Рынок третьих стран это

Рынок третьих стран это

Глава 7.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ. ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ.

► Что такое международная торговля?
► Международное разделение труда.
► Деятельность Всемирной торговой организации (ВТО).
► Валютные курсы.
► Позиции России в международной торговле.

§ 17. Международная торговля*

Международная торговля – это та часть произведённых странами товаров и услуг, которая является предметом торговли на мировых рынках. Она также включает различные сегменты движения капитала, рабочей силы, интеллектуальной собственности.

Внешняя торговля страны – это деятельность государства, государственных и частных предприятий по поставкам в зарубежные страны отечественных товаров и услуг для продажи, а также деятельность по поставкам в страну зарубежных товаров и услуг для продажи на внутреннем рынке с целью получения прибыли.

Почему товары вывозят за пределы национальных границ? Экономическая теория всегда рассматривала внешнюю торговлю как фактор, препятствующий объективной тенденции снижения нормы прибыли в деятельности частных фирм. Эта тенденция была выявлена ещё в XIX в. и сохранила своё значение в XXI в. В современных условиях главным фактором международной торговли являются также мотивы выгоды с прибыли, предельное усиление взаимосвязей и взаимозависимости национальных экономик, которые достаточно крепко связаны в глобальном мировом хозяйстве. Даже самые могущественные национальные экономики мира (США, Япония, Китай) объективно не могут развиваться успешно, если не будут осуществлять внешнеторговые операции, обмениваться встречными потоками товаров и услуг. Страны производят также товары, которые им выгодно производить с учётом их факторов производства, и поставляют их на мировой рынок по ценам, которые приносят прибыль. Закупают на внешних рынках такие товары, которые не производят у себя или производят в недостаточном количестве, а также если их производство невыгодно.

Читайте также:  Страны с электронными визами для россиян

Экспорт – это вывоз товаров за пределы территории страны-производителя для продажи на разных условиях в соответствии с заключёнными договорными обязательствами сторон с целью получения прибыли. Импорт – соответственно ввоз товаров из-за границы для использования на своём предприятии, продажи на рынке или иному партнёру, для получения прибыли.

Внешнеторговый оборот представляет собой сумму (по стоимости) экспорта и импорта страны. В международной практике внешнеторговый оборот всех стран мира рассчитывается как сумма экспорта этих стран. Стоимостные показатели рассчитываются в национальных денежных единицах: рублях, евро, иенах, швейцарских франках, которые пересчитываются в доллары США для сопоставления.

Сальдо внешней торговли показывает разницу между экспортом и импортом страны,т.е. состояние её торгового баланса. Сальдо международной (глобальной) торговли – это разница между мировым экспортом и мировым импортом.

На рисунке 6 показано распределение мировой торговли между основными странами мира и группами стран. Из 200 стран мира на долю ЕС (27 стран), США, Китая, Японии и Канады приходится 56% всей мировой торговли, на все остальные – 44%.

Рис. 6. Доля основных стран в международной торговле за 2007 г.
Источник. Eurostat Pocketbooks, External and intra European Union Trade. Data. – EC, 2009. – P. 11..

Анализ динамики мировой торговли ЕС, США, Китая, Японии и Канады за последние годы (до наступления мирового кризиса) показывает смену лидеров в этой области. Произошло стремительное укрепление международных торговых позиций Китая, который занял второе место после США и третье, если рассматривать ЕС в целом (табл. 6).

ГЛАВНЫЕ ТОРГОВЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И СТРАНЫ В МЕЖДУНАРОДНОй ТОРГОВЛЕ (2002–2009), млрд евро

