С какими проблемами столкнулись независимые страны африки

С какими проблемами столкнулись независимые страны африки

Подробное решение параграф § 22 по истории для учащихся 9 класса, авторов В.Л. Хейфец, Л.С. Хейфец, К.М. Северинов 2013

Вопросы в параграфе

1. Из курса всеобщей истории 8 класса вспомните основные вехи национально освободительной борьбы индийцев за независимость от Британской империи.

Вехи национально-освободительной борьбы индийцев

— 1857-1859 – сипайское восстание

— 1885 г. образован Индийский национальный конгресс

2. Из материала предыдущих параграфов вспомните, какие реформы проводил первый шах из династии Пехлеви.

Реформы шаха Пехлеви: началось масштабное строительство заводов, фабрик и железных дорог, финансируемое государством, введена монополия внешней торговли, принят закон об обязательном начальном образовании, появились светские школы, отменены традиционные титулы и звания были отменены, в Иране были введены фамилии.

Вопросы в конце параграфа

1. Расскажите о распаде колониальной системы и последствиях деколонизации.

Распад колониальной системы начался после Второй мировой войны, когда ослабленные европейские державы не смогли сдерживать национально-освободительное движение в своих колониях. В результате начинается демонтаж колониальных систем мирным или военным способом.

Последствием стало образование независимых государств в Азии и Африке.

2. С какими проблемами столкнулись независимые страны Африки?

Независимые страны Африки столкнулись с многочисленными проблемами: возникнув на базе колоний, часто не обладая государственностью в прошлом, новые страны не имели почти никакого опыта управления; политические режимы независимых африканских государств оказались нестабильными, военные перевороты и гражданские войны по этническому признаку стали привычным делом.

3. Каковы причины возникновения Движения неприсоединения, что позволило Индии играть в нём одну из ведущих ролей? При ответе на этот вопрос воспользуйтесь материалом предшествующих параграфов.

Причинам движения неприсоединения стало желание ряда стран проводить собственный политический курс, не присоединяясь ни к одному из противостоящих военных блоков. Из всех участников движения Индия была наиболее крупной страной в экономическом и политическом отношении, что сказывалось на ее возможность влиять на другие страны.

4. Каких успехов сумел достичь независимый Египет во второй половине XX в.? Что стояло за этими успехами?

Насер начал строительство «египетского социализма» и развивал тесные связи с СССР. Советские специалисты помогали в возведении Асуанской плотины, строительстве новых фабрик и вооружении египетской армии. В первой половине 1960-х гг. были национализированы и объявлены «общенародной собственностью» предприятия крупной и средней промышленности, внешней торговли, банки, транспорт. При этом мелкие предприниматели сохранили свободу действий. За этими успехами стояла помощь от СССР.

5. В чём особенности пути развития Ирана?

Особенности пути развития Ирана заключались в стремлении построить сильное светское государство при шахе Пехлеви, шла модернизация промышленности на капиталистических основах и руками государства. В Иране возникли новые отрасли — нефтехимия, автомобилестроение, металлургия, производство бытовой техники. Увеличилось количество школ и университетов, женщины получили право участия в общественной жизни, государство взялось за ликвидацию неграмотности. Иранские наука, культура и здравоохранение сделали серьёзный шаг вперёд. Однако число не довольных стремительными реформами возрастало с каждым годом, особенно недовольство вызывали попытки ограничить влияние исламского духовенства. Это обернулось исламское революцией и формированием исламского государства и свертыванием большинства реформ.

Источник

Проблемы Африки

Год Африки (независимость стран)

В результате распада колониальных империй Великобритании, Франции, Бельгии и Португалии на карте Африки появилось сорок с лишним новых независимых государств. В 1958 г. в результате ре­ферендума стала самостоятельной Гвинейская Республика. В 1960 г. независимость получили сразу 17 стран, в том числе бывшие фран­цузские колонии Сенегал, Мали, Мавритания, Нигер, Верхняя Вольта (ныне Буркина-Фасо), Дагомея, Берег Слоновой Кости (Кот-Д’Ивуар), Чад, Габон и Конго. Этот год теперь принято назы­вать Годом Африки.

