8 лучших рынков сбыта для российских товаров
Российские экспортеры имеют широкие возможности для территориальной экспансии бизнеса. Антон Хохлов, руководитель проекта по информационно-аналитическому обеспечению РЭЦ, рассказал, какие страновые рынки сегодня являются наиболее привлекательными.
Перспективные страны и рынки
Основными направлениями несырьевого неэнергетического экспорта из России в последние годы являются СНГ, Европа, АТР и Ближний Восток с Африкой, поставки в Америку и трейдерам, и офшорам имеют второстепенное значение.
Географическая структура несырьевого неэнергетического экспорта России
Казахстан
Страна, с которой Россия имеет самую протяженную границу. Уже один этот факт говорит о широких горизонтах экспорта, а ведь еще имеют место тесные политические, экономические и социокультурные связи. Совместное участие в ЕАЭС, отсутствие необходимости делить нефть и газ (у обеих стран их достаточно) и взаимодополняемость экономик являются прочным фундаментом развития внешней торговли. Россия поставляет в Казахстан практически весь спектр имеющихся товаров и выступает его главным партнером по импорту. Внутренний рынок Казахстана имеет большой потенциал роста, а в ближайшие два-три года можно рассчитывать и на эффект отложенного спроса.
Китай
Самая многонаселенная страна мира с быстро растущей экономикой, уже обогнавшая США по ВВП по паритету покупательной способности. Крупнейший хозяйственный комплекс мира: во многих производствах Китай обеспечивает треть или половину глобального выпуска, а порой и больше. Дефицит ресурсов вынуждает страну иметь масштабный импорт, причем все чаще привычная стратегия закупок сырья не позволяет решить проблему, поэтому происходит переориентация на ввоз полуфабрикатов или даже готовых товаров. Послабление демографических ограничений только за первый год привело к кратному росту импорта детских товаров, а на очереди у КПК решение многих других важных проблем, в том числе экологической и неравномерного развития регионов. Все это, а также усиливающееся политическое взаимодействие между странами – хорошие перемены для российских экспортеров. Сегмент готовых продуктов питания, где всего за два года российские поставки в Китай достигли масштабного уровня, сопоставимого с традиционными рынками, наглядно демонстрирует экспортный потенциал. Уже сейчас Китай – главный реальный покупатель российского экспорта.
Вьетнам
Многонаселенная динамично развивающаяся страна, Вьетнам стал одним из мировых экономических чемпионов последних лет, несмотря на проблемы в глобальной экономике. Активная индустриализация и повышение уровня жизни обусловливают быстрое расширение импортного спроса. Образование зоны свободной торговли с ЕАЭС позволило российским компаниям уже в прошлом году существенно нарастить поставки различной гражданской продукции – металлопроката, автомобилей, зерна и др. Есть все основания для развития успеха.
Индия
Вторая по численности страна мира в экономическом плане пока имеет меньшие успехи. Многие ждут, что ближайшие десятилетия станут временем Индии и страна совершит впечатляющий рывок, как перед этим Китай. Предпосылки для этого есть, но не стоит сбрасывать со счетов ментальные различия между странами. Россию и Индию связывают тесная дружба и активное сотрудничество в сфере ВПК, к которым начинают добавляться крупные энергетические контракты и инфраструктурные проекты, а самое главное – продвигаются переговоры по ЗСТ, что позволит упростить доступ российской продукции на индийский рынок.
Динамичная и наиболее «западная» страна Ближнего Востока, осуществляющая многомиллиардные инвестиции в диверсификацию экономики. Уже сейчас это один из глобальных экономических центров, благодаря своему транзитному положению и нейтральному статусу играющий большую роль в обслуживании финансовых и товарных потоков стран Персидского залива (именно через ОАЭ идет основная часть торговли Ирана). Амбиции ОАЭ простираются шире и охватывают всю евро-азиатскую торговлю, а также Африку. В стране активно строятся логистические центры и перерабатывающие производства. Для российских экспортеров это отличный плацдарм для выхода на рынки стран Персидского залива, Южной Азии и Восточной Африки.
Египет
На данный момент между Россией и Египтом весьма хорошие политические отношения, хотя не следует забывать, что предыдущие полвека они развивались волнообразно (это слабость всех восточных стран). Египет – главный покупатель российского зерна, а Россия – главный его поставщик для Египта. Кроме того, мы осуществляем крупные поставки металлов, вооружений, продукции деревообработки, растительных масел. Прорабатываемые соглашения о ЗСТ и российской промышленной зоне в Египте (здесь можно организовать производство с прицелом на многие страны региона) – весомые плюсы в характеристике страны, как и сохранившееся хорошее отношение к российской продукции.
