Сахалин как добраться достопримечательности

10 мест, которые нужно посетить на Сахалине

Сахалин — это где-то очень далеко. Все слышали про него, но почти никто не был. Кроме Чехова. Да и внешне, на карте — какая-то загадочная рыба головой вверх. Попробуем разобраться, что посмотреть и куда залезть! Поговорив с местными жителями и опытными гидами, мы собрали в кратком обзоре самые интересные достопримечательности Сахалина.

Озеро Буссе

Это озеро — внутренняя лагуна острова Сахалина. Оно отделено от залива Анива Японского моря песчаной косой и известно своими изумительными видами, тишиной и спокойствием водной глади. Но главная особенность — отличная рыбалка и устрицы величиной с ладонь, которые обычно прямо тут же и дегустируют. Они устилают собой почти все дно лагуны, и едва наступает отлив, начинается настоящее гастрономическое приключение. Будьте уверены: французам устрицы такого размера даже не снились. Обязательно стоит добраться туда и попробовать в самом свежайшем виде! Кроме устриц местность известна еще и водорослью анфельция, из которой изготавливают агар-агар.

Пик Чехова

Из-за своей близости к Южно-Сахалинску эта высота, вполне доступная пешим ходом за пару часов, стала настоящим местом паломничества южно-сахалинцев и гостей. Идут на вершину все, от мала до велика. Взберетесь туда и будете вознаграждены прекрасными видами на город, на Охотское море, на Анивский залив, на леса Камышового хребта и многое другое. Обогащаются восходители и ботаническими впечатлениями от дебрей карликовой березы вперемешку с бамбуком, кедрами и зарослями черники.

Читайте также:  Самое интересное место название

Остров Монерон

Где бы ни жили люди, они обязательно те или иные места наделяют особой силой и таинственностью. Есть такое и на Сахалине. В роли Стоунхенджа или Аркаима выступает остров Монерон. Происхождения острова обычно — потухший вулкан. А вот что было дальше, теряется в дымке, как и сам парк остров Монерон, регулярно окутываемый туманами. Самые древние загадки датируются концом 1-го тысячелетия до нашей эры, когда сюда прибыли представители древней культуры морских зверобоев. В начале 20-го века Монерон входит в состав Японии, и Империя восходящего солнца активно его осваивает: в кратчайшие сроки появился маяк, метеостанция, разные коммуникации и телефонная связь. Народ судачит: то ли это была база подводных лодок, то ли школа боевых пловцов-камикадзе, то ли лепрозорий. Советское время добавило тайн в виде большого количества могил и кривотолков насчет судьбы сбитого над Сахалином в 1983 южнокорейского Боинга. Сейчас здесь природный парк Монерон, куда можно попасть в составе организованной экскурсии.

Вулкан Пугачева

На восточном берегу Сахалина, в междуречье рек Вулканка и Придорожная, притаился Пугачевский грязевой вулкан (еще одно название, айнское — Магунтан). Это геологическая аномалия в виде массивной, в 4 километра диаметром и 60 метров высотой “плюшки”, разместившейся неподалеку от берега Охотского моря. Поросшие лесом склоны расступаются полями геотермальных активностей, похожими на травянисто-грязевые болота. Тут с разной периодичностью бурлят и фыркают газы, появляются твердые и жидкие продукты извержения, иногда с появлением нефти. Шокирует и чисто внешний, неожиданный переход от елово-лиственничной тайги к застывшей глиняной пустыне. Местные уносят отсюда по домам грязь, считая ее очень полезной, а для гостей острова устраивают экскурсии. Самая активная фаза за историю наблюдений тут пришлась на 1934 год, когда тут били фонтаны грязи до 50 метров высотой. Последняя более-менее заметная деятельность вулкана отмечена в 2005 году.

Мыс Великан

Возможно, это самый живописный участок сахалинского побережья. Здесь довольно компактно есть все: обрывистые берега и скалы, лагуны, пещеры и гроты, колонны, постаменты и арки, находящиеся посреди бурлящих волн. Настоящая выставка творений воды и ветра, охраняемая с берега сахалинской тайгой. Экспозиция сосредоточена вдоль моря от мыса Птичий до мыса Великан, где проложена доступная в хорошую погоду полноприводному транспорту дорога, однако гораздо больше впечатлений останется при попытках пройтись здесь пешими маршрутами.