Возникнув на базе колоний, часто не обладая государственно­стью в прошлом, новые страны не имели почти никакого опыта управления. Создавать государственный аппарат и политические традиции пришлось с нуля. Даже большинство границ определялись случайностью колониального раздела, многие народы и племена оказались разделены. Ряд стран континента при выборе пути разви­тия склонился в сторону социалистической модели. Почти для всех них это закончилось крахом экономики и политическими кризиса­ми, после чего африканские государства обратились к капитализму.

Политические режимы независимых африканских государств оказались нестабильными, военные перевороты стали привычным делом. Многие внутренние кризисы были вызваны национальными спорами. Партии нередко формировались по этническому принци­пу. В итоге многопартийная система, позаимствованная у стран Евро­пы, означала столкновение не политических принципов, а народов.

Трайбализм

В жизни молодых африканских государств торжествовал трайбализм — стремление одних племён и народов («наших») противопос­тавить себя «чужим», при этом никого не интересовало, что враж­дующие группы состоят из граждан одной страны. Нередко такое противопоставление выливалось в попытки отделения части терри­тории. Именно так в конце 1960-х гг. произошло в Нигерии (провин­ция Биафра), в Заире (провинция Катанга), а сегодня происходит в Сомали. В 1990-х гг. стала независимой часть Эфиопии — Эритрея. Иногда трайбализм приводил к кровавым столкновениям. В 1990-х гг. в Руанде произошли массовые убийства граждан тутси их соотечест­венниками хуту. Только вмешательство соседних государств положи­ло конец резне, в которой погибли сотни тысяч человек.

Политические проблемы Африки

В большинстве государств Африки действует республиканская форма правления. Её независимые страны унаследовали от колони­альных метрополий, с этой системой была знакома правящая эли­та, получившая образование в Европе. Но реальное влияние пар­тий и парламентов невелико. Даже гражданские правительства нередко контролируются военными, которые под предлогом «ста­билизации» довольно часто берут власть в свои руки. Такая борьба с кризисами на практике оборачивается полным лишением оппози­ции права голоса. В итоге возникают новые споры и вспыхивают гражданские войны (так случилось в Анголе в 1975-2002 гг., в Чаде в 1970-1980-х гг.).

В конце XX столетия благодаря посредничеству стран мира и ООН закончились или снизили остроту несколько военных и по­литических конфликтов в Африке. В результате переговоров ус­пешно завершилась партизанская борьба за освобождение Нами­бии. Начался мирный процесс в соседней Анголе. Завершились свя­занные с сепаратизмом войны в Нигерии и Заире. Усилия соседей Эфиопии и Эритреи не дали превратиться в полномасштабную вой­ну столкновениям этих двух стран. Африканские и европейские ми­ротворцы сумели положить конец гражданской войне в Либерии. Усилия мирового сообщества и ряда стран континента заставили власти Южно-Африканской Республики отказаться от режима апар­теида (разделения белых и чернокожих жителей) и дискриминации цветного населения. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Экономические проблемы Африки

Большинство стран Африки южнее Сахары остаются экономи­чески неразвитыми. На континенте проживает 14 % населения планеты, а промышленной продукции (без учёта ЮАР) здесь про­изводится менее 1 %. И хотя в Африке начали действовать первые транснациональные корпорации (ТНК) с совокупным капиталом в середине 1990-х гг. 25 млрд долларов, подавляющая часть этих де­нег остаётся вне региона. 1980-1990-е гг. запомнились африкан­ским странам ужасной засухой. Особенно пострадали Эфиопия, Чад, Центральноафриканская Республика и Нигер. Обострилась нищета, сотни тысяч, а то и миллионы людей умерли от голода. Внешний долг стран Африки измеряется сотнями миллиардов дол­ларов. Континент испытывает демографический взрыв (стреми­тельный прирост населения — с 300 млн до 600 млн за 30 лет), но ни рабочих мест, ни продовольствия, ни жилья для такого количе­ства жителей нет и не предвидится. Люди живут ещё беднее, чем несколько лет назад. В ряде стран (Кения, Нигерия, Ботсвана, Зам­бия, Зимбабве) власти пытаются ограничить рождаемость, но поч­ти безрезультатно.

