные достижения советских времен, деяния Петра I или Екатерины II. Когда президент страны в ежегодном Послании Федеральному Собранию критикует безграмотные или тенденциозные учебники, призывает не пропускать мимо ушей постоянные нападки на Россию — это он делает с учетом «голоса масс», общественных умонастроений. И находит отклик. Никому, даже записным критикам, не нравится, если нашу страну начинают шельмовать почем зря. В этом россияне едины — вне зависимости от их политических пристрастий.
Теперь по порядку.
В кино к царю
Интерес к истории своей страны проявляют большинство граждан — кто-то время от времени (51%), а каждый пятый (20%) — настойчиво и постоянно. К хронике мировых событий внимания меньше (суммарно 54%). Более любознательны люди старшего возраста (75%) или высокообразованные россияне (80%), у молодежи интерес не такой острый (67%). И конечно, если жизнь у человека сама по себе бедная и сложная, а образование «начально-коридорное», ему не до познания истории.
Кстати, роль учебников в историческом багаже среднего россиянина сильно преувеличена. Лишь каждый пятый (21%) хорошо помнит, что в них написано, тем более что трактовка многих событий в последние годы периодически менялась. Даже среди молодежи на учебники ориентируются около трети респондентов (30%). А самым частым учителем для граждан, как всегда, становится кино- и телеэкран. Немногим меньше половины (44%) россиян черпают информацию об исторических событиях и персонах из художественных фильмов и сериалов. Еще 40% — из документалистики.
Респондентам предложили назвать лучшие фильмы на историческую тему, не ограничивая выбор. Только 27% такую ленту назвать не смогли. В список попали около 320 различных кинокартин и сериалов, в основном отечественных или совместного производства. Неувядающей остается классика советских времен — «Александр Невский», «Броненосец «Потемкин» или «Чапаев», фильмы о войне («В бой идут одни старики», «Они сражались за Родину», «Белорусский вокзал», «Офицеры», сериал «17 мгновений весны», «Освобождение» и др.). Популярны и современные ленты о Великой Отечественной — «Битва за Севастополь», «Адмиралъ», «28 панфиловцев», «Сталинград». При этом прослеживается тенденция: эпос о Ленине практически полностью забыт. Советскую эпоху люди предпочитают изучать по фильмам о ее сложных, трагических периодах — «Холодное лето пятьдесят третьего. «, «Утомленные солнцем», «Зулейха открывает глаза» и др. А вот о русских царях и императорах хотят знать все больше живых подробностей. Интерес вызывают такие картины, как «Романовы», «Екатерина Великая», «Петр Первый», «Иван Грозный», «Борис Годунов».
Удивительно, но в лидерах списка фильмов на исторические темы — «Война и мир» Сергея Бондарчука. Даже если сбросить со счетов лентяев-школьников, которые так наверстывают программу по литературе, число поклонников этой картины — огромно.
Не по учебникам
Пристрастие наших сограждан к кино как «важнейшему из искусств» известно. Но, к счастью, есть и другие способы познания истории. На третьем месте по уровню востребованности (32%) — «семейная память», рассказы и воспоминания близких. На четвертом — интернет-ресурсы исторической направленности (26%). Для четверти граждан (25%) источник знаний — книга (исторические романы и художественная литература). И только после них в списке учебники, научная литература, специальные программы и ток-шоу на ТВ, мемуары исторических деятелей (от 12% до 21%). 4 процента граждан изучают историю, играя «за наших или за врагов» в компьютере. А каждый пятый либо не интересуется такими вещами, либо не дал ответа.
Ученые при этом отмечают, что среди россиян можно выделить устойчивое «ядро» — тех, кто всерьез увлечен историей, резко реагирует на попытки ее фальсифицировать или придать ей некий «новый формат», сменить хронологию. Но в целом уровень знаний в этой области неуклонно снижается. Особенно это заметно, если сравнивать ответы людей разных поколений: молодежь старикам явно уступает. В среднем треть россиян (30%) честно называют свои познания в истории «плохими». Хорошими их считает каждый девятый (11%), около половины (53%), по собственному признанию, имеют об исторических событиях лишь самое общее представление. Для каждого шестого-седьмого респондента загадка, в чем заслуги крестителя Руси князя Владимира и освободителя крестьян императора Александра II.