Сахалинский областной краеведческий музей

Туризм на Сахалине подразумевает экологические маршруты, красоты природы и чудеса дальневосточной гастрономии. Но, как правило, начинается все с краеведческого музея. Это самый крупный и самый интересный музей острова. Пропуская через себя ежегодно 70 тысяч посетителей, музей расскажет об истории края от первобытных поселений и культуры коренных народов до японского владычества, сменившегося советской эпохой. Особое внимание тут и природе Сахалина, обитателям его лесов и прибрежных вод. Сахалинский музей и сам по себе выглядит очень интересно. Это прекрасный образец японской архитектуры и паркового убранства, от которых осталось не так уж много на острове.

Дагинские термальные источники

Возле восточного берега Сахалина, в северной его части, прямо у побережья Ныйского залива, бьют термальные источники. Уже давным-давно их целебные свойства приметили оленеводы-орочи. Ключи расположены в заливе, образуя воронкоподобные ямы. Всего здесь более шести десятков источников, из которых есть даже специальные питьевые. Под природный памятник выделено 9 гектаров, а суммарный выход воды из недр достигает до 3 литров в секунду. В районе есть как «дикие», так и благоустроенные источники в формате оздоровительного санатория, а место популярно у жителей всего Дальнего Востока.

Вайдинская пещера

Глубина одной из самых красивых пещер Дальнего Востока — 64 метра, а протяженность — 287 метров. Эти скупые цифры не дают представления о великолепном убранстве. Здесь есть все: сталагмиты, сталактиты, кораллиты, кальцевые ванночки. Вайдинскую пещеру относят к многоэтажному типу: тут целых три подземных уровня! В удаленной части среднего находится украшенный изяществами огромный каменный торт. В нижнем — заросли каменного винограда и гигантские ребра на стенах — ощущение, словно посетителей проглотил Левиафан. Подземное царство Вайдинской, как и многих соседних пещер этого же хребта было открыто и подробно исследовано лишь в последней четверти 20-го века. Зимой и осенью Вайдинская недоступна посетителям: вход закрыт огромной снежной пробкой. В остальное время года для посещения потребуется специальное снаряжение и опытные сопровождающие.

Остров Тюлений

Это естественное продолжение полуострова Терпения. Тюлений невелик: его длина 636 метров, а ширина — 90. На нем нет ни пресной воды, ни древесной растительности. Но на него положили глаза и тела морские обитатели! Песчаные пляжи острова — излюбленные места лежбищ морских котиков и сивучей. Первые обитают только в Северной части Тихого океана и в таком изобилии встречаются в двух местах: здесь и на Командорских островах. А еще здесь огромные птичьи базары, их главный обитатель — кайра. Крупным судам запрещен подход ближе 30 миль к острову, а в небе над ним — жесткое табу для самолетной и вертолетной техники.

Маяк на мысе Анива

Это самая крайняя юго-восточная точка острова Сахалин, где сшибаются волнами Охотское и Японское моря. Здесь, на скале Сивучья, в 1937-1939 годах японцы соорудили маяк. Если вы представите себе условную картинку с названием «Край земли», то выглядеть она должна примерно так же, как маяк Анива. Проект инженера Синобу представлял из себя 9-этажное округлое здание с хозяйственной постройкой. Склад, радиорубка, дизельная, аппаратная, вахтенная, кухня, жилые помещения для 12 человек. Японское владычество в прошлом, оно сменяется советской эпохой, а затем российской. С 1990 постоянных сотрудников нет и атомный маяк Анива работает автономно на радиоизотопных генераторах до 2006 года, после чего приходит в полное запустение. Сейчас с 30-метровой башни на беснующуюся стихию взирают пустые глазницы окон, а экскурсии на заброшенный маяк и окружающую его местность проходят в декорациях, готовых для какого-нибудь постапокалиптического блокбастера.