Помощь Африке

Мировое сообщество не раз принимало программы помощи аф­риканским государствам, поставляло продовольствие и выделяло денежные средства, но это так и не помогло континенту выбраться из затяжного кризиса. Пока сами африканцы не сумеют наладить эффективное рыночное хозяйство, не отвыкнут от практики соци­альных иждивенцев и не станут настоящими хозяевами у себя дома, независимые страны Африки будут обречены на нищенское сущест­вование.

Источник

Проблемы стран независимой Африки

I. Страны Магриба и Судан

В конце 1951 г., накануне провозглашения независимости, Ливияпред­ставляла собой отсталое арабское государство с немногочисленным населением и пустынной территорией. В начале 1952 г. Великобрита­ния получила право разместить небольшую военную базу в Эль-Адеме; позднее США создали крупную базу в Уиллус-Фильде.

Король Идрис I сотрудничал со странами Запада; к 1961 г. почти 3 /4 территории страны были отданы в аренду нефтяным компаниям. В страну потекли нефтедоллары, и она стала понемногу богатеть.

В 1964 г. в Ливии создана Организация свободных офицеров, кото­рая в 1969 г. низложила короля и привела к власти Совет революцион­ного командования во главе с полковником Муамаром Каддафи. Тот ликвидировал в 1970 г. английскую и американскую военные базы, провел национализацию экономики и установил в стране тоталитар­ный режим.

Режим опирается на идеи М. Каддафи, изложенные им в «Зеленой книге»,созданной в период с 1973 по 1979 г. Согласно взглядам Кад­дафи, все атрибуты современной демократии — парламенты, полити­ческие партии, конституции, выборы — фальшивы; в Ливии они бы­ли упразднены. В марте 1977 г. страна провозглашена Джамахирией — формой прямой народной демократии. На местах созданы Народные собрания, их руководители вошли во Всеобщий народный Конгресс, а сам М. Каддафи объявлен лидером революции.

Будучи по натуре экстремистом, М. Каддафи снискал себе славу довольно неуравновешенного и непоследовательного деятеля. Его не­однократные попытки создать федерации с другими странами вызыва­ли лишь насмешки. Каддафи строил планы создания Великой ислам­ской сахарскои империи, невзирая на ограниченность возможностей самой Ливии — армия страны едва насчитывала 40 тыс. человек, хотя и была вооружена с ног до головы.

На своей территории он устроил лагеря и учебные центры для под­готовки террористов, помогал оружием, финансами и исламским экс­тремистам, и баскским сепаратистам в Испании, и ирландским като­ликам в Ольстере, и даже мусульманским мятежникам на филиппин­ском острове Минданао.

Для организации террористических акций за рубежом Каддафи ис­пользовал дипломатические представительства своей страны. Он су­мел рассориться с лидерами многих государств Африки: в 1973 г. разо­рваны дипломатические отношения Ливии с Египтом, и дело несколь­ко раз чуть было не дошло до войны.

В 1970—1980-е гг. Ливия оказалась втянутой в запутанные дела со­седней страны Чад. Козни Ливии видятся в свержении президента Верхней Вольты Сангуле Ламизана, в убийстве президента Гвинеи-Би­сау Луиша Кабрала, в неудачных попытках свержения президента Ни­гера Сейни Кунче. С Ливией разорвали дипломатические отношения Гамбия, Сенегал, Гана и Габон.

В 1980-е гг. объем добычи ливийской нефти сократился в 4 раза, резко упали доходы. Это побудило Каддафи провести «либерализа­цию экономики»: с 1986 г. были разрешены некоторые формы част­ной торговли. Однако Ливия в глазах мировой общественности про­должала оставаться страной, поощряющей терроризм. США ввели против нее экономические санкции, а в 1986 г. осуществили массиро­ванную бомбардировку Триполи и Бенгази. Еще один воздушный на­лет американцы совершили в 1989 г., когда Ливию обвинили в строи­тельстве предприятия по производству химического оружия.