Правда, наши вечные соперники-американцы по истории заработали твердый «неуд». По данным опроса, который в прошлом году провел Фонд Вудро Вильсона, половина жителей США не знает, с кем их страна воевала во время Второй мировой. Во многих штатах девять из десяти респондентов не смогли ответить, когда был написан священный для американцев документ — Конституция США. Так что Америку мы хоть в этом перегнали. Слабое, правда, утешение.
Есть чем гордиться
Среди самых важных исторических событий россияне называют прежде всего победу в Великой Отечественной войне. Об этом сказало большинство — 59%. Следующее по ранжиру — крещение Руси в 988 году. Каждый четвертый-пятый россиянин (от 20 до 26% респондентов) упомянул полет Гагарина в космос, освобождение от татаро-монгольского ига, Октябрьскую революцию 1917-го (февральская далеко позади), образование и распад СССР, учреждение Петром I Российской империи, отмену крепостного права в 1861 г., воссоединение Крыма с Россией. Реже всего вспоминали про декабристов и Емельяна Пугачева (по 3%). А о событии, которое стало поводом для общегосударственного праздника и выходного дня, — освобождении Москвы Мининым и Пожарским в 1612 году — вспомнили только 8 процентов россиян. Лишь 7% считают значимыми для страны перестройку, демократизацию, падение «железного занавеса». К эпохе Горбачева и Ельцина в российском обществе отношение вообще, мягко говоря, не слишком теплое. Считают это время «лучшим периодом» в истории страны только 1 процент респондентов. Десять лет назад таких было 5%, тоже негусто. Мало кто поминает добрым словом конец 80-х и разгул 90-х.
Чем из прошлого России мы можем гордиться? На первое место в этом рейтинге граждане снова ставят, конечно, Победу — так заявили 67% опрошенных. И это, пожалуй, главная объединяющая основа для людей разного возраста, профессии, политических воззрений. С уважением россияне говорят и о восстановлении СССР после войны.
44 процента граждан гордятся великими отечественными поэтами, писателями и композиторами. Выражение «кто за тебя все делать будет, Пушкин?» — это на самом деле тоже дань уважения и благодарности. Цитаты классиков не просто помнятся, они вошли в живую речь и обиход миллионов людей. Грибоедов, Толстой, Чехов, Тургенев, Некрасов были бы счастливы.
Если сравнивать данные прежних и нынешних опросов (1996, 2007, 2016 и 2020 гг.), видно, что наш патриотический пафос со временем становится слабее. Уходят поколения, становятся далекой историей даже самые славные подвиги, меняется восприятие мира и ценности общества. Люди вообще стали сдержаннее в своих восторгах — и, например, уровень безусловной гордости за отечественных литераторов и музыкантов тоже снизился с 63% в 1998-м до сегодняшних 44%. Это не деятели культуры измельчали — это мы к ним относимся спокойнее. Единственное, чем сейчас россияне гордятся больше, чем в прежние времена, — наша армия (16% в 1998-м, 35% в 2016-м и 31% сейчас). При этом число тех, кому «нечем гордиться» в нашей истории, все эти годы не превышает двух процентов. То есть равнодушия нет — происходит переоценка ценностей.
Кстати, об очень многом говорит наше отношение к традициям и праздникам, которые отмечают «всем миром». Первый и главный из них, конечно, — Новый год (он важен для 86% респондентов). Следующий по значимости — День Победы (71%). Грех не отметить 8 Марта (46%), Пасху (46%), 23 февраля (36%) и православное Рождество (31%). Все прочие даты для россиян важны намного меньше. Масленицу (14%) празднуют чаще Первомая (11%). А вот День России (6%), День народного единства (3%), День семьи, любви и верности (5%) так и не стали «душевными» и «общенародными», это просто повод отдохнуть от работы. И наоборот, советское наследие переместилось из области идеологии в сферу приятных традиций — и прекрасно себя чувствует, никому не напоминая о проклятых временах тоталитаризма. В праздник весны и труда сажают картошку, а не политических противников, а лишний выходной еще никому не мешал, считают граждане.
Мы с такими не танцуем
Критической оценки прошлого все это не отменяет. Респондентам предложили назвать «идеальные» эпохи в развитии России. Этот вопрос в ходе исследований повторяется уже два десятилетия подряд. Ученые сравнили данные 2012 и 2020 года.
