- Саммит Восточной Азии — East Asia Summit
- СОДЕРЖАНИЕ
- История
- История до первого саммита Восточной Азии
- Ежегодные саммиты
- Ранние встречи на высшем уровне
- Внутренние проблемы
- Рост саммита
- Государства-члены
- Энергия
- Торговля и всеобъемлющее экономическое партнерство в Восточной Азии (CEPEA)
- Восточноазиатское сообщество
- Отношения с АСЕАН плюс три
- Страны, присоединяющиеся к процессу саммита
- Россия
- Соединенные Штаты
- АСЕАН + 8
- Потенциальные будущие участники
- Восточный Тимор и Папуа-Новая Гвинея
- Другие страны и группы
Саммит Восточной Азии — East Asia Summit
Австралия
Бруней
Камбоджа
Китай
Индия
Индонезия
Япония
Лаос
Малайзия
Мьянма
Новая Зеландия
Филиппины
Россия
Сингапур
Южная Корея
Таиланд
Соединенные Штаты
Вьетнам
Asia Summit East ( EAS ) является региональный форум проводится ежегодно руководителями, первоначально, 16 стран в Восточной Азии , Юго — Восточной Азии , Южной Азии и Океании регионах, на основе механизма АСЕАН плюс шесть . Членство расширилось до 18 стран, включая Россию и США на Шестой ВАС в 2011 году. С момента своего создания АСЕАН играла центральную роль и лидировала на форуме. Встречи EAS проводятся после ежегодных встреч лидеров АСЕАН и играют важную роль в региональной архитектуре Азиатско-Тихоокеанского региона . Первый саммит состоялся 14 декабря 2005 года в Куала-Лумпуре , Малайзия .
СОДЕРЖАНИЕ
История
История до первого саммита Восточной Азии
Концепция Восточноазиатской группировки имеет значительную историю, восходящую к идее, впервые выдвинутой в 1991 году тогдашним премьер-министром Малайзии Махатхиром Мохамадом .
Заключительный отчет в 2002 году Восточноазиатской исследовательской группы, созданной странами АСЕАН плюс три , был основан на EAS с участием АСЕАН плюс три, следовательно, не с участием Австралии , Новой Зеландии или Индии . Предлагаемый ВАС должен был стать разработкой под эгидой АСЕАН , а саммит должен был быть связан с саммитами АСЕАН . Однако вопрос заключался в том, на какие страны, помимо стран АСЕАН, следовало распространить EAS.
Решение о проведении ВАС было принято во время саммита «АСЕАН плюс три» в 2004 году, а первоначальные 16 членов были определены на министерской встрече «АСЕАН плюс три», состоявшейся в Лаосе в конце июля 2005 года.
Заслуга в продвижении форума во время саммита «АСЕАН плюс три» в 2004 году была приписана Малайзии .