В ноябре 1991 г. США, Англия и Франция предъявили претензии к Ливии в связи с причастностью ее граждан к взрывам гражданских самолетов в 1988—1989 гг. и потребовали выдачи террористов право­судию. После отказа Каддафи в 1993 г. были введены экономические санкции против Ливии по линии ООН. 27 августа 1998 г. Совет Безо­пасности ООН подтвердил экономические санкции против Ливии.

Алжир стал независимым 3 июля 1962 г. Во главе страны встал Фронт национального освобождения (ФНО). Его лидер Ахмед БенБелла, сто­ронник марксистского социализма, начал проводить в стране национа­лизацию, осуществлять реорганизацию (ФНО). Но больше внимания он уделял внешней политике, активно участвуя в разного рода междуна­родных конференциях. За свою активность Бен Белла был представлен советским лидером Н.С. Хрущевым к званию Героя Советского Союза.

В июне 1965 г. Бен Белла был свергнутполковником Хуари Бумедье-ном,который взял курс на «построение социализма в рамках нацио­нальных ценностей и ислама». Он энергично стал проводить политику национализации, в сельском хозяйстве стремился развивать коопера­тивы и другие формы коллективного труда, осуществлял эксперимен­ты по созданию региональных органов по экономическим и социаль­ным вопросам. Но его надежды на эффективность государственной экономики не оправдались. Правда, до определенного времени все из­держки реформ компенсировались доходами от нефти. Собственное производство в Алжире сокращалось, страна была вынуждена ввозить до 70% необходимого продовольствия.

Более успешно складывалась внешняя политика X. Бумедьена. Он сумел заключить ряд выгодных договоров с Францией, получив от нее большую экономическую помощь. К 1968 г. были ликвидированы все французские военные базы на алжирской территории. Нормальные отношения были установлены и с СССР. В 1968—1970 гг. урегулирова­ны некоторые спорные проблемы с Марокко. Но ФНО постепенно ут­рачивал прежний авторитет, погружался во внутренние склоки и кор­рупцию.

В 1978 г. X. Бумедьен был смещени его место занял полковник Шад-ли Бенджедид.Ему так и не удалось улучшить экономическую ситуа­цию и облегчить социальное положение населения. В 1986 г. начата приватизация промышленности, стал поощряться частный сектор, но коррупция уже разъела все общество. В 1988 г. в стране начались мя­тежи, и армия открыто вмешалась в политическую жизнь.

В 1989 г.в Алжире принята новая Конституция,которая означала поворот к рыночной экономике и парламентской демократии. В стра­не появились новые политические партии, но все официальные струк­туры власти быстро теряли свой авторитет.

В июне 1990 г.на выборах в муниципалитеты 2 /3 мест завоевал Исламский фронт спасения(ИФС). Фундаменталисты требовали ско­рейшего проведения выборов в парламент, а власти этого опасались. В декабре 1991 г. состоялся первый тур, в ходе которого ИФС одержал победу, а ФНО получил только 16 мест, после чего второй тур был от­менен. Ш. Бенджедид подал в отставку.

Власть взял в свои руки Высший государственный совет. Возглавил его генерал Ламин Зеруаль. ИФСбыл запрещен, тысячи его активистов арестованы; началось кровавое противостояние властей с фундамента­листами, в ходе этой войны погибли несколько десятков тысяч человек.

16 ноября 1995 г. Л. Зеруальизбран президентом Алжира,через год проведен референдум, расширивший его полномочия. В июне 1997 г. состоялись выборы в парламент. Однако проблема взаимоотношений с исламскими фундаменталистами остается.