Выяснилось, что восемь лет назад считали сегодняшнюю эпоху лучшей из возможных треть россиян (32%), а в наше время — меньше четверти (23%). Выросла на 5 процентных пунктов популярность брежневской эпохи (19%). А вот число фанатов дореволюционной, царской эпохи упало вдвое, с 11 до 6 процентов. Сталинские и хрущевские времена привлекают сейчас 4 и 2 процента соответственно. И совершенно не вдохновляют россиян эпохи перемен — первые десятилетия советской власти, перестройка, времена Ельцина — Гайдара (по 1%).
Правда, слухи о повальной ностальгии по брежневскому развитому социализму несколько преувеличены — в основном ее выражали люди в возрасте 50+. У тех, кто помоложе, вся эта «дискотека 80-х» большого желания выйти на танцпол не вызывает. А 43 процента опрошенных вообще не смогли сказать, какой же должна быть идеальная Россия.
Нет и идеальных правителей. У каждого, считают граждане, были свои сильные и слабые стороны. Больше плюсов находят в Петре I и Екатерине II, князе Владимире и Владимире Путине. Скорее симпатизируют Леониду Брежневу и Николаю II. Преобладает негатив в оценках Бориса Ельцина, Михаила Горбачева и Никиты Хрущева. Насчет Ивана Грозного, Ленина или Сталина людям судить сейчас сложно — слишком резко менялась трактовка роли их личностей в истории. А про некоторых персон — таких, например, как Петр Столыпин или диссиденты советской эпохи, — средний обыватель ничего толком не знает.
Большинство респондентов, даже будь на то их воля, не хотели бы перенестись в другие времена. Правда, старшее поколение более охотно (свыше 40% в этой группе) запустило бы вспять машину времени, а молодое — осталось здесь и сейчас. Раз уж лучше ничего не придумано, наше время вполне пригодно для жизни.
И если оценивать прошлое, то надо делать это объективно, считают россияне. Почти две трети из них (61%) высказались за то, чтобы рассказывать новым поколениям полную и честную версию истории — не только о героическом прошлом, но и о трагедиях, преступлениях, ошибках. Чуть меньше трети (30%) — за то, чтобы прошлое «не ворошить», не будоражить общество, если упоминать, то в основном победы и героев. 11% четкого мнения на этот счет не имели. В данном случае мнения людей разных возрастов были практически одинаковыми.
Так или иначе, социологи на основе опросов вывели так называемый «индекс гордости» за страну: подсчитали, сколько вариантов люди отмечают в ответе на этот вопрос. Треть респондентов (37%) назвали как минимум пять таких объектов, 19% — четыре, еще 31% — два или три. В целом у наших сограждан этот фундамент довольно устойчивый, своей страной они гордятся всерьез и от души.
Матрешки в космосе
И наконец, о «картинках в твоем букваре». Что сегодня можно считать символами России в массовом сознании? Как правило, первым делом люди упоминали государственный флаг, герб и гимн — так думают три четверти (72%) опрошенных. Еще 44% называли исторические памятники, а 27% — архитектурные. В основном речь шла о Кремле, Красной площади, Эрмитаже и Медном Всаднике, других достопримечательностях. Четверть граждан считают, что Россию олицетворяют ее крепости, города-герои и другие символы стойкости — от Мамаева Кургана до Петропавловки. 22% назвали религиозные храмы и святыни. Для каждого пятого Россия — это в первую очередь великие люди, которые ее прославили. В достаточно обширном списке фигурировали предметы национальной культуры и быта (самовары, матрешки, гармонь), символы научно-технических достижений (в первую очередь космические корабли, но и автомат Калашникова тоже), герои национальных легенд и сказок (Иванушка и Василиса), растения (березки!) и животные (какая Россия да без медведя?), а также великая река Волга или озеро Байкал. Не обошлось, конечно, без водки, крейсера «Аврора», песни «Катюша» и частушек, салата оливье, олимпийского мишки, сибирских морозов и — кто бы сомневался — традиционно плохих дорог.
