- Рынок мобильных приложений в 2020 году
- Владимир Ромашов
- Рынок мобильных приложений 2020: анализ и обзор
- Общая ситуация на рынке мобильных приложений в начале 2020 года
- Влияние коронавируса на мобильную индустрию
- График 1. Данные по всем категориям мобильных приложений (Россия)
- График 2. Расходы на рекламу приложений (Россия)
- График 3. Данные по приложениям категории «Развлечения – стриминг» (Россия)
- График 4. Данные по финансовым и инвестиционным, а также кредитным приложениям (Россия)
- График 5. Данные по приложениям для здоровья и фитнеса (Россия)
- График 6. Данные по приложениям для путешествий (Россия)
- Как агентство Mobisharks встретило пандемию
- Как мы справились
- Антикризисные меры
- Результаты
- Рекомендации участникам рынка digital
Рынок мобильных приложений в 2020 году
Владимир Ромашов
Прошедший год принёс в нашу жизнь много изменений, и эти изменения наблюдались в всех областях: в работе, отдыхе и развлечениях. И конечно, он не мог не отразиться на взаимодействии пользователей с мобильными устройствами. Они теперь требуют всё больше времени, перетягивают потребительские расходы, кардинально меняя наши повседневные развлечения и привычки. Эксперты отмечают, что 2020-й ускорил развитие мобильного рынка на два-три года, а может быть, даже и больше.
Среди особенностей прошлого года следует отметить резко возросшие расходы мобильных пользователей по всему миру. Так, по данным исследовательской компании SensorTower, потребительские расходы в мобильных приложениях и играх, а также расходы на их покупку, превысили $100 млрд уже к началу декабря, что на 30% больше показателей 2019 года, и это один из самых значительных показателей роста год к году. Стоит отметить, что основная доля этих расходов пришлась на пользователей App Store, они потратили $69 млрд, или 65% от общего объёма расходов. Траты пользователей Google Play составили $37 млрд. А всего за 2020 год, по данным компании App Annie, на мобильные приложения было потрачено $143 млрд.
Пандемия коронавируса заперла в домашних условиях огромное количество людей, и многие из них перешли к активному использованию мобильного гейминга. Армия мобильных игроков и, соответственно, их расходы росли в этот период очень быстрыми темпами, уже к началу декабря превысив $76 млрд, а на долю мобильного гейминга пришлось более 71% всех трат в мобильном сегменте. Впервые в истории ежеквартальные доходы от мобильного гейминга превышали $20 млрд в течение трёх кварталов подряд, начиная со второго квартала прошлого года.
Рекордсмены мобильного игрового сегмента собрали в течение 2020 года более $1 млрд каждый, и стоит отметить, что впервые пять мобильных игр в течение года превысили порог сборов в $1 млрд. Лидером гонки стала игра PUBG Mobile с $2.6 млрд, следом за ней шла Honor of Kings с $2.5 млрд, даже Pokemon GO удалось собрать $1.2 млрд.
Лидеры выросли в сборах на 50-60% по сравнению с результатами предыдущего года, и это в ситуации, когда на рынке мобильных игр появилось несколько новых, очень популярных хитов. Одним из таких стала игра Genshin Impact, которая сразу после выхода 28 сентября начала резко набирать обороты и уже к концу первого месяца собрала $250 млн.
Прошедший год продемонстрировал нам ещё несколько удивительных взлётoв. Так, игра Among Us приобрела небывалую популярность и стала второй по загрузкам игрой 2020 года, обеспечив более 270 млн установок, хотя она уже давно присутствует на игровом рынке и никогда до этого не показывала таких результатов. Фактически можно было наблюдать вирусный эффект распространения этой игры, когда начиная со второй половины года количество игроков Among Us возрастало невероятными темпами.
Надо отметить, что в числе других лидеров по загрузкам по итогам года оказались и игры Homescapes, Gardenscapes и Fishdom от компании с российскими корнями Playrix.
Общее количество загрузок игровых приложений в Google Play в четвёртом квартале достигло почти 11.5 млрд, а рост по сравнению с предыдущим годом превысил 30%. По прогнозам исследовательской компании App Annie, расходы на мобильные игры могут ещё больше вырасти, достигнув $120 млрд уже в текущем году. Эта цифра более чем на 50% превосходит доходы от всех остальных компьютерных и видеоигр вместе взятых, включая игры на персональных компьютерах и консолях.
В прошедшем году рынок мобильных приложений рос не только в игровом сегменте. Так, в Google Play в четвёртом квартале был отмечен рост во всех категориях приложений. Например, категория развлечений выросла даже больше, чем игры, на 47.2%, а всего за год на всех платформах было загружено 143 млрд приложений.
Самым быстрорастущим неигровым приложением года стал TikTok, всего это приложение за год загрузили 987 млн раз, и, по прогнозам, ежемесячная аудитория TikTok в 2021 году превысит 1.2 млрд пользователей. В прошедшем году среди неигровых приложений лидерами по загрузкам, помимо TikTok, стали WhatsApp, Facebook, Zoom, Instagram.