В этом году организовываем экспедицию на Дальний Восток – «свой», но неизведанный и далёкий. Увидим часть выше названных мест и еще массу всего интересного. Программа насыщенная: восхождения, квадроциклы, рыбалка, термальные источники. И каждое новое свершение будет с лихвой вознаграждаться пейзажами, душевными вечерами и вкусной едой. Вас поразит этот край. Даже если вы уже бывали в “самых удивительных местах планеты”. И нельзя не упомянуть, что после посещения Сахалина и Курил, начинаешь понимать, что морские деликатесы, а особенно красная икра, которые вы пробовали до этого в Москве и её окрестностях, таковыми никогда не являлись. Присоединяйтесь к экспедиции! Подробнее о путешествии по ссылке.

Источник

Большое путешествие по Сахалину в пандемию

Мария Михалева – отчаянная путешественница, которая уже рассказывала нам о множестве своих приключений. Маша и на Байкал автостопом успела сгонять, и оказаться в Китае в разгар первой волны коронавируса, и застрять на карантине в Таиланде. На этот раз путешественница отправилась покорять Сахалин – и провела там целый насыщенный месяц! Обо всех подробностях поездки – в рассказе Марии.

Идея отправиться на Сахалин принадлежит моей спутнице, которая объездила почти всю Россию и давно хотела посетить этот удаленный регион. Она искала компаньона – и я отозвалась, хотя мои представления о месте были довольно смутными: это туда же отправляли на каторгу, верно?

Я была уверена, что на огромном острове найдется что-нибудь интересное. Но он превзошел все мои ожидания! Сходу назову четыре причины, почему я горячо порекомендую Сахалин друзьям.

Природа. При длине меньше тысячи километров Сахалин удивляет разнообразием природных зон: на юге острова – бамбуковые заросли, в центральной части – богатые ягодой болота, на севере – песок, ягель и карликовые деревья. Пейзажи здесь сногсшибательные, а фотографии с острова могут смело конкурировать по инстаграмностис привезенными из Исландии. Ну и где еще ты увидишь трехметровые лопухи?

История. Меньше чем за 200 лет с момента основания первого населенного пункта на Сахалине случилось немало интересного. Вскоре остров стал официальным местом ссылки, куда отправили в том числе знаменитую Соньку Золотую ручку. Об ужасах местной каторги написал целую книгу «Остров Сахалин» Антон Чехов, память о визите которого отразилась в десятках топонимов – в том числе в названии аэропорта Южно-Сахалинска. После войны 1905 года южная часть Сахалина на сорок лет отошла Японской империи. Невероятной прочности бетонные мосты, подпорные стенки, ритуальные ворота тории и бумажные заводы, доставшиеся советской власти в наследство от идеологического противника, до сих пор раскиданы по острову – всего таких объектов около 120.

Своеобразие. На Сахалине порой ловишь себя на мысли, будто ты в каком-то отдельном государстве, где вроде и говорят по-русски, но быстрорастворимую лапшу называют «куксой», креветок – «чилимами», пьяниц – «богодулами», а остальную Россию – «материком». Изолированность, нефтегазовая отрасль и тесная связь с природой и морем наложили отпечаток на жизнь островитян. Мы с удивлением встречали соотечественников, которые видели медведя и голыми руками ловили красную рыбу, но никогда не сидели в российском автомобиле и не ездили на трамвае.

Гостеприимство. В общероссийском рейтинге сахалинское гостеприимство у меня пока сразу после кавказского – а это многого стоит!

Из-за коронавируса все, у кого нет сахалинской регистрации, перед посещением острова должны получить цифровой пропуск на вот этом сайте. Такое право дается родственникам островитян, сотрудникам местных компаний по приглашению работодателей или туристам в составе групп. Еще одно обязательное требование для «неместных» – отрицательный анализ на COVID-19, сданный не более 3 дней назад.

Мы узнали об этом всего за 5 дней до вылета и лихорадочно стали искать туристическую компанию, которая оформила бы нам приглашение. Большинство из них безбожно заламывали цены, предлагая ради пропуска купить экскурсии за € 160-200. Наконец, мы нашли организацию «Сахалинский путеводитель», которая сделала нам пропуска после покупки тура на маяк Анива за € 44 с человека.