Ежегодные саммиты
# | Дата | Страна | Хозяин | Ведущий хозяин | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
1-й | 14 декабря 2005 г. | | Куала Лумпур | Премьер-министр Абдулла Ахмад Бадави | Президент России присутствовал в качестве гостя. |
2-й | 15 января 2007 г. | | Мандауэ | Президент Глория Макапагал Арройо | Переносится с 13 декабря 2006 г. Себуская декларация по энергетической безопасности в Восточной Азии |
3-й | 21 ноября 2007 г. | | Сингапур | Премьер-министр Ли Сянь Лун | Сингапурская декларация об изменении климата, энергии и окружающей среде Согласована о создании Института экономических исследований для АСЕАН и Восточной Азии |
4-й | 25 октября 2009 г. | | Чаам и Хуа Хин | Премьер-министр Абхисит Веджаджива | Первоначально саммит должен был принять Таиланд. В конце октября 2008 года было объявлено, что Встреча на высшем уровне будет перенесена из Бангкока в Чиангмай из-за опасений по поводу политических волнений в Бангкоке . |
5-й | 30 октября 2010 г. | | Ханой | Президент Нгуен Минь Триот | США госсекретарь и министр иностранных дел России принял участие. США и Россия присоединиться к встрече на высшем уровне в Шестом EAS . |
6-е | 18–19 ноября 2011 г. | | Бали | Президент Сусило Бамбанг Юдхойоно | К Саммиту присоединились США и Россия . |
7-е | 19–20 ноября 2012 г. | | Пномпень | Премьер-министр Хун Сен | Продолжающаяся напряженность, возникающая из-за территориальных споров в Южно-Китайском море и Восточно-Китайском море, омрачила усилия по продвижению торгово-экономических соглашений между участниками Саммита. |
8-е | 9–10 октября 2013 г. | | Бандар-Сери-Бегаван | Султан Хассанал Болкиах | |
9-е | 12–13 ноября 2014 г. | | Nay Pyi Taw | Президент Тейн Сейн | |
10-е | 21–22 ноября 2015 г. | | Куала Лумпур | Премьер-министр Наджиб Разак | |
11-е | 6–8 сентября 2016 г. | | Вьентьян | Премьер-министр Тонглун Сисулит | |
12-е | 13–14 ноября 2017 г. | | Пасай | Президент Родриго Дутерте | Премьер — министр Канады присутствовал в качестве гостя. |
13-е | 14–15 ноября 2018 г. | | Сингапур | Премьер-министр Ли Сянь Лун | |
14-е | 4 ноября 2019 г. | | Бангкок | Премьер-министр Прают Чан-о-ча | |
15-е | 14 ноября 2020 г. | | Ханой (как место проведения) | Премьер-министр Нгуен Суан Фук | Саммит проводился в режиме онлайн из -за пандемии COVID-19 во Вьетнаме, где изначально планировалось провести саммит. Основное место проведения — Ханой, где проходили церемонии открытия и закрытия. |
16-е | Ноябрь 2021 г. | | Бандар-Сери-Бегаван | Султан Хассанал Болкиах |
Ранние встречи на высшем уровне
Перед первой встречей состоялась серьезная дискуссия о том, какие страны должны быть представлены. В то время были трудности во взаимоотношениях между членами «плюс три» (т.е. Япония, Китай и Южная Корея) АСЕАН плюс три , и восприятие того, что Индия и Австралия и, в меньшей степени, Новая Зеландия присутствовали, чтобы уравновесить растущий Сила Китая означала, что достижения на первой встрече были ограниченными. Россия проявила ранний интерес к членству в EAS и приняла участие в первом EAS в качестве наблюдателя по приглашению Малайзии, принимающей EAS в 2005 году.
Следующая ВАС должна была состояться 13 декабря 2006 г. в Метро Себу , Филиппины. После укрепления доверия к вступительной EAS EAS 2006 года поможет определить будущую роль EAS, ее отношения с ASEAN Plus Three и участие России в EAS. Однако перед лицом тропического тайфуна Утор саммит был отложен до января 2007 года. Он был перенесен на 15 января 2007 года, примерно через месяц после первоначально запланированной даты.
Внутренние проблемы
Внутренние вопросы АСЕАН были важны для следующих саммитов. Ожидалось, что на Третьем ВАС будут обсуждаться вопросы Мьянмы (Бирма) после бирманских антиправительственных протестов 2007 года и изменение климата . Мьянма успешно заблокировала формальное обсуждение своих внутренних дел.
На саммите действительно была принята Сингапурская декларация об изменении климата, энергии и окружающей среде.
Четвертый EAS был значительно задержан и его местоположение изменилось несколько раз из — за внутренние напряжения в Таиланде, принимающей стране. Накануне саммита произошло несколько пограничных столкновений между Таиландом и Камбоджей. Однако говорят, что саммит используется как возможность для дискуссий в кулуарах между лидерами соответствующих стран. Саммит был отменен после того, как протестующие заняли место проведения саммита в день саммита. Встреча была перенесена и состоялась 25 октября 2009 года. На саммите были приняты заявления о ликвидации последствий стихийных бедствий и Университете Наланды .
