Самоанализ к уроку по русскому языку по теме «Имя существительное как часть речи» 5 класс
Предмет: русский язык
Учебник: Русский язык: 5 класс: в 2 ч. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.,
Название раздела, темы: Морфология. Имя существительное.
Тема урока: «Имя существительное как часть речи»
Тип урока : открытие нового знания
Планируемые результаты (УУД):
Предметные: развить у учащихся умение распознавать имя существительное; определять лексическое значение имён существительных, определять синтаксическую роль существительных в предложении.
Л ичностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; воспитывать умение работать в коллективе, развивать самостоятельность и дисциплинированность.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно давать оценку своей деятельности на уроке.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения приходить к общему решению в совместной деятельности, но и учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь выражать свои мысли и овладевать диалогической формой речи.
Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, построение речевых высказываний.
Формы учебной деятельности : учебное сотрудничество, индивидуальная, совместная учебная работа, работа в парах, учебно–исследовательская деятельность, контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.
Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД :
· Прием рефлексивной деятельности
— Прием «Кластер»
· Метод конкретизации целей обучения
· Метод открытого обсуждения новых знаний
· Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, карточки с заданиями и домашним заданием, лучики для солнца (для рефлексии), стойки (для имён).
Данный урок входит в систему уроков в разделе «Морфология».
При планировании урока мною были учтены возрастные особенности обучающихся.
В соответствии с требованиями к современному уроку тема и цели занятия были сформулированы обучающимися самостоятельно. Цель и задачи урока соответствуют актуальным проблемам методической науки.
На мой взгляд, выбранная структура урока является рациональной для решения поставленных задач, все части урока взаимосвязаны и логически вытекают одна из другой.
Мотивация учебной деятельности была организована мной с помощью предложения – девиза «Ученику – удача, учителю – радость!».
Для повторения ранее изученного материала и актуализации знаний я использовала такой приём, как кластер, который позволил детям вспомнить и озвучить значение, вопросы, синтаксическую роль и.
Обобщение и систематизация знаний по теме осуществлялись в совместной деятельности учителя и ученика. Для отработки орфографических навыков подобран дидактический материал (стихотворение на этапе открытия нового знания), который способствовал включению обучающихся в активную деятельность на уроке.
Для активизации учебной деятельности в середине урока на этапе открытия новых знаний мною была использована групповая форма работы (работа в парах).
Опрос детей, усвоение знаний, закрепление шли одновременно, что позволяло мне не терять «нить» заинтересованности у учеников и следить за их активностью и должным восприятием материала.
После того, как обучающиеся вспомнили известные им позиции по имени существительному, был осуществлён переход к применению знаний и умений. Для закрепления материала был подобран дидактический материал (ряд слов), который помог обучающимся отработать актуализированные знания, где основным помощником был Кластер , составленный в начале уроке.
Презентация, используемая на протяжении всего урока, способствовала лучшему восприятию материала и заданий, кроме того, активизировала и сохраняла на протяжении всего урока внимание обучающихся, развивала познавательный интерес, способствовала быстрому включению обучающихся в работу.
Для раскрытия материала урока мною выбраны словесные методы совместной деятельности с классом, что позволило обучающимся находиться в активном рабочем, но не напряженном состоянии, что, безусловно, отразилось на результатах урока.
Также на уроке применялись методы обучения: словесно-репродуктивный, частично-поисковый. Использовались приёмы технологии критического мышления (кластер).
На уроке применялись элементы следующих современных образовательных технологий: Технологии развития критического мышления ( Кластер) – служат для активизации мыслительной деятельности; информационной технологии (презентация) –делает процесс обучения более ярким, визуализирует учебный материал, делает более понятным и доступным; груп повой технологии (работа в парах) – позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке, развивает ответственность за совместные действия; здоровьесберегающей технологии – чёткая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности.
Изучаемый материал подавалася поэтапно , от простого к сложному.
Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, диалог, письмо.