Остров Свободы до сих пор не совсем свободен в мировой экономике. Несмотря на улучшение отношений с США и достаточно высокий экономический потенциал, страна не пользуется благосклонностью инвесторов. Ключевые партнеры и спонсоры Кубы – Китай, Испания и Венесуэла (последней из-за экономических проблем это дается все тяжелее). Россия для Кубы долго время была главным другом, и немалое из того, что есть у страны сейчас, – наша заслуга. Об этом на Кубе хорошо помнят и до сих пор регулярно покупают отечественную технику и оборудование. Удаленность Кубы – кажущаяся: морской путь до нее из России лишь чуть больше, чем до Индии, поэтому конкурентоспособными могут быть поставки различной продукции.
Германия
Третий в мире и крупнейший в Европе импортер товаров. Несмотря на статус экспортно ориентированной страны, Германия осуществляет масштабные закупки разнообразной продукции – сырья и полуфабрикатов, комплектующих, готовых товаров: часть используется для экспортного производства, часть потребляется внутри страны. Что очень важно, здесь высокая географическая диверсификация импорта в отличие от многих других членов ЕС, открывающая дорогу поставщикам из разных стран, и не только европейским. Главное – предлагать качественный и интересный товар по конкурентоспособной цене, а откуда он будет поступать, для немецкого бизнеса вторично.
Источник
Рынки сбыта товаров по странам
Топ-20 стран по объему потребительского рынка
Потребительский рынок формируется платежеспособным спросом. Чем выше покупательная способность и экономическое благополучие населения, тем больше оно тратит. Чем больше население тратит, тем привлекательнее для производителей страна как рынок сбыта. Масштаб потребительского рынка во многом определяет политический вес и значимость государства в глобальной торговле.
Одним из главных критериев оценки привлекательности и потенциала потребительского рынка для международных инвесторов является общая сумма личных расходов населения на товары, услуги, материальные блага, иными словами — на конечное потребление домашних хозяйств.
В рейтинге Топ-20 по сумме личных трат на приобретение товаров и услуг Россия находится на шестой позиции. В 2018 году отечественные домашние хозяйства купили товаров и услуг на 2 191 млрд долларов.
Потребление в России имеет особенности, которые влияют на итоговую сумму. В частности, значительная доля натурального самообеспечения. Сюда можно отнести самостоятельный ремонт и обслуживание жилых помещений, а также потребление товаров, полученных с собственного подсобного хозяйства. Подобные покупки «у самого себя» не учитываются статистикой.
Три первые позиции в Топ-20 занимают США, Китай и Индия.
По итогам 2018 года население США потратило на товары и услуги 14 141 млрд долларов, что составило 18,1% от трат жителей всего мира (см. таблицу 1).
Несмотря на то, что Китай в 4,3 раза опережает США по численности населения, потребительский рынок Поднебесной оценивается в меньшую сумму 9 603 млрд долларов.
Индия с показателем 6 198 млрд долларов замыкает тройку лидеров.
№ | Страна | Траты, млрд долл. | Доля в мировых тратах, % |
Все страны | 78 289 | 100,0 | |
Топ-20 | 56 759 | 72,5 | |
1 | США | 14 141 | 18,1 |
2 | Китай | 9 603 | 12,3 |
3 | Индия | 6 198 | 7,9 |
4 | Япония | 3 133 | 4,0 |
5 | Германия | 2 309 | 2,9 |
6 | Россия | 2 191 | 2,8 |
7 | Бразилия | 2 120 | 2,7 |
8 | Великобритания | 2 005 | 2,6 |
9 | Индонезия | 1 992 | 2,5 |
10 | Мексика | 1 696 | 2,2 |
11 | Франция | 1 600 | 2,0 |
12 | Италия | 1 462 | 1,9 |
13 | Турция | 1 353 | 1,7 |
14 | Египет | 1 141 | 1,5 |
15 | Испания | 1 081 | 1,4 |
16 | Канада | 1 065 | 1,4 |
17 | Южная Корея | 1 025 | 1,3 |
18 | Пакистан | 936 | 1,2 |
19 | Нигерия | 935 | 1,2 |
20 | Иран | 773 | 1,0 |
Топ-20 участников рэнкинга аккумулируют 56 759 млрд долларов или 72,5% всех трат населения на товары и услуги. На другие страны приходится лишь 19 530 млрд долларов или 27,5% мирового потребительского рынка (см. рисунок 1).
Источник