- Рыночные отношения стран снг
- Рыночные отношения стран снг
- Роль России в СНГ
- Готовые работы на аналогичную тему
- Состояние и перспективы экономических связей России и стран СНГ
- Конкуренты России на пространстве СНГ
- Экономическое развитие стран СНГ
- Главные тенденции экономического развития
- Внешнеэкономическое развитие и торговля
- Инвестиции в экономику
- Роль мигрантов в развитии экономики
Рыночные отношения стран снг
Рассмотрим особенности экономического взаимодействия России и стран СНГ.
Экономические отношения с республиками бывшего СССР, составляющими вместе с Россией постсоветское пространство, имеют для нашей страны крупномасштабное геополитическое и хозяйственное значение.
Будучи важнейшим компонентом евразийского региона, указанное пространство представляет собой геоэкономическую системообразующую структуру, процесс формирования которой занял не одно столетие.
После резкого сокращения вследствие разрушения в 1991 г. Советского Союза экономическое взаимодействие России и стран СНГ стало восстанавливаться и приобретать интеграционный характер. Можно утверждать поэтому, что указанный процесс испытывает тенденцию к постепенному развитию. Однако такое развитие происходит на принципиально иной основе по сравнению с годами советской власти.
На смену централизованной плановой системе управления пришло использование рыночных рычагов межгосударственного взаимодействия. В данном случае большинство вопросов решается на микроуровне, т.е. непосредственно между хозяйствующими субъектами на основе принципов взаимной выгоды и равенства сотрудничающих сторон.
К 2000 г. общий объем взаимного товарооборота между бывшими союзными республиками составлял 40% от уровня 1990 г.
Ведущее положение в постсоветском пространстве остается за Россией, хотя по интенсивности внешней торговли (внешнеторговый оборот на душу населения) ее в настоящее время опережают прибалтийские республики.
В начальный период проведения реформ в Российской Федерации значение для нее рынков постсоветских республик явно недооценивалось. Эксперты, готовившие предложения для Госсовета Российской Федерации осенью 1991 г., полагали, что снижение национального дохода России в случае полного прекращения товарообмена с другими республиками может составить лишь менее 6%. Однако эта цифра оказалась намного меньше реальных потерь России.
По различным оценкам, разрыв в 1992 г. хозяйственных связей с бывшими советскими республиками явился причиной 30% падения промышленного производства России и 23% падения российского ВВП.
К потерям рынков сбыта машин и оборудования и источников ряда важных видов промышленного и продовольственного сырья добавилась неожидавшаяся ранее проблема многократного увеличения транспортной составляющей расходов России по осуществлению внешнеторговых операций с потерей прямого выхода к морю в портах, отошедших к другим республикам (Одесса, Ильичевск, Рига, Вентспилс, Таллинн и другие).
Для России утраченной оказалась значительная часть традиционных рынков сбыта продукции обрабатывающей промышленности. Это не только препятствует стабилизации и оживлению экономики, но существенно снижает влияние и роль России в бывших союзных республиках.
В результате крушения СССР в России в 90-е гг. обострилась продовольственная проблема. Потеряв традиционных поставщиков продовольствия из бывших союзных республик и не реформировав собственную продовольственную базу, Россия попала в состояние критической зависимости от импорта ряда основных видов продовольствия из стран Запада.
Возросла общая зависимость России от импорта, увеличилась доля «технологической ренты» в ее национальном доходе вследствие сворачивания производства в обрабатывающем секторе экономики России, а также в результате перераспределения «высвобожденных» ресурсов на экспорт в страны «дальнего зарубежья».
Ввоз в Россию из советских в прошлом республик обеспечивает почти 1/3 российского конечного продукта. Без этого фонд потребления российской экономики сократился бы на 18%, а фонд накопления российской экономики — почти вдвое. Что касается стран ближнего зарубежья, то экономические связи с Россией формируют треть их конечного продукта и половину фонда потребления.
Однако вышеотмеченные оценки значения межреспубликанских экономических связей для России и других стран постсоветского пространства не учитывают факт наличия неэквивалентности обмена, в результате чего происходит безвозмездная передача этой группе государств значительной части российского национального дохода.
