Сближению правовых систем различных стран пример

Сближение правовых систем современности

Сближение и взаимодействие правовых систем – глобальное явление, носящее закономерный характер.

Интегрирование правовых систем. Объективные потребности сегодняшнего мирового сообщества – происходящие процессы глобализации и коллективный метод разрешения крупномасштабных проблем, генерируют интеграции различных национальных правовых систем отдельных государств. В этом проявляет свою значимость и актуальность правовая компаративистика. Для формирования более гибкой правовой системы в России, в целях ее непрерывной модернизации и совершенствования, целесообразно провести фундаментальное и всестороннее исследование различных вариаций национальных правовых систем, содержащих черты нескольких правовых семей[61].

Ярким примером такого сочетания характерных атрибутов различных правовых семей выступает право США[62]. Американское право представляет собой воплощение характерных признаков классического англо-саксонского права, из-за чего отечественными исследователями нередко подпадает по категорию общего права[63], и имеет определенные черты присущие романо-германской правовой семье, особенно в сфере систематизации законодательства и построения формы правления. Двойственный характер правовой системы США обусловлен рядом факторов: эволюционным процессом формирования американского права; особенностями формы правления и государственного устройства; правовой психологией и идеологией.

Правовая аккультурация– это усвоение и использование правовых ценностей, норм, институтов, процедур, решений, форм и видов юридической деятельности, заимствованных у других правовых систем[64].

Правовая рецепция – 1) добровольное восприятие той или иной страной права другой страны; 2) разновидность правовой аккультурации (глобальная правовая аккультурация), выраженная в заимствовании компонентов чужого правового наследия, при котором происходит принципиальное изменение своей правовой культуры[65].

В. А. Рыбаков: рецепция права – это санкционированное правотворчество, в основе которого лежит правовой материал других стран. Включение рецепции в правотворческий процесс представляет собой своеобразный защитный механизм от прямого вторжения инородных норм в суверенную национальную систему права. Чтобы этот способ развития права был эффективен, необходимо учитывать сходство задействованных типов права, оценить пределы совпадения предмета их правового регулирования, системный характер права, а также располагать полной информацией о практике заимствуемого правового материала. Тотальная (полная) рецепция права невозможна. Она приводит к юридической декультурации, разрушению правовой культуры реципиента[66].

Читайте также:  Страны с самой высокой плотностью населения южная америка

Сближение законодательства.Процесс сближения национальных законодательств означает: 1) выработку общего курса правового развития; 2) осуществление мер по преодолению правовых различий; 3) принятие мер по выработке общих, совместных или единичных юридических правил[67].

Гармонизация законодательства – деятельность по согласованию норм национального законодательства государства с нормами международного права, в т. ч. с нормами международной организации или конфедерации.

Принятие модельных законодательных актов.Модельные законодательные акты носят рекомендательный характер и служат ориентиром для развития и сближения национальных законодательств, в которых содержаться типичные нормы, дающие нормативную ориентацию для законодателя.

Унификация законодательства– установление путем соглашения между государствами единообразных по содержанию правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений[68].

Формы унификации законодательства: заключение международных договоров, принятие модельных рекомендательных законодательных актов, применение примерных договоров международных организаций, использование международных обычаев[69].

Трансформация и имплементация норм международного права в национальное законодательство. Трансформация осуществляется путем издания государством соответствующего нормативного правового акта. В зависимости от его вида она подразделяется на генеральную (общую) и специальную. При генеральной трансформации для решения вопроса о проникновении международного права во внутригосударственное создается общая конституционная норма. Она придает международно-правовым нормам силу внутригосударственного действия.

Специальная трансформация заключается в придании государством конкретным нормам международного права силы внутригосударственного действия путем их текстуального воспроизведения в национальном законе или включения в него положений, адаптированных к национальному праву, или путем законодательного выражения согласия на их применение иным способом.

Имплементация норм международного права в национальное законодательство – процесс практического использования норм международного права, их реализацию, выраженную в нормотворческой деятельности (создание имплементационных норм) и деятельности организационно-исполнительной[70].

Международная правовая помощь.Виды правовой помощи:

1) правовая помощь юрисдикционного характера по гражданским и уголовным делам – процессуальные действия, осуществляемые органами государства на основе запросов органов иностранного государства;

2) обмен правовой информацией;

3) взаимодействие парламентов и их комитетов;

4) научно-методическая и образовательная помощь в юридической сфере.