Пообщавшись с другими путешественниками, приезжавшими на остров в одно время с нами, и посмотрев, как организована процедура контроля в аэропорту, мы убедились, что документы проверяют спустя рукава и при желании можно «выскользнуть» из зоны досмотра без пропуска.

«Мы с удивлением встречали соотечественников, которые видели медведя и голыми руками ловили красную рыбу, но никогда не сидели в российском автомобиле и не ездили на трамвае»

На Сахалин можно попасть двумя способами: по воздуху и по морю. Мы стартовали из Москвы, поэтому добирались 8 часов на самолете. Цена на перелет на месяц вперед застыла в районе € 150 в одну сторону, так что билет мы приобрели всего за неделю. Предсказуемо, можно улететь на Сахалин из городов Дальнего Востока: Владивостока, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре и Благовещенска.

Второй вариант – паромную переправу от Холмска (Сахалин) до Ванино (Хабаровский край) – мы опробовали, когда возвращались на «материк». Навигация зависит от погодных условий, поэтому расписание примерное и возможности купить билет заранее не предлагалось. Из-за коронавируса была прекращена продажа сидячих мест на палубе – остались только 52 койки в каютах, большую часть которых занимают сопровождающие транспортных средств. «Пешие» пассажиры начинают выстраиваться в очереди в кассе за несколько часов до отправления, опасаясь, что все билеты разберут – и не напрасно. На наших глазах «за бортом» осталась группа морячков – а следующий паром был только послезавтра.

Нам досталась двухместная каюта на палубе за € 27,3 (2509 RUB) с каждой. Паром едва крадется: 260 километров мы преодолели за 21 час. За это время можно отоспаться, изучить сохранившие советский шарм интерьеры и пообедать в столовой. Одна кормежка входит в цену билета, но не обольщайся: дают лапшу быстрого приготовления, шоколадный рулетик и кофе. По итогу могу сказать: мини-круиз по Татарскому проливу – опыт интересный, но подойдет только путешественникам на своем автомобиле или с хорошим запасом времени и энтузиазма.

От съема жилья мы принципиально отказались: останавливаться в гостях куда интересней! Но привычный каучсерфинг хорошо работает только в Южно-Сахалинске. В остальных городах зарегистрированных пользователей либо нет, либо они заходили на сайт несколько лет назад.

Мне пришлось испробовать новую тактику: в группах о туризме и путешествиях я находила людей из нужных населенных пунктов, писала им о нашей поездке и спрашивала, не получится ли нас приютить. Это дало плоды: мы завели много классных знакомств, а в палатке, которую взяли на всякий случай, ночевали всего четыре раза.

У нас не было обратных билетов и временных ограничений, поэтому Сахалин мы исследовали вдумчиво, даже слегка вальяжно. Вначале мы осмотрели южную часть острова, включая столицу региона – Южно-Сахалинск, затем прокатились до самого северного города – Охи, а оттуда спустились до Холмска по западному побережью. Весь маршрут занял у нас ровно месяц.

Если планируешь арендовать автомобиль или путешествовать на своем собственном, имей в виду, что на острове немало мест, куда еще не добрались асфальтоукладчики. Грунтовки неизбежны даже на пути к таким крупным населенным пунктам, как Александровск-Сахалинский и Оха. До этих городов, к слову, нельзя добраться и по железной дороге.

Мы перемещались по острову на попутках – и не пожалели об этом решении. Автостоп здесь работает на «ура» – по нашим впечатлениям, даже лучше, чем в среднем по России. Сложности возникали только в удаленных частях острова, где в разгар дня проезжает машина в двадцать минут – тогда ожидание могло растянуться до часа. Правда, из-за отсутствия автомобиля мы отказались от посещения пары красивых, но труднодоступных мест – мысов Великан и Крильон.

Южно-Сахалинск или, как его здесь называют, Южный на первый взгляд не сильно отличается от какого-нибудь города центральной России. Он небольшой, а для столицы гигантского острова – так вообще неожиданно компактный: здесь проживает всего 200 тысяч человек, хотя местные и уверяют, что раза в два больше. Но разницу замечаешь довольно быстро: ну какой Воронеж или Саратов окружен горами – или, по-местному, сопками?

