- Виды экскурсий, условия и технология организации экскурсий как формы экологического образования младших школьников
- [Методика преподавания] Самостоятельная работа учащихся во время проведения экскурсии
- Структура учебной экскурсии и методика ее проведения
- Подготовка экскурсии
- Проведение экскурсии
- Обработка материалов экскурсии и подведение ее итогов
- Проектирование экскурсии
- Типовая технологическая карта экскурсии
Виды экскурсий, условия и технология организации экскурсий как формы экологического образования младших школьников
Самостоятельная работа учащихся по изучению объекта. На этом этапе ведущим является метод наблюдений. Эта деятельность детей не должна быть оставлена без внимания учителя. Может возникнуть необходимость дать дополнительные разъяснения по заданиям всем или отдельным учащимся, заменить объекты исследования, оказать помощь в сборах и т.п.
Обсуждение результатов самостоятельной работы. Оно может протекать по-разному. Если экскурсия проводится как фронтальная, то обсуждение результатов самостоятельной работы проводится после выполненного каждого задания. Если учащиеся выполняют сразу несколько одинаковых заданий и организованы по группам, то в коллективном обсуждении от групп могут выступить отдельные учащиеся. В этом случае по наблюдаемым объектам общее знание. Если у групп были разные задания и по разным объектам, каждая группа доводит до сведения других групп свои исследования. При этом очень важно, чтобы дети не только рассказывали о результатах самостоятельной работы, но и подтверждали их демонстрацией наблюдаемых объектов, создавали возможности для других групп выполнить фрагментарно некоторые наблюдения;
Обобщение и формулировка вывода.
Если на экскурсии предусмотрены сборы, то они могут быть выполнены в конце экскурсии или по ее ходу, по мере выполнения задания.
Домашнего задания после экскурсии может и не быть, но классу можно предложить выполнить соответствующие задания в рабочих тетрадях, провести аналогичные наблюдения в другом месте. Дополнить наблюдения на экскурсии другими наблюдениями за объектами, которых не было на месте экскурсии.
В начале любой природоведческой экскурсии, учитель (экскурсовод) знакомит детей с правилами поведения в лесу, предупреждает их о необходимости бережного отношения к растениям и животным. Можно раздать ученикам «Памятку об охране природы». В памятке содержатся указания о том, что в лесу нельзя шуметь, близко подходит к гнездовьям птиц и жилью зверей, портить деревья, следует аккуратно обращаться с огнем, соблюдать правила противопожарной безопасности, оберегать красоту и богатство родной Земли.
Особенности показа объектов природоведческой экскурсии определяется самыми объектами природы, правильным выбором места показа. Так, для показа окружающего природного комплекса, как правило, следует выбирать самую высокую точку. Здесь дается общий обзор природного комплекса. Например, лес как единый экскурсионный объект рассматривается на значительном удалении от него так, чтобы угол зрения составил 18-29° от места показа. Это дает экскурсантам возможность увидеть необъятность и величие леса, его красоту и разноцветье.
С отдельными породами деревьев знакомятся как с самостоятельными объектами. Место показа выбирается на расстоянии, в два-два с половиной раза больше, чем высота дерева, т.е.угол зрения составляет 45°.
Начинается показ с общего обзора дерева и сообщения необходимых сведений о нем: название, семейство, вид, родина, срок жизни, высота, величина, характер кроны (пирамидная, шапкообразная, шаровидная, кудрявая, с плакучими ветвями), особенности и цвет ствола(прямой, разветвленный, вьющийся, стелющийся), корневая система, почвы, среда обитания, особенности строения листьев, хвои, их аромат, цвет, время цветения, плоды, их окраска, время созревания, древесина.
Память как высшая психическая функция человека
В греческой мифологии есть богиня памяти Мнемозина (от греч. слова «воспоминание»). По имени своей богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью. В научной психологии проблема памяти является «ровесницей психологии как науки” (П.П.Блонск .
Формирование у воспитанников знаний и навыков жизнедеятельности в интернате
Целью формирующего этапа эксперимента стало формирование знаний и навыков поведения воспитанников, их жизнедеятельности в условиях интернатного учреждения. Задачи: 1. Разработать опытную программу положительной жизнедеятельности субъектов интерната – учащихся .