Применение на уроке рабочих карточек позволило сэкономить время на списывании и сохранить активный темп работы на уроке.
Характер упражнений достаточной степени сложности. Задания рассчитаны на обучающихся, имеющих средний уровень развития.
На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение с обучающимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Можно сделать вывод, что выбранная мною форма проведения урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.
В течение всего урока осуществлялся контроль знаний, умений и навыков обучающихся. Контроль усвоения знаний не был выделен в отдельный этап урока и проходил на протяжении всего урока. Осуществлялся самоконтроль со стороны обучающихся.
Обучающимся была дана возможность самостоятельно оценивать свою работу на уроке при выполнении заданий в парах (самоконтроль).
Домашнее задание представлено также на карточке для экономии времени.
В конце урока совместно подведен итог работы над темой, что способствовало целостности и завершенности занятия в целом. Выводы формулировались детьми и являлись результатом их деятельности.
С помощью выводов урока и «Солнечного настроения» проведена рефлексия , тем самым обучающиеся были направлены на обратную связь.
Время , отведенное на каждый этап урока, распределено рационально, оно было просчитано заранее и позволило выполнить запланированные задания.
Активность класса, работоспособность обучающихся на разных этапах урока оптимальные. Организация самостоятельной учебной работы обучающихся умело сочеталась с другими видами деятельности. За счет чередования видов деятельности на уроке была исключена возможность перегрузки. Работа на уроке не являлась монотонной и однообразной.
Сочетание избранных форм работы на уроке (индивидуальная, фронтальная, групповая) рациональное, эффективное и целесообразное. Работа в парах на уроке служила для объединения усилий учащихся для достижения целей урока, для создания условий взаимопомощи, совершенствования коммуникативных навыков. Также групповая работа отвечала возрастным особенностям учащихся: компенсировала потребность общения со сверстниками.
В ходе занятия я старалась в равной степени взаимодействовать со всеми учениками и задействовать их в деятельности различных видов, поддерживала обучающихся, сталкивающихся с трудностями, делала небольшие подсказки, давала необходимые пояснения, старалась так организовать работу, чтобы каждый ученик смог проявить себя, показал свои способности.
На протяжении всего урока присутствовали поощрения «Замечательно, ребята», «Молодцы» и т.д., что создавало ситуацию успеха для каждого ученика и, соответственно, способствовало созданию продуктивной атмосферы в ходе всего занятия.
На уроке преобладал демократический стиль общения педагога с учащимися. Благоприятный психологический климат благотворно влиял на работу, повышал внимание и сосредоточенность обучающихся. Эмоциональность занятия повышала работоспособность детей.
Проанализировав занятие можно сделать вывод: заявленные цели находили отражение в каждом этапе урока. Прослеживались взаимосвязь всех этапов (наличие выводов после каждого этапа и итог в конце урока), что способствовало обеспечению целостности и завершенности занятия.
Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность. Руководствуясь вышеизложенной информацией, считаю цели и задачи урока достигнутыми. Считаю, что урок проведён методически верно, соответствует современным требованиям.
Источник
Самоанализ урока «Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имени существительного» по русскому языку в 4 кл.
Сообщество взаимопомощи учителей http :// pedsovet . su /
Разработки уроков, статьи по методике преподавания и обучения, бланки документов, рекомендации для
Самоанализ урока русского языка в 4 классе
Сегодня вы присутствовали на уроке русского языка в 4 в классе, ОС «Школа 2100». В классе обучается 20 человек: 10 мальчиков и 10 девочек. Социальная ситуация в классе такова. Из 20 детей 3 детей опекаемые (1-круглый сирота), опекуны — бабушки, 1 ребенка из класса воспитывает тетя, 4 детей из малообеспеченных семей, 2 из многодетных, 2 ребенка имеют справку ПМПК. Все дети из благополучных семей.