По некоторым расчетам, в условиях эквивлентного обмена конечный продукт России увеличился бы более чем на 9%, в том числе фонд потребления — на 20% с лишним. В то же время конечный продукт остальных бывших республик СССР сократился бы в этом случае почти на 1/4, в том числе фонд накопления — более чем вдвое.
Следовательно, цена «патроната» России достаточно велика. Для нее самой — это потеря 1/10 ее конечного продукта, а для государств «ближнего зарубежья» — безвозмездное получение 1/4 их конечного продукта.
Источник
Рыночные отношения стран снг
СНГ – это Содружество Независимых Государств По данной теме мы уже выполнили реферат Содружество Независимых Государств подробнее , объединяющее 10 стран бывших советских республик, и решающее задачи политической, экономической, культурной интеграции.
Роль России в СНГ
Содружество Независимых Государств было образовано 8 декабря 1991 года, в рамках Беловежских договоренностей. Первоначально состав СНГ включал в себя 11 стран, к которым позднее в 1993 году присоединилась Грузия. Изначально Содружество рассматривалась как форма реформирования советской системы, реинтеграция бывших республик на новом уровне взаимодействия, которая должна была поспособствовать их становлению как независимых государств, с сохранением старых экономических, военных взаимосвязей.
Готовые работы на аналогичную тему
Вместе с тем, несмотря на формальное соглашение с целями и задачами СНГ, фактически страны-участники осуществляли противоположную деятельность, направленную на активный поиск новых международных партнеров, прямую интеграцию в состав НАТО По данной теме мы уже выполнили творческую работу Основные направления сотрудничества России и НАТО подробнее или ЕС, а также использования взаимных соглашений в рамках СНГ в первую очередь для получения преимуществ, дешевых ресурсов, и рынков сбыта для собственных товаров.
Россия играет в рамках функционирования всей системы СНГ значительную роль, как наиболее крупное, экономически развитое, и стабильное государство. На первом этапе функционирования СНГ в 1991-1992 годах Россия продолжала поставки дешевого сырья и энергоресурсов в страны СНГ, а также финансовую поддержку бывших республик. Кризис СНГ 1993 года во многом был связан с окончательной переориентацией России на рыночную систему экономики, в том числе и в отношении внешнеэкономических связей, что привело к резкому росту цен на энергоносители для других стран. Во многом именно напряженные политические отношения России и Грузии По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Российско-грузинские отношения подробнее , а также и Украины, привели к выходу данных стран из Содружества.
Именно от действий России, ее способностей предложить интересные условия партнерства, экономического сотрудничества и интеграции, зависит дальнейшая судьба СНГ, существование или окончательная деградация данной организации, ее замена региональными профильными образованиями, такими как ЕАЭС, ОДКБ По данной теме мы уже выполнили реферат Особенности деятельности ОДКБ подробнее и т.д.
Состояние и перспективы экономических связей России и стран СНГ
Характерными сторонами экономических взаимоотношений России и стран СНГ можно считать следующие особенности:
- большое значение сырьевых отраслей в экономике стран;
- низкую конкурентоспособность промышленной продукции;
- ориентацию в импорте высокотехнологичных продуктов, наукоемких и инновационных изделий на страны дальнего зарубежья;
- тесные взаимосвязи производств стран СНГ, особенно в оборонной сфере;
- наличие развитой транспортной инфраструктуры между странами СНГ.
Таким образом, существуют как значительные препятствия, так и благоприятствующие факторы в отношении развития внешнеэкономических связей России со странами СНГ. Следует отметить, что для самой России страны СНГ не являются крупнейшими экономическими партнерами, она в большей степени ориентирована на экспорт сырья и полуфабрикатов в Евросоюз По данной теме мы уже выполнили реферат Европейский Союз подробнее , а также импорт из Китая, ЕС и других стран дальнего зарубежья, в то время как импорт из стран СНГ не превышает 30%.