Рост саммита
После периода обзора количество стран на саммите выросло с 16 до 18 за счет добавления к нему США и России. Первоначально представленные своими министрами иностранных дел на Пятом ВАС, два новых члена были приглашены официально присоединиться к Шестому ВАС. Напряженность между участниками Саммита по-прежнему мешала участникам разработать более амбициозную программу.
Государства-члены
Страны | Официальное название на английском языке | Столица | Позиция лидера | Глава правительства | Глава государства |
---|---|---|---|---|---|
| Содружество Австралии | Канберра | Премьер-министр Австралии | Премьер-министр Скотт Моррисон | Елизавета II , королева Австралии |
| Народ Брунея, Обители мира | Бандар-Сери-Бегаван | Султан Брунея | Хассанал Болкиах , султан Брунея | |
| Королевство Камбоджа | Пномпень | Премьер-министр Камбоджи | Премьер-министр Хун Сен | Нородом Сихамони , король Камбоджи |
| Китайская Народная Республика | Пекин | Премьер Китайской Народной Республики | Премьер Ли Кэцян | Си Цзиньпин , президент Китая и генеральный секретарь КПК |
| Республика Индия | Нью-Дели | Премьер-министр Индии | Премьер-министр Нарендра Моди | Рам Натх Ковинд , президент Индии |
| Республика Индонезия | Джакарта | Президент Индонезии | Джоко Видодо , президент Индонезии | |
| Япония | Токио | Премьер-министр Японии | Премьер-министр Ёсихидэ Суга | Нарухито , император Японии |
| Лаосская Народно-Демократическая Республика | Вьентьян | Премьер-министр Лаоса | Премьер-министр Фанкхам Випхаван | Тонглун Сисулит , президент Лаоса |
| Малайзия | Куала Лумпур | Премьер-министр Малайзии | Премьер-министр Мухиддин Ясин | Абдулла Паханг , Ян ди-Пертуан Агонг (монарх) |
| Республика Союз Мьянма | Нейпьидо | Президент Мьянмы | Мьинт Све (исполняющий обязанности), президент Мьянмы ( де-юре ) | |
| Новая Зеландия | Веллингтон | Премьер-министр Новой Зеландии | Премьер-министр Джасинда Ардерн | Елизавета II , королева Новой Зеландии |
| Республика Филиппины | Манила | Президент Филиппин | Теодоро Лочсин младший , министр иностранных дел (Филиппины) | Родриго Дутерте , президент Филиппин |
| Российская Федерация | Москва | Премьер-министр России | Премьер-министр Михаил Мишустин | Владимир Путин , Президент России |
| Республика Сингапур | Сингапур | Премьер-министр Сингапура | Премьер-министр Ли Сянь Лун | Халима Якоб , президент Сингапура |
| Республика Корея | Сеул | Президент Южной Кореи | Мун Чжэ Ин , президент Южной Кореи | |
| Королевство Таиланд | Бангкок | Премьер-министр Таиланда | Премьер-министр Прают Чан-о-ча | Ваджиралонгкорн (Рама X), король Таиланда |
| Соединенные Штаты Америки | Вашингтон | Президент США | Джо Байден , президент США | |
| Социалистическая Республика Вьетнам | Ханой | Премьер-министр Вьетнама | Премьер-министр Фум Мин Чин | Нгуен Суан Фук , президент Вьетнама |
Энергия
На Втором ВАС члены ВАС подписали Себускую декларацию об энергетической безопасности Восточной Азии , декларацию об энергетической безопасности и биотопливе, содержащую заявление для членов о подготовке необязательных целей.
Торговля и всеобъемлющее экономическое партнерство в Восточной Азии (CEPEA)
Торговля является важным направлением саммита.