Среди неигровых приложений, на популярность которых больше всего повлияла пандемия коронавируса, можно выделить сервисы для организации видеоконференций Zoom, Google Meet, Microsoft Teams. Именно благодаря пандемии коронавируса и повсеместным ограничениям сервису Zoom удалось подняться на четвёртое место в общем списке лидеров и обеспечить 681 млн загрузок за год. При этом годом ранее ни одному из подобных сервисов не удалось обеспечить даже 100 млн загрузок. Также следует отметить, что на девятом месте в общем списке лидеров по загрузкам оказался Telegram, и это огромное достижение для проекта Павла Дурова.
В течение года наибольший рост аудитории пользователей наблюдался в категориях бизнес-приложений, где увеличение базы установленных приложений составило 134%, медицинских приложений, где рост составил 66%, приложений для фитнеса, рост которых достиг 50%, и приложений для образования, здесь рост был на уровне 41%. Мы все знаем, как прошедший год отразился на сфере туризма, закрытые границы оставили миллионы людей в своих домах, фактически прекратилось авиасообщение со многими странами. Карантинные меры практически полностью прекратили туризм во всех регионах мира, что не могло не отразиться на мобильных приложениях и сервисах в этой области, и именно они оказались аутсайдерами мобильного рынка: навигационные приложения сократились в количестве установок по сравнению с 2019 годом на 16%, а предложения для туризма – на 21%.
Пока ещё продолжают сохраняться ограничения во многих странах, но уже сейчас ясно, что даже когда они будут сняты и человечество справится с пандемией коронавируса, многие из приобретённых нами привычек и предпочтений в использовании мобильных приложений сохранятся и будут и дальше оказывать влияние на развитие мобильного рынка, способствуя его росту.
Источник
Рынок мобильных приложений 2020: анализ и обзор
Генеральный директор агентства мобильной рекламы Mobisharks (входит в Kokoc Group) Игорь Зуев рассказал «Бизнесологу», как рынок мобильных приложений пережил пандемию и какие антикризисные решения приняла компания, чтобы остаться на плаву.
Игорь Зуев, генеральный директор агентства мобильной рекламы Mobisharks (входит в Kokoc Group)
Общая ситуация на рынке мобильных приложений в начале 2020 года
В России на 145,9 млн человек приходится 237,6 млн мобильных гаджетов. 118 млн от общего числа устройств способны выходить в интернет. Численность активных пользователей соцсетей – свыше 70 млн человек, чуть меньше половины. Таковы данные международного рекламного агентства We are social и платформы управления соцсетями Hootsuite на январь 2020 года.
- В России часто один человек распоряжается минимум двумя сим-картами разных операторов. Причина – в использовании нескольких мобильных устройств (например, смартфон и планшет) или смартфонов на две сим-карты.
- Распространение сети интернет превысило 80%. В интернете – почти все население страны. Причины: тренд на цифровизацию, доступные мобильные тарифы и недорогой, в сравнении с другими странами, домашний интернет.
- Почти половина россиян — активные пользователи соцсетей. Трафик в соцсетях у многих операторов бесплатный и безлимитный, а мультимедиа, эмодзи и новые технологии делают общение практически безграничным.
Самая эффективная реклама на сегодняшний день: digital-тренды 2020
Согласно тому же отчету, растет количество приобретаемых и активно использующихся именно мобильных гаджетов – на 53,3% больше в 2019 году по сравнению с предыдущим. Все меньше людей «зависает» в интернете со стационарного компьютера и даже с планшета или игровых консолей.
Таким образом, аудитория предпочитает смартфоны. Планшеты постепенно переходят в раздел нишевых устройств, ПК и ноутбуки также теряют популярность, поскольку их используют исключительно для работы. Игровые консоли уже не показывают прежних результатов: рынок настроен на ожидание премьер от Sony и Microsoft, поэтому в ближайшее время можно прогнозировать рост трафика с игровых приставок.
По данным We are social и Hootsuite, в топе приложений — мессенджеры, соцсети и видео. Крепкая «середина» — карты, музыка, покупки и игры. Это объяснимо: пользователи стали проводить гораздо больше времени дома, общение ушло в онлайн. Популярность мессенджеров и соцсетей выросла, увеличились просмотры видео, резко вырос сегмент онлайн-торговли, в том числе доставки продуктов питания и лекарств.
Влияние коронавируса на мобильную индустрию
Пандемия больно ударила по рынку в целом, но для мобайла ситуация сложилась довольно выгодно. Весной, когда люди оказались вынуждены сидеть дома, смартфон стал главным средством развлечения и коммуникации. Выросло число скачиваний, установок и трат в приложениях. Пользователи больше погрузились в мобайл и открыли новые возможности.
Коллеги из компании AppsFlyer провели исследование мобильного рынка в пандемию и поделились результатами. Публикуем самые интересные наблюдения из их отчета.
График 1. Данные по всем категориям мобильных приложений (Россия)
В левой части — нормализованные дата-данные, в правой — количество новых подтвержденных случаев заболевания.