Здесь многое зависело от того, верующий человек или нет, «государственник» или либерал, откуда он родом и какой национальности, отдает предпочтение официальным СМИ или зарубежным каналам. Те, кто выступает за возвращение к национальным корням, чаще отвечали, что символ России для них — храмы, святые, города-герои, родная природа. Сторонники сближения с Западом с иронией смотрят на хохлому и самовары. Те, кто живет в сельской местности, относительно активнее делали символами государства Кремль и Царь-пушку. Обитатели мегаполисов упоминали матрешки и ушанки, которыми пестрят сувенирные магазины. Важнее было то, что весь этот ряд ассоциаций у наших сограждан — яркий, многообразный, очень богатый. Большинство (52%) россиян связывают со страной не менее пяти символов. И даже если среди них есть водка и дороги в ухабах — ничто все-таки в нашем сознании не затмит космических кораблей и рубиновых звезд на кремлевских башнях. Родину слышат, родину знают. И действительно любят ее — при всем несходстве лиц и характеров ста сорока шести с лишним миллионов отдельных граждан.
Итоги опроса комментирует научный руководитель ФНИСЦ РАН, академик РАН Михаил Горшков:
Михаил Константинович, один из наших рок-певцов как-то пошутил: «Как запомнить цвета российского флага? Снизу красные, сверху — белые. А между ними — Волга, наверное, течет». Шутки шутками, но в силах ли патриотизм объединить наше общество, которое расколото сейчас буквально вдоль и поперек (бедные-богатые, провинция-столицы, молодежь-старики), а посередине еще и Волга?
Михаил Горшков: Для людей очень важно ощущать себя единым целым, гражданами одной страны, чья история достойна самого большого уважения. Запрос на такое объединяющее начало в современной России очень высок. Это видно даже по тому эмоциональному отклику, который в обществе через 75 лет после завершения Великой Отечественной получает все, что связано с памятью о тех событиях. Чего стоит один «Бессмертный полк», в колоннах которого каждый год проходят миллионы людей с портретами своих близких. И достаточно опасная штука, когда (как у нас в 1990-е годы или сейчас в некоторых соседних государствах) систему общих ценностей оспаривают и пытаются разрушить. Это расшатывает социум, вызывает центробежные тенденции, иногда ведет к «параду новых национализмов».
С прошлого года даже в Конституции записано, что историческую правду надо защищать, а фальсифицировать историю и умалять подвиг защитников Отечества — недопустимо. Эта поправка в Основной Закон вызвала достаточно бурные дискуссии. Почему, на ваш взгляд, она была важна именно сейчас?
Михаил Горшков: Главное, что в данном случае важно, — объективная, взвешенная и всесторонняя оценка исторических событий, глубокие знания — а не мифы, фигуры умолчания и прочая фальшь. Наши опросы показывают, что попытки «переписывания» истории (тем более с подачи западных СМИ), мягко говоря, не вызывают у россиян понимания. Запрос на «справедливость» в обществе — один из самых сильных и хорошо артикулированных, и к оценкам истории он тоже относится. Более 70% опрошенных готовы по этому поводу спорить, вести просветительскую работу, доказывать свою правоту, особенно когда речь идет о Великой Отечественной войне. Только четверо из ста готовы в чем-то согласиться с критиками. С течением времени, при смене поколений эмоции неизбежно станут менее яркими. Но предметом гордости эти события будут оставаться еще очень долго.
А не многовато ли стало официоза во всем, что связано с нашей историей?
Михаил Горшков: Лучший способ убить интерес людей к чему-либо — это начать вокруг него бюрократические хороводы. Но общество по сути своей очень пластично. Оно многое адаптирует под себя, наполняет «человеческим» содержанием даже то, что изначально было чистой агиткой. Пример тому — советские традиции, которые живы до сих пор, но лишились пропагандистской «начинки». Тот же Первомай и субботники, 23 февраля или 8 Марта, которые обходят по популярности новые государственные праздники или всех святых Валентинов, Петров и Февроний вместе взятых. В целом тенденция даже шире — люди вообще стремятся деидеологизировать прошлое. Не любят, когда их начинают назойливо «агитировать за советскую власть» (или любую другую). Спокойнее относятся к ключевым событиям и лидерам. Историю при этом знают достаточно фрагментарно. Но сохраняют к ней интерес. Так что ученые и педагоги могут сказать о себе: «Есть такая профессия — Родину просвещать». И продолжить свой благородный труд.
Исследование проведено ФНИСЦ РАН в рамках первого этапа Программы научных исследований, связанных с изучением этнокультурного многообразия российского общества и направленных на укрепление общероссийской идентичности (поручение Президента РФ № ПР-71 от 16.01.2020 г.) в сентябре 2020 г. по репрезентативной общероссийской выборке (2000 человек в 22 субъектах РФ). Сбор первичной информации осуществлялся методом персональных очных интервью с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований.
Источник