Что касается торговли и региональной интеграции, в отчете председателя по Второму ВАС было отмечено следующее :
12. Мы приветствовали усилия АСЕАН, направленные на дальнейшую интеграцию и построение сообщества, и подтвердили нашу решимость тесно сотрудничать в целях сокращения разрыва в развитии в нашем регионе. Мы подтвердили нашу поддержку роли АСЕАН как движущей силы экономической интеграции в этом регионе. Чтобы углубить интеграцию, мы договорились запустить исследование Всеобъемлющего экономического партнерства для Восточной Азии (CEPEA) среди участников EAS. Мы поручили Секретариату АСЕАН подготовить временные рамки для исследования и предложить всем нашим странам назначить в нем своих соответствующих участников.
Однако реальность кажется, что продвижение к таким отношениям — это долгий путь. Ли Куан Ю сравнил отношения между Юго-Восточной Азией и Индией с отношениями Европейского сообщества и Турции и предположил, что до зоны свободной торговли, включающей Юго-Восточную Азию и Индию, от 30 до 50 лет.
Члены EAS согласились изучить предложенное Японией Всеобъемлющее экономическое партнерство в Восточной Азии (CEPEA). Отчет по второму пути по CEPEA должен быть завершен в середине 2008 года, и на Третьем EAS было решено, что он будет рассмотрен на Четвертом EAS .
Как отмечалось выше, Второй ВАС приветствовал Институт экономических исследований АСЕАН и Восточной Азии (ERIA). Впоследствии было объявлено, что ERIA будет создана в ноябре 2007 г. и подтверждена на Третьем EAS .
Декларация пятой годовщины Восточноазиатского саммита, выпущенная на пятой ВАС, при условии, что саммит заявил:
3. Удвоить усилия для продвижения прогресса и сотрудничества в ВАС, в том числе в приоритетных областях и в продвижении региональной интеграции путем поддержки реализации Сообщества АСЕАН и таких инициатив, как ССТ АСЕАН плюс и других существующих более широких региональных экономических интеграционные усилия, включая исследования по зоне свободной торговли в Восточной Азии (EAFTA) и всеобъемлющему экономическому партнерству в Восточной Азии (CEPEA).
Восточноазиатское сообщество
После создания EAS возник вопрос о том, возникнет ли какое-либо будущее Восточноазиатское сообщество из EAS или ASEAN Plus Three. До создания EAS казалось, что АСЕАН плюс три возьмет на себя роль построения сообщества в Восточной Азии.
Малайзия считает, что, несмотря на «путаницу», незадолго до второго EAS роль построения сообщества по-прежнему возложена на АСЕАН плюс три. Китай явно согласился, тогда как Япония и Индия считали, что ВАС должна быть в центре внимания Восточноазиатского сообщества.
После первого EAS возможность EAS играть роль построения сообщества была поставлена под сомнение , и Генеральный секретарь АСЕАН Онг Кенг Йонг назвал EAS не более чем «форумом для мозгового штурма». Тем не менее, в заявлении председателя для прессы по поводу седьмой встречи министров иностранных дел стран АСЕАН и трех министров иностранных дел Куала-Лумпур 26 июля 2006 г.
25. Министры приветствовали созыв Восточноазиатского саммита как форума для диалога по широким стратегическим, политическим и экономическим вопросам, представляющим общий интерес, с целью содействия миру, стабильности и экономическому процветанию в Восточной Азии. В этом отношении они признали, что Восточноазиатский саммит может внести значительный вклад в достижение долгосрочной цели создания восточноазиатского сообщества.
Оказалось, что с течением времени после первой EAS внимание было меньше сосредоточено на том, играет ли EAS роль в построении сообщества по сравнению с какой ролью, и является ли она вторичной по отношению к АСЕАН плюс три. К середине 2006 года китайский новостной сайт Xinhua Net предположил, что сообщество возникнет в результате двухэтапного процесса: первая фаза — АСЕАН плюс три, а вторая — EAS. В параграфе 43 совместной китайско-индийской декларации от 21 ноября 2006 г. EAS увязывается с процессом Восточноазиатского сообщества.