Аналогичная картина характерна и для самих стран-участниц СНГ, их взаимный товарооборот, а также инвестиции невысоки. Причиной этого является слабость и неразвитость производственного сектора экономики, отсутствие высокотехнологичных производств, продукты которых могли бы конкурировать с зарубежными товарами. При доминировании сырьевого сектора в экономике как России, так и многих ее партнеров – Казахстана, Туркменистана, Азербайджана, развитие инновационных, наукоемких и высокотехнологичных производств практически не происходит, а ниша стран в мировой системе разделения труда остается незавидной позицией дешевой сырьевой базы. В таких условиях экономика стран становится крайне зависимой от внешних факторов, в первую очередь от потребностей в энергоресурсах стран-потребителей, а также колебании цен, и снижает эффективность экономических интеграционных процессов и соглашений между странами СНГ.
Взаимная незаинтересованность низкокачественной продукцией, а также низкая емкость и платежеспособность рынков стран СНГ дает основания для пессимистических прогнозов развития торговых связей России и СНГ. В тоже время ряд исследователей выделяет в первую очередь позитивные моменты.
В частности, структурные связи между промышленными предприятиями стран СНГ сохранились еще с советского периода, в первую очередь это касается оборонной отрасли, авиа и кораблестроения, космической отрасли, на которые и приходится основной объем промышленной торговли России и стран СНГ. Также значительный объем приобретает трудовая миграция, для ряда стран Содружества – Таджикистана, Молдавии, Киргизии, Армении денежные переводы трудовых мигрантов составляют до 40% ВВП. Кроме того, сохраняется единая транспортная инфраструктура стран СНГ, которая получает свое дальнейшее развитие и в настоящее время. Юридическое обеспечение экономической интеграции происходит в рамках межнациональных организаций и двусторонних отношений.
Конкуренты России на пространстве СНГ
В рамках внешнеэкономических процессов, и интеграции со странами СНГ, Россия сталкивается с достаточно жесткой конкуренции целого ряда государств и блоков:
Евросоюз выступает для стран СНГ с одной стороны наиболее крупным экспортером высокотехнологичной продукции, а с другой импортером энергоресурсов и полуфабрикатов. Длительное время сотрудничество с ЕС влекло за собой дезинтеграционные процессы в СНГ, в частности с усилением сотрудничества с ЕС связан выход Украины из СНГ и Таможенного союза. Однако по мнению экспертов, СНГ может выступить в будущем для ЕС выгодным в качестве именно системного партнера, для противостояния экономической экспансии США и Китая.
Китай достаточно активно развивает свое сотрудничество со странами среднеазиатского региона, наращивая как товарооборот, так и объем инвестиций, вкладываемых в добывающую отрасль и инфраструктуру. Сотрудничество Китая со странами СНГ строится в рамках Шанхайской По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Становление и развитие Шанхайской Организации Сотрудничества подробнее организации сотрудничества, а также проекта Нового Шелкового пути, который согласно одному из вариантов может проходить через страны Центральной Азии По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Проблемы обеспечения безопасности в Центральной Азии подробнее в обход России.
Интересы США в регионе имеют прежде всего политический характер. США не взаимодействует со странами СНГ как серьезный торговый партнер, но вкладывает значительный объем средств в инвестирование добывающей промышленности сырьевых стран.
Серьезным конкурентом России является также Турция По данной теме мы уже выполнили реферат Турция подробнее , которая наращивает товарооборот со странами Закавказья, а также предлагает альтернативные пути транспорта газа и нефтепродуктов в Европу.
Источник
Экономическое развитие стран СНГ
Экономическое развитие стран СНГ с 1991 по 2021 год имело несколько стадий: от момента становления и формирования до трансформации и кризисных явлений. За столь длительный период существования страны Содружества Независимых Государств прошли путь унификации и интеграции национальных экономик.
Уровень развития государств СНГ неодинаков.
В результате этого были созданы Таможенный союз (ТС), Евразийское экономическое сообщество, Единое экономическое пространство. Благодаря этому экономика стран СНГ стала меняться, были упрощены таможенные правила ввоза и вывоза товаров, усилилось экономическое сотрудничество стран СНГ.