Источник
[Методика преподавания] Самостоятельная работа учащихся во время проведения экскурсии
81 в vp-pedsovet
Важнейшим этапом урока-экскурсии является самостоятельная работа учащихся, в ходе которой с целью усвоения, систематизации и применения знаний, умений и навыков дети проводят наблюдения за предметами и объектами неживой и живой природы.
Экскурсия предусматривает самостоятельную работу учащихся. Попробуем разобраться, как правильно все организовать, чтобы занятие было интересным.
На данном этапе урока каждой группе учащихся дается задание для самостоятельной работы. Кроме этого происходит организация детей к ее выполнению, назначаются ответственные за оборудование ребята, готовятся индивидуальные карточки.
Проводя зимнюю экскурсию в природу (лес, парк, лесополосу) можно предложить детям для самостоятельной работы такие вопросы-задачи:
- определить толщину снежного покрова в разных местах (на опушке леса, в лесу — среди деревьев и на поляне)
- проверить, как зимуют травы;
- назвать деревья, сбрасывают листья и в которых они остаются на зиму;
- найти березу, сосну, ель, дуб и определить, чем они отличаются между собой;
- провести наблюдение за оседлыми и зимующими птицами (описать их внешний вид, понаблюдать за питанием, повадками и т.п.);
- описать внешний вид зверей, которых ты увидел.
В задачи следует включать только материал, который можно изучить на экскурсии. Если школьники в данный момент этого не видят, об этом говорить не следует. Однако иногда это делать нецелесообразно. Иногда при наблюдении конкретных предметов и явлений дети делают ошибочные выводы. В таком случае надо провести дополнительные наблюдения, доказать ошибочность выводов учеников.
Не менее интересно можн о организовать и летнюю экскурсию.
Учитель не должен долго объяснять, надо привлекать детей к активной самостоятельной работы, можно описывать формы рельефа своей местности, проводить наблюдения за погодой, внутренними водами родного края.
На уроке-экскурсии, как и на предметном, учителю нужно следить за работой учащихся. В случае необходимости нужно помогать ребятам, однако нельзя подсказывать готовый ответ и выполнять ученика работу.
На экскурсии труднее, чем в классе, сосредоточить внимание детей. Поэтому нужно разнообразить методы и приемы работы во время урока-экскурсии. Дети делают зарисовки, записи, измерения, собирают материал для коллекции, гербариев, проводят наблюдения за задачами.
После завершения самостоятельной работы проводится беседа. Дети докладывают о результатах своих наблюдений. Беседу можно проводить после выполнения каждого задания, по которому работают звена. Материалы экскурсий используются во время уроков.
В конце экскурсии необходимо подвести итог: указать основные сведения, о которых ученики узнали во время экскурсии, отметить работу лучших учеников, сделать замечание относительно дисциплины.
Итак, во время учебной экскурсии педагог должен способствовать формированию у учащихся естественных понятий, составляющих основу знаний о природе.
Автор поста Ксения, @oksi-m
Фото из личного архива автора
Источник
Структура учебной экскурсии и методика ее проведения
Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы. Дидактические основы проведения учебных экскурсий состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению этой задачи должна быть подчинена структура и методика экскурсий.
Рассмотрим структуру экскурсии, которая состоит из нескольких этапов:
- подготовка экскурсии;
- проведение экскурсии: выход учащихся к изучаемым объектам, усвоение и закрепление учебного материала по теме занятий;
- заключение: обработка материалов экскурсии и подведение ее итогов.
Необходимо отметить, что важной особенностью школьной экскурсии является еще один этап ― использование ее результатов на последующих уроках и в других формах обучения биологии. Условия эффективности учебной экскурсии в основном совпадают с требованиями, предъявленными к уроку, и зависят от согласованности всех ее элементов.
Определяя место экскурсии в обучении учащихся Б.Е. Райков писал: «Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспитательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой особенно добросовестного и любящего свое дело преподавателя, но неотъемлемой составной частью учебного плана школы».