Состав класса неоднороден. Высокий уровень знаний, умеренная и стабильная работоспособность, быстрый продуктивный темп учебной деятельности, высокий и стойкий интерес к учебным заданиям характерен для 6 человек — 30%. Эти ребята легко и быстро усваивают материал.
Средний уровень знаний, стабильная работоспособность, умеренный темп учебной деятельности, выраженный и непостоянный интерес к учебным заданиям у 40% учащихся (8 человек). Эти дети чаще всего работают по образцу, им необходимо повторное объяснение.
Низкий уровень знаний, неустойчивая работоспособность, медленный темп учебной деятельности, слабый интерес к учебным заданиям — 6 человек (30%). Эти ребята не всегда в полном объеме усваивают материал, даже после длительной тренировки. В целом успеваемость класса 100%, качество 50%.
На данном уроке присутствовало 20 человек.
Тема урока : Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имени существительного.
Цель урока : систематизировать знания обучающихся о грамматических и морфологических признаках имени существительного через организацию совместной деятельности.
повторение признаков имени существительного.
развитие устной и объяснительной речи, расширение и обогащение словарного запаса, умение размышлять и формулировать свои мысли, высказывать вслух, воспринимать речь
воспитание уважения к чужому мнению, умение работать в группе (паре), проводить рефлексию своей деятельности
умение осознавать и определять свои эмоции, осознавать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию, взаимопониманию
извлекать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы:
осуществлять анализ, строить рассуждение
формулировать тему и цель урока;
работать по плану.
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других;
договариваться, приходить к общему решению, задавать вопросы
Тип урока : обобщение и систематизация знаний
Место урока в системе уроков: урок №46. По разделу «Имя существительное» из 33 уроков — 1 урок
Элементы технологии: деятельностного метода, ТРКМ, здоровьесберегающая.
работа с учебной книгой.
Формы работы: фронтальная, групповая (в паре), индивидуальная.
Кластер — графический прием систематизации материала;
Принятия и сохранения цели;
Планирование своей деятельности.
речевые, компьютер, проектор, программа формирования УУД, презентация, рабочие тетради, учебник «Русский язык» 1 часть Р.Н. Бунеев.
Реализация цели осуществлялась через содержание урока, в котором выделяю следующие этапы
I. Организационно-мотивационный этап.
II . Операционно-деятельностный этап.
III . Рефлексивно-оценочный этап
На уроке реализованы принципы обучения:
принцип деятельности: учащиеся участвовали в повторении, обобщении знаний, что способствовало успешному формированию общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
принцип целостности: формирование у учащихся обобщенного системного представления об имени существительном как части речи;
принцип психологической комфортности: создание на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества,развитие диалоговых форм общения.
Для достижения цели урока была организована фронтальная, групповая (парная), индивидуальная работа.
Применение фронтальной и индивидуальной работы способствовало проявлению индивидуальных качеств и инициативы каждого ученика, учит обучающихся слушать и слышать мнение других, выбирать верное решение.
Использование групповой (парной) работы позволяет решить следующие задачи:
возрастает глубина, понимание материала, познавательная активность;
меняется характер взаимоотношений между обучающимися,исчезает безразличие;
учащиеся приобретают знания необходимые для жизни в обществе навыки6 такт,умение строить свое поведение с учетом позиций другого человека.
Организация контроля осуществлялась через формы:
словесная характеристика (оценка);
самооценка (Карта успеха);
Самооценка и взаимопроверка приучает детей объективно оценивать результаты деятельности товарища и свои возможные достижения.
Считаю,что содержание урока,методы,формы способствовали достижению следующих результатов урока:
Личностные: умение осознавать и определять свои эмоции, осознавать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию, взаимопониманию.
Метапредметные: зачитать формируемые УУД.
Предметные: производить морфологический разбор имени существительного, правильно писать слова с изученными орфограммами, производить синтаксический разбор предложения, образовывать существительные — подбирать слова, воспринимать их на слух.
Таким образом, решение задач урока способствовало достижению его цели.
Источник