Уровень развития государств неодинаков. Рейтинг стран организации возглавляет РФ, за ней следует Казахстан, на третьей позиции находится Беларусь.
По количеству денежных потоков и развитости производства к лидерам постоянно приближается Азербайджан, в котором находится множество заводов, предприятий промышленности добывающего характера — газовой и нефтяной.
Россия является важным звеном в становлении и развитии внешнеэкономических связей, интеграции СНГ в мировое сообщество. Государства во многом зависимы от экономической ситуации в РФ, от рыночных взаимоотношений в Содружестве, от денег российских инвесторов.
Главные тенденции экономического развития
- Реформирование экономики. Проходит в разных странах неодинаково и отличается неоднородностью.
- Взаимозависимость и дополняемость.
- Мероприятия, направленные на создание общего комплекса сельского хозяйства и народного хозяйства. Экономические показатели стран в этом направлении говорят о том, что без объединения выпускать сельскохозяйственную продукцию невыгодно. В частности, в России упал объем производства с/х продукции и сейчас составляет 67 %. В других государствах показатели еще ниже: в Казахстане — 48 %, в Беларуси — 16 %, в Азербайджане — 15 %.
- Наблюдается переориентация сырьевого и топливного экспорта на рынки других стран мира, в том числе Европы, Азии, Ближнего Востока, Кавказа. Отказ от дальнейшего активного взаимодействия в данной сфере вызван тем, что многие государства имеют большие долги перед РФ. В частности, некоторые страны не рассчитались за газ, поэтому для них стоимость газа в течение последних лет постоянно пересматривается.
- Производители, работающие на рынках Таможенного союза, сокращают промышленность, поскольку продукция в больших объемах не востребована.
- Национальные экономики большинства стран СНГ отличаются однотипностью, поэтому создаются одинаковые условия для того, чтобы продвигать товары и предлагать услуги в системе внешней торговли.
Динамика ВВП стран СНГ с 2005 по 2015 год
В связи с этим перед СНГ стоят следующие проблемы дальнейшего экономического развития:
- Входить в мировое пространство вместе или поодиночке.
- Нормализовать рост ВВП.
- Наполнить бюджеты стран Таможенного союза, прекратив инфляцию и ликвидировав кризисные явления.
- Возродить промышленность.
- Активизировать импорт и внешнеэкономические связи.
Страны Содружества уже начали постепенную интеграцию в качестве сырьевого придатка в экономику Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии, Африки. Поэтому сейчас государства СНГ работают над тем, чтобы усилить сотрудничество и сделать более продуктивными экономические отношения.
Самые высокие темпы интеграции, роста ВВП, наращивания объема промышленного производства демонстрируют Россия, Казахстан, Армения, Беларусь, Азербайджан. Приближается к этому списку стран Узбекистан. Остальные государства отличаются низкими показателями экономического развития, постоянными кризисами в промышленности и производстве.
Экспортируемые товары из СНГ на мировой рынок
Товары | Страны |
Нефть | Россия, Казахстан |
Природный газ | Россия, Азербайджан, Туркменистан, Казахстан, Узбекистан |
Уголь | Россия, Казахстан |
Лес | Россия, Беларусь |
Цветные и редкие металлы | Россия, Беларусь |
Полезные ископаемые | Казахстан, Россия, Беларусь |
Строительные материалы | Казахстан, Россия |
Объем ВВП в странах СНГ 2018-2019 год
Отдельными статьями экспорта являются энергоресурсы и дешевая рабочая сила, которые признаны фундаментальными основами для развития и подъема экономики. Несмотря на потенциал, страны СНГ практически не используют указанные статьи экспорта.
Самым ярким примером нерациональности признан низкий уровень ВВП многих государств Содружества. Из-за того, что в структуре экспорта преобладают нефть, нефтепродукты, газ, химия, металлургия, экономика СНГ не демонстрирует стабильность. Связано это с тем, что цены на сырье постоянно колеблются.
ВВП стран СНГ на конец девяностых годов
Страна | ВВП на душу населения в долл. США | Доля экономики в Содружестве |
Российская Федерация | От 6000 до 7000 | 60 % |
Беларусь | 5000 | |
Другие государства СНГ | От 2000 до 3000 | Около 6 % |
Россия, Беларусь, Казахстан и Узбекистан производят около 94 % всей продукции, поставляемой на рынок СНГ.