Учебные экскурсии должны определяться и координироваться с общим планом обучения и общими образовательными задачами, преследуемыми школой.
Подготовка экскурсии
Каждая учебная экскурсия требует тщательной подготовки плана проведения. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, ставятся вопросы, которые возможно разрешить только на экскурсии, распределяются задания для наблюдений и сборов.
Подготовка экскурсии осуществляется поэтапно:
- Выбор темы экскурсии и определение ее цели.
Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Тематика ― существенный признак каждой экскурсии.
Тема экскурсии ― это краткая формулировка, отражающая проблему и содержание экскурсии. Определяется тема, прежде всего, целями и задачами экскурсии.
Тема экскурсии тесно взаимосвязана с объектами, поскольку основывается на том материале, который может быть сообщен учащимся при показе этих объектов. Тема определяет содержание экскурсии.
Правильное определение цели планируемой экскурсии помогает определить содержательную, идейную и нравственную направленность экскурсии, способствует эффективному отбору и освещению материала будущего мероприятия.
Цели экскурсии – воспитание, обучение и развитие учащихся, но основная цель школьных экскурсий – углубленное изучение школьной программы.
Цель нельзя смешивать с задачами, стоящими перед экскурсией. Цель определяет ожидаемый конечный результат экскурсии, раскрывая актуальность темы. Задачи же экскурсии локальны и конкретны, и представляют собой этапы достижения цели.
Целями экскурсии могут выступать:
- воспитание патриотизма;
- интернациональное воспитание;
- трудовое воспитание;
- эстетическое воспитание;
- экологические воспитание;
- знакомство с особенностями природы края
- расширение кругозора.
Нужно четко определить задачи экскурсии. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, учащимся предлагаются вопросы, которые нужно разрешить в ходе экскурсии, между учениками распределяются задания для наблюдений и по сбору материала.
- Отбор содержания по теме экскурсии.
Теоретический и фактический материал необходимо тщательно изучить, законспектировать, но весь его включать в экскурсию не следует. Отбирая материал, прежде всего, необходимо учитывать его связь с объектами показа. Отобранный для текста экскурсии материал должен быть максимально раскрыт при осмотре объектов. По теме экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, с которыми должен ознакомиться ученик.
- Отбор и изучение экскурсионных объектов.
Для раскрытия темы экскурсии решающее значение имеет правильный отбор объектов. Объекты являются зрительной основой экскурсии, на их показе строится рассказ. Из всех объектов учитель отбирает самые интересные по внешнему виду и по информативности. При отборе объектов учитываются их воспитательное значение, сохранность, а также наличие материала, необходимого для раскрытия экскурсионной темы.
Объектами внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой.
Во время предварительного изучения объектов важно не только установить их количество и выбрать конкретное место для ознакомления с ними, но и обдумать методы работы на той или иной остановке. Методы должны быть разнообразными в зависимости от содержания и места экскурсии. Если учитель мало знаком с флорой и фауной данной территории, то необходимо просмотреть имеющиеся гербарии, коллекции, справочную литературу и определители растений и животных. Такая предварительная работа поможет педагогу составить план проведения экскурсии.
Маршрут экскурсии ― это путь следования учащихся с учителем, связанный с процессом показа объектов. При составлении маршрута необходимо соблюдать два правила: во-первых, показ объектов должен вестись в логической последовательности и, во-вторых, маршрут должен обеспечить показ объектов, необходимых для наиболее полного раскрытия темы экскурсии. Маршрут должен быть компактным, чтобы не допускать слишком длинных пауз и не нарушать целостности рассказа.
Нельзя вести экскурсию по неизвестной для учителя местности. За день-два до экскурсии учитель обязательно проходит по намеченному маршруту, так как даже за короткий промежуток времени здесь могли произойти значительные изменения, осматривает местность, намечает объекты внимания — остановки для объяснений, самостоятельных работ, сбора материала для обобщающей беседы. Разрабатывает маршрут экскурсии, места переходов, остановок и отдыха.
Очень важно подготовить учащихся к экскурсии. Необходимо заранее сосредоточить их внимание на определенных объектах, объяснить, как надо проводить их наблюдение. Предварительно учитель может ознакомить детей с маршрутом экскурсии, чтобы они могли ориентироваться на местности, и с требованиями к проведению экскурсии.