Г. Дж. Берман о западной традиции права: «все западные правовые системы – английская, французская, германская, итальянская и др. имеют общие исторические корни, из которых они выводят не только общую терминологию и общие методы, но и общие понятия, общие принципы права и общие ценности»[71]. Общие исторические корни западного права – это римское частное право, каноническое право и философия естественного права.

Г. Дж. Берман об основных характеристиках западной традиции права[72]

1. Проводится различие между правовыми институтами и учреждениями и другими типами учреждений. Хотя право остается под сильным влиянием религии, политики, морали, обычая, однако его можно аналитически отличить от них.

2. Управление правовыми учреждениями доверено специальному корпусу людей, занимающихся правовыми действиями на профессиональной основе.

3. Профессиональные юристы обучаются в отдельном разделе высшего образования, определяемом как юридическое образование.

4. Право включает не только правовые учреждения, правовые требования, правовые решения и т. п., но и то, что правоведы говорят об этих правовых учреждениях и решениях.

5. Право воспринимается как связанное целое, единая система, «организм», который развивается во времени и пространстве, через века и поколения.

6. Жизнеспособность понятия организма, «корпуса», или системы права зависит от уверенности в продолжающемся характере права, его способности расти на протяжении веков и поколений.

7. Изменения не происходят случайно, путем нового истолкования прошлого люди стремятся удовлетворить потребности настоящего и будущего. Право не просто продолжается, оно имеет свою историю. Оно рассказывает историю.

8. Историчность права связана с понятием его превосходства над политическими властями. Развивающийся организм права является обязывающим для самого государства.

9. Самая яркая черта западной традиции права – это сосуществование и соревнование внутри одного общества различных юрисдикций и различных правовых систем. Именно этот плюрализм юрисдикций и правовых систем и делает превосходство закона необходимым и возможным. Этот плюрализм права на Западе, который отражал и одновременно укреплял плюрализм политической и экономической жизни Запада, явился, или когда-то являлся, источником развития, или роста – правового, равно как экономического и политического. Он также стал, или когда-то был, источником свободы.

10. Существующая напряженность между идеями и реальностью, между динамическими качествами и стабильностью, между трансцендентностью и имманентностью западной традиции права периодически приводила к насильственному свержению правовых систем путем революции. Несмотря на это, сама традиция права, которая больше любой из составляющих ее правовых систем, выжила и даже обновилась в ходе этих революций.

Только четыре – первые четыре – из десяти основных отличительных черт западной традиции права, по мнению Г. Дж. Бермана, продолжают характеризовать западное право сегодня[73].

Источник

Сближение правовых систем в свете сравнительного правоведения.

Сравнительное правоведение и сближение правовых систем самым непосредственным образом связаны между собой. Еще в 1900 г. Э. Ламбер в своем докладе на I Международном конгрессе сравнительного права изложил свое видение данной проблемы. Одна из особенностей его подхода к сравнению национальных правовых систем и созданию реальной базы для унификации со­стояла в том, что в расчет брались не все существовавшие в тот период правовые системы, а лишь те, которые находились на од­ном и том же уровне развития.

Сравнительное правоведение сталкивается не только с тради­ционными проблемами, сопутствующими развитию науки в целом, но и с проблемами, вызванными каждым последующим этапом сложного процесса общественного развития. В качестве основной проблемы, которая на сегодняшний день для сравнительного правоведения считается приоритетной, необходимо выделить, как уже отмечалось ранее, проблему сближения правовых систем, обусловливающую правовую интеграцию и формирования не только локальных, но и общих правовых пространств. Современ­ные процессы, порожденные эпохой глобализации, ставят перед всей юриспруденцией вообще, и перед сравнительным правоведе­нием, в частности, задачу использования потенциала различных правовых семей (систем) в решении масштабных задач, затраги­вающих все человечество либо его части.

Необходимость диалога правовых систем и правовых культур обусловлена неизбежностью сосуществования современных ци­вилизаций, что с каждым днем становится более очевидным. Поскольку замкнутость существования правовых систем приве­дет к застою, в результате чего дальнейшее их развитие стано­вится более проблематичным, поскольку они не смогут соответ­ствовать потребностям и интересам современного общества.

Сравнительное правоведение способствует налаживанию диалога между различными семьями и правовыми культурами, а также мобилизует их потенциал для решения очевидных общечелове­ческих проблем. Выход за рамки национального видения права, примат общечеловеческих ценностей в развитии цивилизации и ее правовой составляющей становится главным требованием в развитии современного общества. Современный мир характеризу­ется нарастающей тенденцией к интеграционным процессам пу­тем взаимодействия правовых систем.