Модель концентрического круга процесса сообщества с АСЕАН в центре, АСЕАН плюс три в следующем диапазоне и Восточноазиатский саммит во внешнем диапазоне поддерживается Вторым совместным заявлением о сотрудничестве в Восточной Азии на основе основ сотрудничества АСЕАН плюс три. который сказал:
III. В ожидании десятилетия консолидации и более тесной интеграции (2007–2017 гг.)
A. Определение целей и ролей сотрудничества «АСЕАН плюс три» в формирующейся региональной архитектуре
1. Мы подтвердили, что процесс «АСЕАН плюс три» останется основным средством достижения долгосрочная цель построения восточноазиатского сообщества с АСЕАН в качестве движущей силы.
.
3. Мы признали и поддержали взаимоусиливающие и дополняющие роли процесса «АСЕАН плюс три» и таких региональных форумов, как ВАС, АРФ, АТЭС и АСЕМ, для содействия построению восточноазиатского сообщества.
4. Мы подтвердили, что восточноазиатская интеграция — это открытый, прозрачный, инклюзивный и дальновидный процесс, приносящий взаимную выгоду и поддерживающий общие международные ценности для достижения мира, стабильности, демократии и процветания в регионе. Руководствуясь видением прочного мира и всеобщего процветания в Восточной Азии и за ее пределами, мы будем руководствоваться новыми экономическими потоками, развивающимися стратегическими взаимодействиями и верой в дальнейшее вовлечение всех заинтересованных стран и организаций в реализацию открытой региональной архитектуры, способной к адаптируясь к изменениям и новому динамизму.
В любом случае, строительство сообщества — это не краткосрочный проект. Однако после второго EAS премьер-министр Индии Манмохан Сингх был уверен, что EAS приведет к Восточноазиатскому сообществу. Китай, по-видимому, тоже согласился с этим.
В случае достижения Всеобъемлющее экономическое партнерство для Восточной Азии (CEPEA) станет ощутимым первым шагом в процессе построения сообщества. Второй EAS, кажется, повысил доверие к CEPEA, но все еще является лишь предложением.
Было высказано предположение, что, поскольку EAS состоит из «антирегиона», перспективы его формирования сообщества маловероятны.
Отношения с АСЕАН плюс три
Отношения между ЕСА, с одной стороны, и АСЕАН плюс три, с другой, до сих пор не ясны. Как обсуждалось выше, некоторые страны больше поддерживают более узкую группировку «АСЕАН плюс три», тогда как другие поддерживают более широкую и инклюзивную EAS. АСЕАН плюс три, встреча на которой проводится с декабря 1997 года, имеет историю, в том числе Чиангмайскую инициативу, которая, по всей видимости, привела к развитию азиатской валютной единицы . Это может быть важно для тех, кто отстаивает более широкую роль EAS в будущем.
Напряженность между группировками распространяется и на намерения соответствующих членов в отношении будущих соглашений о свободной торговле с Китаем и Южной Кореей, сфокусированными на АСЕАН плюс три, а Япония — на более широких членах ЕАС.
Азиатский финансовый кризис 1997 продемонстрировал необходимость создания региональных групп и инициатив. Это было в то время, когда началась «АСЕАН плюс три», и в то же время обсуждался восточноазиатский фракционный комитет.
EAS — это всего лишь одна региональная группировка, и некоторые члены преуменьшают ее значение. Бывший премьер-министр Австралии Джон Ховард заявил, что EAS был второстепенным региональным саммитом по сравнению с APEC, который, по его мнению, играет первостепенную роль. Не все члены ВАС, особенно Индия, являются членами АТЭС. Однако, поскольку встречи EAS запланированы на встречи ASEAN Plus Three (они оба следуют за ежегодными встречами ASEAN), и все члены ASEAN Plus Three являются членами EAS, способность этих двух форумов оставаться актуальными с учетом существования других остается обсуждаемый. Китай заявил, что предпочитает, чтобы ЕС и АСЕАН плюс три существовали бок о бок.