Школьники должны быть обеспечены соответствующим снаряжением: блокноты и карандаши для записи, ботанизирки и коробки
для сбора материала, лупы, сачки, копалки и прочее оборудование, в зависимости от содержания экскурсии. Отсутствие или нехватка снаряжения приводит к тому, что часть ребят не будет принимать участие в самостоятельной работе, оставшись без дела, они могут переключиться на другой объект, не относящийся к содержанию экскурсии. Нарушается дисциплина, снижается интерес к работе, не выполняются намеченные задания. Все это отражается на ходе экскурсии и усвоении материала.
Проведение экскурсии
Перед выходом из школы учитель напоминает тему и цели экскурсии, раздает учебное оборудование. Учащимся напоминаются правила поведения в ходе экскурсии. К вопросам техники ведения экскурсии относятся: начало экскурсии, поддержание дисциплины, обеспечение техники безопасности, передвижение учащихся от объекта к объекту. В ходе экскурсии учитель соблюдает три основных части: показ, рассказ и движение. Показ – главная часть экскурсии. Рассказ должен идти после показа объекта.
Экскурсия не должна быть очень продолжительной и быть идентичной уроку или лекции под открытым небом с демонстрацией природных объектов, встречающихся на пути. Содержание экскурсии должно следовать ее теме и целям.
Экскурсия обычно начинается с введения в проблему — рассказа или беседы. Затем учитель поясняет цель и индивидуальные задания для учащихся, определяет место и время их выполнения (не более 20 мин). Задания могут быть общими для всей группы или разными для отдельных групп из двух-пяти школьников. Следует подчеркнуть, что непосредственное общение с природой, самостоятельное ее наблюдение каждым учеником, нахождение нужных объектов среди огромного их многообразия — оставляет у учеников неизгладимые впечатления.
Во время самостоятельной работы учитель обходит все группы, помогает найти нужные объекты, охарактеризовать наблюдения, подготовить материал для дальнейшей его обработки после экскурсии.
В установленное время ученики собираются вместе, чтобы обсудить проделанную работу, наблюдения и находки. Соблюдение определенной последовательности в отчетах школьников по самостоятельной работе помогает преподавателю раскрыть содержание темы экскурсии. Учитель дополняет и обобщает сообщения детей, помогает правильно разложить собранный материал для составления гербария или коллекции (личной или для школы), рекомендует животных отпустить, а растения с корнями прикопать в местах их сбора. Учитель разрешает взять некоторые растения и мелких животных (насекомые, черви) для уголка живой природы и посадки на школьном участке.
Обработка материалов экскурсии и подведение ее итогов
Обработка результатов экскурсии проводится по возвращении в школу. Результаты наблюдений фиксируются в рабочей тетради или в дневниках наблюдений. Собранный природный материал систематизируется.
Очень важно провести закрепление материала экскурсии. Учитель должен восстановить в памяти участников весь ход экскурсии, более подробно разъясняя все виденное и дополняя и углубляя затронутые на экскурсии вопросы. При этом частные детали складываются в одно целое, и экскурсия оставляет то единство впечатления, которое так важно в образовательном смысле.
В ходе проведения экскурсии могут быть использованы различные методы обучения:
Словесные:
- Описание ― это подробное изложение материала об объекте, последовательное перечисление основных его свойств и качеств, а также определение наиболее существенных сторон и явлений, процессов, событий, связанных с объектом.
- Объяснение ― это прием, с помощью которого освещаются внутренние связи объекта, выясняются причины события, явления, факта, при этом рассказ носит доказательный характер.
- Комментирование ― данный прием используется в тех экскурсиях, в которых объект показывается в движении, изменяется во время наблюдения.
- Прием новизны состоит в том, что в ходе рассказа по теме учителем сообщаются факты и примеры, не известные ученикам. Этот прием используется учителем в тот момент, когда необходимо привлечь внимание учащихся к объекту, сделать его восприятие более эффективным.