Рынок мобильных приложений 2020: обзор
В начале пандемии пользователи резко увеличили траты в приложениях, и доходы их владельцев подскочили на 52%. К июню расходы уменьшились на 7%. Использование и органические установки мобильных приложений к июню стабилизировались, но маркетинговая активность за это время снизилась на 10% и почти на 40% — за апрель-май, после аналогичного мартовского скачка.
График 2. Расходы на рекламу приложений (Россия)
В начале пандемии бюджеты на мобильный маркетинг снизились. Затем, когда рынок немного отошел от шока, кривые идут вверх и далее стабилизируются.
График 3. Данные по приложениям категории «Развлечения – стриминг» (Россия)
В пандемию динамика онлайн-развлечений, в том числе в мобильном секторе, была скачкообразной. Пользователи стали потреблять гораздо больше контента в этой категории: смотрели стримы, стримили сами или просто играли.
График 4. Данные по финансовым и инвестиционным, а также кредитным приложениям (Россия)
Анализ рынка мобильных приложений: финансовые приложения
Анализ рынка мобильных приложений: кредитные приложения
Обобщим данные по инвестициям и кредитным продуктам. В начале пандемии пользователи резко расширили границы интересов не только в сторону развлечений. Многие пробовали себя на инвестиционном рынке, интересовались трейдингом. Далее показатели стабилизируются, и интерес к инвестициям и кредитам возвращается к значениям, зафиксированным на конец марта.
График 5. Данные по приложениям для здоровья и фитнеса (Россия)
Весной залы закрыли на карантин, а тренироваться хотелось по-прежнему. Рост интереса к приложениям для здоровья и фитнеса – закономерное явление.
График 6. Данные по приложениям для путешествий (Россия)
А вот и аутсайдеры. Пользовательский интерес, связанный с путешествиями, резко просел. Границы закрыты, выйти нельзя дальше ближайшего магазина, а о поездках и говорить не приходится. Закономерно: кривые установок и доходов резко упали.
Как агентство Mobisharks встретило пандемию
К началу 2020 года агентство работало с 50 клиентами из разных сфер.
В феврале-марте 2020 года эпидемиологическая ситуация ухудшилась. И ее последствия сказались на состоянии рынка:
- большинство клиентов резко снизили бюджеты на маркетинг, особенно в сегментах доставки и агрегаторов;
- букмекерские и туристические компании полностью остановили маркетинговые активности: уехать нельзя, все спортивные события отменили;
- приостановились переговоры с потенциальными клиентами, грозил паралич продаж;
- возросла дебиторская задолженность.
В марте мы заработали втрое меньше обычного.
Как мы справились
Антикризисные меры
Признаюсь честно: пандемия стала большой неожиданностью. Никто не понимал, что делать. Мы быстро справились с первым шоком и разработали четкий план действий.
- направили максимум усилий на работу с онлайн-аптеками;
- возобновили работу с игровым сегментом, популярный в самоизоляции: люди охотно тратили там деньги;
- мы снова пришли к онлайн-доставкам и предложили им свою экспертизу, когда схлынул ажиотаж;
- подключились и активно использовали ранее для кампаний на зарубежных рынках Apple Search Ads, который появился в России с мая 2020 года. Этот инструмент хорошо показал себя в России.
Результаты
За несколько месяцев следования четкому плану мы:
- восстановили полноценную работу с сервисами доставки и агрегаторами;
- вернули бюджеты букмекеров, когда соревнования возобновились;
- привлекли новых клиентов: онлайн-аптеки, МФО и рестораны быстрого питания, которые решили продвигаться на рынке мобильных приложений;
- в 15 раз увеличили оборот по Apple Search Ads;
- почти справились с дебиторской задолженностью;
- вернули выручку до показателей начала 2020 года;
- и – главное – сохранили команду.
Как написать бизнес-план самостоятельно — пошаговая инструкция
Рекомендации участникам рынка digital
Если ваш бизнес «завязан» на рынке мобильных приложений или любом смежном, сейчас важно сосредоточиться на performance-модели ведения бизнеса. Это прежде всего – работа на результат, которая выгодна вам и вашим клиентам.
Кроме того, определите, какие ваши услуги или продукция пользуется наибольшим спросом. Делайте упор на то, что у вас получается лучше всего. Такой подход позволит не размениваться по мелочам.
Как провести анализ рынка для бизнес-плана (на примере школы детского плавания)
Поделюсь еще двумя наблюдениями.
Первое. Обратите внимание на крупных зарубежных и российских игроков рынка. Практически все они восстановились до докризисного состояния. Умерли бизнесы с нерабочими моделями. Вывод: максимально четко поймите, опишите и внедрите свою бизнес-модель, которая позволит оставаться на плаву в любой кризис, а в обычное время – претендовать на лидерство среди конкурентов.
И второе. Из всех цифр держите у себя в голове только один показатель – прибыль. Количество клиентов, узнаваемость бренда, награды на фестивалях, яркий креатив – это все прекрасно, но сейчас только прибыль поможет вам выжить и уверенно двигаться дальше. Зарабатывает клиент – зарабатываете и вы. И это правило не только про диджитал.
Источник