Отношения между АТЭС, АСЕАН плюс три и ВАС оставались неурегулированными до встречи АТЭС 2007 года. После встречи тогдашний премьер-министр Малайзии Абдулла Ахмад Бадави охарактеризовал АСЕАН плюс три в качестве основного инструмента и подразумевал, что АТЭС был меньшим из трех. В то же время малазийский комментатор, пишущий в сингапурской газете, описал концентрические круги для трех с АСЕАН плюс три в центре и АТЭС на внешней стороне, а также предположил, что Инициатива Никай с ее региональными планами, подобными ОЭСР, может обогнать оставшуюся роль для АТЭС.
Страны, присоединяющиеся к процессу саммита
Россия
Россия участвовала в первом ВАС в качестве наблюдателя по приглашению Малайзии, принимавшей в 2005 году, и попросила стать ее членом. Его просьба стать будущим членом была поддержана Китаем и Индией.
Вопрос о членстве в EAS должен был рассматриваться АСЕАН в индивидуальном порядке. АСЕАН решила заморозить новое «членство» ВАС на втором и третьем саммитах.
Статус потенциальных будущих членов обсуждался в Заявлении Председателя 16-го Саммита АСЕАН (9 апреля 2010 г.) следующим образом:
43. Мы признали и поддержали взаимоусиливающую роль процесса АСЕАН + 3, Восточноазиатского саммита (ВАС) и таких региональных форумов, как Региональный форум АСЕАН (АРФ), в целях содействия восточноазиатскому сотрудничеству и диалогу в целях построения взаимопонимания. сообщество в Восточной Азии. В этой связи мы призвали Россию и США углубить свое участие в развивающейся региональной архитектуре, включая возможность их участия в EAS посредством соответствующих условий, принимая во внимание управляемый лидерами, открытый и инклюзивный характер EAS.
АСЕАН официально пригласила США и Россию присоединиться к группе с 2011 года.
Соединенные Штаты
Япония и Индия поддержали включение США и России до их приглашения присоединиться к Восточноазиатскому саммиту.
Президент США Барак Обама объявил свою страну «азиатско-тихоокеанской нацией» в течение первого года своего пребывания у власти. Впоследствии госсекретарь США Хиллари Клинтон посетила Пятую ВАС в октябре 2010 года, а президент Обама посетил шестую ВАС в ноябре 2011 года.
АСЕАН + 8
В апреле и мае 2010 г. обсуждалось, что роль России и США может заключаться в создании новой группировки «АСЕАН + 8», включающей участников Восточноазиатского саммита вместе с США и Россией. АСЕАН + 8 может не встречаться так же регулярно, как саммит в Восточной Азии, из-за логистических трудностей в связи с тем, что президент США обязался проводить ежегодную азиатскую встречу. Такая встреча могла бы проводиться каждые два-три года, чтобы совпасть со встречей АТЭС, проходящей в Азии.
Потенциальные будущие участники
Восточный Тимор и Папуа-Новая Гвинея
Восточный Тимор является кандидатом в члены АСЕАН, претендующим на членство в течение пяти лет (с 2006 г.), и Папуа-Новая Гвинея проявила намерение присоединиться; предположительно новые члены АСЕАН также присоединятся к ВАС.
Другие страны и группы
За несколько лет, особенно в преддверии начала саммитов, к ВАС подключились и другие страны.
В 2006 году Малайзия предложила Пакистан и Монголию в качестве будущих членов. Монголия снова была упомянута Вьетнамом, тогдашним председателем, в 2010 году.
В 2007 году Япония выдвинула Пакистан и Бангладеш в качестве возможных членов.
В 2007 году Европейский союз заявил, что желает играть роль наблюдателя.
В 2008 году Лига арабских государств провела переговоры и выразила желание участвовать в качестве наблюдателя.
В 2017 году Шри-Ланка и Мальдивы были предложены стать возможными участниками Восточноазиатского саммита. Премьер-министр Канады Джастин Трюдо присутствовал в качестве гостя. Он прибыл прямо с саммита АТЭС-2017, который проходил в Дананге , Вьетнам.
Источник