- Прием дискуссионной ситуации, используя этот прием, учитель выдвигает в своем рассказе такое положение, которое вызывает дискуссионную ситуацию. Этот прием дает возможность в части экскурсии заменить монологическую форму материала открытым диалогом. Свою точку зрения по выдвинутому положению высказывают ученики. Затем учитель или учащиеся, подводя итоги, делают выводы.
- Прием проблемной ситуации состоит в том, что в рассказе учителя ставится проблема, связанная с темой экскурсии. Постановка проблемы перед учащимися заставляет их задуматься и понуждает найти правильный ответ на поставленные учителем вопросы.
Наглядные:
В качестве источника знаний выступают различные наглядные объекты. Эти методы обучения играют главенствующую роль на экскурсиях.
- наблюдение ― это целенаправленное восприятие объектов или явлений с последующим фиксированием материала;
- рассматривание объекта ― детальное наблюдение за фиксированным материалом;
- демонстрация натуральных средств наглядности.
Практические:
В ходе проведения экскурсии основным источником знаний является практическая деятельность учащихся, деятельность учителя сводится к инструктажу и контролю над выполнением практической работы. В ходе данной работы целесообразно использовать следующие приемы:
- работа по распознаванию и определению объекта;
- работа с раздаточным материалом;
- работа по уходу и выращиванию растений и животных;
- 3постановка учащимися эксперимента.
Особое место среди практических методов обучения занимает эксперимент. Он может быть длительным и кратковременным. Проводится в основном при изучении различных физиологических процессов.
Методика проведения экскурсий в широком плане представляет собой систему задач и требований, способов и приемов показа и рассказа в ходе изучения тем экскурсий, самых различных по своим целям. Методика проведения конкретной экскурсии является программой действия учителя по демонстрации объектов, организации их наблюдения учащимися, использования определенных методических приемов показа и рассказа. С одной стороны, методика близка к научной дисциплине, а с другой — она представляет собой реализацию требований этой дисциплины на практике.
Проектирование экскурсии
Как для урока, так и для экскурсии учитель разрабатывает план ее проведения и составляет конспект/технологическую карту. В них определяется:
- Тема экскурсии, ее цель и задачи.
- Маршрут экскурсии. Следует заметить, что маршрут — это не путь движения школьников, а логически связанные между собой «объекты внимания», остановки для наблюдений и изучения природных предметов и явлений.
- Снаряжение экскурсии: необходимое оборудование для учителя, для самостоятельной работы школьников и для сбора при родного материала; заранее заготовленные карточки с заданиями для индивидуальной или групповой деятельности детей во время экскурсии.
- Вводная беседа по теме экскурсии и распределение заданий (5 -7 мин).
- Самостоятельная работа по заданиям (20 мин).
- Отчеты по выполнению заданий, обсуждение наблюдений и собранного фактического материала по теме экскурсии, их обобщение (10 — 15 мин).
- Итоговая беседа по теме экскурсии (3 — 5 мин).
- Осмотр территории и приведение ее в порядок.
- Общее заключение по экскурсии (в природе).
- Обработка (в классе, дома) учениками собранного (на экскурсии) материала и подготовка отчета, сообщения.
Конспект/технологическая карта определяет логическую последовательность осмотра объектов на маршруте и включают пространственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии: продолжительность, протяженность, месторасположение остановок, точек обзора, основные творческие задачи учителя на каждом этапе.
Рассмотрим составление технологической карты экскурсии. Технологическая карта излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она должна отвечать следующим требованиям:
- подсказать учителю пути для раскрытия темы;
- вооружить его наиболее эффективными методическими приемами.
Технологическая карта должна содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии, учитывать дидактические требования, соединять показ и рассказ в единое целое. Технологическая карта составляется на каждую тему экскурсии, в том числе и при дифференцированном подходе к подготовке и проведению экскурсии.
Технологическая карта состоит их трех разделов: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение не разносятся по графам. Эффективность технологической карты зависит от правильного заполнения граф. Объем карты зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута.
Типовая технологическая карта экскурсии
1-й лист — титульный. На нем указываются следующие данные:
Технологическая карта экскурсии на тему «…….», класс____
Источник