Самая известная из них – Большевик, где располагается спортивно-туристический комплекс «Горный воздух». В сезон здесь работают 14 горнолыжных трасс и тренируются российские спортсмены, а две смотровые, откуда можно окинуть взором весь Южный, доступны круглый год.

У подножья сопки разместилась Площадь Победы – на мой взгляд, самая «открыточная» часть города. Здесь высится кафедральный собор Рождества Христова и работают два выставочных пространства, которые нам горячо советовал наш хост по каучсерфингу: мультимедийный исторический парк «Россия – моя история» и музейно-мемориальный комплекс «Победа».

В двадцати минутах ходьбы расположился еще один музей – краеведческий. Он примечателен тем, что построен в годы японского владычества – это единственное в России здание в традиционном стиле тэйкан-дзукури. В уличной экспозиции музея можно увидеть еще одно сооружение японских времен – школьный павильон. Такие огнеупорные «будочки» ставились возле учебных учреждений и служили местом почитания императора: внутри хранилась его фотография и рескрипт об образовании. На острове сохранилось еще несколько подобных павильонов – один из них, полуразрушенный, мы видели сами, а парочку, по рассказам, используют как сараи.

Экскурсия на маяк Анива стала нашим пропуском на остров, но мы собирались туда в любом случае. Это строгое бетонное сооружение стало негласным символом и одной из самых узнаваемых достопримечательностей Сахалина: мы даже встретили парня, который набил его себе на руке.

Морской путь у мыса Анива – самой юго-восточной точки острова – долгие годы вселял страх в мореходов: из-за сильных туманов и мощных течений здесь разбилось немало судов. Наконец, японцы решили установить маяк на скале Сивучья – островке у оконечности мыса. Сделать причал, склад или какое-нибудь жилище на отвесных берегах не удалось. Материалы доставляли на место одновременно с рабочими, готовыми в любой момент на несколько дней быть отрезанными от мира разбушевавшимся морем. Сооружение закончили за два года, а его копию подарили японскому императору в память о великих трудностях, которые пришлось преодолеть строителям.

В 1939 году маяк встал на вахту, по итогам Второй мировой вместе со всей южной частью острова достался Советскому Союзу, в 90-е годы был переоборудован из дизельного в атомный, а в 2006 году – заброшен. С тех пор реконструкция здесь ни разу не проводилась, несмотря на попытки активистов привлечь внимания собственника объекта – Минобороны.

«Строгий бетонный маяк, окутанный клочьями тумана, выглядел как декорация к триллеру»

Отчаянные походники добираются до Анивы пешком – более 30 километров по берегу в одну сторону, но видят сооружение лишь со стороны. Если ты хочешь избежать изнурительной прогулки и побродить по этажам маяка – заказывай лодочную экскурсию. По отзывам туроператоров, это самый популярный тур, поэтому бронировать его лучше заранее.

Поездку могут отменить из-за непогоды. Накануне экскурсии нас предупредили: есть риск, что из-за сильных волн высадки на скалу не будет и мы увидим маяк только с лодки. Мы от тура не отказались – и не пожалели: причалить к островку удалось без проблем, а пасмурная погода только добавила пейзажам мистичности. Строгий бетонный маяк, окутанный клочьями тумана, выглядел как декорация к триллеру. На этом экскурсионная программа не закончилась: на обратном пути гид показал нам нерп и устроил часовое чаепитие возле мыса Белый камень – гигантской, напоминающей айсберг каменной глыбы.

Чтобы сэкономить € 11, мы не стали заказывать трансфер от Южно-Сахалинска до Новиково – населенного пункта, откуда выплывают лодки к маяку. Мы заранее добрались до места автостопом и успели погулять по окрестностям. Тем, кто последует нашему примеру, советую посетить мыс Три камня (46.320342 143.373006) и образовавшиеся на месте угольных карьеров Голубые озера (46.359603, 143.471909) . В 15 километрах от озер располагается еще одна природная достопримечательность – мыс Евстафия, но идти до него мы поленились.

Источник

Оцените статью