Сравнительное правоведение как очевидное научное явление современности, с одной стороны, и сближение правовых систем как очевидный процесс современной международной практики, с другой, органично дополняют друг друга. В результате сравнительно-правовых исследований сближение правовых систем как неизбежный процесс, присущий современному состоянию обще­ства, становится более прагматичным, прозрачным и предсказу­емым. Этот процесс получает научное обоснование в рамках сравнительного правоведения. В свою очередь, процессы сближе­ния правовых систем создают благоприятную почву для апроба­ции и дальнейшей разработки различных концепций, появивших­ся в рамках сравнительного правоведения.

Так, с помощью методологии сравнительно-правовых исследо­ваний путем выявления общего, различного и особенного в срав­ниваемых объектах формируется основа для сближения право­вых систем. Кроме того, в результате сравнительно-правовых ис­следований выявляются наиболее оптимальные методы и формы сближения правовых систем. Если в одних случаях оптимальной формой такого сближения считается унификация правовых норм, например, в рамках интеграционных процессов в Европейском Союзе, то, в другом случае, более эффективным является приня­тие модельных законодательных актов. Например, данный вид гармонизации законодательства как форма сближения успешно применяется в правовой практике США.

Благодаря сравнительно-правовым исследованиям становится реальным установление возможности и пределов сближения правовых систем, поскольку методика сравнительно-правовых исследований выявляет пределы такого заимствования правовых положений одной правовой системы у другой. Правовое заим­ствование даст ожидаемый результат, если они будут основы­ваться на методологии сравнительно-правовых исследований.

Разработки в рамках сравнительного правоведения, способ­ствуют формированию единого категориально-понятийного аппа­рата, что является необходимым компонентом формально-юри­дического характера, дополняющим содержательный аспект сбли­жения правовых систем. Это имеет особую важность в разра­ботке модельных законодательных актов и унифицированных правовых норм. Это проявляется в разработке общеевропейских нормативно-правовых актов, которые рассчитаны на соблюдение в рамках государств, принадлежащих к романо-германскому и общему праву.

В рамках теоретических разработок в сфере сравнительно­правовых исследований постоянно возникает вопрос о формиро­вании общего, «универсального» права, адекватно отражающего потребности и отвечающего на основные вызовы современного общества в области правового регулирования.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Источник

Закономерности сближения правовых систем и его формы

С первых дней формирования и становления сравнительного правоведения цели и задачи, связанные со сближением правовых систем являлись доминирующими. Имеюли место даже идеи о всемирной унификации права.

Процесс сближения правовых систем носит закономерный характер, обусловленный объективными потребностями развития человечества на современном, этапе. Данный процесс происходит как стихийно, так и планомерно. Например, в результате взаимодействий в социально-экономической сфере (в частности, торговля в приграничных районах). Подчас такое сближение осуществляется стихийно и законодателю остается их зафиксировать в соответствующих нормативно-правовых актах. Тем самым осуществляется унификация некоторых правовых норм разных государств.

Что касается планомерного целенаправленного сближения,

то оно заключается в специально организованной деятельности государств по разработке единообразного правового нормативноправового акта, направленного на регулирование соответствующих норм политической, экономической, социальной, гуманитарной и других сфер жизни общества. То есть данная форма унификации — это специально организованная деятельность по единообразному правовому регулированию в разных сферах международных отношений.

На сегодняшний день ярко выраженные мировые тенденции глобализации неизбежно ведут к взаимодействию, взаимовлиянию национальных правовых систем. Соотношение национальных правовых систем подвижно, оно меняется с учетом задач согласованного правового развития. Его поиск и установление правильного сочетания юридических средств Сближения требуют большого умения и постоянных усилий от теоретиков и практиков.

Взаимодействие правовых систем в современных условиях принимает самые разнообразные формы. Этому способствует диалог правовых систем и правовое заимствование.

Сближение правовых систем может иметь место не только в ряде традиционных областей, например, в морском праве, где всегда господствовало стремление к единообразию норм, но она более активно воспринимается и новыми отраслями и институтами права. Например, космическое право, право воздушного пространства, атомное право и др.

Нормативно-правовая база сближения правовых систем различна, т.е. в рамках каждого направления используются те или иные правовые средства. В одних случаях — это программы- проекты, модельные законодательные акты, в других — унифицированные общие нормы, в третьих — правовые стандарты, научные концепции и т.п. Естественно, их юридическая сила неодинакова, поскольку они могут носить программный, норма- тивно-ориентирующий, рекомендательный и обязательный характер.