Внешнеэкономическое развитие и торговля
В 1991 году в странах Содружества были проведены реформы, которые вызвали структурные изменения внешнего и внутреннего рынка. ВВП стран СНГ постоянно снижался. В России, стране № 1 в СНГ, проявилась импортная зависимость внутреннего рынка, государственный долг стал расти, возникла опасность того, что российский капитал будет бесконтрольно «убегать» за рубеж.
Статистика внешней торговли стран СНГ
Все эти процессы отрицательно сказались на торговле, внутренней и внешней, снизив взаимосвязь между членами организации. Об этом может свидетельствовать то, что в конце девяностых годов объем торговли РФ с другими странами СНГ упал до 19 млрд долл. США. После создания Таможенного союза и ЕАЭС ситуация стала меняться в лучшую сторону:
- Активизировались импортно-экспортные торговые операции между Казахстаном, Россией и Беларусью.
- Импортируемые товары стали более качественными и востребованными на внутреннем и внешнем рынке. Основными товарами, которые импортируются, являются нефтепродукты, сахар, целлюлоза, сливочное масло, автомобили.
- Россия стремится покупать продукцию и услуги у государств СНГ, а не на мировом рынке.
При этом внешняя торговля по объемам превышает торговые операции со странами Содружества. Основным партнером для государств Средней Азии, Молдовы и Беларуси остается Россия, от которой они получают энергоресурсы, сырье, техническую продукцию.
Доля товаров, которые поставляет Российская Федерация в страны СНГ, разная. Средний диапазон — от 54 до 88 %.
При этом в странах дальнего зарубежья наблюдается также высокий процент участия во внешнеэкономических и внешнеторговых операциях. Часть экспорта составляет 78 %, а импорта — 57 %.
Рынок стран Содружества демонстрирует небольшой прирост, что позволяет постепенно интегрироваться в европейские, азиатские и американские рынки. Объем экспорта в конце девяностых — 2000 годы из стран Содружества в различные государства мира варьируется в пределах 80 миллиардов долларов США. Это не соответствует потенциалу экономики этих стран.
Для внешней торговли характерны такие проявления на современном этапе:
- Упало количество экспортируемых готовых услуг и товаров.
- Сократился объем в экспорте комплектующих изделий.
- Вырос уровень вывоза в третьи страны сырья необработанного характера.
Основные статьи экспорта в двухтысячные годы
Товар | Страна | Доля в процентах |
Сырая нефть и природный газ | Российская Федерация | Больше 40 % |
Сырая нефть | Беларусь | 30 % |
Нефть и нефтепродукты | Азербайджан | 80 % |
Каменный уголь, сырая нефть и ее продукты, сплавы из меди, железа, никель, алюминий | Казахстан | Больше 52 % |
Хлопковое волокно | Страны Центральной и Средней Азии | 50 % |
Уровень безработицы в странах СНГ
Из-за того, что снизилось количество продукции собственного производства, на рынках СНГ стала появляться продукция из-за рубежа. Доля импортных товаров варьируется от 60 до 80 %. Особенно это касается одежды и обуви.
Внутренний рынок очень сильно зависит от ввоза продовольствия и потребительских товаров, что угрожает системе экономической безопасности стран СНГ. Но именно иностранные товары, продукция и услуги смогли стабилизировать рынок.
Одновременно с этим растет зависимость от государств, которые находятся в странах дальнего зарубежья. Главным образом это проявляется в производстве высокотехнологичного характера и во ввозе потребительских товаров, которые постепенно вытесняют продукцию стран СНГ.
Итак, импортно-экспортная структура государств — членов СНГ демонстрирует значительные изменения на их внешнем и внутреннем рынке. Например, в дальнее зарубежье постоянно вывозят так называемые невозобновляемые ресурсы, на рынки же соседних государств поступают в основном потребительские товары.