Годы ЕС США Китай Япония Канада
Экспорт
2002 891,9 733,1 344,3 440,7 267,1
2003 869,2 639,7 387,4 417,3 240,7
2004 953,0 657,5 477,0 454,8 255,0
2005 1052,7 726,9 612,5 478,2 289,7
2006 1159,3 825,9 771,7 515,1 309,0
2007 1241,4 848,3 888,6 521,2 306,4
2008 1309,8 866,7 935,9 500,4 309,4
2009 1094,4 744,5 885,7 390,2 225,4
Импорт
2002 937,0 1271,5 312,2 357,0 235,2
2003 935,3 1153,7 364,9 339,0 212,5
2004 1027,5 1226,2 451,2 366,0 220,1
2005 1179,6 1392,4 530,5 414,7 252,7
2006 1351,7 1528,4 630,3 461,2 278,7
2007 1433,8 1471,8 697,5 454,0 277,3
2008 1564,9 1447,0 669,3 503,6 302,5
2009 1199,2 1128,6 682,1 382,5 250,7
Баланс
2002 –45,1 –538,4 32,2 83,7 31,9
2003 –66,0 –514,0 22,5 78,3 28,2
2004 –74,6 –568,7 25,8 88,8 34,9
2005 –126,9 –665,5 82,0 63,6 37,0
2006 –192,5 –702,4 141,4 53,9 30,4
2007 –192,4 –623,6 191,0 67,2 29,1
2008 –255,1 –580,2 254,6 –3,1 6,9
2009 –104,8 –384,1 223,6 7,7 –25

Источник. Официальные данные Госкомстата РФ; 2010+ – предварительные данные.

Анализ динамики мировой торговли ЕС, США, Китая, Японии и Канады за последние годы (до наступления мирового кризиса) показывает смену лидеров в этой области. Произошло стремительное укрепление международных торговых позиций Китая, который занял второе место после США и третье, если рассматривать ЕС в целом (табл. 6).

Данные таблицы показывают, что между 2002 и 2009гг., во-первых, возросли объёмы внешней торговли всех стран, приведённых таблице, а особенно в Китае, – она увеличилась за рассматриваемый период с 344,3 млрд евро в 2002 г. до 953,3 млрд евро в 2008 г., т. е. в 2,5 раза за 5 лет, однако в 2009 г. уменьшилась до 885,7 млрд евро.

Объём мировой торговли, без учёта внутренней торговли ЕС, в 2007 г. составил 13 трлн евро (16 трлн долл.). Лидер мировой торговли – Европейский союз, объём торговли которого на 2007г. составлял 18% от мирового товарооборота, США – 16, Китай – 11, Япония – 7 и Канада – 4%. Все показатели уменьшились в 2009 г.

Чем объясняется вовлечение практически всех стран в международную торговлю? Во-первых, международным разделением труда (МРТ); во-вторых, ростом степени открытости рынков; в-третьих, укреплением финансово-хозяйственных связей стран.

Международное разделение труда – это сосредоточение производимых видов товаров в тех странах, где их производство является экономически целесообразным в связи с географическим положением, климатом и наличием природных ресурсов, а также ресурсов труда и капитала. Такое разделение производства, благодаря последующему обмену товарами, оказывается выгодным для участвующих в нём стран и способствует лучшему удовлетворению потребностей населения, повышению занятости.

Международное разделение труда (МРТ) как явление, свойственное капиталистической экономике, первоначально было исследовано Адамом Смитом. Он обосновал теорию абсолютных преимуществ, в соответствии с которой утверждается, что страна обладает абсолютными преимуществами в производстве какого-либо товара, если на единицу продукции она может производить его больше, чем другие страны. Поэтому страны должны экспортировать такие товары, в производстве которых они обладают абсолютным преимуществом, и соответственно импортировать такие товары, в производстве которых у них этих преимуществ не имеется,т.е. им это невыгодно и не даёт прибыли. В результате выгоду получают обе стороны – экспортёр и импортёр товаров. Источниками абсолютных преимуществ могут быть специфические климатические условия, природные ресурсы, концентрация высоких технологий, высококвалифицированная рабочая сила и др.

А что делать стране, у которой нет абсолютных преимуществ? На этот вопрос ответил Давид Рикардо, выдвинув теорию сравнительных преимуществ, которая базируется на трудовой теории стоимости. Рикардо наглядно (на примере торговли вином и сукном между Англией и Португалией) показал, что любая страна, специализируясь на производстве того или иного товара, в состоянии постепенно доводить это производство до предельного совершенства, снижая расходы на издержки. В результате этот товар реализует сравнительные преимущества.

По теории интернациональной стоимости Карла Маркса через сравнительный анализ по отдельным странам определяются международные стандарты затрат труда и разница между национальной и интернациональной стоимостями. Эта разница и показывает, привлекательна ли данная страна как объект торговли или нет. В развитых странах на производство товаров затрачивается труда меньше, чем в отсталых. Таким образом, менее развитым странам выгоднее импортировать товары, чем затрачивать на их производство больше труда. Соответственно международная торговля выгодна всем странам – и бедным, и богатым. Даже если национальная стоимость в какой-либо стране превышает интернациональную, ей тем не менее выгодна внешняя торговля. Организация производства товаров, аналогичных импортируемым, в этой стране может стоить дороже.

Шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин утверждали, что сравнительные преимущества полностью зависят от издержек, которые определяются соотношением цен на факторы производства, технологией, состоянием спроса и предложения. В зависимости от наличия факторов производства (труда, земли, капитала, технологий, достижений науки) характер экспорта может быть природо-, трудо-, капитало- и наукоёмким.

Экономисты пришли к выводу, что страна с изобилием капитала экспортирует капиталоёмкие товары, а страна, располагающая многочисленной рабочей силой, – трудоёмкие. Эти рассуждения не противоречат теории трудовой стоимости.

Международная специализация стран всё больше определяется объёмом и качеством научно-исследовательских работ, результатами их внедрения в производство.

Доля наукоёмких товаров в производстве готовых изделий в современном мире, однако, составляет всего лишь 15%, но имеет выраженную тенденцию к непрерывному возрастанию, в том числе за счёт таких стран, как Китай, Индия, Бразилия, страны АСЕАН.

Источник

Третий рынок

Финансы. Толковый словарь. 2-е изд. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Брайен Батлер, Брайен Джонсон, Грэм Сидуэл и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .

Финансовый словарь Финам .

Смотреть что такое «Третий рынок» в других словарях:

третий рынок — составляют брокеры дилеры, не являющиеся членами биржи, а также организации инвесторы, ведущие операции на внебиржевом рынке (over the counter) с котирующимися на бирже ценными бумагами. Третий рынок приобрел большое значение в 50 х годах, когда… … Финансово-инвестиционный толковый словарь

ТРЕТИЙ РЫНОК — (third market) Рынок, сформированный в январе 1987 г. Лондонской фондовой биржей (London Stock Exchange), на котором ведется торговля акциями, не соответствующими требованиям рынка некотируемых ценных бумаг (unlisted securities market) при… … Словарь бизнес-терминов

Третий рынок — Рынок ценных бумаг, котируемых на бирже, но обращающихся на внебиржевом рынке … Инвестиционный словарь

ТРЕТИЙ РЫНОК — существовавший в 1986 1990 гг. на лондонской фондовой бирже рынок ценных бумаг, не соответствующих условиям их допуска на основной биржевой рынок и требованиям рынка некотируемых ценных бумаг при Лондонской фондовой бирже. С начала 1991 г. слился … Внешнеэкономический толковый словарь

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) — (security market, stock market) вид инвестиционного рынка, на котором продаются и покупаются все виды фондовых инструментов (краткосрочные и долгорочные ценные бумаги, первичные и производные). Различают организованный (фондовая биржа) и… … Экономико-математический словарь

рынок ценных бумаг — Или фондовый рынок, вид инвестиционного рынка, на котором продаются и покупаются все виды фондовых инструментов (краткосрочные и долгосрочные ценные бумаги, первичные и производные). Различают организованный (фондовая биржа) и неорганизованный… … Справочник технического переводчика

РЫНОК НЕКОТИРУЕМЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ — (unlisted securities market, USM) Рынок, организованный в 1980 г. Лондонской фондовой биржей (London Stock Exchange) для торговли акциями небольших компаний, не отвечающих требованиям включения в котировочный лист главного рынка (main market)… … Финансовый словарь

рынок некотируемых ценных бумаг — Рынок, организованный в 1980 г. Лондонской фондовой биржей (London Stock Exchange) для торговли акциями небольших компаний, не отвечающих требованиям включения в котировочный лист главного рынка (main market) (хотя большинство компаний, торгующих … Справочник технического переводчика

РЫНОК НЕКОТИРУЕМЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ — (unlisted securities market, USM) Рынок, организованный в 1980 г. Лондонской фондовой биржей (London Stock Exchange) для торговли акциями небольших компаний, не отвечающих требованиям включения в котировочный лист главного рынка (main market)… … Словарь бизнес-терминов

Рынок ценных бумаг — Рынок ценных бумаг, фондовый рынок (англ. stock market, англ. equity market) составная часть финансового рынка, на котором оборачиваются ценные бумаги. Содержание 1 История … Википедия

Источник

Оцените статью