Процесс сближения национальных правовых систем, по мнению Ю.А. Тихомирова, предполагает:

разработку общей политики государственного правового развития;

осуществление мер по преодолению правовых различий;

принятие мер по выработке общих совместных юридических правил[135].

Существует мнение, что процессы автономизации правовых систем и одновременно их постепенно нарастающее до известного предела сближение возможны только между правовыми системами, близкими по типу правопонимания, например, взаимовлияние возможно между системой общего права и романогерманской системой права, но не с участием традиционных и религиозных правых систем. Это спорное мнение, поскольку, например, модернизация исламского права предполагает определенное взаимодействие и взаимопроникновение классических положений и норм к современным условиям. И сам факт существования дуализма в правовых системах исламских государств предполагает определенное взаимодействие и дополнение между правовыми системами различного типа правопонимания.

По этому поводу С.С. Алексеев отмечает, что сближение пра- вовых систем происходит не только между правовыми системами одной семьи, но и между самими правовыми семьями. Например, «путь прецедентного права характерен для единого («общего») европейского права в целом, в формировании которого значительную роль играет Люксембургский суд Европейских Сообществ, вырабатывающий в контексте решаемых дел прецедентов единые для сообщества единые принципы»[136].

Сближение правовых систем предполагает определенную адаптацию национальных законодательств к общепринятым международным стандартам. Этот вопрос достаточно актуален для государств, образовавшихся и на постсоветстком пространстве (постсоциалистическом пространстве), стремящихся включиться в общеевропейские структуры и процессы. Так, во многих из этих государств развернулись дебаты вокруг отмены такого вида наказания, как смертная казнь, мораторий на которую установлен под влиянием права Европейского Сообщества. Так, например, базовыми документами, определяющими процесс адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза и осуществление интеграции Украины в Европейское Сообщество, являются принятые Европейским Советом на Копенгагенском саммите в 1993 г. Декларация и Соглашение

партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейскими Сообществами и их государствами-членами 1994 г., а также Указом Президента Украины «Опрограмме интеграции Украины в Европейский Союз» 2000 г. и Законом Украины «О Общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза» 2004 г.

Адаптация законодательства Украины к законодательству Европейского Союза — это поэтапное принятие и внедрение Украиной нормативно-правовых актов, разработанных с учетом законодательства Европейского Союза. Адаптация проводится для обеспечения соответствия законодательства Украины обязательствам, которые вытекают из Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, развития национального законодательства в направлении его приближения к законодательству ЕС и обеспечение высокого уровня подготовки в Украине законодательных актов, создание правовой базы для интеграции Украины в ЕС.

На протяжении первого этапа адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза предполагает развитие правовой системы Украины согласно требованиям, определенным в Декларации, в направлении установления верховенства права, обеспечения прав человека, функционирования рыночной экономики; приведения законодательства Украины в соответствие к требованиям Соглашения о партнерстве и сотрудничестве и других международных договоров, которые касаются сотрудничества Украины и ЕС.

В дальнейшем процесс адаптации будет состоять в пересмотре законодательства Украины в сферах, определенных Соглашением о партнерстве и сотрудничестве, с целью обеспечения его приблизительного соответствия законодательству ЕС; правовом обеспечении создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС и подготовки к ассоциированному членству Украины в ЕС.

И, наконец, адаптация законодательства направленная на заключение Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС; подготовку расширенной программы гармонизации законодательства Украины с законодательством ЕС с целью обеспечения интеграции Украины к общему рынку ЕС.

Как отмечает Ю.А. Тихомиров, «согласованное» правовое развитие государств можно рассматривать применительно к четырем основным направлениям и формам их проведения:

сближение законодательства, когда определяется общий курс государств в данной сфере, направления, этапы сближения, способы сближения;

гармонизация законодательства, когда согласовываются общие подходы, концепции развития национальных законодательств, вырабатываются общие правовые принципы и отдельные решения;

принятие модельных законодательных актов;

унификация законодательства, когда разрабатываются и вводятся в действие общеобязательные единообразные юридические нормы (правила)»[137].

Таким образом, сближение и взаимодействие правовых систем современности — явление глобальное, характерное для развития права в XXI в., носящее закономерный характер. Это особенно заметно на региональном уровне, когда экономические, геополитические и культурные процессы объединяют государства. Утверждение приоритета международного права также ведет к тому, что в национальных правовых системах увеличивается число единообразных стандартов. Основными способами сближения правовых систем является гармонизации законодательств и унификация правовых норм. Немаловажная роль в этом процессе отводится имплементации норм международного права в национальное законодательство и оказанию международной правовой помощи.

Источник

Оцените статью