Мароккополучило независимость в марте 1956 г.Большинство на­селения Марокко — берберы. В апреле 1956 г. Испания согласилась на присоединение к стране Испанского Марокко, за исключением горо­дов Мелильи и Сеуты, в 1958 г. — территории Тарфайя, а в 1969 г. — Ифни. Марокко не смирилось с потерей Мелильи и Сеуты, но ничего пока поделать не может.

В экономическом отношенииМарокко было менее развито, чем со­седний Алжир, но страна стала уверенно развивать рыночные отно­шения. Экономика Марокко базируется на богатых сырьевых ресур­сах (3-е место в мире по запасам фосфатов); имеются также богатые залежи угля и металлических руд.

С 1962 г. королем стал Хасан II;он сумел создать стабильный поли­тический режим, умело играя на националистических чувствах марок­канцев. Зарекомендовав себя верным сторонником Запада, Хасан II распустил все левые партии, с помощью тайной полиции контролиро­вал деятельность оппозиции. С 1977 г. партиям разрешено участвовать в выборах, но это больше походит на формальную демократию.

В 1970-е гг. Марокковтянулось в затяжной конфликтиз-за Западной Сахары.Эта бывшая испанская колония была передана в 1975 г. Ма­рокко и Мавритании, но началась война, которую вели местные на­ционалисты фронта ПОЛИСАРИО при поддержке Алжира и Ливии. Мавритания, не выдержав бремени расходовав 1979 г. отказалась от своих претензий. Марокко же отгородилось от спорных территорий стеной протяженностью 2000 км, чтобы успешнее противостоять на­бегам отрядов ПОЛИСАРИО.

Война истощала ресурсы. В 1987 г., после встречи короля Хасана с Ш. Бенджедидом, фронт ПОЛИСАРИО потерял финансовую под­держку Алжира, хотя и сохранил там свое представительство. С 1988 г. к попыткам разрешить конфликт подключилась ООН: был принят план, предусматривающий проведение референдума. Но он так и не был выполнен: бои возобновились, и Марокко, ужесточив свою пози­цию, отказалось от него.

23 июля 1999 г. король Хасан II умер. Новым королем стал его сын — МухаммедVI. Он слывет либералом. 12 июля 2002 г. состоялась его свадьба с 24-летней С. Беннани. Торжества были омрачены конфлик­том с Испанией из-за острова Перехиль в Гибралтарском проливе.

И все же Марокко продолжает оставаться анклавом западного влия­ния в Северной Африке; 65% его экспорта приходится на страны Европейского союза. Но и с Россией поддерживаются хорошие отношения: Марокко является вторым (после Египта) торговым партнером России в Африке. В 1998 г. вошел в строй гидроэнергетический комплекс «Аль-Вахда», на который приходится 30% всей электроэнергии Марокко.

Новый король продолжает выступать активным борцом за права палестинцев. 21 сентября 2002 г. он обратился с просьбой к правитель­ствам США и России остановить агрессию Израиля, предотвратить разрушение Рамаллы.

Тунис также в 1956 г.стал независимым государством под руко­водством социалистической партии «Новый Дустур» и ее лидера Ха-биба Бургибы.Он был президентом страны в течение 30 лет вплоть до 7 ноября 1987 г., когда в результате переворота ему на смену при­шел Зиналь-Абидин БенАли.

Новый лидер несколько ослабил режим, разрешил создавать поли­тические партии, но все же сохранил за правящей партией (с 1988 г. она стала называться Демократическое Конституционное Объедине­ние — ДКО) контроль над политическими процессами в стране.

Власти не зря опасались исламских фундаменталистов: партия «Нахда» активизировалась в мае 1991 г., ее сторонники пытались орга­низовать выступления населения, столкновения с полицией и армей­скими частями. В Тунисе были проведены аресты активистов «Нах­да», а летом 1992 г. им вынесли суровые приговоры.

Когда в марте 1994 г. состоялись парламентские выборы,правитель­ственная партия ДКО получила все места. Последние выборы прохо­дили в ноябре 1999 г. В январе 2001 г. проведены перестановки в пра­вительстве, сокращено количество министерств более чем в 2 раза.