В СНГ отсутствуют инструменты и механизмы контроля рынка, переориентации его с внешнеэкономических направлений в сектор реального производства. Деятельность большинства стран Содружества за пределами организации постепенно переходит в офшоры. Это вызывает спекуляции и нестабильность на финансовом рынке, а также способствует развитию отраслей, ориентируемых на потребление сырья.
Инвестиции в экономику
В развитие национальных экономик и рынков стран Таможенного союза средства вкладывают единицы инвесторов. До конца девяностых годов внутреннее инвестирование в СНГ и России составляло около 21–30 % валового внутреннего продукта.
Рекомендуем посмотреть видео про экономику стран СНГ:
Ситуация в положительную сторону стала меняться с 1997 года: ВВП, как и инвестиции, стали расти ежегодно. В среднем этот показатель составлял около 1 %.
Чтобы усилить приток инвестиций и сохранить объемы импорта, который постоянно растет, нужно придерживаться следующих правил:
- Расширять рынок экспорта продукции, полученной по результатам производства из добывающих отраслей экономики.
- Продолжать и дальше вкладывать в энергетику и топливную промышленность.
- Увеличивать количество инвестиций в металлургическую и машиностроительную сферу, а также в легкую промышленность.
- Правительства стран СНГ не должны отказываться от российских инвестиций в экономику и рынок. Такие поступки некоторые страны Содружества рассматривают как вмешательство РФ во внутренние дела и нарушение суверенитета.
- Нужно рисковать и реализовывать проекты, носящие надгосударственный характер.
Государства, входящие в организацию, стараются не просто сохранить традиционные рынки сбыта продукции, но и освоить новые. Большинство из них являются сырьевыми, и нужно странам СНГ экспериментировать, успешно конкурировать с другими производителями, расширять ассортимент товаров народного потребления.
Все изменения, которые активно проводятся правительствами стран, должны быть постоянными. Для того чтобы структурно изменить экономику на 1 %, необходимы деньги. Ежегодно каждое государство обязано вкладывать финансы в реформы, что составляет 2–3 % от ВВП.
Роль мигрантов в развитии экономики
Страны Содружества сталкиваются с таким явлением, как миграция. Для большинства государств она является внешней, и только для Казахстана — внутренней.
История трудовых миграций в странах СНГ началась еще во времена существования Советского Союза, оказывая значительное влияние на экономическое развитие и формирование рынков сбыта. После распада СССР и создания Содружества каждый из членов разрабатывал собственную миграционную политику, при этом создавались инструменты и механизмы общего регулирования потоков мигрантов.
Они приезжают в основном из следующих стран:
Географическая направленность трудовой миграции постепенно меняется. Традиционные страны — источники дешевой рабочей силы сталкиваются с массовым притоком мигрантов из Китая и Вьетнама.
Миграционный прирост населения в России в 2012-2017 годах
В связи с этим стала меняться и миграционная политика стран Содружества, поскольку рынок рабочей силы является одним из главных элементов национальной экономики.
К причинам привлечения мигрантов в СНГ относятся:
- Постоянно растущая нехватка представителей рабочих специальностей.
- Отказ местного населения занимать низкооплачиваемые должности.
- Нехватка трудовых кадров на промышленных предприятиях и заводах, на строительстве, в аграрном секторе и сельском хозяйстве.
- Необходимость поддерживать на высоком уровне показатели в нефтедобывающей и нефтегазовой сфере.
- Экономическая выгода использования дешевой рабочей силы в приграничных регионах.
Большинство трудовых мигрантов работает нелегально, и только незначительная часть приехавших официально трудоустраиваются. Легальная форма занятости невыгодна правительствам государств, поскольку работников нужно обеспечивать социальным страхованием, платить пенсию, медстраховку, отдавать налоговым службам часть дохода.
Рекомендуем посмотреть видео:
Мигранты приезжают главным образом в Россию, где существует огромное количество возможностей найти работу. Кроме того, зарплата по предлагаемым вакансиям будет выше, чем в Азербайджане или Туркмении. А также потоки мигрантов направлены в Казахстан и Беларусь. Часть приезжих остается, а другие едут дальше — в Европу или Америку.Источник