Тунис придерживается либеральной линии вэкономической поли­тике, поощряет иностранные инвестиции, создает свободные эконо­мические зоны. Страна поддерживает тесные отношения с Европей­ским союзом, на него приходится 80% всей внешней торговли. Тунис традиционно является кузницей кадров для арабских и африканских стран. Тунисские врачи, инженеры, преподаватели и квалифициро­ванные рабочие пользуются там большим спросом.

Обстановка в стране — спокойная, каких-либо эксцессов на меж­национальной или религиозной почве не происходит. Поэтому много шума наделал взрыв в апреле 2002 г. в синагоге в г. Джербе, где погиб­ло 13 человек. Власти признали случившееся террористическим ак­том и начали расследование этого преступления.

Судан считается как арабской, так и исламской страной. Мусуль­манскую религию исповедует здесь 2 /з населения. На Юге проживают негроидные племена, исповедующие христианство или традиционные африканские культы. Еще до провозглашения независимости в авгус­те 1955 г. там начались волнения, которые фактически продолжаются по сию пору.

Первые два года после получения независимости страной правил Абдулла Халиль; в 1958 г.власть захватил генерал Ибрахим Аббуд.Он проводил политику арабизации и исламизации, пытался искоренить христианство. В частности, ограничил деятельность христианских миссионеров в 1962 г., а в 1964 г. вообще выслал их из страны, обвинив в разжигании сепаратизма на Юге.

В октябре 1964 г. военный режим пал,в Судане воцарилось неустой­чивое политическое равновесие. Неоднократно возобновлялись и пре­рывались переговоры с южанами, но те все больше склонялись к обре­тению независимости и апеллировали к африканскому общественно­му мнению через Организацию Африканского единства (ОАЕ).

В 1969 г.в результате военного переворота власть захватил генерал Джафар Нимейри.Поначалу он практиковал левую политику: провел широкую национализацию, установил тесные связи с СССР, ограни­чил права собственности негритянских вождей на Юге. Но после не­удачной попытки его свержения в 1971 г. сменил политический курс, отказался от сотрудничества с СССР и стал склоняться к исламу.

Когда в начале 1980-х гг. на Юге вновь вспыхнуло восстание, Ни­мейри реагировал жестко, ввел исламские законы и наказания. С 1983 г. законы шариата стали в Судане приоритетными. Но ситуация в стране складывалась плачевная: от голода страдала 1 /5 часть населения, оста­новилась в развитии экономика, восстание на Юге все ширилось; ре­жим держался лишь на репрессиях.

В апреле 1985 г. Нимейрибыл низложен армией. У власти оказал­ся Садык эль-Махди— человек слабый, попавший к тому же в пол­ную зависимость от исламских экстремистов, объединившихся в конце 1980-х гг. в Национальный исламский фронт (НИФ). Армия терпела неудачи на Юге, возобновившаяся война требовала огром­ных жертв.

В 1989 г. произошел еще один военный переворот. Страну возгла­вил генерал Омар аль-Башир,но реальная власть находилась у лидера НИФ — X. Тураби. К тому времени исламисты уже обладали огром­ным влиянием в стране, у них было немало сторонников среди армей­ских офицеров, в бизнесе и среди служащих госучреждений. Законы шариата стали обязательными для всего населения, в том числе и не­мусульманского. В 1993 г. военные передали официально власть граж­данским, но президентом стал тот же Омар аль-Башир.

Неоднократно предпринимались попытки урегулировать отноше­ния с южносуданскими сепаратистами; только за 1990-е гг. в междо­усобной войне погибли около 1 млн. человек. В 1997 г. было даже под­писано соглашение с некоторыми организациями о мире. Но круп­нейшая организация — Суданская народно-освободительная армия во главе с бывшим полковником Джоном Гарантом де Мабиором— от­казалась к нему присоединиться. Судан в настоящее время оказался в международной изоляции, Запад обвиняет страну в пособничестве исламским экстремистам и международным террористам.

Источник

Читайте также:  Бренды стран зарубежной европы
Оцените статью